Время труда и отдыха водителей приказ минтранса. Министерство путей сообщения. Приказом МПС России


Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2003 г. N 5068

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 сентября 2003 г. N 112

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 877 "Об особенностях рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952) приказываю:

Многочисленные средства и уровни регулирования сверхурочной работы породили высокую степень сложности. Нелегальные практики, такие как не регистрирование или отказ от декларации о сверхурочных во избежание максимальных лимитов, невыплата сверхурочных или премиальных платёжных ставок и неспособность предоставить свободное время за выслугу, широко известны из таких стран, как Греция, Венгрия и Португалии. Эти практики могут налагаться из-за властных отношений, благоприятных для работодателя, или из-за неформальных договоренностей с работниками, которые получают от них непосредственные преимущества.

1. Утвердить:

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (приложение N 1);

Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день (приложение N 3).

2. Представить в установленном порядке настоящий Приказ в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию.

Точно так же диверсификация и гибкость рабочего времени могут затруднить контроль сверхурочных работниками труда и аналогичными органами. Этот момент сообщается, например, из Нидерландов, в то время как в Финляндии около 20% компаний, как говорят, не имеют каких-либо учетных записей в рабочее время. Таким образом, важная проблема заключается не только в правилах сверхурочных, но и в том, в какой степени они соблюдаются.

Сверхурочная работа и диверсификация рабочего времени

Регулирование сверхурочной работы было разработано применительно к модели штатного сотрудника, работающего на условиях стабильного коллективного рабочего графика. Однако проблемы, связанные с переговорами и источниками спора, коренным образом изменились в результате двойного воздействия диверсификации рабочего времени и форм занятости.

3. Контроль за исполнением Приказа возложить на ДНСИ (Бугаенко).

Министр Л.Д.РЕЙМАН

Приложение N 1

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ СВЯЗИ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (далее - Положение), распространяется на работников связи, имеющих особый характер работы.

Сверхурочная работа и изменение рабочего времени

В каждой стране, хотя и в разной степени, были разработаны законодательные нормы, которые делают возможным - как правило, за счет последующего заключения коллективного соглашения - изменения сотрудников - ежедневное или еженедельное рабочее время, в среднем и соблюдение определенных максимумов, за периоды, от нескольких недель до года. Одним из непосредственных последствий этого является то, что затраты на сверхурочную работу и ограничения на ее использование избегаются, если основное рабочее время не будет превышено в среднем за отчетный период.

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством о труде.

2. Действие настоящего Положения может быть распространено полностью или частично на работников цехов, служб, участков и других подразделений связи, непосредственно занятых эксплуатационно-техническим обслуживанием средств связи или предоставлением услуг связи.

Однако кажется, что наличие широкого спектра вариантов для изменения рабочего времени не привело к тому, что работодатели перестали использовать сверхурочную работу, особенно когда такое изменение идет рука об руку со снижением среднего рабочего времени. Два примера особенно значительны.

Таким образом, эффект сокращения рабочего времени на уровни занятости может быть частично отменен. Таким образом, заявление включало в свои цели «содействие занятости и гибкое рабочее время». Работодатели отреагировали сначала на конкретные потребности, увеличившиеся в то время за счет возобновления экономического роста, а во-вторых, на препятствия, возникающие при обсуждении большей гибкости рабочего времени.

3. Работникам, непосредственно связанным с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), может устанавливаться разделенный на части рабочий день в порядке, установленном статьей 105 Трудового кодекса Российской Федерации.

4. В организациях, а также в отдельных производствах, цехах, участках, отделениях и на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени за периоды от одного до трех месяцев с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.

Таким образом, сложились прочные отношения в переговорах между целями создания рабочих мест, сокращением рабочего времени, внедрением большей гибкости в рабочее время и использованием сверхурочных. Максимальный годовой объем сверхурочных сократился до 90 часов, если было достигнуто соглашение об изменении рабочего времени. В ожидании результата такого торга годовой максимальный годовой максимум был увеличен до 180 часов в течение 18-месячного переходного периода, при этом 90-часовой потолок сохранялся только там, где существует схема изменения рабочего времени значительного объема.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

5. Применение сверхурочных работ допускается в случаях, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в следующих исключительных случаях:

а) при производстве неотложных работ по ликвидации аварий на линиях связи и станционном оборудовании;

Два вопроса возникли по-разному в зависимости от страны с точки зрения взаимосвязи между сверхурочным и неполным рабочим днем. Работа на неполный рабочий день может рассматриваться как инструмент количественной гибкости рабочего времени, который частично заменяет сверхурочную работу, например, чтобы продлить время, в течение которого используются средства, и единицы открыты. Работодатели могут выбирать между неполной занятостью и сверхурочным, исходя из соответствующих затрат или наличия рабочей силы, в то время как профсоюзы предпочитают одно или другое на основе относительных недостатков, которые они приписывают двум решениям; и существует возможность «дополнительных часов» выше рабочего времени, предусмотренного в индивидуальном трудовом договоре с неполным рабочим днем, независимо от того, считаются ли они законным образом овертаймом. Условия использования этих дополнительных часов со стороны неполных таймеров и ставки, по которым они выплачиваются, могут подпадать под юрисдикцию закона и индивидуального трудового договора.

б) при производстве работ по перевозке и доставке почты и периодической печати в случаях опоздания железнодорожного, воздушного, морского, речного и автомобильного транспорта или несвоевременной подачи периодической печати издательствами;

в) при обработке повышенного телефонного, телеграфного и почтового обменов накануне праздничных дней (1, 2 и 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 2 и 9 мая, 12 июня, 7 ноября и 12 декабря);

В нескольких странах они также являются предметом коллективных переговоров, занимающихся такими вопросами, как максимальное количество таких часов, темп, по которому они должны выплачиваться, право работника отказаться от их работы и сколько следует уведомлять, Эти вопросы, по-видимому, не являются серьезной проблемой при переговорах или вмешательстве государства. Однако во Франции дополнительные часы ограничены законом до 10% рабочего времени, указанного в контракте «неполный рабочий день», потолок, который может быть увеличен до 33% по соглашению на уровне сектора, что является заметным стимулом для переговоров по этому вопросу.

г) при обработке заказов на периодическую печать в период подписной кампании;

д) при внеплановой доставке пенсий.

Привлечение к сверхурочным работам в указанных исключительных случаях допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Правила области применения

Ни в одной из рассматриваемых стран законодательство о сверхурочных действиях не распространяется на всех сотрудников и нигде не существует национального межсекторального соглашения общей сферы действия по этому вопросу. Необходимо подчеркнуть наличие специальных правил, касающихся правил, регулирующих сверхурочную работу, и исключений из них, поскольку они часто оказываются источником споров. Правила могут варьироваться в зависимости от сектора, типа компании или профессии.

В большинстве стран общее законодательство не распространяется на. Например, в Дании существуют различные специальные правила для различных категорий государственных служащих, дополненные обычной практикой и соглашениями с ограниченной областью применения. В Польше недавно разразился спор, когда крупные сети супермаркетов пытались наложить слишком много сверхурочных, что их молодой штат оказался чрезмерным, и это привело к созданию профсоюзов сотрудниками.

Оплата сверхурочной работы производится в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

6. Для работников, работающих посменно, составляются графики сменности.

Графики сменности составляются не менее чем на месяц. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до их введения в действие.

Часто очень мелкие предприятия и компании, использующие только членов семьи, исключаются из правил сверхурочной работы или пользуются более гибким режимом. Ассоциации, представляющие малые и средние предприятия и ремесленную промышленность, где они существуют, часто занимают различную позицию по сравнению с теми, которые в основном представляют интересы крупного бизнеса, тем более, что для первых труднее использовать сложные средства для изменения рабочего времени. Из-за этого более мелкие фирмы, возможно, пожелают использовать сверхурочную работу более широко и свободно.

В отдаленных от месторасположения организации структурных подразделениях в исключительных случаях (нелетная погода, бездорожье, неблагоприятные погодные условия и т.п.) графики сменности подписываются руководителями структурных подразделений с последующим утверждением их работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Конкретные профессиональные схемы сверхурочной работы могут соответствовать конкретным характеристикам определенных отраслей, но также могут сокращаться по секторам. Это относится главным образом к профессионалам и менеджерам или к отдельным подгруппам из них. Обычно их рабочий график является гибким, и предполагается, что дополнительные часы будут покрываться за счет их основных платёжных и единовременных бонусов. В некоторых областях эта традиционная система находится под угрозой.

Например, в Ирландии младшие врачи недавно бросили вызов новому методу определения сверхурочных, который служба здравоохранения пыталась внедрить. В Швеции вопрос о сверхурочной работе, который редко встречается в качестве проблемы рабочими-синими служащими, иногда поднимался в ряды белых воротничков и профессиональных союзов.

В исключительных случаях, вызываемых производственной необходимостью, допускается изменение графиков сменности на протяжении учетного периода с учетом мнения представительного органа работников.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени. Начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.

Анализ целей и стратегий субъекта производственных отношений позволяет 20 странам, которые считаются сгруппированными, ссылаясь на три типичные модели, следующим образом. В первой модели сверхурочное время не появляется в законодательной повестке дня и представляет собой лишь незначительную проблему в коллективных переговорах, поскольку работодатели и сотрудники по разным причинам хотят бесплатного использования сверхурочных. Этот вопрос регулируется местными соглашениями и обычными соглашениями на самом децентрализованном уровне. Большинство стран могут находиться рядом с этой моделью, где сверхурочное время является, самое большее, одним из элементов в совокупности компромиссов между уровнями занятости, заработной платой и гибкостью. Наконец, в небольшой группе стран сверхурочное время, будучи включенным в общий торгах таким же образом, как и во второй модели, в определенное время становится особой проблемой, вокруг которой мобилизовались социальные партнеры. Иногда это происходит потому, что профсоюзы сделали ее важной целью, иногда потому, что правительство из-за ориентированных на гибкость целей значительно смягчило правила, а иногда потому, что правительство, действуя для достижения целей создания рабочих мест, сократило свое использование и повысило его стоимости. Это старая техника, которая теперь поглощена более сложным набором методов. . При использовании любого оборудования следует проявлять большую осторожность, чтобы избежать как травм, так и повреждения оборудования.

Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов.

7. Вызов работников на место выполнения работы вне их рабочего времени или вне графиков сменности, а также в установленные дни отдыха или в нерабочие праздничные дни допускается только в исключительных случаях и с письменного согласия работников:

Школьные коды практики практикумов, устанавливающие, кто может использовать какое-либо конкретное оборудование, время такого использования и условия, регулирующие такое использование, должны строго соблюдаться. Только обученным и уполномоченным лицам должно быть разрешено использовать опасное оборудование и должны быть приняты надлежащие меры для предотвращения их использования неавторизованными лицами.

X. Время отдыха

Это определение очень широкое, и примеры включают в себя силовые прессы, гильотины, воздушный компрессор, подъемные стропы, микробиологический шкаф безопасности, переносную дрель и оверхед-проектор. Правила охватывают два аспекта безопасности в отношении рабочего оборудования.

для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия;

для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;

для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.

Вопросы управления - отбор и пригодность, техническое обслуживание, информация, обучение и обучение и соблюдение правил безопасности продукции. Физические характеристики - охрана оборудования, другие указанные опасности, экстремальные температуры, контроль, изоляция, стабильность, освещение, маркировка и предупреждения. В последующих разделах ниже рассматриваются конкретные проблемы и определенные типы оборудования.

Внутреннее строительство рабочего оборудования

Поставщики рабочего оборудования обязаны проектировать рабочее оборудование в соответствии с настоящими правилами, и школы должны знать о требованиях при внедрении нового рабочего оборудования. Рабочее оборудование, изготовленное на дому в Университете, должно соответствовать вышеуказанному с точки зрения удовлетворения основных требований безопасности и гигиены труда. Имеется специальное руководство по университету.

В других случаях, в том числе для замены заболевшего работника, привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации связи.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

8. При непрерывной круглосуточной работе средств связи продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время, когда это необходимо по условиям труда.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

9. Для работников, работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов и может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Приложение N 2

к Приказу Минсвязи России от 08.09.2003 N 112

ПЕРЕЧЕНЬ

ГИБКОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Работники, выполняющие работы по устранению аварий и повреждений средств связи.

Работники радиоцентров, радиостанций, телевизионных центров, ретрансляционных телевизионных станций, радиовещательных телевизионных станций, радиовещательных и радиотрансляционных узлов, радиорелейных магистралей при работе этих организаций сеансами.

Работники центров управления системами и сетями спутниковой связи и вещания, центров космической связи, земных станций спутниковой связи и приема-передачи программ телерадиовещания, изображений газетных полос при работе этих объектов круглосуточно или сеансами.

Операторы связи, занятые на производственных операциях по приему-отправке, погрузке-разгрузке, перевозке почты, сортировке письменной корреспонденции, экспедированию периодических изданий, выемке писем из почтовых ящиков.

Приложение N 3

к Приказу Минсвязи России от 08.09.2003 N 112

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ СВЯЗИ,

ДЛЯ КОТОРЫХ РАБОТОДАТЕЛЬ МОЖЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ

РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ЧАСТИ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп.

Операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты.

Сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи.

Почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств.

Телефонисты переговорных пунктов.

Операторы связи абонентских участков.

Операторы связи по приему абонементной платы и заявок о повреждении радиотрансляционных сетей.

Электромонтеры линейных сооружений и абонентских устройств радиофикации и сельской телефонной сети (СТС).

Электромонтеры линейных сооружений и абонентских устройств городской телефонной связи (ГТС).

Электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС.

Водители дежурного транспорта организаций ГТС и СТС, радиовещания и телевещания.

Инженеры, старшие техники, техники и операторы связи цеха развития, непосредственно связанные с обслуживанием населения.

Операторы связи, осуществляющие прием и выдачу денег и других ценностей в главной кассе доставочного учреждения почтовой связи.

Телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети.

Телефонисты заказно-справочных и справочных служб междугородных телефонных станций.

Телефонисты дисплейных коммутаторных цехов (залов).

Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Приказ Минтранса России от 20.08.04 № 15

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3) приказываю: Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр

И.ЛЕВИТИН

Приложение
к приказу Минтранса России
от 20.08.04 №15

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации"* (далее -Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

*Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I ), ст. 3.

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5 . На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II . РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7 . Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего бремени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9 . При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения.

10 . В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11 . При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта* принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами , , и настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем ( пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути ( пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания ( Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля ( Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-за­ключительное время ( пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя ( пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля ( пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей ( пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III . ВРЕМЯ ОТДЫХА

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25 . Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха

и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II . РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

III . ВРЕМЯ ОТДЫХА