Самолетах после войны летал кожедуб каких с. Кожедуб и покрышкин

Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Под занавес Второй Мировой войны лучшему красному асу Ивану Никитовичу Кожедубу довелось дважды дать урок боевого мастерства союзникам, нападавшим на советские самолеты. Речь о пилотах США.

«КРОВАВАЯ ПАСХА»

Хотя на фронт будущий Маршал авиации СССР попал лишь в 1943 году, его боевой счет выглядит весьма впечатляюще. За два года — 366 вылетов на задание, 120 воздушных боев и 64 лично сбитых немецких самолета. А ведь самого Кожедуба не сбивали ни разу!

Реальный список побед советского аса еще внушительнее. Порочные принципы «социалистического коллективизма» зачастую вынуждали лучших летчиков делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже истребителя «Ла-7» под номером 27 оказалось куда меньше красных звездочек, чем полагалось. Об этом писали и однополчанин Ивана Никитовича, прославленный летчик-испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов, однако по-настоящему серьезных исследований эта тема пока не дождалась.

Согласно данным некоторых исследователей, Иван Кожедуб сбил не 64, а целых 107 вражеских самолетов, пять из которых принадлежали военно-воздушным силам США.

Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды, как вспоминал маршал Жуков, командующий ВВС Карл Спаатс демонстративно попытался отказаться обсуждать порядок полетов над советской зоной, заявив небрежно: «Американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений». Впрочем, его тут же одернул командующий Эйзенхауэр.

«Демонстрируя свое право летать где угодно, — писал публицист Юрий Нерсесов на страницах «Спецназа России» в 2004 году, — штатовское командование заодно проверяло наших пилотов «на вшивость», а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию».

Начало «воздушному геноциду» положила так называемая кровавая Пасха 16 апреля 1944 года. В этот день целая авиадивизия дальних тяжелых бомбардировщиков с характерным названием «либерейтор» («Освободитель») обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1160 человек.

Через сорок пять лет, в 1999 году, история повторилась. И, чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты, ракеты и сбрасываемые на Белград бомбы подписали: «Счастливой Пасхи!».

ТРАГЕДИЯ В РАЙОНЕ НИША

Для первой атаки на Красную Армию около сорока тяжелых американских истребителей выбрали тоже символическую дату — 7 ноября 1944 года. В результате удара по штабу 6-го Гвардейского стрелкового корпуса и аэродрому 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли комкор Герой Советского Союза генерал-лейтенант Григорий Котов и еще тридцать человек. Было сожжено два десятка автомобилей с имуществом.

«Колонна 6-го Гвардейского стрелкового корпуса 7 ноября 1944 года совершала марш к Дунаю по территории Югославии в районе города Ниш, когда над ней появились 27 американских самолетов, — рассказывал сын генерала Котова. — Это были союзники, их приветствовали, размахивая пилотками и фуражками. Но самолеты развернулись и нанесли бомбовой удар. Погиб мой отец и еще 31 офицер и солдат, ранено 37 человек, в том числе и мой старший брат, у которого на руках и скончался отец.

Брат Энгельс в тот период был адъютантом у отца. Маневры самолетов не оставляли сомнений, что они нанесут повторный удар. Тогда в воздух подняли девятку советских истребителей. Завязался воздушный бой. В результате было потеряно 3 американских и 3 наших самолета».

Впоследствии свидетель этого боя летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых «лайтнингов», Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил…

Главе американской миссии в Москве генералу Джону Дину было сделано по этому случаю представление. Заместитель начальника Генерального штаба РККА генерал армии Антонов писал:

«Этот из ряда вон выходящий случай нападения американских самолетов на колонну войск и группу самолетов Красной Армии вызывает у нас крайнее недоумение, так как нападение совершено в тылу, в 50 км от линии фронта, между городами Ниш и Алексинац, о которых еще 14-16 октября было опубликовано в сводке Советского Информбюро, что они заняты советскими войсками.

Ясно видимые опознавательные знаки советских самолетов также исключали возможность ошибки в определении принадлежности самолетов. Действия американской авиации в районе Ниша не были согласованы с Генеральным штабом Красной Армии, что также не находит себе оправдания.

Прошу Вас довести изложенный выше весьма прискорбный факт до сведения начальников Объединенных штабов и просить их произвести срочное расследование происшедшего случая, строго наказать виновников этого необъяснимого нападения на советские части и впредь без предварительного согласования с Генеральным штабом Красной Армии полеты союзной авиации в зоне действий советских войск не допускать. О принятых мерах и результатах расследования прошу меня уведомить».

Генерал Рид выразил сожаление советскому командованию и сослался на отсутствие координации и досадную навигационную ошибку при выборе целей. Командир группы самолетов, который вел эскадрилью, был смещен со своей должности.

О трагическом инциденте было доложено Сталину.

«ЭТИ ПОБЕДЫ — В СЧЁТ БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ»

Летавший над Германией заместитель командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка 25-летний гвардии майор Иван Кожедуб сталкивался с обнаглевшими союзниками дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей типа «Р-51 «Мустанг»», но вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из «мустангов» разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

Впрочем, судя по словам выжившего летчика, американцы приняли самолет Кожедуба за немецкий «фокке-вульф». Он был серый, с красным носом и белым килем. Как и все в полку.

«Кому огня? Мне?! — спустя полвека с возмущением вспоминал Кожедуб. — Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких, трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял, кто это), в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно, самолет взорвался в воздухе.

Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным, я ведь уже успел разглядеть белые звезды на крыльях и фюзеляжах. «Устроят мне… по первое число, — думал я, сажая машину. Но все обошлось. В кабине «мустанга», приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос сумели перевести), он отвечал: «фокке-вульф» с красным носом… Не думаю, что он тогда подыгрывал; не научились еще тогда союзники смотреть в оба…

Когда проявили пленки ФКП (фотокинопулемета), главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень четко. Пленки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: «Эти победы — в счет будущей войны». А Павел Фёдорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти пленки со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».

Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа «летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны.

Вогнав в землю три многомоторных гиганта, Кожедуб обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили.

КОРЕЙСКИЙ ФРОНТ

Летом 1945 года, после Парада Победы, на котором Иван Никитович пронес по Красной площади знамя одного из полков в строю сводного полка 1-го Украинского фронта, Кожедуб был направлен в Военную академию имени М. В. Фрунзе.

Поздним вечером ноября 1950 года за Кожедубом, отдыхавшем в санатории города Кисловодска, пришли два офицера МГБ и дали несколько минут на сборы. В обкоме партии по правительственной связи он получил приказ командующего ВВС московского округа Василия Сталина прибыть в Москву. «Есть работа, а Ваня отдыхает…»

В обстановке секретности, под фамилией Крылов, Кожедуб десять месяцев командовал 324-ой истребительной авиадивизией в Северной Корее. Новые звезды на его самолете так и не появились. Лично Василий Сталин категорически запретил комдиву участвовать в боях, и потому все 216 (по другим данным — 258) уничтоженных самолетов следует отнести на счет учеников Ивана Никитовича.

12 апреля 1951 года кожедубовцы провели свой первый воздушный бой над рекой Ялуцзян. Истребители защищали стратегически важный мост через реку. На мост шли сорок американских бомбардировщиков под прикрытием около сотни истребителей.

Кожедуб поднял в воздух все полсотни «Миг-15». Однополчанин Ивана Никитовича Сергей Крамаренко вспоминает: «Всего упало на землю 12 бомбардировщиков и 5 истребителей. 120 летчиков были взяты в плен китайцами и корейцами. Сам Кожедуб в этом бою не участвовал».

В составе 326-ой ИАД шесть летчиков стали Героями Советского Союза — Шебанов, Пепеляев, Гесь, Крамаренко, Субботин и Образцов (посмертно).

Иван Никитович осуществлял оперативное руководство воздушными боями с командного пункта дивизии. Однако, по воспоминаниям авиатехника из состава 196-го ИАП Ивана Пятова, которому довелось служить в звене управления 324-ой ИАД на аэродроме Аньдун и обслуживать самолет самого Кожедуба, командир все же совершил один боевой вылет в небо Кореи, причем вылет ночной.

Кожедуба достал американский самолет-разведчик, который почти каждую ночь прилетал в район Аньдуна и кружил над аэродромом. Кожедуб решил проучить американца и в одну из ночей вылетел на «МиГ-15» ночью на его перехват.

Учитывая слабые возможности наших средств ПВО ночью, а также отсутствие на борту радиолокационного прицела, Кожедубу не удалось перехватить и сбить этого разведчика. Средства РТС противника на кораблях в Желтом море засекли вылет советского истребителя и предупредили об этом экипаж самолета-разведчика, и тот благоразумно покинул район Аньдуна.

После этого самолеты-разведчики уже не решались ночью приближаться к Аньдуну. Так что на счету Ивана Никитовича есть один ночной боевой вылет! Кроме этого, он регулярно летал на «МиГ-15» для поддержания летных навыков над Аньдуном, либо отправлялся иногда на «Як-11» в Мукден по делам.

…Умер Маршал авиации у себя на даче 8 августа 1991 года, от сердечного приступа. А еще через несколько дней перестала существовать его Отчизна, верность которой он хранил всю свою славную жизнь.

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Свыше 40 500 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Шосткинского района Сумской области в семье простого сельского труженика.

Отец воспитывал в строгости маленького Ивана, с детства приучал к труду. Братья Яков, Александр и Григорий, батрачили у зажиточных людей, принося в конце сезона домой скудные гроши и продукты. Да и сам Иван вынужден был зарабатывать в детстве, когда отец устроил его подпаском. Судьба была благосклонна к нему с детских лет и хранила его на протяжении всей его жизни.

Еще в детстве, как вспоминал сам Иван Никитович, в своей книге «Верность Отчизне»,

мог погибнуть, утонув в Десне. Ребята в разлив отправились на лодке на дальний остров и вечером, при сильном ветре, возвращались в село. Порывом ветра лодку развернуло поперек волны и перевернуло. Оказавшись в холодной воде, дети поплыли к дереву, оказавшемуся неподалеку и выбрались на ветки. К ночи, спасшиеся начали замерзать и, друг Вани Андрейка утонул. Да и самого Ваню сдуло с ветки ветром, когда он, обессилев, не смог держаться. Упав в воду, Ваня сразу пошел ко дну.

Чудо его спасения было в том, что в это время как раз подошла помощь на баркасе, где бы брат Вани Александр. Он успел заметить, куда упал будущий советский воздушный снайпер и, нырнув, спас его. В тот день маленький Иван пережил первую тяжелую утрату в своей жизни. А сколько еще судьба ему готовила...

С детства Ваня увлекался спортом, это и упражнения на турнике и тяжелая атлетика – гиревой спорт. Отец часто ругал Ивана за изрытый гирями двор. В результате этих занятий, будущий защитник Отечества развил в себе великолепный вестибулярный аппарат и выносливость.

В школе, Ваня увлекался рисованием и много рисовал, что развивало глазомер, зрительную память будущего аса. Пробовал писать маслом.

Как все в жизни незаметно пролетело детство. Закончив семилетку, Иван поступил в школу рабочей молодежи, где работая библиотекарем, запоем читал не только художественные книги, но и техническую литературу. Прошло еще два года и, по совету отца, Иван поступил в Шосткинский техникум, на химико-технологическое отделение. Домой ходить было далеко и, Кожедуб переселился в общежитие при техникуме. Только мать не хотела расставаться с младшим сыном.

В один из выходных с тяжелым чувством на душе Иван возвращался из техникума на выходные домой. На пороге дома его встречал отец. Мать Ивана, подорвавшая силы на тяжелых работах в людях, тяжело заболела и на все уговоры поехать в больницу, отвечала отказом. Пришло время возвращаться в техникум. Иван не хотел идти, видимо предчувствуя беду, но мать уговорила его возвращаться. До поздней ночи Кожедуб просидел за книгами, упрекая себя за то, что не настоял на том, чтобы мама легла в больницу, а на рассвете его разбудил брат Яков. Увидев заплаканное лицо старшего брата, Иван сразу все понял.

Овдовев, Никита Кожедуб тоже перебрался в Шостку, в общежитие при заводе и часто приходил в гости к сыну.

О первой своей встрече с самолетом, лучше меня расскажет сам Иван Никитович Кожедуб:

«... однажды днем, играя в кегли, я услышал рокот мотора: на небольшой высоте пролетал самолет. Впервые я увидел его так близко. Два пассажира, сидевшие сзади, помахали нам руками. Машина быстро скрылась за холмом.

Вот бы подняться, посмотреть сверху на Десну, на наши просторные края.

Перед самым отъездом, я узнал, что можно полететь: пассажиров катали за плату, но было уже поздно. Да и самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только - в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации».
(Иван Кожедуб. «Верность отчизне»).

Следующий шаг к своей судьбе Иван сделал после войны у озера Хасан, летом 1938 года. Вот тогда-то Иван и вспомнил свою недавнюю встречу с учениками техникума, которые поступили в аэроклуб. Они приходили в техникум тренироваться на спортивных снарядах. При последующей встрече с ними Иван задал вопрос, как подать документы в аэроклуб, на что получил мало обнадеживающий ответ, документы подавать поздно, занятия уже начались. Но Иван все-таки рискнул и, поступил в аэроклуб, дав слово догнать сокурсников по теории, до начала летной практики. Он догнал группу, более того, был одним из первых учлетов в группе.

Трудно приходилось успевать везде будущему герою. Иван учился в аэроклубе, не забывая о техникуме, ведь летать всю жизнь, он еще не решил.

Первое время приходилось таиться от отца. Кожедуб вспоминает, как однажды спросил: «А что, тату, если бы я летать выучился?» ("тату"- по-украински означает "папа").

На что отец замахал руками: «Куда тебе за журавлем в небе гоняться?!»

Но таиться Иван смог только до летних каникул в техникуме. Чуть свет собирался в Шостку на аэродром, на полеты. Так и узнал отец об увлечении сына, но, уже привыкнув к его самостоятельности, пороть героя не стал.

В том же 1939 году Кожедуб решил связать свою судьбу с истребительной авиацией, встретив своего земляка, который приехал в отпуск на родину. Молодые пилоты увлеченно слушали рассказы выпускника их аэроклуба, с завистью рассматривая военную форму. Конечно, в те времена у летчиков была особая шикарная форма. Все войсковые офицеры ходили в гимнастерках, а летчики носили рубашки с галстуками и кителя.

В январе 1940 года Кожедуба вызвали в Чугуевскую школу военных летчиков. По приказу Народного комиссара обороны СССР С. К. Тимошенко № 0362 от 22 декабря 1940 г. "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом ВВС Красной Армии", Иван Кожедуб успешно закончил осенью 1940 года. Он ожидал распределения. Как и все его однокашники, готовился служить на западной границе, куда отправили весь выпуск того года, но командование распорядилось иначе. Как один из лучших курсантов сержант Кожедуб был оставлен инструктором в училище.

Война застала Ивана Никитовича на должности инструктора. С первых дней войны Кожедуб заваливает начальство рапортами с просьбой об отправке на фронт, но начальство непреклонно. «Ваш долг – готовить пилотов для Красной армии. Фронт несет большие потери».

В конце 1941 года училище перевели в город Чимкент, в Казахстан. Там в ускоренном режиме ковались кадры для фронта. Кожедуб продолжает осаждать начальство рапортами, на которые получает отрицательные ответы и даже, нагоняи. Продолжает готовить пилотов для фронта.

До них доходили газеты с фронта и в некоторых, были заметки о подвигах их товарищей, бывших курсантов, инструкторов из училища. Скромные труженики тылового аэродрома завидовали своим друзьям, бившим врага над просторами Родины.

Наконец, осенью 1942 года Ивана Никитовича отправили на фронт. В Москве Иван узнал, что одному из его лучших курсантов, Вячеславу Башкирову, присвоено звание Героя Советского Союза. Кожедуб гордится учеником и возможно, рад за себя. Если ученик превзошел учителя – лучшая оценка педагогу, как профессионалу.

Кожедуб был зачислен в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал майор Солдатенко. Полк понес тяжелые потери в боях под Сталинградом и, находился на укомплектовании. В Горьком, полк переучивался на новые истребители Ла-5 . Новые самолеты только-только стали поступать на фронт и, уже снискали себе славу в Сталинградский битве.

В запасном полку Иван продолжает учиться, изучает новую материальную часть, проходит тренировочные полеты, изучает трофейные Ме-109, зарисовывая их силуэты и изучая уязвимые места.

Наконец в январе 1943 года Кожедуб получает новый Ла-5, за номером 75 из эскадрильи имени Валерия Чкалова. Но он недоволен первой машиной. Самолет оснащен пятью баками – несколько тяжеловат.

В марте 1943 года Кожедуб провел свой первый воздушный бой. В паре со своим ведущим, Кожедуб должен был охранять свой аэродром. С самого начала все пошло наперекосяк. Кожедуб при взлете потерял из виду самолет ведущего и остался в воздухе один. Сделав несколько кругов, Иван увидел приближающиеся самолеты, похожие силуэтом на бомбардировщики Пе-2.

Иван вовремя вспомнил правило истребителя – Не опознав самолет, считай его самолетом противника. Взрывы на земле убедили Кожедуба в точности правила.

Беда была в том, что пока он разбирался, кто перед ним Ме-110 начали атаку аэродрома. Кожедуб приготовился атаковать противника, снял пушки с предохранителей, но тут вспомнил еще одно правило – «перед атакой убедись, не атакуют ли тебя». Оглянулся – к нему шел самолет с белым коком винта. Пока думал кто это, свой или чужой, «белый кок» открыл огонь. Сзади раздался треск, в кабине пахнуло гарью. Спасло Ивана то, что в кабину попал осколочно-фугасный снаряд, а не бронебойный. Ме-109 насели на него плотно, вот-вот добьют, но тут открыла огонь зенитная артиллерия и, «мессеры» отвалили. Ла-5 Кожедуба также попал под огонь своих и, получил еще несколько пробоин. Большого труда Ивану стоило посадить изрешеченный самолет. После посадки насчитали более пятидесяти пробоин.

Теперь Иван летал от случая к случаю.

После первого неудачного боя, его вообще хотели перевести в наземную службу. Потерял ведущего, позволил противнику бомбить аэродром, сам чуть не погиб и самолет надолго попал в ремонт. Машина за номером 75 долго простояла в ремонте.

С нее сняли два бака, для боя он не годился и, Иван иногда летал связным. Все время он учился бить врага, рисовал схемы, изучал опыт прославленных пилотов, таких как А. И. Покрышкин .

Формулу боя Покрышкина: «Высота – скорость – маневр - огонь», Иван записал в свой фронтовой блокнот. Там же, рисовал схемы, силуэты самолетов противника, чтобы в будущем не терять время на опознание самолета. Он хорошо усвоил урок, преподанный ему немцами.

Шли «бои местного значения», но и в этих боях полк терял людей. Погиб ведущий Кожедуба Вано Габуния, таранив самолет противника, командир эскадрильи Гавриш. 14 апреля 1943 года, во время налета, погиб командир полка майор Солдатенко.

К лету в полк прибыло пополнение. Кожедуб был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. К нему в пару был назначен Василий Мухин.

Новая пара приняла свой первый бой в июле 1943 года на Курской дуге 6 июля 1943 года. Полк получил приказ прикрывать наземные войска. Над передним краем группа, в которой была пара Кожедуб – Мухин, встретилась с большой группой бомбардировщиков Ю-87.

Завязался ожесточенный бой. В воздухе перемешались свои и чужие самолеты. Очередью из пушек Иван заставил Ме-109 отвернуть от самолета комэска Семенова.

Бомбардировщики встали в оборонительный круг. Прошло несколько минут и, Кожедуб вышел на линию открытия огня. Заработали пушки, но «лаптежник» не падает. Иван продолжает стрелять. Юнкерс начал маневрировать. Забыв обо всем, Иван продолжает атаку, решив, что если не собьет врага – будет таранить, как это сделал его погибший ведущий Вано Габуния. Почти в упор Кожедуб всаживает во врага длинную очередь. Самолет запылал и упал.

На радостях Иван закричал ведомому: «Вася! Одного кокнул!»

Посмотрел по сторонам, и, увидел, как от него отваливает «мессер», за которым погнался Мухин.

Команда комэска «Сбор». Но Кожедуб видит еще одну группу юнкерсов, докладывает командиру, но тот продолжает собирать группу. Тогда Иван решает атаковать врага силами своей пары. Пристроился в хвост к крайнему Ю-87, в упор открывает огонь, но пушки молчат. Стреляя длинными очередями, Иван расстрелял весь свой боезапас. Командует Мухину атаковать, сам имитирует атаки. Юнкерсы уходят, а пара на пределе горючего вернулась на свой аэродром.

Иван Никитович вспоминал в своей книге, как во время доклада о проведенном бое, командир эскадрильи строго отчитал его за отрыв от группы.

«Вот как?! За сбитым гоняешься. В такой обстановке нельзя быть несдержанным и неосмотрительным. Собьют в миг. Ну, все же, поздравляю с первым сбитым.

С 10 июля Кожедуб временно исполняет обязанности комэска, вместо получившего ранение Семенова.

В сентябре 1943 года Иван получил долгожданные вести из дома. Из письма отца он узнал, что брат Яков с первых дней в боях, Григория угнали в рабство фашисты, а брат Сашко, трудится в тылу на Урале.

Потекли обычные для него будни войны. По нескольку раз в день, вылетали наши летчики на выполнение заданий.

30 сентября 1943 года. Группа Кожедуба вылетела на прикрытие наземных войск. На подходе к линии фронта, Иван был атакован парой немецких охотников. Вовремя заменив их, он резко развернулся, не успев подать команду своим. В лобовой атаке, немцы открыли огонь. В самолете, сзади, раздался треск и, противники разошлись на встречных курсах. Маневр Кожедуба был настолько быстрым, что бойцы его группы, увидев охотников, выходящих из атаки, посчитали, что Иван сбит и погнались за немцами, горя желанием мести. Иван остался один в районе прикрытия. На все приказы Ивана по радиосвязи – никакой реакции. Прошло некоторое время и, группа Кожедуба вернулась, но прошла мимо в сторону своей базы, не заметив своего командира. А потом появились немцы и, Кожедуб один принял бой. Со всех сторон, на пределе машины, Иван атаковал Ю-87. Он заставил-таки их, прекратить бомбометание и поставил в оборонительный круг. Но немцы не уходили, а горючее таяло. Нужно было сбить хоть кого-то. Иван, наконец, выбрал одного и в упор расстрелял. Увидев объятого пламенем, падающего собрата «лаптежники» беспорядочно отбомбились и стали уходить. На парах топлива Кожедуб вернулся домой.

Еще один день, о котором, Иван Никитович вспоминает особо.

В третий раз он тогда, повел свою эскадрилью на прикрытие войск. У линии фронта встретили большую группу вражеских бомбардировщиков. Сходу атаковали и разогнали, но с земли поступил приказ догонять и добивать противника. Истребители помчались вдогонку расстреливать беззащитные Ю–87.

Этот бой лучше описать словами самого Ивана Никитовича.

«Начинаю атаковать его сверху – он так прижался к земле, что снизу не подойдешь. Стрелок ожесточенно отстреливается, но пулеметные трассы летят мимо. Длинная очередь и бомбардировщик вспыхивает.

Взмываю над пылающим бомбардировщиком. Раздается невнятный звук – любой удар о самолет слышишь, несмотря на гул мотора. Слышу испуганный голос Васи Мухина: «Батя, ты горишь!»

Быстро осматриваю левую плоскость – тут все в порядке. Посмотрел вправо - из бензобака выбивается огненная струя. Холодок пробежал по спине: да я и в самом деле горю! Пока не поздно надо прыгать с парашютом. Быстро открываю фонарь. Отстегиваю привязные ремни. И вдруг вспоминаю – внизу враг».
(Иван Кожедуб. «Верность Отчизне»).

Иван принимает решение пылающим самолетом таранить наземную цель. Но продолжает бороться за жизнь – пытается сбить пламя скольжением. Ничего не получалось. Внизу он заметил скопление вражеской техники и, перевел самолет в пикирование...

Разные источники, рассказывают об этом случае по-разному. Поэтому, я думаю, будет правильно, рассказать окончание этого случая словами самого Ивана Никитовича.

«... Направляю самолет прямо на них. Стремительно вырастает земля. Еще осталась надежда, что можно сорвать пламя, если резко задеру нос самолета. Выхватываю самолет прямо над головами оторопевших немцев. И слышу радостный голос ведомого:

Батя, пламя сорвано! Живем!
(Там же).

В этот день судьба пощадила его, в очередной раз.

Перелетев линию фронта, Кожедуб хотел снова покинуть самолет, но не смог – стало жаль машину. Он очень любил свои самолеты. Всегда отождествлял их с живыми существами. И ни разу за всю войну, не покинул машину.

4 февраля 1944 года друзья поздравляли Ивана с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза. К тому времени личный счет Кожедуба перевалил за 30 сбитых вражеских машин.

В мае 1944 года, когда полк Ивана Кожедуба уже вел бои над Румынией, Иван получил приказ, перегнать на свой аэродром, из города Бельцы, новый самолет. Прибыв на место, Кожедуб узнал, что Ла-5 ФН, за номером 14, имени Героя Советского Союза подполковника Н. Конева, командование авиасоединения решило передать ему.

Колхозник Конев Василий Викторович – отец погибшего в боях за Родину Героя, на личные сбережения приобрел самолет и попросил передать его лучшему летчику. Им бы признан Иван Кожедуб.

Воевать на такой машине было не просто почетно, но и опасно. Немецкие асы прекрасно понимали, что на таких самолетах, летают не простые летчики. Очень часто атаковали Ивана, увидев надписи на бортах, но верный ведомый всегда надежно прикрывал командира. В паре с Мухиным, как вспоминал Иван Никитович, он мог не опасаться за свой хвост.

И за надежность ведомого платил сполна. Большого уважения стоят его скупые воспоминания:

«... Осматриваюсь. Вижу – Мухин в выгодном положении. Передаю по радио: «Вася! Бей его! Прикрываю!..».

Или: «... Вася, берем в клещи крайнего!» (В этом бою пара сбила «Хейнкель-111», который был записан на счет Мухина).

И сам Героем был и, давал возможность стать Героями другим.

В один из дней 44-го года, на аэродром 240-го истребительного авиаполка приземлилась группа самолетов. По аэродрому разнеслось: «Покрышкин, Покрышкин!». Иван хотел подойти и познакомиться с прославленным асом, но постеснялся, а пока колебался, самолеты Покрышкина улетели. Только после войны Иван вновь увидел Славного летчика в академии им. М. В. Фрунзе. Возможно встречался он с ним и при подготовке к Параду Победы.

Летом 1944 года Кожедуба вызвали в Москву. Там и узнал Кожедуб, о своем новом назначении, в 176-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Всю ночь Иван не спал, пытался найти слова, чтобы не покидать родной полк, но генерал Шацкий, посочувствовав, остался непреклонен. Выразил свое понимание ситуации, но приказы сверху не обсуждают, их выполняют.

На знакомом запасном аэродроме, где Иван был еще несмышленым, неопытным пилотом, его узнали и поздравили с успехами. Пришлось Ивану Никитовичу переучиваться на новый самолет Ла-7. Полк воздушных охотников, где ему предстояло воевать, летал именно на этих машинах.

19 августа Иван узнал о награждении А. И. Покрышкина третьей медалью «Золотая Звезда». А его самого, поздравляли с присвоением звания Дважды Героя. Кожедуб к тому времени сбил 45 фашистских самолетов.

С конца августа 1944 года Кожедуб приступает к обязанностям заместителя командира полка. Полк выполняет задачи по воздушной охоте, укомплектован опытными пилотами, имеющими большой налет часов и богатый боевой опыт. Прошли те времена, когда наше небо защищали желторотые птенцы, подготовленные по ускоренному курсу взлет-посадка. Теперь, молодых пилотов, если позволяла обстановка, вводили в бой постепенно.

А в полку Кожедуба были поистине опытные летчики. Самолеты в полку имели особую окраску - серые с красным носом и белым килем. Ивану за ночь перекрасили машину под стать другим. Так, на машине с бортовым номером 27, Кожедуб летал до конца войны.

В своих воспоминаниях, Иван Никитович очень скупо рассказывает о своих сбитых. Все сводится к простым фразам: «... вижу противника, атакую, сбиваю...» и, никаких красочных описаний. Период службы в 176-м ГИАП, Кожедуб больше описывает подвиги своих однополчан, видя в своих вылетах обычные трудовые будни.

19 февраля 1945 года. Кожедуб в паре с Дмитрием Титаренко вылетел на охоту. В районе Франкфурта, на высоте 3500 метров, они увидели одиночный самолет, идущий на высокой скорости. Выжав все до предела из своего «лавочкина», Кожедубу удалось приблизиться к неизвестной машине. Это был реактивный Ме-262. По данным разведки, с которыми пилотов знакомили, эти самолеты были принципиально новыми и опасными в бою. Немец летел, не особо заботясь о безопасности – надеялся на высокую скорость. Постепенно сближалась советская пара с реактивным истребителем.

Зная характер Титаренко, Кожедуб просит: «Дима, не торопись!»

Но в самолет противника полетели трассы, и немец начал отворачивать с линии огня. Расстояние между Кожедубом и Ме-262 резко сократилось, что позволило советскому асу логично завершить атаку. После меткой очереди, самолет Ме-262, разваливаясь на части, упал на землю.

Последних двух фашистов Кожедуб сбил 17 апреля в районе Берлина. Это были «Фоке-вульф-190». Это был его последний воздушный бой в той войне.

В конце весны 1945 года Иван Никитович, по приказу командования, вылетел в Москву.

Часть 2. Секретная жизнь Ивана Кожедуба.

В последнее время, сняты многие грифы секретности. Несекретной информацией стали и некоторые случаи, произошедшие с ним в последний период войны.

В предисловии Н.Г. Бодрихина к книге И.Н. Кожедуба «Верность Отчизне» более поздних изданий, приводятся интересные факты о воздушном бое Кожедуба с американцами. Я процитирую:

«Как рассказывал мне сам Иван Никитович, 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе «Летающие крепости» союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару «мессершмиттов», но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.

«Кому огня? Мне?!"- с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких, трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял, кто это) в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно, самолет взорвался в воздухе.

Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным, я ведь уже успел разглядеть белые звезды на крыльях и фюзеляжах. «Устроят мне... по первое число», думал я, сажая машину. Но все обошлось. В кабине «Мустанга», приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос сумели перевести), он отвечал: «Фокке-Вульф» с красным носом... Не думаю, что он тогда подыгрывал; не научились еще тогда союзники смотреть в оба...

Когда проявили пленки ФКП (фотокинопулемета), главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень четко. Пленки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: «Эти победы в - в счет будущей войны». А Павел Федорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти пленки со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».

Это было одно из нескольких боевых столкновений советской и американской авиации, случавшихся в 1944-1945 годах...» (Интернет-газета «Центразия» № 18 от 13 мая 2004 года.)

Еще один знаменательный бой провел Иван Никитович перед Днем Победы 6 мая, когда в советскую зону вошла группа «летающих крепостей» с самолетами прикрытия. Советские летчики предупредили американцев трассерами, но те продолжали лететь, отвечая огнем пулеметов. Тогда пришло время Кожедуба. За двадцать минут боя он вогнал в землю три непобедимых «крепости».

Звезды рисовать, однако, не разрешили и тогда, но воевать с американцами пришлось. Теперь это было на Дальнем Востоке, где дивизия 64ВВВВ¬го авиакорпуса, вместе со своим командиром генерал-майором Кожедубом, воевала в Корее. Хотя, и без «фюзеляжных звездочек» известно, что там не долетели до своих баз 264 американских пилота... (Виктор Анисимов. Статья «Как Кожедуб американцев сбивал». Газета «Наше Дело» от 13 октября 2007 года). До последнего времени, мы все могли узнать о боевом пути Ивана Кожедуба.

Итак, за время Великой Отечественной войны, Иван Никитович Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбив 62 фашистских самолета. Неплохой счет. Цитата из газеты Радиоголос России: «Историки говорят, что Иван Кожедуб сбил гораздо больше самолётов, чем значится в официальных источниках. Дело в том, что он не записывал на свой счет вражескую машину, если сам не видел, как она упала на землю. "А вдруг, он до своих дотянет?", - объяснял летчик однополчанам...» (Газета «Радиоголос России»).

24 июня 1945 года И. Н. Кожедуб пронес по Красной площади знамя одного из полков в строю сводного полка Первого Украинского фронта.

Летом 1945 года, после Парада Победы, Иван Никитович был направлен в Военную академию им. М. В. Фрунзе. Как вспоминает в своей книге Владимир Лавриненков в своей книге «Без войны», Кожедуб «сбежал» в Академию ВВС в Монино.

Г.Кисловодск. Поздним вечером ноября 1950 года за Кожедубом, отдыхавшем в местном санатории пришли два офицера МГБ и дали несколько минут на сборы.

В обкоме партии по правительственной связи получает приказ командующего ВВС московского округа В. И. Сталина прибыть в Москву. «Есть работа, а Ваня отдыхает...».

В обстановке секретности, под фамилией Крылов Кожедуб 10 месяцев командует 324-й истребительной авиадивизией в Северной Корее.

12 апреля 1951 года кожедубовцы провели свой первый воздушный бой над рекой Ялуцзян. Истребители защищали стратегически важный мост через реку. На мост шли 40 американских бомбардировщиков под прикрытием около100 истребителей.

Кожедуб поднял в воздух все 50 Миг-15. Иль грудь в крестах, или голова в кустах. Однополчанин Ивана Никитовича, Сергей Крамаренко вспоминает: «Всего упало на землю 12 бомбардировщиков и 5 истребителей. 120 летчиков были взяты в плен китайцами и корейцами. Сам Кожедуб в этом бою не участвовал.

Но неужели азартный трижды Герой Советского союза мог спокойно усидеть на земле?

Вылетать на боевые задания ему строжайше запрещено. В.И.Сталин еще в Москве ему сказал: «Ты, хорош, тут воевать своими методами», рассказывает Николай Бодрихин в фильме Сергея Медведева «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».

Ассамблея ООН признала Северную Корею агрессором и, любая военная помощь ей, была вне закона. Если бы Кожедуба сбили, мог случиться сильнейший международный скандал, а войска ООН, могли бы начать боевые действия против СССР.

И все же Иван Никитович сделал несколько боевых вылетов.

Весь фильм я пересказывать не хочу. Лишь закончу этот эпизод из жизни Кожедуба тем, что повторю слова автора фильма Сергея Медведева: «Позднее китайские друзья Ивана Никитовича, под большим секретом рассказали сыну советского аса, что тот, за время своего пребывания в Корее дописал на свой «американский счет» еще 17 самолетов противника».

Умер Иван Никитович Кожедуб у себя на даче 8 августа 1991 года, от сердечного приступа. А еще через несколько дней перестала существовать его Отчизна, верность которой он хранил всю свою славную жизнь.

Этот самолет еще помнит смрадный запах "фоккеров".

Материалы, использованные в этой статье:

1.И. Н. Кожедуб. Верность Отчизне.

2. Статья Юрия Нерсесова «Американский счет майора Кожедуба» из интернет-газеты «Центразия» № 18 от 13 мая 2004 года.

4. Фильм «Две войны Ивана Кожедуба». Из цикла Тайны века с Сергеем Медведевым.

Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников. В Люфтваффе было принято считать, что неприятности немецким асам может создать лишь вражеская ПВО.

Впрочем, вскоре после агрессии гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.

Иван Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище.

По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля.

Александр Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полёт самолётов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3‑ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии.

Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а лётчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, однако каждый раз он получал отказ.

Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием её окончил, теперь уже став лётчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом лётного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

Николай Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.

Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты.

Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

Григорий Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у лётчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.

Кирилл Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.

Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, — язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.


Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.

Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.


К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский);
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 и Ла-5ФН

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.


Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.


Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.


По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»