Боевые корабли времен второй мировой. Самый большой в мире линкор. Самый большой линкор Второй мировой войны

14 февраля 1939 года в Гамбурге на верфи «Блом & Фосс» был спущен германский линкор «Бисмарк». Этот корабль был назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка и по праву считается одним из самых известных кораблей периода Второй Мировой Войны. «Бисмарк» знаменит тем, что во время своего единственного выхода в бой в мае 1941 года потопил сильнейший британский крейсер «Худ» (HMS Hood). Британский флот отомстил «Бисмарку» лишь спустя трое суток погони. Во время своей службы он был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

Мы решили рассказать о других знаменитых боевых кораблях второй Мировой Войны:

1.Линкор «Худ».

HMS «Hood" — линейный крейсер британского флота. Назван в честь английского адмирала Сэмюэля Худа. При строительстве линкора планировалось учесть горький опыт, приобретенный после Ютландского сражения, когда британцы потеряли три линейных крейсера. Правда, несмотря на все усовершенствования, корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк».

2. Линкор «Северная Каролина» (США)

Строительство этого линкора было начато на верфи ВМФ США в Нью-Йорке 27 октября 1937 года. На воду корабль был спущен 13 июня 1938 года, но в эксплуатацию вошел лишь в 1942 году по причине некоторых технических неисправностей. Когда, наконец, все работы были завершены, линкор был направлен в Тихий Океан.

«Северная Каролина» должен был прикрывать три авианосца в составе авианесущей группы. 24 августа 1942 года линкор успешно защитил авианосную группу от налетов японских ВВС, но 15 сентября «Северная Каролина» была атакована подводной лодкой «I-15» и получила пробоину. Отремонтировать корабль не удалось. Весной 1962 года линкор был выкуплен администрацией штата Северная Каролина на пожертвования патриотично настроенных граждан, и превращен в музей боевой славы.

3. Линкор «Королева Елизавета» (Великобритания)

«Queen Elizabeth» относится к классу супердредноутов Royal Navy. Головной корабль серии из пяти линкоров был названо в честь английской королевы Елизаветы I. Первый и последний линкор броненосной эпохи, названный в честь представителя династии Тюдоров, заметно превосходил современные ему германские корабли по огневой мощи, бронезащите и скорости.

Линкор «Queen Elizabeth» отличился в сражениях Первой Мировой, с февраля по май 1915 года бомбардировал турецкие позиции у Дарданелл. В декабре 1941 корабль был сильно поврежден итальянскими боевыми пловцами (операция Александрия), и ремонтировался до 1943 года. Тем не менее, даже не участвуя в сражениях, супердредноут «Queen Elizabeth» стал символом уходящей эпохи, задав основные направления развития линейных кораблей.

4. Линкор «Айова» (США)

«Айова» вошел в состав ВМС США в 1943 году. Головной линкор серии, в которую вошли также корабли «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин», стал легендой благодаря своим исключительным успехам в сражениях с флотом императорской Японии. Продуманное сочетание скоростных характеристик, огневой мощи и бронирования сделали этот корабли образцом «плавучей крепости», затмившей славу прежних дредноутов. Неудивительно, что свою боевую вахту корабли серии «Айова» закончили только в 1990-м году.

5. Крейсер «Тонэ» (Япония)

Этот корабль считается едва ли не лучшим тяжелым крейсером своего времени. Два японских крейсера типа «Тонэ» («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937и 1938 годах. Критики проекта отмечали сильную перегруженность этих кораблей, и невыносимые условия службы для их экипажей: тесные жилые отсеки крейсеров можно было с полным на то основанием назвать «стальными гробами». Тем не менее, броневая защита, вооружение корабля и его ходовые качества делали «Тонэ» самым совершенным крейсером кануна Второй мировой войны.

Представляют собой бронированные артиллерийские военные корабли, которые обладают большим водоизмещением и хорошим вооружением. Линкоры СССР широко использовались в самых разных сражениях, так как они легко справляются с уничтожением врага в морском бою посредством нанесения артиллерийских ударов по объектам, расположенным на берегу.

Особенности

Линкоры являются мощными артиллерийскими бронированными кораблями. На момент начала Великой Отечественной войны на вооружении страны их было очень много. Линкоры СССР имели качественное вооружение в виде различных орудий, которые постоянно модернизировались. Чаще всего вооружение состояло из торпедных аппаратов. Данные корабли обеспечивали оборону Ленинграда, Севастополя и других приморских городов.

Класс «Севастополь»

Линкоры этого класса имели корпус мониторной формы, в котором площадь надводного борта и форштевень ледокольной формы были минимизированы. При небольшой длине корпуса составляло 23 000 тонн, но на деле достигало порядка 26 000 тонн. В качестве топлива использовался уголь, а если требовался форсированный режим работы, то нефть. Эти линкоры ВМФ СССР оснащались силовой установкой в 42 000 л. с. при скорости в 23 узла и дальности плавания в 4000 миль.

В качестве вооружения оснащался нарезными орудиями, которые располагались линейно и отличались технической скорострельностью в 1,8 выстрела за одну минуту. В качестве противоминного вооружения использовались 16 орудий 120 мм, скорострельность которых составляла 7 выстрелов в минуту, причем все орудия располагались на средней палубе. Такое размещение артиллерии приводило к низкой эффективности стрельбы, что в сочетании с низкой мореходностью самого линкора делало их управление сложнее.

Эти линкоры СССР были подвергнуты модернизации еще перед Второй мировой войной, что сказалось на улучшении силуэта кораблей: у них появилась баковая надстройка, которая плотно сцеплялась с корпусом, а сверху закрывалась прочным настилом. Изменения коснулись носовой оконечности, энергетических установок и улучшения бытовых условий для команды.

«Парижская коммуна»

Этот линкор проходил модернизацию самым последним. В ходе совершенствования его водоизмещение стало больше, мощность двигателя стала выше и составила 61 000 л.с., корабль развивал максимальную скорость в 23,5 узлов. Большое внимание при модернизации было уделено усилению противовоздушного вооружения: на носу и корме появились 6 76 мм, 16 и 14 пулеметов. Эти линкоры СССР Второй мировой войны применялись при обороне Севастополя. За все время боевых действий во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в 15 боевых походах, выполнил 10 артиллерийских стрельб, отразил больше 20 налетов вражеской авиации и сбил три самолета врага.

Во время Второй мировой войны корабль оборонял Севастополь и Керченский пролив. Первые боевые действия пришлись на 8 ноября 1941 года, и только за первое время боев было уничтожено большое количество танков, орудий, военных машин, перевозивших определенные грузы.

«Марат»

Эти линкоры СССР защищали подступы к Ленинграду, ведя 8 дней защиту города. Во время одной из вражеских атак в корабль попали сразу две бомбы, которые разрушили носовую часть судна и привели к детонации снарядных погребов. В результате этого трагического события погибли 326 человек - членов экипажа. Спустя полгода кораблю была возвращена частичная плавучесть, кормовая часть, которая затонула, всплыла. Немцы долгое время пытались уничтожить поврежденный линкор, который использовался нашими военными как форт.

Однако спустя некоторое время линкор был отремонтирован и частично восстановлен, но даже это позволило ему сопротивляться артиллерийскому огню противника: после восстановления кораблем были уничтожены самолеты, батареи и личный состав противника. В 1943 году этот линкор СССР был переименован в "Петропавловск", а еще спустя 7 лет и вовсе снят с вооружения и переведен в учебный центр.

«Октябрьская революция»

Этот линкор изначально базировался в Таллинне, но с началом Второй мировой был перебазирован в Кронштадт, как только к городу стали подступать немцы. «Октябрьская революция» стала надежной артиллерийской обороной города, так как все попытки немецкой армии потопить линкор остались безуспешными. За годы войны этот самый большой линкор СССР показал себя как надежный противник на воде.

От "Гангута" к "Революции"

Первоначальное название линкора было «Гангут». Именно под этим названием судно принимало участие еще в Первой мировой войне: под его прикрытием ставились минные заграждения, на котором впоследствии подорвался не один немецкий крейсер. Уже после присвоения кораблю нового имени он выступал во время Второй мировой войны, причем все попытки немцев справиться с ним были провальными. Линкоры СССР Второй мировой войны вообще отличались надежностью: так, «Октябрьская революция» подвергалась многочисленным авиационным и артиллерийским атакам, и все равно устояла. Сам же линкор за годы войны выпустил порядка 1500 снарядов, отразил многочисленные авиационные налеты, сбил 13 самолетов и еще большое количество повредил.

Основные походы «Гангута» («Октябрьской революции»)

Интересен тот факт, что грозные корабли нашей армии ни разу за время двух мировых войн - первой и второй - не встретились в бою именно с линкорами противника. Единственный бой был проведен «Севастополем» еще в Гражданскую войну, когда судно прикрывало эсминец «Азард» и отразило нападение целых семи британских эсминцев.

В общем и целом «Гангут» побывал в трех боевых походах на Балтику, где он обеспечивал минные постановки, затем на вооружении Красной Армии он получил новое название и был включен в состав Морских сил Балтийского моря. Принимал участие линкор и в советско-финской войне как огневая поддержка сухопутным войскам. Самой ответственной задачей линкора была защита Ленинграда.

В 1941 году, 27 сентября, в судно попала бомба весом в 500 кг, которая пробила палубы, разорвала башню.

«Архангельск»

Не все линкоры СССР периода Второй мировой войны изначально были на вооружении нашей страны. Так, линейный корабль «Архангельск» сначала был в составе военно-морского флота Великобритании, затем был передан Советскому Союзу. Примечательно, но данное судно было переоборудовано в США, оснащено современными радиолокационными системами для любых видов вооружения. Именно поэтому «Архангельск» известен еще и как HMS Royal Sovereign.

В межвоенные годы линкор неоднократно модернизировался, причем серьезно. И изменения касались в основном дополнительного оснащения орудиями. Ко Второй мировой войне этот линкор уже был устаревшим, но, несмотря на это, все-таки его включили во флот страны. Но его роль была не столь доблестна, как у других линкоров: «Архангельск» большей частью стоял у берегов Кольского залива, где обеспечивал огневое наступление советских войск и срывал эвакуацию немцев. В январе 1949 года корабль был сдан в Великобританию.

Проекты линкоров СССР

Линкоры СССР, проекты которых разрабатывались самыми разными инженерами, всегда считались одними из самых надежных во всем мире. Так, инженер Бубнов предложил проект сверхдредноута, который привлекал внимание проработанностью деталей, мощностью артиллерии, высокой скоростью хода и достаточным уровнем бронирования. Проектирование началось еще в 1914 году, причем главной задачей инженеров было разместить три четырехорудийные башни на небольшом корпусе, которого было мало для подобного вооружения. Получалось, что корабль при таком раскладе оставался без надежной противоторпедной защиты. К основным средствам вооружения на данном корабле выступали:

  • главный броневой пояс, который распространялся на 2/3 длины судна;
  • горизонтальное бронирование на четырех уровнях;
  • круговое бронирование башен;
  • 12 орудий в башнях и 24 орудия противоминного калибра, которые располагались в казематах.

Специалисты говорили о том, что данный линкор - это мощная боевая единица, которая по сравнению с зарубежными аналогами была способна развивать скорость хода в 25 узлов. Правда, бронирования было недостаточно уже на момент Первой мировой войны, а модернизации кораблей не планировалось…

Проект инженера Костенко

Совершенные линкоры России и СССР не раз выручали советские войска. Одной из разработок был корабль Костенко, который считается самым поздним. К его отличительным особенностям относились сбалансированные характеристики вооружения, отличная скорость и качественное бронирование. В основе проекта лежал англо-германский опыт Ютландского сражения, поэтому инженер заранее отказался от предельного артиллерийского оснащения суден. А акцент делался на сбалансированности бронезащиты и подвижности.

Данный корабль разрабатывался аж в четырех версиях, причем самым быстрым оказался именно первый вариант. Как и в версии Бубнова, линейный корабль имел главный боевой пояс, который дополнялся переборкой из двух плит. Горизонтальное бронирование коснулось нескольких палуб, которая сама по себе выступала как броневая настилка. Бронирование выполнялось в башне, рубки, по кругу судна, кроме того, внимательно отнесся инженер к противоторпедной защите, которая раньше на линкорах выступала в виде простой продольной переборки.

В качестве вооружения инженер предлагал использовать орудия главного калибра 406 мм и орудия 130 мм. Первые располагались в башнях, что обеспечивало хорошую дальность стрельбы. Проекты данного судна, как уже говорилось, были разными, что сказывалось и на количестве пушек.

Проект инженера Гаврилова

Гаврилов предлагал построить самые мощные, так называемые предельные линкоры СССР. Фото показывает, что такие модели были небольшим по размерам, зато по техническим и эксплуатационным характеристикам были более эффективными. Согласно общей концепции, линкор представлял собой предельный корабль, технические характеристики которого были на грани достижимого уровня. Проект учитывал только самые мощные параметры вооружения:

  • 16 орудий главного калибра 406 мм в четырех башнях;
  • 24 орудия 152 мм противоминного калибра в казематах.

Такое вооружение вполне отвечало концепции русского кораблестроения, когда отмечалось удивительное сочетание максимально возможного артиллерийского насыщения с высокой скоростью при ущербе бронированию. Оно, кстати, было не самым удачным на большинстве советских линкоров. Зато двигательная установка корабля была одной из самых мощных, так как ее действие основывалось на турбинах-трансформаторах.

Особенности оснащения

Линкоры СССР периода Второй мировой войны (фото подтверждает их мощь), согласно проекты Гаврилова, оснащались самыми совершенными на тот момент системами. Как и предыдущие инженеры, он уделил внимание бронированию, причем толщина бронирования была несколько больше. Но специалисты отмечали, что даже при мощной артиллерии, большой скорости хода и огромных размерах данный линкор был бы достаточно уязвимым при встрече с противником.

Итоги

Как отмечают специалисты, Вторая мировая война стала определенным этапом для проверки состояния линейных кораблей СССР к готовности. Как оказалось, линейный флот не был готов к разрушительной силе и мощи атомных бомб и высокоточного управляемого оружия. Именно поэтому уже ближе к концу войны линейные корабли перестали считаться мощной боевой силой, а развитию палубной авиации уже не уделялось столько внимания. Сталин приказал исключить линкоры из планов военного кораблестроения, так как они не отвечали требованиям времени.

Как следствие, из действующего флота были выведены такие корабли, как «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна», какие-то модели были выведены в резерв. Впоследствии Хрущев оставил на вооружении страны буквально несколько тяжелых артиллерийских кораблей, считая их эффективными в боях. А 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры - последний линкор СССР "Новороссийск". После этого события наша страна распростилась с идеей наличия в составе своего флота линейных кораблей.

Для полного понимая картины: линкор — класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.

Линкоры стали эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX века. Но прежде, чем их потопили-списали-превратили в музеи, кораблям пришлось пережить многое. Об этом и поговорим.

Ришелье

  • Длина — 247,9 м
  • Водоизмещение — 47 тысяч тонн

Назван в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился с целью пресекать разбушевавшийся флот Италии. В реальном бою так и не побывал, если не считать участия в Сенегальской операции в 1940 году. Печаль: в 1968 году “Ришелье“ отправили на лом. Выжило только одно из его орудий — установили в порту Бреста в качестве памятника.

Источник: wikipedia.org

Бисмарк

  • Длина — 251 м
  • Водоизмещение — 51 тысяча тонн

Сошел с верфи в 1939 году. При спуске на воду присутствовал фюрер всея Третьего Рейха, сам Адольф Гитлер. Бисмарк — один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Он геройски уничтожил английского флагмана, крейсер “Худ“. За это так же геройски и поплатился: на линкора устроили настоящую охоту, и таки выловили. В мае 1941 года британские кораблики и торпедоносцы с продолжительным боем Бисмарка потопили.


Источник: wikipedia.org

Тирпиц

  • Длина — 253,6 м
  • Водоизмещение — 53 тысячи тонн

Хоть второй самый большой линкор Нацистской Германии был спущен на воду в 1939-м, в реальных боях поучаствовать он практически не смог. Он своим присутствием просто держал связанными руки арктического конвоя СССР и британского флота. В 1944 году в результате авианалета Тирпица потопили. И то с помощью специальных сверхтяжелых бомб типа Tallboy.


Источник: wikipedia.org

Ямато

  • Длина — 263 м
  • Экипаж — 2500 человек

“Ямато“ — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. До октября 1944 года практически не участвовал в боях. Так, “по мелочи“: обстреливал американские кораблишки.

6 апреля 1945 года вышел в очередной поход, цель — противостоять высадившимся на Окинаве войскам янки. В итоге 2 часа подряд “Ямато“ и другие японские судна были в аду — их обстреливали 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии словил 23 попадания авиабомб и торпед → рванул носовой отсек → корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.


Источник: wikipedia.org

Мусаси

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн

Второй самый большой японский корабль времен Второй мировой. Спущен на воду в 1942 году. Судьба “Мусаси“ трагична:

  • первый поход — пробоина в носовой части (торпедная атака американской подлодки);
  • последний поход (октябрь 1944, в море Сибуян) — попал под атаку американских самолетов, словил 30 торпед и авиабомб;
  • вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после гибели, затонувший “Мусаси“ в водах Сибуяна обнаружил американский миллионер Пол Аллен. Линкор покоился на глубине полутора километров.


Источник: wikipedia.org

Советский Союз

  • Длина — 269 м
  • Водоизмещение — 65 тысяч тонн

“Совки“ не строили линкоров. Попытались только один раз — в 1938 году начали закладывать “Советский Союз“ (линкор Проекта 23). К началу Великой Отечественной корабль был готов на 19%. Но немцы начали активно наступать, и страшно напугали советских политиканов. Последние дрожащими руками подписали указ об остановке строительства линкора, все силы кинули на штампование “тридцать-четверок“. После войны кораблик разобрали на металл.


Корабли Второй мировой войны

Пять сильнейших морских держав - Великобритания, Германия, Россия, Франция, США - с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий. Правительство каждой из стран старалось наращивать боевую мощь не только сухопутных войск, но и флота.

Такие государства, как Великобритания, Германия, Франция и США, отдавали предпочтение строительству тяжелых надводных кораблей. Для сопровождения судов, их защиты и проведения разведывательных работ создавались специальные эскадренные подводные лодки.

В 1934 году Франция выстроила подводный крейсер «Сюрку». Крейсер имел возможность наносить удары по противнику, используя 14 торпедных аппаратов и 2 пушки калибра 203 мм. Защитой служила броня, которой были покрыты палуба и рубка.

Англия также готовилась к сражениям. Начиная с 40-х годов XX века во флоте Великобритании появились подводные мониторы «М-1», «М-2», «М-3». Немного позднее один из них был переоборудован в подводный авианосец. При этом орудийная башня была заменена просторным ангаром, где располагался гидросамолет.

С течением времени мощность английских кораблей все возрастала. Суда отличались высокой скоростью, глубиной погружения корпуса, дальностью плавания, а также характеристиками и составом общего вооружения. А эскадренная субмарина «Х-1» была оснащена и приводилась в действие с помощью дизельной установки, которая заставляла корабль двигаться со скоростью 20 узлов.

Каждая из морских держав мира стремилась к тому, чтобы усовершенствовать конструкцию военных кораблей и вырваться вперед по боеспособности своего флота.

Государства стремились превзойти друг друга техническими усовершенствованиями и новыми разработками. Голландия и Америка обеспечили матросов своих судов кондиционерами для охлаждения воздуха. Англичане установили на подводных лодках гидролокаторы «Асдик», с помощью которых становилось возможным измерение дистанции до неприятельского объекта в воде и к тому же значительно облегчался поиск якорных мин.

Государства не жалели денежных средств и устанавливали на подводных лодках устройства, уменьшающие количество пузырьков при торпедных выстрелах. А на субмаринах появились 20-миллиметровые зенитки, позволявшие сбивать самолеты противника. Подводные корабли, вынужденные длительное время проводить в море, требовали постоянного подвоза топлива. Матросы нуждались в пополнении запасов воды и продовольствия. Именно с целью снабжения подводных лодок в открытом океане были созданы подводные танкеры.

Повысить скорость перемещения лодок в надводном положении позволила установка мощных электромоторов и аккумуляторных батарей. Особая система работы дизелей под водой, получившая название «шноркель», продлевала время нахождения судна в подводном положении и таким образом увеличивала возможность скрытых боевых действий. Субмарина, первоначально задуманная как корабль для кратковременных погружений, превратилась в подводный корабль.

Продолжали совершенствоваться и средства слежения за противником. Моряки, плававшие на американских субмаринах, стали пользоваться ночными перископами с радиолокационными антеннами. А налаживать хорошую связь подводных лодок, идущих в надводном положении, помогали высокочастотные радиотелефоны.

Германия в основном заботилась об улучшении боевых возможностей своих судов, размещая на борту все большее количество оружия. В результате свободного пространства, предназначенного для экипажа, становилось все меньше. А потому условия пребывания моряков на борту подводной лодки часто оказывались тяжелыми.

Экспериментальные разработки воплощались в жизнь без тщательной предварительной проверки, и оттого корабли, оказавшись неприспособленными для нападения и отражения вражеских атак, так и не принимали участия в серьезных боях.

Почти перед самым началом Второй мировой войны в Германии был разработан проект новой субмарины «U-1407», снабженной тремя парогазовыми турбинами. Подводная лодка должна была развивать довольно высокую скорость, достигавшую 24 узлов, и предназначалась для дальних плаваний, на расстояние до 230 миль. Однако «U-1407», к сожалению, не оправдала надежд инженеров и конструкторов, так и оставшись всего лишь хорошим проектом.

Японские подводные корабли, созданные в начале 40-х годов XX века, отличались большим водоизмещением. В конструкции японских кораблей главным недостатком становились сложности в управлении и большая вибрация корпуса корабля при движении. Говорили, что грохот многочисленных механизмов можно было расслышать даже с небольшого расстояния.

Новой ударной силой мирового флота стали авианосцы. Первыми к проектированию и применению авианосцев приступили японцы. Авианосец «Хосё» обладал хорошими боевыми качествами, однако из-за малого хода не мог действовать согласованно с эскадрой. Авианосец передвигался в окружении крейсеров и эсминцев. Поэтому заботиться о броневой защите корабля не было необходимости. При этом отсутствие тяжелой брони позволяло размещать на палубах большое количество самолетов, зенитных орудий.

Англия вступила во Вторую мировую войну современным авианосцем «Арк Ройал». Корабль достигал скорости 30 узлов и при этом мог вместить на площадки до 72 самолетов. «Арк Ройал» стал первым авианосцем, на котором были построены двухэтажные ангары, соединенные с полетной палубой механическими подъемниками. В носовой части судна находились две большие катапульты, позволявшие запускать самолеты в воздух даже при том условии, что корабль оказывался развернутым против ветра. Кроме того, на борту устанавливали специальную прочную сеть, с помощью которой можно было ловить самолеты, промахнувшиеся при посадке на палубу корабля.

Техническим нововведением английских конструкторов «Арк Ройала» стало включение в его конструкцию особого кормового свеса, который позволял увеличивать длину полетной палубы до 244 м. Большего удлинения посадочной полосы на корабле не смогли достичь инженеры ни одной морской державы мира.

Японцы стремились следовать примеру европейских стран, которые совершенствовали военную технику, и потому вслед за англичанами решили провести реконструкцию старых судов. Спустя некоторое время строительные заводы Японии выпустили мощные авианосцы, получившие названия «Хирю» и «Сорю». Кроме того, перед началом Второй мировой войны Япония создала два гигантских авианосца, названных «Дзуйкаку» и «Сёкаку». Корабли были способны разместить на своем борту до 92 боевых самолетов.

Однако самыми совершенными считались американские авианосцы. Корабли несли по 81 самолету. Полетная палуба имела свес, удлиняющий взлетную площадку. Дымоходы от паровых котлов объединялись в единую дымовую трубу, которая выводилась наружу через надстройку островного типа. Артиллерия использовалась только для отражения воздушных атак, поскольку авианосцы двигались, как обычно, в сопровождении крейсеров и эсминцев, способных отразить атаки неприятельских кораблей и подводных лодок.

Японский флот потерял за первые месяцы войны шесть авианосцев, в то время как потери Америки составили четыре корабля. Однако по общей численности флота Америка явно отставала от ведущих морских держав, и поэтому английские инженеры направили все свои силы на строительство новых судов и переоборудование старых.

Новые легкие авианосцы, переделанные из крейсеров, несли на своих бортах только по 45 самолетов. Поверх корпусов крейсеров устанавливались открытые ангары и полетные палубы. Для улучшения устойчивости на кораблях были поставлены бортовые були. В носовой части палубы появились дополнительные островные надстройки. Для запуска самолетов применялись две катапульты. От старой модели крейсера оставался только бронированный корпус и машинные двигатели.

Такие корабли американского флота получили название «Независимые» и стали принимать участие в боевых действиях начиная с 1943 года.

Крупнейшими американскими авианосцами стали корабли типа «Мидуэй». Мощные авианосцы были готовы принять на свои широкие полетные палубы до 137 самолетов, при этом они сохраняли большую скорость хода. Однако постройка авианосцев затянулась на долгие годы, и ни один из шести строившихся кораблей не принял участия в морских сражениях.

В Америке темпы построения авианосцев в течение Второй мировой войны в несколько раз превосходили скорость их производства в мирное время. За 20 мирных лет Америка выпустила 7 авианосцев, в то время как развитие военных событий заставило предоставить флоту 36 тяжелых авианосцев и 124 эскортных, предварительно переоборудованных из торговых судов.

После окончания Второй мировой войны военная промышленность США перешла на производство многоцелевых авианосцев, в задачи которых входило прикрытие с воздуха боевых кораблей, десанта и конвоев в море, нанесение воздушных ударов по наземным и морским объектам, блокада портов и проливов. Многоцелевые авианосцы, обладавшие новым видом орудия - ядерным, могли наносить удары по целям, находившимся в радиусе около 1500 км. За сутки такие авианосцы могли преодолеть до 1100 миль. Однако крупные размеры делали корабли очень уязвимыми для атак противника.

Главной проблемой внедрения многоцелевых авианосцев становились огромные денежные затраты, шедшие на строительство, содержание и использование судов. Стоимость одного такого авианосца могла достигать 250 млн. долларов.

Расчеты американских инженеров показали, что использование многоцелевых авианосцев экономически невыгодно. В 1980 году конгресс США отказал в финансировании работ по созданию многоцелевых авианесущих кораблей.

К началу 80-х годов XX века американцы перенесли большую часть своих ядерных ракет на корабли морского флота. Таким образом, самолеты, находившиеся на авианосцах, были заменены ракетами.

В ответ на совершенствование вооружения американских кораблей Советский Союз также занялся созданием ракетно-ядерного океанского флота. Советский флот не обладал достаточным количеством военных баз, размещенных на территориях других стран. Кораблям приходилось преодолевать большие пространства на территории соседних государств прежде, чем они достигали океанских просторов.

Именно необходимость длительных переходов и определила выбор конструкции новых российских кораблей. Такие суда обладали высокими мореходными качествами, хорошей боевой устойчивостью, надежностью и мощными моторными двигателями. К тому же на кораблях стали размещать крылатые и баллистические ракеты.

Созданная в то время атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», благодаря своей прочной конструкции и высокой выносливости, достигла Северного полюса. Спустя некоторое время группа атомных лодок совершила поход вокруг света без единого всплытия на поверхность. Это был уникальный случай в истории подводного флота.

Особенностью развития отечественного морского флота в сравнении с флотом других мировых держав стало применение многоцелевых подводных лодок, на которых располагались крылатые ракеты и дальноходные торпеды.

Отличным от других государств образом развивался и отечественный надводный флот. Наибольшее внимание советские инженеры уделяли использованию ракетных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, торпедных катеров на подводных крыльях, ракетных крейсеров типа «Варяг» с ракетно-артиллерийским зенитным оружием и атомных ракетных крейсеров типа «Киров».

Первый советский авианесущий корабль «Москва» впервые появился в 5-й (средиземноморской) эскадре ВМФ. На его борту располагались мощные военные вертолеты. На несколько лет опередили наши конструкторы британцев, в дальнейшем создав авианесущий крейсер типа «Киев», на котором, кроме вертолетов, находились и самолеты вертикального и укороченного взлета и посадки.

До сей поры Российский военно-морской флот постоянно обновляется и совершенствуется. Двенадцать морей омывают берега России. Население России с древних времен связано с морем, судоходством и военными походами. За 33 войны, прошедшие на территории России, только в двух из них не был задействован военно-морской флот.

Английский историк Ф. Джен выразил свое отношение к России как к могучей морской державе такими словами: «Русские бились в ожесточенных битвах и уже тысячу лет назад считались лучшими моряками своего времени».

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Корабли Второй мировой войны Пять сильнейших морских держав - Великобритания, Германия, Россия, Франция, США - с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий.

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Американские ПЛ, добившиеся наибольших успехов в годы Второй мировой войны ПЛ потопл. судов тоннажSS-222 Bluefisli 12 50.839SS-291 Crevalle 9 51.814SS-260 Lapon 1 1 53.443SS-257 Harder 16 54.002SS-239 Whale 9 57.716SS-254 Gurnard 10 57.866SS-229 Flying Fish 15 58.306SS-213 Greenling 15 59.234SS-230 Finback 13 59.383SS-281 Sunfish 16 59.815SS-311 Archerfish 2 59.800SS-238 Wahoo 20 60.038SS-223 Bonefish 12

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Американские ПЛ погибшие в годы Второй мировой войны Лодка Дата гибели1. SS-195 «Sealion»…………. 25.12.19412. SS-141 S-36………………….. 20.01.19423. SS-131 S-26………………….. 24.01.19424. SS-174 «Shark»…………….. 11.02.19425. SS-176 «Perch»……………. 03.03.19426. SS-132 (S-27)………………… 19.06.19427. SS-144 (S-39)………………… 14.08.19428. SS-216 «Grunion»………….

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

1 СОВЕТСКОЕ АВИАСТРОЕНИЕ И НАУКА НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Первые научно-исследовательские организации и центры, проводившие теоретические и экспериментальные исследования в различных областях авиационной науки и техники, появились в начале XX в. Так,

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Начало Второй мировой войны. Возможен ли был Варшавский «сговор»? Он умер и не узнал, погиб он в мелком пограничном конфликте или в начале Третьей мировой войны. Из записной книжки Юрия Визбора Существует заблуждение, что не обязательно нападение фашистской Германией на

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

1939 Начало Второй мировой войны На рассвете 1 сентября 1939 г. пять германских армий из Восточной Пруссии, Померании и Силезии в соответствии с планом «Вайс» внезапно обрушились на Польшу. Несмотря на упорное сопротивление польской армии, германские войска, используя

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

1945 Окончание Второй мировой войны Вторая мировая война завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 г. на борту американского флагманского линкора «Миссури», прибывшего в воды Токийского залива, министр иностранных дел Японии М. Сигемицу как представитель

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги Медицинские запоминалки автора Климов Алексей Григорьевич

Из книги автора

Самая громкая провокация Второй Мировой войны Гитлеровская Германия с 1936 года готовила захват Польши. 11 апреля 1939 года Гитлер подписал план "Вайс", которым предусматривалось нападение на Польшу, а также захват Литвы и Латвии.К концу августа 1939 года почти все

Из книги автора

Радиопеленгация во время второй мировой войны Скоростной метод радиопередач появился только после второй мировой войны. А в военное время службы разведки враждующих сторон провели много успешных операций по обнаружению чужих радиопередатчиков.Как ни странно, самой

Броненосец — тяжёлый боевой корабль с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой, существовавший в первой половине XX века. Он предназначался для уничтожения кораблей всех типов, в т.ч. бронированных и действий против приморских крепостей. Различали эскадренные броненосцы (для боя в открытом море) и броненосцы береговой обороны (для действий в прибрежных районах).

Из многочисленных флотов броненосцев оставшихся после Первой мировой войны только в 7 странах они использовались во Второй мировой. Все они были построены еще до начала Первой мировой войны, а в период между войнами многие прошли модернизацию. И только броненосцы береговой обороны Дании, Таиланда и Финляндии были построены в 1923-1938 гг.

Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок. Отличались умеренным водоизмещением, малой осадкой, вооружались артиллерией крупного калибра. Получили заметное развитие в Германии, Великобритании, Нидерландах, России и Франции.

Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тыс.т., способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два (реже три) вала. Главный калибр орудий 280-330 мм (и даже 343 мм, заменённые позже на 305 мм с большей длиной ствола), броневой пояс 229-450 мм, реже более 500 мм.

Ориентировочное количество линкоров и броненосцев, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей

Страны Виды кораблей (всего/погибло) Всего
Броненосцы Линкоры
1 2 3 4
Аргентина 2 2
Бразилия 2 2
Великобритания 17/3 17/3
Германия 3/3 4/3 7/6
Греция 3/2 3/2
Дания 2/1 2/1
Италия 7/2 7/2
Норвегия 4/2 4/2
СССР 3 3
США 25/2 25/2
Таиланд 2/1 2/1
Финляндия 2/1 2/1
Франция 7/5 7/5
Чили 1 1
Швеция 8/1 8/1
Япония 12/11 12/11
ИТОГО 24/11 80/26 104/37

Линейный корабль (линкор) – класс самых крупных бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тыс. т., длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500 — 2800 человек. Линкоры применялись для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Они являлись эволюционным развитием броненосцев.

Основная масса линкоров, принимавших участие во Второй мировой войне была построена до начала Первой мировой. На протяжении 1936 — 1945 годов было построено лишь 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Линкоры из средства ведения войны на море превратились в инструмент большой политики и продолжение их строительства определялось уже не тактической целесообразностью, а совершенно иными мотивами. Иметь такие корабли для престижа страны в первой половине ХХ века означало примерно то же, что сейчас обладать ядерным оружием.

Вторая мировая война стала закатом линкоров, так как на море утвердилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — авиация, палубная и береговая. На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линкоры, японские «Yamato» и «Musashi» были потоплены авиацией, так и не встретившись с аналогичными кораблями противника. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации.

ТТХ лучших образцов линкоров

ТТХ корабля/Страна

и тип корабля

Англия

George V

Герм. Bismarck Италия

Littorio

США Франция

Richelieu

Япония Yamato

Водоизмещение стандартное, тыс. т. 36,7 41,7 40,9 49,5 37,8 63.2
Водоизмещение полное, тыс.т. 42,1 50,9 45,5 58,1 44,7 72.8
Длина, м. 213-227 251 224 262 242 243-260
Ширина, м. 31 36 33 33 33 37
Осадка, м 10 8,6 9,7 11 9,2 10,9
Бронирование борта, мм. 356 -381 320 70 + 280 330 330 410
Бронирование палуб, мм. 127 -152 50 — 80 + 80 -95 45 + 37 + 153-179 150-170 + 40 35-50 + 200-230
Бронирование башен главного калибра, мм. 324 -149 360-130 350-280 496-242 430-195 650
Бронирование боевой рубки, мм. 76 — 114 220-350 260 440 340 500
Мощность энергетических установок, тыс. л.с. 110 138 128 212 150 150
Максимальная скорость хода, узл. 28,5 29 30 33 31 27,5
Максимальная дальность хода, тыс. миль 6 8,5 4,7 15 10 7,2
Запас топлива, тыс.т. нефти 3,8 7,4 4,1 7,6 6,9 6,3
Артиллерия главного калибра 2х4 и 1х2 356-мм 4×2 — 380-мм 3×3 381-мм 3×3 — 406-мм 2×4- 380-мм 3×3 -460-мм
Артиллерия вспомогательного калибра 8х2 — 133-мм 6×2 — 150-мм и 8×2 — 105-мм 4×3 — 152-мм и 12×1 — 90-мм 10×2 — 127-мм 3×3- 152-мь и 6×2 100-мм 4×3- 155-мм и 6×2 -127-мм
Зенитная артиллерия 4х8 — 40-мм 8×2 –

37-мм и 12×1 — 20-мм

8×2 и 4×1 –

37-мм и 8×2 –

15×4 — 40-мм, 60×1 — 20-мм 4×2 — 37-мм

4х2 и 2х2 – 13,2мм

43×3 -25-мм и

2х2 – 13,2мм

Дальность стрельбы ГК, км 35,3 36,5 42,3 38,7 41,7 42
Количество катапульт, шт. 1 2 1 2 2 2
Количество гидросамолетов, шт. 2 4 2 3 3 7
Численность экипажа, чел. 1420 2100 1950 1900 1550 2500

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными кораблями в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального гармоничного сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Они поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом.

Скорострельность орудий линкора составляла два выстрела в минуту, при этом обеспечивался независимый огонь каждого орудия в башне. Из современников, лишь у японских суперлинкоров «Yamato» был более тяжелый вес залпа главного калибра. Точность стрельбы обеспечивалась РЛС управления артиллерийским огнем, что давало преимущество над японскими кораблями без радарных установок.

Линкор имел радар обнаружения воздушных целей и два обнаружения надвод­ных целей. Дальность по высоте при стрельбе по самолетам достигала 11 километров при заявленной скорострельности в 15 выстрелов в минуту, а управление осуществлялось с помощью РЛС. Корабль был оборудо­ван комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой — чужой», а также системами радиоразведки и радиопротиводействия.

ТТХ основных видов броненосцев и линкоров в разрезе стран изложено ниже.