Судебный пристав по оупдс обязанности. Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Доставка дел и вещдоков

Судебные споры в нашей стране не являются редкостью. По их окончании суд принимает решение. При этом на одну из сторон возлагаются определенные обязанности. Контроль за их исполнением несут судебные приставы. Данные специалисты наделены широкими полномочиями, а также правами и обязанностями, закрепленными на законодательном уровне.

Законодательная база

Не все граждане понимают, что за служба судебных приставов, обязанности их и права.

Для ответа на этот вопрос следует изучить:

  • Конституцию.
  • Закон об исполнительном производстве.
  • Закон о судебных приставах.
  • Некоторые другие законодательные акты (в частности, Инструкцию №226 о порядке исполнения приставами распоряжений суда).

Иногда для решения конкретных задач за информацией стоит обратиться к юристу. Они точно подскажут, что вправе делать судебные приставы, а на что не имеют права, что должны и не должны.

Закон о приставах, где изложены их права, был принят еще в 1997 году. Но в связи с тем, что нагрузка на службу из года в год увеличивается, было решено сделать полномочия сотрудников еще шире. В должностные обязанности судебных приставов входит работа с теми людьми, которые не исполняют закон. Благодаря расширенным полномочиям, специалисты получили возможность достичь больших результатов, так как подчас им приходится сталкиваться с агрессивным поведением граждан. К главным правам этих государственных служащих относятся следующие:

  • Получать нужные сведения по делу.
  • Выполнять проверки и проводить исследования.
  • Раздавать указания участникам процесса.
  • Осматривать помещение.
  • Арестовывать банковские счета, а также принадлежащее должнику, имущество с последующей конфискацией.
  • Разыскивать должника, пользуясь инструментами государственной поддержки.
  • Привлекать иные государственные структуры для выполнения положений исполнительного документа.

Применение физической силы и оружия

После введенных изменений в права и обязанности судебного пристава по ОУПДС вошло и физ. силы. В Государственной думе этот вопрос обсуждался очень остро. С одной стороны, специалистам нужно было дать больше полномочий, а с другой - не допустить произвола. Поэтому для того, чтобы поступить на службу, сегодня к кандидатам предъявляются жесткие требования. А если специалисту пришлось применить физическую силу, он должен в течение суток уведомить об этом руководство в письменном виде.

Функции и обязанности судебных приставов

Помимо того, что приставы наделены широкими полномочиями, у них есть и немало обязанностей, которым они должны следовать. Функции закреплены на уровне законодательства. Так, пристав, в ведении которого находится исполнительное производство обязан:

  • Предоставлять сторонам процесса материалы дела для ознакомления.
  • Рассматривать заявления, жалобы и ходатайства;.
  • Объявлять в розыск должника при наличии соответствующих обстоятельств.
  • При нарушении норм уголовно-процессуального законодательства передавать правонарушителя органам дознания.

Когда осуществляются права и обязанности судебных приставов, они используют имеющиеся правовые инструменты. Сотрудники не обязаны гарантировать исполнение положений исполнительного документа. В то же время они должны сделать все для того, чтобы судебный документ был исполнен.

Производство по делу имеет срок давности. В общем случае он составляет три года. Однако иногда его продлевают или, наоборот, сокращают.

К наиболее действенным полномочиям относится:

  • арест банковских счетов;
  • арест имущества, принадлежащего на праве собственности;
  • запрет на выезд за границу;
  • ограничение в доступе госуслуг;
  • лишение водительских прав;
  • общественные и исправительные работы.

Закон предусматривает наложение юридической ответственности на судебных приставов в случае превышения ими полномочий. Если работа выполняется некачественно (например, при исполнении обязанности судебного пристава по алиментам), специалист игнорирует свои обязанности, превышает права, он понесет административную ответственность или будет лишен должности. Заметив подобные нарушения, гражданин вправе направить руководству жалобу или подать иск в суд в течение десяти дней.

Перед подачей жалобы в службу судебных приставов, нужно знать о делении данной системы. Среди сотрудников есть приставы, контролирующие соблюдение исполнительных документов, а также приставы по ОУПДС. В последнем случае специалисты могут находиться на пропускном пункте в здании суда, а также выполнять силовые задачи и поддерживать других приставов в работе по принудительному взысканию денежных средств, а также ареста, принадлежащего ему, имущества.

В обязанности судебного пристава по ОУПДС, входят следующие:

  • Организация ТО оперативного дежурства;
  • Сохранение конфиденциальности информации;
  • Другие задачи.

Кроме того, они выполняют многие действия, которые указаны в законе о судебных приставах. При несении службы сотрудники носят специализированную одежду с отличительными признаками. На левой стороне груди на форме имеется значок с ведомственным гербом. Этот атрибут остается обязательным даже в случае, если пристав одет в гражданское. Все нагрудные знаки регистрируются, и обладают своим идентификационным серийным номером.

Приставы по ОУПДС: что означает?

Чтобы успешно исполнять обязанности судебного пристава по ОУПДС, специалиста прикрепляют к судам на постоянной базе. Об этом говорится в Инструкции №226 (пункт 4.3). А в первом пункте перечисляются обязанности данного сотрудника.

Обеспечение безопасности

Так, специалисты должны обеспечивать во время судебного заседания безопасность судей, присяжных и других участников процесса. А если процессуальные действия осуществляются вне стен суда, то и там.

К участникам процесса как гражданского, так и процессуального характера относятся: истец, ответчик, заинтересованные и третьи лица, представители истца и ответчика, а также прокурор, переводчик, эксперт, свидетели и прочие. В уголовном процессе участниками называют прокурора, истца и ответчика с гражданского процесса, подсудимого, адвоката, экспертов, переводчиков, свидетелей и так далее.

Надо также понимать, что означает обеспечение безопасности. Под этим термином понимают совокупность мер, заключающуюся в предупреждении и пресечении посягательств на людей, которые связаны со служебной деятельностью. Цель данных мер состоит в создании соответствующих условий для выполнения правосудия. Данные меры применяются, если имеются достаточные сведения о реальности угрозы в отношении лиц, находящихся под защитой. Если же имеет место посягательство на жизнь и здоровье этих лиц, то меры даже входят в обязанности судебного пристава по ОУПДС. Об этом сказано в п. 3.3 Инструкции №226.

Лица, которым требуется защита, сами могут обратиться к судебному приставу. Поводом для этого могут стать, например, поступившие угрозы. Безопасность обеспечивается в основном в суде в течение судебного процесса. Но по указанию старшего пристава защита может осуществляться также в выходные и праздники.

При обеспечении безопасности в суде специалисты совершают следующие действия:

  • Старший пристав устанавливает места несения службы.
  • Перед заседанием помещение подвергается тщательной проверке на предмет того, не находятся ли там бесхозные вещи и опасные предметы, а также осматриваются лица, чей внешний вид является подозрительным.
  • Проверяется исправность работы связи, в том числе носящей экстренный характер.
  • Из зала заседания удаляются лица, нарушившие установленный порядок (по распоряжению судьи).
  • Применяется сила, спецсредства и огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях.
  • Осуществляется обращение за содействием к сотрудникам ОВД, ФСБ, миграционного учета, служб по защите от ЧС, военнослужащим.

Доставка дел и вещдоков

К месту заседания суда или в кабинет судьи приставы должны доставлять уголовные дела и вещдоки. Это осуществляется по его поручению. При этом в обязанности судебного пристава по ОУПДС не входит их несение. Поэтому он сопровождает секретаря судебного заседания, который получает соответствующие материалы в канцелярии.

Поддержание общественного порядка

Пристав должен обеспечивать поддержание общественного порядка. Под этим понятием подразумевается создание атмосферы общественного спокойствия, а также благоприятных условий для деятельности людей. Данный должностные обязанности судебного пристава по ОУПДС выполняются в рамках распоряжения председателя суда. Об этом говорится не только в Инструкции, но и в ГПК, АПК, УПК.

В соответствии с Инструкцией, приставы должны обеспечивать охрану здания суда в рабочее время. Однако на практике это нередко требуется в ночное время, а также в выходные и праздники. Принятие решения о круглосуточной охране входит в обязанности старшего судебного пристава РФ.

Судебный пристав должен осуществлять привод лиц, которые уклоняются от явки в суд. Основанием для этого служит постановление дознавателя или пристава-исполнителя. Привод - это доставление лица к месту, куда его вызывали, в принудительном порядке. С этой целью специалисты выезжают по адресу фактического пребывания лица, которого нужно доставить, проверяют его документы и вручают постановление.

Если лицо открыто не повинуется и сопротивляется неоднократно, приставы вправе применить силу, спецсредства или оружие. При этом они обязаны оставаться корректными к данным лицам. После привода пристав должен составить акт и указать в нем место и время нарушения, его характер и принятые в связи с этим меры. Привод несовершеннолетних лиц до 16 лет осуществляется посредством их законных представителей.

Выполнение отдельных действий исполнителей и дознавателей сопряжено с риском. Поэтому в обязанности судебного пристава по ОУПДС (с изменениями закона) входит обеспечение их безопасности. Это осуществляется по поручению старшего пристава.

Взаимодействие с другими силовыми структурами

Старший пристав принимает решение о взаимодействии приставов по ОУПДС с сотрудниками ОВД, военнослужащими и представителями других силовых структур. Данный специалист принимает меры для увеличения конвоя посредством привлечения приставов по ОУПДС. При этом разрабатывается и согласуется план соответствующего несения службы. В его рамках пристав по ОУПДС обязан:

  • Строго придерживаться плана и исполнять поручения старшего пристава.
  • Иметь исправное оружие и спецсредства.
  • Постоянно следить за конвоируемым.
  • Быть наготове предотвратить и пресечь незаконные действия подсудимых.
  • Предлагать конвою выполнить личный обыск подсудимого.
  • Выводить его из зала после окончания судебного процесса.

В то же время приставы не могут:

  • Разговаривать с конвоируемым по вопросам, не касающимся конвоирования.
  • Принимать или передавать любые предметы, записки, продукты, письма.
  • Разглашать организацию охраны и иные подобные сведения.

Медицинский осмотр

В отличие от ранее действовавших положений, в настоящее время специалист должен не только проходить спецподготовку. В права и обязанности судебного пристава по ОУПДС входит регулярная проверка у врачей и прохождение военно-врачебной экспертизы на пригодность к применению силы, спецсредств и оружия.

Проверка документов

Пристав имеет право проверять документы лица, касающиеся его удостоверения личности (обычно, это паспорт). Он имеет право выполнять личный досмотр лиц в зданиях судов и службы приставов, включая личные вещи. Личный досмотр осуществляется только лицом того же пола в присутствии 2 понятых того же пола. Досмотр также производится в присутствии 2 понятых, но пол уже не имеет значения. В исключительных случаях личный досмотр возможен и без понятых. Так или иначе, при этом действии составляется протокол.

Заключение

Таким образом, специалисты могут быть исполнителями. Тогда выполняются обязанности судебных приставов по взысканию денежных средств и другим исполнительным делам. Также есть специалисты по ОУПДС. Их обязанности несколько отличаются, хотя нередко и пересекаются с приставами-исполнителями.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

На начало 2013 года 63 здания арбитражных судов и 42 здания судов общей юрисдикции обеспечены круглосуточной охраной.

Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

а) обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

б) выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

в) исполнение акта суда или иного органа о применении к подсудимому и к другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения, в том числе обеспечивать препровождение иностранных и иных лиц в специальные учреждения, а также до пунктов пропуска через государственную границу РФ в случае их водворения за пределы России;

г) обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, а также по указанию старшего судебного пристава - круглосуточно;

д) проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение доставки к месту проведения судебного процесса и обеспечение сохранности как самого уголовного дела, так и вещественных доказательств;

е) поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

ж) взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

з) предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости - задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

и) осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

к) участие в совершении исполнительных действий и обеспечение их безопасности.

Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей состоит в осуществлении судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье вышеуказанных лиц.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по ОУПДС в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание. Охрана осуществляется в течение всего судебного заседания, в том числе в случае необходимости по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни.


В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по ОУПДС, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

Установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по ОУПДС в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;

Проверкой судебными приставами по ОУПДС перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов. В случае обнаружения перечисленных вещей и предметов судебные приставы сообщают об этом в органы внутренних дел, МЧС и ФСБ;

Осуществлением личного досмотра граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотра их вещей. В случаях необходимости судебные приставы по ОУПДС имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов;

Проверкой исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;

Удалением из зала судебного заседания по распоряжению судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;

Использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "О судебных приставах".

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

Предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

Применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

Обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Судебные приставы по ОУПДС могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для :

Отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

Пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

Задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

Доставления в полицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

Исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

Отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

Запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

При выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности физических лиц судебные приставы по ОУПДС должны следовать следующим правилам:

Следить за опрятностью внешнего вида;

Не выставлять напоказ, без необходимости, оружие или другое снаряжение;

На различные вопросы об оружии и снаряжении отвечать кратко, вежливо, не выходя за служебные рамки;

Не передавать оружие и снаряжение другим лицам;

При взаимодействии с окружающими в рамках выполнения служебных обязанностей судебные приставы должны стремиться сочетать твердость своих требований с вежливым общением.

По уголовному судопроизводству в случае неявки в суд по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.

Привод состоит в принудительном доставлении лица в суд, осуществляемом судебным приставом по ОУПДС.

Постановление судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

При наличии достаточных оснований полагать, что граждане, подвергаемые приводу в суд, имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право проверять у них документы, удостоверяющие личность, осуществлять личный досмотр указанных граждан и досмотр находящихся при них вещей. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел.

Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Обо всех случаях привода в ночное время судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение двадцати четырех часов в письменном виде уведомляет старшего судебного пристава.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.

При обеспечении охраны данных объектов судебные приставы по ОУПДС имеют право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, а также осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

При осуществлении пропускного режима в здания судов судебными приставами по ОУПДС в 2012 году пресечены попытки проноса в здания судов более 71 тысячи единиц огнестрельного, газового, травматического и холодного оружия и более 2,8 тыс. электрошоковых устройств.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют свою деятельность в соответствии с указаниями и распоряжениями старшего судебного пристава и установленными правилами несения службы.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют охрану зданий судов в соответствии с табелем поста. Табель поста разрабатывается старшим судебным приставом и согласовывается с председателем соответствующего суда.

Табель постам содержит:

План дислокации постов;

Перечень находящихся под охраной судебных приставов объектов, печатей и пломб, которыми они опечатываются;

Маршруты движения судебных приставов;

Особые обязанности судебных приставов на каждом посту.

В суде ежедневно ведутся постовые ведомости. Типовая постовая ведомость указана мною в приложении В. По окончании рабочего дня постовая ведомость подлежит сдаче старшему судебному приставу.

Постовые ведомости хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение одного года.

При получении от старшего судебного пристава указаний по охране помещений судов и совещательных комнат судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

а) осмотреть печати и пломбы на входных дверях помещения для проведения судебного заседания;

б) проверить исправность сигнализации, средств связи, противопожарной сигнализации с отметкой в специальном журнале и при обнаружении недостатков доложить председателю суда;

в) осмотреть место проведения судебного заседания.

В случае обнаружения повреждений дверей, замков и печатей в охраняемых помещениях или при наличии других признаков проникновения в помещение судебный пристав по ОУПДС немедленно извещает об этом старшего судебного пристава и председателя суда. Судебный пристав по ОУПДС обязан систематически обследовать коридоры, подсобные помещения, общественные места, лестничные клетки, путем их обхода и осмотра проверять отсутствие свободного доступа посторонним лицам в чердачные и подвальные помещения.

При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье. Получив распоряжение председательствующего или судьи об их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа - удалить этих лиц из здания суда.

Старший судебный пристав при необходимости присутствия судебного пристава по ОУПДС в зале судебного заседания запрашивает информацию о времени и месте проводимого заседания, количестве участников судебного процесса, степени социальной опасности подсудимого, количестве судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, требующихся для обеспечения безопасного проведения судебного заседания.

Выполнение конкретных служебных поручений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов вне зала судебного заседания осуществляется на основании распоряжений старшего судебного пристава.

Перед началом судебного заседания судебный пристав по ОУПДС докладывает судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет его распоряжения, связанные с охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания в рабочее время.

Во время судебного заседания судебный пристав по ОУПДС постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только с разрешения судьи. По указанию старшего судебного пристава допускается замена судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом.

При исполнении своих обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в соответствии с конкретной обстановкой самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.

По окончании судебного заседания судебный пристав по ОУПДС представляет старшему судебному приставу письменный отчет об окончании судебного заседания, о поступивших обращениях со стороны судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. Письменный отчет судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов об окончании судебного заседания визируется председателем суда, председательствующим в судебном заседании или судьей.

В случае проведения в одном зале или одним судьей нескольких судебных заседаний судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов представляет письменный отчет после завершения последнего заседания.

Письменные отчеты судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение трех лет.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов по поручению судьи, а также по распоряжению старшего судебного пристава обеспечивает доставку и сохранность уголовных дел и вещественных доказательств из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.

Получив распоряжение об обеспечении доставки в судебное заседание и охране уголовного дела и вещественных доказательств, судебный пристав по ОУПДС прибывает в канцелярию суда вместе с секретарем судебного заседания. После получения секретарем уголовного дела и вещественных доказательств судебный пристав по ОУПДС сопровождает его к месту проведения судебного заседания.

Для обеспечения сохранности уголовных дел и вещественных доказательств в местах проведения судебного заседания судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны быть выполнены следующие меры предосторожности:

а) предварительно проверено помещение, в котором будет проходить судебное заседание или где временно будут находиться дело и вещественные доказательства (с помещением их в сейф);

б) решен вопрос об охране помещения, где находится уголовное дело, а также в ходе судебного заседания - о непосредственном нахождении возле уголовного дела и вещественных доказательств;

в) привлечение к охране через старшего судебного пристава дополнительных сил и средств;

г) проверка полного исключения возможности проникновения в служебное помещение посторонних лиц;

д) периодически проверять надежность запоров на окнах, дверях;

е) обо всех обнаруженных нарушениях докладывать председателю суда, судье и старшему судебному приставу.

После окончания судебного разбирательства судебный пристав по ОУПДС совместно с секретарем доставляет уголовное дело и вещественные доказательства в канцелярию суда, где присутствует при их сдаче в установленном порядке.

При рассмотрении судом уголовных дел в целях безопасности и предупреждения возможных нарушений общественного порядка в судебном заседании, нападения на участников судебного процесса, старший судебный пристав принимает меры по усилению конвойного подразделения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Взаимодействие между судебными приставами по ОУПДС с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с планом взаимодействия, в котором распределяются действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и сотрудников конвойного подразделения по вопросам:

Отражения нападения на судей и других участников процесса;

Пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

Отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

Пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, взаимодействуя с конвойным подразделением, обязан:

Знать и строго выполнять план совместных действий, неукоснительно исполнять указания старшего судебного пристава, при нахождении в зале судебного заседания занять место, указанное старшим судебным приставом либо определенное самостоятельно, и вести постоянное наблюдение за подсудимыми, другими участниками процесса, присутствующими гражданами, быть в постоянной готовности к немедленным действиям по предотвращению побега подсудимых и их нападения, совершения противоправных действий;

Иметь при себе исправное служебное оружие и специальные средства;

Вести постоянное наблюдение за конвоируемыми;

Быть готовым к немедленному пресечению противоправных действий подсудимых;

При наличии оснований предлагать конвою произвести личный обыск подсудимого или нескольких подсудимых;

По окончании судебного разбирательства, после вывода подсудимых из зала, освобождения его участниками судебного процесса и гражданами, произвести тщательный осмотр зала суда, включая место нахождения подсудимых за барьером.

Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов запрещается:

Вступать с конвоируемыми в разговоры, не относящиеся к порядку конвоирования;

Принимать от них или передавать им от посторонних какие-либо предметы, записки, продукты питания, принимать для отправления письма;

Разглашать организацию охраны подсудимых, а также другие сведения, относящиеся к конвоированию.

Судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при неисполнении их законных распоряжений о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, при воспрепятствовании их законной деятельности, когда они находятся при исполнении своих служебных обязанностей, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), составляются протоколы об административных правонарушениях, а также может осуществляться доставление и административное задержание физических лиц.

И в заключение данного параграфа приведу ещё некоторые цифры статистических данных, изложенных в докладе Директора ФССП России Парфенчикова А.О. на коллегии ФССП России по итогам деятельности за 2012 год. Так, судебными приставами по ОУПДС было осуществлено 67,6 тыс. административных приводов в суды, препровождено в специальные учреждения около 16,8 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, выдворено за пределы Российской Федерации около 15,9 тысяч лиц. Задержано и передано в органы внутренних дел более 3 тысяч лиц, находящихся в розыске.

Судебными приставами по ОУПДС в прошедшем году было исполнено более 6,6 млн. заявок на обеспечение безопасности проведения судебных процессов и около 5,2 млн. заявок на обеспечение безопасности при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями. Осуществлено более 533,5 тыс. приводов в суды, около 396 тыс. - к судебными приставам-исполнителям, более 24,8 тыс. - к дознавателям.

Служебная роль судебных приставов обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, состоит в том, чтобы принимать меры, создающие необходимые процедурные и организационные условия для успешного отправления правосудия.

Установленный порядок деятельности, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен действующим законодательством, в частности федеральными законами "О Конституционном Суде РФ", "О Верховном Суде РФ", "О Высшем Арбитражном Суде РФ", "О военных судах", Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, рядом других законов и подзаконных актов. Установленный порядок включает в себя как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений.

Основные обязанности судебного пристава по ОУПДС:

  • 1. Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей.
  • 2. Выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде.
  • 3. Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения.
  • 4. Обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.
  • 5. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
  • 6. Взаимодействие с работниками уголовно-исполнительной системы и сотрудниками милиции по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц.
  • 7. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений .

Перечисленные меры являют собой сложные охранные мероприятия, состоящие из комплекса различных по характеру и содержанию конкретных действий. Часть из них осуществляется в процессе судебного разбирательства, часть - за его пределами. Некоторые действия судебного пристава могут совершаться на протяжении довольно длительного времени, вне зависимости от того, идет судебный процесс или нет, другие ограничены во времени и пространстве. Одни действия судебный пристав совершает, руководствуясь распоряжением председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании, другие - под руководством своего непосредственного начальника - старшего судебного пристава.

Вместе с тем, может случиться и так, что какие-то действия при одних обстоятельствах будут осуществляться в ходе судебного процесса, а при других - до его начала и после окончания.

Следует особо отметить, что характер и содержание конкретных действий по исполнению той или иной обязанности всегда определяется складывающейся ситуацией.

Так, например, обязанность обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса возлагается на судебных приставов, находящихся в зале судебного заседания. Характер их конкретных действий будет целиком зависеть от того, какое дело (уголовное, гражданское, административное) рассматривается судом, в открытом или закрытом судебном процессе. Обязательно учитываются психологические особенности истца и ответчика, степень общественной опасности совершенного преступления и т.д.

В большинстве случаев для обеспечения безопасности участвующих в деле лиц достаточно одного судебного пристава. Но в некоторых ситуациях необходимо привлекать дополнительные силы и средства.

Порядок принятия решения об установлении персональной охраны судей и других должностных лиц определяется инструктивными материалами МВД РФ, принятыми на основании Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 года.

В соответствии с действующим законодательством при наличии данных, указывающих на потенциальную или реальную угрозу жизни и здоровью, охране подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели, судебные приставы-исполнители. Механизм государственной защиты этих лиц включает личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу оружия, средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временного помещения в безопасное место, перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы), переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности. Исполнение закона о государственной защите возлагается на службы и подразделения органов внутренних дел.

Для наделения судебных приставов по ОУПДС функцией по обеспечению личной охраны судей и других участников процесса имеются объективные предпосылки. Именно судебные приставы по ОУПДС, на наш взгляд, должны стать гарантией безопасности не только в здании суда, но и вне его, если имеются реальные угрозы жизни и здоровью лиц, выполняющих какие-либо функции по отправлению правосудия или участию в нем.

Закон возлагает на судебного пристава обязанность выполнения распоряжений председателя суда, а также судьи и председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде. При этом необходимо иметь в виду, что правовой статус перечисленных должностных лиц имеет определенные отличия, которые сказываются на компетенции каждого из них. Председатель суда, наряду с процессуальными, выполняет и организационные функции. Когда он рассматривает какое-то дело, то пользуется всеми полномочиями председательствующего в судебном заседании. В то же время председатель суда реализует широкий круг правомочий, которыми наделен как должностное лицо.

Таким образом, компетенция председателя суда и председательствующего в судебном заседании судьи может существенно отличаться. Это не может не сказаться на характере и объеме их распоряжений по обеспечению установленного порядка деятельности суда. Для председательствующего в первую очередь важно соблюдение порядка в зале судебного заседания в период рассмотрения дела и принятия по нему соответствующего решения. Председатель суда отвечает за порядок в здании суда в целом, а также и на территории, относящейся к зданию суда (хозблоки, гараж, иные помещения). Адресованные судебному приставу распоряжения председателя суда могут касаться соблюдения порядка посетителями суда, участвующими в процессе лицами, ожидающими вызова в судебное заседание, и любыми другими лицами, находящимися в здании суда.

Судья, если не выступает в качестве председательствующего, полномочен давать указания судебному приставу по наведению порядка во время приема граждан, при подготовке дела к слушанию, во всех других случаях, когда требуется соблюдение порядка для исполнения им своих функциональных обязанностей .

Распоряжение председателя суда, судьи и председательствующего в судебном заседании отдаются устно и носят для судебного пристава характер приказа. Они могут облекаться в форму инструктажа перед началом судебного разбирательства или какой-то его части, а также устного указания на устранение конкретного нарушения порядка.

Реализация судебным приставом охранительной функции находит свое выражение в исполнении решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам мер процессуального принуждения. В законе «О судебных приставах» эти меры, за исключением привода, не названы. Между тем, вопрос о том, какие именно меры принудительного характера должны быть исполнены судебным приставом, имеет важное практическое значение. Наряду с приводом, это может быть и исполнение решения суда об избрании или изменении меры пресечения, в частности, взятие под стражу подсудимого прямо в зале судебного заседания, а также исполнение решения об удалении из зала суда лиц, нарушающих порядок в ходе судебного разбирательства. В соответствии с УПК РФ, если подсудимый нарушает порядок во время судебного заседания или не подчиняется распоряжениям председательствующего, он предупреждается о недопустимости подобных действий впредь и о том, что при повторении таких действий он будет удален из зала судебного заседания. В случае попытки подсудимого нарушить порядок, суд выносит определение об удалении подсудимого из зала судебного заседания. Также по определению суда из зала суда могут быть удалены при нарушении порядка или неподчинении распоряжениям председательствующего гражданский истец, гражданский ответчик, потерпевший и их представители, эксперт, специалист и переводчик. Таким образом, чтобы судебный пристав приступил к исполнению решения суда или судьи об удалении кого-то из названных участников процесса, суд должен огласить соответствующее определение. Граждане, присутствующие в зале, в том числе и такие участники процесса, как свидетели, при нарушении порядка удаляются по устному распоряжению председательствующего без вынесения о том специального определения.

Аналогичная мера процессуального принуждения применяется и в гражданском процессе. Так, при повторном нарушении порядка суд может вынести определение и удалить из зала судебного заседания истца, ответчика, третьих лиц, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчика. Присутствующие в зале заседания граждане при нарушении порядка удаляются по устному распоряжению председательствующего. В случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими при разбирательстве гражданского дела, суд вправе принять решение об удалении из зала суда всех граждан. Председательствующий дает об этом указание судебному приставу, который обязан его немедленно исполнить.

Последствия неявки в судебное заседание свидетеля или эксперта при разбирательстве гражданских дел регламентированы ГПК РФ. Если суд признает причины их неявки неуважительными, он вправе подвергнуть виновных штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. И только при неявке по второму вызову суд принимает решение о принудительном приводе.

Несколько иначе рассматривается институт привода в уголовном процессе. При неявке свидетеля или эксперта без уважительной причины суд вправе подвергнуть их приводу без предварительного наложения денежного взыскания. Однако штраф все-таки может быть наложен одновременно с принятием решения о приводе. Таким образом, решение о приводе того или иного участника судопроизводства в уголовном процессе может быть принято только после неявки без уважительных причин по первому вызову, тогда как в гражданском процессе решение о приводе принимается только после неявки по второму вызову.

Впервые в правоприменительной практике об исполнительном производстве предусматривается возможность применения привода в случае неявки без уважительных причин по вызову к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан и должностных лиц. В соответствии со ст.87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель выносит постановление о приводе, которое утверждается старшим судебным приставом, после чего передается для исполнения судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Решение суда или судьи о приводе направляется для исполнения в районное или межрайонное подразделение судебных приставов, а в неотложных случаях вручается судебному приставу прямо в зале судебного заседания. Определение суда или постановление судьи о приводе участника процесса не нуждается в утверждении со стороны старшего судебного пристава .

Охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений тесно связана с деятельностью судебного пристава по поддержанию общественного порядка в судебных помещениях, предупреждению и пресечению всевозможных правонарушений, задержанию правонарушителей. Все эти действия в конечном счете призваны обеспечить установленный порядок деятельности судов не только при рассмотрении и разрешении дел, но и в повседневной работе судей и аппарата суда по приему граждан, подготовке дел к слушанию и т.д. Эти вопросы будут раскрыты во второй главе данной выпускной работы.

Обязывая судебных приставов обеспечивать охрану судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, закон тем самым определил и пространственные рамки этого направления их деятельности.

Охране подлежит само здание суда, а при необходимости - подходы и подъезды к нему, хозяйственные блоки и помещения вспомогательного назначения. Отдельно охраняются совещательные комнаты и судебные помещения. К последним относятся прежде всего залы судебных заседаний, кабинеты судей, комнаты для свидетелей, камеры для содержания под стражей подсудимых, канцелярия, архив, другие помещения в здании суда. Порядок охраны, тактика действий судебных приставов в обычных и экстраординарных ситуациях регламентируются ведомственными нормативными актами и специально разработанными на этот счет рекомендациями.

Охрана зданий судов не преследует цели ограничить возможность обращения населения к правосудию. Любой гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в любой суд на территории Российской Федерации, и никто не может помешать ему воспользоваться своим конституционным правомочием. Охрана здания суда должна обеспечивать возможность нормального рассмотрения всех категорий судебных дел. Связанные с этим ограничения входа граждан в здание суда должны носить разумный характер и ни в коем случае не ущемлять их конституционных прав на доступ к правосудию.

Деятельность судебных приставов по охране суда, свидетельских комнат и судебных помещений неразрывно связана со временем работы суда. Об этом прямо сказано в ст.11 Закона «О судебных приставах». В ночное время здания судов должны охраняться силами специализированных охранных предприятий, в частности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, негосударственными охранными структурами и т.д. Только в исключительных случаях, когда имеется информация о возможном проникновении в здание суда в ночное время, в других нештатных ситуациях охрана службой судебных приставов может производиться в круглосуточном режиме работы.

В целях обеспечения безопасности судей, охраны зданий и помещений судов в течение всего судебного процесса, который может продолжаться и сверх рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни предлагаем закрепить на законодательном уровне круглосуточный режим рабочего времени судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Охрана зданий и помещений суда является гарантом общественного порядка, который должен быть обеспечен судебным приставом. Ни одно правонарушение, совершенное в здании суда, не должно оставаться безнаказанным. Тем более такие правонарушения, которые вносят дезорганизацию в отправление правосудия, демонстрируют явное неуважение к суду, подрывают престиж судебной власти. К числу подобных правонарушений закон относит предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях проявление неуважения к суду. В первом случае речь идет об административном проступке, суть которого в судебном процессе может выражаться в таких действиях, как неподчинение распоряжениям председательствующего, нарушение порядка во время судебного заседания, а равно в совершении действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. Во втором - о преступлении, объективная сторона которого выражается в оскорблении участников судебного разбирательства, т.е. действиях, умаляющих честь и достоинство лиц, участвующих в судебном процессе.

Закон требует от судебного пристава предупреждать такие действия, не допускать их как со стороны участников процесса, так и присутствующих в зале граждан. Только в том случае, когда судебный пристав действует четко и умело, немедленно реагирует на чей-то выкрик в адрес адвоката или прокурора, на громкий или чуть слышный комментарий к вопросу судьи и т.п., можно говорить о превентивном воздействии на потенциальных правонарушителей.

Может, однако, случиться и так, что судебному приставу придется пресекать совершенное преступление или правонарушение, выявлять и задерживать правонарушителей порядка. И здесь также необходимы грамотные и решительные действия, позволяющие в минимальные сроки восстановить нарушенный порядок и продолжить расследование дела.

Интересами участников судебного процесса и граждан обусловлены обязанности судебного пристава проверять подготовку судебных помещений к заседанию. Касается это не только судебных помещений в здании суда, но и тех аудиторий, которые используются при рассмотрении дел в выездных заседаниях. Судебный пристав в подобных случаях должен быть заранее извещен о том, где состоится выездное заседание суда, какое дело будет слушаться, в какое время, какая ориентировочно публика будет присутствовать на заседании, а также о наличии подсудимых и избранных им мерах пресечения, если это дело уголовное. С учетом полученной информации, он должен ознакомиться с помещениями, сделать вывод о возможности или невозможности обеспечить установленный порядок в деятельности суда и доложить об этом старшему судебному приставу и судье, в чьем производстве находится дело.

Непосредственно перед началом судебного процесса он обязан проверить готовность судебного помещения к заседанию, убедиться в отсутствии в зале суда посторонних предметов, неисправной мебели, в наличии атрибутов судебной власти и т.д. .

Как правило, с выездными заседаниями суда связывается обязанность судебного пристава по поручению судьи доставить к месту проведения судебного процесса уголовное дело и вещественные доказательства, обеспечивая их сохранность. Такие поручения могут последовать и при рассмотрении дела в здании суда, когда, например, кабинет судьи не имеет прямого сообщения с залом заседаний, а вещественные доказательства хранятся в специально оборудованном для этой цели помещении. В каждом конкретном случае речь идет о принятии повышенных мер безопасности по охране самого уголовного дела. Связано это прежде всего с ростом организованной преступности, попытками заинтересованных лиц воспрепятствовать нормальному ходу процесса путем уничтожения уголовного дела или отдельных его томов и наиболее важных вещественных доказательств.

Одним из важнейших направлений деятельности судебного пристава является взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста России и милиции по конвоированию лиц, содержащихся под стражей. Целью такого взаимодействия является охрана подсудимых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и обеспечение их безопасности.

В соответствии с УПК РФ обвиняемый (подозреваемый), его защитник или законный представитель вправе принести жалобу на применение органом дознания, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения. Кроме того, обвиняемый, находящийся под стражей, может принести такую же жалобу и на решение должностных лиц, ведущих процесс, о продлении срока содержания под стражей. Администрация следственного изолятора в течение 24 часов обязана направить эту жалобу в суд. В течение трех суток со дня получения материалов от органов дознания, следователя и прокурора, в которых обосновывается правомерность избранной меры пресечения, судья обязан вызвать в заседание лицо, содержащееся под стражей, и с участием прокурора, а также защитника и законного представителя, если они участвуют в деле, провести судебную проверку законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей. Участие в заседании лица, содержащегося под стражей, признано обязательным. Лишь в исключительных случаях, когда арестованный ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании, рассмотрение жалобы проводится без его участия.

Местом проведения такой проверки является районный суд, на территории которого находится следственный изолятор. Для рассмотрения жалоб на заключение под стражу, а также на продление срока содержания под стражей специально выделяются несколько судей. Судебная проверка законности и обоснованности факта проводится в закрытом судебном заседании, как правило, в одних и тех же залах. С учетом всех этих обстоятельств должен строиться механизм взаимодействия судебного пристава с конвоем.

Несмотря на то, что судебное заседание длится не более одного-двух часов, взаимодействие с конвоем не ограничивается только этим временем. В планах обязательных мероприятий, в инструктивных материалах предусмотрены действия каждой из сторон на этапе доставки в суд, в ходе самого судебного заседания, а также после оглашения судьей принятого решения.

При рассмотрении судом дела по первой инстанции взаимодействие судебного пристава с конвоем носит более долгосрочный характер. Отдельные дела могут быть предметом рассмотрения на протяжении недель и месяцев. Это, естественно, не может не учитываться при организации взаимодействия судебного пристава с конвоем. Дела об опасных преступлениях, совершенных организованными преступными группировками с большим количеством пострадавших и их законных представителей, должны обязательно сопровождаться планами совместных действий как по вопросам охраны подсудимых, так и их безопасности.

При этом запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

Во всех случаях возможного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав обязан:

  • 1. Предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным.
  • 2. Применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным.
  • 3. Обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
  • 4. Устранить угрозы жизни и здоровью присутствующих в суде лиц.

О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Как государственный служащий судебный пристав обязан:

  • 1. Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  • 2. Добросовестно исполнять должностные обязанности.
  • 3. Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.
  • 4. Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отдаваемые в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных .

Следует иметь в виду, что исполнение незаконного приказа или распоряжения будет влечь для судебного пристава соответствующую ответственность. Малейшее сомнение в правомерности полученного приказа должно повлечь адекватную реакцию: судебный пристав обязан письменно проинформировать о возникших сомнениях своего непосредственного начальника и руководителя, отдавшего этот приказ. Только после письменного подтверждения приказа можно приступать к его исполнению. Однако ни при каких обстоятельствах не исполнять приказа, содержанием которого является уголовно наказуемое деяние.

К обязанностям судебного пристава относится соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований должностных инструкций, порядка работы со служебной документацией. Он обязан также хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. На протяжении всего периода службы судебный пристав обязан поддерживать такой уровень квалификации, который позволит ему на достаточном уровне исполнять свои обязанности.

На судебного пристава, как и на любого другого государственного служащего, распространен ряд ограничений. Ему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если только это не педагогическая, научная или иная творческая работа, он не вправе быть депутатом законодательного органа власти или местного самоуправления; лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц, получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) связанные с исполнением должностных обязанностей; принимать участие в забастовках .

Обо всех выявленных недостатках, возникающих предпосылках к чрезвычайным ситуациям, распоряжениях председателя суда немедленно докладывать мне.

Физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие применять при необходимости в строгом соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах".

Требую при осуществлении пропуска граждан, обеспечении установленного порядка деятельности суда соблюдать законность, корректность и вежливость в обращении с посетителями суда и участниками судебных процессов.

Напоминаю о необходимости соблюдения мер личной безопасности при несении службы!".

8. Определяет автотранспорт и маршрут движения к месту несения службы.

9. По окончании инструктажа:

Выясняет, имеются ли вопросы по доведенной информации;

Подает команды "РАВНЯЙСЬ, СМИРНО", отдает распоряжение приступить к несению службы: "К несению службы приступить. Обеспечить установленный порядок деятельности судов (указывается наименование суда и судебных участков мировых судей). Во время несения службы быть вежливыми и корректными в обращении с гражданами, не допускать ущемления их прав и законных интересов. Строго соблюдать законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность судебных приставов по ОУПДС, необходимую оборону и крайнюю необходимость. По прибытии к месту несения службы старшим в судах доложить о заступлении судебными приставами по ОУПДС на посты дежурному по отделу!", после чего подает команды "НАПРА-НАЛЕВО. К МЕСТАМ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ШАГОМ МАРШ!".

10. Судебные приставы по ОУПДС убывают к месту несения службы.

Управление организации обеспечения

установленного порядка деятельности судов

Приложение 1

График проведения ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Дата проведения

Примечание

Приложение 2

Тематика ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Введение

Важная роль в решении задач, возложенных на Федеральную службу судебных приставов, отводится судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые предназначены для обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов является выполнением служебного долга и требует от судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов постоянной бдительности, высокой дисциплинированности, решительности и инициативы.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны хорошо знать законы, постановления и распоряжения высших органов государственной власти, приказы и инструкции ФССП России, регламентирующие обеспечение установленного порядка деятельности судов, умело руководствоваться и применять их при несении службы. Качество несения службы во многом зависит от профессионализма судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, мастерства, твердого знания возложенных задач и их особенностей, от умения организовать работу и правильно действовать в условиях сложной обстановки.

Настоящая тематика предназначена для использования в качестве пособия при проведении инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, имеет своей целью помочь закрепить и развить их знания, необходимые для правильных действий в различных ситуациях, с которыми они наиболее часто сталкиваются в повседневной деятельности. Они могут быть использованы также при проведении занятий по боевой подготовке с личным составом, выполняющим задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и в учебном процессе при прохождении первоначальной подготовки.

Нормативно-правовая база:

1) Конституция Российской Федерации 1993 г.;

2) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

3) Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"";

5) приказ Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов";

6) приказ Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности".

Тема N 1: "Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов"

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде и при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ);

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю Службы судебных приставов при осуществлении дознания (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ).

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. Соответсвенно те , которые охраняют суды там постоянно работают. также в их обязянности входит обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Во время дежурства в здании суда пристав по ОУПДС должен поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда.

При необходимости выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда. Также осуществляют охрану здания, помещений суда. А в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану. Так же в обязанности входит осуществление охраны зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.

Существует еще одна интересная обязанность пристава по ОУПДС на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов, а так же на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Судебный пристав по ОУПДС по поручению старшего судебного пристава обязан обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей. Во время исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел. При выявлении признаков преступления составить рапорт об этом и направить его старшему судебному приставу для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В службе есть отдельное подразделение, которое исполняет на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", должно обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения. Данные действия так же могут быть исполнены на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Пристав по ОУПДС обязан препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, в отношении которого приставом-исполднителем назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судьи, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Так же при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда.

В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве". При совершении исполнительных действий пристав по ОУПДС имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.

В случае необходимости пристав по ОУПДС имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении служебных обязанностей может обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Так же имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:

Обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;

Не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;

Обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;

При необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;

Периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;

В соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.

Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:

Самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;

Предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

Отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;

Отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;

Обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.

В случае воспрепятствования законной деятельности судебного приставаисполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.

При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Если в действиях нарушителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных УК РФ, судебные приставы подают рапорт старшему судебному приставу, на основании которого в установленном порядке готовятся необходимые материалы для возбуждения уголовного дела.