Значение латеранские соглашения в православной энциклопедии древо. Латеранские соглашения Отрывок, характеризующий Латеранские соглашения

Муссолини хотел, чтобы его считали христианином, хотя с детства не ходил в церковь и слыл антиклерикалом. Некоторые из его последователей провозглашали себя атеистами или язычниками, сам он в частном кругу не раз насмехался над обрядами и догмами церкви. Но хотя в фашистском утверждении: «в государстве все, вне государства – ничего», содержался явный вызов христианству, тем не менее Италия была католической страной, и история научила Муссолини, что он едва ли выйдет сухим из воды открытого сражения с папством. Наоборот, церковь и фашизм могли бы помогать друг другу. С помощью духовного слова легче было бы убедить иностранцев в том, что ему можно доверять, а внутри Италии духовенство могло бы обеспечить фашизму завоевать народное одобрение.

У Муссолини были веские причины, чтобы опять обратиться на путь христианства и стать добропорядочным католиком. Газеты начали рассказывать истории и публиковать фотографии, представлявшие его благочестивым религиозным человеком, а некоторые помощники зашли даже так далеко, что стали находить близкое сходство его со святым Игнатием Лойолой. Для начала Муссолини в 1923 году окрестил своих детей, а затем поднял статус семьи, обвенчавшись с Рахелью. Его памфлет времен ранней юности, называвшийся «Бога нет», и еретическая брошюра про Яна Гуса больше не печатались и были изъяты из продажи, а вследствие этого исчезли и из церковного «Индекса запрещенных книг». Ватикану очень польстило, когда он объявил вне закона масонство, освободил духовенство от налогов и пустил общественные фонды на спасение католических банков от банкротства. Введя год Святых, провозглашенный Папой в 1925 году, ограничив работу миссии протестантов в Италии и запретив постройку мечети в Риме, он многого достиг за небольшую цену.

За пределами Италии интересы фашизма и церкви иногда переплетались. Муссолини делал все возможное, чтобы бороться за католическое дело в Палестине против православного патриарха и англичан, которые, к его великому сожалению, владели мандатом на эту территорию. В Албании Муссолини принудил местную православную церковь отказаться от вассальной зависимости по отношению к Константинопольскому патриарху и признать главенство Ватикана. То же самое он проделал на Родосе, прибегнув к насилию и провокационным действиям по отношению к местному населению.

В самой Италии епископы не только оказали существенную поддержку фашизму в его борьбе против либерализма и социализма, но также выразили явное удовлетворение отношением Муссолини к женщинам и семье. Несомненно, он зашел слишком далеко, когда назвал женщин неисправимыми кокетками, несозидательными и неинтеллектуальными существами, ратуя в то же время за повышение рождаемости. Во времена своей антихристианской юности Муссолини был убежденным сторонником искусственных противозачаточных средств, но в 1924 ввел уголовную меру наказания для каждого, кто будет их защищать, а в 1926 году развернул широкую кампанию за повышение деторождаемости. Он показал пример доброго семьянина, взяв к себе на постоянное жительство семью и произведя на свет еще двух детей, но идеальной семьей считал ту, где воспитывается двенадцать детей. В момент особого оптимизма Муссолини заявил в парламенте, что нужно удвоить темп рождаемости, выдвинув странный, но, по его мнению, убедительный аргумент, что только таким путем Италия сможет противостоять 90 миллионам немцев и 200 миллионам славян. В 1927 году была спущена установка за следующие 25 лет увеличить население Италии с 40 до 60 миллионов, и Муссолини опрометчиво заявил: так как Италии нужны большие семьи, чтобы иметь больше солдат, это станет настоящей проверкой жизнеспособности его фашистской революции. Неэффективность законодательных мер и усилий пропаганды в осуществлении такого великого дела вызвала у дуче недоумение. Но тем важнее был успех в побочной цели – сближении с церковью.

Несмотря на то что до 1925 года Муссолини всячески способствовал обеспечению женщин работой, вскоре он изменил тактику и стал поощрять их сидеть дома и рожать детей. Он ввел налог на «неоправданное безбрачие» и предлагал ввести налог на бездетные семьи. Частным фирмам и гражданским ведомствам было приказано нанимать на работу в первую очередь семейных. Вышли указы, предусматривавшие суровые наказания за нарушение супружеской верности, причем более суровые для женщин, чем для мужчин. Новые фашистские правовые нормы способствовали повышению авторитета мужа как главы семьи. Разводы были запрещены и увеличены штрафы за аборты. Заражение сифилисом, по личному приказу Муссолини, было приравнено к преступлению.

Многие фашисты были очень распутными. Муссолини это знал и воспринимал как должное. Но на людях он выражал восхищение пуританством Кромвеля и говорил, что превратит Рим в самый высоконравственный город в мире. Он также клялся и божился, что будет отдавать под суд за всякого рода спекуляции, но так как это слишком противоречило вкусам большинства фашистов, намерения дуче не увенчались успехом. Он пытался регулировать танцевальные стили – современные танцы «аморальны и непристойны, являются зародышем греха, вселяя в умы людей стремление к безнравственности». Ночные развлечения были жестко ограничены, за что Папа был ему особенно благодарен, хотя и жаловался, что представления с раздеванием все еще продолжаются, невзирая на закон об их запрещении. С помощью прессы была также начата кампания против алкоголизма, по указу сверху в первые годы режима были закрыты 25000 винных торговых точек.

Эффективность всех этих мер была ниже ожидаемой, но фашизм продолжал напускать на себя перед всем миром аскетический и пуританский вид. Приезжие иностранцы замечали, что люди в фашистской Италии стали менее улыбчивы и даже дети привыкли принимать «суровую, гладиаторскую позу... как бы утратив свое обычное чувство юмора». Как пояснял философ Джентиле, фашизм был серьезным, «даже религиозным» делом, а «смех идет от дьявола и истинно верующие не станут улыбаться, разве что с горьким сарказмом».

Такая же пуританская строгость проявилась и в отношении женщин и их поведения. Предписывались ханжеские правила фасонов купальных костюмов и длины юбок, ограничения в использовании косметики и обуви на высоких каблуках. Делались попытки заставить женщин отказаться от «негритянских плясок», а вместо этого заняться бегом или каким-нибудь другим более красивым видом спорта. Тут вмешался Ватикан, возражая против участия женщин в публичных спортивных состязаниях. «Если женщина и должна поднять руку, то мы надеемся и уповаем, чтобы она подняла ее для молитвы или для благотворительности». Муссолини склонен был с этим согласиться; он находился под сильным впечатлением утверждений, что «мускульные» виды спорта, такие, как верховая езда, коньки и велосипед являются причиной бесплодия женщин и отвлекают их от «естественной и основной миссии».

Хотя Ватикан осуждал фашизм за применение насилия и знал, что часть ответственности за это лежит непосредственно на Муссолини, все же союз с ним оставался для церкви наиболее приемлемой из всех возможных альтернатив.

При обсуждении [Латеранского] договора о перемирии церкви и государства Папа потребовал 4000 миллионов лир в качестве компенсации за конфискованную в 1870 году собственность. Однако ко времени подписания этого [Латеранского] договора в феврале 1929 года требование было урезано более чем наполовину. Кроме того, фашизм признал право духовенства на отправление правосудия в вопросах брака и семьи, хотя в последующие годы стало ясно, что это была всего лишь теоретическая уступка, которой Муссолини мог и пренебречь.

Муссолини оглядывался на свое примирение с церковью как на шедевр. Это, безусловно, было крупным политическим успехом, завоевавшим ему шумное одобрение со стороны католиков. Но как только он получил это соглашение и завоевал народную поддержку, он тотчас начал активно расширять свои завоевания. В довольно оскорбительной для Пия XI речи Муссолини заявил, что церковь в результате заключенного Латеранского договора уже не свободна, а подчиняется государству. Как истинный еретик он сослался на историю католицизма, представлявшего собой вначале небольшую секту, которая смогла распространиться по всей Палестине лишь благодаря ее слиянию с организацией Римской империи. Никогда напряжение в отношениях с Ватиканом не было столь острым, как в последовавшие после соглашения годы. Муссолини за три месяца конфисковал больше изданий католических газет, чем за предыдущие семь лет. Именно в этот период – и, вероятно, с его разрешения – начал появляться на разных языках рассчитанный на дешевый успех его роман «Любовница кардинала». Муссолини категорически отказался пойти навстречу требованиям духовенства на право голоса в системе образования и, по собственному признанию, едва не был отлучен от церкви, но упорно держался за свое и в итоге выиграл эту борьбу за тотальный контроль над молодежью.

», существовавшего с 1870 года ; определили права и привилегии Католической церкви , её положение в Итальянском королевстве.

Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата . Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола , включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории, управляемой Святым Престолом, формально именуя Ватикан - Городом Ватикан (Citta del Vaticano ), границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3).

Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о специальном гражданстве для подданных Святого Престола, дипломатическом корпусе при Святом Престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией Святому Престолу 750 млн лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1) ; взамен Святой Престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2; имелись в виду военная оккупация и последовавшая за этим аннексия территории Папского государства Королевством Италия в 1870 году).

Конкордат определяет права и привилегии католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность Королю Италии, как главе государства (ст. 20). Другие статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают организацию «Католическое действие » и т. д.

В 1969 году палата депутатов приняла закон, разрешавший развод; этот закон фактически отменял ст. 34 конкордата.

Соглашения были пересмотрены в 1984 году , например, положение Католической церкви было изменено с поддерживаемой государством путём финансовой помощи религии на одного из получателей специального налога, называемого итал. otto per mille - «восемь тысячных».

Напишите отзыв о статье "Латеранские соглашения"

Примечания

Литература

  • Ковальский Н. А., Католицизм и дипломатия, М., 1969; Коровин E. А., Католицизм как фактор современной мировой политики, М. - Л., 1931;
  • Шейнман М. М., Ватикан между двумя мировыми войнами, М., 1948.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Латеранские соглашения

Сделав защиту малышам, мы с любопытством ждали, что же предпримет наш «новоиспечённый» друг. А он, внимательно за нами наблюдая, очень легко сделал себе точно такую же защиту и теперь спокойно ждал, что же будет дальше. Мы со Стеллой довольно друг другу улыбнулись, понимая, что оказались в отношении него абсолютно правы, и что его место уж точно было не нижний Астрал... И, кто знал, может оно было даже выше, чем думали мы.
Как обычно, всё вокруг заискрилось и засверкало, и через несколько секунд мы оказались «втянутыми» на хорошо знакомый, гостеприимный и спокойный верхний «этаж». Было очень приятно вновь свободно вздохнуть, не боясь, что какая-то мерзость вдруг выскочит из-за угла и, шарахнув по голове, попытается нами «полакомиться». Мир опять был приветливым и светлым, но пока ещё грустным, так как мы понимали, что не так-то просто будет изгнать из сердца ту глубокую боль и печаль, что оставили, уходя, наши друзья... Они жили теперь только лишь в нашей памяти и в наших сердцах... Не имея возможности жить больше нигде. И я наивно дала себе слово, что буду помнить их всегда, тогда ещё не понимая, что память, какой бы прекрасной она не являлась, заполнится позже событиями проходящих лет, и уже не каждое лицо выплывет так же ярко, как мы помнили его сейчас, и понемногу, каждый, даже очень важный нам человек, начнёт исчезать в плотном тумане времени, иногда вообще не возвращаясь назад... Но тогда мне казалось, что это теперь уже навсегда, и что эта дикая боль не покинет меня навечно...
– Я что-то придумала! – уже по-старому радостно прошептала Стелла. – Мы можем сделать его счастливым!.. Надо только кое-кого здесь поискать!..
– Ты имеешь в виду его жену, что ли? У меня, признаться, тоже была такая мысль. А ты думаешь, это не рано?.. Может, дадим ему сперва здесь хотя бы освоиться?
– А ты бы не хотела на его месте увидеть их живыми?! – тут же возмутилась Стелла.
– Ты, как всегда, права, – улыбнулась подружке я.
Мы медленно «плыли» по серебристой дорожке, стараясь не тревожить чужую печаль и дать каждому насладиться покоем после всего пережитого в этот кошмарный день. Детишки потихонечку оживали, восторженно наблюдая проплывавшие мимо них дивные пейзажи. И только Арно явно был от нас всех очень далеко, блуждая в своей, возможно, очень счастливой памяти, вызвавшей на его утончённом, и таком красивом лице, удивительно тёплую и нежную улыбку...
– Вот видишь, он их наверняка очень сильно любил! А ты говоришь – рано!.. Ну, давай поищем! – никак не желала успокоиться Стелла.
– Ладно, пусть будет по твоему, – легко согласилась я, так как теперь уже и мне это казалось правильным.
– Скажите, Арно, а как выглядела ваша жена? – осторожно начала я. – Если вам не слишком больно об этом говорить, конечно же.
Он очень удивлённо взглянул мне в глаза, как бы спрашивая, откуда вообще мне известно, что у него была жена?..
– Так уж получилось, что мы увидели, но только самый конец... Это было так страшно! – тут же добавила Стелла.
Я испугалась, что переход из его дивных грёз в страшную реальность получился слишком жестоким, но «слово не птичка, вылетело – не поймаешь», менять что-то было поздно, и нам оставалось только ждать, захочет ли он отвечать. К моему большому удивлению, его лицо ещё больше осветилось счастьем, и он очень ласково ответил:
– О, она была настоящим ангелом!.. У неё были такие дивные светлые волосы!.. И глаза... Голубые и чистые, как роса... О, как жаль, что вы её не увидели, мою милую Мишель!..
– А у вас была ещё дочь? – осторожно спросила Стелла.
– Дочь? – удивлённо спросил Арно и, поняв, что мы видели, тут же добавил. – О, нет! Это была её сестра. Ей было всего шестнадцать лет...
В его глазах вдруг промелькнула такая пугающая, такая жуткая боль, что только сейчас я вдруг поняла, как сильно страдал этот несчастный человек!.. Возможно, не в силах перенести такую зверскую боль, он сознательно отгородил себя стеной их былого счастья, стараясь помнить только светлое прошлое и «стереть» из своей памяти весь ужас того последнего страшного дня, насколько позволяла ему это сделать его раненая и ослабевшая душа...

между итальянским государством и Ватиканом, подписаны 11 февраля 1929 г. Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец «Римскому вопросу». Договор признал образование на территории Рима суверенного государства Ватикан, финансовая конвенция урегулировала финансовые отношения сторон, конкордат определил права и привилегии католической церкви в Италии. Действуют и поныне.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Латеранские соглашения

система договоров между итальянским государством и Святым Престолом. Привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым престолом, к разрешению «Римского вопроса», существовавшего с 1870; определили права и привилегии Католической Церкви, ее положение в Итальянском королевстве.

Подписаны 11 февраля 1929 в Латеранском Апостольском Дворце (Palazzo Laterano) кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Б. Муссолини, действовашим от имени короля Виктора Эммануила III.

Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признает католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории, управляемой Святым Престолом, формально именуя Ватикан - Городом Ватикан (Citta del Vaticano), границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3).

Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о специальном гражданстве для подданных Святого Престола, дипломатическом корпусе при Святом Престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией Святому Престолу 750 млн. лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1); взамен Святой Престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2) (имелся ввиду вооруженный захват территории Папского государства войсками Короля Сардинского Виктора Эммануила Савойского в 1870, и провозглашения Королевства Италия в 1871).

Неполное определение ↓

Латеранские соглашения , между итальянским государством и Ватиканом , привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и папским престолом, к ликвидации «Римского вопроса» , существовавшего с 1870; определили права и привилегии католической церкви, её положение в итальянском государстве. Подписаны 11 февраля 1929 в Латеранском апостолическом дворце (Palazzo Laterano). Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1) и «суверенитет святого престола в международных делах» (ст. 2); предусматривает образование государства Ватикан, границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3). Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о ватиканском гражданстве, дипломатическом корпусе при папском престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией папскому престолу 750 млн. лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1); взамен папский престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2). Конкордат определяет права и привилегии католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность главе государства (ст. 20). Др. статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают «Католическое действие» и т. д. В период существования фашистской диктатуры в Италии (1922-43) Л. с. обеспечили фашистскому режиму поддержку Ватикана.

Л. с. и поныне определяют правовые отношения между государством и католической церковью в Италии в соответствии со ст. 7 Итальянской республиканской конституции 1947.

Демократические силы Италии ведут борьбу за пересмотр Л. с. В 1969 палата депутатов приняла закон, разрешавший развод; этот закон фактически отменял ст. 34 конкордата.

Публ.: Enciclopedia del Papato, Catania, 1961.

Лит.: Ковальский Н. А., Католицизм и дипломатия, М., 1969; Коровин E. А., Католицизм как фактор современной мировой политики, М. - Л., 1931; Шейнман М. М., Ватикан между двумя мировыми войнами, М., 1948.

Н. А. Ковальский.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Латеранские соглашения

система договоров между итальянским государством и Святым Престолом. Привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и Святым престолом, к разрешению «Римского вопроса», существовавшего с 1870; определили права и привилегии Католической Церкви, её положение в Итальянском королевстве.

Подписаны 11 февраля 1929 в Латеранском Апостольском Дворце (Palazzo Laterano) кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Б. Муссолини, действовашим от имени короля Виктора Эммануила III.

Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за...

ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Соглашения между итальянским государством и Ватиканом, подписанные 11 февраля 1929г. (действуют в редакции 1984 г.). Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец "римскому вопросу" Договор признал образование на территории Рима суверенного государства Ватикан; финансовая конвенция урегулировала финансовые отношения сторон; конкордат определил права и привилегии католической церкви в Италии.

Энциклопедический словарь экономики и права 2005

между итал. гос-вом и Ватиканом; привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и папским престолом, к ликвидации "Римского вопроса", существовавшего с 1870; определили права и привилегии католич. церкви, ее положение в итал. гос-ве. Подписаны 11 февр. 1929 в Латеранском апостолич. дворце (отсюда их назв.). Состоят из договора, финанс. конвенции и конкордата. Договор признает католицизм "единств. гос. религией" (ст. 1) и "суверенитет св. престола в междунар. делах" (ст. 2); предусматривает образование гос-ва Ватикан, границы к-рого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3). Ряд статей регулирует адм. вопросы, положение о ватиканском гражданстве, дипломатич. корпусе при папском престоле и т. д. Финанс. конвенция предусматривает выплату Италией папскому престолу 750 млн. лир и 1 млрд. лир в пятипроцентных ценных бумагах (ст. 1); взамен папский престол отказывается от финанс. претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского гос-ва (...

ряд документов, подписанных 11 февраля 1929 и ратифицированных 7 июня 1929 в результате продолжительных переговоров между властями Ватикана и фашистским правительством Италии. В 1870, когда была провозглашена единая независимая Италия, итальянское правительство аннексировало Папское государство. Папский суверенитет был ограничен Ватиканом, которому придали экстерриториальный статус. Закон о папских гарантиях, изданный 13 мая 1871, утвердил новый статус папы в Италии. Поскольку это было одностороннее соглашение, которое могло быть отменено по прихоти итальянского правительства, Пий IX отказался его признать, провозгласив себя "ватиканским узником". Возник т.н. "Римский вопрос". Следующие папы продолжали протестовать против своего нового статуса. Вскоре после прихода к власти Муссолини взялся уладить разногласия. Переговоры с участием Ватикана и папы Пия XI были успешно завершены, когда Муссолини и кардинал П.Гаспарри подписали 11 февраля 1929 три документа, известных как Латеранские сог...

Между итальянским государством и Ватиканом, подписаны 11 февраля 1929 г. Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец «Римскому вопросу». Договор признал образование на территории Рима суверенного государства Ватикан, финансовая конвенция урегулировала финансовые отношения сторон, конкордат определил права и привилегии католической церкви в Италии. Действуют и поныне.

Латеранские соглашения

между итальянским государством и Ватиканом, привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и папским престолом, к ликвидации «Римского вопроса» (См. Римский вопрос), существовавшего с 1870; определили права и привилегии католической церкви, её положение в итальянском государстве. Подписаны 11 февраля 1929 в Латеранском апостолическом дворце (Palazzo Laterano). Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1) и «суверенитет святого престола в международных делах» (ст. 2); предусматривает образование государства Ватикан, границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3). Ряд статей регулирует административные вопросы, по...

Соглашения между итальянским государством и Ватиканом; подписаны 11 февраля 1929 г. (действуют в ред. 1984 г.). Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец "Римскому вопросу". Договор признал образование на территории г. Рима суверенного государства Ватикан; финансовая конвенция урегулировала финансовые отношения сторон; конкордат определил права и привилегии католической церкви в Италии.

соглашения между итальянским государством и Ватиканом, подписанные 11 февраля 1929г. (действуют в редакции 1984 г.). Со стоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили конец "римскому вопросу" Договор признал образование на территории Рима суверенного государства Ватикан; финансовая конвенция урегулировала финансовые отношения сторон; конкордат определил права и привилегии католической церкви в Италии.