Что нового в законе о защите персональных данных. Что нового в законе о защите персональных данных 152 закон о персональных данных

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках.

Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ.

Постановления закона распространяются на организации, которые работают с обработкой персональных сведений граждан или те, кто имеет к ним доступ.

Действия, которые не регулируются законом 152-ФЗ:

  • Персональные сведения обрабатываются физическими лицами для личных нужд. Необходимо отметить, что обработка не должна нарушать права обладателя данных;
  • Организация архивов, которая регулируется законодательством об архивации в Российской Федерации;
  • Обработка личных данных, которые содержат информацию, относящуюся к государственной тайне;
  • Личные данные, которые относятся к деятельности судебных органов и которые были представлены в судебном порядке;
  • Персональные сведения, относящиеся к деятельности судов.

А знаете ли вы, что закон с предыдущим номером 151, посвящен вопросу .

Когда принят?

152-ФЗ был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрил его Совет Федерации 14 июля 2006 года. Последняя редакция закона произошла 22 февраля текущего года. Действовала она до 1 марта 2017.

Порядок использования персональных данных

Согласно закону РФ, руководитель компании должен утвердить порядок использования личных сведений. Необходимые нормы указываются в локальном документе организации о защите данных. Они должны соответствовать требованиям правовых актов РФ и 152-ФЗ.

Оператор личных данных — это правительственный, муниципальный орган или физическое, юридическое лицо, которое организует осуществление обработки личной информации и определяет цели их использования.

В обязанности оператора входит :

1. При сборе личных сведений, оператор предоставляет по просьбе гражданина информацию о том, чьи данные он получил, информацию, которая предусмотрена ст. 14 ч.7 152-ФЗ.

2. Если гражданин обязан предоставить свои сведения по закону РФ, оператор должен объяснить ему, что в случае отказа, можно столкнуться с юридическими последствиями.

3. Если полученная оператором для обработки личная информация не была предоставлена ее владельцем, он обязан предоставить ему следующую информацию:

  • ФИО и адрес оператора;
  • С какой целью обрабатываются данные и на основании каких правовых актов;
  • Права гражданина, чьи данные были получены;
  • При помощи какого источника была получена личная информация.

4. Согласно положениям 152-ФЗ, оператор назначает ответственное лицо в определенной организации, которое организовывает обработку полученных материалов. Уполномоченное лицо получает указания по дальнейшим действиям от оператора.

Обработка личной информации по 152-ФЗ разрешается в следующих случаях:

  • Анализ личной информации вправе осуществляться с согласия гражданина, чьи данные были получены;
  • Если обработка информации требуется для достижения целей, предусмотренные законом РФ или международными договорами России;
  • Анализ информации необходим для судебной инстанции;
  • Обработка сведений требуется для защиты жизни гражданина;
  • Производится в статистических или исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15, 152-ФЗ.

Кстати, текст закона о почтовой связи тоже важно изучить. Подробности

Последние изменения ФЗ «О защите персональных данных»

Поскольку законодательные акты зачастую претерпевают корректировки, в 152-ФЗ также были внесены изменения.

По причине вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ претерпели изменения условия анализа личной информации, описанные в Федеральном Законе 152.

Статья 3

В 3 статье закона описываются основные понятия, которые используются в акте: персональные данные, оператор, обработка персональных сведений, а также распространение и предоставление личных сведений. В последней редакции представленная статья не претерпела изменений.

Статья 5

В 5 статье федерального закона описаны принципы анализа информации. Отмечается, что обработка сведений осуществляется только по закону и объединение базы данных с личной информацией граждан запрещена. В последнем редактировании текущая статья не подвергалась изменениям.

Статья 7

В 7 ст. 152-ФЗ сказано, что операторы и другие ответственные лица, получившие доступ к личным данным, обязаны не распространять информацию, не получив согласие владельца. Изменений статья не претерпела.

Статья 9

В 9 ст. 152-ФЗ указана информация о согласии субъекта на обработку его личных данных. Представлены сведения о том, как составить письменное согласие.

При последней редакции, изменений в текущей статье не было.

Статья 19

19 статья 152 Федерального Закона указывает меры для обеспечения безопасности личной информации при ее анализе.

Скачать 152-ФЗ

Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с защитой персональных данных, изучите последнюю редакцию 152-ФЗ РФ. В представлены все поправки, дополнения и изменения. Скачать измененный закон можно по

Рассказываем, как не нарушить новый закон и как привести сайт в соответствие с новыми правилами.

C 1 июля 2017 года вступил в силу закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 07.02.2017. Изменения коснулись статьи 13.11 "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)", а также статей 28.3 и 28.4 КоАП РФ.

Ранее протоколами по таким делам занималась прокуратура, теперь их возбуждает Роскомнадзор. Причем РКН уже активно ведет проверки, начисляет штрафы по каждому пункту нарушений, а суммы возросли в десятки раз.

Если на сайте нет информации о политике конфиденциальности, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму в 10 тысяч рублей, а компанию - на 30 тысяч. Если обработкой персональных данных будет заниматься новостной сайт без согласия своих подписчиков или интернет-магазин - без согласия клиентов, то руководителя компании или предпринимателя оштрафуют на сумму до 20 тысяч рублей, а юрлицо - до 75 тысяч рублей. Количество штрафов будет равно количеству нарушений, заплатить один раз за несколько ошибок не получится.


Кто виноват?

Согласно Федеральному закону «О персональных данных» - «персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.»

Ответственность за нарушение нового закона несут так называемые «операторы персональных данных».

Оператор персональных данных, согласно тому же закону - «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных» .

Все владельцы сайтов, на которых есть контактная форма - анкета, форма регистрации, обратной связи, подписки или просто кнопка заказа обратного звонка, запрашивающая имя и контактный номер телефона, являются операторами персональных данных и могут быть привлечены к ответственности за нарушения пунктов закона.

Вместе с тем, закон не распространяется на запись и сохранение любой личной информации, которую планируется использовать для личных или семейных нужд. Телефонная книга в смартфоне или список контактов в клиенте электронной почты не сделают вас оператором персональных данных. Но, если вы передадите эти данные лицу или организации, которая по закону, является оператором персональных данных или опубликуете сведения, это будет нарушением.


Что делать?

  1. Подготовьте публичные документы о правилах и условиях обработки персональных данных и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны с любой страницы. Это может быть уведомление, пользовательское соглашение, правила продажи или политика в отношении обработки персональных данных. Важно не название, а содержание. Не копируйте документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели их использования пропишите свои.

    Данные, которые могут потребоваться интернет-магазину для доставки товара, не понадобятся для оформления подписки на информационном сайте. Почему это важно - см. следующий пункт.

  2. Приведите в соответствие с публичным документом сами контактные формы. Запрашивать нужно только те персональные данные, которые нужны для работы с вашим ресурсом. Подпишите, зачем просите эти данные, чтобы пользователям было комфортно их оставлять.

    Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.

  3. Реализуйте программное решение, которое гарантирует согласие пользователя на обработку персональных данных. Это может быть чек-бокс в форме регистрации, в котором нужно поставить галочку, или кнопка согласия с условиями использования, без активации которых человек не сможет отправить сообщение или оформить заказ.

    В случае, если персональные данные не предполагается публиковать, а только использовать для обработки внутри компании, явным образом ограничьте передачу персональных данных без согласия на их обработку. Согласно закону, обязанность доказать, что пользователь добровольно оставил свои данные, возлагается на оператора.

  4. Важно! Перед получением персональных данных, которые предполагается публиковать в общедоступных источниках или передавать третьим лицам, получите письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на их обработку, хранение и распространение.
  5. Обезопасьте базу данных. Подготовьте внутренние документы, регламентирующие правила обработки и хранения персональных данных, ответственности сотрудников, имеющих к ним доступ, назначьте лицо, ответственное за безопасность персональных данных и соблюдение правил работы с ними, определенных Федеральным законом N152.

    Даже в том случае, если ваш сайт обслуживает другая компания или специалист на аутсорсе, штраф за нарушение закона будет выписан на компанию или ИП, которые указаны на сайте в качестве владельца и, следовательно, получателя персональных данных.

Отправьте, если сайт подпадает под требования Закона, уведомление в Роскомнадзор .

Уведомление можно не подавать, если:

  • обрабатываются только данные сотрудников;
  • персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и не будут распространяться или использоваться иным образом;
  • у вас хранятся только ФИО клиента;
  • данные опубликованы в общем доступе самим человеком или кем-либо по его поручению.

Если уверены, что отправлять уведомление не нужно, оформите всю документацию так, чтобы это было понятно и возможным проверяющим. Укажите в пользовательском соглашении, что данные открыты с согласия пользователя, но помните, что доказывать это придется вам.

По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор. Это нужно сделать до начала обработки данных или вскоре после. Роскомнадзор внесёт информацию об операторе в Реестр операторов персональных данных.

Кроме того, вы обязаны сообщать по запросу пользователя, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали, а также удалять данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.

Дополнено 04.07.2017:

Мы получили комментарий от сотрудника Роскомнадзора:

"При проверке важно, чтобы у вас на сайте можно было подтвердить согласие на сбор и обработку данных - поле для галочки или какая-то другая форма, публичный документ о целях сбора, порядке обработки персональных данных и обеспечении их безопасности, и ссылка на этот документ на форме, где собираются ПД. Персональными данными мы считаем любую информацию, которую человек оставил на сайте, даже если она недействительна - никнейм, неверный номер телефона и т. д. Штрафы уже были, в основном, за отсутствие документов с политикой в отношении персональных данных или за ошибки в них."

Пример формы регистрации на сайте РИА Новости.

Закон N 152-ФЗ "О персональных данных" создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Персональными данными в законе признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется. Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Операторы, осуществляющие обработку персональных данных до вступления в силу закона, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных соответствующее уведомление не позднее 1 января 2008 года.

Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с его требованиями не позднее 1 января 2010 года.

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ,

от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ,

от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,

от 29.11.2010 N 313-ФЗ от 23.12.2010 N 359-ФЗ,

от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

5) предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2010 N 123-ФЗ)

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

  • Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Зачем России этот закон

Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза . Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных".

По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

Как утверждали и меняли закон

Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить

2006-2010 годы

В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных". Закон вступил в силу в январе 2007 года.

В четверг 13 июня 2019 года в Государственную Думу внесен законопроект, по которому предусматриваются штрафы за нарушения хранения персональных данных (ПДн) граждан РФ до 18 миллионов рублей. В соответствии с законопроектом, ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить и установить штрафы в размере:

  • от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц;
  • от 200 до 500 тысяч рублей для должностных лиц;
  • от 2 до 6 миллионов для юридических лиц.

Административные взыскания предусмотрены за невыполнение оператором при сборе ПДн обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. При повторном правонарушение штрафы возрастают:

  • от 50 до 100 тысяч рублей для физических лиц;
  • от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей для должностных лиц;
  • от 6 до 18 миллионов рублей для юридических лиц.

Идея данного законопроекта возникла после претензий Роскомнадзора к социальным сетям Twitter и Facebook . Компании отказались от предоставления сведений о месте нахождения баз данных российских пользователей, за что их смогли оштрафовать лишь по статье 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений, представление которых предусмотрено законом) в размере 3 тысяч рублей. Так как отдельной статьи за нарушение такого рода требований не предусмотрено, единственное наказание, которое можно было применить - штраф по 19.7 статье КоАП РФ.

Что мешает соблюдать закон?

Во-первых, серьезным препятствием являются технические проблемы. Несмотря на то, что обязательство использовать шифровальные (криптографические) средства было снято в новой редакции закона, операторы обязаны использовать комплекс технических и организационных средств защиты в соответствии с классом их системы. Мало того, для организации соответствующей защиты чаще всего компании необходимо практически полностью обновить парк технических средств. Компании специализированные или имеющие соответствующий штат, могут самостоятельно внедрять системы безопасности для защиты корпоративной информации, в том числе, включающей в себя и персональные данные о контрагентах и сотрудниках. Другие компании, которые по тем или иным соображениям не желают заниматься вопросами безопасности самостоятельно, обращаются в специализированные фирмы. Но в конечном итоге выбор средств защиты ложится на плечи того, кто их оплачивает, и война экономии и безопасности неизбежна. Выполнение формальных требований ФЗ-152 не обеспечивает реальную защиту конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, от утечки и иных внутренних угроз.

Во-вторых, это проблемы с сертификацией. Ведь с точки зрения законодательства во главу угла становится не сама безопасность, а соответствие мер по защите персональных данных тем, которые определены в стандарте. И не исключено, что некоторые компании ограничатся только расходами на лицензирование. Уже сейчас, пробежавшись по первому десятку компаний из поисковой системы, которые занимаются аутсорсингом в сфере защиты информации , можно заметить, что большинство из них делают акцент не на разработку систем защиты, а на помощь в сборе документов для получения лицензии.

Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят - все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.

Защита персональных данных

Хронология событий

2019: Роспотребнадзор предложил приравнять генетические данные к персональным

Автором законопроекта является Роспотребнадзор . Документ предлагает внести изменения в ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года в части обработки биометрических персональных данных.

В случае принятия законопроект закроет пробел в законодательстве в области защиты информации о человеке, полученной из его биоматериала, содержащего генетическую информацию. Подобная информация позволяет третьей стороне ознакомиться с дополнительными данными о человеке, например, о состоянии здоровья, образе жизни, чувствительности к лекарствам и аллергенам и т.д. В связи с этим авторы инициативы предложили приравнять подобную информацию к персональным данным, к которым должны применяться дополнительные меры защиты.

Целью законопроекта является обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в сфере отношений, связанных с обработкой персональных данных, содержащих информацию о генетических особенностях человека.

Минкомсвязи России хочет ужесточить процедуру согласия на обработку персональных данных

Чиновник подчеркнул, что «наши граждане зачастую дают подобного рода согласие без четкого понимания правовых последствий и возможного их в дальнейшем использования». Именно по этой причине министерство и выступило с подобной инициативой – в рамках закона усовершенствовать как саму процедуру, так и порядок дачи согласия на обработку личной информации. Более того, как отметил Соколов, на данный момент прорабатывается возможность создания государственного ресурса, на котором бы велся учет данных согласий гражданами на обработку персональной информации для того, чтобы контролировать их использование.

Минкомсвязи также предлагает на законодательном уровне разграничить и выработать подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Чиновник отмечает: «Одной из наиболее обсуждаемых проблем является, так называемые, . Действующее законодательство не содержит такого или близкого по смыслу понятия, но устанавливает, что обработка персональных данных допускается для достижения конкретных, заранее обозначенных целей, после чего они подлежат обезличиванию или уничтожению. Таким образом, в интернет-сервисах накапливается огромный массив обезличенных персональных данных, не позволяющих идентифицировать личность. Кроме того, стремительное развитие интернета вещей, различного вида счетчиков, датчиков, бытовой техники порождает значительный объем иного вида данных, которые также не могут быть отнесены к персональным данным. С учетом этого, необходимо на законодательном уровне проработать вопрос разграничения и выработать различные подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Наши предложения будут готовы в первой половине 2017 года» Роскомнадзор необходимыми полномочиями для осуществления контроля и надзора за обработкой персональных данных. Такая информация содержится в материалах правительства.

Отмечается, что законопроект направлен на устранение правовой неопределенности в законодательстве. Так, в настоящий момент в России обязанность контролировать обработку персональных данных граждан в соответствии с законом не закреплена ни за одним органом. Эти полномочия и хотят закрепить за Роскомнадзором.

2012: Дмитрий Медведев утвердил изменения требований к защите персданных

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 1 ноября 2012 года утвердил изменения требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Соответствующий документ был опубликован на сайте правительства России .

Участники рынка утверждают, что меры хоть и позитивно скажутся на отрасли в целом, но их явно недостаточно и они до сих пор носят слишком консервативных характер.

Постановлением правительства устанавливаются четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из них. Отнесение информационных систем к тому или иному уровню защищенности производится в зависимости от вида персональных данных, который обрабатывает информационная система (специальные, биометрические , общедоступные, иные), типа актуальных угроз (1-й, 2-й, 3-й), количества обрабатываемых информационной системой субъектов персональных данных и от того, обрабатываются ли персональные данные о сотрудниках оператора.

Постановлением также устанавливается требование использования средств защиты информации , прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Документ позволит операторам информационных систем, обрабатывающих персональные данные, определить требуемый уровень защищенности персональных данных, что в дальнейшем значительно упростит процедуру определения необходимых и достаточных мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

По словам ведущего инженера по ИБ департамента системной интеграции компании "Микротест " Сергея Борисова, новое постановление Правительства сократило количество обязательных требований до 14 против 34 в предыдущем документе. "Однако, на мой взгляд, новое постановление не облегчило жизнь компаниям", - сказал Сергей Борисов. - самое обременяющее требование - необходимость сертификации СЗИ - осталось обязательным для всех ИСПДн".

"Следующий пункт - классификация ИСПДн", - продолжил он. - Если раньше оператор мог выбрать классификацию типовой ИСПДн по таблице или классификацию специальной ИСПДн по результатам модели угроз, то теперь выбора нет. Уровень защищенности всегда определяется, исходя из актуальности угроз. Оператор вряд ли сможет определить их самостоятельно - придется обращаться в вышестоящую организацию или к консультанту".

Еще одной проблемой нового постановления Сергей Борисов видит утрату юридической значимости большей части документов ФСТЭК Р и ФСБ Р, разработанных во исполнение отмененного постановления. "Без новых документов нельзя будет даже провести установление уровней защищенности. А значит, ПП №1119 пока бесполезно", - подытожил Борисов.

Сергей Борисов видит в новом постановлении Правительства потенциальный рост расходов компаний на защиту персональных данных в связи с тем, что большая часть данных, которые раньше относились в малозначительным, сейчас переведены в другую категорию, требующую более высокую степень защиты.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций уверены, что в настоящее время законодательство о персональных данных не учитывает современного уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации.

РАЭК продолжает настаивать на создании межведомственной рабочей группы с участием представителей интернет-отрасли, экспертов по информационной безопасности , представителями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора для более четкого формулирования позиций отрасли по вопросам законодательства и его изменения. В частности, в приведении в соответствии с международным законодательством и стандартам существующих документов и постановлений.

2011

Жилищный кодекс и персональные данные

16 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого внесла очередную новеллу в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Корректировке подверглась часть 2 статьи 6 ФЗ-152, дополненная новым пунктом следующего содержания:

«5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги;…»

Вышеуказанный пункт дополнил ряд ситуаций, когда оператору персональных данных не требуется получать согласие субъекта на обработку персональных данных.

С одной стороны, эта поправка логично вписывается в новый правовой режим управления многоквартирными домами, который на уровне федерального законодательства закрепляет права и обязанности участников соответствующих общественных отношений и определяет специфику данных отношений. С точки зрения законодательства о персональных данных рассматриваемое изменение не вносит принципиальных изменений в существующий режим регулирования обработки и защиты персональных данных, но в определенной степени упрощает жизнь многочисленным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также предоставление коммунальных услуг и осуществления расчетов с собственниками помещений.

С другой стороны, появление очередного исключения наводит на грустные мысли о целостности и применимости норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных. В тексте поправки четко оговаривается условие отсутствия необходимости в получении согласия: обработка персональных данных происходит в связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации либо в связи положениями соответствующего договора. Но вышеприведенное условие фактически дублирует содержание пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152. Таким образом, законодатель спускается от уровня регулирования типовых ситуаций (например, обработка персональных данных в связи с исполнением положений договора) до уровня регулирования конкретных ситуаций (договорных отношений в сфере ЖКУ). Кроме того, происходит девальвация значения и ценности других норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных (в частности, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5 предлагается привести в соответствие законодательство Российской Федерации c вступающими в силу 1 июля 2011 года нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с указанной нормой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного законопроекта уточняется порядок и условия обработки персональных данных заявителей и иных лиц в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг. В частности, предлагается закрепить в ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» норму, согласно которой: «Для обработки государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов и организаций, для предоставления таких персональных данных в орган (организацию) предоставляющий государственную или муниципальную услугу по запросу заявителя, не требуется получение согласия субъекта персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Запрос заявителя в орган (организацию) о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях предоставления органом (организацией) соответствующей государственной или муниципальной услуги.

В случае, когда для предоставления государственной или муниципальной услуги необходимо предоставление документов и информации об иных лицах, не являющихся заявителем, то при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени указанных лиц (их законных представителей), и выражающие согласие указанных лиц (их законных представителей) на обработку персональных данных таких лиц.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 № 266-ФЗ,

от 27.12.2009 № 363-ФЗ, от 28.06.2010 № 123-ФЗ,

от 27.07.2010 № 204-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ,

от 29.11.2010 № 313-ФЗ от 23.12.2010 № 359-ФЗ,

от 04.06.2011 № 123-ФЗ, от 25.07.2011 № 261-ФЗ,

от 05.04.2013 № 43-ФЗ, от 23.07.2013 № 205-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 25.07.2011 № 261-ФЗ;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

5) предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2010 № 123-ФЗ)

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.