Религиозный аспект романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. Ф. достоевский «преступление и наказание

Роман в шести частях с эпилогом

Часть первая

I

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал. Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу. «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это ? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!» На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться... А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во всё горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его. «Я так и знал! — бормотал он в смущении, — я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее... Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё...» Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, «безобразную» мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя всё еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее. С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в — ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..» — подумал он невольно, проходя в четвертый этаж. Здесь загородили ему дорогу отставные солдаты-носильщики, выносившие из одной квартиры мебель. Он уже прежде знал, что в этой квартире жил один семейный немец, чиновник: «Стало быть, этот немец теперь выезжает, и, стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая. Это хорошо... на всякой случай...» — подумал он опять и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди. В подобных мелких квартирах таких домов почти всё такие звонки. Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил... Он так и вздрогнул, слишком уже ослабели нервы на этот раз. Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Но увидав на площадке много народу, она ободрилась и отворила совсем. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость. — Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, — поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее. — Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, — отчетливо проговорила старушка, по-прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица. — Так вот-с... и опять, по такому же дельцу... — продолжал Раскольников, немного смутившись и удивляясь недоверчивости старухи. «Может, впрочем, она и всегда такая, да я в тот раз не заметил», — подумал он с неприятным чувством. Старуха помолчала, как бы в раздумье, потом отступила в сторону и, указывая на дверь в комнату, произнесла, пропуская гостя вперед: — Пройдите, батюшка. Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда , стало быть, так же будет солнце светить!..» — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», — подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат. — Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо. — Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная. — Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул. — Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите. — А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать. — Много ль за часы-то, Алена Ивановна? — А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно. — Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу. — Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с. — Полтора рубля! — вскрикнул молодой человек. — Ваша воля. — И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел. — Давайте! — сказал он грубо. Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. «Должно быть, верхний ящик, — соображал он. — Ключи она, стало быть, в правом кармане носит... Все на одной связке, в стальном кольце... И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода... Стало быть, есть еще какая-нибудь шкатулка, али укладка... Вот это любопытно. У укладок всё такие ключи... А впрочем, как это подло всё...» Старуха воротилась. — Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается по сему же счету вперед двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с. — Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек! — Точно так-с. Молодой человек спорить не стал и взял деньги. Он смотрел на старуху и не спешил уходить, точно ему еще хотелось что-то сказать или сделать, но как будто он и сам не знал, что именно... — Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу... серебряную... хорошую... папиросочницу одну... вот как от приятеля ворочу... — Он смутился и замолчал. — Ну тогда и будем говорить, батюшка. — Прощайте-с... А вы всё дома одни сидите, сестрицы-то нет? — спросил он как можно развязнее, выходя в переднюю. — А вам какое до нее, батюшка, дело? — Да ничего особенного. Я так спросил. Уж вы сейчас... Прощайте, Алена Ивановна! Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул: «О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц...» Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же всё отлегло, и мысли его прояснели. «Всё это вздор, — сказал он с надеждой, — и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое всё это ничтожество!..» Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная.

Галкина Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 города Кирова,

почётный работник образования.

Проблема выбора всегда была в поле зрения нашей литературы. Ю. Левитанский в своём стихотворении написал:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя…

Особое место в русской литературе занимает Фёдор Михайлович Достоевский. Творчество Ф.М. Достоевского освещено и освящено истинами Православия. Полнота сознательного целенаправленно-религиозного освоения бытия начинается у писателя с первого его великого романа "Преступление и наказние" (1865-1866), одного из всепризнанных величайших шедевров мировой литературы, - есть творчески-взрывное религиозное и философское постижение истины.

Нравственный выбор совершают и герои романа Ф М Достоевского "Преступление и наказание".

Но давайте вначале посмотрим на название произведения.

«Преступление…» - это переступление через какую-то черту. В жизни есть пределы, которые нельзя переходить. Преступник их переходит. В романе речь идёт об убийстве человека. А 6-я заповедь гласит: не убий. Достоевский берётся показать все этапы этого преступления и показывает, что человек в преступлении как бы переходит предел самой человеческой природы.

«Преступление и …» В названии романа 3 слова. Второе слово - союз И - тоже может быть понято особым образом. Что следует непосредственно за преступлением? Ещё не наказание. Что же? Странный момент, когда преступление и…

«…наказание». Наказание мы чаще всего воспринимаем как кару, возмездие (месть), мучительство. Не так у Бога. Не так и в русском языке (и в древнегреческом, и в древнееврейском не так).

Наказание - это указание на что-то, а также это наказ, что делать, а что не делать. При этом тебе что-то "сказано" - открыто явно, теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты переступил "наказанное", НАКАЗАНИЕ ОСТАЁТСЯ С ГРЕШНИКОМ, КАК АКТ МИЛОСЕРДИЯ БОЖЬЕГО.

Одна из самых пронзительных идей Достоевского - "Если Бога нет, то всё позволено". Что всё? Всё без ограничений. До убийства. До массовых убийств.

В "Преступлении и наказании" Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешения Лазаря. Евангельское чтение о воскрешении четверодневного смердящего Лазаря есть смысловой и энергетический узел всего романа. Чтение Соней Евангелия - один из тех эпизодов, соприкосновение с которым даёт мощнейший очищающий заряд душе человека. Вне веры невозможно постижение смысла евангельского события. Вне веры невозможно воскресение. Спаситель сказал о том - и Раскольников услышал в чтении Сони: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт..." (Ин.11, 25). Воскрешение Лазаря есть величайшее чудо, совершённое Спасителем в Его земной жизни. Такое чудо было возможно лишь Богу, но не человеку. Человеку возможно верить. Неспроста вспоминает Порфирий именно о Лазаре. Неверие в достоверность этого события есть неверие не просто в чудо, но в Бога: в его всемогущество и в Его любовь к человеку.

Раскольников требует прочесть ему Евангелие в решающий для себя момент, в созревающем стремлении объявить о своём преступлении и принять внешнее наказание по закону. Ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь ("Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся, - говорит ему Разумихин. - Четвёртый день едва ешь и пьёшь"), жаждущий воскрешения и отчаявшийся в надежде на него. Раскольников - мертвец, он и ощущает себя вычлененным из жизни: "Разве я старушонку убил? - говорит он Соне.- Я себя убил, а не старушонку! Тут-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту чёрт убил, а не я..." Но ещё прежде того, только узнавши о его преступлении, Соня восклицает в исступлении отчаяния: "Что вы, что вы над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!" Логика как будто странная: над собою он ничего не делал - он старуху и Лизавету убил? Нет, себя - ухлопал. Убийство оказывается даже не преступлением, но самим наказанием, следствием некоего иного преступления, совершённого ещё прежде того? Да, прежде самого убийства он переступил некую черту, и убийство стало наказанием за это преступление. Убийство старухи обернулось самоубийством Раскольникова.

В чём же тогда преступление? Где та черта?

Разрешение крови по совести - вот где черта переступается. Остальное - следствие. Совесть в нём жива - он по совести и позволил себе убийство. «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного», - этот закон бытия души, выведенный Достоевским, надо повторять. В совести без Бога и переступил Раскольников ту неведомую черту. За чертою бес взял над ним власть, а там бесовская воля заставляет действовать по своим правилам: и вот обрушивается топор на кроткую Лизавету, убитую уже не по расчётливой совести, а от звериного страха, в безумии, по инерции, по готовности к убийству, потому что это уже ТАМ, а ТАМ всё позволено и даже подневольно принуждается совершение того, от чего ЗДЕСЬ содрогается душа. Лизавету уже убил мертвец. Оттого он уже и не вспоминает своё второе убийство, сам тому удивляясь: он наказал себя прежде убийством старухи, судьба же безответной сестры её стала лишь неизбежным следствием: там он мог убить кого угодно без счёту.

Слово "наказание" многозначно; Даль отметил среди прочих и такие: наказ, наставление, поучение, наука, проповедь. Наказание Раскольникова - это научение, наставление, это проповедь Достоевского против убийства человеческого в человеке.

Но в противоречие самому себе, в глубине души он ощущал возможность собственного воскресения. Как вёл его прежде к преступлению бес, так теперь ведёт промысел Божий, слово Божие - к воскресению.

Раскольников не знает, что его мука оттого, что он человек, а человек не может не страдать в пространстве ЗА ТОЙ ЧЕРТОЮ, будь то Наполеон или нищий голодный студент. Но преодолеть свою муку и воскреснуть сам он не может. Чтобы смочь, нужно отречься от своей гордыни, одолеть её, смиренно признать своё бессилие: "Ибо без Меня вы не можете делать ничего" (Ин 15.5). Лазарь не может воскреснуть сам, но если "человекам это невозможно, Богу же всё возможно" (МФ 19.26). Это знает доподлинно Соня: "Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1 Кор.1.21)

Путь страданий Раскольникова есть путь его к Богу: он труден, кажется невозможным. Но человек всё же делает по нему свои мучительные шаги, не сознавая их спасительного значения. Он как будто вмёрз в свой грех, в свою гордыню, в своё преступление, в своё четырёхдневное небытие и не может не мёрзнуть.

Бесовское смердящее присутствие в нём ещё так сильно, что даже страшные каторжники ощущают это интуитивно и полны ненависти – не к нему, а к бесовскому наваждению в нём, - хотя он своим внешним поведением никак не задевает их. Он почти ненавидит Соню, призвавшую его на путь покаяния, Соню, которую полюбили все арестанты: в силу всё того же бессознательного чутья на истину.

А Соня – она не торопит его: «В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговорила об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия». Любовь долготерпит. И именно любовь, в которой всегда есть отсвет Божьего света, отмораживает его для покаяния. Богу всё возможно.Всё происходит мгновенно, вдруг.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бросило к её ногам. Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит и что настала же наконец эта минута…»

Лазарь воскрес. «Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем существом своим…» Но воскрешение Раскольникова воскрешает и Соню: она тоже грешница, переступившая черту, хоть и жертвуя собою, она с самого начала сознавала свой грех, своё недостоинство, и также нуждалась в помощи для очищения от греха, и терпеливо ждала.

Раскольников едва ли не сразу ощутил свою неразрывность с Соней – и в грехе, и в очищении. Их воскресила любовь.

Бог не похож на земного судью. Он судит не по бездушной букве закона, а единственно по Своей любви. И суд любви и беспощаден, если мы не признаём его (так же, как если спрыгнем с 10-го этажа), и животворящ, если его принимаем, потому что закон любви вложен Богом в природу человека.

Способность направлять свою волю к добру или ко злу называется на современном языке свободой, но не в самой способности выбирать между добром и злом заключается высочайшая ценность свободы, а в выборе добра. Этот роман Достоевского не утрачивает своей актуальности, потому что, как сказал Патриарх Кирилл, «мы живём в эпоху, когда поддерживается опасная идея «сколько голов, столько умов и столько правд» - у каждого, мол, своя правда. И когда мы отстаиваем свою правду, пренебрегая правдой Божией, когда мы свою маленькую правду, которая на деле оказывается не правдой, а кривдой, вводим в конфликт с правдой Божией, – мы согрешаем, и над нами совершается Суд Божий и в этой жизни, и в жизни вечной. Это происходит, когда мы именно свою правду считаем правдой, непременной для других; когда мы её отстаиваем, причиняя боль и страдания нашим ближним. Вместо того чтобы соотнести своё мнение и своё убеждение с Божией правдой, мы конфликтуем со всей силой, мы не думаем о Божией правде, нередко разрушая наши семьи, отторгая супругов друг от друга, детей от родителей и родителей от детей. И через эти страдания, которые мы принимаем, над нами совершается Суд Божий. Господь как бы говорит: хотите жить по своей правде, которая правдой не является, - живите, но помните, что эта жизнь несовместима с человеческим счастьем».


Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. М.: Изд-во «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2016. С. 346.

Там же. С. 344.

Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. М.: Изд-во «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2016. С. 327.

Там же. С. 331.

Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. М.: Изд-во «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2016. С. 328.

Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. М.: Изд-во «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2016. С. 330.

Там же. С. 327.

Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. М.: Изд-во «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2016. С. 332-335.

Там же. С. 335.

Там же. С. 354.

Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. М.: Изд-во «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2016. С. 338.


Похожая информация.


В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, – нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! – подумал он с странною улыбкой. – Гм… да… все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся… А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это ? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться… А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» – и заорал во все горло, указывая на него рукой, – молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.

– Я так и знал! – бормотал он в смущении, – я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят… главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее… Мелочи, мелочи главное!.. вот эти-то мелочи и губят всегда и все…

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, «безобразную» мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее.

С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..» – подумал он невольно, проходя в четвертый этаж. Здесь загородили ему дорогу отставные солдаты-носильщики, выносившие из одной квартиры мебель. Он уже прежде знал, что в этой квартире жил один семейный немец, чиновник: «Стало быть, этот немец теперь выезжает, и, стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая. Это хорошо… на всякий случай…» – подумал он опять и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди. В подобных мелких квартирах таких домов почти всё такие звонки. Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил… Он так и вздрогнул, слишком уж ослабели нервы на этот раз. Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Но, увидав на площадке много народу, она ободрилась и отворила совсем. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.

Подготовительные вопросы к сочинению:

Какую теорию разработал Раскольников?

Как Достоевский рисует в романе "Преступление и наказание" мир униженных и оскорбленных?

Какая роль отводится в романе Петербургу?

Ответы

Образ Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, раскрывает главную идею романа. Раскольников не имеет возможности продолжать образование в университете, влачит нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завляадевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому мнению приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой – серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительными наименованиями – "тварь дрожащая" и "муравейник".

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием, Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он – сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним. Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие недладное,пытаются открыть запертую дверь, Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Казалось бы, улик против него нет. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "твари дрожащей".

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает это ради своей несчастной, голодающей семьи, не считая и самоубийство возможным выходом из тупиковой ситуации. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького человека" – бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

И в идеологическом романе "Преступление и наказание" она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Люди вокруг разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что любимая дочь живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых – постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека. Теория Раскольникова порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. Но писатель показывает, что в этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. Изображая мир петербургских трущоб, автор не только испытывает жалость к обездоленным и униженным людям, но и восхищается замечательными человеческими качествами, свойственными, например, Соне и Дуне, сохранить которые в невыносимых условиях сложнее всего.

Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе. И все бедствия происходят "в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице". Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Петербург Достоевского – полноправный герой романа, его влиянию подвержены все герои, он внушает противоречивые чувства и толкает людей на необъяснимые поступки.

Отрывки из статьи Н. П. Анциферова "Петербург Достоевского"

В "Преступлении и наказании" разворачивает Достоевский пейзаж города в целую панораму Невы.

"Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста (Николаевского. - примеч. авт.), не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо рассмотреть даже каждое его украшение".

Здесь так четко очерчен пейзаж города, и можно ожидать, что Достоевский отдастся пушкинскому восторгу, но "необъяснимым холодом веяло на него (Раскольникова) всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина".

Еще не настали сроки, когда город заговорит властно и раскроются глаза его обитателей на его несравненную единственную красу, и Достоевский своим углублением и обогащением души Петербурга подготовил это время возрождения.

(...) Мокрый снег вновь и вновь проступает в глубине пейзажа, на котором развертывается жуткое действо. Это постоянный аккомпанемент к основной мелодии действия.

В этом падающем снеге Достоевский чувствовал выражение какой-то таинственной силы. Прозаические картины города одухотворяются им какой-то особой поэзией.

Не доходя до Сенной, встретил Раскольников черноволосого шарманщика с девушкой в кринолине, в мантилье, в перчатках и в соломенной шляпке с огненным пером, – все это было старое и истасканное; и она выпевала романс дребезжащим, но приятным голосом. Раскольников любил, "как поют под шарманку в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают".

В этом соприкосновении с мокрым снегом происходит какое-то общение с затаившейся водной стихией. Она заставляет останавливаться проходящих через многочисленные петербургские мосты и всматриваться упорно в мутные воды, она приковывает внимание к мокрому снегу, дождю и туману, как к какой-то манящей силе, но силе темной. В ненастную петербургскую ночь обнажается бездна со всеми страхами и мглами. (Парафраз строк из стих. Ф. И. Тютчева "День и ночь", 1839, "И бездна нам обнажена / С своими страхами и мглами".) (...)

Дремлющие в недрах города силы хаоса сообщают жизни Петербурга, столь суетной и пошлой, исключительную напряженность. И этот город, "полный пошлости таинственной" (Из стих. А. А. Блока "Там дамы щеголяют модами...", 1906-1911.), оказывается городом фантастики, превращается в призрак, в видение.

Эта фантастика не заключается в дуалистическом рассечении жизни на явь и сон, прозу и поэзию, быль и сказку. Нет, ее особенность в неразличимости противоположных начал, в их нераздельной слитности, но только не в их механическом смешении. Чем петербургская жизнь привычнее, пошлее, тем полнее незримо присутствующей тайной.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Федор Михайлович Достоевский - один из самых значимых творцов не только русской литературы, но и мировой, общечеловеческой. Романы великого писателя по сей день переводятся и издаются на все новые и новые языки. пропитано состраданием и безграничной любовью к обычным людям. Уникальный талант показывать самые глубинные качества человеческой души, которые каждый так старательно скрывает от всего мира, - вот, что привлекает людей в произведениях великого писателя.

Федор Достоевский: "Преступление и наказание" - год написания и отзывы читателей

Пожалуй, самый противоречивый роман Достоевского - это "Преступление и наказание". Написанный в 1866 году, он произвел неизгладимое впечатление на почтенную публику читателей. Как это всегда бывает, мнения разделились. Одни, поверхностно пролистав первые страницы, возмущались: "Избитая тема!" Те, кто принимался читать что угодно, лишь бы подчеркнуть свой статус и похвастаться самим фактом прочтения, а не пониманием мысли автора, искренне жалели честного убийцу. Третьи бросали роман, восклицая: "Какое мучение - эта книга!"

Таковы были самые распространенные отзывы. настолько ценное в литературном мире, не сразу нашло должное признание. Однако оно в корне изменило весь уклад общественной жизни девятнадцатого века. Теперь на светских приемах и модных вечерах была дежурная тема для разговора. Заполнить неловкое молчание можно было обсуждением Раскольникова. Те, кто имел несчастье не сразу прочитать произведение, быстро

Ложное представление о романе "Преступление и наказание"

Понять, что должен был донести до читателя роман Достоевского, тогда смогли немногие. Большинство видело лишь верхушку айсберга: студент убил, студент сошел с ума. Версию о сумасшествии поддерживали и многие критики. В описанной ситуации они видели только абсурдные представления о жизни и смерти главного героя. Однако это не совсем так: нужно смотреть вглубь, в душу, уметь уловить тонкие намеки на истинное положение дел.

Проблемы, поднятые Ф. М. Достоевским

Главную проблему, поднятую автором, трудно выделить из всех остальных - слишком уж многоплановым вышло "Преступление и наказание". Книга содержит проблемы нравственности, а точнее, ее отсутствия; социальные проблемы, которые порождают неравенство между одинаковыми на первый взгляд людьми. Не последнюю роль играет тема неправильно расставленных приоритетов: писатель показывает, что случается с обществом, одержимым деньгами.

Вопреки популярному мнению, главный герой романа Достоевского "Преступление и наказание" не олицетворяет того времени. Многие критики восприняли этот персонаж в штыки, решив, что Раскольниковым автор выразил презрение популярному в конце девятнадцатого века течению - нигилизму. Однако эта теория в корне неверна: в бедном студенте Достоевский показал лишь жертву обстоятельств, человека, который сломался под натиском общественных пороков.

Краткое содержание романа "Преступление и наказание"

Описываемые события происходят в 60 гг. 19 века, в мрачном Петербурге. Родион Раскольников, бедный молодой человек, в прошлом студент, вынужден ютиться на чердаке многоквартирного дома. Устав от нищеты, он отправляется к старухе-процентщице, чтобы заложить последнюю ценность. Знакомство с пьянчугой-Мармеладовым и письмо матери, которая описывает их с дочерью нелегкую жизнь, наталкивают Родиона на страшную мысль - об убийстве старухи. Он считает, что деньги, которые он сможет забрать у процентщицы, смогут облегчить жизнь если не ему, то хотя бы его семье.

Мысль о насилии противна студенту, но он решается на преступление. Понять собственную помогут цитаты из "Преступления и наказания" Достоевского: "За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!" "Не то что великие, - считает студент, - но и немного из колеи выходящие люди по природе своей должны являться преступниками, - более или менее, разумеется." Такие мысли побуждают Родиона проверить себя, осуществив задуманное. Он убивает старуху топором, забирает кое-что ценное и скрывается с места преступления.

На почве сильного потрясения Раскольникова одолевает болезнь. Все оставшееся время повествования он недоверчив и отчужден от людей, чем вызывает подозрения. Знакомство Родиона с - проституткой, которая вынуждена работать на благо нищей семьи, - приводит к признанию. Но, вопреки ожиданиям убийцы, глубоко верующая Соня жалеет его и убеждает в том, что мучения прекратятся, когда он сдастся и понесет наказание.

В итоге Раскольников, хоть и убежденный в своей правоте, сознается в содеянном. Вслед за ним на каторгу устремляется и Соня. Первые годы Родион холоден к ней - он также отчужден, неразговорчив, подозрителен. Но со временем искреннее раскаяние приходит к нему, и в душе начинает зарождаться новое чувство - любовь к преданной девушке.

Главные герои романа

Составить однозначное мнение о том или ином персонаже невозможно - каждый здесь реален настолько, насколько реален сам читатель. Даже по маленькому отрывку текста легко понять, что это Федор Достоевский - "Преступление и наказание." Главные герои совершенно неповторимы, характеры требуют долгого и вдумчивого анализа - а это признаки настоящего психологического реализма.

Родион Раскольников

Самого Раскольникова до сих пор преследуют неоднозначные отзывы. "Преступление и наказание" - творение очень многоплановое, объемное, и сразу понять даже такую обыденность, как характер персонажа, сложно. В начале первой части описывается внешний вид Родиона: высокий, стройный молодой мужчина с темно-русыми волосами и темными выразительными глазами. Герой определенно красив - тем резче он контрастирует с насилием и нищетой, которой полон мир серого Петербурга.

Характер Родиона очень неоднозначен. По мере развития событий читатель узнает все новые и новые аспекты жизни героя. Гораздо позже совершения убийства оказывается, что Раскольников как никто другой способен на сострадание: когда он застал уже знакомого пьяницу Мармеладова, задавленного каретой, отдал последние деньги его семье на похороны. Такой контраст между нравственностью и убийством вызывает в читателе сомнения: а так ли ужасен этот человек, как казалось вначале?

Оценивая поступки Родиона с христианской точки зрения, автор утверждает: Раскольников грешен. Однако главный его проступок - не самоубийство, не то, что он преступил закон. Самое ужасное, что есть в Родионе - то, в чем заключается его теория: деление людей на тех, кто "право имеет" и тех, кого он считает "тварью дрожащей." "Все равны, - утверждает Достоевский, - и все имеют одинаковое право на жизнь."

Сонечка Мармеладова

Не менее пристального внимания заслуживает Вот как описывает ее Достоевский: невысокого роста, худенькая, но достаточно хорошенькая блондинка восемнадцати лет с прекрасными голубыми глазами. Полная противоположность Раскольникову: не очень красивая, неприметная, смирная и скромная, Сонечка, как называл ее автор, тоже преступала закон. Но и здесь не нашлось сходства с Родионом: она не была грешна.

Такой парадокс объясняется просто: Соня не делила людей на хороших и плохих; она искренне любила каждого. Работа на панели давала возможность ее семье выжить в ужасных условиях бедности, и сама девушка, забыв о собственном благополучии, посвятила жизнь служению родным. Жертвенность искупила факт преступления - и Сонечка осталась невиновной. 

Критические отзывы: "Преступление и наказание"

Как уже было сказано выше, оценить детище Достоевского по достоинству удалось не всем. Люди, далекие от искусства слова, в формировании собственного мнения опирались больше на отзывы влиятельных критиков; те, в свою очередь, видели в произведении каждый что-то свое. К сожалению, многие, разбираясь в смысле романа, ошиблись - а их ошибки повлекли за собой заведомо ложные мнения.

Таким образом, например, А. Суворин - достаточно влиятельный человек, который с анализом "Преступления и наказания" выступил в известном печатном издании "Русский вестник", заявлял: вся суть произведения трактуется "болезненным направлением всей литературной деятельности" Федора Достоевского. Родион, по мнению критика, вообще не является воплощением какого-то направления или склада мыслей, усвоенного множеством, а есть лишь совершенно больной человек. Он даже назвал Раскольникова нервной, свихнувшейся натурой.

Такая категоричность нашла своих сторонников: П. Страхов, человек, близкий Достоевскому, заявлял: первостепенная сила писателя не в определенных разрядах людей, а "в изображении положений, в умении глубоко схватывать отдельные движения и потрясения человеческой души." Подобно Суворину, П. Страхов не обращал внимания на трагические судьбы героев, а рассматривал произведение как глубочайшее извращение понимания нравственности.

Достоевский - реалист?

Наиболее точно увидеть в Достоевском писателя-реалиста смог Д. И. Писарев, написав об этом ценные отзывы. "Преступление и наказание" было тщательно рассмотрено в статье "Борьба за жизнь": в ней критик поднял вопрос о нравственном развитии общества, окружавшего преступника. Очень важная мысль о романе сформулирована именно этим автором: та доля свободы, которая находилась в распоряжении Раскольникова, была совершенно ничтожна. Истинными причинами преступления Писарев видит бедность, противоречия русской жизни, нравственное падение окружавших Раскольникова людей.

Истинная ценность любви

"Преступление и наказание" - книга настоящей русской жизни. Характерной особенностью искусства Федора Михайловича Достоевского является его способность безгранично любить не только "положительно прекрасных" людей, но и павших, сломленных, грешных. Именно мотивы человеколюбия нашли свое отражение в знаменитом романе "Преступление и наказание". Содержание по главам, абзацам, строкам, включает в себя горькие слезы автора, проливаемые над судьбой русского народа, над судьбой самой России. Он отчаянно призывает читателя к состраданию, ведь без него в этом грязном, жестоком мире, жизни - равно как и смерти, - нет, не было, и никогда не будет.