Что обозначает слово эмпатия. Что такое эмпатия у человека

Эмпатия – редкая способность, заключающаяся в необычайно тонком постижении чувств и эмоций другого человека, как правило, собеседника. Также, это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Пожалуй, по большей части, это личностная черта человеческого характера, нежели психологическая характеристика.

Психологические труды и трактаты, касающиеся данной темы, пишутся уже не первое десятилетие. В развитии данного вопроса приняли участие практически все именитые психологи и психотерапевты, в том числе, известный каждому, Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что обладание эмпатией включает в себя не только субъективное понимание чужого мира, но и умение ощущать все эмоции (как положительные, так и отрицательные) с точки зрения иного человека.

Уровень эмпатии.

Эмпатические способности редко являются врожденными. Чаще всего индивиды приобретают их вместе с неизменно возрастающим опытом. Наиболее часто эмпатия вызывает сразу несколько вариантов откликов. Человек, обладающий этим даром, может одновременно сочувствовать, сопереживать и испытывать непреодолимую симпатию к индивиду, с которым у него отныне эмоциональная связь.

Уровни эмпатии – достаточно относительное понятие. Однако, интернет пестрит тестами, предлагающими выяснить наличие данной характеристики в режиме online. Чаще всего создатели сайтов предлагают определить, на каком уровне эмоционального интеллекта вы находитесь и делят эмпатов на 5 групп:

  • первая группа не осознает себя в качестве эмпатов. Они чувствуют эмоции и переживания, но отождествляют с ними себя, а не какого-то иного человека;
  • вторая группа отдает себе отчет в том, на что они способны, но не до конца понимает свои возможности и природу этого умения;
  • третья группа достаточно четко пользуется своими способностями, настраиваясь на любого человека, чей внутренний мир вызывает интерес.
  • четвертая группа умет владеть всеми возможными эмоциями и постепенно учится контролировать таким образом своих «жертв»;
  • а пятая же группа освоила эмпатические способности в полной мере, научившись не только разделять свои чувства с эмоциями других людей, но и получив контроль над другими личностями.

На данный момент эмпатию разделяют на несколько видов:

  1. Эмоциональная (она основана на подражании моторных реакций другого человека).
  2. Когнитивная (базируется на интеллектуальных процессах).
  3. Предикативная (проявляется, как способность предсказывать реакции другого).

В той или иной степени эмпатия подвластна каждому из нас, если не сказать более: необходима. В ней нуждаются люди, чьи профессии непосредственно связаны с общением: психологи, руководители, менеджеры и многие другие.

Развитие эмпатии.

Не малая толика людей готова отдать многое, лишь бы развить в себе эмпатические способности. Специалисты утверждают, что это вполне возможно и рекомендуют ряд игровых упражнений:

  1. Активное слушание. Учитесь (или же учите) слушать собеседника и задавать вопросы, которые помогли бы ему более полно раскрыть выдвигаемую тему. Также, полезным навыком станет умение делиться своими впечатлениями от услышанного (напр.: «Мне было очень больно слышать твой рассказ»).
  2. Упражнение «Убежище». Для его выполнения необходимо устроиться в кресле, максимально расслабиться (закрыть глаза и принять удобную позу) и представить себе свое идеальное убежище. Его формы могут разительно отличаться. Для кого-то это дом, в котором он родился и вырос, а для кого-то хижина в лесу, где его никто не найдет. Такие фантазии в значительной степени снимут эмоциональное напряжение и позволят «сбросить» лишний груз.
  3. Проговаривание . Умение хвалить окружающих – важная составляющая всех тренингов. Необходимо начинать хотя бы с нескольких льстивых комплиментов в день, ведь достаточно скоро это войдет в привычку, и вы начнете находить реальные поводы для гордости за свое окружение.
  4. Анализ своего поведения. Кто-то считает это бессмысленной рефлексией, а кто-то продуктивным анализом совершенных действий. Для этого вы можете вести дневник или же, просто ежедневно выделять несколько минут на откровенный разговор с самим собой.

Стоит учитывать, что чем старше человек, тем сложнее ему развивать в себе эмпатию , так как пережитый опыт не всегда позволяет объективно оценивать окружающих.

Также, помните, что приобретенную способность к эмпатии можно с легкостью уничтожить одним лишь страхом. Достоверно известно, что эмпаты стараются избегать конфликтных ситуаций, оберегая себя и окружающих от ссор и споров. Однако, если это не удается, чувствительные люди начинают страдать от панических атак и искать способы коррекции своего мышления, что в корне уничтожает все их способности.

Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.

Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.

Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.

Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.

Виды и уровни эмпатии

Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.

  • Эмоциональная . Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
  • Когнитивная . В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
  • Предикативная . Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.

Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.

  • Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
  • Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
  • Высокий уровень. Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
  • Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.

Плюсы и минусы эмпатии

Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?

Плюсы :

  • благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
  • умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
  • способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
  • способность распознавать ложь и неискренность;
  • умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.

Минусы :

  • неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
  • эмоциональное выгорание;
  • постоянное переживание из-за чужих проблем;
  • склонность к психическим расстройствам;
  • другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
  • повышенная тревожность и ранимость.

Как развить эмпатию?

Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.

Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.

Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.

Упражнение 1

Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.

Упражнение 2

Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.

Упражнение 3

Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).

Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.

Эмпатия - умение сопереживать и понимать окружающих существенно облегчает коммуникацию, открывая возможности для долгосрочного и легкого общения.

У термина эмпатия греческие корни, дословный перевод означает «чувство», «страдание». В начале 20 века Титченер ввел это понятие в психологию.
Эмпатия – это интуитивное понимание переживаний другого человека, возможность встать на место собеседника, почувствовать то же, что и он. Но при этом эмпат, как правило, осознает, что это не его «боль», «страх», «радость». Другими словами, эмпат способен взглянуть на ситуацию глазами другого человека, «считывать» эмоциональное состояние окружающих.

Отличие от симпатии

Эмпатия и симпатия схожие понятия, но все же различаются по своей сути.
Первая подразумевает понимание и «примерку» на себя чувств другого человека, и при этом способность оценить ситуацию со стороны, отделить от себя.
Симпатия – это проявление внимания к другому его эмоциям и проблемам, переживание тех же чувств без возможности взглянуть на них со стороны.
Именно симпатия лежит в основе того, что медики отказываются лечить близких. Она может помешать принять правильное решение и объективно оценить ситуацию.

Какие качества определяют эмпатичного человека?

Способность к эмпатии развита у всех людей по-разному. Одни полностью «включаются» в проблемы собеседника, а кто-то смотрит на них объективно, не вовлекаясь эмоционально.
То как человек выражает чувства, какой их диапазон может испытывать зависит от эмоционального интеллекта и не имеет рациональных объяснений.
В первую очередь эмпата характеризует искрений интерес к эмоциональному состоянию, проблемам, страхам другого человека.
Можно выделить следующие основные черты, присущие эмпатам:

  • переживание эмоций похожих на испытываемые собеседником,
  • способность принимать чужое мнение,
  • интуитивное понимание состояния и чувств собеседника,
  • способность примерять роли других людей,
  • способность взглянуть и оценить ситуацию с позиции другого человека.

Проявление эмпатии зависит не только от эмоционального интеллекта, но и от других качеств личности, уровня ее развития.
Так эгоцентричные люди с «даром эмпатии» все равно из-за зацикленности на себе не могут сопереживать окружающим.
Человек с низким уровнем развития интеллекта , в том числе и эмоционального, способен сделать неверные выводы о ситуации и неверно интерпретировать чувства собеседника.
Как правило, эмпаты – это люди, отличающиеся высоким уровнем развития духовных и интеллектуальных способностей.
Человек, наделенный эмпатией, способен сопереживать не только реальным людям, но и героям книг, фильмов.
Эмпатов можно разделить на:

  • слабых,
  • функциональных,
  • профессиональных.

Первые хорошо воспринимают эмоции окружающих, но плохо контролируют свои. Из-за этого страдают от стрессов или эмоциональных перегрузок.
Функциональные эмпаты не только хорошо понимают чувства других, но и способны контролировать свои, чрезмерно не вовлекаясь в ситуацию.
Профессиональные – отлично определяют состояние собеседника, способны анализировать и управлять эмоциями.

Какую роль эмпатия играет в общении?


Как показали исследования, эмпатия влияет на уровень и качество жизни человека. Лица с более высоким уровнем эмпатии более успешны, легче достигают своей цели.

У таких людей карьера строится быстрее, больше друзей, крепче семья. Ведь умение понимать людей делает человека доброжелательнее, ему нет нужды манипулировать близкими (или коллегами).
Сопереживание помогает не только в личных отношениях, но и в деловых. Оно существенно облегчает переговоры. Способность слышать партнера, демонстрировать то, что ты понимаешь оппонента, помогает найти выход из конфликтной ситуации гораздо быстрее.
Людям искусства хорошо развитая эмпатия помогает в творчестве. Актерам легче вжиться в роль и понять персонажа, писателям – описать особенности характера героя, мотивы его поступков.

Виды и формы

Для лучшего понимания такого явления как сопереживание Титчнер предложил следующую классификацию:

  • эмоциональная,
  • когнитивная,
  • предикальная.

Эти виды тесно связаны друг с другом и, как правило, не существуют по отдельности.
Под эмоциональной эмпатией понимают способность воспринимать и подражать эмоциям окружающих. Человек готов откликнуться на чувства собеседника. Происходит единение, когда один человек понимает другого. Его визави чувствует искреннее внимание. Это приводит к снятию эмоционального напряжения, способствует разрешению проблемной ситуации.
Когнитивная эмпатия – это не только понимание чувств другого, но и способность анализировать эти чувства и мысли, находить причины, приведшие к данному состоянию и способы выйти из него. Этот вид эмпатии лежит в основе психологической помощи.
Под предикативной эмпатией понимают способность не только ощущать и анализировать эмоции другого человека, но и предугадывать его реакции в той или иной ситуации. Это умение бесценно при решении конфликтов и ссор.


Психологи выделяют следующие формы эмпатии:

  • сопереживание,
  • сочувствие.
  • Сопереживание – это ситуация, когда человек испытывает те же чувства, что и собеседник (герой фильма, книги).
  • Сочувствие подразумевает, что у человека появляются личные чувства к визави и его проблеме (сочувствие, жалость).
  • Например, при просмотре фильма эмпат может заплакать вместе с героем и это будет сопереживание, или начать жалеть его, что будет уже сочувствием.
  • Или, когда в разговоре с другом последний испытывает злость на кого-то, сопереживающий эмпат тоже разозлится, сочувствующий – попробует успокоить, выражая при этом свои эмоции.

Уровни эмпатии

В психологии выделяют четыре уровня эмпатии. Они различаются степенью заинтересованности чувствами других людей и тем, насколько проявляются сочувствие и сопереживание.

Уровни эмпатии:

  • повышенный,
  • высокий,
  • нормальный,
  • низкий.

Повышенный. Люди с таким уровнем эмпатии, вникая в проблемы и эмоции окружающих, перестают их отделять от своих. Они слишком впечатлительные и ранимые, иногда понимают окружающих лучше, чем самих себя, часто испытывают беспричинное чувство вины. Это приводит к эмоциональным перегрузкам и повышенной тревожности.

Психологи такое состояние называют аффективной эмпатией. Человек, научившийся справляться со своей повышенной эмпатией и контролирующий себя, сможет достичь больших высот в области психологии, PR, маркетинга и других сферах.

Высокий. Человек хорошо понимает переживания окружающих, при этом чрезмерно не вовлечен в них. Это деликатные люди искренне и тепло относящиеся к родным и близким, коммуникабельные и живут активной социальной жизнью. Случается, что люди с высоким уровнем эмпатии несколько зависимы от общественного мнения и нуждаются в постоянном одобрении своих действий.

Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Человеку с нормальным уровнем эмпатии понятны чувства других, но он остается к ним равнодушным. Исключением становятся родные и близкие.

Низкий. Лица с низким уровнем эмпатии не способны взглянуть на ситуацию под другим углом, считают свою точку зрения единственно верной. Это люди сосредоточенные лишь на своих проблемах. Им не комфортно общение с окружающими. Как правило, у антиэмпатов узкий круг общения и практически нет друзей.

Можно ли развить в себе это качество?


Эмпатия считается врожденным чувством, которое либо развивается в течение жизни, либо слабеет.

У детей

Эмпатию можно наблюдать и у младенцев, находящихся рядом, когда плач одного заставляет плакать остальных. Дальнейшее развитие эмпатии и ее уровень будет зависеть от родителей, методов воспитания, круга общения. На формирование способности к сопереживанию у дошкольников влияют следующие факторы:

  • теплые, доверительные, полные любви отношения в семье,
  • наблюдение за тем, как взрослые проявляют эмпатию по отношению к окружающим. Видя, как родители переживают за других, дети могут представить себя в роли страдающего человека.
  • доброе отношение к животным, как домашним, так и уличным. Важно пояснять ребенку, что и кошке и собаке может быть больно. Наличие дома питомца помогает развить высокий уровень эмпатии.

Благодаря состраданию и сочувствию ребенок изучает отношения между людьми. Понимание собственных эмоций позволяет детям искать и видеть их проявление в окружающих.

Если ребенок не проявляет эмпатию, то необходимо развивать эту способность при помощи специальных игр. Ведь человек, не понимающий чувства других людей, столкнется с трудностями в деловой и личной жизни.

У подростков

В подростковом возрасте для развития эмпатии важно сохранить доверительные и любящие отношения с родителями. Подросток должен понимать, что его в любом случае поддержат и не отвергнут. В этом возрасте у детей особенно хорошо развита эмоциональная эмпатия, они легко принимают и разделяют переживания другого как положительные, так и отрицательные.

В зрелом возрасте

В психологии существует разнообразные методы по развитию эмпатии. Это могут быть тренинги или индивидуальная работа со специалистом. Работать над развитием сопереживания можно и самостоятельно. Главное не отступать от намеченной цели.

Ниже приведены несколько популярных техник для развития эмпатии. Это игры, в которые можно практиковать вместе с друзьями.

«Какое чувство?». Всем участникам раздается по одной карточке, на которой написано название эмоции (грусть, радость, растерянность и так далее). И каждый из игроков по очереди при помощи мимики показывает эмоцию, написанную на карточке, остальные участники стараются угадать.

«Обезьяна и зеркало». Для этого упражнение необходимо разбиться на пары, где один участник «обезьяна», другой – «зеркало». Участники стоят друг напротив друга, «обезьяна», используя мимику показывает, что в голову придет, а «зеркало» повторяет. Через три минуты роли меняются. Ведущий выбирает лучшую «обезьяну» и лучшее «зеркало».
«Телефон». Один участник игры изображает телефонный разговор, другие угадывает, с кем он разговаривает (друг, жена, начальник, работник службы техподдержки).

Для самостоятельного развития эмпатии необходимо учиться:

Эмпатией важно уметь управлять и контролировать, иначе все ее плюсы могут обернуться минусами. Особенно это важно для людей с высоким уровнем сопереживания. Им не нужно забывать переключаться на свои собственные чувства, анализировать их. Не оставлять без внимания собственное здоровье, уделять время хобби.

Какие же недостатки есть у эмпатии, особенно повышенной:

  • быстрое эмоциональное выгорание ,
  • повышенная тревожность,
  • риск развития проблем с психикой,
  • чрезмерная чувствительность и ранимость.

Важно понимать, что эмпатия, находящаяся «под контролем», приносит намного больше пользы в жизни человека. А полное ее отсутствие приводит к невозможности нормально общаться с людьми и замыканию в себе. Поэтому эмпатия – это достоинство и то качество личности, которое нужно развивать для успешной жизни в социуме.

Люди все такие разные, но, как говорится, доброе слово и кошке приятно. И те, кто умеет понять и почувствовать чужие переживания, подчас становятся настоящей отдушиной для тех, кто нуждается в таком участии. Эта способность называется эмпатией. А кто такой эмпат с точки зрения разных сфер жизнедеятельности человека?

Я чувствую твои переживания

Личные чувства и эмоции - жизни каждого человека. Способность откликаться на психоэмоциональное состояние других присуща всем людям в разной степени интенсивности. Именно так определяется эмпатия.

Для некоторых людей, увлекшихся определенными науками или знаниями, интересен ответ на вопрос: "Как понять, что ты эмпат?" Ответ на него можно получить, пройдя определенные тесты, о которых будет рассказано ниже.

Такая разная эмпатия

Если рассматривать эмпатию как сферу психологии, то можно увидеть три основных вида такого состояния, выделяемых учеными:

  • Эмоциональная эмпатия держится на способности проецировать и подражать эмоциональным реакциям других людей на происходящее.
  • Когнитивная эмпатия в своей основе имеет способность понимать ход мыслей другого человека. Ее основа - интеллектуальные процессы, такие как аналогия, сравнение, противопоставление. Такой вид полезен при ведении дискуссий, споров.
  • Предикативная эмпатия дает возможность предугадывать реакцию человека на совершающиеся события.

Подобное деление отражает эмпатию со всех сторон, но для простого обывателя неважен вопрос: как узнать эмпата? Сочувствие и сопереживание - вот чего больше всего люди ждут от друзей и близких. В этих-то двух определениях и кроется еще одна сторона эмпатии. Эти формы гораздо ближе каждому человеку, чем малопонятные многим когнитивная или предикативная. Сопереживание - переживание эмоций другого человека как результат отождествления себя с ним. Сочувствие - аспект социализации, способность чувствовать переживания другого.

Термин "эмпатия"

О различных терминах, используемых в узких областях знаний, слышали многие, но не все знают обозначение некоторых из них. Для большинства непрофессионалов характерно лишь предположение и бытовое понимание вопроса. То же самое происходит и с термином «эмпатия». Что это такое простыми словами?

Самое точное определение дал понятию Зигмунд Фрейд: "Понять психическое состояние собеседника, поставив себя на его место, одновременно сравнивая свои и чужие переживания". Здесь как раз видно существенное различие между рефлексией и эмпатией. Сопереживание и сочувствие, но не погружение в психическое эмоциональное состояние другого - основа эмпатии, в то время как рефлексия - полное растворение в переживаниях собеседника, без остатка своего Я.

Интересно, что сам термин "эмпатия" ввел немецкий философ Теодор Липпс еще в 1885 году. Затем в свои работы его калькировал родоначальник американской экспериментальной психологии Эдвард Титченер. Термин закрепился в науке психологии, став одним из определяющих способов рассказа о чувствах во многих сферах жизнедеятельности - от медицины до эзотерики.

Наука и искусство

Вникая в психологию, эзотерику, искусство, часто можно услышать такое понятие, как «эмпатия». Что это такое простыми словами? Умение ощущать, откликаться на эмоции и чувства собеседника, хотя для каждой области жизнедеятельности человека определение эмпатии будет несколько видоизменяться. Так, в психологии как в области медицинских знаний эмпатия означает понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Для психолога (врача, педагога) важно эмпатическое слушание, дающее возможность собеседнику откровенно выговориться, не скрывая своих чувств и эмоций.

Психиатрия и психология определяют эмпатию как норму, имеющую разные степени проявления у разных людей - от полного безразличия до полного погружения. Здесь проходит грань "нормального" состояния и психических патологий, требующих диагностики и лечения.

Еще одна сфера, где активно используется термин "эмпат" - эзотерика и искусство. Здесь определяется человек, который обладает способностью эмоциональной телепатии, относящейся к экстрасенсорике. Реальна ли такая способность, определить науке пока не удалось.

Уровни эмпатии

Ответ на вопрос "Кто такой эмпат?" достаточно прост, если понять, что эмпатия - способность откликаться на чувства и переживания другого человека, идентифицируя себя как личность. Для науки эмпатия делится на уровни интенсивности ее проявления:

  • низкий (первый) уровень характеризуется равнодушием к переживаниям других, это люди-отшельники, замкнутые в себе, не имеющие близких, друзей;
  • средний (второй) уровень характерен для большинства современных людей - чужие чувства и эмоции не имеют никакого значения в жизни, можно проявить сопереживание, что является основой эмпатии, но свое собственное Я для таких личностей всегда остается на первом плане; для этих людей главное - действие, а не чувства;
  • высокий (третий) уровень, достаточно редкий - люди с такой способностью к восприятию чужих чувств и эмоций часто не могут идентифицировать свое собственное состояние. Они откликаются на любую просьбу, не задумываясь о последствиях для себя.

Также отдельной группой можно выделить профессиональных эмпатов - тех, кто научился чувствовать чужие переживания и управлять ими по своим потребностям.

Как определить эмпата?

Как говорят профессиональные психологи, чем выше уровень духовно-интеллектуального развития, тем выше у человека развита способность к эмпатии. Определить черты эмпата несложно, если выделить основные моменты, характерные для такого состояния:

  • понимание чувств и состояний других на уровне интуиции;
  • способность переживать эмоции собеседника;
  • роль "другого" дается очень легко;
  • способность принимать чужую точку зрения на события без доказательств и дискуссий;
  • умение видеть все происходящее "не со своей колокольни".

Разная степень выраженности черт, характерных для эмпата, является основой разных к эмпатии у личности.

Хорошо или плохо быть эмпатом?

Способность чувствовать чужие переживания свойственна всем людям в той или иной степени интенсивности. Кто-то ярко реагирует на происходящее вокруг, кто-то закрыт в раковине своих эмоций. Каковы эмпаты в отношениях? Хорошо ли быть чувствительным и хорошо ли общаться с эмпатом? Здесь нет однозначного ответа.

Единственное, что однозначно говорят ученые, высокий уровень чувствительности к чужим эмоциям может стать причиной психических расстройств и фобий. Полное отсутствие способности к эмпатии делает человека изгоем, отшельником, неспособным находить тех, кто захочет получить хоть капельку его внимания. Так что правило золотой середины в эмпатии очень важно.

Личное тестирование

Эмпатия проявляется с самого раннего детства, абсолютное большинство малышей соотносят себя со своими близкими, в первую очередь родителями или теми, кто занимается воспитанием ребенка. Но способность к прочувствованию чужих переживаний со временем может угаснуть. Для человека, осознанно решающего для себя вопрос об эмпатии, разработано несколько проверочных методик. Популярный тест на эмпатию называется "Шкала эмоционального отклика". Состоит такая самопроверка из 25 вопросов, на каждый из которых следует дать один из 4 вариантов ответов:

  • всегда;
  • часто;
  • редко;
  • никогда.

Эта методика разработана американским психологом Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и уже полстолетия активно используется в самопознании.

Таких личностных проверок немало, и получить ответ на вопрос "эмпат ли я" тест поможет не один. Например, опросник Бойко также позволяет выявить уровень личной эмпатии, но его считают более простым - ответы "да" и "нет" на 36 вопросов, разработанных психологом, позволяют определить уровень эмпатической предрасположенности.

Несколько упражнений на развитие эмпатии

Взрослые люди осознанно ставят перед собой задачи и ищут пути их решения. Для некоторых способность к эмпатии становится тем шагом, который даст возможность лучше понимать окружающих. Для этого необходимо сначала пройти тест на эмпатию, чтобы выявить уровень собственной способности чувствовать чужие переживания, а затем заняться самообучением на развитие эмпатии. Эти несложные методики, которые разработаны психологами, позволят научиться более тонко чувствовать окружающих людей, служить им опорой для психологического комфорта, уметь предчувствовать конфликты и вовремя "гасить" их.

  1. Умение слушать и слышать собеседника позволит лучше понимать партнера в разговоре.
  2. Желание понять окружающих - о чем думают, чем занимаются в жизни, где живут.
  3. Разговоры с незнакомыми людьми в транспорте хоть и послужат признаком любопытства, но позволят научиться тоньше чувствовать других людей.
  4. Умение примерять на себя роль другого человека, находящегося в тяжелой ситуации: какие бы шаги нужно было предпринять, чтобы получить наилучшее решение задачи; можно использовать героев какого-либо психологического фильма-драмы.
  5. Самоопределение в чувствах и эмоциях - основа эмпатии золотой средины.
  6. Развитие - "произошло то-то и то-то, это вызвало во мне такие-то и такие-то чувства".

Такие самозанятия дополняются упражнениями с партнером или в группе. Детская забава "Мартышка и зеркало" - это вполне себе взрослый тренинг на развитие эмпатии. Еще одно простое, но эффективное упражнение - "Телефон": нужно мимикой и жестами рассказать о каком-то событии так, чтобы партнеры по занятию поняли, что же произошло и какие чувства это вызвало у рассказчика.

Мне это не нужно!

Способность сопереживать - одна из основных составляющих эмпатии. Но для многих людей такая чувствительность становится обузой, появляется стремление убрать острую чувствительность к чужим переживаниям из своего характера. Как это сделать? Посвящать себе больше времени, найти новое увлечение, занятие, которое сможет увлечь, занимая много времени. Но следует помнить, что полное отторжение способности сопереживать и сочувствовать станет путем одиночества, непонимания окружающими. Нужно уметь находить золотую середину - человеческого внимания и собственных переживаний.

Эзотерика и эмпатия

Искусство и эзотерика отвечают на вопрос "Кто такой эмпат?" несколько по-своему. В этих сферах эмпатом называют человека, обладающего способностью на уровне экстрасенсорики погружаться в эмоциональный фон других людей. Часто такую черту описывают в книгах и фильмах. Практикующие экстрасенсы также используют способности эмпата для работы с параллелями реальности. Наукой проводились исследования "умений" погружаться в эмоциональный мир других людей для получения какой-либо информации, но каких-то подтверждений им дано не было. Поэтому об эмпатии как части эзотерических способностей можно говорить условно.

Умение сочувствовать и сопереживать, откликаться на переживания живых существ - отличительная черта человека. Поэтому вопрос о том, кто такой эмпат, имеет очень широкий диапазон ответов, ведь каждый из людей ищет того, кто сможет его понять, ответить на чувства. А способность к эмпатии становится основой взаимоотношений.

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия