Соглашения о разделе продукции: публично-правовые и частноправовые аспекты. Соглашение о разделе продукции. Образец соглашения. Федеральный закон о разделе продукции простыми словами Что такое соглашение о разделе продукции

СРП - договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Режимом СРП предполагается, что добываемая продукция делится на три основные части. Первая из них остается в распоряжении инвестора как компенсация его затрат. Вторая часть принадлежит государству, и третья - прибыльная часть продукции - также остается в распоряжении инвестора (ст.346.34, 346.35 НК РФ).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении СРП, признаются организации, являющиеся инвесторами такого соглашения. При выполнении СРП налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного инвестору (ст.346.36 НК РФ).

Порядок налогообложения. СРП предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством, разделом продукции (прибыльной доли продукции, передающейся государству). То есть в отличие от других СРП система налогообложения при выполнении СРП предусматривает замену ряда налогов не другим налогом, а неналоговым платежом, размер которого определяется в договорном порядке.

Особенности налогообложения при исполнении СРП - особенности применения налоговых ставок, порядка исчисления налогов, порядка уплаты налогов, сроков уплаты налогов, установленные в Законе о соглашениях о разделе продукции (Закона № 225-ФЗ), в части 2 НК и других актах законодательства о налогах и сборах.

В Законе № 225-ФЗ были установлены нормы об освобождении инвесторов от взимания отдельных видов налогов и сборов, а также особенности исчисления и уплаты инвесторами налогов, взимавшихся до введения в действие части 2 НК:

налога на прибыль предприятий;

налога на добавленную стоимость;

платежей за пользование недрами.

Правила освобождения от уплаты налогов и сборов и особенности исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей были установлены в п.1-3 ст.13 Закона № 225-ФЗ следующим образом:

1. За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия соглашения с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (за исключением предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи), предусмотренных законодательством РФ. Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, часть прибыльной продукции, являющаяся долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты налогов, сборов, иных обязательных платежей и уточненную на сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в истекшем периоде. При этом распределение между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ части прибыльной продукции, принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента подлежит корректировке на основе договоров, указанных в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

2. Налог на прибыль уплачивается инвестором в порядке, установленном законодательством РФ, с учетом следующих особенностей:

объектом обложения этим налогом является определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения. При этом такая стоимость уменьшается на сумму платежей инвестора за пользование заемными средствами, разовых платежей инвестора при пользовании недрами, а также на сумму других не возмещаемых инвестору в соответствии с условиями соглашения затрат, состав и порядок учета которых при определении объекта обложения налогом на прибыль устанавливаются соглашением в соответствии с законодательством РФ. В случае, если указанные затраты превышают стоимость принадлежащей инвестору части прибыльной продукции, в последующие периоды объект обложения налогом на прибыль уменьшается на сумму соответствующей возникающей разницы до полного ее возмещения;

уплата налога на прибыль инвестора при выполнении работ по соглашению производится обособленно от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности. При этом применяется ставка налога на прибыль, действующая на дату подписания соглашения;

льготы по налогу на прибыль, предусмотренные законодательством РФ, а также налогообложение суммы превышения фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной, сумм выплаченных дивидендов или доходов от долевого участия при взимании налога на прибыль не применяются;

налог на прибыль, взимаемый по ставке зачисления этого налога в бюджеты субъектов РФ, вносится в бюджет субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, независимо от места регистрации плательщика;

по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается инвестором в натуральной или стоимостной форме.

3. При исчислении налога на добавленную стоимость при реализации инвестором принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения произведенной продукции из подлежащей взносу в бюджет в соответствующем периоде суммы указанного налога вычитаются все суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения работ по соглашению товарно-материальным ценностям, а также по работам и услугам.

Разница, возникающая в случае превышения сумм указанного налога, уплаченного инвестором поставщикам за приобретаемые товарно-материальные ценности, над суммами указанного налога, исчисленными при реализации произведенной продукции, являющейся собственностью инвестора, подлежит возмещению инвестору в порядке и в сроки, установленные законодательством РФ, с уточнением суммы этой разницы, исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в соответствующем истекшем периоде.

После начала добычи минерального сырья уточненная сумма указанной разницы, не возмещенная инвестору из бюджета к соответствующему дню, возмещается ему за счет уменьшения принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции на величину ее стоимостного эквивалента.

Обороты между инвестором и оператором соглашения по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по соглашению, а также операции по передаче денежных средств, необходимых для финансирования указанных работ в соответствии с утвержденной в установленном соглашением порядке сметой, освобождаются от налога на добавленную стоимость".

В соответствии с п.7 ст.13 Закона № 225-ФЗ операторы соглашения, а также юридические лица (подрядчики, поставщики, перевозчики и другие лица), участвующие в выполнении работ по соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором, освобождаются от взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию РФ товаров и услуг в соответствии с проектной документацией, предназначенных для проведения указанных работ, а также при вывозе за пределы таможенной территории РФ минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашения собственностью инвестора.

СРП по существу включает две подсистемы налогообложения:

1) СРП с уплатой НДПИ и определением компенсационной продукции. В этом случае инвестор должен уплачивать следующие налоги и сборы:

2) налог на прибыль организаций;

5) платежи за пользование природными ресурсами;

6) плату за негативное воздействие на окружающую среду;

7) водный налог;

8) государственную пошлину;

9) таможенные сборы;

10) земельный налог;

2) СРП на условиях прямого раздела продукции. В данном случае инвестор уплачивает:

2) государственную пошлину;

3) таможенные сборы;

5) плату за негативное воздействие на окружающую среду. Инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. Законодательством предусмотрены особенности определения налоговой базы по отдельным налогам.

При выполнении СРП от обложения НДС освобождаются некоторые операции между инвесторами, между инвестором и государством. Инвестору по СРП возмещается НДС в случае, если налоговые вычеты по нему превышают исчисленную сумму налога. При несвоевременном возмещении НДС начисляются проценты (ст.346.39 НК РФ). При обложении НДПИ для СРП введена исключительно твердая ставка налога. Налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых; налоговая ставка (например, 340 руб. за тонну) умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. При исполнении СПР применяется понижающий коэффициент 0,5 (ст.346.37 НК РФ). Налог на прибыль организаций при выполнении СРП на условиях прямого раздела продукции не исчисляется и не уплачивается. Сумма потенциального налога на прибыль учитывается при определении пропорций раздела продукции. Ставка налога на прибыль при выполнении СРП - 20%, и она применяется в течение действия всего срока СРП (ст.346.38 НК РФ).

Налоговые декларации. Инвесторы должны представлять отдельные налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения участка недр по налогам, которые подлежат уплате при СРП соответствующего вида. Необходимо иметь в виду, что налогоплательщик представляет налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности (ст.346.40 НК РФ).

Крайне важным и значимым для России достижением Владимира Путина стала ликвидация, отмена так называемого Соглашения о разделе продукции (федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995).

Соглашение о разделе продукции было подписано в 1995 году Б. Ельциным под влиянием США. Согласно ему, 264 важных и крупных месторождения природных ресурсов (нети, газа, меди и других) России попали в международную юрисдикцию.

Суть соглашения

Целью Соглашения о разделе продукции стало привлечение в экономику РФ иностранных инвестиций. В соответствии с данным документом, право собственности на имеющиеся в РФ газовые и нефтяные ресурсы сохранялось за Россией, а разработка месторождений велась компаниями-инвесторами. Россия получала долю прибыли от эксплуатации инвесторами природных ресурсов. Но лишь после возмещения инвесторами своих затрат. Никаких налогов иностранные компании, добывающие российские природные ресурсы, не платили.

Подписав Соглашение о разделе продукции, Россия надеялась на рост иностранных инвестиций и, следовательно, на увеличение денежных поступлений в бюджет.

Как на практике действовало Соглашение

Россия не получала практически никаких денег от добычи нефти на её территории. Почему? Потому что иностранные компании-инвесторы предоставляли отчёты об огромных затратах, которые вряд ли были правдоподобными. Содержание офисных помещений, оплата проживания и перелёта сотрудников, юридические услуги – согласно предоставляемым компаниями-инвесторами документам, их расходы были огромны, и постоянно увеличивались. В бюджет Российской Федерации с 1 доллара поступало менее 20-ти центов – ничтожно малые суммы. Фактически российская нефть и прочие природные ресурсы не принадлежали нашей стране. На протяжении долгих лет деньги от продажи нефти утекали за границу.

Действия В. Путина по отмене Соглашения о разделе продукции

С самого первого года вступления в должность Президента РФ В.В. Путин начал борьбу с действующим Соглашением (законом). На это потребовалось немало времени. В 2004 году, при помощи внесения соответствующих поправок в действовавшее на тот момент Соглашение, удалось отменить его практически полностью. Из 262 соглашений отменены были 260. Лишь проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по-прежнему действуют на условиях Соглашения о разделе продукции. Но это – сложные проекты, находящиеся в отдалённых районах, и требующие огромных денежных инвестиций.

Отмена соглашения: итоги для России

Благодаря отмене документа, в российский бюджет стали поступать денежные средства от добычи полезных ископаемых (прежде всего, нефти) в полном объёме. Если бы соглашение продолжило своё существование, огромные деньги от продажи нефти, газа и других ресурсов продолжали бы поступать за границу, минуя российский бюджет.

Отмена Соглашения позволила увеличить бюджет России более чем в 3 раза.

Ликвидация Соглашения о разделе продукции позволила Российской Федерации встать на путь независимого развития, а не колониального, как это фактически было раньше.

Серьёзная прибыль, полученная в результате добычи и продажи газа и нефти, в результате отмены Соглашения, стала, наряду с увеличением цен на энергоносители, основой для значительного роста российской экономики.

Личная заслуга Владимира Путина заключается в том, что внутри России он пошёл против созданной иностранцами системы. В частности, против системы экономики, государственной власти, управления. Его действия по отмене Соглашения о разделе продукции стали переломом развития Российской Федерации в сторону независимого свободного государства.

ФЗ « О соглашениях о разделе продукции » от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем , что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска.Для государства преимущества СРП заключаются в том , что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции , являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы – граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименованиепринципа "двух ключей".

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса илиаукциона , проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции - п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

    обычный – (индонезийская модель – по стране происхождения ) – из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;

    "прямой " – исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки - п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или "дедушкиной" оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).

Соглашения о разделе продукции являются наряду с концессионными соглашениями наиболее распространенными договорами, заключаемыми между инвесторами и государством в лице Правительства РФ или его уполномоченных органов. Соглашения о разделе продукции регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", который регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

В соответствии со ст. 2 Закона соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Анализ данного определения позволяет выделить особенности соглашения о разделе продукции. Прежде всего, объектом соглашения являются исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья. Права могут предоставляться либо только на геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, либо только на их разведку и добычу, в том числе на использование отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (например, подземных резервуаров для хранения газа) и на некоторые другие работы. Но недра могут предоставляться в пользование и для геологического изучения и для добычи полезных ископаемых одновременно. Причем добыча может производиться как непосредственно по завершению геологического изучения, так и параллельно с ним. Такие права пользования называются совмещенными. Однако в любом случае в результате предоставления прав на пользование недрами в хозяйственный оборот включаются природные ресурсы.

Вместе с тем следует отметить, что правовой режим использования природных ресурсов, в том числе недр земли, существенно отличается от режима использования другого имущества. В большинстве стран мира недра, содержащие наиболее важные для экономики полезные ископаемые, принадлежат государству. Они неотчуждаемы и неотъемлемы, к ним не применимы сроки давности, на них не может быть обращено судебное взыскание. Эксплуатация недр, извлечение из них минерального сырья и другие виды использования являются монополией государства, т.е. его исключительным правом. В России статус недр в принципе аналогичен. Так, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В свою очередь ГК РФ в ст. 214 устанавливает, что природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. А ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" предусматривает, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Зарубежный опыт

В Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" не раскрывается понятие исключительных прав и не поясняется, к какому виду имущественных прав (вещно-правовому или обязательственному) они принадлежат. В некоторых зарубежных странах право пользования недрами именуется арендой недр, а аренда, как известно, относится к обязательственным правам. В других же странах нрава пользования недрами приравниваются к правам на недвижимое имущество. Вместе с гем, несмотря на различия в трактовке исключительных прав, зарубежное законодательство и мировая практика недропользования свидетельствуют о том, что предоставление исключительных прав предполагает обязанность государства на срок действия таких прав воздерживаться от какой-либо деятельности на предоставленном инвестору участке недр, а также не допускать такой деятельности со стороны третьих лиц. Но исключительные права распространяются только на те минералы, которые указаны в инвестиционном соглашении. Поиск, разведка, добыча других ископаемых, залегающих в недрах предоставленного инвестору участка, могут стать объектом новых исключительных или обычных прав для самого государства или третьих лиц при условии, что осуществление новых прав не создаст помех в деятельности первоначального инвестора, осуществляемой на участке недр, указанном в инвестиционном соглашении.

При этом Закон РФ "О недрах" в ст. 7 определяет участок недр как геометризированный блок недр, предоставленный пользователю в виде горного отвода. Это участок земной поверхности, ограниченный определенными географическими или иными координатами. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Однако в пользование на условиях раздела продукции может быть предоставлен только участок недр, входящий в перечень, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции".

Следующая существенная особенность соглашения о разделе продукции – особый субъектный состав : с одной стороны – частные инвесторы, с другой – государство. В качестве инвесторов в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" могут выступать юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (ст. 3 Закона). При этом следует отметить, что Закон несколько по-иному трактует понятие инвесторов по сравнению с общим инвестиционным законодательством. Во-первых, в ст. 3 Закона ничего не говорится о том, что соглашения о разделе продукции могут заключаться с международными организациями и иностранными государствами, которые являются иностранными инвесторами по Федеральному закону "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Кроме того, Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" предусматривает еще одну специфическую категорию инвесторов – создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не обладающие статусом юридического лица объединения юридических лиц. В зарубежной практике такие объединения получили название консорциумов.

Консорциум – чрезвычайно распространенная форма объединения инвесторов в сфере недропользования, особенно в случаях реализации очень крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой и горнорудной промышленности. Хотя консорциум не является юридическим лицом, в отношениях с государством он выступает как единый, групповой инвестор – обладатель исключительных прав пользования участком недр. В нашей стране в настоящее время отношения двух или нескольких лиц, соединивших свои вклады и совместно действующих без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, регулируются нормами гл. 55 ГК РФ о простом товариществе.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению . Согласие государства необходимо, поскольку в такой ситуации одновременно происходят переход прав кредитора к другому лицу и перевод долга на это же лицо. А в соответствии со ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. В связи с тем, что права и обязанности могут быть переданы только лицу, располагающему достаточными ресурсами и опытом, государственный орган, рассматривающий этот вопрос, должен тщательно изучить информацию о потенциальном инвесторе, а также выяснить причины и обстоятельства, побудившие инвестора пойти на уступку прав пользования по сделке.

Права кредитора по обязательству могут перейти к другому лицу не только по сделке в порядке уступки требования предшествующим кредитором, но и в силу закона либо при наличии указанных в законе обстоятельств. К таким обстоятельствам ст. 387 ГК РФ относит универсальное правопреемство в правах кредитора. Данные обстоятельства имеют место при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения или разделения. Именно эти случаи перехода прав пользования недрами и переоформления действующей лицензии закреплены в ст. 17.1 Закона РФ "О недрах". Далее эта же статья устанавливает, что право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Современное российское законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, в каком качестве выступает государство в инвестиционном соглашении. Так, в Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" получила воплощение концепция государства как равноправного участника гражданско-правовых отношений, впервые закрепленная в ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., а в настоящее время подтвержденная положениями ст. 124–127 ГК РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования стали участвовать в гражданском обороте на общих основаниях, принимать на себя имущественные обязательства и нести по ним ответственность.

Однако в то же время в российском законодательстве существует иная концепция, которая основывается на представлении, что в сфере недропользования государство не может передавать права пользования частным лицам, а поскольку такие права имеют исключительно государственную принадлежность и монопольное происхождение, они не могут предоставляться на договорной основе. Поэтому отношения государства с пользователями строятся по вертикали и являются административно-распорядительными.

Вторая концепция воплощена в Законе РФ "О недрах". Несмотря на то что постепенно с 1995 г. административно-правовая основа этого Закона несколько смягчалась за счет признания возможности существования договорных отношений в сфере недропользования и прямого включения в текст Закона отдельных гражданско-правовых положений (например, о лицензионном договоре, о праве недропользователя обжаловать в некоторых случаях решения государственных органов), в целом концепция Закона осталась неизменной. В частности, Закон предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая по существу является документом, не подлежащим обсуждению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Законом. Следовательно, воля сторон в соглашении ограничивается условиями лицензии, поскольку Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" определяет, что лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении.

В настоящее время условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"), т.е. именно соглашение признается основной формой осуществления прав недропользования. Этот же подход закреплен теперь и в Законе РФ "О недрах": лицензия удостоверяет право пользования участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами (ч. 2 ст. 11). Иными словами, лицензия является документом, как бы подчиненным условиям соглашения о разделе продукции, так как он должна соответствовать соглашению.

Научная дискуссия

Неопределенность правового положения государства как стороны инвестиционного соглашения влечет за собой неоднозначность в определении правовой природы такого соглашения. В литературе существует точка зрения, согласно которой инвестиционное соглашение следует квалифицировать как гражданский договор. Так, по мнению Н. Н. Вознесенской, государство вступает в гражданско-правовые отношения как равноправный партнер субъектов частного нрава, не проявляя при этом своих властных полномочий. "Обычно там, где государство – субъект частного права, оно не является органом властвования" .

Безусловно, основу данного соглашения составляют нормы гражданского права. Однако отождествлять его полностью с обычными гражданско-правовыми договорами было бы неправильно. В частности, в нем предусматриваются условия, касающиеся публичных прав, которые не могут быть включены в обычные договоры (например, о льготах в области налогообложения, о гарантиях стабильности правового режима и др.). Но административные акты нельзя сводить лишь к односторонним административным сделкам. Так, по мнению М. И. Кулагина "в настоящее время договорная форма широко используется не только в области частного права, но и... в сфере публичного права. Договор давно уже перестал быть монополией гражданского права" .

Наиболее точный ответ на вопрос о правовой природе инвестиционных соглашений между государством и инвестором дает Н. Н. Вознесенская: "При заключении соглашения с иностранным инвестором государство-реципиент выступает и как орган властвования, и как субъект частного права, однако, это происходит не одновременно и не по одной линии правовых связей. Выдавая разрешение иностранному инвестору, государство в лице своих органов властвования совершает административный акт. Заключая на основе этого акта инвестиционное соглашение, оно выступает уже как субъект частного права, являясь стороной гражданско-правовых отношений. Соглашение предполагает равенство сторон. При таких разных субъектах, какими являются суверенные государства, с одной стороны, и частная фирма – с другой, равенство возможно в том случае, если государство устанавливает для себя определенные рамки применительно к данным взаимоотношениям. Оно как бы приравнивает себя по характеру прав и обязанностей к конкретному контрагенту. Выступая партнером частного капитала, государство не может принять на себя больше прав или обязанностей, чем установлено соглашением. Если же возникает вопрос, который выходит за установленные гражданско-правовые рамки, он будет решаться государством, но уже не как стороной в договоре, а как органом властвования" . Таким образом, инвестиционное соглашение иностранного инвестора с государством в лице его органов обладает одновременно чертами публично-правового акта и гражданско-правового договора, что позволяет признать его хозяйственным (предпринимательским) договором, на основе которого возникают хозяйственно-управленческие обязательства. Этого же мнения придерживается и С. А. Сосна; "Положение о том, что инвестор осуществляет поиск, разведку и добычу минерального сырья, а также проведение связанных с этим работ за свой счет и на свой риск, является одним из ключевых условий соглашений о разделе продукции. Рисковый характер соглашения и намерение сторон получить прибыль от пользования недрами делают соглашение типичным предпринимательским договором, хотя риск несет только одна сторона. Государство как другая сторона в соглашении никаких расходов и рисков не несет (если на этот счет у сторон нет иных договоренностей)" .

К существенным особенностям инвестиционных соглашений о разделе продукции можно отнести порядок их заключения. В соответствии с общим правилом, изложенным в п. 1 ст. 6 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", такое соглашение заключается с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, которой осуществляется разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования.

Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством РФ, относительно участков недр местного значения – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, относительно остальных участков недр – федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона. В состав конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.

Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов. Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.

Порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством РФ (ст. 13.1 Закона РФ "О недрах").

Ранее в Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" содержались исключения из правила о проведении аукциона или торгов для заключения договора. Сейчас же они исключены. Эта позиция законодателя представляется правильной, поскольку конкурсно-аукционный порядок определения инвестора на данный момент является наиболее справедливым и демократичным. Хотя злоупотребления не исключены, но они поставлены вне закона. Определенные сомнения вызывала возможность заключения соглашения с единственным участником аукциона или конкурса, по сейчас она также исключена из закона. Кроме того, поскольку на аукционе стартовые цены обычно бывают минимальными, вызывает недоумение предоставление возможности заключения соглашения с единственным участником аукциона "на условиях аукциона", т.е. по самой низкой цене.

  • Вознесенская Н. Н. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. М.: Наука, 1989. С. 85.
  • Сосна С. А.
  • СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

    договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении определяются все необходимые условия рационального и эффективного использования недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. При этом содержание соглашения должно соответствовать ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

    Перечни участков недр, правололь-зования которыми возможно на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ. Проекты их вносятся в ГД совместно Правительством РФ и представительными органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположены соответствующие участки недр. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в С. о р.п. Сторонами соглашения являются:

    а) РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченные им органы, например территориальные органы управления государственным фондом недр;

    б) инвесторы, которыми вправе быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе до-roвоpa о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

    Лицензия на пользование участком недр выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней со дня подписания соглашения на срок его действия и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием на то. что данный участник выступает от имени всего объединения. В лицензии указываются все инвесторы (участники объединения).

    Соглашение заключается органом, уполномоченным государством, с инвестором - победителем конкурса или аукциона. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами,планами и сметами,которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Помимо общих требований о рациональном использовании и охране недр, природной среды,безопасном ведении работ соглашением должны предусматриваться дополнительные обязательства инвестора:предоставлять юридическим лицам РФ при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т.п. на основании отдельных договоров с инвесторами; страховать ответственность в связи с возмещением убытков в случае аварий; вывезти все сооружения и иное имущество после завершения работ. Стороны должны предусмотреть в соглашениях условие: не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки,закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории РФ.

    В соглашении определяются условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвесторами. Распределение продукции, полученной государством после раздела с инвесторами, между РФ и субъектами РФ осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами. Инвестор уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и платежи за пользование недрами: разовые (бонусы) при заключении соглашения, ежегодные - за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярные (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи или от стоимости произведенной продукции. Инвестор освобождается от других обязательных платежей: налогов, сборов, акцизов и т.п. За пользование землей и другими природными ресурсами плата производится в соответствии с законодательством РФ. Инвестор не освобождается от обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан РФ, а также от платежей в Государственный фонд занятости населения РФ.

    Закон "О соглашениях о разделе продукции" разрешает инвестору передавать (полностью или частично) свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или гражданину только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по данному соглашению. Для этого требуется составление письменного акта и переоформление лицензии. С согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в ходе реализации соглашения. Государство гарантирует защиту имущественных и иных прав инвесторов: на него не распространяется действие нормативных актов, которые устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных в соответствии с С. о р.п., за исключением предписаний органов надзора за безопасностью работ,охраной недр, природной среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасностью. Кроме этого, Закон обеспечивает стабильность условий соглашения:

    если в течение срока действия С. о р.п. законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действующих на момент заключения соглашения законодательных актов. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением. Споры между государством и инвестором разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде. в арбитражном суде или в третейском суде, в том числе в международных арбитражных институтах.

    Лит..-Теплов О.,Клюкин Б;Не-дра и право. М., 1994.

    Жариков Ю.Г.


    Энциклопедия юриста . 2005 .