Четыре всадника апокалипсиса откровение иоанна богослова. Астрологическая символика апокалипсиса

Сегодня все чаще идет речь о четырех всадниках Апокалипсиса. Эти образы довольно популярны в нашей с вами современности. Они успешно используются в разнообразных видеоиграх и кинофильмах. Данные персонажи стали известными благодаря Откровениям Но и в наши дни церковные представители до конца не уверены в том, кем же на самом деле являются 4 всадника Апокалипсиса, имена которых можно узнать из нашей статьи. Однако бытует мнение, что каждый из этих героев соответствует определенному виду катаклизмов: войне, голоду, чуме и смерти.

Кто они?

Люди - это грешные существа. И это факт, который известен всему человечеству. Как только количество грехов достигнет апогея, Всевышний обрушивает на нашу землю свой гнев и призывает, чтобы 4 всадника Апокалипсиса (имена их вы узнаете ниже) несли разрушения и сеяли смерть. Именно так все описано в последней книге Один за другим появляются всадники. Происходит это в соответствии с открытием одной из тех семи печатей, про которые идет речь в книге Откровений.

Существует 4 всадника Апокалипсиса. «Википедия» имена их знает. Первый всадник - Завоеватель. Чаще всего этот персонаж предстает перед зрителями как человек, едущий верхом на коне белого окраса.

Второго всадника зовут Войной (или Бранью). Свой суд он совершает именем самого Господа Бога. Этот всадник служит олицетворением войны. Его конь имеет красную масть. Хотя в некоторых источниках его окрас описывают как рыжий или пламенно-красный.

Всадник номер три шествует на вороном коне, и имя его - Голод. Человек этот изображается с весами или мерой в руке, что обозначает способ, которым делят хлеб во время голодомора. Кроме того, этот персонаж является единственной особой, чье появление знаменуется голосом.

И четвертый всадник носит имя Смерть. Он изображается верхом на бледном, белом коне. Вслед за этим персонажем идет Ад.

Первый всадник

Предполагается, что все 4 всадника Апокалипсиса, имена которых указаны выше, олицетворяют исключительно зло и уничтожение всего живого на планете. Но вместе с этим имеют место и другие гипотезы. Так, Ириней Лионский - священник, живший во II столетии - выдвинул теорию, согласно которой первым всадником является сам Иисус Христос. Белый же конь объяснялся неимоверным успехом Евангелия, которое описывало жизнь Мессии. Эта теория была поддержана многими церковниками, так как Иисус действительно всегда путешествовал на коне именно белого окраса.

Но существуют и такие священники, которые опровергают вышеупомянутую гипотезу, мотивируя свои домыслы тем, что Иисусу надлежит открыть семь печатей. А он не в состоянии одновременно быть и хранителем реликвии и всадником.

Рыжий конь для всадника номер два

Всадник, которого зовут Войной, появляется на рыжем коне и действует от имени Бога. Его жеребец может иметь ярко-красный или рыжий окрас. Имена 4 всадников Апокалипсиса (Darksiders - это игра, которая позволит вам почувствовать себя именно всадником по имени Война) всегда вызывали интерес у исследователей. Этот персонаж не стал исключением. Оттенок коня второго всадника трактуется как кровь, которая пролилась божьим посланником во время многократных сражений. В руках всадник держит двуручный, неимоверно красивый большой меч.

Появление рыжего коня и всадника на нем может означать начало гражданской войны. Эта война является восстанием против всадника на белом коне и его завоеваний. Впоследствии придет только смерть всего, что живет на земле.

Голод, или Третий всадник

Голод всегда появляется на коне черного цвета. Окрас животного трактуется как оттенок смерти. В руках всадник держит весы, о значении которых мы упоминали выше. 4 всадника Апокалипсиса (имена их можно прочитать в нашей статье) - это молчаливые особы. Но только появлению Голода сопутствует фраза, доносящаяся Иоанну от четырех зверей. Они обговаривают стоимость продуктов, указав, что только вино и елей есть в достатке.

Считается, что прибытие третьего всадника несет вместе с собой плохой урожай и поднятие стоимости зерна. Но при этом цена на вино и елей не изменится. Также бытует версия, что этот персонаж обозначает изобилие роскоши на рынке, тогда как предметы первой необходимости практически исчерпали себя.

Последний всадник

Смерть - это имя носит четвертый всадник. Разные переводы Библии дают неодинаковые названия этому персонажу. Нередко его именуют Чумой или Мором. Его конь имеет бледный окрас. Новые книги Библии также называют его цвет как «бледно-зеленый», «зеленый с желтым оттенком» или «пепельный». Такой тон характерен для кожи трупов.

Этот всадник является единственной особой, которую в Откровениях называют по имени. Никто не описывает, имеет ли четвертый всадник какое-либо оружие в своих руках. Но вместо этого говорится о том, что на планету вслед за всадником на бледном коне придет настоящее Пекло.

Вот какие они, 4 всадника Апокалипсиса. их не указывает ни один источник, либо они отождествляются с именами самих всадников.

Как известно, церковники отвергают астрологию, считая ее суеверием, лженаукой или же, признавая, что она отражает Божественные закономерности, считают ее находящейся под властью демонических сил, которые якобы подсовывают человеку украденное (с Древа Познания добра и зла) Божественное знание, которое Творец укрыл от человека.
А между тем, в самом удивительном и завораживающем произведении Нового Завета – Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе, не только используется астрологическая символика, но даже пред взором пророка возникает… гороскоп, указывающий на время наступления некоего события. Какого? – увидим из анализа интересующих нас мест Откровения.

Откровение это не столько Иоанна Богослова, сколько Самого Иисуса Христа, ибо начинается последняя книга Нового завета словами:
“Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре” (1, 1).

Начало получаемого откровения Иоанн описывает так: “Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…” (1, 9-11).
Не будем касаться обращения к семи асийским церквам и откроем сразу 4-ю главу.
“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; … И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды, и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, который суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему” (4, 1-2, 4-7).

Вот такая космическая картина предстала пред очами Иоанна. Интересно заметить, что созвездие Кассиопея имеет старинное название Трон (изображалось как трон, а позднее как женщина на троне). “Престол – это трон в данном контексте” (А.Мень). Семь светильников – это, похоже, семь ярких звезд Большой или Малой Медведиц. Но это так, между прочим. Что касается 24-х старцев, то астрономы до сих пор делят небесную сферу на 24 часа (время суточного оборота Земли вокруг своей оси). А согласно нумерологии, 24 – это число полноты физической и духовной.

“Море стеклянное” – это обычный в Библии образ неба, небесного свода, так трактуют и богословы.

Четыре животных, что очевидно для астролога, соответствуют четырем зодиакальным созвездиям (и знакам) так называемого фиксированного креста, или креста существования – Льву, Тельцу, Водолею и Скорпиону. Некоторые, например Н.Морозов, трактовавший Апокалипсис как астроном, под орлом понимает созвездие Орла. Но созвездие это, во-первых, находится несколько в стороне и не образует креста. А во-вторых, орел – это символ высших проявлений архетипа знака Скорпион, три уровня которого в астрологии носят образные названия “черный паук”, “серая ящерица” и “орел”. Лев, Телец, Водолей и Скорпион – это четыре “опоры” неба, а говоря богословским языком – четыре херувима, и они не случайно перечислены в очередности сакральной развертки зодиакального круга (обратной направлению движения планет).

Пропустим пятую главу, где Сидящий на престоле передает книгу за семью печатями Агнцу – Иисусу Христу (“ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу”), единому, Кто достоин снять с книги печати. И перейдем к чрезвычайно для нас интересной 6-й главе Откровения.

“И я видел, что Агнец снял первую печать из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить” (6, 1-2).

“Конь белый, и на нем всадник”. Как очевидно для астролога, символика достаточно прозрачна: конь – планета, всадник – зодиакальное созвездие, в котором эта планета находится. Речь идет именно о созвездии, а не об астрологическом знаке (30-градусном отрезке эклиптики), в чем мы позже убедимся, ибо провозвещаемое грядущее имеет космический, вселенский, метафизический смысл, а не сугубо земной.
С древних времен было принято изображать планеты в виде коней, очевидно, из-за их видимого скачкоподобного и петлеобразного движения на фоне звезд, ведь скорость планеты сначала возрастает, потом спадает, планета как бы останавливается и затем движется назад, а потом цикл повторяется.

Белый конь – это планета Юпитер. Как убедимся в дальнейшем, в тексте Откровения используются цвета, соответствующие физическому характеру (или условиям) видимости планет. “Всадник, имеющий лук”, – это, безусловно, созвездие Стрельца. Дальнейший текст подтверждает нахождение Юпитера в Стрельце: “и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить”. Юпитер находится в “своем” созвездии (Стрельца), где он считается особенно сильным.

Протоиерей Александр Мень в своих комментариях считает образ всадника на белом коне символом империи. Вряд ли с этим можно согласиться. Юпитер в Стрельце, по астрологическому символизму, имеет отношение не только к успеху и победе, но и к вере, религии, духовности, Богу, наконец. И данный символ означает призыв всех верных под знамена Божественной рати на битву с воинством Сатаны. Действительно, всадник на белом коне вышел не просто “как победоносный, а чтобы победить” (курсив мой – А.П.). И он таки побеждает, что и возвещает Откровение. И в подтверждение нашего понимания – то, что в 19-й главе Апокалипсиса на белом коне – Сам Сын Божий: “И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. (19, 12-13).

Продолжим чтение 6-й главы: “И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И выше другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч” (6, 3-4).
Используем и тут найденный ключ: конь – планета, всадник – созвездие, сопровождающий текст дополнительно раскрывает смысл планеты и созвездия в их взаимодействии.
Рыжий конь – Марс. Всадник с мечом – созвездие Овна, ибо Овен, как и Марс, – символы войны, агрессии. Ему “дано взять мир с земли” – Овен находится в оппозиции (противостоянии) к Весам, “отвечающим” за мир. Марс в Овне – это указание на мощную силу и агрессию, на кровопролитную жестокую войну. А также на соответствующую причину – агрессивность человечества.

“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий; елея же и вина не повреждай” (6, 5-6).

Какую планету представляет вороной (или, дословно, темный) конь? Это – Меркурий, который из-за близости к Солнцу часто невидим, а если видим, то слабой звездочкой. Это предположение подтверждает и указание что можно купить за динарий, ибо Меркурий “отвечает” за торговлю. Всадник держит в руке меру, а именно весы. В греческом тексте употреблено слово;;;;;, что означает и “весы”, и название одноименного созвездия. В украинском переводе Откровения: “мав вагу в своїй руці”.

Мизерные меры зерна злаков за динарий – тогдашнюю дневную плату работнику – это указание и на несправедливую торговлю, и на голод (хиникс пшеницы в день – более чем скудная пайка). Что касается указания не портить, или не тратить елея и вина, то вот как это объясняет о. А.Мень: “Между тем виноградники давали огромный урожай, кладовые были полны сосудов с вином, повальное пьянство буйствовало в странах, где голод терзал людей… Нет самого важного – хлеба, ячменя и пшеницы, а вино и елей есть”.

Но есть и другой смысл. Пшеница символизирует материальную пищу, а елей и вино – духовную. Следовательно, грядущие катаклизмы, Страшный Суд не принесут вреда людям, жаждущим прежде всего пищи духовной. Такое понимание вытекает из книг ветхозаветных пророков.

Добавим, что Меркурий в Весах указывает и на суетность человеческую, на чрезмерную озабоченность людей общением друг с другом, а не с Богом.

Читаем далее: “И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”, и ад следовал за ним. И дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными” (6, 7-8).

Конь бледный, варианты перевода: чалый, буланый, желтоватый, – это планета Сатурн, которая имеет бледно-желтоватую светимость. А “всадник, которому имя “смерть” – это, без сомнения, созвездие Скорпиона, имеющее, согласно астрологии, отношение к смерти и преисподней. Да и сам Сатурн имеет отношение к смерти. На средневековых гравюрах его изображали в виде скелета с косой.

Далее в 6-й главе после снятия пятой и последующих печатей кони-планеты уже не фигурируют. И хотя там есть астрологические символы и астрологическая информация, мы отложим пока их анализ. Обратимся теперь к 12-й главе, где имеется еще одно важное указание:

“И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца” (12, 1-4).

“Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна”, – да это ведь созвездие Девы, на фоне которого – Солнце и Луна! (Заметим, что в астрологии Дева не плодовита в земном плане, в отличие от плана духовного). А рядом дракон. Значит, здесь показано не просто новолуние, а затмение, причем рядом с Солнцем и Луной – Голова Дракона, т.е. восходящий драконический узел лунной орбиты.

Итак, в тексте Откровения Иоанна Богослова найдены следующие астрономические указания:
Солнце и Луна – в созвездии Девы, рядом с Головой Дракона;
Меркурий – в созвездии Весов;
Марс – в созвездии Овна;
Юпитер – в созвездии Стрельца;
Сатурн – в созвездии Скорпиона.

Когда возникла такая конфигурация? Астрономия дает на это точный ответ: таковая произошла 30 сентября 395 года н.э. А этот год – не рядовой в истории, это год распада Римской империи – на Восточную и Западную. И начало всеобщего краха последней. Причем именно с 395 года “в западной половине империи власть императоров становилась все слабее, они всецело зависели от германских войск и их командиров, фактически управлявших всеми делами государства” (История Европы. Т. 1. – М., 1981. – с. 646). А в последующие годы Рим несколько раз падал под ударами “варваров”.

Заметим, что мы употребляем более строгий термин космограмма, а не гороскоп, так как не осуществляем привязку момента времени затмения к какой-либо точке земной поверхности (т.е. не расчерчиваем так называемые дома). Но если спроецировать эту космограмму на географические координаты Рима, то полученный гороскоп имеет выразительно катастрофический характер, ибо планеты займут угловые (1 – 7-й) и кризисные 6, 8 и 12-й дома.

Заметим также, что на космограмме Солнце и Луна находятся в астрологическом знаке Весов (эклиптическая долгота: 8° Весов) , но – на фоне зодиакального созвездия Девы. Эклиптическая долгота главной звезды созвездия – Спики (“колос”), находящейся в опущенной руке воображаемой фигуры Девы: 2°Весов, а долгота границы созвездия Девы – около 18°Весов. Таким образом, Солнце и Луна в момент затмения находятся “у ног” Девы.
Вы спросите, неужели за две тысячи лет никто из людей, знакомых с астрологией, не увидел в Откровении всю эту яркую астрологическую символику и не построил соответствующую космограмму? Думаю, что такие люди были, не могли не быть. Может, оставили свои догадки при себе, а может, кто-то за такую “дерзость” даже угодил на костер. Во всяком случае, письменных свидетельств не осталось, или же автор этих строк о них не знает.
За исключением одного. Это труд уже упоминавшегося астронома Николая Морозова “Апокалипсис с астрономической и исторической точек зрения”, опубликованный в начале ХХ века. Именно Н.Морозов и раскрыл автору этих строк астрологический смысл пророчества, хотя не со всеми его аргументами можно согласиться.

Н.Морозов, будучи узником Петропавловской крепости за свою социал-демократическую деятельность, вынужден был (кроме Библии, других книг заключенным не выдавали) прочесть Апокалипсис, увидел эти астрономические и астрологические знамения и нашел вышеприведенную дату (30.9.395). Искал он ее, правда, достаточно долго, ибо не понял, что Дракон указывает на затмение.

Но какие выводы сделал астроном? Как большевик и атеист, он пришел к выводу, что писался Апокалипсис… после 395 года, приписав его авторство Иоанну Златоусту. Да и весь его труд служил, к сожалению, развенчанию Нового Завета в частности и христианства вообще.
Да, большевик Морозов не мог поверить (или упрямо не хотел) ни в Божественный Промысел, ни в саму возможность пророчества. И невдомек ему сведения о том, что Апокалипсис упоминался и обсуждался еще в І – ІІІ вв. нашей эры (назовем тут имена Юстина мученика, Тертуллиана, Иринея Лионского, Ипполита Римского, пресвитера Гая, Дионисия Александрийского).

Астрологам бессмысленно спорить с вульгарными материалистами, не то что со священнослужителями. Хотя и здесь найти общий язык нелегко. Данная статья, надеемся, это облегчит.

Но вернемся к тексту Откровения Иоанна. Из планет септенера вроде бы не упомянута Венера. Но она все-таки присутствует… При снятии первых четырех печатей выходили кони-планеты. А что за пятой печатью?

“И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, дополнят число” (6, 9-11).
Венера, которую мы видим на космограмме в созвездии и знаке Скорпиона, находится именно под созвездием Жертвенника, располагающегося на небосводе под созвездием Скорпиона (т.е. к югу небесной сферы). Венера – в знаке смерти, причем в соединении со зловещей звездой Антарес, но ведь Венера – планета Любви, и поэтому олицетворяет “души убиенных за слово Божие”. Они в белых одеждах и жаждут мщения (Венера светится ярко-белым цветом, а Скорпион – знак мести, возмездия).

Однако Венера олицетворяет не только любящих Бога, но и – в низших своих обличьях – Великую Блудницу. О ней и ее гибельной участи повествуется в главах 17 и 18.
Интересны также слова Христа: “Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, … дам ему звезду утреннюю” (2, 26-28), “Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя” (22, 16). Утренней звездой (греч. Эосфор) всегда называлась Венера. Конечно, ни в коей мере нельзя отождествлять Сына Божия и планету Венеру, но некий параллелизм определенно наличествует и, очевидно, не случаен. Венера в астрологии – планета благодетельная.
Все Откровение в целом по сути раскрывает космограмму, со всей совокупностью показателей и с учетом транссатурновых планет.

“И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь” (6, 12).

Планета Уран (главный “ответственный” за землетрясения) в Стрельце в соединении с Юпитером (грандиозность катаклизма); а Солнце и Луна – в оппозиции к Марсу с Нептуном (“кровь” и “мрачная власяница” соответственно). Марс в Овне символизирует также и “гнев Агнца”. Кстати, Марс находится в соединении с главной звездой созвездия Овна – Хамаль, которая в астрологии считается довольно зловещей.

При открытии седьмой печати играет весь “оркестр” планет при солирующей партии Плутона – планеты трансформаций, катастроф, жертвы, приведения в исполнение судебного приговора, преображения.

Кстати, вернемся к цитированному стиху (6, 8) Откровения. В некоторых переводах Библии ад пишется с большой буквы (Ад) и далее “дана им власть”. А.Мень так комментирует это место: “В ханаанском пантеоне было два страшных божества, имена которых по-русски значат Преисподняя и Смерть. Впоследствии в ветхозаветной терминологии так называли демонов смерти, и здесь апостол снова возвращает нас к этим образам: всадник на бледном коне, бледном, подобно умершему человеку. Его имя Мот, по-гречески смерть, и ад следовал за ним; за ним следовал Шивон, и они пришли получить власть над четвертой частью земли”.
Посмотрите на космограмму: Плутон находится в точной оппозиции к Сатурну, т.е. они в паре, Плутон как бы следует за Сатурном. А ведь согласно астрологической символике Сатурн – это смерть, Мот, а Плутон – ад, Преисподняя, Шивон. Следует заметить, что последняя оппозиция этих планет была совсем недавно – в 2001 г., когда обрушились башни ВТЦ и США начали “крестовый поход” против терроризма.

В проекции же на зодиак Меркурий, находясь в созвездии Весов, попал в знак Скорпиона. Это положение символизирует и приверженность человечества к (чужим) материальным богатствам, направленность умов к этому (Скорпион – знак совокупных ресурсов), а также злопамятность, подозрительность, коварство человечества, что ведет к погибели, и его, человечества, погибельный рационализм; а в хорошем смысле – выразительно говорит о суде над земным человечеством. Аспект же секстиля (угла около 60°) между Меркурием и Юпитером говорит о необходимости познания Божественного, а также иллюстрирует защищенность людей Божьих (“елея же и вина не повреждай”).

Интересны упоминаемые в Апокалипсисе числовые значения.

Саранча мучит 5 месяцев (9, 3-10). А от Венеры до Сатурна – 5 градусов (обе планеты в Скорпионе, и сказано, что “вышла саранча на землю, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы”). В 11-й и 12-й главах говорится о сроках в 42 месяца или 1260 дней (что есть те же 42 месяца) – это срок попирания язычниками святого города, срок пророчества двух свидетелей Господа, срок пребывания Жены в пустыне. Интересно, что в космограмме числа 42, как расстояния в градусах до точных аспектов (дуг, кратных 30;), многократно повторяются:

От Венеры до Юпитера (соединение);
от Солнца до Урана (секстиль);
от Юпитера до Плутона (квадратура);
от Урана до Лунных Узлов (квадратура).

Тут, очевидно, следует пояснить, что по астрологическим законам угловые соотношения между планетами (так называемые символические дирекции) показывают сроки наступления или длительности тех или иных событий, при этом мера в 1 градус дуги соотносится с какой-либо единицей времени (в зависимости от контекста, обстоятельств и характера события – минутой, часом, сутками, месяцем, годом).

Что же означает космограмма на время солнечного затмения 30 сентября 395 года? По нашему мнению, это – начало Армагеддона и Страшного Суда. И эта вселенская битва продолжается и поныне, и будет длиться далее. Ибо срок 42 месяца, как и 1000 лет царства Господа, – это срок не земной. А как его привязать к земным срокам – эта тайна еще требует раскрытия.
Вот что пишет о.А.Мень, и с этими его словами можно полностью согласиться: “здесь совершенно ясное указание, что наступит момент в истории, который можно будет обозначить годом и, может быть, даже месяцем, и, может быть, и числом, когда зло начнет рушиться”, но вот со следующим предположением, конечно, позвольте не согласиться: “Я думаю, что это произойдет еще не скоро, может быть, через десятки, сотни лет”.

“Битва при Армагеддоне” уже началась, началась – в проекции на земную историю – с раскола империи Рима. И она, эта битва, идет, продолжается. Вавилон – древний Рим – был разрушен, но в истории возникали новые вавилоны, часть из которых пала (например, Берлин в 1945 г., а недавно – сам исторический Вавилон – Багдад), часть еще нет. Ведь Вавилон – это образ бездуховного города, погрязшей в грехе цивилизации. Ныне и Нью-Йорк с Вашингтоном, и Москва, да и нынешний Киев, каждый по-своему – вавилоны. И нынешняя дилемма: либо устранить духовными усилиями самих горожан их “вавилонство”, либо оно будет катастрофически разрушено.

Не следует ли каждому внимательно перечесть Откровение Иоанна Богослова? И раскрыть многие другие смыслы этого пророчества (а ведь широко распространено мнение, что книга эта “темная”!), что, конечно же, не является невыполнимым. Ибо сказано было Иоанну Ангелом: “не запечатывай слов пророчества книги сей”.

Как было написано Откровение Иоанна и какую символическую роль в нем играет появление четырех всадников Апокалипсиса? Что олицетворяет собой каждый из четырех апокалиптических всадников? Какое развитие символика всадников Апокалипсиса получила в живописи Средневековья и Нового времени?

Что означают четыре всадника Апокалипсиса?
(Всадник апокалипсиса как символ смерти)

Самую таинственную библейскую книгу под названием Апокалипсис написал, по всеобщему признанию, один из любимейших учеников Иисуса - . Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море. Некоторые апокрифические легенды утверждают, что Иоанн увидел ключевые сцены Апокалипсиса тогда, когда по приказу императора Домицана его подвергли пытке в кипящем масле. Иоанн вышел из котла невредимым, но во время испытания к нему пришли необычные видения, которые после вернулись и были зафиксированы апостолом во всех подробностях.

Откровение Иоанна восходит в развитой апокалиптической традиции, которая была разработана многими авторами. Конец света рисовался ими в ярких символических образах, которые можно было расшифровывать по-разному. Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Истолковывая сюжеты и образы Апокалипсиса Иоанна, всегда нужно иметь в виду, что этот священный текст также не является простым описанием каких-то конкретных событий. Скорее, в нем представлены некие знаки, по которым можно определить приближение конца света. Понять их представляется реальным лишь в контексте всего Священного Писания и сложившейся аллегорической традиции. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна.

"Спаситель и Иоанн Богослов" (написание "Апокалипсиса")

Иоанн Богослов сразу разделяет весь мир и его представителей на две противостоящие сферы.

Высшая сфера - Ангельского Мира ; Церкви, которая торжествует на Небесах; Церкви, гонимой на Земле. Главой этой сферы является Спаситель Иисус - Сын Божий.

Низшая - это сфера зла . Она представлена неверующим миром, грешниками, лжеучителями, сознательными богоборцами и бесами всех мастей. Власть над ними имеет падший ангел в образе дракона.

На протяжение большей части своего Апокалипсиса Иоанн показывает историю постоянной войны между представителями двух данных сфер бытия. Она будет длиться все время, отпущенное на существование человечества. В своих прозрениях апостол мало-помалу раскрывает разные грани борьбы добра и зла. Он рассказывает о том, как совершается самоопределение людей. Одни из них становятся на сторону добра, вторые выбирают зло. В течение всего этого вселенского конфликта поэтапно вершится Божий Суд над земными народами и отдельными людьми. Перед самым же концом мира земная Церковь будет крайне ослаблена, зато зло очень усилит свои позиции.

Семь печатей и четыре всадника

Повествование о них начинается в 6-й главе Откровения, в которой раскрываются судьбы человечества. Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей . Это - начало последних времен, которые знаменуются обострением борьбы между Церковью и дьяволом. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое "Иди и смотри!", в Откровении появляются всадники Апокалипсиса . Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно - милосердие. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть. Являясь перед миром по очереди, они определяют смену исторических формаций, которые наполняются теми или иными событиями.

Первая печать - это всадник на белом коне . Он коронован ангелом и держит в руках лук. Ему даются разные имена: Победоносный, Завоеватель, Мор (Чума, Болезнь). Многие считают, что он принесет с собой в мир различные природные и социальные катаклизмы, раздоры и страшные заболевания . Однако многие толкователи Библии указывают на то, что основное значение белого цвета в Святом Писании связано с понятиями чистоты и святости. В частности, на белом коне иногда появляется сам Иисус .

Этот факт породил мнения, что всадник на белом коне ознаменует собой эпоху духовности и торжества христианства . Это будут времена не материального, а духовного изобилия, когда земная Церковь засияет в своей полной славе, почти как в первые века распространения веры. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). По мнению святого Иринея Лионского, жившего во II веке, белый всадник - один из образов самого Христа. По другому предположению, он - Святой Дух, несущий учение веры людям .

Существует и противоположная трактовка: этот всадник является лжеправедником , который послан смутить слабых духом и ознаменовать приход в мир антихриста. Некоторые толкователи Откровения даже олицетворяют сошедшего на белом коне с самим антихристом.

Вторая печать - всадник с большим мечом на рыжем коне . Его называют Войной (Бранью), он послан "взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга" (Откровение 6:4). Цвет его коня и меча (их еще называют красными и "пламенными") традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке. Рыжий в мифологии - это характеристика чудовища Тифона, который выступил в битву с силами света со стороны тьмы. Второй всадник принесет с собой ужасные кровопролитные войны, всяческое насилие и разрушение . Люди, отвергнувшие Христово учение, погрузятся в пучину душевной и социальной смуты, которые будут сопровождаться продолжением природных катастроф. Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Кроме того, меч в руке воина говорит о том, что он будет вершить суд над падшими людьми от имени Бога.

Третья печать - всадник на вороном коне . В руке он держит меру (весы), и имя ему - Голод. После длительных войн на Земле начнется период голодного прозябания, который принесет с собой этот всадник. Считается, что он знаменует собой засуху и неурожаи, отсутствие пищи и многочисленные голодные смерти . Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. А мера в его руках - это цена за длящиеся грехи людей. Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение "расплатиться в полной мере"). Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней - это бездуховность. Значит, времена, которые откроет третий всадник, будут лишены благодати и наполнены духовным голодом безверия. Возможно, символика черного всадника прежде всего именно такова: он обозначит начало животного существования большинства людей, которые перестанут заботиться о собственном духе.

Четвертая печать - всадник на бледном коне - имеет нарицательное имя "Смерть". Он едет с пустыми руками, так как главным его предназначением станет открытие врат ада. Однако на многих древних рисунках авторы дают ему в руки косу как известнейший средневековый атрибут смерти. Бледный цвет коня (чаще всего считается, что визуально он - бледно-зеленый) имитирует трупную бесцветность. Этот всадник единственный, чье имя прямо называется в Книге книг, но разные переводы предлагают именовать его в том числе Чумой или Мором (очевидно, руководствуясь словами Иоанна о том, что он будет "умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Откровение 6:8)) . Судя по данной цитате, четвертый всадник представляет собой сочетание первых трех: он ведет за собой на Землю болезни, войны, голод, окончательную духовную гибель огромного количества людей. Ряд толкователей Библии утверждают, что именно четвертый всадник известит своим прибытием эру царствования антихриста, который на огромном пространстве - четверти Земли - сможет учредить новую ложную веру в самого себя.

Самым страшным в этой части Апокалипсиса о четырех печатях становится то, что времена всадников с бесчисленными горестями и страданиями человечества - это только предвестия настоящих бед, которые придут в последующие годы и будут гораздо более ужасными (их-то Иоанн и называет Бедствиями).

Иллюстрация Библии "Апокалипсис". Нидерланды

"Всадник на белом коне". Бамбергский Апокалипсис (1000-1020 гг)

"Всадник на белом коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на рыжем коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на вороном коне". Анжерский апокалипсис (1372-82 гг)

"Всадник на бледном коне". Уильям Блейк

Образы всадников Апокалипсиса в живописи

Они стали появляться и развиваться еще в эпоху раннего Средневековья, в первую очередь в искусстве литографии и гравюры. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. Наиболее полный иллюстративный материал к Библии впервые создал А. Дюрер , который уделил Откровению Иоанна большое внимание. На его знаменитой гравюре "Четыре всадника Апокалипсиса" первый написан в виде сановной особы в царской шапке с жалеющим людей взглядом. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. Третий - с непокрытой головой и равнодушными глазами - рассеянно глядит поверх изнемогающих толп куда-то вдаль. Четвертый выглядит истощенным старцем, восседающим на такой же худой лошади без подков и с веревкой вместо узды. В руках старик держит трезубец. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Никто из них не избежит положенного наказания.

Почти все пророки, начиная с «Апокалипсиса» святого Иоанна Богослова, среди характерных признаков апокалиптического времени указали не только социальные и , но и духовно-нравственное падение человечества, повсеместную вражду и взаимное отчуждение людей. Многие из известных пророков говорили о невероятно быстрой моральной деградации множества людей в предапокалиптические времена.

Ванга

1971 год – еще тогда Ванга говорила о резких и драматичных переменах, которые в скором времени станут происходить в жизни общества:

«В скором будущем в жизни людей произойдут большие перемены. Люди изменятся до неузнаваемости. Новые времена отмечены множеством знамений… Города и села станут рушиться от землетрясений и наводнений, от природных катаклизмов будет сотрясаться земля, плохие люди станут одерживать верх, а воров, доносчиков и блудниц будет не счесть» - сказала Ванга.

Вуди Сепп

«…Люди будут становиться все более низменными и безбожными. В конце Европа станет такой, как была 100 лет назад. Я даже вижу больше, но не могу понять это и не могу сказать это. С упадком веры все катится под гору и все становится спутанным. Никто ясно не видит. Элита уже ни во что не верит, массы сделаются безумными. В церкви они играют танцевальную музыку, и весь приход будет петь под нее. Затем они также танцуют, но снаружи будет небесный знак, который возвестит о приходе великой беды. На севере будет видно сияние, подобное никогда никто не видел, и затем огненный подымется круг…»

Григорий Распутин

«Когда время приблизится к бездне, любовь к человеку превратится в сухое растение. В пустыне того времени будут расти только два растения - растение выгоды и растение себялюбия. Но цветы этих растений возможно будет принять за цветы любви. Все человечество будет поглощено равнодушием… »

«Родятся чудовища, которые будут ни людьми, ни животными. А многие из людей, которые не будут иметь отметины на теле, будут иметь отметины в душе. А после наступит время, когда вы найдете в колыбели чудовище из чудовищ - человека без души…»

«…С созреванием времени человек станет богат языком, но не сердцем…»

Святой Мефодий Патарский

«В последние дни мира христиане не будут ценить великую благодать Божию, которая предоставлена людям, это длительный мир, великолепное плодородие земли. Они будут очень неблагодарны. Тягость греховной жизни, гордыня, тщеславие, блуд, легкомыслие, ненависть, алчность, чревоугодие и многие другие пороки будут вонючими язвами перед Богом. Многие будут сомневаться в том, что католическая вера является истинно, возможно, евреи правы, потому что они ждут Мессию. У многих из них будут ложные учения, и как следствие, непонимание. В результате Бог допустит Люцифера, и все его черты власти придут на Землю и соблазнят ее безбожных существ…»

Пророк Малахия

Малахия (около 400 года до н. э.) – Малый библейский пророк, последний из ветхозаветных пророков. «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Кн. Малах. 4,1).

Пророк Осия

Осия (IV столетие до н. э.) – библейский пророк. Жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II. «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространилось, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все живущие на ней со зверями полевыми и птицами небесными, даже рыбы морские погибнут» (Ос. 4:2,3).

В Евангелие

Признаки апокалипсиса есть и в Евангелие от апостолов, которые предсказывают надвигающийся апокалипсис по изменившимся нравам людей. Так, у Петра описывается, как в «последние времена» люди отказываются принимать «здравый смысл», «отвращают слух» от истинных учений, становятся горды, надменны и самолюбивы. Дети перестают слушаться родителей, появляется много неблагодарных, льстецов и клеветников. В послании к Тимофею возросшее по всему миру недружелюбие, несдержанность, жестокость, похоть, потерянная «любовь к господу» предшествует грядущему концу света и Второму пришествию Христа.

Иеромонах Порфирий, старец Глинской пустыни (1868)

«Со временем падет вера в России, блеск земной (западной) славы ослепит разум, слово Истины будет в поношении. Но за Веру восстанут из Народа неизвестные миру - и восстановят попранное».

Многие православные священнослужители России, имевшие дар пророчества, уже в дореволюционные времена отметили нравственную деградацию современников и появление негативных тенденций в духовной и интеллектуальной сферах жизни общества.

Святитель Феофан Затворник (1894)

«Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезные отношения к мысли исчезли, всякий живой источник вдохновения иссяк… Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения…

Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а мы все в толк не возьмем. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня…

Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство…».

Предсказания Митара Тарабича

«…Видите ли, крестный, мир и изобилие, в которых все станут жить после второй большой войны, будут не более чем горькой иллюзией, потому что многие забудут о Боге и станут поклоняться лишь собственному человеческому разуму… А знаете, крестный, что такое человеческий разум по сравнению с Божьей волей и Божьим знанием? Меньше капли воды в океане…».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

«Отечество наше, народ переживают сегодня лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестных и алчных стяжателей, жрецов новой, официальной религии - культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы - любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Иисусом Христом два тысячелетия назад, близок к завершению. По всему видно, Бог судил нам стать современниками «последних времен». как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений».

Видение Пия X

«Я видел одного из моих преемников, с тем же именем, который будет убегать по трупам своих братьев. Он будет искать убежище в некоторых тайных местах, но после короткой передышки он умрет жестокой смертью. Уважение к Богу исчезнет из человеческих сердец. Люди захотят, чтобы стерлась даже память о Боге. Это извращение не что иное, как начало последних дней мира».

Видение Вероники Люкен

Предупреждение Иисуса Христа: «Я уверяю вас, мои дети, работы на небесах прибавится, когда сотрясения начнутся на земле. Предупреждаю вас, что удар снесет дома словно ветер. При ударе кожа забудет, что была на костях человека, и слетит, словно ее никогда не было! Многие увидят это, дети мои, и не поверят, что это рука Бога поднялась на человека, потому что сердца людей затвердели в грехе, потому что грех стал образом жизни среди вас» (1977 год).

Пророчества Космы:

1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».
2. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
3. «Беда придет к вам от образованных».
4. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».
5. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».
6. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».
7. «Наступит время, когда брат поднимется на брата».
8. «Придет время, когда брат будет убивать своего брата, а сын отца».
9. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».
10. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».
11. «Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше».
12. «Многие погибнут от голода; горсть золота за горсть муки; богатые станут бедными, а бедные умрут; животных не останется, съедите».
13. «Желтая раса будет править миром».

Св. Иоанн Кронштадтский (1906-1908)

«Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то лишь благодаря Царице Небесной. А теперь какие тяжелые времена мы переживаем!…

Интеллигенция наша - попросту глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. (…)

Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказывает и ведет к возрождению. Судьбы Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле..

Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель их не дремлет (…). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем потому предаваться унынию, видя все ныне происходящее в мире…

Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

«Не мир, но меч»

Авторы Агни Йоги полагали, что в наши времена в мире происходит особенная, духовная фаза мировой , названной в Библии Армагеддоном. Согласно учению Живой Этики, Армагеддон происходит не только «на небесах», то есть на высших, духовных планах бытия, между высшими силами Добра и зла, но и в душах всего человечества.

В письмах Е.Рерих об этом явлении написано:

«Приведу полезную по времени Беседу: «Вы знаете, что могут быть времена хуже войны. Достаточно знаете, что мы считаем войну позором человечества. Как же тогда назвать время, которое будет хуже войны? Разве (что) назвать его гниением человечества… Некоторые считают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие! Они не замечают, что горшая война у них в недрах дома». (Из письма РерихЕ.И.)

«Армагеддон нельзя понимать как лишь физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди потеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, научатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате». (Из письма Рерих Е.И.)

Такого рода явления, конечно, происходят отнюдь не только в России, но и во всем мире. Просто в России, в силу исторических, политических и культурных особенностей, моральное расслоение общества происходит с особенной силой и яркостью.

В чем же причина такого явления - не только в России, но и по всему миру?

Апокалипсис начнется с процесса морального расслоения всего человеческого общества. Точней, это будет разделение людей по полюсам Света и тьмы, Добра и зла. Зачем надо такое разделение и в силу каких причин оно будет происходить?

Приход на нашу планету новых пространственных энергий, окажет мощное воздействие на духовное, психическое и физическое состояние всех людей.

Первый этап изменения биоэнергетики выразится в усиленном выявлении истинных духовно-нравственных качеств всех людей.

Под влиянием мощных космических лучей энергетическая напряженность биополя (ауры) каждого человека резко усилится. А это, в свою очередь, заставит моральную сущность человека проявиться с особенной силой в его поведении. Говоря по другому, весь духовно-этический потенциал человека отразится в его образе жизни и в его конкретных делах по отношению к другим людям.

Высший Суд над человечеством, который «обещают» все религии, фактически представляет собой разделение общества по полюсам Света и тьмы.

Как уже было сказано, во время воздействия на нашу планету новых космических энергий напряженность биополя-ауры каждого человека усилится, а вместе с тем усилятся в своих проявлениях и все моральные человеческие качества. И если негативных мыслей и чувств (а как следствие - и энергий!) в его ауре окажется больше, чем позитивных, биополе человека окажется буквально заполненным разрушительными энергиями. Оно не выдержит переизбытка негативной энергетики и «перегорит», разрушив тем самым и физическое тело.

Таким образом, «апокалиптическое» проявление, которое произойдет под влиянием новых природных условий, станет временем своеобразного морального» экзамена, предложенного Космосом человечеству. А в конечном счете - и «естественного отбора», производимого природой среди человечества. Как результат такого отбора люди, избравшие путь добра, использующие в своей жизнедеятельности позитивную энергию, при наступлении новой эпохи получат творческий импульс из Космоса - поддержку самой природы. Они смогут не только продолжать свое существование в изменившихся природных условиях, но и развить, усилить свой творческий потенциал. Но та часть человечества, избравшая своей моральной ориентацией путь эгоизма и зла, наработавшая на протяжении своей жизни только отрицательную карму, не смогут продолжить своего существования в условиях изменившейся энергетики.

Такое явление выявит истинную моральную сущность каждого человека и силы зла будут обречены на самоуничтожение.

Об этом драматическом эпизоде апокалиптических перемен говорят и евангелия:

«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…»(От Матфея 25: 32)

«Когда тьма будет таким образом выявлена и соберется на полюсе тьмы и тем будет отделена от Света, силы разрушения превратятся в силы саморазрушения, и тьма начнет пожирать сама себя и своих отпрысков. Именно самопожирание тьмы приведет ее к своему конечному уничтожению. Она еще существует, пока питается за счет других, за чужой счет. Но конечное разделение прекратит это беззаконие, и тогда тьма пожрет сама себя. Прошло время господства тьмы. Все ближе и ближе ее конец. Усмотрите в событиях мира грозные знаки ускоряющегося разложения тьмы» («Грани Агни Йоги»).