Виды и условия выплат военнослужащим. Екатеринбургский гарнизонный военный суд Судебная практика по выплате подъемного пособия военнослужащему

О выплате подъемного пособия

По делу № 2-110/10

Принято Пятигорским гарнизонным военным судом (Ставропольский край)

  1. Пятигорский гарнизонный военный суд в составе:
  2. председательствующего - судьи Дубовик А.В.,
  3. при секретаре – Машукове Т.Х.,
  4. с участием заявителя Мещека А.И., представителя командира войсковой части 3761 Козодерова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 3761 майора юстиции Мещека А.И. об оспаривании действий командира войсковой части 3761, связанных с невыплатой подъемного пособия,
  5. Установил:

  6. Мещек обратился в суд с заявлением, в котором указал, что Дата обезличена года в порядке плановой замены он был направлен из войсковой части 3761, дислоцирующейся в ст. ..., в войсковую часть 3748 в... для дальнейшего прохождения военной службы. В связи с отсутствием в этой воинской части вакантных должностей он, Мещек, Дата обезличена года был направлен обратно к прежнему месту службы в войсковую часть 3761, где был назначен на воинскую должность, однако при обращении в Дата обезличена года к командиру части с рапортом о выплате подъемного пособия, ему было отказано.
  7. Полагая, что его права нарушены, заявитель, ссылаясь на ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не содержащих каких-либо ограничений по выплате подъемного пособия при переводе военнослужащих к новому месту военной службы, просит суд признать данные действия командира войсковой части 3761 незаконными и обязать должностное лицо выплатить ему подъемное пособие в установленном размере.
  8. В судебном заседании Мещек требования своего заявления поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
  9. Представитель командира войсковой части 3761 Калин, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Из письменных возражений данного представителя следует, что требования, заявленные Мещеком он не признает и просит отказать в их удовлетворении. В обоснование представитель Калин указал, что Мещек не имеет право на подъемное пособие, поскольку в соответствии с приказом МВД РФ № 253 от 15 апреля 2003 года данная выплата не производится военнослужащим, не изменившим свое место жительства при переводе к новому месту военной службы. Кроме того, по мнению представителя Калина, Мещеком пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, а также нарушены правила подсудности при подачи данного заявления в Пятигорский гарнизонный военный суд, так как местом жительства заявителя и местом нахождения должностного лица, действия которого он оспаривает, является территория Чеченской Республики.
  10. Представитель командира войсковой части 3761 Козодеров в судебном заседании требования Мещека также не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, при этом указав, что согласно приказу МВД РФ № 253 от 15 апреля 2003 года военнослужащим, находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), а также при назначении их на воинские должности в места прохождения военной службы до зачисления в распоряжение, подъемное пособие не выплачивается. В этом случае военнослужащему возмещаются фактические расходы по переезду. Поскольку Мещек был назначен на прежнюю должность обратно в войсковую часть 3761 до зачисления в распоряжение, то он имеет право на возмещение только фактических расходов.
  11. Рассмотрев материалы дела и оценив доводы сторон, суд Установил следующее.
  12. Из выписки из приказа командира войсковой части 3761 от Дата обезличена года Номер обезличен видно, что помощник командира данной воинской части по правовой работе – начальник юридической группы Мещек, на основании приказа командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от Дата обезличена года Номер обезличен л/с, откомандированный для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командира войсковой части 3748 в..., был исключен из списков личного состава войсковой части 3761 (ст. ...) со Дата обезличена года.
  13. Однако, как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части 3761 от Дата обезличена года Номер обезличен Мещек, назначенный приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от Дата обезличена года Номер обезличен л/с на ранее занимаемую им воинскую должность помощника командира войсковой части 3761 по правовой работе – начальника юридической группы, прибыл из войсковой части 3748 Дата обезличена года и с указанного числа зачислен в списки войсковой части 3761.
  14. Из рапорта Мещека от Дата обезличена года следует, что он обратился к командиру войсковой части 3761 с просьбой о выплате подъемного пособия в связи с переводом в данную воинскую часть, однако, как пояснил в суде заявитель, ему было отказа в производстве указанной выплаты со ссылкой на телеграмму вышестоящего командования от Дата обезличена года.
  15. Как видно из исследованной в судебном заседании копии телеграммы от Дата обезличена года, в ней разъясняется, что военнослужащим, убывшим по плановой замене в распоряжение соответствующих командиров и не получивших назначения на воинские должности, вновь направленным для прохождения военной службы в пункты прежней военной службы при возвращении в прежнее место службы подъемное пособие не выплачивается.
  16. Полагая, что действия командования, связанные с невыплатой ему подъемного пособия являются незаконными, Мещек в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд за защитой нарушенного права.
  17. В соответствии со ст.ст. 254, 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде Решение, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
  18. Из копии рапорта Мещека видно, что он обратился к командованию с просьбой о выплате ему подъемного пособия Дата обезличена года перед переводом в другую воинскую часть.
  19. Согласно выписки из приказа командира войсковой части 3761 от Дата обезличена года Номер обезличен Мещек исключен из списков личного состава части с Дата обезличена года.
  20. Как пояснил заявитель в судебном заседании, при исключении из списков части данная выплата ему не произведена, что подтвердил представитель должностного лица Козодеров.
  21. При таких обстоятельствах, суд считает, что Мещеку стало известно о нарушение его права не позднее Дата обезличена года, с заявлением в суд об оспаривании действий воинского должностного лица он обратился, согласно оттиску почтового штемпеля на конверте, Дата обезличена года, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
  22. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что требования заявителя Мещека не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
  23. В соответствии с п. 3. ст. 13 Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части, им производится выплата подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего - гражданина, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты.
  24. Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условиями получения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, подъемного пособия являются его переезд в другой населенный пункт, то есть перемена места жительства, и прохождение им в этом пункте военной службы.
  25. В развитие ст. 13 Закона приказом МВД РФ от 15 апреля 2003 года N 253 утверждена Инструкция о порядке выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России (далее – Инструкция) подъемного пособия и суточных денег, в соответствии с п. «и» п. 13 которой подъемное пособие, в том числе на членов семьи, не выплачивается военнослужащим, прибывшим в распоряжение соответствующих командиров (начальников), если они, не получив назначения на воинские должности, вновь направлены для прохождения военной службы в пункты прежней военной службы или уволены с военной службы.
  26. Согласно п. «г» п. 13 этой же Инструкции установлено, что подъемное пособие также не выплачивается военнослужащим при назначении этих военнослужащих на воинские должности в места прохождения военной службы до зачисления в распоряжение. В этом случае военнослужащему возмещаются фактические расходы по переезду.
  27. Таким образом, поскольку Мещек, прибыв в распоряжение командира войсковой части 3748 в..., не получив назначения на воинскую должность, через 5 дней был вновь направлен для прохождения военной службы в пункт прежней военной службы в войсковую часть 3761 в ст. ..., и при этом он был назначен на ранее занимаемую им воинскую должность до зачисления в распоряжение другого командира, суд приходит к выводу, что заявителем фактически не было изменено место жительства.
  28. Вследствие чего, суд считает, что действия командира войсковой части 3761, связанные с отказом Мещеку в выплате подъемного пособия, соответствуют нормам действующего законодательства, регламентирующего порядок и условия производства данной выплаты, и оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
  29. Так как судом отказано в удовлетворении заявления Мещека полностью, согласно ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, понесенные Мещеком в связи с рассмотрением данного дела, суд относит на счет заявителя.
  30. При вынесении данного решения, суд также исходит из того, что Мещеком не нарушены правила подсудности, поскольку, как установлено судом, заявление им подано в соответствии со ст. 254 ГПК РФ в суд по месту своего жительства, которым является х. ....
  31. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд
  32. Решил:

  33. В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 3761 майора юстиции Мещека А.И. об оспаривании действий командира войсковой части 3761, связанных с невыплатой подъемного пособия, отказать.
  34. Признать действия командира войсковой части 3761, связанные с отказом Мещеку А.И. в выплате подъемного пособия, законными.
  35. Судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, понесенные Мещеком А.И., в связи с рассмотрением данного дела, отнести на счет заявителя.
  36. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Пятигорский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
  37. Председательствующий по делу А.В.Дубовик

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 205-КГ16-37

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дании административное дело по кассационной жалобе представителя руко­ водителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» (далее - Управление финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания) Елоевой Э.Т. на решение Махачкалин­ ского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное оп­ ределение Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г.

по заявлению военнослужащего войсковой части рядового Мугутди- нова М И об оспаривании действий руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жи­ лого помещения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп­ нова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержа­ ние судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жа­ лобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северо- Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г., частично удовле­ творено заявление Мугутдинова М.И., в котором он просил признать неза­ конным отказ руководителя Управления финансового обеспечения по Рес­ публике Северная Осетия-Алания выплатить денежную компенсацию за на­ ем жилого помещения с января по декабрь 2014 года и возложить на руково­ дителя названного учреждения обязанность по выплате за этот период ком­ пенсации из расчета 400 5 рублей в месяц.

Суд признал незаконными оспоренные действия руководителя Управ­ ления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания и обязал его выплатить заявителю денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с января по декабрь 2014 г. в размере 3 600 рублей ежемесячно, а в удовлетворении остальной части требований отказал.

Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 1 декабря 2015 г. представителю руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассаци­ онной инстанции.

В кассационной жалобе представитель должностного лица, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит су­ дебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы она указывает, что законодательство связывает получение военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жило­ го помещения с подачей рапорта о выплате компенсации, который Мугутди- новым М.И. был подан лишь в декабре 2014 года. В связи с этим наем заяви­ телем жилого помещения с января по декабрь 2014 года не является основа­ нием для выплаты ему компенсации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кас­ сационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит судебные постановления подлежащими отмене.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Рос­ сийской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм матери­ ального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устра­ нения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, сво­ бод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов следует, что Мугутдинов М.И., признанный в установ­ ленном порядке нуждающимся в жилом помещении по месту военной служ­ бы, 23 декабря 2014 г. обратился по команде с рапортом, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация) с 1 января 2014 г., приложив договор найма двух комнат в жилом помещении, датированный 19 марта 2014 г., справку о соста­ ве своей семьи, другие документы.

Рапорт был зарегистрирован в воинской части 31 декабря 2014 г., после чего приказом командира войсковой части от 16 января 2015 г. № 5 было предписано выплатить Мугутдинову М.И. денежную компенсацию из расчета 3 600 рублей в месяц с января по декабрь 2014 года. Однако в выпла­ те указанной компенсации в требуемом размере заявителю было отказано Управлением финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, что им было оспорено в судебном порядке.

Удовлетворяя частично заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Мугутдинов М.И. обладает правом на получение денежной компен­ сации, поскольку с 2010 года составом семьи из 2 человек состоит на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения, а несвоевремен­ ное обращение к командованию воинской части с рапортом не свидетельст­ вует об отсутствии у него такого права.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Мугутдинов М.И. до января 2014 года получал денежную ком­ пенсацию и после этого права на нее не утратил, а прекращение ее выплаты обусловлено безосновательной инициативой командования.

Между тем такие выводы основаны на неправильном истолковании норм материального права и без учета других подлежащих применению по­ ложений закона.

Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа Мугут­ динову М.И. в выплате денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года явилось то обстоятельство, что с рапортом и приложенными к нему документами, подтверждающими его право на получение денежной компен­ сации, он обратился в декабре 2014 г., то есть спустя значительное время по­ сле заключения договора найма жилого помещения и за период, предшест­ вующий заключению указанного договора.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе устано­ вить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношени­ ям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Следовательно, датой заключения Мугутдиновым М.И. договора найма жилого помещения является 19 марта 2014 г.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной служ­ бы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые по­ мещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно вы­ плачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенса­ ции за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Рос­ сийской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных право­ отношений), утвержденного постановлением Правительства Российской Фе­ дерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Положение), денежная компен­ сация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивает­ ся ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истек­ ший месяц по месту его военной службы.

Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Инструкция).

Кроме того, согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенса­ ции производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибы­ тия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в кото­ ром помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.

Из изложенных положений нормативных актов следует, что: основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение ком­ пенсации; ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил дого­ вор найма (поднайма) жилья; день найма (поднайма) жилого помещения может не совпадать с фак­ тической датой начала найма (поднайма) жилья.

Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномо- чий определено, что право на получение денежной компенсации военнослу­ жащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

При таких данных военнослужащий имеет право на получение денеж­ ной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соот­ ветствующим рапортом, что указывает на ошибочность выводов судов о пра­ ве заявителя на получение денежной компенсации с указанной в договоре да­ ты в качестве начала фактического найма жилого помещения.

Что касается указанного в договоре соглашения о применении к отно­ шениям, сложившимся между Мугутдиновым М.И. и наймодателем до за­ ключения договора, условий об обязанности заявителя по внесению ежеме­ сячной платы за пользование двумя комнатами с 1 января по 31 декабря 2014 г., то они, являющиеся по своей сути гражданско-правовыми, не могут распространяться на административные отношения, основанные на ином правовом регулировании, а именно на властном подчинении одной стороны другой, и возлагать на финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации обязанность по возмещению понесенных заявителем расходов за этот период.

Для выплаты денежной компенсации Правительством Российской Фе­ дерации установлены иные условия, которые заявителем не выполнялись до даты заключения договора найма жилого помещения и обращения с рапор­ том о выплате компенсации.

Вместе с тем при наличии исключительных обстоятельств, свидетель­ ствующих об уважительности причин обращения заявителя с рапортом спус­ тя значительное время после указанной в договоре даты начала найма жилого помещения, суд может рассмотреть вопрос о праве военнослужащего на де­ нежную компенсацию с момента заключения договора найма.

Однако этого судом сделано не было, в связи с чем в судебном заседа­ нии не исследовались имеющие значение для дела обстоятельства заключе­ ния договора найма, даты обращения заявителя к командованию воинской части с рапортом о выплате компенсации, а также уважительности причин несвоевременного представления договора и рапорта командиру воинской части.

Нарушение судом норм материального права и недоказанность уста­ новленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к то­ му, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Мугутдинова М.И. на получение денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года.

В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелля­ ционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рас­ смотрение в гарнизонный военный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Фе­ дерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного воен­ ного суда от 22 июля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И - в связи с существенным нарушением норм материального права от­ менить, дело направить на новое рассмотрение в Махачкалинский гарнизон­ ный военный суд.

Отменить приостановление исполнения решения Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И.

Крупное Председательствующий А.В. Воронов Судьи: О.А. Дербилов

Статьи законов по Делу № 205-КГ16-37

ГК РФ

Подъемное пособие на членов семьи военнослужащего выплачивается после регистрации их по месту жительства. В случае если для военнослужащих, обучающихся в военно-учебных заведениях со сроком обучения более одного года, в установленном порядке предусмотрена регистрация не по месту жительства, а по месту пребывания (на период обучения), подъемное пособие на членов их семей, фактически переехавших к месту обучения военнослужащих, выплачивается при регистрации по месту пребывания.
В случае если супруг и супруга являются военнослужащими, подъемное пособие на членов их семьи в соответствии с Инструкцией выплачивается по их выбору одному из военнослужащих из окладов денежного содержания получателя этого пособия.
Подъемное пособие на членов семьи военнослужащего, переехавших для постоянного проживания к месту его военной службы в другой населенный пункт, выплачивается:
а) при поступлении на военную службу по контракту военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и курсантов военно-учебных заведений, не состоявших на военной службе по контракту;
б) при назначении военнослужащих по окончании военно-учебного заведения на воинские должности в воинские части (подразделения) по месту дислокации военно-учебного заведения, если члены семьи не переезжали к военнослужащему в период обучения его в военно-учебном заведении.
Подъемное пособие выплачивается на следующих членов семьи военнослужащего, переехавших к новому месту военной службы военнослужащего в другой населенный пункт:
а) на супругу (супруга)
· состоящую (состоящего) с военнослужащим в зарегистрированном браке на день его прибытия к новому месту военной службы или поступления на военную службу по контракту;
б) на детей военнослужащего и его супруги (супруга): моложе 18 лет или инвалидов (независимо от возраста), а в возрасте до 23 лет
· обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
в) на лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, если они переехали к месту его военной службы из пункта, в котором военнослужащий проходил военную службу до последнего назначения на воинскую должность (до передислокации воинской части, подразделения) или совместно проживали с военнослужащим на день поступления его на военную службу по контракту из запаса, а с военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту в период прохождения военной службы по призыву,
· до призыва на военную службу.
При выплате подъемного пособия на членов семьи возраст и инвалидность учитываются на день приезда их к новому месту военной службы военнослужащего, а в случаях выплаты подъемного пособия при убытии из воинских частей
· на день убытия.
Подъемное пособие на членов семьи выплачивается воинской частью, в которую назначен или где проходит военную службу военнослужащий, по представлении справки кадрового (строевого) органа воинской части о составе семьи (с указанием числа, месяца, года рождения детей и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, наименования населенного пункта, из которого прибыла семья, и даты регистрации по новому месту жительства; сведения записываются на основании записи в паспорте с указанием его серии, номера, места и даты выдачи, а также на основании свидетельств о регистрации и других документов).

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

*...* город Пенза

Пензенский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда в составе:

председательствующего по делу - судьи Находкина Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Зеляпугиной К.Л.,

с участием заявителя - *...* Татаренкова С.А., представителя командира войсковой части *...* *...* Боровикова Е.Е.,

рассмотрев заявление военнослужащего войсковой части *...*, проходящего военную службу по *...*, *...* Татаренкова Сергея Александровича об оспаривании действий командира войсковой части *...*, связанных с невыплатой заявителю подъемного пособия в связи с переводом к новому месту службы,

установил:

Татаренков обратился с названным заявлением в военный суд, в котором просил:

Признать действия командира войсковой части *...*, связанные с отказом в выплате ему и членам его семьи подъемного пособия, незаконными;

Обязать командира войсковой части *...* выплатить ему и на членов его семьи подъемное пособие;

Взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 200 рублей.

В обоснование своих требований Татаренков в заявлении указал, что в *...* года он в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*, был переведен к новому месту службы в войсковую часть *...*, дислоцированную в городе *...*, где устно обратился к командованию с ходатайством о выплате ему подъемного пособия в связи с прибытием к новому месту службы. Однако в выплате указанного пособия ему было отказано на том основании, что он не поменял место жительства.

Далее Татаренков в заявлении указывает, что на основании решения Пензенского гарнизонного военного суда от *...* он и члены его семьи зарегистрировались по адресу войсковой части *...*. В *...* он снял жилое помещение по адресу: *...* в октябре этого же года обратился с рапортом о выплате ему и членам его семьи подъемного пособия. Однако в *...* ему было отказано в выплате пособия на основании приказа МВД РФ от *...* *...*, так как прошло более трех лет с момента перевода его к новому месту службы и отсутствует фактический переезд к новому месту службы.

В заключение Татаренков сослался на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в котором не установлены сроки между переводом и переездом к новому месту службы военнослужащего и членов его семьи, а также не указано, в какой срок военнослужащий должен подать рапорт о выплате подъемного пособия, в связи с чем считает, что командир войсковой части *...*, отказавший ему в выплате пособия, своими действиями нарушил его права.

В судебном заседании Татаренков, сославшись на обстоятельства, которые он изложил в заявлении, пояснил, что он проходил военную службу в городе *...*, в *...* он прибыл к новому месту службы в войсковую часть *...*, которая дислоцируется в городе *...*, однако проживал в городе *...*. В *...* он с семьёй зарегистрировался в городе *...* по адресу войсковой части *...*, а в *...* переехал в *...*, где снял квартиру по договору найма по адресу: *...*, то есть, он выполнил два условия для получения подъемного пособия. При этом в приказе МВД РФ от 15 апреля 2003 года № 253 не установлен срок, когда он должен получить пособие. Так как он и члены его семьи в *...* переехали на новое место жительства в связи с переводом к новому месту службы, то именно в данный момент он приобрел право на получение подъемного пособия, в связи с чем отказ командира войсковой части *...* является неправомерным и его требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, Татаренков в суде указал, что в связи с тем, что компенсацию за поднаем жилого помещения в городе *...* он получал с задержкой, то он *...* расторг договор найма и вернулся в *...*, где ранее проживал.

Представитель командира войсковой части *...* *...* Боровиков в судебном заседании требования заявителя не признал и, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на заявление, с указанием на положения Инструкции о порядке выплаты подъемного пособия…, утвержденной приказом МВД РФ от 15 апреля 2003 года № 253 «О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт» и Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД от 31 мая 2007 года № 479, просил суд отказать в удовлетворении требований Татаренкова.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, представленные в судебное заседание, военный суд приходит к выводу , что в удовлетворении заявления Татаренкова необходимо отказать по следующим основаниям.

Согласно копии послужного списка майора Татаренкова и выпискам из приказов командира войсковой части *...* от *...* *...* и командира войсковой части *...* от *...* *...* установлено, что в *...* года Татаренков был исключен из списков личного состава войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*, и зачислен в списки личного состава войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*.

Как следует из копий паспортов Татаренкова, его *...* "Т", а также свидетельства о регистрации по месту жительства его *...* "Е", Татаренков и члены его семьи *...* снялись с регистрационного учета по адресу: *...*, и зарегистрировались по адресу: *...*, войсковая часть *...*.

Согласно договорам найма жилого помещения по адресу: *...*, от *...* и от *...*, заключенным между Татаренковым и *...* "К", установлено, что Татаренков и его *...* проживали по договору найма жилого помещения в квартире, расположенной по адресу: *...*, в период с *...* года по *...* года включительно.

Из рапорта Татаренкова на имя *...* объекта *...* войсковой части *...* от *...* следует, что он обратился к командованию с просьбой ходатайствовать о выплате ему подъемного пособия на него и членов его семьи в связи и переездом к новому месту службы.

Согласно резолюции от *...* на данном рапорте установлено, что в выплате подъемного пособия Татаренкову было отказано на основании приказа МВД РФ от14 апреля 2003 года № 253 в связи с тем, что фактического переезда не было.

Пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность им производятся выплата подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего - гражданина, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты.

В целях реализации вышеуказанного положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» Министр Внутренних дел РФ 15 апреля 2003 года издал приказ № 253 «О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт», которым утвердил Инструкцию о порядке выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России подъемного пособия и суточных денег.

Согласно пунктам 1 и 9 Инструкции о порядке выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России подъемного пособия и суточных денег установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при переезде на новое место военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность, выплачивается подъемное пособие.

При этом основанием для выплаты подъемного пособия военнослужащим является вступление в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены, по прибытии в новый пункт постоянной дислокации воинской части, а на членов семьи военнослужащего - переезд их к новому месту военной службы в другой населенный пункт одновременно с военнослужащим или не одновременно - на день регистрации их по месту жительства.

Между тем, подпунктом «а» пункта 13 данной Инструкции определено, что подъемное пособие, в том числе на членов семьи, не выплачивается военнослужащим, если в связи с переводом к новому месту военной службы и назначением на воинские должности их место жительства не изменилось.

Cудом установлено, что Татаренков *...* года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*, был переведен к новому месту службы в войсковую часть *...*, дислоцированную в городе *...*, при этом он и члены его семьи до *...* проживали в городе *...*, а в период с *...* года по *...* года включительно - в городе *...*, в последующем *...* вновь вернулись в город *...*, а *...* заявитель обратился в военный суд за защитой нарушенного права. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу , что проживание Татаренкова в городе *...* носило временный характер, поскольку его основное место жительства в городе *...* не изменилось, в связи с чем права на получение у него и у членов его семьи подъемного пособия не имеется, несмотря на регистрацию его и членов его семьи по адресу войсковой части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 и 258 гпк РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении заявления Татаренкова Сергея Александровича отказать.

Решение может быть обжаловано в Приволжский окружной военный суд через Пензенский гарнизонный военный суд в течение 10 суток с момента его вынесения в окончательной форме, то есть, с 21 марта 2011 года.

Председательствующий по делу Ю.В. Находкин

Военнослужащие относятся к категории граждан, полностью находящихся на довольствии государства. В отношении них разработана единая схема социальной и юридической защиты, помимо окладов они получают ряд денежных выплат, размер и форма которых определены федеральными законами. Конкретные суммы выплаты военнослужащим зависят от занимаемой должности, звания, стажа службы и других факторов.

Получить достоверную информацию о причитающихся выплатах помогут специалисты «Военно-правового Центра». Мы оказываем любую юридическую помощь призывникам и военнослужащим.

Особенности денежного довольствия в 2017 году

Данный тип обеспечения включает фиксированный оклад и отдельные надбавки. Денежные выплаты военнослужащим по контракту ежемесячно состоят из 2 окладов (по должности и званию), а также допвыплат.

Призывники могут рассчитывать на ежемесячный должностной оклад, а также отдельные допвыплаты.

Регулярные допначисления

По закону базовое денежное довольствие военных дополняется различными выплатами. Такие доплаты не одинаковые для всех, они определяются:

  • Уровнем квалификации.
  • Величиной выслуги на службе.
  • Работой в спецусловиях.
  • Наличием доступа к тайнам государственного значения.
  • Причастности к жизненно опасным поручениям в мирное время.

Способ расчета, равно как и размер допначислений, прописан в нормах закона. Начисленная сумма относится к итоговой величине довольствия военного.

Ежемесячные надбавки к окладу

Выплаты военнослужащим такого рода полагаются исключительно контрактникам. Среди основных выплат, полагающихся контрактникам, стоит отметить надбавку за служебный стаж, начисляемую военным, отслужившим в ВС РФ свыше 2-х лет.

Размер надбавки увеличивается вместе со стажем. Отслужив пять лет, солдат имеет право на доплату в 10%. По истечении пяти лет службы за каждые последующие пять лет данная величина повышается на 5% до достижения предельного уровня 40%.

Определенный класс квалификации дает право на надбавку, составляющую от 5 до 30%. При наличии доступа к гостайне расчет производится с учетом уровня этого доступа. Максимально в данной категории боец может рассчитывать на 65% оклада по воинской должности.

Чрезвычайные условия работы дают солдату возможность на получение максимальной премии. Ее расчет выполняется от уровня сложности и может составлять в эквиваленте полную сумму должностного оклада.

Исполнение особо опасных поручений позволяет рассчитывать на сумму в размере должностного оклада. Рассчитывается доплата в зависимости от условий и результатов поставленных перед военным задач.

Помимо вышеназванных, выплаты российским военнослужащим дополняются доплатой за выдающиеся достижения, носящей ежемесячный характер, а также денежной помощью ежегодного характера в размере оклада.

Нерегулярные допначисления

Денежные выплаты российским военнослужащим, отмеченные в ФЗ №306, могут носить нерегулярный характер. Такие дополнительные начисления положены при возникновении определенных обстоятельств.

В разряд таких нерегулярных обстоятельств попадают суточные / командировочные расходы, выплачиваемые при направлении в командировку. При смене места работы, связанном с переездом, солдатам выплачиваются «подъемные». При увольнении отслужившим полагаются разовые начисления, равные трем зарплатам, если общий стаж несения службы не достиг 20 лет, а также 7 зарплатам при выслуге свыше 20 лет.

При увольнении в силу непригодности к службе в результате полученной травмы боец получает разовую компенсацию до миллиона рублей. Для контрактников данная сумма удваивается.

Какие выплаты полагаются военнослужащим при получении инвалидности?

Инвалидность, полученная при несении службы, влечет назначение государством ежемесячной компенсация за ущерб здоровью, размер которой зависит от установленной группы инвалидности (от 2,8 тыс. рублей до 14 тыс. рублей).

Данная группа начислений не зависит от прочих доплат и продолжается даже после увольнения военного в запас. Отмена выплат возможна в случае получения аналогичных начислений на основании других законодательных актов РФ.

На что могут рассчитывать семьи солдат?

Беременным женам солдат полагается денежное пособие в размере, установленном государством. Деньги выплачиваются при условии, если срок беременности превышает 180 дней. На более ранних сроках выплаты не предусмотрены. Единовременное пособие беременной жене солдата-призывника выплачивается независимо от других назначенных пособий.

Семьям военных с ребенком до 3х лет также полагаются ежемесячные пособия. Деньги получает мать либо опекун ребенка, ухаживающий за ним. Такие пособия маленьким детям выплачиваются только в период службы отца-призывника. Выплаты военнослужащим производятся с начала службы в армии и до ее окончания.

Отдельные льготы предоставляются государством родителям солдата. Матерям солдат-срочников могут уменьшить сумму коммунальных платежей, если в квартире нет счетчиков индивидуального учета. На период службы сына по призыву родители могут не оплачивать за него квартплату, а также не платить за отдельные услуги ЖКХ, рассчитываемые на количество прописанных в квартире человек.

В случае смерти военного во время несения службы его семье или родителям назначается единовременная выплата в размере 3.000.000 рублей. В отдельных случаях государство компенсирует проезд супруги или матери в госпиталь, если солдат-призывник попадает в больницу в тяжелом состоянии.

Выплаты семьям военнослужащих также включают ежемесячные начисления. Это специальная пенсия, связанная с потерей кормильца, назначаемая по факту смерти солдата при несении службы. Выплаты такого рода также назначаются детям, чей родитель был объявлен без вести пропавшим либо получил серьезные травмы, ставшие причиной смерти уже после окончания службы. Пенсия назначается до наступления совершеннолетия ребенка, а если он получает высшее образование в ВУЗе – до выпуска из него.

Выходные пособия и пенсии военным

Кроме выплат, назначаемых военным и их семьям в служебный период, существуют выходные пособия, получаемые офицерами после увольнения. Назначение доплат – поддержка солдат во время поиска новой работы. Выплаты полагаются солдатам-контрактникам и выдаются разово при увольнении. Размер пособия зависит от занимаемой должности во время службы и ее продолжительности.

Лишиться права на пособие можно при утрате звания, при осуждении либо лишении свободы. Пособия также лишаются курсанты военного училища, отчисленные из него.

К особой категории выплат военным относится пенсия, назначаемая солдатам-контрактникам, офицерам МЧС, МВД и противопожарной службы. Размер причитающихся выплат устанавливается законодательными актами и зависит от ряда факторов.

При выслуге в армии, составляющей более 20 лет либо увольнении после 45 лет по возрасту (сокращению), назначается пенсия по выслуге, с условием размера трудового стажа не менее 25 лет при непосредственном армейском стаже минимум 12,5 лет. Денежный эквивалент пенсии определяется должностью и получаемым при службе окладом. Полученная сумма возрастает с учетом оклада по званию и надбавки за выслугу.

Выплаты по страхованию

Военнослужащие относятся к уязвимым слоям населения, ведь они подвержены немалой опасности в момент несения службы. Такие условия ставят под удар и самих солдат, и их семьи, при неблагоприятном стечении обстоятельств рискующие остаться без кормильца. По этой причине необходимость обязательного страхования утверждается на госуровне. Страховки оформляются с момента поступления на службу вне независимости от рода войск.

Компенсация ущерба, полученного военнослужащим при страховых случаях, выполняется компанией-страховщиком. Это касается гибели солдата во время службы (прохождения сборов), получения инвалидности при выполнении обязанностей, а также получения травм и увечий, ранений, контузий, имевших место в указанные периоды времени.

Сумма страховки, назначаемая солдату при страховом случае, определяется тяжестью полученного ущерба. Базовые выплаты военнослужащим в данном случае определяются государством, утверждающим их в перечне законодательных актов.

Судебная практика - Дело № 2- 191/2014 год

Гвардейский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Салаховой Н.Р., при секретаре Новоточиновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Ю.В. к страховой компании ЗАО «МАКС» о взыскании суммы страхового возмещения,
Установил:

С.Ю.В. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании суммы страхового возмещения, указав, что в период прохождения военной службы истцом получено заболевание.
В соответствии с приказом Министра обороны № 262 от 10.04.2013 года С.Ю.В. исключен из списков личного состава в/ч XXXXX с 16.10.2012 года.
На основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № 2279 от 27 сентября 2013 года истцу присвоена 3-я группа инвалидности по заболеванию, о чем выдана справка серии МСЭ-2012 № 1627655.
28 ноября 2013 года С.Ю.В. обратился с заявлением в Страховую компанию ЗАО «МАКС» о выплате ему полагающейся суммы страхового возмещения в связи с наступлением страхового случая на основании ст. 4 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан...» от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ. Однако до настоящего времени сумма страхового возмещения истцу не выплачена, в связи с чем он вынужден обратиться в суд. Просит взыскать со страховой компании ЗАО «МАКС» сумму страхового возмещения в размере 525 000 руб., а также штраф за просрочку выплаты страховой суммы в размере 183 750 руб.

В судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть без его участия, на предыдущем заседании суда поддержал иск. Его представитель Сонин Е.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ЗАО «МАКС» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленного им в суд возражения, с иском не согласен по тем основаниям, что истцом в страховую компанию не был представлен пакет документов, подтверждающих наступление страхового случая. Кроме того, организация страхователя обязана сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев, чего сделано не было.
С целью уточнения обстоятельств наступления страхового случая ЗАО «МАКС» направило письменное уведомление военному комиссариату, оформившему документы истцу, о необходимости предоставить копию свидетельства о болезни. Копия данного запроса была направлена истцу. Указанное обращение, истец проигнорировал и не представил необходимые документы, в связи с чем ответчик считает, что требования истца необоснованны. Полагает, что спора о праве в данном случае не усматривается, поскольку при представлении истцом необходимых документов ЗАО «МАКС» вернётся к рассмотрению вопроса о выплате ему страхового возмещения.

Относительно требования о взыскании штрафа ответчик также не согласен, поскольку в судебном порядке штраф может быть начислен только с момента неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения. Просил в заявленных исковых требованиях отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования С.Ю.В. подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

В соответствии с ч. 2 ст. 927 ГК РФ в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.
Как следует из ч. 3 ст. 927 и абз. 2 п. 1 ст. 935 ГК РФ, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования указанными в нем лицами жизни и здоровья определенных в законе граждан на случай причинения вреда их жизни и здоровью за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

Объекты, подлежащие обязательному страхованию и минимальные размеры страховых сумм определяются законом (п. 3 ст. 936 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 №-76-ФЗ "О статусе военнослужащих», военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счёт средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы жизнь и здоровье военнослужащих являются объектами обязательного государственного страхования.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ жизнь и здоровье военнослужащих подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной - службы. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацем третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы.

Пунктом 1 статьи 936 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.

Как установлено при рассмотрении дела, С.Ю.В. проходил службу в войсковой части № XXXXX (МО РФ) в должности начальника топографической службы.
Как усматривается из справки № 480 ФГУ «1409 Военно-морской клинический госпиталь» от 12 апреля 2012 года, С.Ю.В. установлен диагноз: «Миокардитический кардиосклероз. Пароксизмальная форма мерцательной аритмии без сердечной недостаточности. Хронический холецистит, редко рецидивирующее течение, ремиссия, без нарушения функции». Заболевание получено в период прохождения военной службы.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 262 от 10 апреля 2013 года он исключен из списков личного состава войсковой части XXXXX с 16 октября 2012 года.
Согласно справке серии МСЭ-2012 № 1627655 от 27.09.2013 года, выданной руководителем Бюро медико-социальной экспертизы, С.Ю.В. установлена третья группа инвалидности. В графе «причина инвалидности» указано - «Заболевание получено в период военной службы».
Как усматривается из заявления С.Ю.В. от 09.10.2013 года, он обратился в Страховую компанию ЗАО «МАКС» о выплате полагающейся ему страховой суммы в связи с наступлением страхового случая. С данным заявлением был направлен пакет документов, предусмотренный п. 4 перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых суммы застрахованным по обязательному государственном}7 страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855.

Указанное заявление получено ЗАО «МАКС» 01.11.2013 года, согласно штампу входящей корреспонденции (№ ВС 13-8204).
Однако до настоящего времени сумма страхового возмещения истцу не выплачена.

Как установлено в судебном заседании, 22.01.2013 года в г. Москве между Министерством обороны РФ как страхователем, с одной стороны, и ЗАО «МАКС» как страховщиком, с другой стороны, заключён государственный контракт № 67/ок/2013/ДРГЗ на оказание в 2013 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с п. 1.1.4 вышеназванного государственного контракта, застрахованными лицами являются лица, определённые в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Указом Президента РФ от 01.01.2008 № 1 «О штатной численности Вооружённых Сил Российской Федерации».

Согласно пункту 4.1 указанного государственного контракта, страховые случаи устанавливаются в соответствии со ст. 4 Федерального Закона № 52-ФЗ.
В силу абзаца третьего статьи 4 Федерального закона № 52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
В соответствии с пунктом 15.1 вышеназванного государственного контракта, он вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует по 31.12.2013 года включительно.

Анализ приведённых выше норм материального права и условий Государственного контракта от 22.01.2013 года позволяет суду сделать вывод о том, что С.Ю.В. является застрахованным лицом и имеет право на получение от ЗАО «МАКС» страховой суммы ввиду наступления страхового случая - установления инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

На период увольнения истца пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», предусмотрена страховая выплата в размере 500000 рублей. Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

На основании ст. 9 п. 6 Федерального закона от 02 декабря 2013 года N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлен размер индексации сумм 1,05.

Таким образом, страховая выплата составляет 525 000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 вышеназванного Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Как следует из материалов дела, заявление С.Ю.В. и приложенные документы для решения вопроса о выплате страховой суммы получены ЗАО «МАКС».
Согласно расчету истца срок необоснованной задержки составляет 35 дней. Соответственно 1% от суммы страховой выплаты составляет 35 дней х 5250 руб. (1% от страховой суммы) = 183750 руб.

Данный расчет является правильным и принимается судом.
Доводы ответчика о том, штраф может быть начислен только с момента неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения, не основаны на законе.

Так, согласно и. 8,2. Государственного контракта от 22.01.2013 года, выплата страховой суммы производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.
Согласно п. 8.3 указанного контракта, в случае задержки Страховщиком выплаты страховой суммы, Страховщик несет ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ.

Поскольку со стороны ЗАО «МАКС» имело место виновное неисполнение своего денежного обязательства по выплате истцу страховой суммы в рамках заключенного с Минобороны России государственного контракта от 22.01.2013 года, то требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГГ1К РФ, суд
РЕШИЛ:

Исковые требования С.Ю.В. удовлетворить.

Взыскать со Страховой компании ЗАО «МАКС» в пользу С.Ю.В. сумму страхового возмещения в размере 525 000 рублей; штраф за просрочку выплаты страховой суммы в размере 183750 рублей, а всего 708750 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.