Занятие по ОБЖ в средней группе «Правила поведения с незнакомыми людьми

Правила поведения с незнакомыми людьми

Незнакомец – это любой человек, который приходит или подходит в отсутствие родителей, воспитателей и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

ЗАПОМНИ!
Никуда не ходи с незнакомыми людьми.
Не садись в чужую машину.
С наступлением темноты иди домой.
Не меняй маршрут возвращения из школы домой.
Всегда сообщай воспитателям о своих планах на день.

Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых.

– Что же делать, если с тобой заговорил незнакомый человек? (Извиниться и пройти мимо. Не вступать в разговор, что бы тебе ни сказали, – потому что никто не сможет заранее тебе объяснить все хитрости злодея.)
– А если от тебя не отходят? (Надо вырываться и кричать: «Я его не знаю!». Пусть это услышат другие взрослые. Они помогут и вызовут милицию.)

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
Играй во дворе возле дома,
Играй на знакомой площадке,
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это – для всей детворы.

Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРИ ОБЩЕНИИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

· Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице

· Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись в машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал.

· Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.

· Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

· О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВОНИТ В ДВЕРЬ

· Ни в коем случае не открывай дверь

· Позвони соседям и сообщи им об этом.

· Не вступай в разговоры с незнакомцем. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

· Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА

· Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.

· Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде

· При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИФТЕ

· Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.

· Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.

· Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

· При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».

Материал: игрушка Буратино, конверт с письмом, текст сказки «Марта и Чичи в парке» Т.А. Шорыгиной (Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. - М.: Прометей, 2002), игрушки; серия картин (уроки безопасности).

Ход занятия

Сюрпризный момент: заходит Буратино с конвертом в руках.

Дети и воспитатель здороваются. Рассмотрев конверт, садятся слушать сказку «Марта и Чичи в парке». После прочтения воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы: «Куда пришли Марта и Чичи? Кого они встретили в парке? Правильно ли поступила обезьянка, вступив в разговор с незнакомцем? Нужно ли воспитанным детям отвечать на вопросы незнакомцев? Почему зебра Марта не хотела разговаривать с незнакомцем? Куда он пригласил подружек? Правильно ли поступила Марта, отказавшись от предложения незнакомца? Понравился ли он вам? Почему? Что сделаете вы, если незнакомец будет предлагать вам что-нибудь купить или пригласит в гости?

Игра «Осторожно - незнакомец!» (Разыгрываем ситуации.)

Ситуация первая.

Незнакомец (взрослый) уговаривает девочку или мальчика с ним куда-либо пойти, предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым. (Ребёнок должен придумать и разыграть ситуацию с игрушками.) Например: «Пойдём в магазин, я тебе куплю конфет»; «У меня живёт канарейка и хочет с тобой подружиться» и т.д.

Во время обсуждения воспитатель должен довести до сознания детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если всё-таки разговор состоится, то отвечать нужно вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут.

Если тётя подошла

И в сторонку отвела,

И конфетку подарила,

И с тобой поговорила,

Про родителей спросила:

«Папа с мамой на работе?»

Вдруг она плохая тётя?

Дам один тебе совет:

Говори почаще: нет.

«Мне с чужим без разрешенья

Не велели говорить».

Можешь это предложенье

Раз двенадцать повторить.

Ситуация вторая.

Молодой человек приятной наружности приглашает мальчика или девочку прокатиться на его новой машине: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!» Возможные ответы: «Спасибо, я тороплюсь!»; «Извините, меня мама ждёт»; «Я сегодня уже катался»; «У нас такая же машина»; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т.д.

Затем идёт обсуждение ответов и выявление наиболее удачных.

Если дядя добрый очень,

А знакомых рядом нет,

Может быть, он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает,

То зачем тебя зовёт?

Вдруг всего наобещает

И от мамы увезёт?

Ситуация третья.

Незнакомый человек звонит в квартиру. Объясняет, что принёс телеграмму.

Дети дома находятся одни. Ответы детей: «Сейчас я позову маму (звонят соседке)»; «Мама в ванной, подождите немножко» и т.д.

Довести до сознания, что дверь открывать нельзя, если в доме нет родителей.

В дверь звонят, а мамы нет.

Может быть, пришёл сосед,

Может, слесарь Николай -

Говорит совсем чужой,

Ты скажи: «Нет мамы дома».

Не пускай его домой!

Ситуация четвёртая.

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

  • Бегать и искать маму.
  • Стоять на месте, где потерялся.
  • Обратится к милиционеру за помощью.
  • Пойдёт с незнакомой тётей, которая скажет, что только что видела его маму, которая плачет, ищет его.
  • Попросит прохожего отвести его в ближайшее отделение милиции.
  • Обратится к продавцу, контролёру за помощью.
  • Попросит прохожего позвонить в милицию и сообщить, что он потерялся и находится в каком-то месте и т.д. (Воспитатель разыгрывает ситуацию с игрушками на своём столе.)

Обсудить с детьми все варианты и выбрать самый верный.

(Ответы детей.)

Запомните, это тот человек, которого вы лично не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что знаком с кем-то из ваших родных, называться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать, как вас называют друзья. А лучше всего вам, ребята, не вступать ни в какие разговоры с незнакомыми людьми!

Правила поведения детей с незнакомыми людьми:

  • Не садиться с незнакомыми людьми в машину.
  • Не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице.
  • Не соглашаться никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал.
  • Не верить незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или купить вам.
  • Никогда не хвастаться тем, что у родителей много денег.
  • Не задерживаться на улице по дороге домой, не играть до темноты.
  • Не разрешать посторонним дотрагиваться до вас.
  • Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Ульяна Кежаева
Занятие по ОБЖ в средней группе «Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения с незнакомыми людьми »

Цель : учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми ; формировать навыки безопасного поведения в необычных для детей жизненных обстоятельствах – при встрече с незнакомыми людьми .

Интегративные области : «коммуникация» , «познание» .

Оборудование : костюм врача, шляпа и очки, накладной нос, шапка, сюжетные картинки из сказок, картинки-символы правил безопасного поведения с незнакомцами , «волшебная палочка» , мешок.

Ход занятия:

Кого можно назвать знакомым?

Чем знакомый отличается от близкого человека, а чем от «чужого» , постороннего.

«Свои» , близкие – это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки, тёти. дяди.

Знакомые – сверстники, воспитатели, старшие друзья, друзья родителей, соседи.

Посторонние, «чужие» - прохожие, продавцы, просто незнакомые люди .

Сегодня мы поговорим о встречах с незнакомыми взрослыми .

Ситуация 1. «Незнакомый человек угощает ребёнка конфетой, мороженым, уговаривает девочку или мальчика с ним куда-либо пойти, предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым»

Сказка о белоснежке (Злая мачеха послала свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко).

Царевна яблоко взяла, что старушка принесла

Братьям много слёз пролить пришлось.

К счастью, всё удачно обошлось.

Во время обсуждения воспитатель должен довести до сознания детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если всё-таки разговор состоится, то отвечать нужно вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут.

Кто из вас пойдет с ним?

Что вы ему ответите?

«Извините, я тороплюсь.»

«Спасибо, но мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми людьми »

Игровая ситуация. Из-за забора незнакомая тетя зовет ребенка :

Например : «Пойдём в магазин, я тебе куплю конфет» ; «У меня живёт канарейка и хочет с тобой подружиться» и т. д. Ты такой хороший, ты мне очень нравишься. Пойдем со мной, я дам тебе игрушку».

Ответ ребенка.

- Правильно ли поступил (а?

Ответы детей.

Если тётя подошла

И в сторонку отвела,

И конфетку подарила,

И с тобой поговорила,

Про родителей спросила :

«Папа с мамой на работе?»

Вдруг она плохая тётя?

Дам один тебе совет :

Говори почаще : нет.

«Мне с чужим без разрешенья

Не велели говорить».

Можешь это предложенье

Раз двенадцать повторить.

Ситуация 2. «Незнакомец за дверью »

Сказка «Три поросёнка» .Что произошло, когда поросята открыли дверь незнакомой овечке ? Кто скрывался под шкурой овечки?

Сказка «Волк и 7 козлят» Правильно ли поступили козлята, что открыли дверь волку. Что с ними случилось потом?

Беседа : «Кому из этих людей ты бы открыл дверь?» - в дверной глазок виден доктор, милиционер, слесарь или почтальон и т. д. Настоящий ли это доктор, милиционер.? Какие у него намерения и что он хочет сделать? Какими словами он может уговаривать открыть дверь?

Вместе с детьми сделать вывод :

*Нельзя открывать дверь незнакомому , даже если у него ласковый голос или он представляется врачом, знакомым родителей, знает, как их зовут, делает заманчивые предложения. Что должен отвечать ребёнок в этой ситуации и как ему следует себя вести.

Не нужно разговаривать с чужим человеком;

Если вступил в разговор, то не говори, что ты один дома. Скажи, что родители отдыхают, или находятся в ванной;

Сделать вывод.

Игровая ситуация. Человек в форме врача или полицейского просит открыть дверь. Срочно нужно войти, это родители меня попросили прийти, проверить все ли в порядке. Мне нужно передать документы твоим родителям, очень срочно.

-Правильно теперь поступили ?

Может быть, пришёл сосед,

Может, слесарь Николай -

Говорит совсем чужой,

Ты скажи : «Нет мамы дома» .

Не пускай его домой!

Ситуация 3 : «Молодой человек приятной наружности приглашает мальчика или девочку прокатиться на его новой машине»

Сказка «Гуси-лебеди» Брат девочки поддался на уговоры гусей и они унесли его к себе его к Бабе-яге в избушку»

Беседа : Возможные ответы : «Спасибо, я тороплюсь!» ; «Извините, меня мама ждёт» ; «Я сегодня уже катался» ; «У нас такая же машина» ; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т. д. Убегать, звать на помощь. - Что вы ему ответите?

«Меня в машине укачивает. Меня папа катает на машине» .

Игровая ситуация : «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!»

Повторная ситуация.

Если дядя добрый очень,

А знакомых рядом нет,

Может быть, он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает,

То зачем тебя зовёт?

Вдруг всего наобещает

И от мамы увезёт?

Итог. Ребята, а какого человека мы называем незнакомым ? (Ответы детей.)

Запомните, это тот человек, которого вы лично не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что знаком с кем-то из ваших родных, называться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать, как вас называют друзья. А лучше всего вам, ребята, не вступать ни в какие разговоры с незнакомыми людьми !

Сегодня мы вспомнили правила безопасного поведения с незнакомыми людьми . Будьте внимательны и осторожны, когда остаетесь одни, выполняйте эти правила .

Большинство маленьких детей доверчивы и легко идут на контакт с незнакомыми людьми. Нередки случаи, когда злоумышленники просто уводят будущих жертв с детских площадок.Задача родителей - защитить малыша от опасных незнакомцев. А для этого необходимо научить его правильно реагировать на внимание с их стороны.

Рассказывать ребёнку о рисках, связанных с незнакомыми людьми, можно в любом возрасте. Но понять вас и адекватно применить полученные знания на практике он сможет примерно в три года. В этом возрасте ребёнок уже способен рассуждать, но ещё очень наивен и доверчив.Проще всего запретить любое общение с незнакомцами в ваше отсутствие. Нужно объяснить, что, когда вы рядом, малыш в безопасности и может говорить с кем хочет. Если вас нет - разговаривать и тем более уходить с кем-то опасно.

Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка, что за плохое поведение его заберёт дядька с мешком или Баба-Яга. В случае, если его реально схватит незнакомец, он может перепугаться и не сообразить, что делать или же воспринять похищение как наказание за непослушание, и даже не пытаться освободиться.

Детям младшего возраста бывает сложно воспринимать серьёзную информацию на слух. Чтобы малыш запомнил, как правильно себя вести, наиболее опасные ситуации можно изобразить в игровой форме. Для этого родители могут сами изобразить похитителей или поиграть в куклы с ребёнком.

Большинство детей даже относительно взрослых, в 6-8 лет наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными и с самого начала кажутся подозрительными. Объясните, что злоумышленник может быть вполне симпатичным и даже одногодком малыша. Поэтому опасно не только, когда ребёнка хватают и тащат в неизвестном направлении, но и когда:

  • Предлагают покататься на машине или сходить купить конфет;
  • Просят помочь поймать потерявшегося котёнка или показать нужный дом;
  • Звонят в дверь и просят открыть от имени электрика, сантехника и т.д.;
  • Рассказывают, что мама задержалась и попросила коллегу или друга забрать ребёнка с площадки или школы.

Ребёнок должен понимать, что любое общение с незнакомыми людьми потенциально опасно, поэтому всегда надо следовать указаниям родителей в такой ситуации.

Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми


Каждый ребёнок, который хоть на минуту остаётся без присмотра родителей или других взрослых, должен знать правила, которые помогут ему избежать опасности при общении с незнакомцами:

  • Никогда и никуда не ходить с незнакомыми людьми. Речь идёт не только о взрослых, это могут быть и дети.Если новый мальчик на детской площадке рассказывает, что в соседнем дворе веселее и предлагает сходить посмотреть, необходимо отказаться. Если незнакомая девочка говорит, что боится пройти мимо собаки возле дома и просит проводить, не надо этого делать.
  • Ни за что не открывать дверь незнакомцам. Кем бы они ни представлялись и что бы они не говорили, необходимо немедленно позвонить родителями и рассказать об этом. Если дома есть соседи, можно позвонить им и попросить разобраться.
  • Не разрешать незнакомым людям прикасаться к себе. Если человек приближается или протягивает руку, лучше немедленно убегать.
  • Не подходить к чужим автомобилям и тем более не садиться в них. Если водитель или пассажир просят показать дорогу, сделать это можно, указав направление рукой издалека.

Все родители стараются вырастить детей добрыми и отзывчивыми. Но ради его безопасности надо рассказать ребёнку, что он не обязан помогать незнакомому человеку, даже если этого требует общественнаямораль. Например, милая старушка просит помочь ей донести покупки в соседний дом. Конечно, хорошо воспитанный ребёнок захочет помочь бабушке. Но гораздо безопаснее будет посоветовать пожилой женщине попросить помощи у кого-то из взрослых и позвонить родителям, отойдя на безопасное расстояние.

Ребёнок должен чётко запомнить алгоритм действий в случае, если с ним заговорит незнакомец:

  • Оценка ситуации. Ребёнок должен знать, что любой незнакомец потенциально опасен. Но, если он находится в хорошо знакомом месте и родители рядом, а человек не делает попыток приблизиться, можно не паниковать раньше времени.
  • Соблюдение дистанции. Обычно более-менее безопасным считают расстояние в два метра. Покажите ребенку, сколько это, отмерив сантиметровой лентой на полу, и объясните, что, если человек приближается, необходимо отходить или убегать от него.
  • Прекращение общения. Большинство злоумышленников - неплохие психологи, они умеют найти подход к ребёнку и заговорить его, усыпив бдительность. Поэтому на любые попытки завести разговор дети должны отвечать «Сейчас спрошу у родителей» или что-то подобное, отходить на безопасное расстояние и/или звать взрослых.
  • Уход. Если незнакомец пытается навязать общение или увести ребёнка, он должен немедленно прекратить разговор и покинуть опасное место. Но делать это надо осторожно. Если для того, чтобы попасть домой, ребёнку надо зайти в пустой подъезд, тёмную подворотню и т.д., лучше не рисковать, а подойти к знакомым взрослым и рассказать о ситуации. Если поблизости нет никого знакомого, можно попросить помощи у полицейского, охранника или продавца в магазине, любого, кто явно не связан с предполагаемым злоумышленником.

Самое опасное - если злоумышленник уже схватил ребёнка и тащит. Расскажите, что в этом случае надо не только стараться освободиться любыми способами, но и звать на помощь. Обязательно надо кричать, что это чужой человек, и он ребёнка похищает, в противном случае окружающие могутрасценить это как шутку или семейную сцену.

Постарайтесь как можно понятнее рассказать ребёнку о подстерегающих его опасностях. Это не значит запугать, надо предупредить и подготовить. Помните, что ваш рассказ может спасти ребёнку жизнь.

Валерий Фадеев

Мы начнем не так, как обычно начинаются итоговые программы. Не с политики, не с официальных мероприятий. 1 июня отметили международный день защиты детей. А что для нас самое главное? Наши дети, наши внуки, их безопасность - это то, что мы считаем принципиально важным. Начались летние каникулы и дети, чаще, чем во время учебного года, предоставлены сами себе. Родители, я в этом не сомневаюсь, учат: никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми и тем более никуда с ними не уходите. А если что - громко зовите на помощь. Только плохо мы учим. Посмотрите наш эксперимент. Сразу скажу: мы проводили его под контролем специалистов по безопасности, детских психологов и с согласия родителей.

На детской площадке родители не обращают на него внимание - молодой парень, прилично одет - разве он тот самый “подозрительный тип”? Ну что может случится за одну минуту? Вернуться в машину, сходить в магазин - знакомо? Вот девушка оставляет младших братьев, чтобы поздороваться с подругой.

На самом деле сестра мальчиков из укрытия следит за экспериментом в прямом эфире: поддадутся ли дети на уговоры незнакомца и покинут вместе с ним игровую площадку. В роли преступника - эксперт по детской безопасности.

Пугающий результат: 12 секунд - и мальчишки сами бегут в капкан. Понятно, что это было условно все. Это была игра. Нет, страшно на самом деле. В семье сколько раз это проговаривается. На деле получилось - раз и все!

А это уже не эксперимент. Записи с камер видеонаблюдения в городе Отрадном Ленинградской области. На вокзале мужчина кому-то показывает на 10-летнего Руслана Королева, а вот уже ведет его к себе домой с большими пакетами продуктов. На допросе 35-летний задержанный невозмутимо расскажет, как убил мальчика и спрятал части тела.

Мама Руслана и сейчас порой верит, что он вот-вот вернется из школы, просто где-то заигрался. Тот день не выходит из головы.

«В магазин мы пошли. Очень хотела взять его с собой, но решила: пускай гуляет. Если бы вернула это время назад, я бы взяла его с собой, позвала бы», - говорит мать погибшего Руслана Королева Евгения Аликулова.

Почти все дети в этой группе доверились бы доброму на вид Андрею Чикатило - педофилу и серийному убийце. Или Александру Пичушкину, известному как Битцевский маньяк, зверски убившему 50 человек. Мужчина, который представлялся сотрудником полиции, был арестован в Камышине в начале этого года.

Чудо - 11-летнюю Аню спасли после четырех дней поисков, заметили полицейские во время обхода квартир. По счастью, девочка не стала жертвой сексуального насилия, но пережила кошмар.

У родителей подкашиваются ноги: обнять, погладить по голове, убедиться - жива! Каждые шесть часов в России пропадает ребенок, которого никогда не найдут. А ведь, казалось, все дети знают железное правило - не разговаривать с незнакомцами.

Тот же результат снова и снова - девять из десяти детей во время эксперимента уходят к машине чужого человека. Ребенок чувствует, что все это неправильно, но разве вежливо отказывать?

“С тобой не имеют право разговаривать незнакомые люди - это главное, что нужно запомнить!” - объясняет мама.

Мир делится не на добрых и злых, а на своих и чужих, учат детей на тренингах по безопасности. И если чужой начинает говорить, и уж тем более брать за руку, реакция должна быть отработана до автоматизма. Родители переживают, а если после таких уроков дети вообще перестанут доверять людям?

“Мы же учим детей, например, не переходить дорогу на красный свет, это не значит, что наш ребенок будет бояться машин. Посторонний человек не должен к тебе подходить. Если он подошел, значит, он либо невоспитанный человек, либо он преступник, но ты имеешь право быть с ним невежливым», - объясняет эксперт по детской безопасности Лия Шарова.

На этой недели открылись летние лагеря. Воспитатели объясняют родителям: популярный прием, когда ребенок может доверять незнакомцу, если тот знает “семейный пароль”, не гарантируют защиту. Ведь даже спецагенты проваливают миссии.

Во время нашего эксперимента, только 8-летний Руслан вспомнил, что говорила мама. Единственная максимальная безопасность - только если вы все время видите своего ребенка! И тогда остальные приемы никогда никому не понадобятся, в это так хочется верить.