Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Не все работодатели знакомы с процедурой аттестации рабочих мест. Это сложный регламентированный комплекс мер, обязательный для каждого предприятия. Исключение составляют ИП без наемных работников. Цель такой оценки - выявление негативных производственных факторов, и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативами (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации

    Ст. 212 ТК РФ прописывает необходимость проведения специальной оценки условий труда. Регламент аттестации закреплен в ст. 8 гл. 2 Закона 426-ФЗ.

    Согласно п. 1 ст. 8. 426-ФЗ, расходы по организации и проведению мероприятий в рамках оценки условий труда берет на себя работодатель.

    В п. 2 ст. 8 указано, что аттестация проводится совместно представителями отдела охраны труда работодателя, и сертифицированными экспертами из сторонней уполномоченной организации, привлеченной на основании ГПД.

    Процедура проводится по утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н методике.

    Согласно п. 4 ст. 8, такая оценка должна проводиться с периодичностью в пять лет.

    Согласно ст. 11 426-ФЗ, по результатам проверки подается декларация о соответствии условий труда установленным нормам в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора.

    По результатам проверки, все рабочие места по условиям труда классифицируют по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 426-ФЗ).

    По факту проверки составляется отчет по установленной форме. Форму и инструкцию по заполнению отчета можно .



Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Согласно ст. 220 ТК РФ, государство гарантирует работникам защиту их прав в части соответствия условий труда установленным нормам. Наличие аттестации рабочих мест проверяют такие государственные органы, как:

    Трудовая инспекция

    Роспотребнадзор

    Ростехнадзор

    Прокуратура

Ответственность работодателя, если места рабочих не аттестованы, определяется ст. 5.27.1 КоАП РФ. Согласно п. 2 ст. 5.27.1, штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2017 году, а также за нарушение порядка аттестации, установленного законом, составит:

    для должностных лиц - от 5000 до 10000 рублей;

    для ИП - от 5000 до 10 000 рублей;

    для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда. Если вследствие отсутствия проведения оценки условий труда пострадает сотрудник/сотрудники, и причинно-следственная связь несчастного случая с данным нарушением будет доказана, лицо, отвечающее за соблюдение условий труда, понесет соответствующее наказание.

В случае причинения тяжкого вреда здоровью - штраф до 400 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти человека - принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти двух и более лиц - принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок.



Незнание регламента аттестации рабочих мест не освобождает от ответственности за ее непроведение или некорректную организацию. Обратитесь за помощью к юристу, твердо знающему трудовой кодекс.

Выход в свет Федерального закона № 421-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлек за собой изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

Теперь подробнее рассмотрим изменения в КоАП (Кодекс об административных правонарушениях), которые . Штрафы и санкции за невыполнение Федерального закона также вводятся, их размеры будут приведены ниже.

Ст.5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.

1. Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права.

На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.

2. Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ.наказанию за аналогичное нарушение.

На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических - 50-70 тысяч рублей.

Следует отметить, что наказание предусматривается и за не проведение процедуры - специальная оценка условий труда. Штрафы и санкции в этом случае куда более внушительные, а именно:

2. Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение.

На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица - 60-80 тысяч рублей.

3. Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров.

На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица - 80-100 тысяч рублей.

4. Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке.

На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица - 110-130 тысяч рублей

5. Не предоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты).

На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица - 130-150 тысяч рублей.

6. Не соблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д.

На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица - 50-70 тысяч рублей

Со стороны Уголовного Кодекса РФ.

Ст.143 Нарушение требований ОТ.

1.Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека.

Штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;

То же, повлекшее смерть человека по неосторожности - лишение свободы до 4 лет.

То же, повлекшее смерть двух лиц и более - лишение свободы до 5 лет.

ИКЦ «Эксперт» поможет избежать указанных штрафов и санкций путем своевременного проведения СОУТ в самые кротчайшие сроки.

  • Аттестация работников
  • Спецоценка (аттестация рабочих мест)
  • Из этой статьи вы узнаете: СОУТ необходимо проводить только на предприятиях с вредными условиями или в любой организации; какие штрафы за отсутствие СОУТ в 2017 году могут грозить работодателю; причины отказа от проведения СОУТ; может ли организация сама провести СОУТ или нужно привлекать специальные организации; может ли предприятие избежать проведения СОУТ и кто может это сделать.

    Взимаются ли штрафы за отсутствие СОУТ

    ТК РФ был создан специально для того, чтобы защищать права работников всех видов деятельности. Особенно тех сфер, которые содержат вредные условия. Именно поэтому в трудовом кодексе можно найти множество статей на эту тему. За работу в подобных условиях предусмотрены дополнительные выплаты и прочие льготные условия.

    Работники, планирующие трудится во вредных условиях должны регулярно проходить медицинские осмотры. Особенно иметь соответствующее разрешение от медицинского работника, разрешающего вообще приступить к такому виду деятельности.

    Учитывая, что ТК РФ не дает четкого определения, что именно он подразумевает под вредными условиями труда, работодатели и сотрудники регулярно пытаются этим спекулировать и, как говорится, обращать ситуацию в свою сторону. Но, несмотря на эти моменты, работодатели несут ответственность за проведение специальной оценки труда на своем предприятии и должны делать это регулярно. В противном случае нерадивых работодателей ждут штрафы за отсутствие СОУТ, а иногда это может привести к приостановке деятельности организации.

    Какие штрафы грозят предприятию за отсутствие СОУТ

    Как мы уже упоминали, если работодатель отказывается проводить проверку условий труда своих сотрудников, его ждет административная ответственность и денежный штраф.

    Зачастую, даже угроза штрафов не может повлиять на безответственное отношение работодателей к своим сотрудникам.

    Хочется отметить, что подобный вопрос не ограничивается оформлением необходимой документации, но и повышает риск повышенного травматизма на производстве из-за несоблюдения условий труда и отсутствия контроля за ним. Тут надо задуматься, стоит ли подобный риск и угроза жизни работнику возможности сэкономить время на проверке.

    Если вы надумали провести проверку, то нужно сделать ее относительно всех рабочих мест. Подобную процедуру проводить самостоятельно довольно проблематично из-за необходимости провести ее объективно. Нужно проверить соответствует ли освещенность, уровень запыленности и наличие вредных примесей существующей допустимой норме.

    Поэтому для этого приглашают специализированные лаборатории и организации по аттестации рабочих мест. Бытует мнение, что проверку СОУТ необходимо проводить только на предприятиях с тяжелыми условиями труда, но это не так.

    Несоблюдение условий труда подразумевает штрафы за отсутствие СОУТ и другие формы воздействия, которые назначает трудовая инспекция по результатам проверки, а иногда решение данного вопроса доходит до прокуратуры.

    Стоит отметить, несмотря на то, что проверка должна проводиться в среднем раз в 5 лет, она может быть инициирована и в более ранний промежуток времени. Например, если о проверке будут настаивать сами работники с целью получения компенсации, дополнительного питания, сокращенного рабочего дня, либо раннего выхода на пенсию за условия труда, наносящие вред здоровью.

    Почему же некоторые организации отказываются от проведения СОУТ? Это возможно только по той причине, что проведение подобной проверки превышает возможный штраф за невыполнение. Поэтому работодателю проще заплатить штрафы за отсутствие СОУТ и не связываться с трудоемкой проверкой.

    В новой редакции закона о труде штрафы сильно возросли. В таком случае, если трудовая инспекция решит проверить организацию, то руководителя могут лишить права занимать руководящую должность. На организацию будет наложен штраф, либо произойдет приостановка деятельности организации на срок до трех месяцев. При повторном нарушении закона, штраф возрастет почти в два раза.

    Всех ли касается СОУТ?

    Важный вопрос - может ли кто-то избежать СОУТ? Что касается работников, то СОУТ касается всех сотрудников организации. В том числе тех, кто был принят на сезонную, временную или смежную работу.

    Исключением считаются только те, кто осуществляет рабочую деятельность в рамках организации, находясь дома, дистанционные сотрудники и те, кто оформлял трудовые отношения с работодателем, зарегистрированным как физическое лицо. К организации, оформленной, как физическое лицо не относятся индивидуальные предприниматели.

    (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов. Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ . Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права. Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

    С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ, – ред.), не были столь существенны. (ИП, – ред.) прежде выписывалось предупреждение или административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей, юридическому лицу – от 30 до 50 тыс. рублей. За аналогично выявленное правонарушение ИП назначался штраф от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком от 1 года до 3-х лет, юридическому лицу – от 50 до 70 тыс. рублей или приостановление деятельности на то же срок, что и для ИП.

    Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось , нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

    С принятием закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему, как отмечают эксперты Минтруда, тенденция изменится в лучшую сторону. Из-за увеличения штрафных санкций, которые, теперь касаются не только работодателей, но и организаций и экспертов, проводящих спецоценку.

    Административная ответственность работодателя

    Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

    1. Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
    2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
    3. Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
    4. За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
    5. Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

    Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

    Уголовная ответственность работодателя

    Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

    Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

    Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

    Нарушение порядка проведения СОУТ организацией и экспертами, проводящими спецоценку

    Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ.

    В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического – от 70 до 100 тыс. рублей.

    За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

    Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет.

    Вносимые изменения можно охарактеризовать, немного перефразировав известное выражение: не пряником, так кнутом. Потому что, только когда меры становятся жестче, повышается исполнительность и ответственность. И не стоит забывать: изменения не должны происходить только в законодательстве, прежде, они должны происходить в нашей с Вами работе.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. В связи с этим, были внесены кардинальные изменения в КоАП РФ в части нарушения законодательства об охране труда. Узнайте о том, каковы размеры штрафов и санкций при специальной оценке условий труда .

    Новые правила, регламентированные , реформировали . Обязательным условием стало привлечение независимой аттестующей организации. В связи с этим, возросли и . К примеру, средняя стоимость оценки одного рабочего места в пределах офисного помещения составляет 2500 рублей.

    Проведение аттестации, согласно Трудовому кодексу, обязательно для всех рабочих мест один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте .» Послаблений ни для крупных предприятий, ни для мелкого бизнеса со стороны российского законодательства не предусмотрено, помимо . Ответственность за ее организацию возлагается на работодателя. Он должен провести ее строго в рамках правил приказа, предоставить в государственную инспекцию труда в субъекте РФ достоверную и полную информацию об итогах. За непроведение , предоставление сомнительной информации работодателю назначаются штрафные санкции. Поэтому правомочен вопрос: «Какие именно штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест? ».

    Санкции за нарушение порядка аттестации варьируются от выдачи предписаний на устранение нарушения до привлечения к административной ответственности руководителей или ответственных должностных лиц. В ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» приведены размеры штрафа за . Размер штрафа для должностного лица составляет от 1000 рублей до 5000 рублей. Индивидуальный предприниматель в случае нарушения законодательства будет облагаться таким же размером штрафа. Правда, в последнем случае, государственная инспекция имеет право выбора: назначить ему штраф в виде денежного взыскания или же приостановить деятельность сроком до 90 суток. Юридическим лицам мера материального взыскания определена в размере от 30000 рублей до 50000 рублей или административно приостановить деятельность организации, структурных подразделений сроком до 90 суток. В случае, если должностным лицом не будет устранено нарушение или оно будет выявлено повторно, по закону его деятельность приостанавливается от 1 года до 3-х лет.

    Из-за того, что многие работодатели все же пренебрегают в связи с невысокими размерами штрафов и по их подсчетам гораздо легче заплатить их, нежели проводить проверку рабочих мест, Министерство труда планирует увеличить штрафные санкции в 10 раз, что в переводе на денежный эквивалент, равняется 500 тысячам рублей.

    Как показали результаты Федеральной службы по труду и занятости контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений за 6 месяцев 2012 года, из 69479 проведенных проверок на предприятиях и организациях общее количество правонарушений в области охраны труда составило 364687. Количество направленных материалов в органы прокуратуры равно 5335. Из них, в связи с несчастными случаями на производстве – 4888, по 89 из которых возбуждены уголовные дела. Приведенная статистика подтверждает факт того, что проверок работодателям не избежать: любое нарушение, и непроведение аттестации в том числе, рано или поздно будет выявлено.