Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета. Анализ стихотворения фета первые ландыши

Фет очень любил весну. Он видел в ней признаки самой жизни, и вдохновение приходило к поэту, когда вскрывались ото льда реки, оживала природа, солнечные лучи разгоняли зимнее ненастье. Как пела, как ликовала тогда трепетная душа романтика!

Он был литературным художником от Бога: умел видеть прекрасное в прозаичных, обыкновенных вещах, восторгаться искренне и неподдельно, переносить свои впечатления на лирические полотна. Восхищение ранним весенним цветком воплотилось в разных стихотворениях Фета, но «Первый ландыш» – самое нежное и проникновенное. Оно начинается риторическим восклицанием:

О первый ландыш!..

Так рождается олицетворение неживой природы. Для поэта ландыш – маленький живой организм, одухотворенное существо, пробившее себе дорогу «из-под снега» к «солнечным лучам». Он «просит» жизни, и этим глаголом автор продолжает олицетворение, чему способствует метафорический прием:

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Фет наполняет строфу цветом и запахом весны. Цвет – искристая чистота ландыша, которая белее тающего снега, ярче теплого весеннего солнца. Запах – нежный шлейф древесных почек и первых цветов; это не дурманящий аромат летнего разнотравья, а едва уловимый весенний дух.

Аллитерация строфы соответствует художественному образу. Поэт намеренно нагнетает согласные «ч», «ш», твердый «с». При чтении эти звуки дают ощущение мягкого шороха – вот такой он, едва слышимый шепот оживающей природы.

Фет активно использует восклицательные синтаксические конструкции; различные части речи играют роль усилительных частиц. Так поэт воплощает свое восторженное ликование. Лирический герой говорит о снах, «нисходящих» в весенних лучах. В данном контексте сны – это мечты, фантазии, радостные переживания, то есть разнообразные эмоции.

Во второй строфе появляется интересный художественный прием – перифраз:
Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Называя ландыш «подарком», поэт как будто выражает свою благодарность природе за возможность насладиться красотой. Поэтому становится понятен эпитет «воспламеняющая весна»: чарующее время года зажигает огонь в душе автора.

В словосочетании «первый луч весенний» есть оттенок гиперболы: нельзя выделить первый, пятый, последний солнечный луч. Цель Фета при использовании оригинального приема – передать импрессию минутного ощущения.

В третьем катрене появляется образное сравнение: весна – юная дева, которая полна неведомых, ни разу не испытанных чувств, она лишь предвкушает их. Снова автор повторяет слово «первый», причем дважды. Эпитет звучит в стихотворении четыре раза, не считая названия, а значит, содержит глубокий смысл. Действительно, весной человеку кажется, что он впервые видит нежную зелень и золотое небесное светило, вдыхает свежие ароматы, ведь зима в России долгая-долгая. Об этом писал Пушкин в стихотворении «Осень».

Правда, в отличие от Фета, великий классик не любил весны и отмечал, что творческое вдохновение посещает его в разгар осени. Несмотря на разность, Пушкин и Фет имеют много общего: оба умеют передать краски и музыку окружающего мира, показать, что испытывает человек от соприкосновения с ним. Все это есть в стихотворении «Первый ландыш».

Лирическая зарисовка очень эмоциональна, поэтому Фет не придерживается четкой мелодической схемы. В каждой строфе стихи имеют разное количество слогов, сбивается ритмика. Но поэзия Фета всегда мелодична за счет точных рифм, тщательного отбора фонетических и лексических средств.

Лирику Фета современники называли «чистым искусством», постоянно обвиняя литератора в отсутствии интереса к общественным проблемам, что отчасти соответствует действительности. Между тем нельзя не признать, что Фет был поэтом-патриотом: он по-своему выражал любовь к родине, воспевая Россию в каждом своем произведении.

Стихотворение А. Фета «Первый ландыш» анализировал Федор Корнейчук

Ещё с момента выхода в свет первого сборника стихов Афанасий Фет приобрел репутацию искусного художника слова. Его описания природы, заставляющие видеть красоту окружающего мира, с каждым годом становились утончённей и выразительнее. Стихотворение "Первый ландыш" написано в 1854 году, когда свет увидели уже два сборника Фета. В "Первом ландыше" каждое слово, как и в других стихах, дышит любовью к природе и красоте.

Анализ этого произведения нужно начинать с композиции. Стихотворение состоит из двух частей: в первой описание ландыша и весеннего пробуждения природы, во второй - сравнение цветка и юной девушки.

Первая часть - это два четверостишия, насыщенные изобразительно-выразительными средствами. Эпитеты "солнечных" , "душистой" , "пленителен" , "воспламеняющей" передают воодушевление, даже ликование лирического героя. Весна, пробуждение природы, возвращение сочной, яркой красоты - это зажигает взгляд автора, который заставляет и читателя ощутить нечто подобное. После описания первого ландыша лирический герой восхищается весенним солнечным лучом, восклицания "как" , "какие" поднимают эмоциональный накал, и кульминацией становится строка "Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!" В этом предложении - и благодарность, и восторг, и отзвук надежды на душевное возрождение - "воспламеняющая" весна может зажечь и сердце человеческое.

Во второй части, состоящей из одного четверостишия, автор переходит к размышлению, сравнивая весенний цветок и солнечный луч с движением молодой души. В большей степени цветок, это подчёркивается словами "девственный" в первой части и "дева" во второй. Нежный, чистый ландыш, появившийся из-под снега, дарящий свой аромат всему миру, так же трогателен, как юная девушка, только расцветшая первой красотой, ещё не знающая, что ожидает её в жизни, и доверяющая всему. Трогательность и невинность подчёркиваются словами "первый" , "робкий" , "молодой" . Но надежда, которая чувствуется в приближении тепла, всегда оправдывается - природа расцветает. А надежда человеческой души может бесследно растаять... И "избыток жизни молодой" растратится зря. В этой параллели заключается философский смысл произведения.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и большинство других произведений Фета. Этот размер передаёт жизнерадостность, воодушевление автора, любующегося природой. Нераздельность окружающего мира и настроения человека - лейтмотив творчества поэта, и в "Первом ландыше" эта мысль раскрыта максимально, она даже предвосхищает будущее.

Кроме анализа "Первого ландыша" есть и другие сочинения:

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист...», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета

Важное место в поэзии Фета занимают образы природы. Мир природы в его стихотворениях наполнен красками и звуками: « … распевая, вползает пчела», «кузнечиков неугомонный рой», ласточки, журавли, деревья и цветы. Цветов у Фета особенно много: это и «гвоздики душистой сирени», и «душистые опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако не менее прекрасен в лирике поэта скромный лесной цветок — ландыш, которому посвящено небольшое, изящное стихотворение.

В стихотворении «Первый ландыш» три строфы — катрена с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший. Первые две строфы представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой.

l-я строфа начинается риторическим обращением: «О первый ландыш!» Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:

«… из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!»

В создании поэтической картины участвуют эпитеты «девственная нега», «душистая чистота». Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах. l-я строфа связана со 2-й риторическими восклицаниями: «Какая! .. Как! .. Какие! .. Как! ..» , повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде первого ландыша — вестника весны.

Во 2-й строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в l-й строфе. В первом стихе 2-й строфы появляется «луч весенний». (вспомним: в l-й строфе звучало: « … ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе 2-й строфы — образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом.

«Первый луч весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так возникает мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения. Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны. Этот мотив пробуждения природы и человеческих чувств звучит и во многих других стихотворениях Фета.

«Возрожденья весть живая» видится поэту в возвращавшихся на родину журавлях, с весною связано ощущением «что, как мир, бесконечна любовь».

В З-й строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох — предчувствие любви. Слово «первый. встречалось и во 2-й, и в l-й строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.

В основе ритмической структуры стихотворения — четырехстопный ямб, особенно четко повторяемый во 2-х и 4-х стопах всех двенадцати стихов. Ямб — широко распространенный в русском стихосложении метр, употребляемый в произведениях как на гражданскую, так и интимную тематику.

Спондеи, регулярно употребляемые в начале всех стихов, привносят эффект дополнительного усиления. Пиррихии, симметрично расположенные во всех строфах и связанные с использованием многосложных слов (девственная, воспламеняющей, благоухает), усиливают лиризм, придают стиху возвышенный, эмоционально-приподнятый характер.

В русской литературе Афанасий Афанасьевич Фет заслужил славу тонкого ценителя природы, в которую вдыхал жизнь и наполнял пленительными образами в своих произведениях. Одним из ярких образчиков его творчества является стих «Первый ландыш» как гимн пробуждения природы после долго зимнего сна. Предлагаем познакомиться с кратким анализом «Первый ландыш» по плану 9 класса.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1854 году.

Тема стихотворения – Возрождение природы после долгого зимнего сна. Неразрывная связь природы и человека.

Композиция – Стих состоит из трех строф: в первых двух описывается торжество природы весной, а в третьей строфе поэт сопоставляет ландыш с прекрасной девушкой.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры «розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике».

Эпитеты «солнечный», «душисты», «воспламеняющий», «молодой».

Сравнения – молодая девушка сравнивается с только что появившимся из-под снега ландышем.

Олицетворения - «вздох благоухает».

История создания

Свое небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение Афанасий Афанасьевич написал в 1854 году, во время прогулки по весеннему лесу. Писатель, всегда очень тонко чувствовавший и понимавший красоту природы, был поражен прелестью леса, который сбрасывал с себя зимние оковы.

Восхищенный мудростью, щедростью и безграничной силой природы, Фет на одном дыхании написал свое изящное стихотворение, в котором центральным образом стал хрупкий, нежный ландыш.

Тема

Главная тема произведения - весеннее перерождение природы. Олицетворением наступающей весны и грядущих радостных перемен служит первый ландыш, тянущийся к теплым солнечным лучам. Природа стремится навстречу солнцу, даруя новую жизнь.

Однако в своей литературной работе Фет стремился продемонстрировать не только утонченную красоту природы, но и человеческих эмоций. Недаром во все времена у всех народов весна является синонимом любви, свежести, молодости, красоты.

Именно поэтому поэт сравнивает нежный ландыш с юной прелестницей, испытавшей доселе неведомые ей чувства. В силу своей неопытности она еще не может в них разобраться, но вздыхает в предчувствии счастливых перемен. В “Первом ландыше” не указан напрямую лирический герой, однако его восторженным настроением пронизано все произведение.

Афанасий Афанасьевич недаром сравнивает цветок с девушкой. Будучи непревзойденным мастером пейзажной лирики, он способен проводить необычайно точные параллели между природой и человеком, доказывая их неделимое единство.

В цветении ландыша он видит всю прелесть быстротечной юности. Счастливая пора молодости ускользает очень быстро, и именно потому так важно радоваться каждому мгновению жизни. В своем стихе Фет пытается донести читателям простую идею - истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. В каждом лепестке, в каждой травинке можно увидеть настоящее чудо, несущее радость и свет.

Композиция

Композиционная структура произведения представлена двумя частями. Первая часть, состоящая из двух строф, описывает весеннее пробуждение природы. Тонкое и изящное изображение ландыша как предвестника весны, восхищение возрождающейся жизнью усиливает эмоциональный накал, который изливается в кульминации - «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!».

Во второй части стихотворения, состоящей из одной строфы, автор переходит к философским размышлениям, сравнивая ландыш с юной девушкой.

Жанр

Стихотворение «Первый ландыш» написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания большей эмоциональности стихотворению поэтом использована широкая гамма выразительных художественных средств. Проявления весны описаны эпитетами «солнечный», «душистый», «воспламеняющий», «молодой».

Для придания образности и «оживления» природы Фет умело использует метафоры («розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике») и сравнения (сопоставление ландыша с девушкой).

Своим произведением Фет обращается не к разуму, а к чувствам. Именно поэтому в стихотворении так много восклицательных предложений, призванных подчеркнуть его эмоциональную составляющую.