Закрытие представительства иностранной компании в году. Закрытие представительства иностранной организации. Как ликвидировать компанию быстро

Понятие иностранного представительства относится в некоторых странах к терминам налогового законодательства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В качестве иностранного представительства выступает юридическое лицо, которое образовано по действующим законам в каком-либо иностранном государстве на ее территории. К ним принадлежат компании, фирмы, корпоративные образования, международные организации, их филиалы, представительства, имеющие гражданскую правоспособность.

Правовые основы деятельности

Всякая иностранная компания имеет право зарегистрироваться и вести экономическую деятельность на территории России, создавая филиал либо представительство. В ее обязанности по гражданскому праву входит выплата налогов наряду с отечественными компаниями. При этом ее регистрация и ликвидация производится по основаниям законодательной базы существующей в России.

Законодательство

Основополагающим законом, позволяющим вести представительствам зарубежных стран производственную деятельность, используя свои средства, является Федеративный закон с названием «Об иностранных инвестициях в РФ», выпущенный за номером 160-ФЗ.

Он позволяет инвесторам из других стран совершать капиталовложения, чтобы извлекать прибыль, создает условия для осуществления предпринимательской деятельности на территории страны.

С помощью указанного закона привлекаются и результативно используются в экономике страны:

  • материальные и финансовые средства зарубежных партнеров;
  • прогрессивные технологии и передовая техника, имеющаяся за границей;
  • менеджерский опыт заграничных руководителей;
  • обеспечиваются устойчивые условия, позволяющие заниматься производственной деятельностью инвесторам из зарубежных стран;
  • соблюдается особый порядок в регулировании правом зарубежного вкладчика, соответствующий нормам международного права, международной практики в сотрудничестве.

Отечественное законодательство помогает сохранить общенациональную независимость, обеспечивает безопасность экономики введением жестких ограничений по вкладам заграничных инвесторов в некоторые отрасли промышленности, препятствует вывозу полученного дохода за пределы Федерации.

Условия функционирования

В странах, где развита рыночная экономика, основанием которой служат принципы независимого предпринимательства, договорных взаимоотношений среди хозяйствующих субъектов его использование регулируется национальным законодательством.

Государственная политика России ориентирована на применение национального режима, что это означает для нее? Если рассматривать вопрос с точки зрения ограничений международной торговли, то его использование в целом желательно для страны. Но в отношении деятельности иностранных компаний может привести к ослаблению местной национальной экономики, позволив им достаточно легко решить вопрос выхода на внутренний рынок, вступая в свободную конкуренцию с местными компаниями.

Они обладают всеми юридическими преимуществами наравне с национальными предприятиями, позволяет не платить пошлины за импорт продукции, выбрать наиболее подходящую систему налогообложения.

В стране заграничные компании обладают правоспособностью и занимают нижеперечисленные положения, позволяющие вести хозяйственную деятельность в качестве:

  • филиала, исполняющего какой либо круг деятельности представительства от имени иностранной компании, организовавшего его. К головной компании предъявляется требование, заключенное в ориентации к коммерческой деятельности, чтобы на нее можно было возложить непосредственную имущественную ответственность за принятые на себя обязательства;
  • дочерние, зависимые компании, ведущие коммерческую деятельность, пользуясь инвестициями, поступающими от инвестора, подданного иностранного государства. Если отечественная фирма выступающая посредником между потребителем и производителем, пожелает войти в состав коммерческой компании, расположенной за рубежом, то приобретает его правовое положение, который теряет, выходя из нее;
  • свободной экономической зоны, где установлен особый режим в финансово-хозяйственной деятельности заграничных вкладчиков и компаний, использующих свои капиталовложения, государственных предприятий, отдельных граждан;
  • оффшорной зоны для привлечения капиталовложений подданных какого-либо государства, имеющих постоянное место жительства за пределами территории страны. В зоне нерезиденты могут хранить валютные средства, для чего пользуются льготными условиями в отношении налогообложения;
  • проводится политика поощрения инвестиций, поступающих из-за границы.

Прекращение работы

Чтобы прекратить хозяйственную деятельность иностранного представительства необходимо руководствоваться нормативными актами, регулирующими данный вопрос.

Основаниями для закрытия представительства служат такие предлоги:

  • закончился срок действия аккредитации зарубежного представительства без своевременного продления;
  • если была закрыта головная компания в той стране, где она была зарегистрирована, а ее представительство находилось в России;
  • если были допущены неоднократные правонарушения действующего законодательства Российской Федерации или нарушены условия разрешения, то орган, выдавший аккредитацию, имеет право вынести решение, которое станет основанием для ликвидации;
  • при прекращении действия соглашения, заключенного между правительствами России и иностранного государства, которое явилось основанием для открытия представительства;
  • в головной организации было принято решение о прекращении деятельности его представительства на территории Федерации.

В ходе осуществления процедуры по прекращению работы необходимо подготовить соответствующие документы, передать отчетность в налоговую службу, которая должна провести камеральную проверку. Пакет документов для его закрытия сдается в ГРП для проведения процедуры по прекращению деятельности.

Иностранное представительство снимается с учета согласно положениям статьи 84 налогового кодекса РФ.

При осуществлении снятия она руководствуется приказом МНС, принятом в апреле 2000 года под номером АП-3-06/124 и содержащем положения, в котором разъяснены особенности учета в налоговой службе иностранных компаний.

Смотрите видео о налогообложении доходов иностранных граждан

Окончание аккредитации

Аккредитацией в международном праве называется процедура наделения полномочиями, позволяющими осуществлять какую-либо деятельность, в том числе и экономическую. При проведении аккредитации иностранному представительству выдается свидетельство, подтверждающее о занесении в ведомость сводного государственного реестра. Оно получает аккредитацию на определенный срок в соответствии с нормативными актами, в течение которого имеет право проводить финансово-хозяйственную деятельность.

Иностранное представительство аккредитуется на срок от 1,2 года до 3 лет, и продлеваться по его желанию на последующий промежуток времени.

По его окончанию представительство прекращает свою деятельность на территории Федерации, после чего возвращает выданную ему документацию вместе с визами для сотрудников, карточками по аккредитации в Регистрационную палату, печать подает для уничтожения.

Если представительство пожелает продолжать свою деятельность, то оно подает прощение о продлении срока в ГРП, приложив необходимые документы. Срок подачи документации регламентирован нормативными актами. В регистрирующую палату документы сдаются заблаговременно, за три недели до завершения срока разрешения на производство деятельности.

Досрочно

Иностранное представительство имеет возможность прекратить свое существование досрочно по собственному желанию. Для осуществления своего намерения проводит общее собрание, которое протоколируется для передачи принятого решения в Государственную Регистрационную палату. Вопрос рассматривается в ГРП, после чего выдает свидетельство о ликвидации иностранного представительства.

Письменные уведомления об окончании деятельности иностранного представительства подлежат оформлению в течение трех рабочих недель.

Срок отсчитывается с момента подачи документов по ликвидации. В некоторых случаях его сокращают до одной рабочей недели. Извещение регистрационной палаты о прекращение деятельности является основанием для его снятия с учета в налоговой службе, со всех социальных внебюджетных фондах, органе статистики.

Ликвидация представительства иностранной компании

По действующим нормативным актам и законодательству ликвидация иностранного представительства осуществляется строго в порядке, который установлен в них. Так как оно не относится к самостоятельному юридическому лицу, то в их отношении не применяется условие о публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», периодических изданиях и СМИ, уведомление кредиторов.

При прекращении хозяйственной деятельности представительства, принадлежащего иностранной компании, с долгами составляется акт, по которому производится их погашение.

По завершению выплат ему выдается справка, удостоверяющая о погашении обязательств по долгам.

Вся процедура проводится поэтапно, куда включены следующие мероприятия:

  • проведение общего собрания, где принимается решение о ликвидации;
  • оформление необходимых документов, в том числе декларацию о доходах с исчислением суммы налога;
  • осведомление всех заинтересованных лиц, в том числе сотрудников о принятом решении;
  • рассмотрение вопросов, касающихся увольнения, дальнейшего трудоустройства сотрудников, компенсаций и денежных вознаграждений;
  • отправление уведомления в ГРП, используя существующие способы подачи документов.

Документы и инстанции

Для закрытия иностранного представительства подаются в ГРП виды документов:

  • заявление о ликвидации иностранного представительства на территории страны за подписью лица, уполномоченного от имени головной компании с указанием регистрационного номера, дату выдачи разрешительного документа, продолжительность действия разрешения, обоснованную причину прекращения экономической деятельности;
  • копию официальной бумаги, где запротоколировано решение о ликвидации представительства на территории Федерации, заверенное в нотариальной конторе;
  • свидетельство, удостоверяющее о проведении процедуры регистрации с указанием присвоенного регистрационного номера – ОГРН и изменениями, введенными в него, если таковые имели место, присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, полученное с налоговой службы, где оно поставлено на учет;
  • учредительные документы, устав представительства с указанием поправок, которые были в них введены, если таковые были осуществлены;
  • протоколы собраний об открытии представительства, избрании руководителей;
  • доверенность на имя уполномоченного лица, производящего ликвидацию по просьбе иностранной компании;
  • справку о закрытии расчетного счета в банке.

Если имеются документы на иностранном языке, то они должны быть переведены на русский язык и заверены в нотариальной конторе.

Также соответствующий пакет документов должны быть представлены в налоговую службу, районные внебюджетные фонды, чтобы снять представительство с учета в них.

Финансовая несостоятельность фирмы служит причиной для ликвидации. Читайте подробнее о

Продажа имущества при ликвидации предприятия поможет расплатиться с долгами. Подробнее в

Компенсация работникам при ликвидации предприятия состоит из нескольких видов платежей. Примеры расчётов

Сроки

Заявление о ликвидации иностранного представительства находится на рассмотрение две недели, отсчитанного со дня его подачи в налоговую службу при условии отсутствия причин для осуществления налоговой проверки. Если все-таки необходимо проведение проверки, то заявление рассматривается по ее завершении.

Общий срок процедуры по прекращению деятельности составляет около одного месяца, если необходимо провести налоговую проверку, то она затягивается до трех месяцев.

Вместе с подготовкой документов представительством процедура может занять время на его ликвидации до 6 месяцев .

Пенсионный фонд России принимает решение о снятии с учета в течение 10 рабочих дней , после получения им уведомления о закрытии, чтобы снять с учета ФСС потребуется одна рабочая неделя.

Стоимость

Многие посреднические фирмы и консалтинговые центры предлагают свои услуги по прекращению экономической деятельности, которые они оказывают за определенное вознаграждение.

Величина денежного вознаграждения колеблется от 20 тыс. рублей до 75 тыс., включая государственную пошлину и сборы за ускорение процедуры ликвидации.

Иностранные фирмы обычно функционируют в РФ в форме представительства. В своей работе они должны руководствоваться законами страны. Однако ликвидация подобных представительств отличается от закрытия обычных фирм. Рассмотрим все нюансы процедуры.

Основания для ликвидации

Представительства ликвидируются по разным причинам. Рассмотрим самые распространенные основания:

  • Срок действия документов, на основании которых представительство осуществляло работу в РФ, завершился.
  • Ликвидация головного офиса фирмы, которой принадлежало представительство, на территории другой страны.
  • Зарубежными учредителями фирмы было принято единогласное решение о закрытии. Причина может быть любой.
  • Представительство закрывается государственными структурами в том случае, если оно нарушило процедуру аккредитации.
  • Филиал нарушает своей деятельностью законодательство РФ.
  • Завершились сроки действия учредительного соглашения. Однако это не касается тех случаев, когда на договор действовала пролонгация.

От причин ликвидации зависит порядок процедуры. Если это решение государственных органов, то они и будут заниматься закрытием.

Процедура ликвидации представительства

Первый шаг при ликвидации – составление официального уведомления. Направляется оно в государственные структуры. Если учредитель принял решение о закрытии филиала до истечения срока действия соглашения, то и аккредитора он должен уведомить о ликвидации досрочно.

Документы

Для закрытия иностранного представительства нужны эти документы:

  • Официальное решение о закрытии (к примеру, это может быть протокол собрания).
  • Разрешение на работу, которое было получено при открытии субъекта.
  • Свидетельство о том, что ЮЛ внесен в реестр.
  • Документы, подтверждающие аккредитацию.
  • Бумага о назначении руководителя филиала.
  • Печати и штампы представительства.

Желательно предоставлять именно оригиналы документов. Если это будут копии, они заверяются посредством консульских печатей. Удостоверяются у нотариуса и зарубежные подписи.

Требования к документам

Документация должна соответствовать этим требованиям:

  • Текст на русском языке.
  • Если документ составлен на иностранном языке, потребуется перевод, заверенный у нотариуса.
  • Форму №15 ПФП не нужно заверять у нотариуса. Достаточно подписи руководителя иностранного субъекта. Также документ требуется прошить.
  • Решение зарубежного субъекта о ликвидации должно быть узаконено через Консульство.

Если бумаги не будут соответствовать требованиям, они отклоняются.

Основные шаги

Рассмотрим главные шаги по ликвидации:

  1. Снятие с учета в Минюсте. Учредителю нужно направить в регистрационную палату бумаги, касающиеся разрешения на работу, лицензии. Составляется соответствующее заявление. Решение по снятию с учета принимается на протяжении 3 недель.
  2. Снятие с налогового учета. Уведомление направляется в течение 3 дней. Снятие представительства с налогового учета – это довольно ответственное мероприятие, а потому рассмотрим его детально ниже.
  3. Снятие фирмы с учета в ФСС и ПФ. Эти структуры нужно оповестить о ликвидации. Для этого направляется уведомление, к которому прилагается решение о закрытии. Сделать это желательно в течение 5-10 дней.

Процедура оканчивается в регистрационной палате. Здесь сотрудники уничтожают печать и штампы.

ВАЖНО! Если рассматриваемый порядок не будет соблюдаться, компании отказывают в ликвидации до устранения всех недочетов.

Ликвидация через налоговый орган

Фирма должна не позже 3 суток с даты принятия решения о ликвидации направить уведомление об этом налоговый орган. Уведомление направляется в орган по адресу постановки на учет. Снятие с учета осуществляется по заявлению плательщика в течение 2 недель. Соответствующее положение содержится в абзаце 9 пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Для снятия с налогового учета нужны эти бумаги:

  • Заявление.
  • Копия решения о ликвидации.
  • Декларация о доходах.
  • Расчеты по налоговым платежам на период закрытия филиала.
  • Письмо из банковского учреждения о том, что счета представительства закрыты.
  • Свидетельство о постановке филиала на учет.

Если отсутствует хотя бы одна бумага из перечисленных, плательщику отказывают в снятии с учета. Однако налоговая не имеет права требовать дополнительные документы. Существует решение арбитражного суда по делу №А40-14078/02-33-152 от 7 июня 2002 года. В нем изложены эти обстоятельства: налоговая отказалась снять фирму с учета, запросив дополнительные документы. В дальнейшем она бездействовала, не снимая субъект с учета. Это бездействие было признано отказом. То есть налоговая нарушила права плательщика. Суд вынес решение о том, что налоговая должна немедленно снять филиал с учета. Это решение было поддержано апелляционными и кассационными инстанциями.

Есть только одно основание для снятия субъекта с учета – это наличие соответствующего решения учредителя, отраженное в заявлении. Снять с учета не могут при наличии этих обстоятельств:

  • Отсутствие работников в штате.
  • Отсутствие банковских счетов.
  • Плательщик неверно указал свой адрес.

Данные положения подтверждают суды. То есть при неправомерном закрытии филиала суд, скорее всего, встанет на сторону плательщика.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ВФ)

Для того чтобы снять представительство с учета в ВФ, нужно направить туда заявление. Отправляется оно или в письменном, или в электронном виде. В документе нужно указать причину закрытия. Сроки направления оповещений:

  • ПФР – не позднее 10 суток с даты получения уведомления.
  • ФСС – не позднее 5 суток.

Оповещения во все фонды направляются по стандартному порядку. Желательно проконтролировать процедуру снятия с учета. В обратном случае может возникнуть ситуация, когда представительство остается числиться на учете.

Дополнительные особенности

Закрытие филиала предполагает сокращение персонала. Сокращать сотрудников нужно грамотно. В обратном случае могут возникнуть проблемы с трудовой инспекцией. Работники уведомляются о сокращении за 2 месяца до предположительной даты ликвидации. При увольнении им выплачиваются компенсации.

Если у закрываемого представительства есть непокрытые задолженности/кредиты, учредители должны уведомить о ликвидации кредиторов. Последние имеют право на взыскание долга в течение 2 месяцев с получения уведомления.

Существует определенный перечень документов, который нужен при ликвидации. Он является исчерпывающим. То есть органы не имеют права запросить дополнительные бумаги.

Сроки ликвидации

Сроки ликвидации зависят от следующих обстоятельств:

  • Наличие сотрудников, которых нужно сокращать.
  • Прохождение налоговой проверки.
  • Наличие всех требуемых бумаг.
  • Своевременность обращения в государственные органы.
  • Наличие сотрудниц, которые находятся в декретном отпуске.

Если фирма не нуждается в налоговой проверке, а весь ее персонал переводится в другой филиал, срок закрытия сокращается до 1 месяца. Если же присутствуют усложняющие обстоятельства, срок может быть увеличен до 3 месяцев. Иногда процедура затягивается на полгода.

Подборка наиболее важных документов по запросу Закрытие представительства иностранной компании (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Закрытие представительства иностранной компании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Суд указал: под иными аналогичными доходами понимаются любые доходы от источников в РФ, не связанные с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство. Перечень налогооблагаемых в РФ доходов таких организаций является открытым. Исключение - доходы, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ. Их перечень является закрытым.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Данный документ утратил силу в связи с принятием в 2011 г. Положения о регистрации представительств иностранных предприятий. Оно определило порядок аккредитации, регистрации изменений и ликвидации представительств иностранных компаний (URL: http://pavel.bazhanov.pro/books_publications/publications/representative_office_registration_new_rules_2011).

Нормативные акты : Закрытие представительства иностранной компании

Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц

Управляющий партнер, адвокат

01.07.2016

С начала 2015 года в России вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), известные как «закон о деофшоризации». Данный закон создает механизм налогообложения иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, возлагая на налогоплательщиков ряд новых обязанностей и предусматривая меры ответственности за их неисполнение.

Указанный закон касается всех резидентов РФ, использующих в своём бизнесе иностранные (в первую очередь – офшорные) компании или иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ), причём независимо от того, являются ли они участниками таких компаний или осуществляют контроль над ними иным образом. Поэтому в новых условиях налогоплательщикам следует оценить последствия деофшоризации для своего бизнеса и для себя лично и определить стратегию действий по обеспечению соблюдения действующего законодательства.

Сохранение существующих иностранных компаний и структур влечет обязанности по представлению в налоговые органы РФ уведомлений об участии в них и/или контроле над ними, последующему декларированию их прибыли в составе своей налоговой базы в России (по НДФЛ для физических лиц либо по налогу на прибыль для организаций) и уплате налога.

В этой связи налогоплательщики могут прибегнуть к определенным изменениям в корпоративной структуре, в том числе, к ликвидации ее отдельных звеньев. В некоторых случаях именно ликвидация офшорной компании может стать оптимальным решением в связи с процессом деофшоризации.

Однако, и в случае ликвидации иностранной компании необходимо учитывать налоговые последствия для ее участников и контролирующих лиц. Если активы ликвидированной иностранной компании (например, земельные участки, дома, автомобили, водные и воздушные суда, деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, например, доли в российских ООО, права требования и пр.) переходят к её учредителям (участникам), у последних, если это физические лица, возникает налоговая база по НДФЛ.

В этой связи российское законодательство позволяет, при определённых условиях, перевести активы ликвидируемой иностранной компании на физическое лицо без налоговых последствий для последнего. Очевидно, это одна из мер, призванных стимулировать отказ налогоплательщиков от использования подконтрольных иностранных компаний, или, по крайней мере, смягчить последствия для них такого отказа.

Освобождение от налога

НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ доходов контролирующего лица (кроме денежных средств) в виде стоимости имущества, полученного в результате ликвидации контролируемой иностранной компании.

Согласно п. 60 ст. 217 НК РФ (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ), налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (ИСБОЮЛ) налогоплательщиком, указанным в настоящем абзаце, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (ИСБОЮЛ) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (ИСБОЮЛ) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации;
  • процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (ИСБОЮЛ) завершена до 1 января 2018 года.

Кроме того, п. 60 ст. 217 НК РФ предусматривает следующие «уважительные причины», позволяющие воспользоваться освобождением даже в случае, если ликвидация иностранной компании завершится после 1 января 2018 года.

В случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 января 2017 года , но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация завершена до окончания действия таких ограничений и (или) судебных разбирательств.

В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) ИСБОЮЛ, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2018 года, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация такой иностранной организации завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения.

Таким образом, до 1 января 2018 года налогоплательщики (налоговые резиденты РФ) могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций или структур. Возможность использовать данную льготу не зависит от резидентства или страны регистрации компании или иной структуры.

Важно отметить, что указанная налоговая льгота может применяться, только если полученные налогоплательщиком «ликвидационные» активы не являются денежными средствами. Деньги, распределённые в пользу контролирующего лица в результате ликвидации иностранной компании (структуры), подлежат налогообложению НДФЛ в обычном порядке.

Процедура ликвидации иностранной компании

Ликвидация иностранной компании осуществляется по законодательству страны её регистрации. Она может включать, в частности, такие стадии, как назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии), публикация сообщения о ликвидации в местных СМИ, урегулирование вопросов с кредиторами (при наличии) и др. Особые правила, касающиеся ликвидации, могут содержаться также в уставе компании. Соответственно, в каждом случае сроки ликвидации будут зависеть от требований законодательства соответствующей юрисдикции, правильного и своевременного оформления и подачи в местные органы необходимых для ликвидации документов.

При этом под «ликвидацией» иностранной компании следует понимать официальную добровольную ликвидацию компании, предусмотренную законом страны ее инкорпорации. Простое «бросание» компании или процедура административного «вычеркивания» из реестра (strike-off) для данных целей не приемлемы.

Надлежащее проведение и документальное оформление ликвидации зависят от самой иностранной компании и её контролирующих лиц, и обычно осуществляется во взаимодействии с регистрационным агентом компании или местными юристами.

Какими документами можно подтвердить стоимость полученного имущества?

Как было указано выше, к заявлению налогоплательщика об освобождении указанных доходов от налогообложения, должны прилагаться документы, содержащие сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации на дату получения имущества от такой иностранной организации.

НК РФ не раскрывает, какие именно документы должны подтверждать стоимость имущества, от кого они должны исходить, и каким требованиям отвечать. Необходимо учитывать, что российские налоговые органы не наделены компетенцией по установлению соответствия документов, оформляющих ликвидацию и отражающих стоимость имущества, иностранному законодательству.

Предполагается, что документами, подтверждающими стоимость имущества, могут быть балансовые документы компании, составляемые в рамках процедуры ликвидации (финансовая отчетность, ликвидационный баланс) и иные документы, содержащие стоимостную оценку имеющегося у компании имущества на дату перехода данного имущества к её акционеру/контролирующему лицу. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык.

В письме от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38363 Минфин России для выяснения конкретных документов, требуемых для представления в налоговые органы в целях освобождения от налогообложения, рекомендует обращаться в налоговый орган по месту жительства.

Налоговый вычет при последующей продаже имущества

В случае последующей продажи налогоплательщиком имущества, полученного от ликвидированной КИК, НК РФ предоставляет возможность уменьшить свой доход для целей исчисления НДФЛ (применив имущественный налоговый вычет) на сумму, равную стоимости имущества ликвидированной организации по данным её учёта на дату ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества.

Согласно ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождались от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 НК РФ, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав) на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидированной организации на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации , указанную в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом статьи 105.3 НК РФ.

Таким образом, для применения вычета согласно пп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ, необходимо, чтобы:

  • налогоплательщик воспользовался освобождением от НДФЛ дохода в виде стоимости имущества, полученного от ликвидированной КИК;
  • имеется надлежащее документальное подтверждение стоимости имущества (которое прилагалось к заявлению о вышеуказанном освобождении);
  • размер заявляемого вычета не превышает рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения.

Реализация ценных бумаг, полученных при ликвидации КИК

В отношении ценных бумаг, полученных от ликвидированной КИК и затем реализованных налогоплательщиком, НК РФ предусматривает отдельное правило, также позволяющее уменьшить налоговую базу, с учётом специфики определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (которая заключается в том, что налоговой базой признаётся положительный финансовый результат (доходы за вычетом расходов) по совокупности операций, исчисленный за налоговый период).

Согласно п. 13.2 ст. 214.1 НК РФ, при реализации ценных бумаг, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде стоимости таких ценных бумаг освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная стоимости таких ценных бумаг по данным учета ликвидированной иностранной организации (прекращенной (ликвидированной) ИСБОЮЛ) на дату получения ценных бумаг от такой иностранной организации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг, определяемой с учетом ст. 105.3 НК РФ.

В заключение, ещё раз обозначим срок, до которого должна быть полностью ликвидирована иностранная компания, чтобы ее владелец смог воспользоваться освобождением полученного им дохода от НДФЛ: это 1 января 2018 года (с некоторыми исключениями, которые могут быть обусловлены законами страны регистрации компании).

Также важно обратить внимание, что всё вышесказанное касается освобождения от налога на доходы физических лиц именно в России, в случае распределения в их пользу имущества ликвидированной контролируемой иностранной компании. Это не означает, что у самой компании в стране, где она была зарегистрирована, отсутствует налоговая обязанность. Процедуре добровольной ликвидации компании как правило предшествует требование не только расчетов с кредиторами, но и уплаты всех причитающихся налогов и обязательных платежей в соответствующей стране.