Части и подразделения вдв ссср. День ВДВ России: история и традиции праздника

Воздушно-десантные войска Советского Союза

Первый случай применения воздушного десанта с присущими для этого рода войск специфическими задачами по охвату позиций противника с воздуха, действию в его тылу с целью захвата оружия и нарушения управления мобильными силами был зафиксирован весной 1929 года.В это время структуры формирующихся советских ВДВ уверенно провели операцию по обезвреживанию отрядов басмачей, которые вероломно вторглись на территорию Советского Таджикистана.

Но профессиональным праздником всех десантников не только в России, но и в большинстве стран СНГ считается 2 августа. Именно в этот день на одном из войсковых учений были использованы силы парашютного десанта.

Начало истории ВДВ СССР


Части ВДВ в СССР стремительно расширялись. На базе опытных авиамотодесантных отрядов были созданы авиационные батальоны особого назначения. Новые батальоны требовали качественной подготовки личного состава как в практическом, так и технико-тактическом аспектах. В предвоенный период резко возросло число учений, в ходе которых отрабатывались навыки применения воздушного десанта.Советские ВДВ приняли активное участие в вооруженных конфликтах на реке Халхин-Гол, в финской кампании, в присоединении Бессарабии к СССР.

К началу Великой Отечественной войны личный состав ВДВ СССР насчитывал более десяти тысяч человек. Солдаты и офицеры ВДВ принимал активное участие во многих сражениях, ставших решающими для судьбы всей военной кампании: контрнаступление под Москвой, форсирование Днепра, Маньчжурская стратегическая операция.

С 1946 году ВДВ СССР были подчинены непосредственно Министру обороны. Становление и развитие воздушного десанта как современного рода войск, качественное изменение его тактики связано с именем Василия Филипповича Маргелова, возглавлявшего элитные подразделения в 1954-1959 и 1961-1979 годах. Фигура Василия Федоровича считается культовой в среде нескольких поколений советских, а затем российских десантников. Не случайно аббревиатура «ВДВ» шуточно расшифровывается как «Войска дяди Васи».

В.Ф. Маргелов причастен и к созданию главного отличительного знака ВДВ СССР - эмблемы в виде парашюта, окруженного двумя самолетами. Не знакомый со всеми тонкостями геральдического дела, легендарный военачальник, тем не менее, отлично понимал, что эмблема ВДВ СССР должна стать узнаваемой и любимой всеми солдатами и офицерами, так или иначе связанными с «крылатой пехотой». Расчет Василия Филипповича оправдался: знаки ВДВ СССР сегодня являются настоящим символом и воплощением десантного братства, которым придается сакральный смысл.

Известная всем эмблема ВДВ СССР была разработана Зинаидой Ивановной Бочаровой. Сам Маргелов, оценивая заслуги чертежника штаба ВДВ, назвал ее «Десантником номер 2» («Номером один», естественно, был сам Василий Филиппович).

Состав ВДВ СССР


К середине 1980-х годов насчитывалось семь дивизий ВДВ СССР, а также три отдельных полка. Части ВДВ СССР по ряду параметров можно было разделить на парашютно-десантные и десантно-штурмовые части. Отличие частей заключалась в различной подчиненности, оснащенности военной техникой и ряду других параметров. Так, парашютно-десантные подразделения были предназначены для ведения боевых действий в более глубоком тылу, чем мобильные десантно-штурмовые части ВДВ СССР. В целом же основные параметры подготовки личного состава и боевые задачи частей обоих видов были схожими, а в большинстве случаев совпадали. Дивизии ВДВ СССРдислоцировались в Литовской ССР, РСФСР, Молдавской СССР, БССР, Азербайджанской ССР, Узбекской ССР.

Особенно сложным являлся вопрос существования спецназа ВДВ СССР. Подразделения Специального назначения ГРУ назывались десантниками, так как истинное наименование данных воинских структур на официальном уровне никак не афишировалось. В итоге бойцы войск специального назначения носили форму ВДВ, хотя ни по специфике выполняемых боевых задач, ни по подчинению к этому роду войск не относились.Спецназ ВДВ СССР до сих пор остается объектом острых дискуссий военных историков и специалистов.

Советские ВДВ в ходе Афганской кампании


События в Афганистане стали крупнейшей после Великой Отечественной войны кампанией, в которой были задействованы части ВДВ СССР. 18 линейных батальонов ВДВ СССР составили пятую часть от всех «линейных» батальонов Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане.

Специфический рельеф не позволял использовать все тактические возможности десантных подразделений. Тем не менее, летом 1982 года в ущелье Пандшер в успешной операции по зачистке данного района приняли участие более четырех тысяч солдат и офицеров частей советских ВДВ.

Участие ВДВ СССР в иных вооруженных событиях

В условиях «холодной войны» Вооруженные Силы СССР должны были всегда быть готовыми к защите своих интересов в любой точке земного шара. Воздушно-десантные подразделения, оснащенные самим современным вооружением, не имеющим аналогов в мире для данного рода войск, с успехом справлялась с поставленными задачами. В частности, бойцы советских ВДВ во многом обеспечили успех операций войск Организации Варшавского Договора в Венгрии в 1956 году и Чехословакии в 1968 году.

В истории ВДВ СССР существуют и менее известные страницы. Так, силами данного вида войск была проведена операция «Родопы», которая являла собой демонстрацию военного присутствия в приграничных с Грецией регионах Болгарии. Дело в том, что в 1967 году в Греции произошел военный переворот, и новые власти, не скрывавшие своих антикоммунистических настроений, выражали заинтересованность в ревизии границы между Болгарией и Грецией. Таким образом, ВДВ СССР сыграли значимую роль в сохранении стратегического превосходства СССР в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Как отображена тематика советских ВДВ в электронных ресурсах?

Огромной популярностью сегодня пользуются видео о ВДВ СССР, широко представленные в сети Интернет. Каждый интересующийся историей ВДВ СССР имеет возможность просмотра уникальных кадров, на которых запечатлены основные этапы становления и развития данного рода войск. Особый сегмент составляет кинохроника участия воздушно-десантных подразделений в войне в Афганистане.

Фото ВДВ СССР также весьма точно отражают дух эпохи развития этих элитных воинских подразделений. Для многих наших соотечественников, посвятивших свою жизнь «крылатой пехоте», черно-белые снимки становятся настоящей семейной реликвией. Каждый интересующийся военной историей может ознакомиться с качественными фото и видео ВДВ СССР на множестве специализированных сайтах.

Воздушно - десантные войска
(ВДВ)

Из истории создания

История российских Воздушно-десантных войск неразрывно связана с историей создания и развития Красной Армии. Большой вклад в теорию боевого применения воздушных десантов внес Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Еще во второй половине 20-х годов он первым из числа советских военных деятелей глубоко исследовал роль воздушных десантов в будущей войне, обосновал перспективность Воздушно-десантных войск.

В работе «Новые вопросы войны» М.Н. Тухачевский писал: «Если страна подготовлена к широкому производству авиадесантов, способных захватить и прекратить деятельность железных дорог противника на решающих направлениях, парализовать развертывание и мобилизацию его войск и т. д., то такая страна сможет перевернуть прежние методы оперативных действий и придать исходу войны гораздо более решительный характер».

Значительное место в этой работе отведено роли воздушных десантов в приграничных сражениях. Автор считал, что воздушные десанты в этот период боя выгоднее использовать для срыва мобилизации, изоляции и сковывания приграничных гарнизонов, разгрома местных войск противника, захвата аэродромов, посадочных площадок и решения других важных задач.

Много внимания вопросам разработки теории применения Воздушно-десантных войск уделяли Я.И. Алкснис, А.И. Егоров, А.И. Корк, И.П. Уборевич, И.Э. Якир и многие другие военачальники. Они считали, что в Воздушно-десантных войсках должны служить наиболее подготовленные солдаты, готовые выполнить любое задание, проявляя при этом решительность и стойкость. Воздушные десанты должны наносить внезапные удары по противнику там, где их никто не ждет.

Теоретические исследования приводили к тому, что боевая деятельность Воздушно-десантных войск должна носить наступательный характер, смелый до дерзости и предельно маневренный в проведении быстрых, сосредоточенных ударов. Воздушные десанты, максимально используя внезапность своего появления, должны стремительно наносить удары по наиболее чувствительным пунктам, ежечасно добиваться успеха, увеличивая тем самым панику в рядах противника.

Одновременно с разработкой теории боевого применения ВДВ в Красной Армии проводились смелые эксперименты по высадке воздушных десантов, велась обширная программа по созданию опытных воздушно-десантных подразделений, изучались вопросы их организации, разрабатывалась система боевой подготовки.

Впервые воздушный десант для выполнения боевой задачи был применен в 1929 году. 13 апреля 1929 года банда Фузайли совершила очередной набег из Афганистана на территорию Таджикистана. В планы басмачей входило захватить Гармский уезд и в дальнейшем обеспечить вторжение в Алайскую и Ферганскую долины более крупных банд басмачей. В район вторжения басмачей были высланы кавалерийские отряды с задачей уничтожить банду раньше, чем она захватит Гармский уезд. Однако поступившие из города сведения свидетельствовали о том, что они не успеют преградить путь банде, которая уже разбила во встречном бою отряд гармских добровольцев и угрожала городу. В этой критической ситуации командующий Среднеазиатским военным округом П.Е. Дыбенко принял смелое решение: перебросить по воздуху отряд бойцов и внезапным ударом уничтожить противника на подступах к городу. В состав отряда входило 45 человек, вооруженных винтовками и четырьмя пулеметами. Утром 23 апреля в район боевых действий на первом самолете вылетели два командира взвода, а вслед за ними вторым самолетом - командир кавалерийской бригады Т.Т. Шапкин, комиссар бригады А.Т. Федин. Командиры взводов должны были захватить посадочную площадку и обеспечить высадку главных сил отряда. В задание командира бригады входило изучить обстановку на месте и затем, возвратившись назад в Душанбе, доложить результаты командующему. Комиссар Федин должен был принять командование десантом и руководить действиями по уничтожению банды. Через полтора часа после взлета первого самолета в воздух поднялись главные силы десанта. Однако намеченный ранее план действий отряда был отменен сразу после посадки самолета с командиром и комиссаром. Половина города уже была занята басмачами, так что медлить было нельзя. Отправив самолет с донесением, командир бригады принял решение немедленно атаковать противника имеющимися силами, не дожидаясь прибытия десанта. Раздобыв в ближайших кишлаках лошадей и разбившись на две группы, отряд двинулся в Гарм. Ворвавшись в город, отряд обрушил на басмачей мощный пулеметный и винтовочный огонь. Бандиты растерялись. Они знали о численности гарнизона города, но те были вооружены винтовками, а откуда взялись пулеметы? Бандиты решили, что в город ворвалась дивизия Красной Армии, и, не выдержав натиска, отступили из города, потеряв при этом около 80 человек. Подошедшие кавалерийские части завершили разгром банды Фузайли. Командующий округом П.Е. Дыбенко при разборе высоко оценил действия отряда.

Второй эксперимент состоялся 26 июля 1930 года. В этот день под руководством военного летчика Л. Минова в Воронеже были совершены первые тренировочные прыжки. Как происходили события, рассказал впоследствии сам Леонид Григорьевич Минов: "Я не думал, что один прыжок может изменить в жизни многое. Я всей душой любил летать. Как и все мои товарищи, относился в то время к парашютам с недоверием. Да попросту о них и не думал. В 1928 году мне довелось быть на совещании руководящего состава Военно-Воздушных Сил, где я сделал свой доклад об итогах работы по «слепым» полетам в Борисоглебской школе военных летчиков." После совещания меня подозвал Петр Ионович Баранов, начальник ВВС, и спросил: " В своем докладе вы говорили, что вслепую летать надо непременно с парашютом. Леонид Григорьевич, а как, по-вашему, нужны ли парашюты в военной авиации?" Что я мог тогда сказать! Конечно, парашюты нужны. Лучшим доказательством того был вынужденный прыжок с парашютом летчика испытателя М. Громова. Вспомнив этот случай, я ответил Петру Ионовичу утвердительно. Тогда он предложил мне поехать в США и познакомиться, как у них обстоят дела со спасательной службой в авиации. Честно говоря, я согласился неохотно. Из Соединенных Штатов Америки я вернулся «налегке»: с «дипломом» в кармане и тремя прыжками. Петр Ионович Баранов мою докладную записку положил в тощую папку. Когда он закрыл ее, на обложке я увидел надпись: «Парашютное дело». Из кабинета Баранова я вышел через два часа. Предстояла большая работа по внедрению парашютов в авиации, по организации различных исследований и экспериментов, направленных на повышение безопасности полетов. Было решено провести в Воронеже занятия с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами, с организацией прыжков. Баранов предложил подумать о возможности подготовки на воронежских сборах 10-15 парашютистов для выполнения группового прыжка. 26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на аэродроме под Воронежем. Мне предстояло выполнить показательный прыжок. Конечно, все, кто был на летном поле, считали меня асом в этом деле. Ведь я здесь был единственным человеком, который уже получил воздушное парашютное крещение и прыгал не раз, не два, а имел целых три прыжка! И занятое мною призовое место на соревнованиях сильнейших парашютистов США, по-видимому, казалось присутствующим чем-то недосягаемым. Вместе со мной готовился к прыжку летчик Мошковский, назначенный на сборах моим помощником. Больше желающих пока не было. Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила мне букет полевых ромашек. - "А как там Мошковский?"... Самолет заходит на курс. В проеме двери хорошо видна его фигура. Уже пора прыгать. Пора! Но он по-прежнему стоит в дверях, видимо, не решаясь броситься вниз. Еще секунда, вторая. Наконец-то! Над падающим человеком взметнулся белый шлейф и тут же превратился в тугой купол парашюта. - "Ура-а-а!.." - раздалось вокруг. Многие летчики, видя нас с Мошковским живыми и невредимыми, изъявили желание тоже прыгнуть. В тот день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев и И. Мухин. А через три дня в рядах парашютистов насчитывалось 30 человек. Выслушав по телефону мой доклад о ходе занятий, Баранов спросил: "Скажите, можно ли за два-три дня подготовить, скажем, десять или пятнадцать человек для группового прыжка?" Получив положительный ответ, Петр Ионович пояснил свою мысль: " Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника»."

Надо ли говорить, что это оригинальное и интересное задание мы приняли к исполнению с огромным энтузиазмом. Выброску десанта решено было производить из самолета «Фарман-Голиаф». В те дни это был единственный самолет, освоенный нами для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что человеку не требовалось вылезать на крыло - парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. Причем все обучаемые находились в кабине самолета. Чувство локтя товарища успокаивало каждого. Кроме того, выпускающий мог наблюдать за ним, подбодрить перед прыжком. Для участия в десанте отобрали десять добровольцев, уже совершивших тренировочные прыжки. Кроме высадки бойцов в план десантной операции включили сброс с самолетов на специальных грузовых парашютах оружия и боеприпасов (ручные пулеметы, гранаты, патроны). Для этой цели использовали два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции К. Благина. Десантная группа была разделена на два отряда, так как в кабине самолета помещалось не более семи парашютистов. После высадки первых десантников самолет возвращался на аэродром за второй группой. В перерыве между прыжками намечалось сбросить с трех самолетов Р-1 шесть грузовых парашютов с оружием и боеприпасами. В результате этого эксперимента хотелось получить ответ на целый ряд вопросов: установить степень рассеивания группы из шести человек и время отделения от самолета всех бойцов; фиксировать время, которое потребуется для спуска десантников на землю, приема сброшенного оружия и приведения десанта в полную готовность к боевым действиям. В целях расширения опыта выброска первого отряда намечалась с высоты 350 метров, второго - с 500 метров, сбрасывание груза - со 150 метров. Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.

2 августа 1930 года ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся самолет. На его борту - первый отряд парашютного десанта. Вместе с нами и руководитель второй группы Я. Мошковский. Он решил посмотреть, где место отделения нашей группы, чтобы потом точно десантировать своих ребят. Вслед за нами взлетели три самолета Р-1, под крыльями которых на бомбодержателях подвешены грузовые парашюты.

Сделав круг, наш самолет повернул к месту выброски десанта, расположенному примерно в двух километрах от аэродрома. Площадка приземления - это свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров. Она примыкала к небольшому хутору. Одну из построек, расположенную на окраине хутора, наметили в качестве ориентира для сбора парашютистов после приземления и исходного пункта для начала боевых действий десанта в тылу «противника». - "Приготовиться!" - стараясь перекричать гул моторов, скомандовал я. Ребята тут же поднялись и встали друг за другом, сжимая в правой руке вытяжное кольцо. Лица напряжены, сосредоточены. Как только пересекли площадку, дал команду: "Пошел!"... - бойцы буквально высыпали из самолета, я нырнул последним и тут же дернул кольцо. Посчитал - все купола раскрылись нормально. Приземлились мы почти в центре площадки, недалеко друг от друга. Бойцы, быстро собрав парашюты, подбежали ко мне. Тем временем над головами прошло звено Р-1 и на краю хутора сбросило шесть парашютов с оружием. Мы кинулись туда, распаковали мешки, достали пулеметы, патроны. И вот уже в небе вновь появился наш «Фарман» со второй группой. Как и было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. Приземлились они рядом с нами. Понадобилось всего несколько минут, и 12 десантников, вооруженные двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям...»

Так был сброшен первый в мире парашютный десант.

В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года нарком К. Ворошилов отмечал: «В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов. Воздушно-десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА и им преподаны соответствующие указания на месте».

Именно этот приказ является юридическим свидетельством рождения «крылатой пехоты» в Стране Советов.

Организационная структура воздушно - десантных войск

  • Командование Воздушно-десантных войск
    • Воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения:
    • 98-я гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
    • 106-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантная дивизия;
    • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
    • 76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия;
    • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая Ордена Кутузова 2-й степени бригада;
    • Воинская часть специального назначения:
    • 45-й отдельный гвардейский ордена Кутузова ордена Александра Невского полк специального назначения;
    • Воинские части обеспечения:
    • 38-й отдельный полк связи Воздушно-десантных войск;

Воздушно-десантные войска - род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника.

Предназначены для высадки с воздуха в тылу противника или для быстрого развёртывания в географически удалённых районах, часто применяются как силы быстрого реагирования.

Основным способом доставки ВДВ является парашютное десантирование, также могут доставляться на вертолётах; в период Второй мировой войны практиковалась доставка на планёрах.

    ВДВ состоят из:
  • парашютно-десантных
  • танковых
  • артиллерийских
  • самоходно-артиллерийских
  • других частей и подразделений
  • из частей и подразделений специальных войск и тыла.


Личный состав ВДВ десантируется вместе с личным оружием.

Танки, ракетные установки, артиллерийские орудия, самоходные установки, боеприпасы и другие материальные средства сбрасывают с самолетов при помощи воздушно-десантной техники (парашюты, парашютные и парашютно-реактивные системы, грузовые контейнеры, платформы для установки и сбрасывания оружия и техники) или доставляют авиацией в тыл противника на захваченные аэродромы.

    Основные боевые свойства ВДВ:
  • способность быстро достигать удаленных районов
  • наносить внезапные удары
  • успешно вести общевойсковой бой.

На вооружении Воздушно-десантных войск имеются авиадесантные самоходные установки АСУ-85; самоходные артиллерийские орудия «Спрут-СД»; 122-мм гаубицы Д-30; боевые машины десанта БМД-1/2/3/4; бронетранспортеры БТР-Д.

Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Появление в Советском Союзе особого рода войск как ВДВ и целого семейства авиадесантных боевых машин было продиктовано логикой развития этого рода войск в СССР с начала 1930-х годов, опытом боевого применения воздушно-десантных частей, а также взглядами военного руководства страны тех лет на их место и роль в возможной будущей войне.

Советские парашютисты из особого авиадесантного отряда номер 3 рядом с ТБ-1 перед прыжком. 1932 год.

Итак, все началось 2 августа 1930 года под Воронежем, на учениях ВВС Московского военного округа, когда с самолета "Фарман-Голиаф" был высажен первый в мире воздушный десант. Его подготовкой и выброской руководил инспектор ВВС РККА по парашютному делу летчик Л.Г.Ми-нов. Десант состоял из двенадцати парашютистов-добровольцев из личного состава 11-й авиабригады. Так как самолет "Фарман-Голиаф" не мог поднять сразу всю группу, решено было десантировать ее за два рейса.

В первый рейс пошли семь человек, в том числе и сам Л.Г.Минов. Прилетев к месту выброски, десантники за пять секунд покинули самолет с высоты 500 метров. Вторая группа парашютистов выбросилась с высоты 300 метров. Затем три биплана Р-1 сбросили парашютистам оружие и боеприпасы в специальных контейнерах. Десантники были вооружены револьверами, карабинами и гранатами, а в комплект сброшенного груза входили два ручных пулемета. Все парашютисты быстро вышли на исходные позиции в полной боевой готовности.

Инициатива Минова привлекла к себе внимание на самом верху. В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года говорилось: "В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов...» По решению штаба РККА в марте 1931 года в Ленинградском военном округе создали опытный нештатный воздушно-десантный отряд численностью 164 человека со специальным вооружением и автотранспортом. Отряду придали авиаэскадрилью, состоявшую из двенадцати тяжелых самолетов ТБ-1 и десяти самолетов Р-5. Командиром отряда назначили ЕДЛукина. В задачу отряда входила отработка всех элементов по проведению посадочных десантных операций. Имелся и так называемый парашютный эшелон, который должен был в тылу противника захватывать посадочные площадки или аэродромы для последующего приземления самолетов основных сил. Парашютной подготовкой бойцов руководил все тог же неутомимый Л.Г.Минов.


Тяжелый бомабрдировщик ТБ-1 с грузовым контейнером для авиадесанта.

15 августа 1931 года в районе Красного Села с двух самолетов АНТ-9 произвели выброс девятнадцати парашютистов с оружием, боеприпасами и двумя динамореактивными пушками (ДРП). После "Захвата» посадочной площадки они организовали круговую оборону и обеспечили посадку эскадрильи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1. Затеи операция была повторена на Гатчинском аэродроме. В сентябре того же года по просьбе командующего Киевским военным округом И.Э.Якира парашютно-десантный и посадочный отряды провели еще две операции на маневрах Киевского военного округа. С трех самолетов ДНТ-9 сбросили воздушный десант в составе 229 бойцов под командованием Л.Г.Минова. Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. Для подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Эти планы были реализованы - в 1933 году в вышеназванных округах сформировали авиационные батальоны особого назначения. К 1934 году в десанте уже служило 8 тыс. человек. Начался новый этап в развитии воздушно-десантных войск.


Советский самолет Р-5 с парашютными мешками Г-6. 1934 год.

Десанту было необходимо легкое, но достаточно мощное оружие. Поэтому в его вооружении для начала решили значительно увеличить долю ручных пулеметов. Для разрушения опорных пунктов врага и борьбы с танками парашютисты могли использовать динамореактивные (безоткатные) орудия, весившие не намного больше станкового пулемета. Думали и об обеспечении десанта классической артиллерией - противотанковыми и полковыми пушками. Кроме того, нужны были боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие. Все это предполагалось сбрасывать вместе с людьми. Разработкой специальной тары занимался конструкторский отдел при НИИ ВВС. развернутый затем в Особое конструкторское бюро (Оскон бюро) ВВС. Его руководителем назначили П.И.Гроховского. Из гладенькой группы энтузиастов Осконбюро быстро превратилось в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского». В "труппу цирка» в разное время входили знаменитые летчики В.П.Чкалов и М.С.Каминский. В марте 1934 года Осконбюро передали Наркомату тяжелой промышленности, где его переименовали в Экспериментальный институт НКТП, но направленность его работы не изменилась.


Вариант кабины для десантников для сброса.

В первой половине 1930-х годов в Осконбюро создали целую гамму сбрасываемых мешков и коробов, а также парашютов для них, рассчитанных на вес до 1250 кг. Работы по грузовым парашютам и специальным упаковкам начали вести еще с апреля 1929 года, когда в НИИ ВВС выработали основные требования к ним. Согласно первоначальным планам все это предназначалось для снабжения партизанских отрядов, разведгрупп и. в духе времени, для организации восстаний". О воздушных десантах тогда еще не думали, однако позже эти разработки очень пригодились. Под руководством Гроховского еще в 1931 году создали «картонажный авиасбрасыватель». Это был сделанный из картона сигарообразный контейнер, в один из концов которого укладывался перкалевый парашют Г-2 диаметром 3,5 м. В "авиасбрасыватель» можно было загрузить до 30 кг груза (например, шесть винтовок или 5000 патронов). В том же году его приняли на вооружение под обозначением ПГ-2к. Самолет Р-5 мог нести десять таких «сигар». В мягкий «воздушный мешок» Г-3 укладывались три 76-мм артиллерийских снаряда, или три ручных пулемета ДП, или три ящика пулеметных лент. Он также сбрасывался с парашютом Г-2.


Подвешенная полковая пушка обр.1927 года под бомбардировщик ТБ-1

В октябре 1932 года приняли на вооружение мягкий мешок Г-4 и жесткий фанерный короб овального сечения Г-5 Они оба были рассчитаны на 150 - 160 кг груза. В том же году представили короба: Г-6 - на 80 кг и Г-7 - для крупногабаритных грузов, а также картонный цилиндр Г-8 для продовольствия. Мешки, короба, а позже специальные баки для горючего ПДББ подвешивались на бом-
бодержателях и сбрасывались как обычные бомбы с помощью ручки бомбосбрасывателя. Позднее для больших самолетов стали делать гак называемые "Грузовые мосты- - съемные конструкции с большим количеством бомбодержателей.
Сброс небольших грузов осуществляли по традиционной схеме: сначала отделение от машины, потом открытие купола. Крупные пробовали сбрасывать методом срыва: сначала раскрывался купол, который вытягивал груз из самолета. Это позволяло уменьшить как динамический удар, гак и высоту сброса. Вся сбрасываемая тара комплектовалась специальными грузовыми парашютами. Диаметр купола варьировался от трех до 30 м. Купола могли быть одинарными или тандемными - подвешенными один над другим. 8 основном их шили из перкаля. Но в Оскон-бюро работали и над другими материалами. После долгих мучений гам научились делать купола из марли. В 1935 году ВВС РККА приняли на вооружение семейство марлевых парашютов - Г-39, Г-40 и Г-41. По размерам они были больше, чем перкалевые для такого же груза, но стоили оченьдешеео. Мешки и короба могли обеспечить десант стрелковым оружием, включая разобранные пушки ДРП и станковые пулеметы, а также боеприпасами, взрывчаткой, продуктами и многим другим. Позднее создали специальную тару для беспарашютного сбрасывания грузов с малых высот и упаковки для хрупкого оборудования, в частности для радиостанций. В Осконбюро ее опробовали, загружая электрические лампочки.


Сброс полковой пушки произведен. 1932 год

В 1932 году успешно испытали парашютную систему ПД-0 для сброса 76-мм горной пушки обр. 1909 г. Пушка подвешивалась между стойками шасси бомбардировщика ТБ-1, а парашют в коробе цилиндро конической формы крепился на бомбодержателе Дер-13 под фюзеляжем. В том же году на вооружение ВВС приняли систему Г-9. Два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» подвешивались на бомбодержателях под крыльями биплана Р-5. Каждый мотоцикл был заключен в специальную раму и снабжен двумя парашютами, которые связывались через отверстие в центре купола первого и раскрывались один за другим. Позднее в Осконбюро сделали подвеску ПД-М2 для двух «харлеев" с колясками. Ее мог нести под фюзеляжем бомбардировщик ТБ-1. В расчете на этот же носитель спроектировали парашютную подвеску ПД-А для легкового автомобиля -Форд» (или ГАЗ-А). Машина была не совсем обычная. Во-первых, в Осконбюро ее переделали в пикап, в кузове которого монтировалась на треноге ДРП. Во-вторых, автомобиль получил усиленные рессоры, колпаки на колеса и обтекатель перед радиатором. От мотоциклов и автомобилей перешли к бронетанковой технике. В 1932 году изготовили образец системы Г-43 (ПД-Т) для сброса с парашютом английской танкетки "Карден-Ллойд* или ее советского варианта Т-27. Поскольку масса танкетки значительно превышала предельно допустимую нагрузку бомбардировщика ТБ-1, ее облепили на 344 кг, сняв все, что можно и даже слив воду из системы охлаждения. Самолет тоже пришлось облегчить. В частности, демонтировали одну из задних турелей и все пулеметы. Кроме того, значительно уменьшили запас горючего. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытывали в НИИ ВВС- Она стала прообразом большого количества подобных устройств, предназначенных для десантирования легких танков, бронемашин и автомобилей.


Подвешенные мотоциклы Харлей-Дэвидсон под самолет Р-5

К середине 1930-х годов воздушно-десантные войска превратились в реальную боевую силу. Батальоны особого назначения развернули в воздушно-десантные бригады (сначала они именовались бригадами особого назначения), включавшие артиллерию и танки (по роте легких танков-амфибий). Первой из них стала АБОН (авиабригада особого назначения), расквартированная под Ленинградом, которую начали формировать с января 1933 года.

Каждой бригаде придавались транспортная эскадрилья (12 ТБ-3) и разведывательный отряд на самолетах Р-5-
Был создан широкий ассортимент специального снаряжения, включая подвески для перевозки и сброса тяжелой техники. В 1935 году приняли на вооружение подвеску ПГ-12. Она серийно выпускалась на заводе № 47 в вариантах ПГ-12 (для посадочного десанта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). Всего заказали ЬООта-ких подвесок, но фактически сделали 150. В округа эти подвески поступили к октябрю 1936 года. К ПГ-12 крепи-пась грузовая платформа II1-1 ферменной конструкции, которая позволяла перевозить и сбрасывать с парашютами автомобили, бронемашины, легкие танки или артиллерийские орудия массой до 3 т. К примеру, на платформе можно было закрепить пикап (на базе ГАЗ-А или М-1), -полуторку ГАЗ-АА (с обрезанной верхней частью кабины) или одновременно четыре пушки -две 76-мм полковые образца 1927 г. и две 45-мм противотанковые с передками. Из бронетехники пробовали грузить танк-амфибию Т-37 и броневик Д-12. Скорость ТБ-3 с наружной подвеской уменьшалась на 10 - 20 км/ч. 8 1937 году ПГ-12 модернизировали, приспособив к поздним модификациям ТБ-3. В октябре 1936 года на Медвежьих озерах под Москвой испытали систему по сбросу танков на воду.


Подвешенная танкетка Т-27 под бомбардировщик. Высокое военное начальство осматривает машины.

Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось в проектно-конструкторском секторе научно-испытательного отдела ВАММ имени Сталина под руководством военного инженера 3-го ранга Ж.Я.Котина. Танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5 - 6 м на скорости 160 км/ч. После касания поверхности воды машина прыгала 25 - 30 м. Для предохранения танка при ударе о воду под днищем машины монтировались специальные амортизирующие приспособления. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили еловый лапник) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем - танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили. В декабре 1938 года завод "Подьемник» изготовил первую партию подвесок ДПТ-2. Эту конструкцию разработали инженеры Троицкий, Рогов и Зуев. Крепить ее было проще, чем ПГ-12, и на загрузку техники уходило меньше времени. В ассортимент нагрузки вошли танк Т-38, бронеавтомобили БА-20 и ФАИ, бронированный гусеничный тягач -Комсомолец", передвижная радиостанция БАК на шасси пикапа ГАЗ-А. Новая подвеска позволяла перевозить по воздуху грузовик ГАЗ-АА с обычной кабиной и даже трехосный ГАЗ-AAA. В отчете об испытаниях указали, что ДПТ-2 "Обладает большими преимуществами по сравнению со старой подвеской ПГ-12». В 1939 году ДПТ-2 приняли на вооружение.


Произведен сброс автомобиля "Форд-А" 1932 год

Между тем рейд воздушно-десантных войск слабо сочетался с возможностями транспортной авиации. Основная ставка по-прежнему делалась на самолеты ТБ-3. которые к тому времени явно устарели. Уже на учениях МВО в 1936 году возникли сомнения в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов. Поэтому специально для ВДВ разработали военный вариант "Дугласа" - ПС-84К, с дополнительной дверью в левом борту. В коде войсковых испытаний 17 - 18 июня с ПС-84К проводилось десантирование бойцов 201-Й вдбр на аэродроме Рельбицы под Ленинградом. Бойцы покидали самолет через обе двери - левую и правую; на все уходило 12 - 14 секунд. Посадка десанта занимала около полуторы минуты. В выводах отчета записано: -Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3..." Из сохранившихся документов следует, что ПС-84К планировали строить специально для ВВС (как с вооружением, так и без) или же переоборудовать в них при необходимости обычные пассажирские машины, заранее предусмотрев такую возможность. Но реально изменения, свойственные модификации "К", внедрили на серийных ПС-84 уже после начала Великой Отечественной войны. Поэтому в последних крупных предвоенных маневрах воздушно-десантных войск в августе 1940 года участвовали только устаревшие ТБ-3. На учениях имитировался захват аэродрома Мигалово под Калинином [ныне Тверь). Привлекались два авиационных полка - 3-й и 7-й тбап. Сначала 26 ТБ-3 высадили батальон па-сашютистое. затем им сбросили грузы с трех Р-5 Один ТБ-3 выбросил на парашютах также два мотоцикла и два грузовых мешка. Парашютисты «захватили» аэродром и начали принимать посадочный десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и две артбатареи - 76-мм и 45-мм пушек. Возможно, именно отставание нашей военно-транспортной авиации привело к тому, что, несмотря на накопленный опыт, в Великой Отечественной воине воздушные десанты Краской Армией использовались редко, так же как и переброска по воздуху тяжелого вооружения. В то же время разработанная в 1930-х годах тара для сброса грузов с парашютом широко применялась для снабжения окруженных частей и партизанских отрядов.


Легкий плавающий танк Т-41 на подвеске ПГ-12


К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тыс. человек каждый. Правда, воздушно-десантными они являлись только номинально, поскольку для их функционирования не хватало ни средств доставки, ни снаряжения, ни даже парашютов! Поэтому зачастую ВДВ использовались в качестве разведывательно-диверсионных подразделений, своего рода спецназа сухопутных войск. Так, в сооруженном конфликте на ХалхинТоле
приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны вместе со стрелковыми частями сражались 201, 204-я
и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.
Первый же настоящий боевой десант советские ВВС высадили во время вступления Красной Армии в Прибалтику. В Литве и Латвии действовала 214-я воздушная бригада. 16 июня
1940 года 63 ТБ-3 перебросили на аэродром под Шяуляем первую волну десанта - 720 человек. Каждый самолет брал от 16 до 24 человек плюс два-три мешка ПДММ. Перевезли также 160 пулеметов и 36 минометов. От Шяуляя десантники двинулись на броне танков в Латвию.


Грузовые автомобили ГАЗ на подвесках ПГ-12

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовал» в ожесточенных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4 вдк (командир - генерал-майор А.Ф.Левашов, затем - полковник А.Ф.Казанкин). Эта операция вошла в историю как самая длительная операция такого рода. Ее началом считают 27 января, окончанием - 28 июня 1942 года. Выброска отрядов парашютистов производилась на Вяземском направлении и проходила в несколько этапов. С 27 января по 2 февраля, за шесть суток, удалось сбросить чуть более двух тысяч человек. Однако из-за больших потерь во время сброса и ошибок с местами высадки к решению боевой задачи смогли приступить только 1320 человек. Следующий десант высадили в ночь на 23 февраля, на этот раз удалось сбросить более 7 тыс. человек. Правда, в результате обстрела немецким истребителем прямо в самолете погиб командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор В.Ф.Левашов. Парашютисты должны были вести наступление с тыла на немецкие части, с целью захвата рокадной железной дороги Вязьма - Киров и выхода к Вязьме, Дорогобужу, Юхнову. Им противостояли не менее пяти пехотных полков противника, занимавших укрепленные позиции, у них имелась артиллерия и авиационная поддержка.


Подвешенный танк Т-37А. Обратите внимание на подвешенный под танк стальной лист с досками. Он защищал танк от удара при приводнении.

Без тяжелого вооружения, не имея численного превосходства, части корпуса продвинулись в ряде направлений на 20 - 22 км к линии фронта. Но поскольку советские войска не смогли развить успешное наступление с другой стороны, с 1 марта десантники. понесшие к тому времени значительные потери, вынуждены были перейти к обороне. Фронт обороны составлял примерно 35 км, в строю оставалось около трех тысяч человек. Жестокие бои шли с переменным успехом с марта по коней апреля. В мае остатки корпуса начали прорываться к своим войскам, что им и удалось осуществить 21 - 28 июня.

Вяземская и другие воздушно-десантные операции показали, что шансы на успех при высадке в тылу врага имеют только небольшие диверсионные подразделения. Чем крупнее десант, тем труднее ему решать оперативно-тактические задачи. Поэтому летом 1942 года все 10 воздушно-десантных корпусов были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии.

До конца войны имела место еще только одна попытка высадки крупного парашютного десанта - в ходе Днепровской наступательной операции. В период с 25 по 28 сентября 1943 года между Черкассами и Ржищевом десантировались 4,5 тысячи человек. Вследствие ряда ошибок район их сброса составил по площади 40x70 км вместо планировавшихся 7x10 км. В боях, но не наступательных, а оборонительных, оказались задействованы лишь 2,3 тысячи человек, действовавших несколькими десятками разрозненных групп (самая большая - около 600 человек). Примерно 1,2 тысячи ушли к партизанам, остальные либо погибли, либо попали в плен. Этот десант провалился еще в большей мере, чем Вяземский.


Производится сброс танка Т-37А на Медвежье озеро, Московский военный округ, 1936 год.


___________________________________________________________________________________

Источник данных: Журнал "Бронеколлекция"

Воздушно-десантные войска России предназначены для выполнения различных боевых задач в тылу противника, уничтожения боевых точек, прикрытия различных частей и многих других задач. Дивизии ВДВ в мирное время часто играют роль сил быстрого реагирования в случае возникновения внештатных ситуаций, требующих военного вмешательства. Свои задачи Воздушно-десантные войска России выполняют незамедлительно после десантирования, для которого используются вертолёты или самолёты.

История появления воздушно-десантных войск России

История ВДВ началась ещё в конце 1930 года. Именно тогда, на базе 11 стрелковой дивизии, был создан отряд принципиально нового типа – авиамотодесантный. Этот отряд являлся прототипом первой советской десантной части. В 1932 году данный отряд стал называться авиационной бригадой особого назначения. С этим названием части ВДВ просуществовали до 1938 года, в котором их переименовали в 201-ю воздушно-десантную бригаду.

Первое в СССР применение десанта в боевой операции прошло в 1929 году (после чего и было принято решение о создании подобных частей). Тогда советские красноармейцы были десантированы в районе таджикского города Гарм, который захватила банда бандитов-басмачей, пришедших на территорию Таджикистана из-за границы. Несмотря на превосходящую численность противника, действую решительно и смело, красноармейцы полностью разбили банду.

Многие спорят, стоит ли считать данную операцию полноценным десантированием, так как отряд красноармейцев был высажен после посадки самолёта, а не десантировался с парашютами. Так или иначе, день ВДВ не приурочен к этой дате, а отмечается в честь первого полноценного десантирования группы возле хутора Клочково под Воронежем, которое проводилось в рамках военных учений.

В 1931 году, специальным приказом под номером 18, был создан опытный десантный отряд, задачей которого являлось выяснить сферу применения и предназначения воздушно-десантных войск. Данный внештатный отряд состоял из 164 членов личного состава и включал в себя:

  • Одну стрелковую роту;
  • Несколько отдельных взводов (связи, сапёрного и взвода лёгких машин);
  • Эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков;
  • Один корпусный авиационный отряд.

Уже в 1932 все подобные отряды были развёрнуты в специальные батальоны, а к концу 1933 года подобных батальонов и бригад было 29 штук. Задача по подготовке авиаинструкторов и разработке специальных нормативов была поручена ленинградскому военному округу.

В довоенное время десантные войска использовались высшим командованием для нанесения ударов по тылам противника, для помощи бойцам, попавшим в окружение и так далее. В 30-е годы красная армия очень серьёзно относилась к практической подготовке десантников. В 1935 году на маневрах был высажен десант в общем количестве 2 500 человек вместе с боевой техникой. Уже в следующем году количество десантируемых было увеличено более чем в три раза, что произвело огромное впечатление на военные делегации иностранных государств, которые были приглашены на маневры.

Первый настоящий бой с участием советских десантников произошёл в 1939 году. Хотя данный инцидент советскими историками описывается как обычный военный конфликт, японские историки считают его настоящей локальной войной. В боях за Халхин-Гол участвовала 212 бригада ВДВ. Так как применение принципиально новой тактики десантников оказалось для японцев полной неожиданностью, войска ВДВ блестяще доказали, на что они способны.

Участие ВДВ в Великой Отечественной войне

Перед началом Второй Мировой войны все бригады воздушно-десантных войск были развёрнуты в корпуса. В каждом корпусе было более 10 000 человек, вооружение которых являлось самым передовым на тот момент. 4 сентября 1941 года все части ВДВ были переданы в непосредственное подчинение командующему воздушно-десантными войсками (первым командующим ВДВ являлся генерал-лейтенант Глазунов, который пробыл в этой должности до 1943 года). После этого были сформированы:

  • 10 корпусов ВДВ;
  • 5 маневренных воздушно-десантных бригад ВДВ;
  • Запасные полки ВДВ;
  • Воздушно-десантное училище.

Перед началом ВОВ военно-десантные войска были самостоятельным родом войск, которые были способны решать широкий круг задач.

Полки ВДВ широко задействовали в контрнаступлении, а так же различных боевых операциях, включающих в себя помощь и поддержку других видов войск. На протяжении всех лет Великой Отечественной войны войска ВДВ доказали свою эффективность.

В 1944 году войска ВДВ были реорганизованы в гвардейскую воздушно-десантную армию. Она вошла в состав авиации дальнего действия. 18 декабря этого же года данная армия была переименована в 9-ю гвардейскую армию, в неё вошли все бригады, дивизии и полки ВДВ. В это же время создали отдельное управления ВДВ, которое подчинялось командующему военно-воздушных сил.

Военно-десантные войска в послевоенный период

В 1946 году все бригады и дивизии ВДВ были переданы сухопутным войскам. Они подчинялись Министерству обороны, являясь резервным видом войск Верховного главнокомандующего.

В 1956 году ВДВ снова пришлось принять участие в вооружённой стычке. Вместе с другими видами войск, десантники были брошены на подавление венгерского восстания против просоветского режима.

В 1968 году две дивизии ВДВ участвовали в событиях в Чехословакии, где обеспечили полную поддержку всем соединениям и частям данной операции.

После войны все части и бригады воздушно-десантных войск получили новейшие образцы огнестрельного оружия и множество единиц боевой техники, сделанной специально для ВДВ. За эти годы были созданы образцы авиадесантируемой техники:

  • Гусеничная бронетехника БТР-Д и БМД;
  • Автомобили ТПК и ГАЗ-66;
  • Самоходные орудия АСУ-57, АСУ-85.

Кроме этого, были созданы сложнейшие системы для парашютного десантирования всей перечисленной техники. Так как новая техника нуждалась в больших транспортных самолётах для десантирования, были созданы новые модели крупно фюзеляжных самолётов, которые могли осуществлять парашютное десантирование бронетехники и автомобилей.

Воздушно-десантные войска СССР первые в мире получили свою собственную бронетехнику, которая разрабатывалась специально для них. На всех крупных учениях осуществлялось десантирование войск вместе с бронетехникой, что постоянно приводило в изумление представителей иностранных государств, присутствующих на учениях. Количество специализированных транспортных самолётов, способных производить десантирование, было настолько велико, что всего за один боевой вылет можно было десантировать всю технику и 75 процентов личного состава целой дивизии.

Осенью 1979 года 105 дивизия ВДВ была расформирована. Данная дивизия была обучена воевать в горах и пустынях, и дислоцировалась в Узбекской и Киргизской ССР. В этом же году советские войска были введены на территорию Афганистана. Так как 105 дивизия была расформирована, вместо неё отправили 103 дивизию, личный состав которой не имел ни малейшего понятия и подготовки для ведения боевых действий в горных и пустынных районах. Многочисленные потери среди десантников показали, какую огромную ошибку совершило командование, опрометчиво приняв решение о расформировании 105 дивизии ВДВ.

Воздушно-десантные войска во время Афганской войны

Афганскую войну прошли следующие дивизии и бригады ВДВ и десантно-штурмовых формирований:

  • Дивизия воздушно-десантных войск номер 103 (которая была послана в Афганистан вместо распущенной 103 дивизии);
  • 56 ОГРДШБР (отдельная десантно-штурмовая бригада);
  • Парашютно-десантный полк;
  • 2 батальона ДШБ, которые находились в составе мотострелковых бригад.

Всего в Афганской войне участвовало около 20 процентов десантников. В связи с особенностью рельефа Афганистана, использования парашютного десантирования в горной местности было неоправданно, поэтому доставка десантников осуществлялась посредством посадочного метода. Глухие горные районы часто были недоступны для бронетехники, поэтому весь удар афганских боевиков приходилось принимать на себя личному составу частей ВДВ.

Несмотря на разделение частей ВДВ на десантно-штурмовые и воздушно-десантные, всем частям приходилось действовать по одной схеме, причём воевать нужно было в незнакомой местности, с противником, для которого эти горы были родным домом.

Около половины состава воздушно-десантных войск было рассредоточено по различным заставам и контрольным точкам страны, чем должны были заниматься другие части армии. Хотя это сковывало передвижение противника, но было неразумно использовать не по назначению элитные войска, обученные совершенно другой манере боя. Десантникам приходилось выполнять функции обычных мотострелковых частей.

Самая крупная операция с участием советских десантных частей (после операции времён Второй Мировой войны) считается 5 Панджшерская Операция, которая проводилась в период с мая по июнь 1982 года. Во время данной операции было высажено с вертолётов около 4 000 десантников 103 Гвардейской ВДД. За три дня советские войска (которых было около 12 000, включая десантников) практически полностью установили контроль над ущельем Панджшер, хотя потери были огромными.

Поняв, что специальная бронетехника ВДВ малоэффективна в Афганистане, так как большинство операций приходилось выполнять вместе с мотострелковыми батальонами, БМД-1 и БТР-Д начали планомерно заменять штатной техникой мотострелковых подразделений. Лёгкая броня и невысокий ресурс облегчённой техники не приносил никаких преимуществ в Афганской войне. Данная замена происходила с 1982 по 1986 годы. Вместе с этим, десантные подразделения были усилены артиллерией и танковыми подразделениями.

Десантно-штурмовые формирования, их отличия от парашютно-десантных частей

Наряду с парашютно-десантными частями, в военно-воздушных войсках имелись и десантно-штурмовые части, которые находились в непосредственном подчинении командующих войсками военных округов. Их отличие состояло в выполнении различных задач, подчинённости и организационно-штатной структуре. Форма, вооружение, подготовка личного состава ни чем не отличалась от парашютно-десантных соединений.

Главной причиной создания десантно-штурмовых соединений во второй половине 60-х годов 20 века стала разработка новой стратегии и тактики ведения полномасштабной войны с предполагаемым противником.

Данная стратегия строилась на использовании массированных десантированиях в тыл противника, с целью дезорганизации обороны и внесения паники в ряды противника. Так как армейский авиапарк был укомплектован к этому времени достаточным количеством транспортных вертолётов, появилась возможность проводить масштабные операции с использованием больших групп десантников.

В 80-е годы на всей территории СССР было размещено 14 бригад, 2 полка и 20 батальонов десантно-штурмовых батальонов. Одна бригада ДШБ приходилась на один военный округ. Главная разница между парашютно-десантными и десантно-штурмовыми частями состояла в следующем:

  • Парашютно-десантные формирования были обеспечены специализированной авиадесантируемой техникой на 100 процентов, а десантно-штурмовые формирования имели только 25 процентов укомплектованности подобной бронетехникой. Объяснить это можно различными боевыми задачами, которые должны были выполнять эти формирования;
  • Части парашютно-десантных войск подчинялись только непосредственно командованию ВДВ, в отличие от десантно-штурмовых частей, которые были в подчинении у командования военных округов. Это было сделано для большей мобильности и оперативности в случае необходимости внезапной выброски десанта;
  • Поставленные задачи данных формирований тоже значительно отличались друг от друга. Десантно-штурмовые части должны были использоваться для операций в ближайшем тылу врага или на территории, занятой прифронтовыми частями противника, чтобы своими действиями внести панику и нарушить планы противника, в то время, как основные части армии должны были ударить по нему. Парашютно-десантные подразделения предназначались для высадки в глубоком тылу противника, а их высадка должна была производиться беспосадочным методом. При этом военная подготовка обоих формирований практически ничем не отличалась, хотя предполагаемые задачи парашютно-десантных частей были намного сложнее;
  • Парашютно-десантные части ВДВ всегда были развёрнуты по полному штату и укомплектованы авто и бронетехникой на 100 процентов. Многие десантно-штурмовые бригады были неполного состава и не носили звание «Гвардейские». Исключением были лишь три бригады, которые были сформированы на базе парашютно-десантных полков и носили наименования «Гвардейские».

Отличие полков от бригад состояло в наличии в полку только двух батальонов. Кроме того, состав полкового комплекта в полках был часто уменьшен.

До сих пор не утихают споры о том, были ли в советской армии части специального назначения, или данную функцию исполняли войска ВДВ. Дело в том, что в СССР (как и в современной России) никогда не было отдельных войск специального назначения. Вместо них были части специального назначения ГРУ генерального штаба.

Хотя данные части существовали с 1950 года, их существование оставалось в секрете до конца 80-х годов. Так как форма частей специального назначения ничем не отличалась от формы других частей ВДВ, то зачастую не только обыватели не знали об их существовании, но даже солдаты срочной службы узнавали об этом только в момент принятия в личный состав.

Так как основными задачами частей специального назначения являлась разведывательно-диверсионная деятельность, с ВДВ их объединяла только форма, воздушно-десантная подготовка личного состава и возможность использования частей специального назначения для операций в тылу противника.

Василий Филиппович Маргелов – «отец» ВДВ

Огромная роль в развитии воздушно-десантных войск, разработке теории их применения и развитии вооружения принадлежит командующему ВДВ с 1954 по 1979 года – Василию Филипповичу Маргелову. Именно в его честь ВДВ шутливо называют «войсками дяди Васи». Маргелов заложил основу позиционирования воздушно-десантных войск как высокомобильных подразделений, обладающих высокой огневой мощью и укрытых надёжной бронёй. Именно такого рода войска должны были наносить быстрые и неожиданные удары по противнику в условиях ядерной войны. При этом в задачу ВДВ ни в коем случае не должно было входить длительное удержание захваченных объектов или позиций, так как в этом случае десант непременно будет уничтожен регулярными частями армии противника.

Под влиянием Маргелова для подразделений ВДВ были разработаны специальные образцы стрелкового оружия, позволяющие эффективно вести огонь даже в момент десантирования, специальных моделей авто и бронетехники, создание новых транспортных самолётов, предназначенных для десанта и бронетехники.

Именно по инициативе Маргелова была создана особенная символика ВДВ, знакомая всем современным россиянам – тельняшка и голубой берет, которые являются гордостью каждого десантника.

В истории воздушно-десантных войск существует несколько интересных фактов, которые знают немногие:

  • Специализированные десантные части, которые являлись предшественниками ВДВ, появились во время Второй Мировой войны. Подобными частями на то время не располагала ни одна армия в мире. Воздушно-десантная армия должна была выполнять операции в немецком тылу. Увидев, что советское командование создало принципиально новый род войск, англо-американское командование также создало свою воздушно-десантную армию в 1944 году. Однако этой армии так и не удалось поучаствовать в боевых действиях во время Второй Мировой войны;
  • За время ВОВ несколько десятков тысяч человек, служивших в воздушно-десантных частях получили множество орденов и медалей различных степеней, а 12 человек были удостоены звания Героя Советского Союза;
  • После завершения ВОВ воздушно-десантные войска СССР являлись самыми многочисленными среди подобных частей во всём мире. Более того, по официальной версии, воздушно-десантные войска РФ являются самыми многочисленными во всём мире, и по сей день;
  • Советские десантники единственные, кому удалось десантироваться в полном боевом снаряжении на Северном полюсе, причём эта операция была осуществлена ещё в конце 40-х годов;
  • Только в практике советских десантников было десантирование с многокилометровой высоты в боевых машинах.

День ВДВ – главный праздник воздушно-десантных войск России

2 августа отмечается день воздушно-десантных войск России, или как его ещё называют – день ВДВ. Данный праздник отмечается на основании указа президента РФ и пользуется огромной популярностью среди всех десантников, которые служили или служат в воздушно-десантных войсках. В день ВДВ проходят демонстрации, шествия, концерты, спортивные мероприятия и праздничные гулянья.

К сожалению, день ВДВ считается самым непредсказуемым и скандальным праздником России. Часто десантники устраивают массовые беспорядки, погромы и драки. Как правило, это те люди, которые давно уже отслужили в армии, но им хочется разнообразить свою гражданскую жизнь, поэтому в день воздушно-десантных войск традиционно проходит усиление патрульных нарядов МВД, которые следят за порядком в общественных местах городов России. В последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения числа драк и погромов в день ВДВ. Десантники учатся отмечать свой праздник цивилизованно, ведь буйства и погромы позорят имя защитника Родины.

Флаг и эмблема воздушно-десантных войск

Флаг воздушно-десантных войск, наряду с эмблемой, является символом ВДВ Российской Федерации. Эмблема ВДВ бывает трёх видов:

  • Малая эмблема ВДВ представляет собой золотую пламенную гренаду с крыльями;
  • Средняя эмблема ВДВ представляет собой двуглавого орла с раскрытыми крыльями. В одной лапе у него меч, а в другой – гренада с крыльями. Грудь орла закрывает щит, с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона;
  • Большая эмблема ВДВ представляет собой копию гренады на малой эмблеме, только она находится в геральдическом щите, который окаймлён круглым венком из листьев дуба, при этом верхнюю часть венка украшает эмблема Вооружённых Сил РФ.

Флаг воздушно-десантных войск РФ был учреждён 14 июня 2004 года приказом Министерства обороны. Флаг воздушно-десантных войск представляет собой прямоугольное голубое полотнище. В его нижней части находится зелёная полоса. Центр флага воздушно десантных войск украшает изображение золотого парашюта с парашютистом. По обе стороны парашюта — самолёты.

Несмотря на все трудности, которые испытала российская армия в 90-х годах, она сумела сохранить славные традиции ВДВ, структура которых на сегодняшний момент является примером для многих армий мира.

2 августа 1930 года недалеко от Воронежа были проведены учения военно-воздушных сил (ВВС). Особенностью учений стало десантирование на парашютах воинского подразделения в количестве двенадцати человек с самолета «Фарман-Голиаф». Эта дата стала днем Красной армии, в дальнейшем ставших отдельным родом войск, командование которым осуществлялось командующим. Командующие ВДВ назначались из числа опытных боевых офицеров.

Новый род войск

Первое воздушно-десантное подразделение было сформировано в СССР в 1931 году. В декабре 1932 года Реввоенсовет своим Постановлением вводит воздушно-десантные подразделения. Началось массовое развертывание частей нового рода войск, девизом которых в будущем станет «Никто, кроме нас».

Первоначально воздушно-десантные подразделения входили в структуру ВВС Красной Армии, но 3 июня 1946 года постановлением правительства СССР ВДВ были переданы в подчинение лично министру Вооруженных Сил (ВС) СССР. В связи с этим была введена штатная единица командующего этого рода войск.

Командующие ВДВ СССР и РФ, каждый в свое время, внесли вклад, кто больше, кто меньше, в развитие своих войск.

Командующие «крылатой пехотой» СССР

За время существования ВДВ командование этим особенным доверялось пятнадцати командующим.

Открывает список Василий Васильевич Глаголев - в 1946 году он возглавил новый род войск в СССР.

С октября 1947 года, после внезапной смерти В.В. Глаголева, командующим назначается Александр Федорович Казанкин.

Менее года (конец 1948 года - сентябрь 1949 года) войска воздушного десанта находились под командованием Руденко Сергея Игнатьевича, маршала авиации.

Генерал Горбатов А. В. командовал ВДВ с 1950 по 1954 годы.

Человек-легенда Маргелов В. Ф. руководил воздушными десантниками более 20 лет (1954 - январь 1979).

В последующие годы командующие ВДВ СССР занимали свои посты максимум год-два, за исключением Д. С. Сухорукова:

  • Тутаринов И. В. (1959 - 1961);
  • Сухоруков Д. С. (1979 - 1987);
  • Калинин Н. В. (1987 - начало 1989);
  • Ачалов В. А. (1989 - 1990);
  • Грачев П. С. (январь - август 1991);

Подколзин Е. Н. стал последним командующим "крылатой пехоты" СССР и первым - России (август 1991 - ноябрь 1996).

Командующие «голубых беретов» России

С образованием Российской Федерации наблюдается определенная стабильность в руководстве ВДВ: командующие занимают свои должности более продолжительное время, что говорит о серьезности подбора кадров в Министерстве обороны страны.

Последнюю четверть века ВДВ России находились под командованием генералов:

  • Подколзина Евгения Николаевича (сентябрь 1991 - декабрь 1996);
  • Шпака Георгия Ивановича (декабрь 1996 - сентябрь 2003);
  • Евтуховича Валерия Евгеньевича (ноябрь 2007 - май 2009);
  • Шаманова Владимира Анатольевича (май 2009 - по настоящее время);

Первый командующий

После вывода из подчинения ВВС министром ВС СССР был назначен первый командующий ВДВ: им стал генерал Василий Васильевич Глаголев.

Родился 21 февраля 1896 года. Первичное образование получил в начальной школе и реальном училище Калуги.

С началом гражданской войны (1918 год) воевал на стороне Красной Армии в кавалерии. После окончания братоубийственной войны Глаголев проходит Третьи Бакинские курсы командиров и продолжает служить в 68-м кавалерийском полку.

В 1941 году после Высших академических курсов при Военной академии (ВА) им. Фрунзе получает звание полковника. В годы войны показал себя умелым командиром. За действия в боях на Днепре 27 октября 1943 года Глаголев получает звание генерал-лейтенанта, а вскоре и звезду Героя. В 1946 году Глаголев назначается командующим ВДВ СССР.

За выдающиеся заслуги был награжден орденом Ленина (дважды), орденом Красного Знамени (дважды), орденами Суворова и Кутузова.

Учения 21 сентября 1947 года стали последними для командующего - он скончался в ходе их проведения. Могила находится на Новодевичьем кладбище.

Его имя носят улицы Москвы, Минска, Калуги.

Войска дяди Васи

Так расшифровывалась аббревиатура ВДВ в период, когда "крылатой пехотой" командовал Филиппович - человек-легенда ВС СССР.

Командующий ВДВ СССР Маргелов В. Ф. родился 9 января 1908 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). В 1928 году по комсомольской путевке Маргелов направляется в военную школу в Минске, которую с отличием оканчивает в 1931 году. В советско-финляндскую войну молодой офицер проявляет воинскую доблесть.

Нападение фашистской Германии Маргелов встречает в должности командира стрелкового полка, а с 1944 года ему доверяется 49-я стрелковая дивизия 28-й армии 3-го Украинского фронта.

За умелое руководство вверенными частями во время комдив Маргелов получает звезду Героя.

После Победы учится в ВА Генштаба ВС СССР им. Ворошилова, по окончании командует дивизией. Затем был Дальний Восток, где Маргелову доверили корпус.

С 1954 по 1979 годы (с перерывом в 1959 - 1961 гг.) Маргелов командует ВДВ. В этой должности «Суворов ХХ века» проявил себя замечательным организатором: благодаря ему "голубые береты" стали грозной ударной силой, не знавшей себе равных.

Суровый характер Маргелова органично сочетался с отцовской теплотой к подчиненным. Забота о людях была приоритетом для командующего. Воровство каралось беспощадно. Боевая учеба сочеталась с обустройством солдат и офицеров. За звали Маргелова "батей".

Именно в его бытность командующим ВДВ в 1973 году впервые стало возможным десантирование бронетехники с экипажем внутри.

Рязанскому высшему командному училищу ВДВ присвоено имя Маргелова. В Рязани, Санкт-Петербурге, Пскове и многих других городах память о "Десантнике №1" увековечена в названиях улиц, площадей, памятниках.

Командующий ВДВ двух государств

Командующий ВДВ генерал-полковник Подколзин Е. Н. - уникальный в определенной степени военачальник: будучи командующим, с распадом СССР продолжил занимать эту должность в десантных войсках РФ.

Окончил училище ВДВ города Алма-Аты, затем - ВА им. Фрунзе. В 1973 году командует десантным полком, а через три года - уже 106-й дивизией.

В 1982 году, после учебы в ВА Генштаба им. Ворошилова, назначается первым заместителем начштаба ВДВ, затем - начштаба-первым замом командующего ВДВ. В 1991 году Подколзин назначается командующим.

С распадом Союза Евгений Николаевич продолжает службу в должности командующего ВДВ, но теперь уже нового государства - России. В 1996 году Подколзин был уволен в запас.

Годы службы Подколзина отмечены орденами, среди которых Красная Звезда.

Командующий Шпак Г.И.

Командующий ВДВ РФ Георгий Иванович Шпак родом из города Осиповичи, что находится в Могилевской области. Дата рождения - 8 сентября 1943 года.

После Рязанского высшего училища ВДВ продолжил службу в учебных подразделениях училища и десантных частях.

В 1978 году Шпак после ВА им. Фрунзе занимает должности комполка, начштаба 76-й дивизии ВДВ, а затем командира этой дивизии.

В декабре 1979 года его полк первым принял участие в военном конфликте в Афганистане.

После ВА Генштаба ВС СССР (1988 год) занимает должности командующего армией, начальника штаба Туркестанского и Приволжского округов.

В декабре 1996 года назначается командующим ВДВ. На этом посту Шпак пробыл до сентября 2003 года, после чего уволился по достижении пенсионного возраста.

Георгий Иванович отмечен правительственными наградами, в том числе орденом Красного Знамени.

Второй Ермолов

Командующий ВДВ России Владимир Анатольевич Шаманов выделяется из всех своих предшественников: в его «активе» значатся две войны - чеченские.

Родился в Барнауле 15 февраля 1957 года. В 1978 году, после Рязанского училища, по рекомендации самого командующего ВДВ Сухорукова, назначается комбатом. Предельная требовательность к себе и своим подчиненным сделала его карьеру очень стремительной.

В 90-е годы Шаманов принимает участие в Карабахском конфликте, командует группировкой 7-й дивизии ВДВ в Чечне. В конце 1995 года становится замкомандующего группировкой ВС РФ в Чечне, а через год - командующим этой группировки.

Жесткость Шаманова в принятии решений многими сопоставляется с известным генералом Ермоловым, в свое время «принудившим к миру» Кавказ.

В мае 2009 года Владимир Анатольевич назначается командующим ВДВ РФ. В этой должности он находится по настоящее время. Служит жестко и действенно.

Роль командующих ВДВ

Командующие ВДВ, несомненно, сыграли решающую роль в становлении и развитии воздушного десанта нашей страны. Каждый из них сделал все, чтобы «крылатая пехота» стала грозной силой, способной решать любые задачи в любой точке планеты.

Трудно переоценить вклад таких командующих, как Глаголев, Маргелов, Шаманов. Они заслужили почет и уважение сослуживцев и мирного населения, и народ воздает им должное.