Анкетирование примеры. Пример анкет для опросов: как правильно их составлять

Инструкция

Просто так заполнять анкету вряд ли кто-то согласится. Поэтому стоит спланировать акцию с розыгрышем призов или скидками на покупки. Постоянные покупатели обязательно примут в ней участие. Для этого им придется заполнить анкету , в которую нужно вписать все интересующие вопросы.

Социальный статус покупателя . Этот можно выявить, задав вопрос: "Сколько вы тратите на покупки ?". Дополнительно к этому нужно спросить: "Как часто вы посещаете наш магазин?". Это позволит понять, насколько обеспеченные покупатели обычно заходят в торговый павильон.

Контактная информация - адрес электронной почты или телефон. В том случае, если розыгрыш призов будет проводиться закрыто, эти данные нужны для оповещения победителей. Еще на электронную почту или мобильный телефон можно присылать информацию о , распродажах и других интересных для покупателя событиях.

Обратите внимание

Проведение опроса покупателей сети гипермаркетов в Санкт-Петербурге. Итоговая анкета для опроса формируется на базе формата и целей изучения, дополняется вопросами и блоками, важными для исследования. Маркетинговое агентство Life-Marketing оказывает услуги по проведению опросов потребителей и изучению потребительского спроса.

Полезный совет

Анкета опроса покупателей является одним из распространённых способов маркетингового исследования, необходимого для изучения спроса на отдельный товар или на группу товаров, для изучения степени лояльности покупателя относительно компании-производителя и т.д. Такая анкета является эффективным и удобным инструментом для изучения покупательского спроса на новую продукцию...

Источники:

  • анкетирование покупателей

Инструкция

Видео по теме

Обратите внимание

Полезный совет

Источники:

  • «Мудрый рекламодатель»,А.П.Репьев, 2007;«Приемы рекламы и Public relations», И.Л.Викентьев, 2007

Основным методом работы психологов, социологов, маркетологов и других исследователей является анкетирование. Но не только в этих сферах деятельности могут использоваться анкеты. Многим людям приходится заполнять их при поступлении в учебное заведение, при устройстве на работу и во многих других жизненных ситуациях. Составить анкету правильно совсем не просто, как может показаться на первый взгляд.

Инструкция

В самом начале анкеты вопросы должны быть легкими. Далее они могут быть сложными. В конце анкеты, когда респондент уже устал, желательно поместить парочку интересных для него вопросов.

Вопросы, входящие в состав любой анкеты, не должны быть двусмысленными. Например, вопрос «Каков размер вашего дохода?» может подразумевать и доход респондента, и доход всей его семьи. Кстати, речь может идти как о зарплате, так и о дополнительном заработке.

Анкету следует составлять только из простых вопросов, не содержащих усложненные формулировки и незнакомые большинству людей термины. Каждый вопрос должен быть ясным, кратким, четко сформулированным.

При составлении анкеты нельзя допускать подталкивания респондента к определенному ответу на вопрос. Поэтому недопустимо начинать вопросы анкеты со слов «Не кажется ли вам, что…?», «Согласны ли вы…?», «Нравится ли вам…?».

Не стоит включать в анкету вопросы, превышающие возможности памяти человека, отвечающего на них. Например, вряд ли респондент сможет быстро и точно ответить на вопрос «Сколько денег вы потратили на покупку зубной пасты за последний год?».

Составлять анкету следует из таких вопросов, ответы на которые респондент точно знает, помнит и готов обсуждать их с незнакомым человеком.

Анкета, на вопросы которой респондент отвечает в течение 20 минут и даже дольше, свидетельствуют, как правило, о недостаточной профессиональной подготовке организаторов проводимого исследования.

Правильно составленная анкета не вызывает никаких вопросов у респондентов, а также не требует каких-либо дополнительных пояснений.

Видео по теме

Совет 4: Как составить анкету для маркетингового исследования

Маркетинговое исследование играет большую роль в развитии бизнеса. С его помощью специалисты могут спрогнозировать рост уровня спроса на ближайший период и сделать стратегию фирмы более эффективной.

Инструкция

Чтобы составить качественную анкету для маркетингового исследования и эффективно применить в работе полученные результаты, изначально определите ваши цели. Именно от поставленных целей и задач зависит структура и содержание вопросов.

Анкета для маркетингового исследования состоит из нескольких блоков. Вначале идут персональные данные респондента (пол, возраст, образование, трудовая деятельность и др.). Этот раздел очень важен, т.к. позволяет специалистам определить, к какой категории клиентов (к целевой аудитории или так называемым «случайным» покупателям).

Далее перейдите к вопросам, показывающим, как и насколько хорошо человек знаком с предметом исследования (товаром, услугой, торговой маркой). Большинство анкет состоят из вопросов и предлагаемых вариантов ответов. Наличие вариантов позволяет значительно облегчить процесс проверки и избавляет исследователя от необходимости разбирать не всегда понятный почерк респондента.

В следующем разделе расположите вопросы, непосредственно связанные с целью исследования. Например, если ваша задача – выяснить, как поднять спрос на товары данной торговой марки, то сформулируйте вопрос так: «Какой аспект деятельности нашей фирмы вы бы улучшили?»:
А) Качество продукции;
Б) Уровень обслуживания;
В) Ассортимент;
Г) Другое ________;
В данном блоке важно дать потребителю возможность высказаться. Это поможет вам получить максимально достоверные результаты.

Видео по теме

Анкета - один из наиболее удобных и объективных способов изучения общественного мнения. Это и обратная связь с потребителем, и знакомство с психологическим портретом человека. Однако за кажущейся простотой составления опросника скрывается множество тонкостей и нюансов.

Инструкция

Придайте форму. Прежде чем приступать к составлению -опросника , следует несколько вопросов. Во-первых, выявите точно, какую информацию необходимо получить, какие вопросы являются главными. Исходя из этого, можно определить целевую группу, то есть тот круг людей, чье мнение будет являться значимым. Это могут быть уже состоявшиеся потребители или покупатели, потенциальные клиенты, или, наоборот, люди, которые пользуются услугами компаний-конкурентов. Ответив на этот вопрос, нужно решить, какой метод будет наиболее удачен для работы с целевой аудиторией: личная беседа, телефонный разговор или безликая анкета, размещенная в сети.

Обдумайте наполнение. Ответственно нужно подойти и к составлению самих вопросов. Некорректная анкета не даст объективной картины, а чересчур сложные или требующие развернутых ответов задания быстро наскучат респондентам. Лучшим выходом будет использование нескольких видов вопросов в одной анкете. Чтобы сберечь время опрашиваемых, можно предлагать несколько вариантов ответа, но обязательно оставлять поле для собственного варианта. Вопросы можно строить следующим образом:
«Что бы вы предпочли, самообслуживание или сервис?» - общий вопрос;
«Что именно понравилось в определенном продукте?» - исследовательский вопрос;
«Почему не понравилось именно это? » - разъяснительный тип вопроса;
«Аналогичные товары каких марок вы используете?» - конкретизированный вопрос;
«По каким показателям товар X больше подходит вам, чем товар Y?» - сравнительный вопрос.Хороший способ получить информацию для анализа - ранжирование вопросов. Назвать самый худший и самый лучший товар в определенной ценовой категории, составить список самых полезных и самых ненужных покупок и т.д.

Начните с малого. Предварительное тестирование позволит выявить ошибки, неточности, двусмысленности еще на этапе подготовки. Объем тестирования должен составить 1-10% от предполагаемого объема исследования. В основном, достаточно 30-50 заполненных анкет. Важными условиями тестирования является участие в нем респондентов только из целевой группы, а также проведения предварительного опроса тем же методом, что и основное исследование.

Источники:

  • составление опросника

Прежде чем сделать такую анкету, чтобы люди охотно на нее отвечали, нужно каким-то способом их к этому принудить. Задаром людям просто лень будет отвечать на вопросы и тратить свое время.

Инструкция

Допустим, вы специалист call-центра или продавец-консультант магазина бытовой техники. К вам каждый день обращаются сотни , и каждому из них нужна помощь в виде консультации, совета, полезной информации. Вы помогаете , но в тоже время можете их заставить помочь вам, предлагая ответить на несколько вопросов, дабы улучшить работу вашей компании. Поверьте, 9 из 10 отреагируют на вашу просьбу о помощи ответами. Хотя продавцу-консультанту эти анкетки ни к чему. Инициатива здесь должна исходить от начальства.

Не тяните с анкетой. Помогли человеку – попросите его ответить на несколько вопросов. Прислав анкету через несколько дней, можно вовсе ответов не дождаться. Если вы отвечаете на на почтовый ящик пользователей, просто прикладывайте к письму с вашим ответом анкету.

Не нужно составлять много вопросов, это будет утомительно для . Трех-пяти вопросов будет вполне достаточно. А на эти вопросы не должны у человека отнимать много сил и времени. Старайтесь, чтобы ваши сотрудники управлялись с озвучиванием анкеты по за пять минут. Можно меньше.

Излишняя официальность будет вредить делу. К людям нужно относиться по , доброжелательно и живо. Это даст человеку о том, что он помогает такому же человеку, как и он, а не сухому и бездушному юридическому лицу. Ну и, конечно, не нужно людям грубить и отсылать их «почитать ». Вежливость и услужливость повысит процент продаж и успешных сделок.

Видео по теме

Прежде чем сделать такую анкету, чтобы люди охотно на нее , нужно каким-то способом их к этому принудить. Задаром людям просто лень будет отвечать на вопросы и тратить свое время.

Многие успешные компании интересуются, что о них думают их клиенты и покупатели продукции, им интересно собирать данные о том, что предпочитают клиенты и так далее. И они довольно широко пользуются небольшими анкетами для сбора данных о потребителях, чтобы корректировать свою работу.

Инструкция

Допустим, вы специалист call-центра банка или продавец-консультант магазина бытовой техники. К вам каждый день обращаются сотни , и каждому из них помощь в виде консультации, совета, полезной информации. Вы помогаете людям, но в тоже время можете их заставить помочь вам, предлагая ответить на несколько вопросов, дабы улучшить работу вашей компании. Поверьте, 9 из 10 отреагируют на вашу просьбу о помощи . Хотя продавцу-консультанту эти анкетки ни к чему. Инициатива здесь должна исходить от начальства.

Не тяните с анкетой. Помогли – попросите его ответить на несколько вопросов. Прислав анкету через несколько дней, можно вовсе ответов не дождаться. Если вы отвечаете на вопросы на почтовый ящик пользователей, просто прикладывайте к письму с вашим ответом анкету.

Не нужно составлять много вопросов, это будет утомительно для . Трех-пяти вопросов будет вполне достаточно. А на эти вопросы не должны у человека отнимать много сил и времени. Старайтесь, чтобы ваши сотрудники управлялись с озвучиванием анкеты по за пять . Можно меньше.

Излишняя официальность будет вредить делу. К людям нужно относиться по , доброжелательно и живо. Это даст человеку представление о том, что он помогает такому же человеку, как и он, а не сухому и бездушному юридическому лицу. Ну и, конечно, не нужно людям грубить и отсылать их «почитать ». Вежливость и услужливость повысит процент продаж и успешных сделок.

Для заключения контрактов, оформления кредитных заявок, участия в тендерах или регистрации в информационно-справочных базах организациям необходима грамотно составленная анкета. Чтобы представить предприятие в выгодном свете, нужно заполнить ее так, чтобы пользователь получил максимум информации.

Современный маркетинг предполагает тесное взаимодействие с клиентом: общение, получение обратной связи, изучение потребностей. Вы общаетесь, когда продаёте товар или оказываете услугу. Вы получаете обратную связь, когда клиент оставляет благодарный отзыв или жалобу. Вы оцениваете потребности, когда анализируете объёмы продаж по отдельным товарам или услугам за период. Однако иногда нужно получить конкретную информацию от клиентов по вашей инициативе, ответы на те вопросы, которые интересуют именно вас. Тогда вы вспоминаете про опросы клиентов и анкеты.

В общих чертах каждый представляет себе, что такое анкеты. Мы сталкиваемся с ними, когда, например, проходим регистрацию в госорганах, получаем дисконтные карты в магазинах, по просьбе какой-то фирмы оцениваем качество её услуг, отвечаем на шуточные и серьёзные опросы в интернете.

А вы используете анкетирование? Вам кажется, что такой способ получения информации от клиентов слишком сложен для вас? Уверяю вас, это только на первый взгляд.

В чём полезность анкетирования в бизнесе?

С помощью анкеты вы можете:

  • собирать информацию о клиентах (персональные данные, модели потребления, предпочтения);
  • исследовать удовлетворённость клиентов (нравится им ваш продукт или не очень);
  • изучать мнения клиентов о новых товарах/услугах, изменениях в сервисе, способах оплаты и т. д.;
  • изучать потребности клиентов.

Это список можно продолжать, включая в него все те случаи, когда вам нужно собрать конкретные , одинаковые для всех клиентов данные, чтобы их потом обобщить и проанализировать.

Особенности анкеты клиента

  • Анкета позволяет, прежде всего, отвечать на вопросы «Что?» и «Сколько?» . Для того, чтобы узнать «Как?» и «Почему?», существуют более эффективные методы, например, глубинные интервью. Конечно, и в анкету можно вставлять вопросы типа «Почему вы обратились за услугой именно ко мне?» , но анализировать результаты нужно с осторожностью, не всегда ответ лежит на поверхности, и человек не может его быстро и четко сформулировать.
  • У «своих» спрашивайте только то, что имеет отношение к «своим». В вашем распоряжении, скорее всего, контакты только ваших потребителей. Трудно самостоятельно опросить людей, которые вас не знают и пока у вас не покупают, и за этим лучше обращаться к профессиональным исследователям. Опрашивая своих клиентов, вы не учитываете мнение всех остальных представителей целевой аудитории, которое может быть не столь благоприятным для вас. Получается перекос в сторону явно лояльных клиентов, готовых отвечать на ваши вопросы. Поэтому на основе таких опросов нельзя делать выводы о спросе в целом, нуждах всех потребителей, оценке качества ваших товаров/услуг в сравнении с конкурентами и так далее.

Анкета - это универсальный способ сбора информации о потребителе, облечённый в конкретную форму, позволяющую информацию собрать и обработать (сделать расчёты). Понятно, что вам не нужна на выходе стопка анкет, вам нужна база данных и выводы. А чтобы сделать правильные выводы, для начала надо правильно создать анкету.

1. Вступление - просьба принять участие в опросе.

Пример: «Предлагаем вам принять участие в опросе на тему… Ваше мнение очень важно для нас. Оно позволит нам повысить качество нашей работы и лучше соответствовать вашим потребностям».

2. Скринер - блок вопросов, позволяющий отсеять неподходящих респондентов, если вы опрашиваете конкретную целевую аудиторию.

Пример: «Приобретали ли вы наши товары за последние 3 месяца?» Если нет – «Спасибо, до свидания».

Если у вас несколько групп потребителей, отличающихся полом, возрастом, сферой деятельности, интересами, обязательно включите в скринер соответствующие вопросы, чтобы потом разделить данные и анализировать эти сегменты отдельно.

3. Основная содержательная часть - вопросы, сгруппированные по смыслу, от общих к частным. Анкета должна иметь внутреннюю логику, не путать респондента и не заставлять возвращаться к прежним темам. Самые нужные и важные для вас вопросы размещайте в начале, детали - в конце (человек может устать и на последние вопросы не ответить).

4. Паспортичка - блок персональных данных (ФИО, контакты, место работы и должность, семейное положение, уровень дохода). Всегда спрашивайте разрешение на сбор таких данных и не настаивайте, если клиент отказывается.

Пример просьбы: «Следующий блок вопросов очень важен для нас. Мы хотели бы лучше знать своих клиентов. Но если вы не готовы ответить на какие-то вопросы, можете их пропустить».

5. Благодарность . Всегда благодарите клиента за уделённое время. Если анкета объёмная, времени потрачено много, простого «спасибо» может быть недостаточно, предложите подарок, купон на следующую покупку, бонус.

Общие требования к вопросам

  • Вопросы должны быть чёткими и однозначно понятными для всех респондентов. Избегайте сложных предложений, специальных терминов. Перечитайте вопрос, если можно спросить проще и понятнее, переформулируйте.
  • Что можно, а что нельзя спрашивать, проще всего понять, поставив себя на место респондента. Не задавайте вопросы, которые могут вызвать чувство неловкости, вторжения в личное пространство, потребуют разглашения коммерческой информации.
  • Не задавайте слишком подробных вопросов, ответы на которые респондент может не помнить, например, для товаров частого пользования вместо вопроса «Сколько раз вы приобретали этот товар в течение прошлого года?» лучше спросить: «Как часто вы обычно приобретаете этот товар?» (варианты ответов: р аз в неделю и чаще, раз в 2-3 недели и так далее).
  • Не спрашивайте про то, чего ещё не существует в природе: «Как бы вы отнеслись, если бы этот товар продавался в такой-то упаковке?» Сначала делайте изменения, дайте людям возможность попробовать, потом спрашивайте. Ну или хотя бы продемонстрируйте нововведения.

Виды вопросов

По общему правилу, вопросы бывают закрытые (с вариантами ответов) и открытые (когда ответ нужно указать в произвольной форме).

Закрытые вопросы - это:

  • вопросы с ответами типа да/нет;
  • вопросы со списками ответов, из которых надо выбрать один или несколько;
  • вопросы с вариантами ответов в виде шкал.
Примеры шкал
  • Общая шкала (подходит для разных вопросов): да/скорее да/скорее нет/нет/затрудняюсь ответить;
  • Шкала оценки: очень хорошо/хорошо/скорее плохо/плохо/затрудняюсь ответить;
  • Шкала согласия: абсолютно согласен/скорее согласен/скорее не согласен/абсолютно не согласен/затрудняюсь ответить;
  • Шкала удовлетворенности: абсолютно удовлетворён/скорее удовлетворён/скорее не удовлетворён/абсолютно не удовлетворён/затрудняюсь ответить.

Такие вопросы могут быть сформулированы сериями, например: «Оцените свое согласие со следующими высказываниями относительно этой услуги» . Далее идут высказывания, каждое из которых оценивается по шкале.

Каждому варианту ответа при расчетах присваивается балл +1, +0,5, -0,5 и -1, вариант «Затрудняюсь ответить» приравнивается к нулю. В итоге можно посчитать индекс от -1 до +1, который будет отражать общее мнение респондентов. Такими индексами удобно измерять мнение разных групп респондентов или показатели разных опросов в динамике.

  • Есть ещё интервальные шкалы, например, чтобы оценить возраст: до 18 лет/18-25 лет/26-30 лет и так далее. Заметьте, что крайние значения не повторяются (если человеку 17 лет, он выберет вариант 1, если 18 – второй). При расчётах используются не баллы, а числа, обозначающие середину интервала, например, в интервале «18-25 лет» - 21,5.
  • Регулярность действий лучше измерять конкретными периодами: раз в неделю и чаще/раз в 2-3 недели/раз в месяц и так далее. Избегайте абстрактных вариантов (часто, достаточно часто, редко), так как они могут по-разному трактоваться респондентами.

На вопросы типа да/нет и вопросы со шкалами ответ должен быть один. А на вопросы со списком ответов их можно выбрать несколько или вообще все. Обязательно укажите это после формулировки вопроса, например: «Выберите только один вариант ответа» или «Выберите все подходящие варианты ответа» .

Проблема исследования:

В настоящее время наблюдается раздражительное отношение студентов технических специальностей к наличию в списке обязательных предметов курсов по гуманитарным дисциплинам. Студенты утверждают, что предметы эти неинтересны, и не нужно их изучать. Такое отношение к предмету является причиной плохих взаимоотношений с преподавателем. Зачастую у таких студентов возникают сложности при подготовке и экзамену или зачёту. Некоторые сдают на неудовлетворяющую их оценку.

Цель исследования:

Основной целью является выявление тенденций в отношении к гуманитарным наукам студентов БГУИР различных факультетов и специальностей.

Объект исследования:

Студенты всех факультетов БГУИР.

Предмет исследования:

Отношение студентов БГУИР к гуманитарным дисциплинам.

Инструмент исследования:

Анкета из 11 вопросов. Используются как закрытые, так и открытые вопросы.

Методы сбора информации:

Опросный метод – формализованная анкета.

Задачи исследования:

    Выявить и сравнить отношение студентов разных факультетов к гуманитарным наукам.

    Узнать степень надобности гуманитарных наук.

    Определить, какую роль играют гуманитарные науки в жизни студентов.

    Изучить их предложения по изменению способов подачи гуманитарных наук.

Гипотеза исследования:

    Отношение студентов БГУИР к гуманитарным наукам прямо зависит от их специальности.

    Чем старше курс, тем негативнее мнение по этому вопросу.

    Старшие курсы раздражают гуманитарные предметы.

    Студенты предложат ввести курсы по гуманитарным дисциплинам как необязательные.

Анкета

Уважаемый респондент! Мы, студенты ФИТиУ, просим Вас принять участие в социологическом исследовании «ОБРАЗОВАНИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ». Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Благодарим за внимание.

1. Определите Ваше отношение к гуманитарным наукам:

1 - они меня раздражают;

2 - они меня не интересует, я к ним безразличен;

3 - я их изучаю лишь для положительной отметки в зачётке;

4 - они мне нравятся;

5 - я могу получить из них важную и интересную информацию.

6. Выберите утверждение и закончите его:

1 – гуманитарные предметы следует запретить, так как

_____________________________________________________

2 – гуманитарные предметы нельзя запрещать, так как

______________________________________________________

2. Как на Ваш взгляд преподаватель влияет на отношение

учащихся к гуманитарным предметам?

1 – профессионально подготовленный преподаватель прививает

огромный интерес к предмету; и, наоборот, скучный преподаватель

отбивает всякий интерес от изучения предмета;

2 – профессионализм преподавателя не влияет на личностное

отношение учащихся к предмету.

7. Что, по Вашему мнению, является главной причиной нежелания

изучать гуманитарные науки?

1 – скучный материал;

2 – скучный преподаватель.

3. Выберите утверждение, которое вам ближе и закончите его:

1 – гуманитарные науки мне не нравятся, потому что__________________

2 – гуманитарные науки мне нравятся, потому что ____________________

_______________________________________________________________

8. Изучаете ли Вы самостоятельно гуманитарные науки, пользуясь

дополнительным материалом?

1 – нет, никогда;

2 – да, так как можно найти что-нибудь новое/интересное;

3 – изредка.

4. Изучение каких гуманитарных наук, на Ваш взгляд, следует

исключить в первую очередь?

1философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история;

6 – логика;

7 – другое (укажите, что именно) _________________________________________

9. Какой вид изучения гуманитарных наук Вы бы предпочли?

1 – обязательное прохождение всех курсов гуманитарных наук с последующим экзаменом/зачётом;

2 – самостоятельный выбор курсов в качестве факультативных занятий с последующим зачётом;

3 – исключение курсов гуманитарных предметов из программы, но ввод кружков, дополнительных занятий без последующего контроля знаний;

4 – другое (укажите, что именно)________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Какие гуманитарные науки Вам нравятся больше всего?

1 – философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история РБ;

6 – логика;

7 – не нравится ни один гуманитарный предмет;

8 – нравятся все гуманитарные предметы

9 – другое (укажите, что именно) _____________________________________________

10. Укажите Ваш пол

11. Укажите Ваш курс (нужное подчеркнуть)

ГОУ ДОД МО «Центр развития творчества детей и юношества»

Отдел мониторинга и программно-методической поддержки

Составитель:

методист

Москва - 2010

Аннотация

Рекомендации посвящены анкетированию и основным правилам составления анкет. Данная разработка, включившая в себя обобщенный положительный опыт предыдущих исследователей, предназначена в помощь специалистам, занятым в системе дополнительного образования детей и призвана облегчить процесс составления анкет.

Методист отдела мониторинга и программно-методической поддержки.

Телефон: (4

Пояснительная записка

Анализ работы специалистов отдела мониторинга и программно-методической поддержки ГОУ МО ЦРТДЮ по разработке инструментария мониторинговых исследований, а также консультативные обращения специалистов Центра и УДОД Московской области по вопросам проведения анкетирования и процессу разработки анкет вызвали необходимость создания данных методических рекомендаций. Целью которых является оказание методической помощи специалистам системы дополнительного образования детей при разработке анкет и проведении процедуры анкетирования.

Был проведен анализ работ различных авторов по социологии, психологии и маркетингу в результате которого выделены основные аспекты, как самой процедуры анкетирования, так и процесса составления анкет в частности. Составителем данных методических рекомендаций сформулированы основные правила, о которых нельзя забывать при составлении анкет. Они представлены в данном документе в виде примечаний.

В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:

· главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответ, - цель опроса;

· затраты, которые придется произвести для получения результатов;

· техника и форма проведения опроса;

· продолжительность исследования;

· надежность и точность полученной информации;

· методы обработки получаемой информации;

· форма представления результатов.

В данных методических рекомендациях рассматриваются методы, способствующие практической реализации вышеперечисленных факторов. Они направлены на качественное улучшение методического обеспечения разработки инструментария мониторинговых исследований.

Анкетирование. Основные правила составления анкет

Нельзя начинать разговор о правилах составления анкет, не рассмотрев, что же такое анкетирование, какие виды анкетирования и основные этапы в проведении анкетирования существуют.

1. Что же такое – анкетирование?

АНКЕТИРОВАНИЕ (англ. survey; нем. Befragung) - метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в общественных науках, при переписях населения, в изучении общественного мнения.

АНКЕТИРОВАНИЕ - одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

2. Виды анкетирования.

По числу респондентов:

· Индивидуальное анкетирование (один респондент);

· Групповое анкетирование (несколько респондентов). Методическая и организационная разновидность группового анкетирования - аудиторное анкетирование , состоящее в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

    Сплошное (опрос всех представителей выборки); Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

    Очное (в присутствии исследователя-анкетёра); Заочное (анкетёр отсутствует):
      Рассылка анкет по почте; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

3. Этапы проведения анкетирования.

Шаг 1. Выявление цели анкетирования.

Шаг 2. Подбор целевой аудитории.

Шаг 3. Составление анкеты.

Шаг 4. Тестирование анкеты.

Шаг 5. Проведение анкетирования и повторная проверка анкеты.

4. А что представляет собой АНКЕТА?

АНКЕТА - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные.

Анкета, состоит не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом.

5. Составление анкет.

Составление анкет - процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов - сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты - как правило, коллективная работа.

Необходимо произвести:

· постановку целей;

· анализ вопросов и выдвижение гипотез;

· формулирование вопросов и вариантов ответов;

· разработку выборки;

· выбор способа анкетирования.

Анкета, как правило, состоит из:

· вводной части , содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

· как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички , где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т. д.);

· затем в анкете идут основные вопросы . Их не должно быть много (на весь опрос не более ). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём говорится ниже).

В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

Первый этап в разработке - определение содержания анкеты.

Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок.

Второй этап в разработке анкеты - выбор нужного типа вопросов.

Вопросы могут быть:

1. По форме:

Открытые - позволяют строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме (предполагают произвольный ответ). В таких вопросах отсутствует желание навязать определенный ответ. Информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых. Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.

Закрытые - предусматривают готовые варианты ответов, допускающими обычно лишь ответы "да" или "нет". Респондент, выбравший вариант, который более других соответствует мнению респондента, отмечает его в перечне вопросов галочкой. Если фиксированное количество вариантов ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов . Например, задан вопрос: как часто вы покупаете ветчину ? Варианты ответа:

· никогда

· изредка

Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком - менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

Полузакрытые вопросы - содержат наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

2. По функции вопросы могут быть:

· основными

· наводящими

· контрольными

· уточняющими и пр.

Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа.

Требования к формулированию вопросов:

· они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

· лаконичны;

· исключать двусмысленность в понимании;

· не раздражать, не унижать достоинства;

· хорошо и чётко напечатаны.

Самые типичные ошибки при составлении анкет:

1) Скрытая заданность ответа;

2) Сверхдетализованность;

3) Двусмысленность вопросов;

4) Недостаточная различительная сила вопросов.

Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса.

Примечания:

1. Надо противостоять «синдрому жадности» и не ставить лишних вопросов, без которых можно обойтись. В то же время переупрощение проблемы, постановка ограниченного числа вопросов дает возможность интерпретировать полученные результаты в желаемом направлении.

2. Анкета не должна быть большой и утомительной (не более 20-25 вопросов).

3. Следует ограничивать количество открытых вопросов (где требуется вписать свой вариант ответа). Объяснение простое - у всех мало времени, поэтому, либо ответ будет логичным, но бессмысленным (например: "Почему Вы выбрали именно это творческое объединение?" - "Захотел"), либо ответа не будет вообще.

4. Опрашиваемый должен просто читать вопросы и обводить подходящие варианты ответов. Это позволит сэкономить время и получить ответы на большинство вопросов. При перечислении вариантов ответов постараться перечислить все возможные, но также избегать бессмысленных.

5. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

6. Непосредственно перед началом опроса проведите небольшое тестирование составленной анкеты, желательно не на своих сослуживцах. Достаточно будет десяти заполненных анкет и Вы сможете исправить несколько явных недочетов в анкете.

Использованная литература

1. Андpеева Г. М., 1979. Лекции по методике конкpетных социальных исследований. - М.: МГУс.

2. Беляевский исследование. - М. 2001.

3. Большой словарь по социологии, проект *****sword.

4. Головин практического психолога.

5. Дружинин психология. СПб.: Питер, 2002. с. 45.

6. Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.

Приложение 1

Схема разработки опросного листа

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ:

1. Какая требуется информация?

2. Кто является целевым респондентам?

3. Какой метод сбора информации будет использован при опросе респондентов?

РАЗРАБОТКА ВОПРОСНИКА:

1. Определить структуру опросного листа.

2. Сократить вероятность ошибок при заполнении анкет.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ:

1. Определить вид вопросов: «открытые», «полузакрытые» или «закрытые»;

2. Предлагать четкие форматы ответов на вопрос;

3. Определить, какую цель преследует каждый вопрос;

4. Добиться предельной точности формулировки вопроса;

5. Предлагаемый набор ответов не должен даже частично пересекаться;

6. Использовать действующий язык среды исследования;

7. Не использовать слов и выражений, показывающих пристрастие;

8. Избегайте вопросов с двойным смыслом;

9. Предлагайте однозначно-понятные варианты ответов;

10. Вопросы должны быть реальными и имеющими ответ.

ТЕСТИРОВАНИЕ ВОПРОСНИКА:

1. Проанализировать всю анкету, согласовать последовательность опроса.

2. Предварительное тестирование вопросника должно проводиться в условиях и окружении, идентичных проведению основного опроса.

3. Провести предварительный инструктаж для опрашивающих.

Большой словарь по социологии (проект *****sword. )