Старинная игра

Цель игры
Определенным образом подбросить и поймать камешки, причем одной рукой. Ну а если играют двое или несколько детей, то постараться завершить всю цепочку действий первым.

По одному

Игра
Все пять камешков лежат на ладони. Игрок подбрасывает камешки вверх и, пока они в воздухе, переворачивает руку и старается поймать их тыльной стороной ладони. Если у него получается, он переходит к следующему действию. Если же он поймает лишь часть камешков, то кладет четыре камешка на пол, а пятый подбрасывает вверх и, пока он в воздухе, старается подобрать камешки с пола по одному той же рукой. Подобранные камешки можно переложить в другую руку.

По два

Игра
Четыре камешка разбрасываются по полу. Пятый подбрасывается в воздух, а с пола подбираются два и ловится подброшенный той же рукой. Если получится, камешек снова подбрасывается, а с пола подбираются еще два. Начинающим игрокам разрешается пододвинуть камешки на полу поближе друг к другу, ну а «профи» поблажки не полагаются.

По три

Игра
Игрок разбрасывает по полу четыре камешка. Пятый подбрасывается вверх, и один подбирается с пола. Снова подбрасывается камешек вверх, а с пола подбираются остальные три той же рукой.

По четыре

Игра
Правила такие же, как и в предыдущих двух играх, только все четыре камешка подбираются с пола одновременно.

Клевки

Игра
Четыре камешка разбрасывают по полу и подбирают по одному. Подобранные камешки остаются в той же руке, которой подбрасывается пятый, - перекладывать их в свободную руку нельзя.

Бушели

Игра
Камешки подбрасываются вверх и ловятся тыльной стороной ладони (1), снова подбрасываются и ловятся ладонью (2). Непойманные камешки подбираются с пола по одному (3), но перекладывать их в свободную руку нельзя.

Цапки

Игра
Камешки подбрасываются и ловятся тыльной стороной ладони. Если ни один из камешков не упадет, их подбрасывают снова и ловят на ладонь. Если некоторые из них упали на пол, пойманные камешки остаются на тыльной стороне ладони, а упавшие подбирают с пола, зажав их между пальцами (1). Затем подбрасывают камешки с тыльной стороны ладони и ловят ладонью (2 и 3), а камешки, зажатые между пальцами, перемещают на ладонь (4). Если камешки с тыльной стороны ладони упадут на пол (на любой стадии), игрок должен начать все сначала.

Под арку по одному

Игра
Свободную руку ставят аркой. Камешки разбрасывают по полу, выбирают из них один и подбрасывают его вверх. Пока камешек в воздухе, один из лежащих на полу проталкивают под арку. Игра продолжается в том же духе до тех пор, пока все камешки не окажутся под аркой. Начинающим игрокам разрешается дополнительный бросок, чтобы пододвинуть камешки поближе к арке.

Под арку по два

Игра
Правила такие же, как и в предыдущей игре, только камешки проталкивают под арку по два. И в этой игре начинающим разрешается дополнительный бросок, чтобы пододвинуть разбросанные камешки поближе к арке.

Под арку по три

Игра
Правила такие же, только за один бросок нужно успеть протолкнуть сразу три камешка, а потом последний.

Под арку по четыре

Игра
Правила такие же, только за один бросок нужно успеть протолкнуть под арку все четыре камешка.

Стойла

Игра
Правила такие же, как и в игре «Под арку», только здесь свободная рука изображает конюшню, а проходы между пальцами - стойла. В каждое стойло нужно загнать по одному камешку. Как и обычно, начинающим разрешаются дополнительные броски.

Жаба в норке

Игра
Правила такие же, как и в игре «Под арку», только здесь свободная рука (см. рисунок) изображает своеобразную пещеру. Камешек подбрасывается вверх, а разбросанные по полу, если повезет, оказываются в пещере.

Подмети пол

Игра
Игра состоит из цепочки действий, сопровождаемых словами. Первое действие: камешек подбрасывают вверх, той же рукой проводят по столу или полу и говорят: «Подмети пол!» Второе действие: сдвигают один из лежащих камешков и говорят: «Пододвинь стул!» Третье действие: «стул» поднимают и говорят: «Подними стул!» Четвертое действие: стул возвращают на прежнее место, говоря при этом: «Поставь стул на место!» В следующем круге все действия повторяются, но на этот раз стол подметают два раза, двигают, поднимают и ставят на место уже два стула. В третьем круге все делают по три, а в четвертом, нетрудно догадаться, по четыре раза. Игроки, допустившие ошибки, возвращаются в начало соответствующего круга.

Змея в траве

Игра
Четыре камешка ставят в ряд на расстоянии десять сантиметров. Пятый камешек подбрасывают, а первый камешек из ряда стараются продвинуть как можно дальше, следуя определенной траекторией (см. рисунок), и вернуться обратно. Бросать камешек можно сколько угодно раз, но, чем меньше число бросков, тем лучше.

и красивые камушки. Сыночек очень любит кидать камни в воду, развлекая его, я натолкнулась на красивый круглый камень и сразу вспомнила игру в камушки, в которую играла довольно неплохо, но очень давно.

Погуглив, именно этой игры в сети я не нашла. А поэтому предлагаю вашему вниманию свою версию игры «Пять камней», в том виде, в котором она .

Итак, это или напольная игра, из названия которой ясно, что для нее вам потребуется пять камушков одинакового размера. Размер камушек следует подбирать так, чтобы все пять камней свободно помещались в вашей руке.

Играть можно одному, вдвоем или небольшой компанией. Если играют несколько человек, то можно при помощи выбрать очередность игроков и играть до завершения всей цепочки действий.

Возраст игроков значения не имеет. При желании может научиться любой человек, разве что старше трех лет.

Цель игры «5 Камней» — определенным образом подкидывать камешки и ловить их одной рукой. Весьма сложно для новичков, но потрясающе интересно для мастеров. Развивает мелкую моторику рук и усидчивость, а также стремление и волю к победе.

Непосредственно игра состоит из 10 конов. Задача игроков как можно быстрее пройти правильно все 10 этапов. После каждой ошибки ход переходит к следующему участнику.

1 кон игры «5 камней»

Все берутся в правую руку. Игрок высыпает камни на пол. Выбирает один. Берет его и подбрасывает вверх. Пока камень в воздухе, нужно подобрать один из лежащих на полу и успеть поймать летящий камушек в ту же руку, так чтобы в руке было два камушка. При удачной попытке, поднятый камушек откладывается в сторону и действие продолжается, т.е. ловятся остальные три камушка по порядку по одному. Если участник не успевает поймать камушек или схватить с пола, то право хода тут же передается следующему играющему.

2 кон игры «5 камней»

Снова берутся все камни и разбрасываются по полу. Один из них подбрасывается в воздух, а с пола подбираются два. Затем той же рукой ловится подброшенный. Если получится, камешек снова подбрасывается, а с пола подбираются еще два. Начинающим игрокам разрешается пододвинуть камешки на полу поближе друг к другу, ну а «профи» поблажки не полагаются.

3 кон игры «5 камней»

Также, только теперь с пола поднимаются сразу три камушка, а при следующем подбрасывании — поднимается оставшийся четвертый.

4 кон игры «5 камней»

Правила те же, что и в первых конах, только теперь с пола нужно схватить все четыре камушка и поймать пятый.

5 кон игры «5 камней»

Как и в первом коне, нужно поднимать по одному камню, только все пойманные ранее камни продолжают оставаться в руке.

6 кон игры «5 камней»

Иногда его еще называют «Арка». Указательный и средний пальцы левой руки ставятся на пол, образуя собой своеобразную арку. Камешки выстраивают в ряд перед аркой, выбирают один из них и подбрасывают его вверх. Пока камешек в воздухе, первый из лежащих на полу камней проталкивают под арку. При следующем броске, отправляем под арку второй камушек и так до тех пор, пока все камешки не окажутся под аркой.

7 кон игры «5 камней»

«Стойла». Правила такие же, как и в предыдущем этапе, только здесь свободная левая рука изображает конюшню, а проходы между пальцами - стойла. Камни высыпаются на пол из-за левой руки. Задача игрока, подкидывая один из камушков в воздух — загнать все остальные по одному камешку в каждое «стойло».

8 кон игры «5 камней»

Ставим средний палец левой руки на указательный и размещаем руку на полу так, чтобы образовались «ворота». Через левую руку выбрасываем камни. Задача игрока, пока один камушек летит, по одному загнать все остальные в ворота.

9 кон игры «5 камней»

Выбрасываем камни на пол. Один подбрасываем — поднимаем один с пола. Далее подбрасываем два, поднимаем третий и ловим летящие два. Подбрасываем три, поднимаем четвертый и ловим летящие три. И наконец, подбрасываем четыре камушка, поднимаем пятый и ловим все четыре летящих камня. Экзамен сдан. Игра начинается сначала.

Вот такая игра когда-то скрашивала скучные будни в детской больнице. Неприятности забылись, а игра и навыки в нее помнятся. Надеюсь и вам понравится!

С уважением,

Сейчас много пишут и говорят о пользе развития мелкой моторики. Она не только напрямую связана с развитием речи, но и активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Когда-то в далеком детстве мы все с удовольствием играли в игру "Камушки" или "Пять камешков", кто как называл.

Для игры нужны были камешки - обычная речная галька. Каждый подбирал комплект из пяти камней для себя - под свою руку, кому-то нравились круглые камешки, кто-то выбирал плоские. Были у нас любители игры, которые всегда носили свой комплект с собой в кармане, а остальные просто подбирали с земли более-менее подходящие.

Играли мы и загорая у речки летом, и в дождливые дни, когда домой идти не хочется, а из-за дождя никуда особо не высунешься. Для игры нужна была небольшая ровная площадка утоптанной земли или ровный пол крыльца или беседки.

Для начала определяли порядок игры - кто за кем.

Суть игры - в подбрасывании и ловле камешков.

Шаг 1. Единички

На землю перед собой бросаются все пять камешков. Выбирается один из них. Это биток. Этот камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять один из оставшихся на земле камешков и успеть подхватить этой же рукой летящий. Подобранный камешек откладывается в сторону и действие повторяется для всех оставшихся камешков.

Шаг 2. Двоечки

На землю перед собой опять бросаются все пять камешков. Выбирается один из них, причем нужно следить, чтобы оставшиеся четыре камня лежали попарно, как можно ближе друг к другу. Камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять сразу два камешка из лежащих на земле и, конечно же, успеть подхватить летящий. Действие повторяется и для второй пары камешков.

Шаг 3. Троечка

Камешки бросаются на землю и подбирать надо сначала три камня одновременно, а затем один оставшийся.

Шаг 4. Четверочка

Вы уже, конечно, сообразили - сначала все камешки бросаем на землю, а затем за один раз все подбираем.

Шаг 5. Экзамен

Все пять камешков одновременно подбрасываются в воздух и ловятся тыльной стороной ладони. Затем, все камни с тыльной стороны опять подбрасываются в воздух и словить их нужно открытой ладонью. Сколько камешков словил - столько баллов заработал.

Игра повторяется сначала. Выигрывает тот, кто наберет больше всего баллов.

Переход хода к новому игроку происходит, если играющий уронил или не словил камень-биток, не поднял с земли нужное количество камешков или на экзамене не поймал в ладонь ни одного камня.

Иногда мы усложняли игру дополнительными правилами. Например, ловить биток нужно было не в открытую ладонь, а захватом сверху вниз. Или подобранные камушки не откладывались в сторону, а удерживались в кулаке.

familyr_papa wrote in February 8th, 2012


текст: Дмитрий Скирюк

Когда я был совсем малышом, у меня было два любимых развлечения: плескаться в воде и собирать камешки. С водой дела обстояли неплохо - можно было наполнить водой старый таз и забавляться сколько угодно; после игры вода использовалась по назначению, а таз возвращался на гвоздик в ванной.

С камнями дело обстояло хуже: они занимали место. Зачем они мне нужны, я внятно объяснить не мог. Круглые, плоские, гладкие, разных цветов, они меня гипнотизировали. Мне казалось, что перекладывая камни, я вношу в свой детский мир порядок, некую систему. Фактически я играл, только правила не мог изобрести. Я всё время перепрятывал их из банки в банку, из коробки в коробку, пока родители не находили и не выбрасывали мою заначку, поелику «и так дома хлама полно».

Думаю, в любой семье подобное случается, и каждый родитель с содроганием может вспомнить, как их отпрыски на отдыхе тащили с пляжа эти камушки горстями и ведёрками. И что же с ними делать, с этими сокровищами - то бишь с камнями и с детьми? Я вам подскажу.

Каждый из нас хоть раз задавался вопросом, какую же настольную игру человек придумал первой: карты? кости? шахматы? Играть в уме непросто, для тактического моделирования человеку требуется инвентарь, картинка, ну а что предоставляет нам природа? Воду, веточки и камни. И поскольку вода для игры как-то малопригодна, остаются камни. В середине прошлого века наука, похоже, окончательно выяснила, что древнейшей настольной игрой в мире является манкала.

Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala - «Перемещение») - это большая семья игр с перекладыванием камешков, её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки. Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари. Даже в пирамиде Хеопса археологи нашли такую доску.

Манкала издревле была популярна у кочевых народов - не надо возить собой доску и фишки: достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен - и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. Число лунок, их рядов и камней варьируется, но основные принципы схожи: надо перекладывать камни так, чтоб занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.

Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую память» человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков - одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки - голод и недород. Здесь же прячутся древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.

Поскольку подобных игр немало, не буду загружать вас лишней информацией и расскажу о самой популярной в Европе разновидности манкалы. Американец Уильям Чемпион, который в 1893 году организовал промышленный выпуск игры, назвал её «Калах» по названию пустыне Калахари, где, по его утверждению игра сохранилась в первоначальном виде.

На самом деле он взял за основу малазийскую манкалу «чонгкак», у которой много вариантов досок (от 5 до 9 лунок на одной стороне). Уильям Чемпион выбрал ту, которая с шестью, и немного упростил правила. В Германии детский вариант этой игры известен под названием «Apfelklau» («Укради яблоко»).

Правила игры

Набор для игры в калах представляет собой доску с двумя рядами лунок по 6 в каждом и 72 камешка. Справа и слева находятся большие лунки, «амбары» - их тоже называют «калах». В каждую лунку (кроме амбаров) кладётся по 6 камешков (если ребенок у вас еще маленький и не вытерпит долгой игры, можно начать с четырех камней в каждой лунке). Играют двое (правда, существуют наборы для игры вчетвером, но сейчас речь не о них).

Один из играющих берёт все камни из любой лунки в своём ряду и раскладывает их слева направо против часовой стрелки, по одному в каждую из следующих лунок - сначала в свои, а потом и в лунки соперника. Чужой калах пропускается, а в свой наоборот - кладётся один камешек. Если последний камень попадает в калах, игрок делает ещё один ход. В середине или в конце игры такая возможность обычно выпадает несколько раз подряд.

Если последний камень попадает в пустую лунку в своём ряду, а противоположная лунка противника не пуста, то все камни из этой полной лунки становятся добычей - их переносят в свой калах (и срубивший их свой камень тоже). Если в конце игры все лунки одного игрока окажутся пустыми, соперник переносит все оставшиеся в лунках камни в свой калах (так поступить он должен даже не в свой ход).

После этого проводится подсчёт. Всего камней 72. Выигрывает тот, в чьём калахе их больше 36. При счёте 36:36 засчитывается ничья.

Если как следует вникнуть в правила калаха, обнаружится дисбаланс. Когда первый игрок делает ход камнями из самой первой (левой) лунки, то последний камень попадает в калах; игрок сразу получает дополнительный ход и этим лишает второго игрока такой возможности. Для уравнивания шансов существует так называемое «правило пирога»: после первого хода второй игрок имеет право развернуть доску, то есть «забрать» этот первый ход себе. В таких условиях первому игроку невыгодно делать выигрышный ход: второй игрок его обязательно себе присвоит. В результате первому игроку приходится делать не сильный, не слабый, а самый сбалансированный ход. Думаю, вам это правило не понадобится - пусть ваш ребёнок просто ходит первым. Но вот если играют двое детей, оно, пожалуй, пригодится.

Особенно приятно то, что в манкале нет шахматных строгостей типа «тронул - ходи». Камни бывают неправильной формы, выпадают из пальцев, образуют в лунках неудобные горки. Потому считается хорошим тоном что-то поправить, разровнять камни в лунках, чтобы игроки могли без труда их подсчитать. Допустимо даже вынуть все камни из лунки, пересчитать их - и сложить обратно, ведь порой возникают ситуации, когда в лунках скапливается по 15-20 камней: воспринять такое количество «на глаз» просто невозможно.

«Да ну, ерунда какая! - презрительно фыркнут некоторые сейчас. - Что может быть интересного в перекладывании камешков!». А между тем учёные не зря называют манкалу «африканскими шахматами» и относятся к ней серьёзно и уважительно, ведь в этой древнейшей игре нет никакого элемента везения, всё зависит только от внимания и интеллекта. В истории игр человечество нескоро вернётся к подобному подходу.

Когда я иду в гости к друзьям и приношу с собой доску и камни, то вижу, как их презрение и скепсис быстро сменяются радостным недоумением. Манкала завораживает и на неискушённого наблюдателя производит впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики.

Играя в манкалу, ребёнок очень быстро учится вычитать и складывать. Сперва, конечно, он будет мешкать и копаться, считать вслух, отсчитывать лунки пальцем, но не удивляйтесь и не хмурьтесь: вы и сами поначалу будете вести себя так же. Однако вскоре вы с удивлением обнаружите, что сильно улучшили свои счётные навыки и можете мгновенно сосчитать рассыпанные вещи (например, монетки, если их не очень много), без труда проделываете в уме сразу несколько довольно сложных операций на сложение и вычитание - и неплохо помните результаты. Уж в магазине-то вас точно теперь не обсчитают.

Сделаем свой калах?

Что ж, подведём итог. Камней, как я догадываюсь, у нас переизбыток? Отлично. Выбирайте для калаха камни не большие и не маленькие, и лучше круглые, нежели плоские (маленькие и плоские трудно подцепить и вытащить, а большие выпадают из горсти и быстро заполняют лунку). Лучший способ проверить камень на пригодность - покатать его в ладони: хороший камень что называется «сам просится в руку».

Если нет камней, сгодится что-нибудь другое: бусины, кусочки ластика, декоративные стеклянные «капли», шарики из глины, «пластики» и скомканной фольги. Если камешков достаточно, дело за малым: нужна доска. Очень не советую сразу бежать на улицу копать ямки: в Азии и Африке почва сухая и глинистая, и лунки получаются вполне приемлемые, а вот с нашим чернозёмом только перемажешься так, что камни от пальцев не отличишь. Песок не держит форму, на снегу зимой недолго и замёрзнуть… Про асфальт, пожалуй, умолчим.

Конечно, ничто не располагает к игре так, как ощущение гладких камешков в ладони, их шорох, звук падения в лунку (о, да! особенно в свой калах). В странах Азии и Африки традиции изготовления манкалы очень древние: доски там делают из ценных пород дерева, украшают росписью, резьбой, рельефными фигурами, бережно хранят и передают по наследству.

Но искусством резьбы по дереву владеет далеко не каждый, а доступная древесина в наших широтах занозистая, колкая и режется с трудом. Поэтому я советую искать другие варианты.

Можно вылепить доску из гончарной глины или отвердевающего пластика, можно склеить её из картона (например, из упаковок от яиц), главное, чтобы лунки были не слишком глубокие. Лучше всего, конечно, приобрести готовый фабричный калах, однако такая покупка пробьёт ощутимую брешь в семейном бюджете, так что повремените с этим до того момента, когда болезнь перейдёт в хроническую стадию и игра проникнет в плоть и кровь.

А пока - крадёмся на кухню, отвлекаем маму… и утаскиваем полиэтиленовые крышечки для майонезных банок в количестве 12 штук, и ещё две побольше, от компота (маме мы заблаговременно покупаем новые в количестве, достаточном для подавления возникшей турбулентности). Далее берём дощечку и привинчиваем к ней наши трофеи по шесть в два ряда, плюс два компота (тьфу! - калаха) по бокам. Привинчиваем саморезами, поскольку полиэтилен ничем не клеится. А потом садимся и начинаем постигать тысячелетнее искусство игры в калах.

И не спешите забрасывать доску на пыльную полку, если игра вам наскучит! В мире существует много других разновидностей манкалы, калах просто самая известная, но отнюдь не самая красивая из них. Множество игр этого семейства дожили до наших дней, один только перечень займёт целую страницу. В Европе манкала почему-то не прижилась, а вот на чёрном континенте и на Ближнем Востоке, в Китае, в Индии, на Филиппинах, на Цейлоне в неё издревле играют все, от мала до велика, и о некоторых играх я вам непременно расскажу, так что доска вам ещё пригодится. А на юге у вас будет хороший стимул не ругать ребёнка, а помочь ему собрать самые красивые и удобные камни, пока море играет с берегом в свою бесконечную манкалу.

Да, кстати, забыл сказать: с водой у меня тоже всё сложилось хорошо - по профессии я гидробиолог.

Во что поиграть с детьми во дворе. Классики. Штандер. Камушки. Резиночки и другие игры для детей во дворе с подробными иллюстрациями и видео.

Во что поиграть во дворе? Существует очень много традиционных интересных игр, которые не всем известны. Сегодня я хочу рассказать об играх во дворе, которые прошли проверку временем, в которые играли наши мамы, мы, и, надеюсь, будут играть наши дети.

1. Классики – самая известная игра во дворе.

Что развивает игра в классики?

Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

Что нужно для игры в классики:

  • Небольшая площадка асфальта во дворе дома.
  • Мел, чтобы нарисовать фигуры.
  • Плоская тяжелая шайбу. Ей может быть плоский камешек или черепок. Можно сделать специальную шайбу для игры в классики своими руками. Для этого нужно взять плоскую металлическую коробку из-под монпансье, наполнить ее песком или чем-то тяжелым, заклеить клеем (клеевым пистолетом). Иногда в магазинах продаются готовые тяжелые металлические шайбы для игры в классики. Они очень удобны, но, к сожалению, их сейчас трудно найти в продаже

Какие бывают классики? Как играть в классики?

Самый простой вид игры во дворе – это классики. А самый простой вид классиков – это улитка. В классики «улитка» можно играть даже одному игроку, пытаясь провести мяч по кругу в нужных клеточках. А можно соревноваться в паре, тройке, четверке или пятерке – кто быстрее пройдет улитку без ошибок. Более 5 игроков для дошкольников не следует брать в игру т.к. дети дошкольного возраста не могут долго ждать своей очереди.

1.1.Классики «Улитка»

Классики «Улитка» состоят из обычных клеточек и заштрихованных клеточек.

Правила игры в классики «Улитка»

  • В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
  • В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
  • Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
  • Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.

Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время – за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?

Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.

Улитка может быть как очень короткой – счет до 10 (для дошкольников), так и очень длинной с большим количеством клеточек – до 30 клеточек (для школьников).

Несомненный плюс классиков «Улитка» — это то, что для них не требуется большой площади.

Играть в классики «Улитка» очень просто. Собираемся во дворе и устанавливаем очередность по считалке или по жребию.

Тот, кто будет играть первым, начинает.

  • Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
  • Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
  • Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.

Задача игрока – провести камушек без ошибок и заступов до середины улитки и вернуться обратно. В середине улитки можно поменять ногу.

Вы спросите – а что делать, если я гуляю во дворе одна со своим ребенком, и других детей нет. Как что? Играть вместе с ним! Стать партнером по игре. И для здоровья полезно! И малыш получит несравненное удовольствие! Я до сих пор благодарна моей маме, бабушке, дедушке за то, с каким удовольствием и с каким творчеством они играли со мной в моем детстве! В том числе во дворе и даже в классики!

1.2. Более сложные классики для игр детей во дворе.

Варианты классиков представлены на рисунках. Их очень много! В них можно начать играть, когда «улитка» уже освоена.

Общие правила игры в эти классики такие. На асфальте во дворе чертят фигуру. Можно начертить фигуру палочкой на земле, но в этом случае линии будут стираться при заступах, и их придется постоянно обновлять. Каждое отделение в этой фигуре – это класс. Все по очереди пытаются пройти все классы (как в школе, только очень быстро).

Как играть в классики с дошкольниками:

Классики для игры с дошкольниками представлены на рисунке выше.

Что делает игрок:

  • Бросает шайбу в первый класс. Если он попал в отделение с цифрой 1 (т.е. в первый класс) и шайба не задела ни одной линии, то можно продолжать.
  • Игрок впрыгивает в первый класс , стараясь не задеть ни одной линии этой фигуры. Если задел линию – то придется передать ход другому игроку. Если не задел линий – можно продолжать дальше.
  • Далее нужно носком ноги выбить камешек наружу из первого класса и выпрыгнуть самому из этого класса. Главное – снова не задеть ни одной линии ни шайбой, ни ногой. Вот и пройден первый класс. Если была ошибка – то придется начать сначала (если играешь один) или передать ход другому игроку.
  • Далее игрок проходит второй класс . Он бросает камешек (шайбу) во второй класс так, чтобы камешек не задел ни одной линии. Прыгает сам на одной ноге сначала в первый класс, а потом во второй класс, не задевая линий фигуры.
  • Выбивает шайбу носком ноги и выпрыгивает сам. Наш игрок прошел уже два класса.
  • Также проходится третий класс.
  • А далее задания изменяются. Проходим четвертый, пятый, шестой и седьмой классы. Игрок берет шайбу в руки и прыгает в четвертый класс . Ребенок встает так, чтобы одна его нога была в четвертом классе, а другая в седьмом (проверьте, когда будете рисовать классики, чтобы это было удобно выполнять ребенку). Далее перепрыгивает так, чтобы одна нога была в шестом классе, а другая в пятом классе.
  • В разных вариантах игры бывает, что требуется повторить предыдущие движения три раза, держа в руке шайбу. Иногда сбоку от классиков рисуют полукруг – место для отдыха. Туда можно впрыгнуть один раз за игру и чуть –чуть отдохнуть.
  • Возвращаемся обратно. Игрок бросает камешек в седьмой класс и запрыгивает в него. Носком ноги ребенок пытается толкнуть шайбу и передвинуть ее в шестой класс. Если это удалось, шайба попала в нужный класс, и ни шайба, ни ноги не задели линий, то ребенок прыгает сам в шестой класс. Дальше он передвигает шайбу в пятый класс, и вслед за ней прыгает в пятый класс. И так доходит до первого класса, выбивает шайбу из него и выпрыгивает сам из классиков. Все классы пройдены!
  • Теперь нашего игрока ждет «экзамен» — так же как и в школе. «Экзамен» может проходить по-разному. Например, можно положить шайбу на носок обуви и пройти через все классы, не уронив шайбу и не заступив на линии или за линии. Если это удалось, то игра в классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.

Правила игры в классики:

  • В следующий раз игра начинается с того класса, в котором ошибся игрок.
  • Ошибкой считается: 1) попадание шайбы не в тот класс, 2) заступ ногой на любую линию фигуры классиков, 3) попадание шайбы на любую линию фигуры классиков.

Другой вариант игры в классики во дворе:

  • Игроки не выбивают шайбу за пределы классиков, а ведут ее последовательно от класса к классу (как это делается в классиках «улитка»).
  • В классиках после последнего класса есть полукруглый «дом». В нем можно отдохнуть, постояв на двух ногах перед обратным путем к первому классу. В дом можно попасть, перепрыгнув через огонь.
  • Если игрок случайно попал ногой или шайбой в «огонь», то ему придется пройти дополнительный экзамен. Какой будет этот «экзамен» в игре – решают сами игроки. Варианты экзамена – пропрыгать (без камешка) на одной ноге все классы без ошибок, при этом другие игроки смешат – корчат рожицы, поют смешные песенки. Или зажав вещь (кепку, коробочку) под коленом согнутой ноги, пропрыгать все классы (без шайбы) на другой ноге туда и обратно. Если это удалось, то дается еще одна попытка забросить шайбу в дом. Если этот не удалось, то игрок уступает ход следующему игроку.

Если Вы знаете другие виды игры в классики или помните, как Вы играли в классики в детстве, то буду очень рада, если поделитесь своими опытом в комментариях.

2. Играем во дворе: игра с камушками.

Из камушков можно выкладывать фигуры (можно использовать в дополнение веточки и палочки). А еще можно поиграть в игру, развивающую координацию движений рук. В эту игру меня научила играть моя бабушка, когда мне было четыре года. И с тех пор я в нее играю:). Играть в нее можно не только во дворе, но и в лесу, на пляже, в дороге.

Как играть в игру «Камушки».

Найдите легкие плоские небольшие камешки. Положите один камешек к себе на ладонь. Подбросьте его. Пока камешек находится в полете, Вам надо быстро перевернуть руку ладошкой вниз. Причем рассчитать так, чтобы камушек попал на тыльную сторону кисти руки и остался на ней лежать.

Теперь Ваша рука «смотрит» ладошкой вниз. Вы снова делаете резкое движение кистью, подбрасывая камушек в воздух. И пока камушек летит, Вам надо быстро повернуть руку так, чтобы ладошка снова смотрела вверх. И чтобы камешек «приземлился» ровно на Вашу ладошку.

Если Вам это удалось, что Вы прошли «первый класс».

Во втором классе Вы кладете два камушка на ладошку и пробуете повторить все действия так, чтобы камушки не упали.

В третьем классе Вы кладете на ладошку три камушки. И так далее.

Нам удавалось удерживать на ладони до 8 камешков одновременно (естественно, при тренировке в ходе регулярных игр).

Соревноваться в этой игре нужно не с другими игроками, а с самим собой. Вчера еле-еле один камешек смог подбросить и удержать на руке. А сегодня три!!! Это успех! А завтра попробую четыре! Попробуйте – это не так просто, как кажется на первый взгляд! Но очень увлекательно и полезно для развития!

Другие игры с камешками во дворе, на даче, на пляже.

1. Морская фигура (лесная фигура, городская фигура и т.п.)

Ребенок выкладывает из камешков разного размера и формы фигуру на тему (камешки должны лежать рядом с малышом). Ему дается на это 2-3 минуты. По окончании времени взрослый говорит: «Раз, два, три – морская (лесная, воздушная, городская и т.д.) фигура на месте замри!» и пытается угадать, кто это с помощью вопросов.

Даже если Вы сразу же догадались, кто это, все равно задавайте вопросы. Образцом своих вопросов Вы поможете ребенку научиться вести диалоги и выстраивать вопросы в логической последовательности. Например, спросите малыша: «Это живое или неживое? Оно питается рыбой? Оно большого размера? Оно серого цвета?»

2. Выложи цепочку – загадку из камешков.

Соберите кучку разных камешков. Выложите из них последовательность: большой – маленький – большой – маленький. Или серый – белый – серый – белый. Или ровный – угловатый неровный – ровный – неровный. Или овальный – круглый – овальный – круглый. При этом все камешки должны быть не похожи друг на друга. Например, в последовательности «серый – белый – серый – белый…» камешки могут лежать так:

  • Серый большой овальный
  • Белый большой круглый
  • Серый маленький круглый.
  • Белый большой овальный.
  • Серый маленький неровной формы.
  • Белый маленький овальный.

Для того, чтобы «разгадать» Вашу загадку из камешков, то есть понять закономерность построения последовательности, ребенку придется проанализировать ситуацию и выделить существенный признак от несущественных. Попросите ребенка продлить ряд камушков дальше и проверьте, смог ли он действительно понять закономерность. Помогите малышу вопросами и уточнениями, похвалите его!

После нескольких таких Ваших загадок (конечно, не надо их делать в один день!), малыш сможет и сам загадать Вам аналогичные загадки. Обязательно покажите ему, как Вам интересно разгадывать его загадки! Доставьте радость и себе, и ребенку!

3. Играем в «Штандер» во дворе!

В «Штандер» можно играть с детьми 6 лет и старше.

Все игроки стоят в кругу. Один из них – водящий (назовем его Ромой). У Ромы в руках мяч. Рома подбрасывает мяч и выкрикивает одно из имен игроков (например, Рома выкрикнул: «Саша!»). Все игроки начинают разбегаться в разные стороны, кроме названного по имени игрока Саши. Названный по имени игрок (Саша) быстро подбегает и ловит мяч. Как только Саша поймает мяч, он старается бросить мячик в разбегающихся детей и «запятнать» их, задев их мячиком. Игроки стараются разбегаться так, чтобы в них было трудно попасть мячиком.

Если Саша попал в игрока своим мячом (например, Саша попал в Лену и запятнал ее), то Лена либо выбывает из игры, либо ей назначается фант (какое будет задание, обговаривается до игры, оно может меняться – прокукарекать, проскакать на одной ножке, спеть песню, загадать загадку и т.д.). Если Саша бросил мяч и ни в кого не попал, то Саше назначается фант для отыгрывания, т.е. штраф (какой будет штраф – фант тоже обговаривается до игры)

Игрок, названный по имени (Саша), имеет право либо просто бросать мячик в убегающих детей, либо остановить их. Если он хочет их остановить – «заморозить», то как только он поймает мяч, он громко кричит: «Штандер!». И все игроки должны замереть на месте. Саша начинает целиться мячом в одного из игроков (например, он хочет запятнать Сережу). Сережа, как только он видит, что его хочет запятнать Саша, может уклоняться в сторону, приседать, но не может сойти с места, где его «заморозили».

Играть в штандер хорошо вечером, когда уже не так жарко. В моем детстве «Штандер» была одной из наших любимых игр в школьном возрасте в летнее время. Мы играли в «Штандер» и во дворе, и на летнем выездном отдыхе. Поиграйте и Вы. А если Вы знаете другие правила игры в «Штандер», то буду благодарна, если поделитесь ими в комментариях к статье.

4. Игры во дворе со скакалкой (с прыгалками).

Наверняка многие взрослые уже забыли о том, что можно не просто прыгать со скакалкой, а еще и играть в разные игры. Варианты игр со скакалкой с детьми во дворе я описала ниже. А также множество игр со скакалкой во дворе Вы найдете в замечательном видео!

4.1. Повтори движения.

Для игры нужно чтобы у всех игроков была своя скакалка. Ведущий прыгает на скакалке. Каждые десять прыжков он прыгает по-разному (на двух ногах, на правой, на левой, с перекрестом рук, с двумя оборотами скакалки за один прыжок, с переступанием с ноги на ногу как при ходьбе, с высоким подниманием колен и т.д.). Все другие игроки как зеркало повторяют за ведущим эти движения. Если игрок ошибся – он выходит из игры.

4.2.Шел крокодил.

Играют по очереди, т.е. достаточно одной скакалки на всех игроков. Первый игрок начинает прыгать со скакалкой и говорить слова стишка: «Шел крокодил. Трубку курил. Трубка упала и написала». На последнем слове рифмовки игрок бросает скакалку на землю. Скакалка падает, образуя замысловатый узор из петелек. Дальше нужно встать одной ногой в одну из самых больших петелек и простоять на ней, пока другие игроки считают до 10 (в школьном возрасте можно считать и до 20) или пока до конца не прочитают рифмовку. Один игрок может смешить, пока все другие читают стишок. Задача – не обращая ни на кого внимания, простоять на одной ноге.

Эта игра учит ребенка управлять своим поведением, концентрировать внимание, развивает чувство равновесия.

Победивших в этой игре нет. Все игроки играют с удовольствием. Всегда интересно и неожиданно, какой узор получится из упавшей скакалки. Иногда бывают столь маленькие петельки, что непонятно как в них можно устоять. Иногда большие петли. Другим игрокам интересно смешить. Игра доставляет удовольствие всем!

Правила игры со скакалкой:

  • Если ребенок не смог пропрыгать на скакалке всю рифмовку до конца (скакалка запуталась), то он тут же уступает ход следующему игроку.
  • Если ребенок не смог простоять на одной ноге, то он тут же передает ход следующему игроку.
  • Если ребенок смог сделать всё без ошибок, он получает право поиграть еще второй раз, а дальше в любом случае уступает место следующему игроку.

4.3. Игра со скакалкой «Алфавит».

Со школьниками можно поиграть во дворе в алфавит. При каждом прыжке нужно называть букву алфавита по порядку. Способ прыжка должен быть сложным, требующим координации движений – например, с перехлестом рук через один прыжок.

Если игрок сделал ошибку в алфавите или запутался в скакалке, то он тут же должен назвать растение (животное или город) на эту букву, пока игроки считают до трех. Если он это смог сделать, то он может начать прыгать сначала. Если нет – то он передает скакалку следующему игроку.

С дошкольниками можно упростить эту игру — называть цифры. И способ прыжка сделать простым, без излишних движений.

4.4. Игра «Рыбак и рыбки».

В эту игру можно играть и вдвоем – втроем. Но веселее играть в нее в большой компании взрослых и детей. Для игры потребуется скакалка или веревка. Все игроки встают в круг. В центре круга стоит рыбак. В руках у рыбака скакалка, сложенная в несколько сложений – это его «удочка». Он начинает ловить рыбу. Рыбак опускает один конец своей удочки на землю (при этом ручка скакалки находятся в ладонях рыбака, а к детям направлена часть скакалки, напоминающая веревку – леску удочки). Рыбак крутит свою удочку по кругу, пытаясь задеть веревкой (скакалкой) ноги детей. Дети подпрыгивают вверх при приближении удочки, чтобы скакалка их не задела. Если скакалка задела ноги ребенка, то его «поймали», и он выходит из игры.

Задача рыбок — остаться в игре до ее конца (чтобы рыбак их не поймал).

5. Игры во дворе. Играем с палочкой. Малечена-калечина

Для игры Вам понадобится палочка длиной в 20-30 см. Палочка нужна каждому игроку.

Выбирается ведущий и игроки. Каждый игрок берет палочку. И все, включая ведущего, хором говорят:

«Малечена – калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?»

После этого все игроки ставят палочку на свою ладонь вертикально и стараются удержать ее в этом положении, не помогая другой рукой и ничем ее не придерживая. Как только все дети поставят палочки на ладошку, ведущий начинает считать: «Раз, два, три… десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку на ладошке.

Если детям это легко удается, то ведущий может в игре усложнить задание – попросить удерживая палочку ходить, присесть и встать, повернуться влево, вправо, вокруг себя.

Правило игры:

Еще сложнее удерживать сразу две палочки — одну на правой руке, а другую на левой ладошке.

6. Резиночки – любимая игра во дворе из нашего детства

С помощью этого замечательного подробного видео Вы вместе с детьми сможете вспомнить все фигуры игры в резиночку или научиться играть в нее!

Для игры Вам потребуется тройка игроков. Два из них держат резиночку, а один прыгает. Если прыгающий делает ошибку, то он уступает место следующему игроку и меняется с ним местами. Теперь уже прыгает другой игрок, а первый держит резиночку.

Какие движения можно делать в этой игре, уровни игры, подробную видеозапись каждого упражнения вы увидите в этом видео для детей

А что делать если нет тройки игроков? В моем детстве мы решали этот вопрос очень просто — зацепляли резиночку за забор или за дерево или за любую металлическую конструкцию для лазания во дворе или даже за горку. Тогда можно играть и вдвоем, и даже одному. Прыгали мы в резиночки не только во дворе, но и дома (но это возможно только на первом этаже, чтобы не волновать соседей) – тогда мы прицепляли резиночку за два стула, и можно было играть даже одной. На стулья для утяжеления клали тяжелые предметы, например, книги.

Еще мы играли в резиночку «одной парой». Если кто-то ошибался, то следующий игрок должен был сначала выполнить движение за него – «выручить» его. А уже затем выполнять свои движения. Если второй игрок тоже ошибался, то очередь переходила к третьему игроку. И третий игрок выручал и первого, и второго, а затем прыгал за себя. Иногда выручать приходилось по второму кругу. Это вариант игры для школьников, если не хватает игроков.

Обычно одни и те же движения в игре в резиночку повторяются. Но сначала резиночка натягивается на уровне стоп, затем на уровне голени, затем на уровне коленей, еще сложнее – на уровне бедер. И самый сложный уровень – уровень пояса. Это перечень уровней для детей от 6-7 лет и старше.

А вот еще одно видео с фигурами прыжков с резиночкой!

Если Вам понравились эти игры во дворе, а статья оказалась Вам полезной, буду благодарна за комментарий к статье.