Учет изменений вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка: порядок. Что будет, если не изменять вид разрешенного использования

Чтобы инициировать процесс изменения, нужно понимать не только суть самой процедуры, но и знать, в какие инстанции придется обращаться, сколько стоит «положительное решение», какие сроки может занять согласование, и какие документы необходимо подготовить к подаче. Алгоритм процедуры не сложен, если следовать рекомендациям экспертов.

Процесс изменения

Земельный Кодекс РФ в ст. 8 устанавливает порядок проведения процедуры изменения. Согласно закону, принять решение о внесении изменения в вид или категорию ранее разрешенного использования земучастка могут локальные админорганы, у которых есть необходимые полномочия. Заявителю нужно воспользоваться услугами земельного комитета . Если его в местной администрации нет, следует обратиться в органы районного или областного уровня.

Эксперты все же советуют обращаться за разъяснениями в комитет по земельным делам, чтобы не просто подготовить пакет документов, но и правильно его оформить. Как показывает практика, каждый административный орган самостоятельно разрабатывает градостроительный регламент, поэтому и алгоритм процесса, и перечень документов может отличаться.

Только собственник земучастка имеет право инициировать изменение вида земли или категории. Использует он это право для того, чтобы изменить вид допустимого применения, если на участке не разрешается проводить ту или иную деятельность.

Подачей документов и получением разрешения может заниматься и третье лицо, но только при наличии доверенности, подписанной владельцем земли и заверенной нотариусом.


Вся процедура, начиная от написания заявления и заканчивая выдачей разрешения на смену вида земли и ее назначения, регулируется Кодексами РФ (Градостроительным и Земельным) и статьей 2 ФЗ №172, в которой определен состав пакета документов, требуемых для инициирования процесса.

Зачем и когда нужно проводить изменения?

Нормативными актами для каждого земучастка установлена определенная цель его применения. Использовать надел не по назначению запрещено. Например, владелец приусадебного участка не может построить на нем логистический склад. Впрочем, как и собственник поля, выделенного под сельское хозяйство, не имеет права возвести на нем жилой дом или ТРЦ.

В связи с этим и разработана процедура по изменению вида и категории, которая становится актуальной, если требуется:

  • увеличить продажную стоимость земли (к примеру, надел под сельское хозяйство стоит дешевле, чем земля населенных пунктов);
  • организовать точку для торговли или производство на приватной территории, которая изначально позиционируется, как подсобный участок;
  • возвести многоэтажный жилой дом на земле, которая изначально входит в категорию «для ведения подсобного хозяйства»;
  • на наделе, предназначенном для сельхоз нужд, построить жилые дома и пр.

Не провести процедуру по изменению и при этом использовать земучасток не по назначению рискованно, так как это чревато административной ответственностью, то есть штрафом. Сумма штрафа зависит от конкретного нарушения и может варьироваться от 1% до 1,5% .

Необходимые документы

Все документы можно подавать лично, а можно выслать по почте заказным письмом. При личной подаче заявитель должен получить расписку секретаря земельного комитета, при пересылке по почте лучше использовать формат «письма заказного с уведомлением». При подаче пакета бумаг третьим лицом нужно снабдить его нотариально заверенной доверенностью.

Первый и основной документ – это заявление , составленное по определенной форме.

Форму заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка в формате.doc (Word)


К ходатайству нужно приложить:
  • копию паспорта заявителя, если это физлицо, и выписку из налоговой, если это юрлицо;
  • документ, который подтверждает права заявителя на земучасток (справка из ЕГРП);
  • письменное согласие собственника земучастка на изменение вида.

Экологическое заключение экспертов предоставляется по требованию земельного комитета и не всегда является обязательным для подачи.


При составлении заявления нужно в письменном виде указать следующие данные:
  • категорию земли, к которой на момент написания заявления относится участок;
  • причины перевода в другую категорию;
  • информацию о правообладателе и прочие правовые сведения.

Сроки и стоимость

Касательно сроков , то минимальный период рассмотрения «дела по смене существующего вида (категории) допустимого применения земучастка» колеблется в диапазоне от 2 до 3 недель. Но в любом случае на рассмотрение дела и принятие решения должно уйти не более 45 рабочих дней.

Заявитель должен быть готов к финансовым издержкам. За проведение процедуры изменения необходимо внести плату , которая зависит от ситуации и может варьироваться от 10% до 80% разницы между новой и прежней кадастровой стоимостью. Все расходы, которые связаны с получением разрешения на смену, несет заявитель.

После изучения заявления и документов, поданных заявителем, выдается разрешение, подписанное руководителем админоргана и позволяющее изменить вид допускаемого применения. Нужно быть готовым к тому, что вместо разрешения можно получить отказ, который должен быть оформлен в письменном виде.

Причины отказа

Существует не так много причин, по которым заявитель может получить отказ в положительном решении. Первой причиной отказа могут стать неправильно оформленные документы . Не допустить этого очень просто. Достаточно внимательно ознакомиться с перечнем необходимых к подаче бумаг и заполнять их согласно согласованным и утвержденным образцам.

Второй причиной отказа может послужить дальнейшее нецелевое применение земучастка. Чтобы избежать этого недоразумения, необходимо заранее ознакомиться с существующими категориями земель и их назначением.

Если заявитель считает, что негативное решение необоснованно, то у него всегда есть возможность обратиться в суд, чтобы обжаловать постановление. В случае принятия судом положительного решения, заявителю необходимо проинформировать кадастровую службу, чтобы внести обновленные сведения в Единый Госреестр прав на недвижимость.

Возможные сложности

Если все документы оформлены корректно, и не планируется нецелевое использование земли, то с получением разрешения не должно возникнуть проблем. За исключением тех случаев, когда речь идет о территории, смена вида и категории которой невозможна. Добиться положительного решения можно лишь, имея обстоятельства особого значения. К таким «сложным» категориям относят:
  • ценные земучастки с высоким уровнем продуктивности;
  • наделы, принадлежащие лесфонду, которые не могут быть предоставлены под другие цели.

Земельные категории и их назначение

Территориальное зонирование – это разграничение земель согласно Градостроительному и Земельному Кодексу РФ. Нормативные акты подразделяют земли следующим образом:
  • под инженерные и транспортные инфраструктуры;
  • под жилье;
  • под общественные и деловые нужды;
  • под производственные мощности;
  • особо охраняемые;
  • под нужды сельского хозяйства;
  • для отдыха (рекреации);
  • особого назначения;
  • под военное назначение;
  • иные.

Характеристика разделением на виды не ограничивается, так как существуют еще группы и подгруппы в рамках каждой категории.


Узкое разделение позволяет использовать земучасток в рамках одной категории. Например, согласно Земельному Кодексу, на земле под нужды сельского хозяйства можно построить дачный домик.

Нюансы изменения (видео)

Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы, Вы можете посмотреть видео об особенностях изменения вида разрешенного использования земельных участков.


Провести смену вида допустимого пользования земучастка вполне возможно, и при правильном подходе это не является сложной процедурой. Касательно самой категории земли, то это проблематично, требует немалых усилий и, как правило, заканчивается не в пользу заявителя.

Очень часто при покупке недвижимости или при желании что-то построить на участке граждане сталкиваются с таким понятием, как вид разрешенного пользования земельного участка. Многие даже часто путают его с что в корне неверно. Мы попробуем разобраться, какие же могут быть виды пользования земельными участками, что такое нецелевое использование земли и как можно переводить участок из одного вида пользования в другой.

Категории земель - какие они бывают?

Согласно законодательству, все земли разграничены на территориальные зоны. Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ. Эти два нормативных акта определяют следующие категории территориальных зон:

Общественно-деловые;

Транспортных и инженерных инфраструктур;

Особо охраняемые территории;

Производственные;

Спецназначения;

Для сельскохозяйственных целей;

Рекреационные;

Для размещения военных объектов;

В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению. Это в первую очередь объясняется тем, что структура некоторых категорий земель неоднородна. Категории в свою очередь делятся на виды и подвиды. В некоторых случаях законодательство разрешает пользоваться земельными участками не по их целевому назначению, однако в составе той категории, в которой они находятся. Например, ЗК разрешает строить на сельскохозяйственных землях дачные домики.

Виды разрешенного пользования

Основные виды пользования;

Условно-разрешенные виды пользования;

Вспомогательные виды пользования (правда, они могут лишь дополнять основные и условно-разрешенные виды и осуществляться только вместе с ними).

То есть получается, что законодатель не дает определения каждому из этих видов и не конкретизирует условно-разрешенные виды. Основное различие между основными и условно-разрешенными видами состоит в том, что на второй необходимо получить разрешение. Такой документ выдается на основании которые проводятся согласно уставу муниципального образования. Вспомогательные и главные виды использования земельных участков выбираются собственниками самостоятельно, без каких-либо дополнительных согласований.

Кто выдает разрешение?

Как правило, большинство земель населенных пунктов перебывают в муниципальной или государственной собственности. Поэтому выбор вида разрешенного землепользования обычно подтверждается оформлением договора Изменить один вид разрешенного пользования на другой можно только на основании решения соответствующего органа, которое было принято с учетом градостроительного регламента и различных технических нормативов.

До принятия правил застройки и землепользования изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после принятия решения об этом главой местной администрации.

Информация о разрешенном виде использования земли должна предоставляться органами местного самоуправления, государственными структурами, муниципальными организациями бесплатно при выборе участка для строительства. Согласно ЗК, при проведении аукциона по продаже участков нужно обязательно указывать информацию о виде его разрешенного использования. Разрешенное пользование - это определенная правовая основа для возведения на земельном участке жилых или производственных зданий, проведения осушительных или оросительных работ и т. д. Между тем владелец или собственник должен производить пользование земельным участком в соответствии с его целевым назначением.

Как определяется разрешенное использование земли?

Важным также является вопрос о том, каким же образом происходит определение вида дозволенного использования участка земли. Во-первых, правовой режим участка зависит от категории земли в соответствии с зонированием территорий и законодательством. Во-вторых, если проанализировать нормы ЗК РФ, то можно сделать вывод, что принадлежность земли к той или иной категории зависит от ее целевого назначения.

Правила зонирования территорий

Зонирование территорий должно проводиться для земель населенных пунктов. В Градостроительном кодексе есть понятие градостроительного зонирования. Оно проводится на основании градостроительных регламентов. В результате такого разграничения определяется не только правовой режим земель, но и основания для создания и эксплуатации сооружений. В то же время не устанавливаются для лесного фонда, земель запаса, особо охраняемых участков, сельскохозяйственных угодий и т.д. Градостроительное зонирование происходит не только на землях населенных пунктов, но и на других категориях земель.

Из вышесказанного получается, что вид разрешенного использования земельного участка зависит также и от градостроительного зонирования. Особенно в тех случаях, когда предполагается реконструкция, строительство и эксплуатация объектов и сооружений (другими словами - застройка земель).

Как можно поменять вид пользования?

Как вы понимаете, изменить вид разрешенного пользования нелегко, но все же возможно. Для этого следует подготовить такие документы:

Заявление с просьбой о таком изменении (подается в местную администрацию);

Паспорт заявителя (копия);

На участок земли (договор аренды или свидетельство о собственности);

Документы на сооружения, которые находятся на участке (при наличии таковых);

Участка или иные документы на него;

Технические паспорта на здания, которые находятся на участке (если такие есть);

Если вы хотите использовать для строительства, то вы должны также подать:

Проект планируемого объекта;

Проект участка от планировочной организации;

Сведения о планируемом объекте (общая площадь, этажность, площадь застройки);

Согласие от владельцев или собственников соседних участков, которые граничат с вашим;

Согласие от других правообладателей этого земельного участка.

Сроки принятия решения

Все эти бумаги можно как подать лично, так и направить через почту. Про сдаче документов вы должны получить расписку. Если пакет документов подает представитель, то при себе у него должна быть доверенность. Решение про изменение разрешенного использования земельного участка может рассматриваться в администрации до 45 дней. За проведение такого изменения также придется заплатить. В каждом отдельном случае стоимость будет разной.

Получение разрешения на изменение вида использования земельного участка

После истечения срока рассмотрения вашей заявки вам выдадут либо решение главы администрации о разрешении сменить вид допустимого пользования, либо же письменный отказ в этом. Откажут вам в случае, если вы подали неверные документы, или же если будет установлено, что в результате изменения разрешенного вида пользования планируется нецелевое использование земельного участка. Если вам покажется, что отказ необоснован, вы всегда можете обжаловать постановление в суде. Если будет принято позитивное решение, то вы должны обратиться в государственный кадастр для внесения изменения в Единый реестр прав на недвижимое имущество.

Документы для Росреестра

Итак, в Росреестр подается:

Свидетельство о регистрации прав на участок;

Межевой план;

Решение главы администрации;

Кадастровый паспорт.

Данная инстанция рассматривает такой пакет документов до 20 дней. В результате всей этой процедуры вы должны получить выписку о земельном участке.

Подводим итог

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что земельные участки могут менять виды разрешенного пользования, но вот категорию земли изменить практически нереально. В целом изменение правого режима земли базируется на таких принципах:

Вид разрешенного пользования может изменяться только в соответствии с градостроительным регламентом. Если же участок не отвечает нормам регламента, то изменить вид его использования можно только после приведения его в соответствие с видами дозволенного пользования, которые указаны в этом регламенте;

Запрещается фактическое изменение вида пользования участком до получения соответствующего решения администрации и внесения данных в Росреестр. При рассмотрении заявлений об изменении вида допустимого использования во внимание в первую очередь берется целевое назначение земельного участка;

Выбирать вспомогательные виды без выбора основного запрещено. Такой порядок не предусмотрен ни местными, ни федеральными актами.

Не забывайте также, что помимо непростой процедуры оформления изменения вида пользования участка, вам придется еще и заплатить за такое изменение.

На заметку

Если вы решаете приобрести земельный участок, то первым делом обращайте внимание на категорию и на разрешенное использование земельных участков. Ведь можно сразу поискать участок с необходимыми для вас видами пользования. К примеру, если вам нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве о праве на земельный участок будет указано, что он предназначен для садоводства, то заниматься фермерством на таком участке не получится.

Еще сложнее будет, если вы захотите изменить категорию земельных угодий. Ведь для этого потребуется заключение экологической экспертизы, а также масса иных согласований. Более того, в некоторых случаях ЗК и другие нормативные акты содержат запрет на Поэтому если вы решите изменять категорию земли, приготовьтесь к серьезным трудностям. Поменять вид разрешенного использования земельного участка легче, однако и при таком запросе можно получить отказ, если местная администрация установит, что данное изменение будет противоречить закону или локальным актам.

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования. Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование. Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.