Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства. Упражнения на развитие ассоциативного мышления

Приветствую вас, друзья! С чем у вас ассоциируется Новый год? Кто-то ответит, что с запахом или вкусом мандаринов, у кого-то всплывет воспоминание о елке, кто-то вспомнит о семье, а может, о салате «Оливье». Ассоциации богаты и индивидуальны. Удивительно, но ученые придают им важное значение. Хотя мы привыкли обычно не обращать на них внимание, а зря! Ассоциативное мышление может быть очень полезно в современной жизни, когда переизбыток информации, а также дефицит свободного времени, делают нас более автоматичными, менее творческими.

Знакомство с миром ассоциаций

Мы часто произносим подобные фразы: «Ты у меня ассоциируешься с…», «У меня возникла ассоциация с…». Но совсем нечасто мы задумываемся о том, что же такое ассоциация. Этим словом чаще всего называют взаимосвязь предметов и явлений, присутствующую в сознании человека и запечатленную в его памяти.

Ассоциации накапливаются в течение человеческой жизни и зависят от полученного опыта. Нет законов, строго устанавливающих правила создания ассоциативных связей. Все индивидуально. Однако есть несколько общих принципов, благодаря которым мы обычно проводим параллели между предметами:

  • Смежность : объекты находятся рядом во времени или пространстве. Например, чашка и блюдце, лето и жара.
  • Сходство : когда объекты имеют нечто общее во внешнем виде. Допустим, мяч и голова – оба по форме круглые.
  • Контрастность : понятия в нашем сознании могут противопоставляться. К примеру, черное и белое, правда и ложь.
  • Причина–следствие : один объект является следствием другого. Самое простое: гром и молния.

Также наше сознание стремится обобщать, подчинять одно понятие другому, сопоставлять часть и целое, дополнять объекты.

Чаще всего ассоциации создаются по этим принципам. Интересно последить за образованием собственных взаимосвязей, а затем подумать, по какому признаку вы связали эти предметы. Если вдруг обнаружите, что ни один из вышеназванных пунктов не подходит к вашей ассоциации, это не значит, что она неправильная. Неправильных – не бывает! И в этом их прелесть.

В чем практическая ценность ассоциаций?

Умение строить необычные логические цепочки, безусловно, необходимо людям, чья деятельность связана с творческим поиском и созданием чего-то нового. Но даже если вы связаны с областью, где креативность не является ключевым навыком, способность выстраивать связи пригодится для развития памяти. Большинство мнемотехнических техник основано именно на работе с ассоциациями. К тому же в современном обществе высоко ценится независимое критическое мышление. Яркие творческие люди неизменно привлекают внимание, выделяются из толпы. Кажется, что с ними всегда интересно. А ведь это на самом деле так.

Мышление с помощью ассоциаций находится за пределами логики. Многие из них просто возникают в голове в ответ на картинку, заботливо предложенную воображением. Но именно развитие ассоциативного мышления благоприятно влияет на:

  • осознание принципов работы логики,
  • развитие воображения,
  • восприятие смысловых связей,
  • память.

Надеюсь этих поводов достаточно, чтобы заняться вплотную работой со своими ассоциациями. Кстати, есть еще один момент: самопознание. Именно на ассоциативном методе был основан психоанализ. З. Фрейд всегда считал ассоциацию тайным знаком нашего подсознания, разгадав который можно много нового узнать о сознании. А вы готовы узнать кое-что новое о себе? Если да, попробуйте пройти следующий тест.

Ассоциативный тест

Игра с ассоциациями – всегда глубинный процесс, исследование своей личности. С помощью данного теста у вас получится немного заглянуть в свое подсознание, чтобы понять, что сейчас с вами происходит или что важно.

  1. Запишите 16 любых случайных слов, первых, что придут в голову.
  2. Чтобы было немного проще, вот вам 16 букв: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С. Именно с них пусть начинаются ваши слова. То есть, первое слово – с буквы Т, второе – с Д и т.д.
  3. Получившийся ассоциативный ряд разбейте на пары (слова, которые стоят рядом) и подберите к этой паре новую ассоциацию. Получается, у вас останется 8 слов.
  4. Проделайте ту же операцию с новым рядом. И еще раз. Сначала у вас будет 4 слова, потом только два.
  5. Последняя – самая главная! – операция: подберите ассоциацию к оставшейся паре. Именно оно представляет на данный момент особую ценность. Внимательно посмотрите на него, подумайте, к чему это?

Как видите, способы, как развить ассоциативное мышление могут быть крайне увлекательными, а также познавательными.

Развивающие упражнения

В случае с ассоциативным мышлением занятия будут приносить удовольствие, окажутся легки, приятны. Это как раз тот случай, когда можно играть: чем больше – тем лучше. Однако игры лучше подбирать тематические: например, Имаджинариум – отличная настольная игра для небольшой компании. Неплохо, если вы привыкнете перебрасываться ассоциациями со своими близкими людьми. Любопытно иногда проследить, почему именно такое слово родилось в ответ. Так вы узнаете глубже не только себя, но и партнера.

Отлично может зайти игра, освобождающая сознание от стереотипов и клише. Договоритесь, что на встречный вопрос нужно ответить, не задумываясь, быстро, нелепо и невпопад. Например, на вопрос: «Который час?» - можно ответить: «Читаю книгу». Если ответы вдобавок будут еще и смешными, это упражнение на пару минут продлит вам жизнь.

Здорово расширяет круг ассоциаций и повышает ассоциативное мышление следующее задание: возьмите два несвязанных друг с другом слова, затем попробуйте построить между ними смысловую цепочку, начиная с одного, заканчивая другим.

Одним из упражнений, направляющих мышление, станет следующее: вам предстоит строить цепочку ассоциаций, но исходя из определенных ограничений. Например, представьте, что вы грузчик или врач, десятилетний ребенок или сорокалетняя женщина. Войдите в роль, отвечайте не от своего, а от их лица. Данное задание помогает лучше почувствовать различные системы ассоциаций, учит выходить из заданных рамок или, наоборот, оставаться в них.

Учитывайте тот факт, что эти упражнения не только развлечение, попытка скоротать время. Это способы развить важный навык. А значит заниматься нужно регулярно, уделяя хотя бы 15 минут на тренировку.

Даже обычную поездку в общественном транспорте можно сделать развивающим занятием: наблюдайте за рядом стоящими людьми, представляйте, сколько им лет, чем они занимаются, о чем думают.

Будет здорово, если вы начнете использовать мнемотехнические приемы. Они хорошо пригодятся для учебы и при запоминании больших объемов информации.

Приятных ассоциаций, с уважением Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Развитие ассоциативного мышления в процессе восприятия музыки.

Восприятие музыкального произведения у детей младшего школьного возраста происходит в основном через создание внутренних близких и знакомых им визуальных картин в воображении. Виртуальные картинки могут быть почерпнуты ими из личного опыта, рассказов взрослых, знакомых литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей.

Дав прослушать то или иное музыкальное произведение, доступное для детского восприятия, педагог предлагает описать те картины, которые рождались у детей в их воображении в момент звучания музыки, так как музыкальный художественный образ не несет в себе ярко выраженной конкретности, воображаемые картины могут быть самыми различными. Главное, чтобы дети почувствовали настроение и характер музыки и включили свое внутреннее видение, т.е. нашли визуальный и словесный образ, адекватный музыкальному.

Игры и разминки на образное восприятие колорита. Для восприятия произведений изобразительного искусства необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступить к работе по усвоению холодной и теплой гаммы цветов.

Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям не только органично воспринять характер и настроение произведений живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, наблюдении за явлениями окружающей жизни. Дети смогут взглянуть на себя, свою одежду, окружающий интерьер глазами художника, т.е. оценить себя и окружающих в их повседневном облике с эмоционально-эстетических позиций.

Разминка «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке. Так вырабатывается реакция на ладовое своеобразие музыкального образа и цветовую ассоциативность.

Игра «Угадай, кто я». Педагог показывает тот или иной флажок, и дети называют те предметы, которые им встречались в жизни такого же цвета. В игре могут использоваться геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, лоскутки тканей и др.

Двигательно – пластические игры, упражнения и этюды. Освоение пластики, динамика красоты движений, богатства мимического рисунка составляют важный аспект эстетического воспитания. Начинать такие занятия следует с игр и простых упражнений, позволяющих ребенку адаптироваться с тем пространством, в котором он находится, ощутить свои пластические возможности.

Затем переходят к упражнениям для развития пластики рук. Их можно выполнять и сидя и стоя. Желательно, чтобы они сопровождались ритмичной музыкой, совпадающей с образами, создающимися жестами. При выполнении упражнений важно учитывать субъективные особенности детей, их темперамент и творческое воображение. Образы, предлагаемые для пластического воплощения, должны быть предварительно охарактеризованы самими детьми с учетом их личного опыта и наблюдений.

Ситуативные этюды могут воспроизводить сюжеты известных картин, быть музыкально – пластическими импровизациями или иллюстрировать определенные жизненные ситуации, возникающие в жизни. Такие этюды направлены на адекватную передачу эмоций и движений, на соответствие образа мыслимого и создаваемого.

Игра «Я - портрет». Ребенок воображает себя изображением на портрете. Его задача – определить и выбрать для себя фон, на котором он изображен. Остальные называют этот фон.

Пластический этюд для рук «Листья падают…». Под плавную музыку вальса дети руками имитируют падающие листья. Движения должны быть легкими, соответствующими музыкальной мелодии. Можно усложнить задание: «Подул ветер». Тогда меняется характер музыкального образа – дети изображают листья, уносимые ветром.

Этюд «Снег кружится». Под музыку ребята плавно опускают руки, стараясь передать различные состояния: медленно падает снег, вдруг ветер подхватывает снежинки, начинается метель… Можно развить, предложив детям подняться с мест и дополнить пластику рук движениями всего тела. Завершение этюда – снежинки падают на землю, причем опускаются не все вместе, а поочередно. Дети учатся легкости кистевых движений, плавности жестов и других предметов.

Игра «Замри!». Ребята исполняют динамический пластический этюд на заданную тему. По команде «Замри!» они застывают в тех позах, в каких она их застала. В этом случае пластический этюд переходит из динамичной формы в статичную, что дает детям представление об относительности движения и покоя, развивает координацию .

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциации и их виды

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Если говорить о создании интеллектуальной базы для успешного обучения ребенка (в том числе для быстрого чтения), то нельзя обойти вниманием ассоциативное мышление. Сегодня я предлагаю вам материал об ассоциативном мышлении, о том, какое значение оно имеет в жизни, и как влияет на развитие ребенка. И что делать, если оно развито слабо или не развито вовсе.

Все дело в том, что наши память и мышление ассоциативны. Вы замечали, что какое-то слово или выражение, или запах, или действие вызывает определенные воспоминания.

Например, вы идете по улице, и до вас доносится запах свежеиспеченного пирога. Сразу в уме возникают воспоминания о доме, о маме, которая в детстве пекла пироги, о чаепитии, возможно, о друзьях и многих других вещах. Вот это и есть ассоциации.

Подбор ассоциаций будит в памяти массу сведений, что положительно сказывается практически на всех сторонах ума. Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Это очень хорошая тренировка для ума, недаром ассоциативное мышление называют мышлением гениев. Благодаря ему, человек (ребёнок в том числе) становится способным к созданию

  1. новых оригинальных идей,
  2. смысловых связей.

Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция.

Ассоциативное мышление – это особое мышление. Не новость, что у человека два полушария. У каждого своя задача. Левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого получается совершенно новое качество, что тоже очень полезно для развития.

Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, которые, казалось бы, были давным-давно забыты, и таким образом активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого значительно расширяется активный словарь ребенка.

Перед школой полезно проверить, умеет ли ваш малыш создавать ассоциации.

Тест на ассоциативное мышление

Возьмем 30 слов, знакомых ребенку: десять обозначающих предметы (имена существительные), десять действия (любые глаголы), а десять – качества (имена прилагательные). Перемешаем их и напишем в столбик, чтобы справа от слова осталось место, где будут записаны ответы ребенка.

Слова (примерный набор): солнце, быстрый, мальчик, волчий, рисовать, высокий, быстро, петь, кровать, сердитый, летать, стакан, стол, смеяться, лес, холодный, друг, яблоко, прыгать, книга, красный, расти, дом, веселый, вода, брат, широкий.

Смотрите, где ребенок испытывает наибольшие затруднения: тратит много времени, не может подобрать слово и т. д. Здесь и нужно поработать.

Если ребенок затрудняется, то это может быть по трем причинам:

  1. не понял задания;
  2. не умеет находить ассоциации;
  3. боится высказывать свое мнение.

По качеству ответы можно разделить на две группы.

Высшие речевые реакции:

  1. когда дается качественная характеристика предмета: ответы типа солнце круглое, (желтое, греет), стакан - вода, красный - синий;
  2. в ответ на слово ребенок называет родовое понятие: стол - мебель, яблоко - фрукт;
  3. ответ по контрасту: смеяться - плакать, веселый - грустный, лес - поле.

Низшие речевые реакции:

  1. вместо ответа ребёнок задает вопрос: яблоко - "где?" "какое?" (такие ответы называются ориентировочными);
  2. отказные ответы: "не знаю";
  3. созвучные: типа "брат - брать";
  4. на 2, 3 и более слов отвечает одним и тем же, например, своим именем;
  5. просто повторяет предъявляемое слово: "дом - дом" или называет множественное число "дом - дома".

Тренировка ассоциаций

Ассоциации можно и нужно тренировать. Для дошкольника полезной будет приведенная ниже игра.

Дайте ребёнку такую инструкцию: "Я назову слово, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)". Слова называйте по одному. Получается как "вопрос-ответ"

Например:

  1. окно, стол, ботинки, море, девочка, дом, птица, посуда, дерево, карандаш, бабочка, собака, совок, огурец, самолет, соль, трава, корова, радуга, облако, диван, заяц, цветок;
  2. стоит, говорит, пить, расти, петь, шить, рисовать, бежать, смеяться, падать, дружить, слезать;
  3. королевский, желтый, большой, холодный, высокий, толстый, ветреный, хороший, сердитый, деревянный, лисий;
  4. быстро, светло, неправильно, поздно, сердито, сухо, высоко, старательно, весело.

Все эти слова можно перемешать, чтобы мозг ребёнка постоянно переключался. Это полезно, так как формируются важные качества ума: переключение и распределение внимания. Чтобы подобрать слова для предъявления, используйте орфографический или другой словарь.

Сайт Нестандартные дети желает успехов!

Ассоциативное мышление

как способ развития мотивации

Ассоциация (от лат. associatio - соедине­ние) - закономерная связь двух или более психических процессов (психических эле­ментов), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. Напри­мер, это связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ас­социация идей).

Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассо­циацией по смежности. Строки стихотворе­ния, тригонометрические формулы, истори­ческие события, свойства материальных предметов - всё это для нас системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определённой последовательности, каждый из которых вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путём повто­рения и наведения идут почти все умствен­ные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладаю­щих богатой фантазией обычное течение процессов может легко прерваться. У них одно поле духовных объектов может вызвать появление в сознании другого, такого, с ко­торым первое, быть может, ни разу не соче­талось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном в таком случае обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами - аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чув­ствуем её, всё же с трудом можем найти её основание. Например, в красном цвете мно­гие видят что-то мужественное, а в голубом - женственное; некоторые человеческие харак­теры напоминают нам кошку, другие - со­баку, третьи, пожалуй, корову.

Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоя­нии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чём человек будет думать через пять минут. По мнению основателя ассоциативной пси­хологии английского врача Д. Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий вы­водима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.

Многие ключевые вопросы химии, такие, как химическая связь, окислительно-восстано­вительные процессы, электронное строение атомов и т. д., трудны для понимания, а зна­чит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения хи­мии. Именно по этой причине, т. е. из-за про­стого непонимания, любовь к химии, воз­никшая на первых порах, может легко пере­расти в ненависть, и справиться с ней учите­лю будет нелегко Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенная задача преподавателя химии - не просто донести до студента смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками.

Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление.

К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с чем-то привычным законным для учащихся, то многие научные термины становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.

Как можно заглянуть внутрь атома, особенно если невозможно использовать компьютерную поддержку урока? И Мы придумываем! Представляем, например, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов - это взаимоотношения между людьми, обладающими своими характерами, привычками, способностями и т.д.

Пример ассоциативного мышления в истории развития химии - представление английским химиком Дж. Томсоном в 1903 г. модели атома, которую он назвал «пудинг с изюмом». По его гипотезе, атом подобен положительно заряженному пудингу, в которой вкраплены отрицательно заряженные «изюмины» - электроны. Впоследствии Э. Резерфорд в 1911 г. предложил планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг него по замкнутым орбитам, подобно движению планет вокруг Солнца.

Рассмотрим некоторые темы из курса химии, при изучении которых мож­но использовать метод ассоциативного мыш­ления (см. таблицу).

Можно провести анкетирование с целью определить, помо­гает ли студентам ассоциативное мышление в обу­чении химии.

1. Есть ли в курсе химии трудные для ва­шего понимания темы?

2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем.

3. Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?

4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?

5. Приведите примеры способов запоми­нания (свои и предложенные учителем).

6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?

7. На каких ещё уроках вы используете ассоциативные приёмы?

Анализ анкет показал, что 15% студентов легко запоминают новый материал, 45% усваивают его с помощью ассоциаций, 30% заучивают (см. диаграмму). Предпо­лагаю, что некоторые студенты, использую­щие ассоциации, просто не определяют их так для себя. По результатам опроса можно сделать вывод, что применение метода ассоциаций способствуют усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления учащихся.

Изучаемый материал

Ассоциации

Знаки химических элементов, например знак фосфора - Р

например знак фосфора - Р

Р - это русская буква «эр». На букву «эр» начинается слово «рыба», в рыбе много фосфора

Электронное строение атомов химических элементов

Правило Хунда

Принцип Паули

Преподаватель - ядро, студенты - электроны. У каждого своё место, свой уровень и т. д. Имеются вакантные места за партами, первые парты заполнены

В автобусе на сдвоенные сиденья пассажиры садятся по одному, если есть свободные места. Так удобнее

В автобусе не бывает мест, где сидели бы более двух человек

Валентность, Степень окисления

Имея определённую сумму денег, вы можете потратить все или часть. Потра­ченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность

Химическая связь. Причины её образования. Смещение общей электронной пары к одному из атомов

Атомы, как и люди, стремятся к стабильности, поэтому они «встречаются», «дружат» крепко или не очень, «расстаются». Всё зависит от характера

Окислительно-восстановительные процессы. Окисление. Окислитель. Восстановление. Восстановитель

Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое - окисление. А когда ты нашёл пропажу, настроение восстановилось - восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение, - восстановитель

Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые атомы легко отдают, проявляя восстановительные свойства

Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличе­нием радиуса их атомов

Если в кармане 1-3 рубля - это мало. Потеряешь и не заметишь

Студент, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия

Неметаллические свойства

Чем больше денег в кармане, тем труднее с ними расстаться. Если есть большой капитал, то легче заработать ещё

Электроотрицательность. Смещение электронов к атому более электроотри­цательного элемента

Поговорка «тянуть одеяло на себя»; из двух друзей всегда кто-то лидирует

Химические реакции. Взаимодействие с кислородом - реакция окисления Реакции замещения и обмена

Кислород обозначают буквой 0. На «о» начинается слово «окисление»

Легко показать, пересаживая учащихся на их местах за партами

Структура органических соединений. Изомерия углеродного скелета

Структура полимеров

Если учеников класса пересадить за партами по-другому, то состав класса не изменится, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость

Бусы или цепочка (украшение). Звенья могут быть одинаковые или разные, в определённом порядке

Способы запоминания, %

С этой целью на уроках и дополнитель­ных занятиях я систематически использую нестандартные задачи.

В качестве примера приведу несколько задач.

Задача 1. В подвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения? Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.

Задача 2. Молодая хозяйка повесила су­шить бельё на железную проволоку, натяну­тую между стойками вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обна­ружила на чистом белье ржавые полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?

Задача 3. В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их спла­вов. Но вот беда: при хранении металличе­ские изделия подвергаются коррозии. Укажи­те условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно больше. Какие химические процессы могут проис­ходить на поверхности инструментов при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смаз­кой, лаком или обернуты промасленной бу­магой.

Благодаря необычной формулировке та­ких задач, их связи с жизнью они вызывают повышенный интерес у обучаемых, разви­вают любознательность. Многим нравится решать эти задачи. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.

Решение нестандартных задач по химии развивает логическое и ассоциативное мыш­ление. Преподаватели математики и физики также отмечают возрастание внимания к трудным задачам по их предметам. Это свидетельствует о развитии умений решать сложные задачи естественно-математической направленно­сти. Кроме того, эти задачи способствуют интеграции знаний, установлению межпред­метных связей, побуждают студентов исполь­зовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только изучения химии, но и учёбы в целом.

Все предложенные выше способы разви­тия ассоциативного мышления – результат многолетней педагогической работы. Конечно, возможны и другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы преподаватель не навязывал свои ассоциации, а советовался со студентами, ведь восприя­тие мира индивидуально. Если студенты на занятии предлагают свои варианты запомина­ния того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом, и прежде всего о том, что у них есть интерес к предмету, а са­мое главное - развиваются способности рас­суждать, сравнивать, анализировать. Таким образом, все это позволяет не только научить химии, но и воспитать интеллекту­ально развитую личность.

ГОУ СПО (ССУЗ) «Темниковское медицинское училище»

ДОКЛАД

Подготовила для выступления

на методическом совете

преподаватель химии

Сергеева Любовь Юрьевна