Уведомление о начале процедуры реорганизации кредиторам форма. Уведомление кредиторов при реорганизации юридического лица. Требование к заполнению

Уведомление кредиторов о реорганизации юридических лиц должно публиковаться в "Вестнике государственной регистрации" дважды с периодичностью в месяц (). О том, через сколько дней после второго опубликования извещения о реорганизации можно подавать в налоговые органы заявление о прекращении деятельности присоединяемой организации, рассмотрим в данном материале.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ( , п. 5 ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " "; далее – Закон № 129-ФЗ). Внесение такой записи производится только при наличии доказательств уведомления о реорганизации кредиторов в порядке, установленном законом (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " ").

Уведомление кредиторов происходит путем опубликования в "Вестнике государственной регистрации" данных о реорганизации юридических лиц ( , ). Такое уведомление публикуется после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью в месяц. При этом законодательство не устанавливает минимального срока, который должен пройти между датой публикации последнего уведомления и датой подачи документов на государственную регистрацию прекращения деятельности присоединяемого юридического лица.

С одной стороны, приведенные нормы позволяют сделать вывод, что оно может быть подано непосредственно после второго уведомления кредиторов, так как требования законодательства об уведомлении были исполнены. Это вытекает также из положений , согласно которым предъявление кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении обязательств после публикации сообщений о реорганизации не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

С другой стороны, необходимо иметь в виду, что в соответствии с этим же пунктом заявленные кредиторами требования должны быть исполнены до окончания реорганизации, а на их заявление кредиторам отводится 30 дней с момента опубликования последнего уведомления о реорганизации. Иными словами, по смыслу указанной нормы, завершение процедуры реорганизации может быть произведено только после расчетов с кредиторами, заявившими реорганизуемым юридическим лицам требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств.

Какой-либо правоприменительной практики относительно указанных норм на сегодняшний день не сложилось, поскольку изменения, касающиеся положений ГК РФ о досрочном исполнении обязательств или их прекращении, вступили в силу только с 1 сентября (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ " ").

В связи с этим в рассматриваемом случае рекомендуется дождаться истечения 30-дневного срока с момента опубликования последнего уведомления о реорганизации юридических лиц и, при отсутствии требований со стороны кредиторов, подать в регистрирующий орган соответствующее заявление. Если же кредиторы заявят требования о досрочном исполнении или прекращении обязательства и возмещении убытков, документы на государственную регистрацию следует подать только после удовлетворения указанных требований.

Необходимо отметить также, что законодательство в настоящее время не предусматривает каких-либо негативных последствий завершения реорганизации юридического лица до расчетов с кредиторами, заявившими свои требования в 30-дневный срок с момента опубликования последнего уведомления. Единственное исключение составляет солидарная ответственность по таким требованиям созданных в результате реорганизации юридических лиц, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (), членов их коллегиальных органов и лиц, уполномоченных выступать от имени реорганизованного юридического лица (), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора ().

При появлении обстоятельств, которые приведут к изменению структуры компании, необходимо отправить уведомление кредиторам о подобных изменениях.

Началом процедуры служит разработка письменного уведомления. Оно размещается в печатном издании, которое занимается публикацией сведений о регистрации юридических лиц («Вестник государственной регистрации»). Также сообщение о реорганизации должно поступить в регистрирующую службу в течение трех дней после принятия решения со стороны участников компании.

Уведомление необходимо опубликовать два раза. Первое из них должно появиться после того, как в ЕГРЮЛ появятся сведения о том, что компания проходит процесс реорганизации. Второе сообщение необходимо поместить в печать как минимум спустя месяц после публикации первого.

Образец уведомления кредиторов о ликвидации юридического лица путем реорганизации(посмотреть и скачать можно здесь: ) включает основные сведения о компаниях, которые участвуют в данном процессе.

Если в процедуре принимают участие несколько фирм, то уведомление может отправить :

  • глава исполнительного подразделения компании, которая последней согласилась на изменения;
  • глава исполнительного подразделения компании, которая определена в решении об изменениях;
  • другое лицо, которое является представителем заинтересованных компаний и может свободно действовать от их имени.

После публикации уведомления кредиторы имеют право потребовать от фирмы исполнения обязательств, если таковые появились до появления сообщения. Если невозможно досрочно исполнить имеющиеся обязательства, то производится их прекращение, после возмещается нанесенный ущерб .

Если были нарушены правила оповещения кредиторов, это становится причиной для отказа в регистрации . Данная процедура подразумевает обязательный этап – предоставление доказательств того, что кредиторы получили уведомление в установленном порядке.

Кроме указанной публикации, кредиторы должны получить уведомление о том, что начался . Обязательно указывается, в каком порядке и в течение какого времени можно выставить требования. Обычно это производится в срок до двух месяцев.

Обязательно необходимо оставить доказательства того, что кредиторы получили уведомления. Поэтому сообщение отправляется заказным письмом или курьерской службой, причем получатель расписывается в получении уведомления.

Пример по уведомлению кредиторов о реорганизации или ликвидации ООО

ООО «Пром-материалы» и ООО «Строй-инвест» планируют и создать новую организацию. Поскольку речь идет о реорганизации, предварительно необходимо уведомить кредиторов об указанных изменениях.

Для этого в печатном издании 20 августа публикуется соответствующее сообщение. Второе уведомление необходимо разместить не ранее 21 сентября. При выполнении данных условий уполномоченная служба сможет выполнить свои обязанности и провести процедуру реорганизации .

Заключение

  1. В случае изменения структуры компании необходимо поставить кредиторов в известность об этом.
  2. Форма уведомления кредиторов о реорганизации ООО предполагает размещение соответствующего сообщения в печати.
  3. Отправка уведомления осуществляется от лица уполномоченного представителя компании.
  4. Проведение регистрации юрлица невозможно без предварительного оповещения кредиторов.
  5. Уведомление кредиторов о ликвидации предприятия носит обязательный характер, если компания прекращает свою деятельность.
  6. При фирмы необходимо опубликовать сообщение в печатном издании и отправить письменное сообщение кредиторам.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по уведомлению кредиторов о реорганизации или ликвидации ООО

Вопрос: Добрый день. Подскажите, какова процедура отправки уведомления через «Вестник государственной регистрации»?

После внесения сведений нужно выбрать, каким способом будет подана заявка: через представительство в регионах или с электронной подписью. После отправки сообщения редакция проверит его и, если форма будет заполнена правильно, выставит счет, который необходимо оплатить. Сумма, подлежащая оплате, зависит от объема занимаемого текста.

Дополнительно потребуется предоставить ряд документов , к которым относится бланк заявки, платежное поручение и копии бумаг, подтверждающих процесс реорганизации или ликвидации. Документы можно передать лично в редакцию, отправить по почте или в электронном виде.

После получения документов редакция отправляет сообщение, где укажет, в каком номере будет размещено уведомление. Сведения об этом также можно получить в личном кабинете пользователя.

При реорганизации должник обязан направить кредиторам письменное уведомление о реорганизации, а также сделать публичное заявление о преобразованиях в компании.

Реорганизация юридического лица: правила ГК РФ

Одной из наиболее важных задач при реорганизации юридических лиц является защита прав кредиторов. Цель правового регулирования в этой ситуации — выработать такую систему правовых норм и гарантий, которая позволит соблюсти баланс интересов реорганизуемого лица и его кредиторов. Основные гарантии защиты прав кредиторов реорганизуемого общества содержатся в ст. 60 . Реорганизуемая компания обязана дважды с периодичностью раз в месяц уведомить кредиторов о начале реорганизации путем опубликования уведомления в «Вестнике государственной регистрации»:

«Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации» (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ).

Стоит заметить, что ранее положения ст. 60 ГК РФ, ст. 51 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ), ст. 15 «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) предусматривали обязанность реорганизуемой компании письменно уведомить кредиторов.

Действующая же норма, предполагающая публичное уведомление, позволяет решить несколько задач:

  1. Кредиторы, обязательства которых возникли до начала процедуры реорганизации, получают возможность определить судьбу данных обязательств.
  2. Потенциальные кредиторы учитывают факт реорганизации, принимая решение вступить в договорные отношения с реорганизуемым юрлицом.
  3. Именно публичное уведомление в наибольшей степени гарантирует кредиторам получение нужной информации, исключая такие случайные факторы, как, например, недобросовестность должника (отправка пустого конверта) либо ненадлежащее оказание услуг связи.

Последние изменения в ст. 60 ГК РФ дополнили обязанность компании публично уведомить кредиторов о начале реорганизации обязанностью письменно уведомить каждого известного кредитора в предусмотренных законом случаях.

О юридических лицах:

  • Ликвидация и реорганизация компании как решение корпоративного конфликта
  • Ликвидация юридического лица: разъяснения Пленума ВС РФ
  • Изменения в законе об ООО и в законе о регистрации юрлиц с 1 января 2016 года

Единственной нормой, применяемой ко всем видам юрлиц, в которой говорится о необходимости такого уведомления, является п. 2 ст. 13.1 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В соответствии с данным пунктом реорганизуемая компания в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме сообщает об этом известным ей кредиторам, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Аналогичное положение было включено в ст. 60 ГК РФ . В итоге законодатель вернулся к способу, который содержался в первоначальной редакции ст. 60 ГК РФ. Теперь, по сути, письменное уведомление кредиторов дополняет публичное их уведомление, создавая большие гарантии реализации их прав.

Двойное уведомление о реорганизации должника

Представляется, что именно в совокупности указанных норм кроется одна из проблем, связанных с институтом уведомления кредиторов.

На первый взгляд, создается впечатление, что законодатель установил обязательную двухступенчатую систему уведомления: сначала компания извещает кредиторов публично, после чего направляет известным кредиторам персональные письменные уведомления. При более подробном анализе правоприменительной практики и теоретических источников все оказывается несколько иначе.

Так, ни ст. 14 Закона № 129-ФЗ, предусматривающая перечень необходимых документов для госрегистрации лица, созданного в результате реорганизации, ни соответствующий Административный регламент (утв. «Об утверждении Административного регламента...») не предусматривают обязательного предоставления в регистрирующий орган документов, подтверждающих письменное уведомление кредиторов реорганизуемого юрлица.

Отсюда на практике возникает вопрос: должна ли компания предоставлять доказательства письменного уведомления кредиторов в регистрирующий орган.

С нормативной точки зрения, п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ запрещает регистрирующему органу требовать предоставления иных документов, кроме названных в ст. 14 Закона № 129-ФЗ. При этом в заявлении о государственной регистрации юрлица, созданного в результате реорганизации, подтверждается, что все известные кредиторы уведомлены в письменной форме.

Налоговый орган в условиях заявительного характера госрегистрации компаний и в отсутствие полномочий на проведение правовой экспертизы представленных для регистрации документов, не проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, в том числе факт извещения всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Это приводит к большому количеству обжалований решений налоговых органов о регистрации компании со стороны неуведомленных кредиторов. Как правило, суды отказывают в удовлетворении требований на основании п. 4 ст. 9 и ст. 14 Закона № 129-ФЗ ( , ).

Интересно, что до 2008 года (в период действия редакции ГК РФ, предусматривавшей обязательное письменное уведомление кредиторов) суды иногда делали вывод, что реорганизуемое юрлицо обязано предоставлять в регистрирующий орган доказательства письменного уведомления кредиторов ( , ).

С одной стороны, можно предположить, что персональное извещение предоставляет кредитору возможность реализации своих прав, а объявление о реорганизации, размещенное в СМИ, может рассматриваться как дополнительная информация для кредиторов. Но первый способ создает вероятность, что недобросовестный должник не исполнит свои обязанности надлежащим образом, и кредиторы не получат персональных уведомлений о реорганизации должника. То есть, с другой стороны, именно опубликование должником уведомления о реорганизации выступает надежной гарантией для защиты интересов кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 ГК РФ слияние – это такая форма реорганизации юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Целями слияния юридических лиц является повышение уровня конкурентоспособности, концентрация капитала, экономия за счет масштабов производства и так далее. Отметим, что слияние юридических лиц может также осуществляться в целях ограничения (недопущения) конкуренции.

Подробно с вопросами, касающимися слияния компаний в целях ограничения конкуренции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Антимонопольное право. Регулирование. Практика. Документы».

При реорганизации юридического лица в форме слияния определение состава имущества и обязательств не требуется, поскольку объем прав и обязанностей, которые переходят к вновь возникшему юридическому лицу, определен законом. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемство, которое имеет место при реорганизации в такой форме, является универсальным. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме. Это доказывает и правоприменительная практика, например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 января 2005 года №А28-1479/2002-53/17 и от 17 января 2005 года №А79-4218/2003-СК2-4088, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2005 года №Ф08-5380/2005, а также Постановление ФАС Московского округа от 14 ноября 2001 года №КГ-А40/6564-01.

Процесс реорганизации юридических лиц посредством их слияния можно подразделить на несколько этапов:

заключение договора о слиянии (в договоре указываются порядок и условия предстоящего слияния, а также другие немаловажные моменты);

проведение общего собрания учредителей (участников) каждого из юридических лиц (принимается решение о реорганизации, утверждается договор о слиянии, утверждается передаточный акт);

уведомление кредиторов о предстоящем слиянии;

получение согласия антимонопольного органа на слияние.

Подробно с вопросами, касающимися полномочий антимонопольных органов в антимонопольной сфере и антимонопольных требований к слиянию юридических лиц, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ – АУДИТ» «Антимонопольное право. Регулирование. Практика. Документы».

На практике непредставление в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на слияние либо присоединение лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, влечет наложение административного штрафа (Постановление ФАС Уральского округа от 8 апреля 2003 года №Ф09-962/03-АК).

проведение общего собрания участников всех реорганизуемых юридических лиц (утверждаются учредительные документы, выбираются органы управления);

государственная регистрация вновь созданного юридического лица;

постановка вновь созданного юридического лица на учет в налоговый орган и во внебюджетные фонды;

в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, уведомление антимонопольного органа о слиянии.

Так как современные хозяйствующие субъекты в Российской Федерации представлены в основном обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами закрытого или открытого типа, то подробно порядок уведомления кредиторов о предстоящим слиянии, мы рассмотрим именно на примере указанных юридических лиц.

Напомним, что деятельность акционерных обществ в настоящее время регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон №208-ФЗ), а деятельность обществ с ограниченной ответственностью - Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон №14-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 15 Закона №208-ФЗ установлена обязанность по письменному уведомлению кредиторов общества и опубликованию в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении об реорганизации.

Обязанность по уведомлению кредиторов должна быть выполнена не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении.

При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Такая же норма существует и в Законе №14-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Закона №14-ФЗ государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов.

Для того чтобы взыскать дебиторскую задолженность с должника, который произвел слияние с другой компанией необходимо направить претензию к вновь возникшей организации, так как при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Такая точка зрения подтверждается в Постановлении ФАС Поволжского округа от 3 июня 2004 года №А55-7116/03-19.

МУП «Тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Комитету ЖКХ и строительства Администрации города Сызрани и МУП «Жилищно-эксплуатационная служба» о взыскании дебиторской задолженности образовавшейся по договору об отпуске и потреблении тепловой энергии в горячей воде №01309 от 26 декабря 2000 года.

Дебиторская задолженность реорганизованного МУ «ДЕЗ» была передана по передаточному акту (балансу) МУП «Жилищно-эксплуатационная служба« и Комитету жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Сызрани.

Задолженность реорганизованного МУ «ДЕЗ» погашена частично и по состоянию на 1 января 2003 года осталась непогашенной сумма долга 347 472 рубля 39 копеек.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно сделаны выводы о том, что согласно передаточному акту на 1 апреля 2001 года, актам выверки между УМП «Тепловые сети» и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Сызрани задолженность в сумме 347 472 рубля 39 копеек передана Комитету ЖКХ и строительства Администрации города Сызрани

Присоединение – представляет собой форму реорганизации юридических лиц, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому.

Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ:

«При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом».

Согласно статье 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Об этом свидетельствует арбитражная практика: Постановления ФАС Московского округа от 13 июня 2001 года №КГ-А40/2712-01, от 4 мая 2001 года №КГ-А41/2164-01, от 26 апреля 1999 года №КА-А40/1173-99, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 1999 года №А33-3050/99-С3-Ф02-1633/99-С1 и от 28 сентября 1999 года №А33-3048/99-С3-Ф02-1630/99-С1.

Для взыскания дебиторской задолженности с организации-должника, которая была присоединена к другой организации необходимо направить претензию к той организации к которой был присоединен должник, так как с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица к ней переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом на основании пункта 2 статьи 58 ГК РФ.

Приведем пример из судебной практики: ЗАО «Трансбункер-Трейдинг» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к муниципальному предприятию «Трест жилищного хозяйства», Администрации муниципального образования Корсаковского района о признании недействительной реорганизации муниципальных предприятий «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства», «Объединенные котельные и тепловые сети», «Корсаковские городские электрические сети» в форме присоединения к МП «Трест жилищного хозяйства» и о признании недействительной государственной регистрации вышеуказанных предприятий.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства письменного уведомления кредитора - ЗАО «Трансбункер-Трейдинг» о реорганизации муниципальных предприятий и их правопреемнике, что свидетельствует о нарушении гарантий прав кредитора юридического лица, установленных статьей 60 ГК РФ, а также учредителями юридических лиц не соблюден порядок их реорганизации, предусмотренный действующим законодательством. Полагает, что в результате грубого нарушения закона учредителями реорганизованных муниципальных предприятий ЗАО «Трансбункер-Трейдинг» было лишено права потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должниками, которыми являлись реорганизованные юридические лица.

При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, в том числе передаточных актов, арбитражным судом первой и апелляционной инстанций установлено, что муниципальному предприятию «Трест жилищного хозяйства», являющемуся согласно уставу правопреемником реорганизованных предприятий, переданы , объекты внешнего благоустройства, прочие активы, а также пассивы реорганизованных муниципальных предприятий, в том числе и задолженность перед кредиторами.

При таких обстоятельствах арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что право требования погашения кредиторской задолженности за истцом сохраняется, и обязанность ее погашения перешла к МП «Трест жилищного хозяйства».

Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении иска о признании недействительной реорганизации муниципальных предприятий в форме присоединения, поскольку при реорганизации предприятий нарушений действующего законодательства не допущено и право требования погашения кредиторской задолженности за истцом сохранено (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 ноября 2003 года №Ф03-А59/03-1/2882).

Разделение – это форма реорганизации юридических лиц, при которой происходит разделение юридического лица на два и более, причем его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (пункт 3 статьи 58 ГК РФ).

При разделении юридического лица также проводится собрание учредителей (участников). Аналогично слиянию и присоединению общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации.

В результате разделения возникают как минимум два новых общества, которые подлежат государственной регистрации.

Все имущественные права и обязанности разделенного юридического лица переходят к вновь создаваемым в процессе его реорганизации фирмам на основании разделительного баланса.

Для принятия решения о взыскании дебиторской задолженности с организации-должника, которая разделилась на несколько организаций необходимо принимать во внимание, что вновь возникшие фирмы обязаны солидарно отвечать по имущественным обязательствам разделенного юридического лица в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемников такой организации (права кредитора при солидарной обязанности закреплены статьей 323 ГК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ выделение представляет собой такую форму реорганизации юридического лица, при которой из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц к каждому из которых переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Таким образом, в результате преобразования путем выделения из одного юридического лица возникает не одно, а два или более юридических лиц.

Поэтому в целях взыскания дебиторской задолженности необходимо определить перечень и объем конкретных прав и обязанностей, которые перешли в итоге выделения к каждому из юридических лиц. Закон предусматривает необходимость составления разделительного баланса с указанием этих прав и обязанностей.

Отличие выделение от разделения состоит в том, что юридическое лицо, из состава которого выделяется другое (другие) юридическое лицо продолжает свое существование фактически в неизменном виде за исключением состава имущества. А при реорганизации юридического лица в форме разделения реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование, и вместо него появляются два и более юридических лиц, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят его права и обязанности.

В целях истребования дебиторской задолженности с должника, который был реорганизован и из его состава выделилось одно или несколько юридических лиц, следует учитывать, что разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входящих в состав прежнего юридического лица. В случае, если невозможно проследить к какому из юридических лиц перешла обязанность по оплате задолженности следует руководствоваться нормой, установленной пунктом 3 статьи 60 ГК РФ:

«если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами».

Преобразование – это форма реорганизации юридических лиц, при которой юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида (изменяется организационно-правовая форма). К вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ).

Указанная норма подтверждается Постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2004 года №КА-А41/10847-04, от 29 июля 2003 года №КГ-А41/5382-03, от 4 марта 2002 года №КГ-А40/904-02, Постановлениями ФАС Уральского округа от 15 февраля 2006 года №Ф09-545/06-С3 №А60-3465/05-С1, от 4 августа 2005 года №Ф09-2425/05-С5, 15 июня 2005 года №Ф09-1699/05-С5, Постановлениями ФАС Центрального округа от 1 апреля 2004 года №А62-4347/02, от 20 ноября 2003 года №А35-304/03-С17 и Постановлением ФАС Поволжского округа от 10 мая 2001 года №А65-9898/2000-СГ1-25.

Причем отсутствие передаточного акта не является основанием для отказа в признании правопреемства, на это арбитры указали в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2002 года №Ф04/3733-678/А70-2002 и от 12 февраля 2001 года №Ф04/369-42/А45-2001.

В случае реорганизации юридического лица путем преобразования и перехода к вновь образованному юридическому лицу всех прав и обязанностей должника арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 мая 2004 года №Ф03-А51/04-1/1087).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон №129-ФЗ) в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона №129-ФЗ:

«Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность».

В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление ФАС Московского округа от 7 мая 2004 года №КГ-А40/3064-04.

Анализ положений статьи 59 ГК РФ позволяет отметить, что основным документом, определяющим состав прав и обязанностей правопреемника реорганизованного юридического лица, является передаточный акт. При этом следует отметить, что в процессе реорганизации юридического лица к правопреемнику переходят не только те права и обязанности, которые отражены в указанном документе. Универсальность правопреемства заключается в том, что к правопреемнику переходят даже не выявленные на момент составления передаточного акта обязанности организации -предшественника.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателя на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2005 года №А56-25932/04.

ООО «ПСК «Петербургинжстрой» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о взыскании дебиторской задолженности по договору подряда от 7 августа 2003 года №КР-03-37 и процентов за пользование чужими денежными средствами. ОАО «РЖД» было создано путем преобразования из унитарного предприятия.

ОАО «РЖД» ссылается на то, что обязанность по уплате задолженности перед истцом возникла у него только с 1 октября 2003 года на основании сводного передаточного акта, при этом в передаточный акт проценты включены не были. Следовательно, обязанность по уплате процентов у него отсутствует, поскольку права и обязанности перешли к нему только в пределах сводного передаточного акта.

Федеральный Арбитражный Суд кассационной инстанции посчитал, что суд правомерно удовлетворил требование о взыскании с ОАО «РЖД» в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами и сделал вывод о том, что переход к ОАО «РЖД» основного обязательства по договору повлек и переход к нему обязанности, возникшей в связи с его несвоевременным исполнением, а именно обязанности по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга.

Более подробно с вопросами, касающимися списания дебиторской задолженности, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Списание дебиторской и кредиторской задолженности», «Судебные споры по дебиторской задолженности. Правовое регулирование. Практика. Документы».