Беглые гласные в именах. Урок русского языка "беглые гласные в корне слова"

    Беглые гласные подразумевают под собой те гласные, которые в разных формах слова чередуются с нулевым звуком. В основном беглыми гласными выступают две буквы русского языка - это буква е и буква о. Получается так, что при смене формы слова, гласная как бы убегает.

    Беглые гласные весьма не похожи на беглых негров времен европейского рабовладения или беглых арестантов, которые убежав не возвращаются. Беглые гласные то исчезают, то всплывают в составе приставок, корня (Пример - Отнять -отодвинуть, переступить -преступление)

    Беглый гласный -это гласные звуки о и е,которые исчезают из какой-то части слова при изменении формы слова.

    Он появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения.

    Например: сон-сна, лоб-лба, городок-городка, пень-пня.

    Беглые гласные - это те гласные, которые при формообразовании или словообразовании выпадают из корня. К этим гласным относятся О и Е.

    Например: день - дня, пень - пня, сон - сна, молодец - молодца и т.д.

    А все дело в том, что когда алфавит был не таким обрезанным, как сейчас, вместо этих гласных писались буквицы Ъ (ЕРЪ - более близкий к о) и Ь (ЕРЬ - более близкий к е). Таким образом сон - это сънъ, а день - это дьнь. В сильных позициях остались гласные О и Е, а в слабой позиции они просто исчезли.

    Беглая гласная - это такая гласная, которая в одном слове имеется, а в другом однокоренном слове в той же морфеме ее уже нет. Чаще всего такими гласными оказываются гласные Е и О, хотя бывают и случаи выпадения других гласных. Беглые гласные можно наблюдать в корнях, приставках, суффиксах. Беглая гласная в корне самая интересная, она может изменить вид корневой морфемы и придать слову незнакомый вид. пример такой беглой гласной в корне Звать-Зову. Видим, что между согласными в корне ЗВ появляется беглая гласная О. Аналогично Брать-Беру.

    В приставке беглая гласная тоже не редкость: например Свершить-Совершить.

    В суффиксах беглые гласные обычны при склонении слова: Хоботок-Хоботка. В именительном падеже видим суффикс -ОК, в родительном -К, беглая гласная О убежала.

    Ну и некоторые другие случаи появления беглых гласных существуют.

    Беглый гласный - это те гласные, которые в определнных словах при изменении их грамматической формы (склонении, спряжении, изменении числа) заменяются на другие буквы. Беглые гласные представляют собой достаточно сложную часть грамматики, поскольку не подчиняются однозначным правилам - их надо только запоминать.

    Русские звуки О и Е, убегающие при изменении формы. К примеру: лоб-лба, день-дня и т.п.

    Не путайте сомнительные гласные с беглыми. Первые - это когда непонятно на слух какая именно гласная должна быть в слове.

    А беглая гласная - это когда в прилагательных одна буква заменяется на другую при образовании кратких форм. Например: светлый -светел .

    Беглые гласные - это, в основном, буквы о и е, которые могут появляться в разных частях слова, но при склонении слова исчезать (говоря научным языком, чередуются с нулем звука).

    Примеры: сон - сна, день - дня, пень - пня и т.д.

    В общем-то очень простое определение, если вникнуть в суть и привести наглядные примеры. Если понять, то не нужны никакие определения и правила.

    Само название беглый гласный говорящее. Оно обозначает появление гласного или его исчезновение при изменении формы слова или в словообразовании.

    Обычно такими гласными звуками бывает о или э.

    В корне или в суффиксе при изменении слова могут исчезать эти звуки: сон - сна, ров - рва; замочек - замочка; веничек - веничка.

    При образовании краткой формы мужского рода некоторых прилагательных появляется беглый гласный, например:

    тмный - тмен;

    кислый - кисел;

    светлый - светел.

    При образовании формы родительного падежа множественного числа существительных первого, второго склонения мы тоже увидим беглеца:

    березки - нет березок; валенки - нет валенок.

    А в начальной форме слов этих гласных нет, вот поэтому и назвали их беглыми.

    В образовании глагольных форм замечен беглый звук и, например:

    протирать - протру.

    В однокоренных словах, в одном и том же корне слова, может быть беглый звук:

    стелить - разостланный (корень стел-, -стл-).

    Беглый гласный звук (или беглая гласная буква) это когда звук О или Е в одной форме слова есть, а в другой, измененной, отсутствует. Например: ров рвы, день дни, лев львы. Беглые гласные бывают не только в корне, но и в приставке (собрание сбор) и в суффиксе (прекрасен прекрасна).

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Христолюбова Юлия Андреевна,

1 к.к.


Актуализация знаний

  • 1. Что изучает морфемика?
  • Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)
  • 2. Что такое приставка?
  • Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит дя образования новых слов
  • 3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов
  • 4. Что такое суффикс?
  • Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов
  • 5. Что такое окончание?
  • Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова

Вспомним…

ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ Г//Ж; Х//Ш; Т//Ч

  • Чередующие согласные в корне слова

Крат- (-кращ-): краткий,

прекратить, прекращение,

сократить, сокращать,

сокращение


чередования

Река казак

Обида водитель


Понаблюдаем…

  • И.п. Огурец
  • Р.п. огурца
  • И.п. День
  • Р.п. дня
  • Что изменилось в словах?

Сформулируй тему урока

  • Убежала гласная…
  • Беглые гласные в корне слова

Убежала гласная…

  • БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело) (т олковый словарь Ожегова С. И.)

Чередование – это закономерная замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов.

Беглые гласные звуки, которые то появляются, то исчезают в морфеме.

Беглые гласные - э то чередование звуков О и Е с нулем звука.


Попробуем поймать беглую гласную

Д е нь- дня

Лед -

Огонь-

Камень-

Дымок -

Огонек -

Молодец -

Ситец-

Боец -

Петушок-




Оценка познавательной деятельности

  • задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
  • задание выполнено

неточно, ставьте знак вопроса(?).


Упражнения

  • 1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
  • 1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение,
  • 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
  • Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
  • 2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
  • Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
  • 3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?
  • Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
  • 4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
  • Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

Выполним задания

  • Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого» .

Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова


Проверь себя

  • Дрожит
  • Дрожь
  • Дрогнуть
  • Вздрагивать

2. Являются ли однокоренными слова пень-пня, флажок – флажка ?


  • 3. Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) успех , 2) ночной,

3) гитара


  • 4. Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек , 2) смотреть,

3) стрельба, 4) птица


Проверим…

  • Сегодня мы говорили о…
  • Сегодня мы повторили…
  • Чередование согласных в корне слова – это…
  • Беглые гласные в корне слова – это…

Диагностическая карта


Диагностическая карта

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»



Сон – сна, день – дня, отец – отца, кошка – кошек … В этих и многих других словах наблюдается чередование гласных [о], [э] с нулем звука, т.е. чередование наличия гласных с их отсутствием. Это явление довольно широко представлено в русском языке. Как же оно возникло?

Появление беглых гласных стало одним из последствий падения редуцированных . Напомним вкратце: в древнерусском языке существовали особые гласные, произносившиеся как очень краткие [о] и [э]. На письме они обозначались буквами Ъ и Ь, а в науке получили название редуцированных, т.е. ослабленных. Они могли стоять в сильных и слабых позициях в слове. В сильных эти гласные произносились почти как обычные, более долгие [о] и [э], а в слабых представляли собой лишь краткий призвук (более подробно см. ).

В XI – XII веках в древнерусском языке шел процесс, названный в лингвистике падением редуцированных. Он заключался в том, что эти гласные в сильных позициях стали произноситься дольше и окончательно совпали по звучанию с гласными полного образования (т.е. неослабленными) [о] и [э], а в слабых позициях полностью исчезли.

Рассмотрим в качестве примера чередование в формах сон – сна .

Современное слово сон восходит к древнерусскому сънъ . Как видим, в нем было два гласных [ъ]. Во втором слоге этот звук стоял в слабой позиции (в абсолютном конце слова) и в результате падения редуцированных исчез. В первом слоге [ъ] находился в сильной позиции (под ударением; перед слогом с редуцированным в слабой позиции) и превратился в гласный полного образования [о].

Древнерусская форма родительного падежа этого слова – съна . Редуцированный здесь был только в корне, в первом слоге, и стоял перед слогом с гласным полного образования [а]. Для звука [ъ] это была слабая позиция, поэтому в данной форме слова он исчез.

Та же ситуация со словами отец – отца, день – дня, кусок – куска и т.д.

Со временем беглость гласных стала значительно распространяться в языке . Она появилась даже во многих (хотя и не во всех) словах, где редуцированных никогда не было, а были изначально гласные полного образования [о] и [э]. Сначала это происходило по аналогии .

В качестве примера рассмотрим формы ров – рва . В корне древнерусского слова ровъ был гласный полного образования [о], а не редуцированный. Значит, беглой гласной тут быть не должно, и в родительном падеже должна быть форма рова?.. Но у нас прижилась словоформа рва , возникшая по аналогии с формами типа сна, дня и т. д.

С течением времени чередования гласных [о] и [э] с нулем звука настолько распространились, что стали неотъемлемыми признаками слов в некоторых падежах. И беглые гласные из фонетического явления превратились в явление морфологическое, то есть стали служить средством образования форм слов . Например, теперь в русском языке существительные женского рода с суффиксом -к-, мужского рода с суффиксами -ок-, -ец- и другими склоняются так, что в них появляются беглые гласные (за некоторыми исключениями). И это несмотря на то, что многие из этих слов отсутствовали в древнерусском языке и, следовательно, никогда не содержали в себе древние редуцированные звуки: пионерка – пионерок, ракетоносец – ракетоносца

Литература:

Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. – М., 2009.

Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. - М., 1963.

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Данная учебно-методическая разработка разработана по новому стандарту и предназначена для урока методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС

Урок русского языка на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные».

Тип урока: ОНЗ. Чудесное рядом с нами

Цели:

- формирование:

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

- развитие : умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов, а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске(слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод и не будете совершать такие ошибки.

Учитель: Дома вы должны были подготовить друг-другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать. Для этого класс должен был разделится на четыре зоны.(по расположению парт) !1-я зона задает 2-ой, и т.д.

Вопросы:

Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

Как называются части слова? (Морфемы).

Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

С чего начнем наше познание нового?

Ученик: С повторения, что знаем о морфемах

Учитель: Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик: Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).

Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

Учитель: Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

Учитель: Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

Учитель: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова. Какой мы можем сделать вывод?

(Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)

Учитель: Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова, падеж слова огурец, день и запишите.

(огурец-огурца, день-дня)

Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

Учитель:Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)

Учитель: Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

(Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

Учитель: Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

Учитель: Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка-(материал усвоен на достаточном уровне)

Учитель: Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

Учитель: Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).

Учитель: Чем являются пары слов? (Формы слова)

Учитель: Попробуйте об ъяснить орфограммы в данных словах . (У нас нет вариантов объяснения.)

Учитель: Почему вы не можете объяснить куда убегает гласная при изменении слова?(- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)

III .Выявление места и причины затруднения.

Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).

Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

IV . Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, способ, план, средство).

Учитель:- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных

Учитель: Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.

Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.(круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

Учитель: А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.(да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

Учитель: Так, что, называется чередованием? (ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

Учитель: Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

Их будем однокоренными звать.

Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)

Что вы заметили интересного в формах этого слова?

Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.

Понаблюдайте за формами следующих слов (каждой зоне раздаются карточки со словами)

1- Берег, береговой - брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня – врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно , в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков. Беглые гласные).

Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

(БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)

Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

О чём мы с вами будем сегодня говорить?

Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные» .Работать будем по зонам(группам) Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы: -Прочитайте самостоятельно статью

Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

Поясните, что произошло.

2 зона: Какие гласные могут убежать?

План работы:

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника (беру-брать, ветер-ветра)

3-я зона:

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

4-я зона.

С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?(при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.

Выступление групп.

Учитель: Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них Давайте послушаем, что он расскажет.

(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е, они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым, эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)

Учитель: В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг-другу по зонам Остальные будут отвечать на мои вопросы.

. Реализация построения проекта.

Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.

Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?

(- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

Со н – сн а, пе нь – пн я, де нь – дн я, оте ц – отц а, кусо к – куск а, ро т – рт а, пё с - пс а

Еще какие наблюдения вы провели? (что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е . А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод? (От изменения формы слова).

Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: I шаг. Измени форму слова.

II шаг.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

- Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными .).

-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).

Прочитайте на доске примеры:. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Сон-сна (беглая гласная О в корне, «убегает», если поставим слово в родительный падеж).

2 вариант. Кубанец-кубанца (беглая гласная Е в суффиксе, «убегает», если поставим слово в родительный падеж

Продолжаем самостоятельно

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Вы уверены в своих умениях? (Да).

Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.1 шаг- Измени форму слова. II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Да Нет

Пиши Е или О Пиши И

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

Песоч..к

Диванч..к

Кружоч..к

Лап..ть

Ключ..к

Камеш..к

Ножич..к

Ребён..к

Зайч..к

Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные., что для этого нужно сделать? (. Изменить форму слова )

окно – окон

пушинка – пушинок

близкий – близок

громкий – громок

пёрышко – пёрышек

песня – песен

полотенце – полотенец

пятно – пятен

кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу 7 минут.

- … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).Эталон: I шаг.

Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»знаний? (Можем определить чередование звуков, правильно выделить корень и определить беглую гласную).

К какой группе можно применить прием проверки звуков? (К чередующимся).

Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

Почему? (Мал объем практического применения нового знания).

Тогда работаем над следующим заданием: 1)Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова (дрожит) –(Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а)

2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опо здать – опа здывать,Вле зть – вла зить, Готов ить - готовл ю.

3) Являются ли однокоренными слова? Пень-пня. Флажок – флажка

4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

5) Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?1. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв (в приставке),

3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны(в суффиксе)

Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.

Хорошо быть беглой гласной. Неприсутствием блеснуть...

Обладать чудесным даром
Беглой "Е" (ловец - ловца):
Постояла под ударом
И исчезла из словца. Лариса Миллер.

"Беглыми" называются гласные, выпадающие при склонении: сон-сна; мешóк-мешкá

I Х.Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).

В чем суть правописания данных слов? .

Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

1. Кто научился выделять корни с чередую­щимися звуками, применять изученные правила, объяс­нять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные,но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные,но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сде­лать вывод: в каких частях слова бывают беглые глас­ные

3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»и придумайте 5-6предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!

Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

Записать свои примеры слов с чередова­ниями. Ос­ложненное списывание по дид.карт

Спасибо, я вами довольна.

Русский язык скрывает в себе множество тайн. Правила написания слов, их структура и морфологические составляющие основаны на реалиях, которые существовали в древности. Постепенно в структуре языка происходили изменения. Они провоцировали явления, существенно повлиявшие на современную грамматику. Феномен беглых гласных - не исключение.

Значение словосочетания

Беглые гласные — это звуки [o], [э], реже [и]. Они встречаются при образовании падежных и количественных форм существительных с нулевым окончанием (шатер — шатра - шатры), в прилагательных, обозначающих качество (при образовании краткой формы: грустный - грустен, сытный - сытен) и принадлежность (барсучий — барсучья — барсучьего, рысий - рысья - рысьего). При трансформации слова такие гласные выпадают (угол — угла — об угле; чехол — чехла — о чехле), тогда как в других похожих словах, как правило, сохраняются. Например: кот — кота — о коте; бор — бора — о боре; гусиный - гусиная - гусиного. Это приводит к тому, что состав и звучание морфемы, в которой происходит данное явление, изменяется. Такие преобразования часто осложняют изучение русского языка и могут повлечь за собой ошибки в написании и при разборе.

Для древнерусского языка были характерны слоги, заканчивающиеся на гласный звук, по-другому их называют открытыми. Во время периода изменения системы гласных, в процессе упразднения коротких гласных, появляются слоги, заканчивающиеся на согласный (также их называют закрытыми). Так, в современном русском языке начальная форма глагола заканчивается на -ть [т"], то есть на мягкий согласный. Раньше написали бы «не брезжить», а «брезжити». Появлению слогов, заканчивающихся на согласный, также способствовало исчезновение букв ъ (ер) и ь (ерь). Этот процесс проходил достаточно долго и полностью закончился во время реформы семнадцатого года двадцатого столетия. Буквы упразднили, а оставшееся на их месте отсутствие звука породило явление, которое в современном русском языке называют беглыми гласными.

Так, в древнерусском языке слово угол писалось бы как угълъ, а его производная - угла — угъла; чехол — чехълъ, чехла — чехъла. Феномен в фонетике породил преобразования в морфологии, то есть по этому принципу стали образовываться падежные и количественные формы. Поэтому такие звуки можно встретить и в словах, появившихся в языке позднее или заимствованных из других языков. Например, Египет - Египта.

С другой стороны, если в слове есть явление, о котором говорилось ранее, значит, когда-то в нем были буквы, начертания которых остались и по сей день, а функция совершенно изменилась. Твердый и мягкий знаки не имеют ничего общего, кроме написания, с их историческими собратьями.

В каких частях слова может встречаться?

Чаще всего можно встретить беглые гласные в корне слова (вихор - вихра, стелить — стлать). Но явление также характерно и для приставок (подозвать - подзывать, разотрешь — растереть, совершилось - свершилось) и для суффиксов (флажок - флажка, рожок — рожка, смешной - смешон). По количественному соотношению реже других встречаются беглые гласные в приставках.

Влияние на правописание

Сложившаяся картина помогает различить на письме зачастую одинаково звучащие суффиксы -ек, -ик в существительных. Для того, чтобы правильно написать слова сыночек, платочек, зайчик, мальчик, необходимо их просклонять. Если гласный чередуется с отсутствием звука, то в данной морфеме необходимо писать букву «е», так как буква «и» всегда сохраняется при изменении формы.

Влияние на состав слова

Чтобы наглядно увидеть, как меняется количество составляющих в лексеме, возьмем следующие однокоренные слова: ледяной, где корень — лед [л"од] состоит из трех фонем, и льдина, в котором корень — льд [л"д] имеет в своем составе только два звука.

Кроме количественной составляющей, сложность вызывает определение границ коренной морфемы, так как обычно по ней определяется основное лексическое значение, а одна или две буквы не дают представления о смысле языковой единицы.

Догадаться, что такое «льд», без определенных знаний невозможно, особенно, если учесть, что корень может иметь одинаково звучащие единицы, имеющие при этом совершенно разные концепты. Например, в словах «барский», «барсовый», «барсучий» морфема «барс» в каждом из трех случаев имеет свой собственный смысл. Барский - имеющий отношение к барину, барсовый - принадлежащий барсу, а барсучий - барсуку.

Влияние на грамматику

В словах с беглыми гласными происходят разные метаморфозы. Часто это провоцирует появление нескольких форм множественного творительного падежа числа имен существительных. Достаточно сложно разобраться, какое из слов верное: «дверями» или «дверьми», «дочерями» или «дочерьми», «лошадями» или «лошадьми».

Первоначально количественная форма образовывалась с помощью окончаний -ами, -ями, а после появления обсуждаемого явления появился второй вариант. В современном русском языке к каждой паре слов необходимо подходить индивидуально. У большинства из них возможно употребление обоих вариантов (двери, лошади, дочери). У других форма с беглым гласным устарела и используется только составляющая с -ами (кости). В другом случае, наоборот, единственно верной стала разновидность на -ьми (дети).

Особую сложность представляют слова, где добавляется звук при образовании множественного числа (серьга - серег, кочерга - кочерег).

Составляют затруднения не только исконно русские лексемы. К этой путанице иногда примешиваются и заимствованные единицы. Речь идет о существительном «брелок». По всем правилам должно быть единственно возможное видоизменение «брелоки», так как форма множественного числа образуется с помощью окончаний — и, -ы. Однако существует и другое слово - «брелки», которое используется в разговорной речи, но постепенно заменяет первоначальный вариант.

Любая наука — это увлекательное путешествие в неизведанное и загадочное. Лингвистика - не исключение. Но только окунаясь в историю и обращаясь к современности, можно узнать о всех тонкостях строения, правописания, употребления, значения слова как единицы языка.

Примеры с беглыми гласными доказывают это и помогают избежать ошибок в правописании, в морфологических изменениях, в разборе слова.