Транзитная виза. Международное право, европейское право Транзитный проезд через территорию рф

Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральным Законом Российской Федерации № 114-ФЗ от 15.08.96 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке 30 .

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен , если они:

1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

2) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;

3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения;

4) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства или охраны общественного порядка;

5) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке;

6) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

7) они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата;

8) по иным основаниям установленным законодательством Российской Федерации.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если:

1) они в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) они уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) они не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств;

5) их выезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности, - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду;

6) имеются иные, установленные российским законодательством, основания, препятствующие выезду.

Выезд из России иностранного гражданина или лица без гражданства может быть отложен до исполнения им имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан Российской Федерации и других лиц, государственных, кооперативных или иных общественных организаций.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:

1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;

3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства 31 .

За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В случае, если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 32 .

Государство предоставляет гражданам другого государства для въезда, выезда, следования транзитом и для временного пребывания на его территории специальное разрешение - визу Виза предоставляется лицу при наличии у него документов, признаваемых обоими государствами действительными для

§ 3 Въезд, выезд, транзитный проезд, оформление пребывания 85

поездок за границу Документами, удостоверяющими личность и признаваемыми обеими сторонами действительными для поездок лица за границу, как правило, являются общегражданский паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (при наличии судовой роли либо выписки из нее). В Российской Федерации основными документами, удостоверяющими личность гражданина России, по которым ее граждане осуществляют выезд из России и въезд в нее, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение моряка). Граждане одного государства въезжают на территорию другого государства и выезжают с этой территории через пункты пропуска, открытые для международного или двустороннего пассажирского сообщения.

В Российской Федерации установлен разрешительный порядок въезда в страну, а также выезда из нее. Это означает, что для въезда иностранца в страну он должен иметь въездную визу, а при выезде - выездную визу. При транзите через территорию России в ряде случаев требуется транзитная виза.

Правовой базой при решении вопросов въезда-выезда является Конституция Российской Федерации, международные договоры и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. Закон, отражая требования международного права, устанавливает, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Данное положение касается как граждан Российской Федерации, так и иностранцев и лиц без гражданства. Кроме того, Закон подтверждает право рос-сйского гражданина беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в этом качестве Российской Федерацией, а также визу, выданную соответствующим дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации за пределами ее территории. Основанием для оформления въезда иностранных граждан или лиц без гражданства в Российскую Федерацию является их письменное обращение в дипломатическое представительство или консульское учреждение России. Кроме того, основанием для оформления въезда может быть договор о туристической поездке, а также приглашение российского

физического или юридического лица, которое должно оформляться в порядке, установленном Правительством России Для въезда установлены определенные ограничения Въезд может быть не разрешен, если иностранцы или лица без гражданства при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на российской территории или предъявить гарантии предоставления таких средств, если они нарушили в пункте пропуска через российскую государственную границу правила ее пересечения или таможенные правила, санитарные нормы - до устранения нарушения Въезд может быть не разрешен, если указанные выше лица сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения Наконец, существуют основания отказа во въезде, например, если это необходимо в целях безопасности государства, если в период своего предыдущего пребывания в России лицо осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо было выдворено в принудительном порядке Для таких лиц въезд не разрешается в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства также может быть ограничен в случаях, если они задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления приговора суда в законную силу Выезд ограничен и в отношении лиц, осужденных за совершение на территории России преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, а также лиц, которые уклоняются от исполнения наложенных на них судом обязательств, - до их исполнения либо до достижения согласия сторонами Закон предусматривает и задержку выезда иностранцев и лиц без гражданства, не выполнивших предусмотренные законодательством России обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств

В связи с укреплением мер доверия в отношениях между государствами в современный период расширяется практика упрощения процедур выдачи виз Она основывается на соответствующих международных договорах Так, согласно российско-французской договоренности по визовым вопросам от 6 февраля 1992 г стороны обязались рассматривать и отвечать на запросы о выдаче краткосрочных виз, поступающих от граждан другого государства, в возможно краткие сроки в соот-

i; 3 Въезд, выезд, транзитный проезд, оформление пребывания

ветствии с действующим порядком Обязательства принятия необходимых мер с целью упрощения на основе взаимности процедуры выдачи и продление виз содержатся также в Договоре между Россией и Францией (официальное название договора) от 7 февраля 1992 г

В последние годы также установилась практика выдачи многократных въездных-выездных виз на определенный срок Такая виза дает право на въезд и выезд в неограниченном количестве в течение всего срока ее действия Введение такого рода виз осуществляется на основе соответствующего международного соглашения при признании принципа взаимности Многократные визы предоставляются сотрудникам посольств, консульств, членам их семей, постоянно аккредитованным в России журналистам, сотрудникам аккредитованных и постоянно работающих в России представительств иностранных банков, фирм и организаций, сотрудникам иностранных авиакомпаний, проживающим в Москве, и т д Примером договора о многократных визах является уже упоминавшаяся российско-французская договоренность по визовым вопросам от 6 февраля 1992 г, согласно которой будет уделяться приоритетное внимание запросам о выдаче краткосрочных виз гражданам России и Франции, которые совершают частые поездки, в частности, в рамках двустороннего политического, экономического, культурного, научного сотрудничества С этой целью лица, относящиеся к этой категории, смогут в соответствии со списками, обмен которыми будет происходить по дипломатическим каналам, получать многократные въездные-выездные визы для кратковременного пребывания.

Такие визы действительны в течение одного года

Кроме разрешительного - визового порядка въезда-выезда существует упрощенный - безвизовый порядок Он также устанавливается международными соглашениями При этом соблюдается принцип взаимности Это означает, что если контрагент отказывается от договоренности о безвизовом въезде на его территорию, то другая сторона получает право также установить разрешительный порядок въезда для граждан контрагента Так, в связи с введением Правительством Литовской Республики визового режима въезда граждан Российской Федерации на территорию Литовской Республики Правительство Российской Федерации 29 марта 1994 г приняло постановление (.№ 241) о введении визового (разрешительного) порядка въезда граждан Литовской Республики на территорию Российской Федерации. Примером соглашения о безвизовом порядке

88 V Права человека и режим иностранных граждан

въезда-выезда служит Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г, в котором предусмотрено, что стороны, т е Россия, Украина, Белоруссия и иные желающие присоединиться к договору государства, "гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества" (ст 5) Это положение развивается в ряде других соглашений участников СНГ. Так, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 31 июля 1992 г говорится, что "стороны будут всемерно способствовать реализации принципа открытости границ " (ст 15) В Соглашении о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г установлено, что граждане сторон имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории сторон без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство Граждане сторон, постоянно проживающие на территории третьих государств, могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории сторон также без виз Вместе с тем стороны посредством национального законодательства могут предусматривать введение ограничений на передвижение по их территории граждан сторон, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.

Что касается отношений России с государствами, не входящими в СНГ, то безвизовый порядок устанавливается на основе договоров для отдельных категорий иностранцев. Например, при групповом туризме при въезде (при наличии соглашения) не требуется виз и предъявления заграничного паспорта Иностранные туристы совершают поездку по национальным внутренним паспортам при наличии туристских документов

Не требуются визы для туристов, совершающих круизные путешествия, при сходе на берег в портах круиза, а также для иностранных авиапассажиров при остановке в аэропортах, если они следуют прямым транзитом в страну назначения

Безвизовый порядок установлен и для лиц, направляющихся из ряда государств в Россию в служебных целях, в рамках обмена между общественными организациями, государственными учреждениями

Кроме того, безвизовый порядок допуска на территорию России установлен для экипажей иностранных торговых судов, прибывающих в порты России Во время стоянки судна в

§ 3 Въезд, выезд, транзитный проезд, оформление пребывания

порту иностранные моряки могут сойти на берег и отправиться в портовый город, получив на контрольно-пропускном пункте порта специальный пропуск при предъявлении удостоверения личности моряка Безвизовый порядок применяется и для служебного персонала железнодорожных поездов международных направлений, членов экипажей гражданских самолетов Во всех перечисленных случаях основанием безвизового порядка пересечения границ является международный договор. Правда, для въезда иностранцев могут быть установлены дополнительные требования в плане предъявления необходимых документов Это относится к иностранцам, приезжающим на личных автомобилях, к водителям автобусов. Они должны иметь национальные или международные водительские права и национальные регистрационные документы на автотранспортное средство Это вытекает из Конвенции о международном автомобильном сообщении, участницей которой по правопреемству является Россия

Следует сказать и об упрощенном порядке перехода через государственную границу граждан, проживающих в приграничных районах. Данный порядок также устанавливается международными соглашениями - между соседними странами Так, Россия несет обязательства по такому соглашению, заключенному в 1986 г СССР с Монголией СССР заключил подобные соглашения с Венгрией, Польшей (1985 г) и с рядом других государств. Для того чтобы встретиться с родственниками, проживающими по разные стороны границы, визы не требуется Следует лишь получить у приграничного уполномоченного пропуск на разовый переход границы и взять с собой документ, удостоверяющий личность Кроме того, нужно приложить письменный вызов родственника (письмо, телеграмма) В последнее время и этот порядок начинает упрощаться в связи с хельсинкским процессом, требующим развития контактов между людьми Отменяется необходимость приглашений и других документов, подтверждающих цель поездки. Например, в 1990 г подобная договоренность достигнута в отношениях между СССР и Ираном, согласно которой граница пересекается по национальному паспорту с соответствующим вкладышем, дающим право на многократное пользование

Главный принцип, который должен применяться при даче разрешения на пересечение границы, - недопустимость дискриминации по признаку расовой или национальной принадлежности, социального положения, отношения к религии и т п

V Права человека и режим иностранных граждан

Вместе с тем каждое государство вправе принимать меры, касающиеся наиболее эффективного решения вопросов въезда на его территорию В Российской Федерации этими вопросами занимается Межведомственная комиссия по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Положение об этой Комиссии утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г № 249. Комиссия является постоянно действующим органом. Она координирует деятельность по подготовке международных договоров, регулирующих взаимные поездки граждан; подготавливает предложения по вопросам режима пребывания и передвижения иностранцев на территории Российской Федерации; обеспечивает формирование и корректировку списка лиц, въезд которым в Российскую Федерацию запрещен; осуществляет контроль за выполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации действующих нормативных актов по вопросам въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Это касается и решений, вырабатываемых самой Межведомственной комиссией. Такие решения связаны с упорядочением въезда и пребывания иностранцев на территории России Наконец, Межведомственная комиссия организует и координирует разработку нормативных документов, регулирующих порядок въезда иностранцев и лиц без гражданства на российскую территорию.

Что касается вопросов транзитного проезда, то они регулируются как национальным законодательством, так и международными договорами. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" устанавливает, что транзитный проезд всеми видами пассажирского транспорта через ее территорию осуществляется, как правило, без права на остановку. Иностранные граждане и лица без гражданства, следуя в государство назначения, должны предъявить российскую транзитную визу, визу на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо визы государства назначения. Указанные лица обязаны также предъявить действительные для выезда из России проездные билеты или подтвержденную гарантию их приобретения в пункте пересадки на российской территории Иностранные граждане или лица без гражданства могут обратиться к российским компетентным органам с мотивированной просьбой о выдаче визы с правом на остановку на территории

S 3 Въезд, выезд, транзитный проезд, оформление пребывания

России. В таком случае они должны представить документы, подтверждающие необходимость остановки Транзитный проезд без визы разрешается иностранным гражданам и лицам без гражданства при совершении беспересадочного полета воздушным транспортом через российскую территорию, а также при следовании на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России. В последнем случае указанные лица должны иметь надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на российской территории в течение 24 часов с момента прибытия (за исключением случаев вынужденной остановки) Наконец, транзитный проезд без визы через территорию Российской Федерации разрешается иностранным гражданам и лицам без гражданства, если они проживают на территории государства, с которым Россия имеет соответствующий международный договор Закон предусматривает возможность вынужденной остановки, под которой понимается пребывание в пределах населенного пункта более 24 часов вследствие наступления определенных обстоятельств, в частности стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, судна, самолета, автотранспортного средства; болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья

В таких случаях оформление остановки и продление срока действия транзитной российской визы производится органом внутренних дел в месте вынужденной остановки. В целях создания оптимальных условий для въезда, передвижения и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства могут заключаться соглашения о взаимном признании виз государств. Подобное соглашение заключено участниками Содружества Независимых Государств 13 ноября 1992 г. (Республика Молдова, Украина и Туркменистан Соглашение не подписали) Данное Соглашение устанавливает, что каждая сторона признает въездные, выездные и транзитные визы, выдаваемые иностранным гражданам компетентными органами сторон. Указанные визы, выдаваемые одной из сторон для въезда на ее территорию, пребывания и выезда, дают право их владельцам беспрепятственно следовать транзитом через территории других сторон к месту назначения или пункту въезда в третью страну. Порядок пребывания и передвижения иностранных граждан, временно находящихся на территории сторон, в том числе с целью транзитного проезда, определяется компетент-

92____ V Права человека и режим иностранных граждан

ными органами сторон в соответствии с их национальным законодательством Каждая из сторон вправе самостоятельно определять порядок транзитного проезда иностранцев через свою территорию, временно ограничивать или приостанавливать их транзитный проезд, однако заблаговременно проинформировав другие стороны о принятых решениях. Участники соглашения также обязуются не выдавать визы иностранным гражданам, которым в установленном национальным законодательством порядке закрыт въезд на территорию одной из сторон. Для этого они должны принять меры по централизации учета таких лиц и соответствующему обмену информацией Компетентные органы государств действуют таким образом, чтобы упорядочить въезд, выезд и транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства, особенно при регулировании миграционных потоков В связи с этим Указом Президента Российской Федерации "О мерах по введению иммиграционного контроля" от 16 декабря 1993 г № 2145 введен иммиграционный контроль в целях обеспечения государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - на пунктах пропуска через государственную границу в специально оборудованных помещениях Он осуществляется органами Федеральной миграционной службы России Эти органы осуществляют контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые ищут убежище, а также следуют транзитом Данные органы осуществляют идентификацию, регистрацию, учет таких лиц, предпринимают меры по предупреждению неконтролируемой миграции, организуют депортацию иностранцев в установленных законодательными актами случаях и порядке; рассматривают ходатайства иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию России, о предоставлении убежища

Правила, касающиеся въезда, выезда, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, согласуются с требованиями ст 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающей, что перечисленные в ней право свободного передвижения в пределах территории, на которой человек законно находится, свобода выбора места жительства и право каждого человека покидать любую страну "не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка,

§ 4 Права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 93

здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами"

ПРАВИЛА ТРАНЗИТНОГО ПРОЕЗДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

1. В соответствии с Законом Республики Таджикистан "О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан" въезд в Республику Таджикистан и выезд из Республики Таджикистан иностранных граждан, проезжающих через территорию Республики Таджикистан транзитом, разрешается по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документами при наличии транзитных виз, выданных дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Таджикистан.
2. Действие настоящих Правил распространяется также на лиц без гражданства.
3. Транзитный проезд иностранных граждан через территорию Республики Таджикистан в страну назначения воздушным, железнодорожным, речным или иным транспортом разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное с Республикой Таджикистан государство, и соответствующих проездных документов с подтверждением в них даты выезда из пункта пересадки на территорию Республики Таджикистан.
Транзитным считается проезд иностранных граждан через территорию Республики Таджикистан в страну назначения в течение 72 часов с момента прибытия в порт, на станцию, расположенные на территории Республики Таджикистан.
4. Проезд через территорию Республики Таджикистан иностранных граждан, производящих международные транзитные автоперевозки, и транзитный проезд их на легковых автомобилях осуществляется на основе межгосударственных соглашений при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное с Республикой Таджикистан государство.
5. Транзитные визы выдаются без права остановки на территории Республики Таджикистан. В исключительных случаях иностранным гражданам может выдаваться транзитная виза с правом на остановку в одном или нескольких пунктах на территории Республики Таджикистан по маршруту следования в сопредельное государство.
6. Транзитный проезд через территорию Республики Таджикистан без виз разрешается:
а) при совершении пассажирами воздушного транспорта беспересадочных полетов через территорию Республики Таджикистан;
б) при следовании на самолетах международных авиалиний с пересадкой и наличии у пассажиров документов на право въезда в страну назначения и авиабилетов с подтверждением в них даты вылета из аэропорта пересадки в Республике Таджикистан, когда период пребывания на территории Республики Таджикистан не будет превышать 24 часов. При этом пассажиры не имеют право выхода за пределы специально выделенной для них территории аэропорта;
в) гражданам стран, с которыми Республика Таджикистан имеет соответствующие межправительственные соглашения.
7. Иностранные граждане, намеревающиеся осуществить в туристических целях транзитную поездку на личном автомобиле или в составе группы на автобусе, обязаны до прибытия в Республику Таджикистан приобрести автотуры и иметь соответствующую туристическую визу с указанием пунктов остановки.
8. Иностранные граждане, проезжающие через территорию Республики Таджикистан транзитом, следуют с соблюдением настоящих Правил в пограничный пункт выезда из Республики Таджикистан по установленному маршруту и могут иметь остановки на территории Республики Таджикистан только в пунктах, указанных в транзитных визах.
9. Иностранные граждане, проезжающие через территорию Республики Таджикистан транзитом на автотранспортных средствах, в том числе осуществляющие автомобильные перевозки грузов, могут следовать только по дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения.
Остановки для приема пищи, отдыха и ночлега могут иметь место только в пунктах, находящихся на маршруте следования, где имеются мотели, кемпинги или специально выделенные стоянки.
10. Иностранные граждане, которые следуют в Республику Таджикистан по железной дороге, в том числе на поездах, проходящих транзитом через территорию Республики Таджикистан, имеют право схода на станциях на время стоянки поездов, указанное в действующем расписании.
11. Иностранные граждане, имеющие транзитную визу с указанием об остановке в одном или нескольких пунктах на территории Республики Таджикистан на срок свыше 24 часов, обязаны по прибытии в эти пункты зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы в порядке, установленном Правилами пребывания иностранных граждан в Республике Таджикистан, и выехать из Республики Таджикистан не позднее определенного им срока пребывания.
12. Иностранные граждане, проезжающие транзитом и сделавшие вынужденную остановку на территории Республики Таджикистан на срок свыше 24 часов, обязаны в течение последующих суток с момента остановки оформить в органах внутренних дел разрешение на пребывание в Республике Таджикистан.
Вынужденная остановка может иметь место:
а) при стихийных бедствиях, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;
б) для ремонта автотранспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или дорожно-транспортного происшествия;
в) в случае болезни, когда по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его здоровья. В этом случае при больном могут оставаться члены его семьи или сопровождающие лица, следующие вместе с ним;
г) при задержках пересадки с одного вида транспорта на другой в узловом пункте.
Вынужденная остановка дает иностранным гражданам право на пребывание только в черте города или другого населенного пункта, где она имеет место, на время до устранения причин, вызвавших вынужденную остановку.
Оформление пребывания и продление срока действия транзитных виз производится по личному заявлению иностранного гражданина с предоставлением справки соответствующих организаций или учреждений, подтверждающей причины и продолжительность задержки в пути следования.
13. Местом проживания иностранных граждан во время остановок могут быть:
а) гостиницы;
б) помещения аккредитованных зарубежных представительств при наличии письменных ходатайств с их стороны, с указанием конкретного лица в представительстве, у которого останавливается транзитный пассажир.
Во время остановок проживание иностранных граждан в общежитиях или частных квартирах допускается лишь в исключительных случаях и только с разрешения органов внутренних дел.
14. Выезд из Республики Таджикистан иностранных граждан, сделавших вынужденную остановку на территории Республики Таджикистан на время не более 24 часов, может быть разрешен без продления транзитной визы в Министерство иностранных дел Республики Таджикистан.(ППРТ №145 от 1.04.02г.)
15. Иностранные граждане, проезжающие через территорию Республики Таджикистан транзитом, желающие изменить маршрут следования и пограничный пункт выезда из Республики Таджикистан, обязаны получить на это разрешения Министерство иностранных дел Республики Таджикистан.(ППРТ №145 от 1.04.02г.)
16. Иностранным гражданам может быть не разрешен въезд в Республику Таджикистан для следования транзитом через Республику Таджикистан по основаниям, предусмотренным статьей 24 Закона Республики Таджикистан "О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан".
17. Предоставление гражданами Республики Таджикистан иностранным гражданам жилища, транспортных средств либо оказание им иных услуг не допускается в тех случаях, когда это заведомо влечет нарушение настоящих Правил.
Во всех случаях предоставления иностранным гражданам жилища и транспортных средств владельцы их обязаны сообщить в органы внутренних дел не позднее чем в суточный срок.
18. За нарушение настоящих Правил иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан".
Вопрос об ответственности иностранных граждан, указанных в статье 33 Закона Республики Таджикистан "О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан", разрешается дипломатическим путем.
Нарушение настоящих Правил лицами, обеспечивающих соблюдение условий транзитного проезда через территорию Республики Таджикистан иностранных граждан либо оказывающими им услуги, влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
19. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство иностранных дел Республики Таджикистан во взаимодействии с органами внутренних дел. (ППРТ №145 от 1.04.02г.)

Глава VI. ПОРЯДОК ТРАНЗИТНОГО ПРОЕЗДА
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ЧЕРЕЗ
ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 29. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.06.1999 N 118-ФЗ)

Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 7-ФЗ)

Статья 30. Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 31. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Статья 32. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:

1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;

3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.

Транзитные визы выдаются в Генконсульстве иностранным гражданам или лицам без гражданства в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации, если указанные лица не имеют права на безвизовой транзит.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство, либо визы государства назначения, либо паспорта этого государства и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов с подтвержденной датой выезда из Российской Федерации.

Транзитная виза выдается на срок до 10 суток.

Транзитная виза иностранному гражданину, следующему через территорию Российской Федерации в государство назначения воздушным транспортом, выдается на срок не более 3 суток.

Транзитная виза иностранному гражданину, следующему через территорию Российской Федерации в государство назначения на легковом или грузовом автотранспортном средстве, выдается на срок, необходимый для транзитного проезда по кратчайшему маршруту (но не более чем на 10 суток). Указанный срок рассчитывается исходя из среднесуточного пробега транспортного средства, равного 500 км.

Транзитная виза может быть однократной или двукратной.

Срок действия двукратной транзитной визы может быть не более одного месяца. В случае, если иностранному гражданину необходимо проехать транзитом через Россию в третью страну, а затем вернуться также через Россию в срок, превышающий один месяц, необходимо оформлять однократную транзитную визу, а вторую транзитную визу оформлять в российском консульском учреждении в стране, в которую иностранец следует первоначально.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

а) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

б) следуют международными авиалиниями с пересадкой в одном и том же аэропорту на территории Российской Федерации (при условии наличия в данном аэропорту транзитной зоны) и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

в) являются гражданами государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор о безвизовом транзите.

Внимание! В случае, если Вы следуете международными авиалиниями с пересадкой на территории Российской Федерации в течение 24 часов, но стыковочный рейс вылетает из другого российского аэропорта, получение транзитной визы обязательно!

Для получения транзитной визы в Генконсульство должны быть представлены следующие документы:

Заграничный паспорт, в котором имеются не менее 2-х чистых страниц для виз, действительный в течение 6 месяцев со дня окончания срока действия визы, с визой сопредельного по маршруту государства или государства назначения.

Наличие визы на въезд в сопредельное государство не требуется для граждан этого государства, а также для граждан стран, имеющих право на безвизовой въезд в сопредельное государство или государство назначения в соответствии с имеющимися между ними соглашениями (этот факт должен быть подтвержден документально).

- Заполненная визовая анкета с одной фотографией установленного размера 3,5х4,5 см на светлом фоне с четким изображением лица анфас без очков с затемненными стеклами и без головного убора (за исключением граждан, которые в силу их национальной или религиозной принадлежности изображены в головном уборе на фотографии в паспорте).

Действительные для въезда и выезда из Российской Федерации проездные билеты.

Полис медицинского страхования.

Внимание! В связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе все рейсы между странами-участницами (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) рассматриваются как внутренние. Таким образом, прохождение пограничного и паспортного контроля должно осуществляться только в одной из стран. По этой причине, пассажиры, которые направляются в страны-участницы с пересадкой в России, обязаны оформить российскую транзитную визу.

Тариф:

- 35 евро (срок оформления 4-20 рабочих дней);

- 70 евро (срок оформления 1-3 дня).