Штраф за езду по спец полосе. Штраф за движение по разделительной полосе. Зачем нужна разделительная полоса

В целях экономии времени или для объезда длинной пробки водители часто выезжают на разделительную полосу движения. Такое действие противоречит российскому законодательству и влечет за собой неприятные для автовладельцев последствия, в частности, штраф за езду по разделительной полосе. А при некоторых обстоятельствах можно и вовсе на определенный период лишиться права на вождение.

Передвижение транспорта по разделительной полосе урегулировано .

Согласно ему, автовладельцам воспрещается осуществлять проезд по:

  • вышеупомянутым полосам движения;
  • обочинам;
  • дорогам, предназначенным для пешеходов (есть некоторые исключения);
  • тротуарам;
  • занимать полосы, специально выделенные для велопешеходов и велосипедистов (исключением являются мопеды).

При попытке выезда на полосу для разделения дороги автовладельцам также предписывается не пересекать изображенную на разметке сплошную линию, которая обозначает край дороги для проезда.

Исключение возможно в следующих ситуациях:

  • для стоянки транспорта на обочине;
  • при выезде с обочины в отведенных для стоянки местах.

Особое внимание стоит обратить на правила проезда перекрестков с разделительной полосой. При осуществлении поворота на перекрестке нужно следить, чтобы автомобиль не оказался на встречной полосе.

Кому предоставлено право проезда по разделительной полосе

Для некоторых автовладельцев езда по разделительной полосе не воспрещается.

Выделяет следующие разновидности транспортных средств, обладающих законным доступом к передвижению на этом участке дороги.

  1. Автомобили с прикрепленными на них синими мигающими установками во включенном состоянии, при выполнении водителями срочного служебного задания и сохранении безопасной обстановки на проезжей части. Включение звукового сигнала необязательно, т.е. разделительная полоса доступна для бесшумного движения автомобиля с мигающим устройством.
  2. Автомобили с установленными на них красными и синими одновременно работающими проблесковыми маячками. Также обязательным является изображение цветографических схем определенных служб и включение звукового сопровождения.

Размер штрафа

Штрафные санкции за проезд по линии, разделяющей дорогу, так же как и , устанавливается административным законодательством. В 2019 году штраф за движение по разделительной полосе составляет 1500 рублей.

Нарушением в этом случае будут признаны ситуации, когда:

  • водитель пренебрег правилами расположения автомобиля на части дороги, предназначенной для проезда, или на встречном разъезде;
  • автовладелец осуществлял движение по обочинам;
  • водитель пересек организованную в определенном порядке колонну из транспорта, пешеходов либо занял в ней место.

Помимо этого, автолюбитель будет обязан пополнить казну государства на 500 рублей за отказ от соблюдения разметки или указаний дорожных знаков. Аналогичный размер взыскания предусмотрен, если автовладелец при выезде на полосу, которая разделяет дорогу, пересек сплошную линию. Чтобы вышеуказанные штрафы не стали сюрпризом, водителям предоставлена возможность самостоятельно.

Как можно лишиться прав за проезд по разделительной полосе

Из-за сравнительно небольшой многие автолюбители сознательно идут на нарушение и готовы выплатить полагающееся взыскание, чтобы объехать транспортный затор. Для выявления таких недобросовестных водителей работниками ГИБДД была разработана специальная схема, в процессе реализации которой автовладелец может лишиться водительских прав.

В крупных городах однополосная дорога может оказаться большой редкостью, гораздо чаще автомобилисты двигаются по оживленным магистралям, пересекают сложные перекрестки и многократно совершают перестроения. В таком интенсивном движении помогает ориентироваться разметка и дорожные знаки, тем не менее, водители частенько их игнорируют. Мы расскажем о том, какими могут быть знаки, во сколько обойдется нарушение и что сделать, чтобы избежать ответственности.

○ Типы знаков движения по полосам.

Есть несколько знаков особых предписаний, регулирующих движение по полосам:

Направление движения по полосам – они могут быть едиными для всего участка дороги – 5.15.1 или для отдельной полосы - 5.15.2. Эти знаки запрещают движение по трамвайным путям попутного следования.

Знаки начала полосы - 5.15.3, 5.15.4 и окончания полосы – 5.15.5. Они обозначают начало и конец дополнительных полос разгона и торможения. На них могут быть указаны ограничения по движения некоторых видов ТС, например, грузовых, или их скорости.

Знак число полос 5.15.8 – регулирует количество полос и устанавливает порядок движения по ним, включая скоростной режим. Может периодически повторяться на участке дороги.

В крупных городах распространяется практика выделения полос для общественного транспорта, они так же обозначаются специальным знаком 5.14 и разметкой с буквой «А».

○ Возможные наказания и штрафы при неправильном движении.

Размер штрафа зависит от того, как нарушено правило ПДД. Минимальная ответственность за нарушение – 500 р. штрафа. При условии, что водитель не пересекал сплошную, а например, просто двигался между полос разделенных прерывистой линией.Ч.1 ст. 12.16 КоАП:

Если вы решили повернуть или развернуться из полосы, в которой обозначено движение строго прямо, то будьте готовы расстаться с 1000 – 1500 р. по ч.2 этой же статьи.

Нарушение правил проезда грузового транспорта по полосам влечет штраф в 500р , но в городах федерального значения это нарушение более опасно, а штраф увеличен до 5000 р . по ст. 12.16 КоАП:

  • «6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
  • 7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Выезд на полосу для общественного транспорта в регионах обойдется в 1500 р, а в Москве и Санкт-Петербурге в 3000р по ст. 12.17 КоАП.

Нередко оказываясь перед этими знаками, водители путаются, особенно если все происходит на перекрестке, в результате нарушают правила и бывают остановленны инспектором ГИБДД. Для того чтобы отстоять свои права, а заодно и не нарушать правила, помните несколько аспектов:

  • Существует приоритет знака над разметкой, если он вступает с ней в противоречие. То есть, если на дороге сплошная, а на знаке пунктир можно перестраиваться, если разметка не временная желтая.
  • Знаки могут включать дополнительные ограничения по скорости и движению некоторых видов транспорта, нарушать их нельзя, но только в пределах этой полосы. То есть, если на вашей полосе указано ограничение в 40, а на соседней его нет, вы можете перестроиться и продолжить движение с той скоростью, которая действует на ней.
  • Если вы находитесь на перекрестке с круговым движением с установленными знаками направления движения по полосам помните, что в любой момент можете перестроиться, но съехать обязаны из только с крайнего правого ряда, если иное не указано знаком.
  • Если водитель следует по дороге с трехполосным и более движением, то перед основными знаками направления движения по полосам должны стоят предварительные за 50 – 150 м. Если их нет, а вас остановил инспектор, можете смело сказать, что не успели перестроиться из-за отсутствия знаков и обжаловать протокол.
  • Для нарушения достаточно заехать колесом на линию разметки, особенно это важно, если она сплошная. Транспортное средство должно располагаться на одной полосе движения за исключением момента перестроения.

Иногда на дороге нет разметки, но визуально она делится на три полосы, а перед перекрестком висит знак с регулированием двух полос. В таком случае водителям разрешается двигаться в три ряда до перекрестка , перед ним обязательно перестроиться в две.

Если же протокол уже составляется, то будьте внимательны к его содержанию, указывайте свои возражения, если они есть и несогласие, в дальнейшем это будет полезно для обжалования.

Но большая часть постановлений о штрафах выписывается правомерно, а потому платить их придется. Для экономии лучше сделать это в ближайшие 20 дней после выписки постановления. В таком случае он сократиться на 50% по ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП.

Выскакивание на «встречку» – опасный для жизни маневр, особенно если водитель совершает его там, где правилами объезд, мешающих движению объектов или обгон строго запрещены. За подобное правонарушение инспектор может не только выписать штраф управляющему транспортным средством, но и лишить его водительского удостоверения.

Штрафы за выезд на встречную полосу

Рассмотрим случаи, когда подобный маневр будет однозначно расценен инспектором ГИБДД, как жесткое нарушение ПДД, в результате которого водитель понесет крупные денежные потери, или вовсе станется без водительского удостоверения.

Перестроение без разрешающего сигнала на специальную полосу

Перестроение на часть дороги, предназначенную для реверсивного движения сотрудниками ГИБДД, приравнивается к движению по «встречке» и приводит к лишению права управлять автомобилем (максимум 6 месяцем, минимум – 4) либо денежное наказание (5000 рублей ). Повторный заезд на полосу, предназначенную для реверсивного движения при отсутствии разрешающего сигнала светофора, отнимет права на 12 месяцев. Перестраиваясь при неработающем специальном светофоре на реверсивную полосу, водители забывают, что с противоположной стороны сигнал может гореть.

Примечание. Полоса, на которой в зависимости от условий на дороге регулируется движение, называется реверсивной. Ее опознавательными элементами являются светофор и двойная прерывистая линия. Въезжать на нее разрешается только в том случае, если горит зеленая стрелка на светофоре. Если оба знака горят или он не работает въезжать нельзя.

Водитель, перестроившийся на «встречку» через разделительную полосу, понесет убытки в размере 5000 рублей . За подобный маневр инспектор также вправе лишить его водительского удостоверения на полгода (минимум – 4 месяца). При повторном игнорировании правил права заберут на 12 месяцев. Если же маневр был записан на специальное техническое устройство в автоматическом режиме, лишения прав можно избежать, потребуется только оплатить штраф, который придет по почте.

Примечание. Разделительной полосой именуется элемент дороги, выделенный разметкой либо специальными конструкциями и предназначенный для разграничения смежных проезжих частей.

В случае если автолюбитель совершал маневр для объезда объекта, мешающего движению, штраф составит от 1000 рублей до 1500 .

Трамвайные пути

Водителю, совершившему выезд на пути, предназначенные для трамваев, грозит денежное наказание в том же размере, что и за разделительную полосу, или даже лишение прав до полугода. На 12 месяцев изымут водительские права в случае, если водитель вновь решил прокатиться по путям.

Примечание. Права заберут только в том случае, если инспектор ГИБДД лично видел нарушение. Если же выезд был зафиксирован камерой видеонаблюдения, водителю придется оплатить лишь штраф.

Если водитель выехал на трамвайные пути встречного направления, в связи с невозможностью продолжения движения в своей полосе из-за препятствия, инспектор выпишет штраф на сумму 1000–1500 рублей .

Неправильная трактовка нарушения инспектором ГИБДД

Сотрудники полиции могут приравнять «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» к «движению по полосе встречного движения», хотя это два совершенно разных понятия, а соответственно и наказания за них неодинаковые. В первом случае водителю «прилетит» штраф в пределах 1000–1500 рублей , второй вариант может стоить прав либо штрафа в 5000 . Если вы уверены в своей невиновности, не бойтесь доказать ее инспектору, это поможет сохранить водительское удостоверение.

Когда за выезд на «встречку» не грозит наказание

Кратковременный выезд на полосу встречного направления не всегда является нарушением ПДД и наказывается лишением водительского удостоверения. В случаях, когда ПДД не запрещают такой маневр, инспектор не имеет права оштрафовать водителя.

  • Заезд на встречную полосу не расценивается, как нарушение, если дорога на которой происходит движение неширокая, не обозначена разметкой и не оборудована знаками, запрещающими обгонять ТС. На такой дороге водителю разрешается выехать на левую полосу, например, для совершения обгона.
  • Инспектор не сможет оштрафовать водителя, выехавшего на полосу встречного движения, если тот делал это с целью объезда аварии, провала и других препятствий, мешающих езде по своей части дороги.

Важно . Пробка или тихоходное ТС, не уступающее дорогу автомобилям сзади не является препятствием на дороге. Если инспектор заметит объезд, на автолюбителя будет составлен протокол.

  • Для совершения поворота автолюбителю разрешается заехать на «встречку» на дороге с тремя полосами при условии, что на нее нанесена разметка, а знаков запрещающих не имеется.
  • Не будет считаться нарушением выезд автомобиля на встречную полосу для осуществления обгона на границе прерывистой и сплошной линии.
  • Сотрудник ГИБДД ограничится словесным предупреждением, в случае если маневр осуществлялся для того, чтобы избежать возможную аварию.

Перестроение на полосу встречного движения не всегда грозит лишением прав, а в некоторых ситуациях даже не считается нарушением. Однако стоит понимать, что выезд на «встречку» – опасный маневр и по возможности таких ситуаций следует избегать. Чтобы сохранить права и деньги инспектора рекомендуют водителям следить за изменениями в административном кодексе и соблюдать ПДД.

На бронированном «Мерседесе» с номерами о271оо97 решил объехать пятничную пробку, но попал в поле зрения видеорегистратора одного из водителей.

Автомобиль двигался без спецсигнала — на разделительной полосе, не нарушая правил, можно ездить только с таким устройством, к тому же включенным. При этом следовавшая за «Мерседесом» машина сопровождения BMW с привилегированным госномером а124мр97 (серия АМР с кодом региона 97 закреплена за первыми лицами государства. — «Газета.Ru») была оборудована включенным спецсигналом и ПДД не нарушала.

«Появившаяся в СМИ видеозапись сама по себе может рассматриваться как обращение в правоохранительные органы, — рассказали «Газете.Ru» в Москвы. — Если там идет речь о нарушении ПДД, то мы автоматически на это реагируем, даже если автор ролика и не собирался никого привлекать к ответственности. Материалы будут направлены в территориальное подразделение, где было совершено нарушение. Мы будем искать водителя, когда найдем, вызовем и выпишем ему штраф».

Водитель Жириновского, скорее всего, будет привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15. КоАП РФ. Штраф за это правонарушение составляет 1500 руб.

Стоит отметить, что бронированный Mercedes-Benz Pullman Guard (в кузове W220) в России можно встретить нечасто.

Ранее на таком автомобиле ездил президент . До этого Жириновский ездил на не менее престижном Maybach, стоимость которого оценивалась в 35 млн руб.

Фотография: 7777mmo.livejournal.com

Судя по всему, сменить автомобиль лидера ЛДПР заставил повышенный интерес к нему со стороны СМИ и депутатов .

Впрочем, официально ни тот, ни другой автомобиль Жириновскому не принадлежит — формально у политика вообще нет машины.

«Газета.Ru» отправила запрос в пресс-службу депутата Владимира Жириновского. После чего нам посоветовали обратиться к главе пресс-службы депутата. На момент выхода материала его телефон был недоступен.

По мнению координатора общественного проекта «Движение» Андрея Орла, чиновники, которые сознательно нарушают ПДД, должны сами покинуть свой пост и извиниться.

«Так, в свое время ушел из общественного совета при МВД после того, как мы сняли его нарушение на камеру», — заявил «Газете.Ru» Орел.

«Но чаще выясняется, что чиновники очень торопились по правительственным делам. Поэтому вряд ли с Жириновским что-то произойдет и его накажут. Он считается «штатным клоуном», поэтому никуда он не денется. На этом месте никогда не поставят разделительный барьер, ведь чиновникам нужно объезжать пробки. По этой же причине на этом месте никогда не появится полицейского поста — сотрудники ГИБДД им будут просто мешать. Поэтому рейды дэпээсников здесь большая редкость».

В начале 2013 года активисты Федерации автовладельцев России (ФАР) зафиксировали на видеокамеру, как народный артист России Илья Резник на своем Nissan Pathfinder с «красивым» номером а037мр77 объезжал затор по разделительной полосе. Его остановили сотрудники ДПС, но, несмотря на присутствовавших активистов, тут же отпустили. После того как в СМИ разгорелся скандал, возглавлявший общественный совет при Резник ушел со своего поста.

По словам Орла, на Кутузовском проспекте водители постоянно пересекают разделительную полосу.

«Мы сняли много видео нарушителей — это и банкиры, и чиновники. При этом разделительная полоса — не самое страшное место на Кутузовском проспекте», — говорит Орел.

Громкие скандалы с пересечением чиновниками разделительной полосы на Кутузовском проспекте происходят регулярно. Реагируют на это слуги народа по-разному. Кто-то улыбается и машет в камеру, кто-то пытается как можно скорее скрыться с места.

Весной того же года депутат Госдумы, член Юрий Волков и вовсе уехал от остановивших его Merсedes с госномером о735оо177 инспекторов ДПС за езду по разделительной полосе.

Происшествие вновь сняли на камеру автомобильные активисты, но никаких последствий для эта история не повлекла.

В конце 2013 года на разделительной полосе Кутузовского проспекта погиб влиятельный дагестанский политик . Вице-премьер республики лично управлял внедорожником Mercedes, на котором ехал вместе с семьей. Заметно превысив скорость, он задел пластиковый блок, установленный для ремонта участка дороги, не справился с управлением, и его автомобиль выбросило на встречную полосу. В ДТП погибли три человека.

Еще одна резонансная история произошла в конце апреля 2014 года — интернет-сообщество автомобилистов всколыхнул скандальный инцидент с участием кортежа депутата Госдумы Владимира . В эпоху он десять лет был его первым замом.

На видео попал эпизод, когда кортежу Ресина из трех люксовых иномарок была вынуждена уступить дорогу «скорая помощь», с включенными спецсигналами ехавшая навстречу депутату.

Как позже стало известно, в этот момент машина скорой с пациентом спешила в больницу. Водители из кортежа Ресина впоследствии отделались штрафом.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про штраф за движение по разделительной полосе. Данное нарушение водители обычно выполняют сознательно и специально, чтобы перехитрить остальных и объехать пробку.

Естественно, рассматриваться будут только разделительные полосы, которые выделены исключительно линиями разметки, т.е. не создают препятствия для движения автомобилей.

Ограничение на движение по разделительной полосе

Ситуация регламентируется пунктом 9.9 :

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

Т.е. движение по разделительной полосе само по себе является нарушение правил дорожного движения. Кроме того, нарушением является и пересечение сплошной линии разметки 1.2 при выезде на разделительную полосу:

1.2 - обозначает край проезжей части;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается .

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Кто может ездить по разделительной полосе?

Рассмотрим пункт 3.1 ПДД:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 - 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
...
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

По разделительной полосе могут ехать без нарушения правил:

  1. Автомобили с включенными синими проблесковыми маячками. Обратите внимание, при этом не обязательно должны быть включены звуковые сигналы. Т.е. автомобиль с синей мигалкой может ехать по разделительной полосе бесшумно и это не будет нарушением правил.
  2. Автомобили с включенными одновременно синим и красным проблесковым маячками, специальными звуковыми сигналами, имеющие цветографические схемы оперативных служб, а также сопровождаемые этими автомобилями транспортные средства . Так что если по разделительной полосе едет автомобиль ГИБДД с включенными маячками и сиреной, то это означает, что за ним могут двигаться и другие автомобили (без спецсигналов). При этом они также находятся на разделительной полосе без нарушения правил.

Рассмотрим пример. Предположим, что "самый хитрый" водитель решил объехать пробку по разделительной полосе и начал перестроение. При этом водитель, уверенный в собственной хитрости, не убедился в безопасности маневра и произошло столкновение. Второй автомобиль ехал по разделительной полосе без нарушения, т.к. на нем был включен синий проблесковый маячок. Виновником ДТП будет признан водитель, который перестраивался на разделительную полосу с нарушением.

Штраф за езду по разделительной полосе в 2019 году

Статья 12.15 КоАП, часть 1:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

За движение по разделительной полосе в 2019 году может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей .

Статья 12.16 КоАП, часть 1:

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Кроме того, штраф может быть наложен и за пересечение сплошной линии разметки при выезде на разделительную полосу - 500 рублей или .

Т.е. если водитель въехал на разделительную полосу через сплошную линию разметки и после этого продолжил движение по этой полосе, то он может получить 2 штрафа на сумму 2 000 рублей.

Лишение прав за движение по разделительной полосе

Выше были рассмотрены штрафы, которые могут быть наложены за движение по разделительной полосе. Однако размер их не очень велик, поэтому некоторые недобросовестные водители выезжают на разделительную полосу для объезда пробок. Специально для них сотрудники ГИБДД придумали хитрую схему, предусматривающую лишение прав. Рассмотрим ее детали:

  1. На дороге образовалась пробка, в которой стоят автомобили во всех полосах движения. Хороший пример - Кутузовский проспект в Москве в часы пик.
  2. Автомобиль ГИБДД стоит в пробке вместе со всеми (в левой полосе движения).
  3. Как только находится хитрец, желающий объехать пробку по разделительной полосе, полицейские включают спецсигналы (мигалки и сирену) и выезжают на разделительную полосу.
  4. Патрульный автомобиль догоняет нарушителя, который при этом должен в соответствии с пунктом 3.2 ПДД. Однако сделать этого он не может, т.к. деваться с разделительной полосы некуда.
  5. При таком развитии событий водитель может получить наказание по части 3 (500 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев).

В данном случае сотрудники ГИБДД искусственно создают ситуацию, в которой водитель нарушает требования правил. Это не очень распространенная практика, однако пред тем как начинать хитрить и выезжать на разделительную полосу, рекомендую вспомнить о том, что полицейские тоже могут оказаться хитрецами.

Удачи на дорогах!