Что делать при аварии мостового крана? Анализ основных причин травматизма при эксплуатации башенных кранов Что называется напряжением прикосновения

Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу мостового грузоподъемного оборудования, руководство любого предприятия всегда тщательно следит за соблюдением сроков технического обслуживания оборудования.

Для того, чтобы предотвратить возможные неполадки в работе машины, а так же обезопасить персонал, существует свод правил техники безопасности при работе с мостовым краном. Эти правила существуют не только для повседневных работ, но и на случай возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций.

Техника безопасности имеет первостепенное значение на любом производстве

Поскольку грузоподъемное оборудование довольно крупное и громоздкое, возникновений аварий или аварийных ситуаций с участием мостовых кранов является очень серьезным ЧП. Действия сотрудников предприятия, в таких ситуациях, должны быть максимально скоординированы и согласованы, поэтому каждый работник всегда четко знает, что необходимо будет предпринять.

Причины возникновения аварий на производстве, где имеется мостовой кран

Грузоподъемное оборудование производится на основе точных расчетов и чертежей, монтаж механизмов всегда производят только профессиональные работники. Поэтому, при соблюдении всех заявленных в паспорте и другой документации правил пользования мостовым краном, риск возникновения ЧП минимален.

Основными причинами, которые могут повлечь за собой аварию мостового крана, являются:

  • Некачественное изготовление деталей, узлов, либо механизмов крана;
  • Некачественная сборка конструкции;
  • Ошибки монтажа крана;
  • Нарушения правил пользования оборудованием или нормального режима работы;
  • Отсутствие ухода за техникой или некачественное техническое обслуживание мостового крана;
  • Несвоевременное проведение ремонтных работ;
  • Нарушение техники безопасности крановщиком, либо другими сотрудниками.

Авария – это ситуация, при которой возникают нарушения целостности механизма оборудования, его частичное или полное разрушение, поломка каких-либо деталей, либо полное обрушение конструкции мостового крана. Работа крана в этих случаях останавливается, и проводятся мероприятия по ликвидации последствий.

По статистике, аварии мостовых кранов происходят чаще на тех предприятиях, где регулярно или разово пренебрегли правилами техники безопасности , а так же правилами пользования оборудованием, приведенными в прилагаемой документации.

Важно соблюдать не только общие правила безопасности на производстве, но и те, которые разработаны производителем мостовых кранов индивидуально, с учетом специфики именно этого вида грузоподъемных устройств, поскольку в них учитываются конструктивные и функциональные особенности оборудования.

Действия при аварии мостового крана на производстве

В «Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов» существует пункт, в котором обозначены и прописаны обязанности крановщика в аварийных ситуациях. Помимо этого документа, на каждом производстве существует отдельный свод правил по предупреждению несчастных случаев или ликвидации последствий ЧП.

Существует несколько факторов, при возникновении которых машинист обязан остановить работу крана и подать предупредительный звуковой сигнал:

  • Появление посторонних шумов во время работы механизма;
  • Нехарактерное поведение техники во время работы (резкие движения, «зависание», непредвиденные остановки и т.д.);
  • Нарушения в работе тормозной системы, грузоподъемного механизма и других узлов крана ;
  • Искры и замыкания в любой части электрики крана;
  • Трещины или поломки отдельных деталей, либо целых узлов мостового крана.

Все перечисленные выше обстоятельства обязуют машиниста опустить груз, остановить работу машины, предупредить сотрудников производства об аварии, а затем приступить к оценке масштабов повреждений и выяснению причин возникновения ЧП.

Для крановщиков мостовых и козловых кранов существует типовая инструкция по технике безопасности

Бывают ситуации, когда конструкция мостового крана попадает под напряжение, вследствие замыканий проводки. В этом случае, крановщик, в первую очередь должен принять меры личной безопасности, а затем отключить источник питания механизма. Возгорание мостовых кранов так же представляет серьезную угрозу для всех сотрудников производства, для ликвидации пожара используются специальные средства пожаротушения, которые имеются в кабине крана, либо в цеху.

Стихийные бедствия (ураган, наводнение, торнадо и прочие), а так же в случаи возникновения угрозы разрушения стен или перекрытий помещения, представляют серьезную опасность. Машинист мостового крана в таких случаях обязан опустить груз и остановить работу всех механизмов. Нередки так же случаи угона крана ветром, особенно на открытых площадках, остановка машины может производится всеми доступными способами, с применением любых противоугонных устройств , чтобы исключить ситуацию потери управления.

В случае аварии мостового крана на производстве, крановщик обязательно должен сообщить обо всех обстоятельствах происшествия ответственным лицам, а так же сохранять обстановку происшествия до прибытия компетентных лиц, если это не угрожает жизни и здоровью людей. Запись об аварийных ситуация и авариях обязательно производится в вахтенном журнале.

По данным Ростехнадзора, в 2006 году при эксплуатации подъемных сооружений смертельно травмированы 96 человек. Подавляющее большинство несчастных случаев на подъемных сооружениях (80 из 96) произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов (83,3 %), 7 – при эксплуатации подъемников (вышек) (7,3 %) и 9 – при пользовании лифтами (9,4 %). Сегодня инспекторы Ростехнадзора анализируют обстоятельства и причины некоторых аварий, происшедших при эксплуатации грузоподъемных машин, в в ОАО «Пензаводмелиорация» Пензенской области, на производственной базе ООО «ГиГ-Мет» в пос. Мошково Новосибирской области и в ООО «Гидропромжилстрой» (Республика Башкортостан).

В 2006 г. при эксплуатации подъемных сооружений смертельно травмированы 96 человек (на 2 человека меньше, чем в 2005 г.).

Значительно увеличилось число несчастных случаев со смертельным исходом в УТЭН1 по Республике Татарстан (+3), Тюменской (+3), Рязанской (+2), Белгородской (+2), Кировской (+2), Пензенской (+3) областям, а также в УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу (+2); снизилось – в УТЭН по Челябинской (–4), Ивановской (–2), Саратовской (–2) областям, Республике Марий Эл (–2), МТУ2 по Уральскому федеральному округу (–2), а также в Пермском (–3) и Алтайском (–2) межрегиональных УТЭН и др.

Подавляющее большинство несчастных случаев на подъемных сооружениях (80 из 96) произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов (83,3 %), 7 – при эксплуатации подъемников (вышек) (7,3 %) и 9 – при пользовании лифтами (9,4 %).

Анализ несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов позволяет сделать вывод о том, что остался высоким травматизм со смертельным исходом при эксплуатации автомобильных (32,5 %) и башенных (23,75 %) кранов; с 1 до 4 увеличилось количество несчастных случаев при эксплуатации железнодорожных кранов, с 1 до 3 – кранов-трубоукладчиков. Почти не изменился травматизм при эксплуатации пневмоколесных и гусеничных кранов; на 35 % (с 20 до 13 случаев) снизился травматизм со смертельным исходом на мостовых кранах, в 2 раза (с 4 до 2) уменьшилось число несчастных случаев при эксплуатации портальных кранов.

В 2006 г. при эксплуатации подъемных сооружений произошло 11 групповых несчастных случаев (8 из них – при авариях), в которых пострадали 24 человека, 13 из них погибли (в 2005 г. в 11 групповых несчастных случаях, 5 из которых произошли в результате аварий, травмированы 24 человека, 9 из них погибли).

Обстоятельства и причины аварий, происшедших при эксплуатации грузоподъемных машин.

16.02.06 Авария (падение стрелы) автомобильного крана КС-3577-3 и несчастный случай со смертельным исходом в ОАО «Пензаводмелиорация» (УТЭН по Пензенской области).


Место аварии – площадка карьера для разработки глины ОАО «Сердобский кирпичный завод». В середине карьера размером 200×150 м находился выведенный из эксплуатации экскаватор ЭО 10011, принадлежащий крестьянскому хозяйству (КХ) «Аромат». Экскаватор разобран: разрезаны и отсоединены стрела с ковшом, узел подъема экскаватора, лебедочная муфта, ходовая часть и пр. Рядом с экскаватором, на расстоянии 3 м, на выносных опорах установлен автомобильный кран КС 3577-3 грузоподъемностью 14 т, изготовленный Ивановском крановым заводом и принадлежащий ООО «Мелиоводстрой». В соответствии с договором от 10.11.05 кран арендован Сердобским филиалом ОАО «Пензаводмелиорация». В УТЭН по Пензенской области кран не зарегистрирован, его технический паспорт отсутствует. Автомобильный кран отработал нормативный срок службы (13 лет). Экспертное обследование (диагностирование), включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не проводилось.

В день аварии директор КХ «Аромат» обратился с письменной просьбой к директору Сердобского филиала ОАО «Пензаводмелиорация» выделить ему автокран для погрузочно-разгрузочных работ, указав, что ответственным за безопасное производство работ с использованием автокрана назначается работник КХ «Аромат». Однако в путевом листе на кран ответственный за безопасное производство работ краном и стропальщик не были указаны.

В 15 ч в разработанный карьер прибыла автомашина КамАЗ с полуприцепом и автокран с работником КХ «Аромат». Крановщик, осмотрев груз и место производства работ, установил автокран и, несмотря на отсутствие схемы строповки, в отсутствие стропальщика попросил находившихся рядом газорезчиков Сердобского цеха ООО «МашСталь» помочь застропить части экскаватора для погрузки. Погрузив один узел в полуприцеп автомашины КамАЗ, рабочие застропили лебедочную муфту экскаватора, и около 15 ч З0 мин крановщик приступил к подъему груза, во время которого произошел излом неподвижной секции стрелы по всему периметру на расстоянии 400 мм от оси крепления, и стрела стала падать с разворотом в левую сторону примерно на 45° со стороны кабины автокрана. В соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема стрелы образовался сплошной разрыв. Из-за разворота стрелы зона ее падения увеличилась.

Услышав треск и увидев, что стрела падает, все находившиеся на месте погрузочных работ, стали отбегать в сторону от нее. Но оголовок падающей стрелы задел газорезчика, находившегося возле газорезательного оборудования, и травмировал его. Стрела при падении также деформировала кабину машиниста автокрана (рис. 1).

Оголовок стрелы автокрана упал на землю в 5 м от лебедочной муфты зла подъема экскаватора. В соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема стрелы имелся сплошной разрыв. Большая часть стрелы после падения оказалась на платформе автомобиля и кабине машиниста автокрана.

Работник КХ «Аромат» сообщил о случившемся директору Сердобского филиала ОАО «Пензаводмелиорация», который тут же прибыл на место происшествия и вызвал машину скорой помощи, на которой пострадавшего доставили в Сердобскую центральную районную больницу, где в 17 ч 5 мин он скончался.

Причины аварии и несчастного случая со смертельным исходом:
- направление на погрузочно-разгрузочные работы неисправного автомобильного крана (с дефектом стрелы, ремонт которой произведен с нарушением правил безопасности);
- по заключению экспертной организации, разрушению стрелы крана предшествовала длительная эксплуатация, в процессе которой в ее металлоконструкциях образовались трещины. Ремонтные работы по устранению дефектов проводились с многочисленными нарушениями:
- не выполнены все необходимые и предписанные правилами действия для устранения трещин;
- нарушалась технология сварочных работ;
- для ремонта выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов в данной климатической зоне;
- находился в эксплуатации автомобильный кран, отработавший нормативный срок службы, без экспертного обследования;
- неудовлетворительно организованы погрузочные работы - в опасной зоне на месте работ находились люди, отсутствовали схемы строповки, а также обученное лицо, ответственное за безопасное производство работ краном, и стропальщик;
- не организован производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов, а именно, директор Сердобского филиала ОАО «Пензаводмелиорация» не обеспечил надлежащее освидетельствование, осмотр, ремонт, надзор и обслуживание и, кроме того, не установил порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты.

Рис. 1. Последствия аварии автомобильного крана КС-3577-3

04.03.06 Авария пневмоколесного крана КС-4361А и несчастный случай со смертельным исходом на производственной базе ООО «ГиГ-Мет» в пос. Мошково Новосибирской обл. (УТЭН по Новосибирской области).


База представляет собой открытую огороженную охраняемую площадку размером 200×200 м для складирования металлического лома, расположенную между железной дорогой РЖД1 и автодорогой пос. Мошково. Базу пересекает внутриплощадочная автомобильная грунтовая дорога шириной 4 м с утрамбованным снежным покрытием, по обе стороны которой находится лом металла различных конфигурации и размеров. ООО «ГиГ-Мет», занимающееся заготовкой, переработкой и реализацией лома черных металлов, имеет два пневмоколесных крана типа КС-4361А. Грузоподъемный кран КС-4361А, рег. № 12074, выпуска 1992 г., отработал нормативный cpoк, и 15.06.05 организация АНО НЭЦ «Кран» провела его обследование.

Переработка металлолома заключалась в подъеме его краном, находившемся на внутриплощадочной дороге, и подаче к рабочему месту газорезчика для резки на более мелкие фрагменты. При этом Технологическая карта безопасного производства работ при складировании металлолома, утвержденная 12.07.05 директором ООО «ГиГ-Мет», не соответствовала производимым на базе работам. Кроме того, она не была представлена на место работ, и с ней не ознакомлены (под расписку) специалисты, стропальщики и крановщики.

В день аварии крановщик попросил рабочего (грузчика), занимавшегося очисткой снега на базе и железнодорожных подъездных путях, произвести зацепку 4-ветвевым стропом платформы неопределенного самоходного устройства на колесном ходу массой 4,8 т из кучи металлолома. Расстояние от центра платформы до оси поворотной части крана, стоявшего на внутриплощадочной дороге, составляло 9 м. Рабочий зацепил груз и напомнил крановщику, что у крана не выставлены опоры. Крановщик ответил, что он об этом знает, но не поставил кран на все выдвижные опоры и не ввел в действие режим «работа крана без опор», что требуется согласно паспортной характеристике крана. Таким образом, грузоподъемный кран со стрелой 15,5 м стоял на внутриплощадочной дороге базы без выставленных выносных опор, без ввернутых до упора винтов балансирной подвески, с ограничителем грузоподъемности, включенным в положение «работа на опорах» и табличкой указателя вылета стрелы 10,5 м.

При подъеме указанного груза на вылете стрелы 9 м (перегруз по грузоподъемности составил 2,2 т) произошло опрокидывание крана. Выпавший в открытую дверь (или пытавшийся выпрыгнуть из кабины) крановщик был смертельно травмирован падающим краном. Падение крана видел вышедший из гаража базы начальник участка, который вместе с грузчиком подбежал к месту несчастного случая, и вместе они освободили пострадавшего.При падении кран перевернулся на левую сторону по направлению к железной дороге (на кабину машиниста) (рис. 2). Под краном со стороны противовеса - раздавленный баллон с газом (пропаном), на расстоянии 0,3 м от него - кислородный баллон, залитый вытекавшим из крана моторным маслом. Стрела с деформированной корневой частью упала на грунт под углом примерно 90° к внутриплощадочной дороге.

Причины аварии крана и несчастного случая со смертельным исходом:
кран установлен и пущен в работу с многочисленными нарушениями правил безопасности, технологии производства работ, руководства по эксплуатации крана, должностных и производственных инструкций специалистами и персоналом, обслуживающим кран;
кран не поставлен на все выдвижные опоры, ограничитель грузоподъемности не введен в действие согласно паспортной характеристике при работе крана без опор;
- таблица указателя вылета крана не соответствует установленному на грузоподъемный кран стреловому оборудованию;
- подъем и перемещение автомобильным краном груза, на 95 % превышающего его грузоподъемность при паспортной характеристке «без опор» на вылете 9 м;
- отсутствие или неэффективность производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в том числе формальная проверка работы опасного производственного объекта (не проверяется наличие производственных инструкций, выполнение обслуживающим персоналом технологических карт переработки металлолома с использованием грузоподъемных кранов, исправность действия приборов и устройств безопасности).
- инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов в ООО «ГиГ-Мет» не проверил наличие производственных инструкций и их выполнение при производстве работ обслуживающим персоналом (нарушение Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «ГиГ-Мет»);
- руководитель ООО «ГиГ-Мет» не назначил лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами на базе металлолома, и обученных стропальщиков, не обеспечил ведение работ грузоподъемным краном в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 19-382-00);

Рис. 2. Последствия аварии пневмоколесного крана КС-4361А


20.08.06 Авария автомобильного крана КС-3571-1 с групповым несчастным случаем в ООО «Гидропромжилстрой» (УТЭН по Республике Башкортостан).


Место аварии крана – бетонная площадка, покрытая небольшим слоем грунта и щебня, на незаконченном строителями участке дороги к причальным сооружениям Юмагузинского гидроузла. С северной стороны от места происшествия находится скала, с восточной – бетонированная дорога, с западной, напротив козлового крана, заканчивалось асфальтирование площадки.

Автокран КС-3571-1, изготовленный 22.12.82 на предприятии п/я А-7209 (г. Иваново), передан владельцем крана (ОАО «Строймеханизация») по договору во временное владение и пользование ООО «Трест Строймехани-зация-2» (срок действия договора аренды не истек). Последняя экспертиза промышленной безопасности проведена экспертной организацией ООО «Кранэкс». Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 10.05.05 срок эксплуатации крана установлен до апреля 2007 г.

В день аварии начато перекрытие кабельного канала возле здания Юмагузинской ГЭС с применением автокрана. Примерно в 11 ч 30 мин на место работ подъехал инженер-технолог ГУП «Управление строительства Юмагузинского водохранилища» и передал заместителю начальника СПК-1 указание главного инженера ГУП «УС ЮВ» о необходимости убрать с дороги металлические будки и компрессорную станцию, которые мешали асфальтировать оставшийся участок дороги. Приняли решение поставить будки и компрессорную станцию на уже забетонированный участок дороги, со стороны скалы.

Примерно в 13 ч 30 мин крановщик и заместитель начальника СПК-1 приехали на автокране к причальным сооружениям. Зам. начальника дал задание бетонщику передвинуть будки и компрессорную станцию и спросил, кто будет заниматься этой работой. Не обученный в качестве стропальщика рабочий ответил, что этой работой будет заниматься он и бетонщик, который, хотя и не аттестован в качестве стропальщика, но давно работает и имеет такой опыт. После этого зам. начальника, несмотря на то, что масса подлежащих перемещению будок была неизвестна, пошел на другой объект, где велась гидроизоляция перекрытия кабельного канала.

Автокран установили вплотную к компрессорной станции (металлическая будка, в которой находились компрессор и отдельно воздушный ресивер). Бетонщик руководил работой крана, рабочий занимался строповкой груза. После того, как будка электриков и сварочный пост были установлены со стороны кабины автокрана, бетонщик поднялся на компрессорную станцию и зацепил ветви стропа за четыре петли на ее крыше. Такая строповка приводит к асимметричному расположению центра тяжести груза (из-за отдельно стоящего на раме ресивера).

Первоначально ресивер располагался со стороны кабины автокрана, но было принято решение передвинуть станцию назад, чтобы, развернув ее, создать наибольшую устойчивость автокрана.

Бетонщик, зацепив ветви стропа станции, остался стоять на ее крыше, хотя рабочие требовали, чтобы он спустился вниз. Компрессорная станция с находившимся на ней бетонщиком была поднята краном, перемещена на минимальном вылете и повернута так, что ресивер стал находиться с правой стороны автокрана. Затем крановщик, включив механизм подъема крана, поднял компрессорную станцию, включил механизм поворота и стал поворачивать груз в сторону водохранилища. В положении наименьшей устойчивости кран опрокинулся на железобетонный парапет дороги, и компрессорная станция упала на площадку замещения скалы правого борта подводного канала паводкового водосброса, находившуюся на 4 м ниже уровня дороги (рис. 6, а и б).

Подбежавший к месту аварии автокрана рабочий увидел сидевшего на краю крыши компрессорной станции бетонщика, левая нога которого находилась под стрелой крана, одной рукой он держался за стропы и раскачивался, пытаясь вытащить ногу.

Рабочий крикнул бетонщику, чтобы он не двигался во избежание падения в воду канала. В это время на площадку спиной вниз из кабины выпал крановщик, цеплявшийся при падении за металлоконструкции кабины управления и раму крана.

Рабочий поднялся на компрессорную станцию, оттащил пострадавшего бетонщика и стал кричать, чтобы вызвали машину скорой помощи. Пострадавших на машинах скорой помощи доставили в больницу с. Юмагузино. После осмотра приняли решение срочно отвезти пострадавшего бетонщика в Центральную районную больницу. По дороге в больницу он скончался от полученных травм.

Крановщика перевезли в Центральную районную больницу г. Кумер-тау, где ему поставили диагноз: компрессионный нестабильный перелом


Опыт и практика - Уникальные возможности освоения запасов тяжелой нефти в Татарстане.
Опыт и практика - Нефтегазовый комплекс: одежда для жизни.

Основными причинами аварий грузоподъемных кра­нов являются: неправильная установка кранов; превы­шение паспортной грузоподъемности (перегруз) машин; использование неисправных грузозахватных приспособ­лений; неправильный выбор скорости движения; нарушение правил техники безопасности при эксплуатации кранов. Основные виды аварий грузоподъемных кранов, возникающих в процессе их эксплуатации - потеря ус­тойчивости (опрокидывание) и деформация рабочего оборудования.

Башенные, козловые, железнодорожные и порталь­ные краны работают на рельсовых путях, автомобиль­ные, пневмоколесные и гусеничные краны - на грунто­вых площадках. От качества устройства путей и подго­товки площадки зависит надежность и безопасность работы кранов.

Правила устройства и эксплуатации рельсовых путей регламентируются специальной инструкцией. Грунтовые дороги и площадки должны быть спланированы и уп­лотнены. При эксплуатации машин должны быть при­няты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра на больших уклонах пути или рабочей площадки. Стрело­вые краны рассчитываются на устойчивость при работе с уклоном не более 3°, причем уклон зависит от длины стрелы. Так, для гусеничных кранов грузоподъемностью 40 т допускаемый уклон рабочей площадки составляет при длине стрелы 15 м -3°, при стреле 25 м -2° и при

стреле длиной свыше 25 м - 1°.

Установка, перемещение и работа монтажных кранов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукреп­ленными откосами разрешается только на расстоянии, установленном проектом производства работ. Особенно тяжелые условия для обеспечения устойчивости и про­ходимости стреловых кранов к месту монтажа конст­рукций возникают в осенний и весенний времена года, когда несущая способность влажных грунтов резко по­нижается. В этих случаях устраивают колейные или сплошные дороги из песка или шлака или временные инвентарные колейные дороги и рабочие площадки из железобетонных плит или деревянных шпал.

Для безаварийной эксплуатации каждый кран обес­печивается приборами безопасности: ограничителями грузоподъемности, высоты подъема стрелы и крюка крана, поворота крана; указателями грузоподъемности, вылета крюка, наклона крана, силы ветра, противоугон­ными устройствами (рельсовыми захватами), а также звуковой сигнализацией при выходе стрелы из рабочей зоны крана (при работе на выносных опорах).

Перед началом эксплуатации крана, после каждой установки его на новом месте ответственный за безопас­ное производство работ по перемещению грузов кранами проверяет правильность установки кранов и в журнале или путевом листе делает запись о разрешении произ­водства работ. Здесь же указываются фамилии стро­пальщиков и номера их удостоверений. Безопасность и надежность работы кранов в значительной степени за­висит от исправного состояния и работоспособности стропов и захватов. В кабине крана и на месте произ­водства работ вывешивают список перемещаемых грузов с указанием их массы, а крановщикам и стропальщикам такие списки выдают на руки.

Для строповки грузов следует применять стропы, соответствующие массе поднимаемых конструкций с учетом числа ветвей и угла их наклона к вертикали. Груз, по весу близкий к разрешенной грузоподъемности крана, необходимо предварительно поднять на высоту 20...30 см от уровня земли и проверить надежность стро­повки и тормозных устройств.

Наиболее распространенной причиной аварий являет­ся перегрузка кранов. Это происходит, когда масса под­нимаемого груза превышает грузоподъемность крана при данном вылете крюка, при увеличении вылета крю­ка с поднятым грузом путем опускания стрелы или пе­ремещения грузовой каретки; при увеличении вылета крюка крана с

поднятым грузом путем раскачивания или оттягивания грузового полиспаста от вертикали; при подъеме примерзших или заваленных другими изделия­ми конструкций.

Более жесткие требования безопасности предъявля­ются при работе строительных кранов в осенне-зимний период. Движение кранов с грузом на крюке не допус­кается.

При производстве работ грузоподъемными кранами периодически происходят аварии и несчастные случаи, основными причинами которых являются:

1) неправильная (ненадежная) строповка груза;

2) применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений или тары;

3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;

4) нарушение схем строповки грузов;

5) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

6) нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;

7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

8) нахождение людей между поворотной и неповоротной частями крана;

9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве стропальщиков;

10) несоблюдение требований безопасности при установке стрелового самоходного крана на опоры или при строповке грузов вблизи линии электропередачи;

11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;

12) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей, закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза;

13) нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;

14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

15) неправильная установка стреловых самоходных кранов или крановманипуляторов вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпанном грунте;

16) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

17) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов;

18) обрыв грузовых и стреловых канатов.

Обязанности машиниста крана по окончании работы

После окончания работы крана крановщик обязан:

Освободить крюк от груза;

Поставить кран на место стоянки;

Поднять крюк в верхнее положение;

Отключить автоматический выключатель;

Осмотреть кран и очистить все его оборудование от грязи;

Поставить кран на противоугонные захваты;

Передать ключ - марку в соответствии с порядком, установленным владельцем крана.

При работе крана в несколько смен крановщик обязан после окончания своего рабочего времени передать кран сменщику или ответственному лицу.

После работы крановщик должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана, наблюдавшихся за истекшую смену, и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.

При установке на крановых путях одного крана и его работе в одну или две смены крановщик после окончания работ обязан отключить вводный рубильник и закрыть на замок вводное устройство питания крана.

Билет №6

Требования Правил к грузозахватным приспособлениям.

Ответ:
Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии - изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) - на предприятии, на котором они ремонтировались.Стропы ремонту не подлежат.
Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.
Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.
Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:
- вести учет съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов;
- выдавать разрешение на эксплуатацию вновь вводимых съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов с записью в журнале учета и осмотра;
- контролировать и обеспечивать процесс навешивания бирок на прошедшие осмотр, неисправные и не допущенные к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления;
- перед применением новых изготовленных или приобретенных у других предприятий грузозахватных приспособлений другой конструкции, знакомить стропальщиков с устройством и принципом работы, с порядком и методом осмотров, браковочными показателями;
- производить осмотр грузозахватных приспособлений: траверс, клещей, крановых весов, подвесок и тары – один раз в месяц , а стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней , с записью результатов в журнале осмотров;
- редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу с росписью в том же журнале;
- не допускать нахождения на участке и использование съемных грузозахватных приспособлений и тары, имеющих дефекты, не имеющих маркировки и не записанных в журнале учета и осмотра;
- при обнаружении неисправных съемных грузозахватных приспособлений и тары, убрать их с места производства работ, передать на ремонт ответственным за организацию ремонтов съемных грузозахватных приспособлений и тары по подразделению, с записью в журнале осмотра.

Подъемные сооружения (грузоподъемные краны, подъемники, вышки, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, лифты), находящиеся в эксплуатации на опасных производственных объектах, подконтрольны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).

При эксплуатации подъемных сооружений должны соблюдаться требования:

  • Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 № 1540;
  • Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;
  • правил безопасности и других нормативных документов, утвержденных Ростехнадзором.

Несоблюдение требований вышеуказанных законодательных и иных нормативных правовых актов при эксплуатации грузоподъемных сооружений приводит к авариям, травматизму со смертельным исходом на производстве, в том числе и групповому травматизму со смертельным исходом.

Это подтверждает анализ аварийности и травматизма при эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах. В 2008 г. при эксплуатации подъемных сооружений произошло 83 несчастных случая, в результате которых смертельно травмированы 83 чел., что на 6 чел. больше, чем в 2007 г.

Наибольшее число несчастных случаев произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов (75 из 83), что составляет 90,4%; 1 (1,2%) – при эксплуатации подъемников (вышек); 7 (8,4%) – при эксплуатации лифтов).

Надзорно-контрольными мероприятиями органов Ростехнадзора выявлено, что наиболее высокий уровень травматизма остается при эксплуатации мостовых кранов – 29,3%; автомобильных кранов – 29,3%; башенныхкранов – 18,7 и гусеничных кранов – 13,3% от общего числа несчастных случаев со смертельным исходом.

В 2008 г. возрос по сравнению с 2007 г. уровень травматизма со смертельным исходом: при эксплуатации мостовых кранов – с 15 до 22 случаев, при эксплуатации автомобильных кранов – с 17 до 22, при эксплуатации гусеничных кранов – с 6 до 10, при эксплуатации пневмоколесных кранов – с 1 до 2.

В то же время на 26% снизился травматизм со смертельным исходом при эксплуатации башенных кранов – с 19 случаев в 2007 г. до 14 в 2008 г. На прежнем уровне остается травматизм со смертельным исходом при эксплуатации портальных кранов.

Уменьшилось количество несчастных случаев со смертельным исходом при эксплуатации козловых кранов – с 3 в 2007 г. до 1 в 2008 г., кранов-манипуляторов – с 2 до 1. В 2008 г. при эксплуатации железнодорожных кранов несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано (в 2007 г. – 1).

В 2008 г. произошло увеличение по сравнению с 2007 г. групповых несчастных случаев на производстве как по числу самих случаев, так и по количеству пострадавших в них работников, но снизилось число травм со смертельным исходом.

В 2008 г. при эксплуатации грузоподъемных сооружений произошло 14 групповых несчастных случаев (из них 5 – в результате аварий на грузоподъемных сооружениях), в которых получили травмы 32 чел., в т. ч. 10 чел. со смертельным исходом. В 2007 г. произошло 11 групповых несчастных случаев (из них 5 в результате аварий на грузоподъемных сооружениях), в которых были травмированы 24 чел., в т. ч. 14 чел. со смертельным исходом.

Причины несчастных случаев со смертельным исходом при использовании подъемных сооружений приведены в табл. 1.

Таблица 1

Причины несчастных случаев со смертельным исходом при использовании подъемных сооружений

Причины несчастных случаев Количество погибших, чел Рост, снижение
2007 г. 2008 г.
Падение груза в результате:

Применения неисправных или несоответствующих массе и характеру груза грузозахватных приспособлений, нарушение схем строповки;

Нарушение схем складирования грузов

2 2 -
Падение крана (стрелы с грузом) в результате:

Неправильной его установки;

Перегруза, неисправности приборов безопасности

6 1 -5
Разрушение:

Кранов или их механизмов из-за содержания технического устройства в неисправном состоянии

6 8 +2
Травмирование в результате:

Поражения электрическим током из-за нарушения требований безопасности при работе вблизи ЛЭП;

Воздействия механизмов работающих кранов при выходе людей на крановые пути;

Воздействия груза, механизмов технических устройств при нахождении людей в опасной зоне работы кранов

7 7 -
Травмирование механизмами или конструкциями лифтов в результате:

Неисправности лифта или блокировочных устройств;

Неквалифицированных действий обслуживающего персонала;

Нарушения правил пользования лифтами;

Проникновения подростков в шахту недозволенным образом

2 2 -
Прочие 10 10 -
Всего 77 83 +6

В 2008 г. в три раза возросло количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате нахождения пострадавших в опасной зоне работы крана. Анализ актов расследования несчастных случаев показал, что аттестационные комиссии предприятий формально подходят к вопросам обучения и допуска к работе персонала, эксплуатирующего и обслуживающего технические устройства на опасных производственных объектах, что является грубейшим нарушением требований главы 5 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. ПБ 03-517-02 утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А (далее – ПБ 03-517-02).

В то же время этот анализ позволил сделать вывод, что в территориальных органах Ростехнадзора надзор и контроль за функционированием служб производственного контроля предприятий осуществляется формально, что также является нарушением требований главы 9 ПБ 03-517-02.

При этом следует отметить, что сложившаяся практика подготовки персонала в учебных комбинатах и специализированных организациях по подготовке рабочих основных специальностей, и в особенности специалистов (ИТР), требует пересмотра с точки зрения практического применения полученных знаний и порядка приема экзаменов с обязательным участием представителей органов Ростехнадзора.

Анализ причин травматизма со смертельным исходом при эксплуатации лифтов показал, что основными из них являются неудовлетворительная организация работ при обслуживании и ремонте лифтов, нарушение обслуживающим персоналом производственных инструкций, низкая квалификация персонала, а также причины технического характера – неисправность электрических блокировок и автоматических замков дверей шахты.

В 2008 г. отмечено снижение аварийности подъемных сооружений по сравнению с 2007 г. (табл. 2).

В 2008 г. на предприятиях, где эксплуатируются подъемные сооружения, в 17 авариях было травмировано 24 чел. (из них 15 чел. – со смертельным исходом); при 5 авариях произошли групповые несчастные случаи.

Опасные факторы и число аварий на подъемных сооружениях

Наибольшее количество аварий произошло при эксплуатации автомобильных кранов – 39,5% от общего количества аварий на грузоподъемных кранах, башенных кранов – 31,6% и гусеничных кранов – 18,4%. Уровень аварийности на башенных кранах по сравнению с 2007 г. остался на прежнем уровне, а число аварий на автомобильных кранах увеличилось более чем в 1,5 раза (с 9 в 2007 г. до 15 в 2008 г.).

Число аварий при эксплуатации гусеничных кранов снизилось в 1,5 раза – с 11 в 2007 г. до 7 в 2008 г., автоподъемников (вышек) – с 2 до 0 в 2008 г.; козловых кранов – с 2 до 1 и портальных кранов – с 3 до 2. В 2008 г. зарегистрировано по 1 аварии на мостовых кранах и кранах-трубоукладчиках.