Что обозначают сигналы светофора для детей. Детские стихи про светофор. Светофоры с дополнительной секцией

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Первое, что приходит на ум при упоминании красного цвета, - опасность. Однако главная причина, по которой именно красный был выбран для запрета движения, - это видимость с большего расстояния. Согласно закону Рэлея, открытому в 1871 году, чем больше длина волны, тем меньше рассеивается свет. Из всех доступных человеческому глазу (не считая пурпурного) цветов именно у красного длина волны максимальна и составляет 620–740 нанометров.

Несмотря на то что рэлеевское рассеяние было открыто позже, чем появился первый светофор, выбор красного цвета для запрещающего сигнала был основан на опыте, полученном на железной дороге, ведь изобретатель первого в мире автоматического регулировщика движения Джон Пик Найт был железнодорожным инженером.

А вот прослужил первый светофор недолго: уже 2 января 1869 года газ в фонаре взорвался, серьезно ранив управлявшего им полицейского. Из-за этого происшествия светофоры в Британии были запрещены и вновь появились на улицах Лондона спустя 60 лет.

Желтый

Патент на изобретение Гаррета Моргана.

Согласно тому же закону Рэлея, желтому цвету принадлежит «серебро» в соревновании за лучшую видимость - длина его волны составляет 570–590 нанометров. Оранжевый цвет видно еще лучше, поэтому в современных светофорах желтый цвет нередко имеет оранжевый оттенок.

Первый трехцветный светофор был запатентован Гарретом Морганом в 1923 году, который затем продал патент компании General Electriс за $ 40 000. По легенде, он стал свидетелем аварии, произошедшей на углу улицы, и решил, что водителям не достает времени, чтобы остановиться перед тем, как загорится красный свет, следовательно, нужно было придумать третий, предупреждающий сигнал. Так у светофора появился желтый цвет.

Кстати говоря, до 90-х годов прошлого века в некоторых странах желтый сигнал светофора использовался вместо красного. Дело в том, что в темное время суток в плохо освещенной местности красный свет был плохо заметен водителям. Однако после изобретения светодиодных светофоров красный цвет был «реанимирован» и желтый снова стал использоваться только как сигнал предупреждения.

Зеленый

Длина волны зеленого цвета равна 495–570 нанометрам, что меньше, чем у красного и зеленого. Следовательно, его видно хуже, чем красный и желтый, но лучше, чем другие основные цвета, доступные нашему восприятию.

Интересно, что прообразом трехцветных автомобильных светофоров тоже стали железнодорожные . Однако «трио» цветов было несколько иным. Красный цвет обозначал сигнал остановки, зеленый - готовность, а белый разрешал движение. Но машинистам было сложно отличить белый цвет от света фонарей или звезд, что приводило к многочисленным авариям. Поэтому от белого цвета было решено отказаться и железнодорожный светофор стал двухцветным: красный запрещал движение, а зеленый - разрешал.

Кстати, в некоторых светофорах в Японии вместо зеленого используется синий цвет - и все из-за того, что в японском языке в течение долгого времени один и тот же иероглиф использовался для обозначения и зеленого и синего цвета.

На сегодняшний день очень сложно представить себе ПДД без главного инструмента упорядочивания движения, коим является светофор. Он предназначен для регулировки и облегчения как автомобильного, так и пешеходного движения. Различают разные сигналы светофора, в зависимости от их функций. Хотя они и похожи между собой, но имеют определённые нюансы, которые необходимо запомнить.

Светофор: определение

Светофором называется оптическое сигнализирующее устройство, которое предназначено для регулирования движения автомобилей, велосипедов и других транспортных средств, а также пешеходов. Применяется во всех мировых государствах без исключения.

Интересно! Ранее в Японии не было зелёного света в светофорах. Его заменял синий. Но учёные доказали, что зелёный более приемлем для человеческих глаз.

Виды светофоров

Самыми распространёнными являются трёхцветные светофоры с круглыми сигналами: красным, жёлтым и зелёным. ПДД некоторых стран предполагают использование оранжевых сигналов светофора вместо жёлтых. Сигналы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. Если не предусмотрены другие специальные светофоры или дополнительные секции, тогда они регулируют движение всех видов транспорта, а также пешеходов. Далее мы рассмотрим различные виды светофоров, от повседневно встречающихся до специальных.

Классический трёхсекционный светофор

Такой светофор имеет, как правило, три цвета, расположенных по порядку: красный, жёлтый, зелёный – сверху вниз или слева направо. Такие светофоры устанавливаются на перекрёстках. Они предназначены для одновременного пропуска всех видов транспорта по всем направлениям, разрешенным ПДД. Также их устанавливают на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрёстками. Допускается устанавливать такой светофор и на железнодорожном переезде в населённых пунктах, на пересечении дороги с трамвайными путями, перед велосипедной дорожкой и проезжей частью. Также их можно увидеть там, где происходит сужение проезжей части для пропуска встречного транспорта попеременно.


Интересный факт! Первый трёхсекционный светофор был установлен в Детройте в 1920 году.

Двухсекционный

Светофоры с двумя секциями применяются для регулирования потока движения на территориях индустриальных предприятий и организаций, а также на время сужения проезжей части для организации однополосного реверсивного транспортного потока.

Светофор односекционный с желтым светом

Такой одноцветный светофор встречается на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.

Светофоры с дополнительной секцией

Светофоры могут оборудоваться и дополнительными секционными отделами со стрелками или контурами стрелок. Они регулируют движение дорожного потока в том или ином направлении. Работают такие светофоры, согласно ПДД, следующим образом: контуры стрелок на всех сигналах обычного трёхцветного светофора означают, что его действие распространяется только в одном указанном направлении.


Дополнительная секция светофора с зелёной стрелкой на чёрном фоне по ПДД разрешает проезд, но не предоставляет преимуществ во время разъезда. Порой можно встретить всегда горящий зелёный сигнал, который выполнен в виде таблички со сплошной зелёной стрелкой. Это означает по ПДД, что поворот разрешён, невзирая на запрещающие сигналы светофора.

Такие светофоры устанавливаются в тех местах, где необходима организация бесконфликтного транспортного движения на перекрёстках. Если на одном из таких светофоров загорается зелёный свет, то, пересекая перекрёсток, можно не уступать дорогу. Чтобы не возникало аварийных ситуаций, над каждой полосой размещаются персональные светофоры, которые показывают направление движения, которое разрешено с конкретной полосы.


Реверсивные светофоры

Чтобы регулировать движение по полосам проезжей части, применяются реверсивные светофоры. Это специальные регуляторы контроля полос. На таких светофорах могут быть размещены от двух до трёх сигналов: красный сигнал в виде буквы «Х» запрещает движение по конкретной полосе. Стрелка зелёного цвета, которая направлена вниз, наоборот, разрешает движение. Диагональная стрелка жёлтого цвета сигнализирует о том, что режим движения по полосе изменён, и показывает, в каком направлении нужно с неё съехать.


Светофоры для регулирования движения через пешеходный переезд

Обычно такие светофоры имеют лишь два вида сигналов: первый – разрешает, второй – запрещает. Как правило, им соответствуют зелёный и красный цвета. Сами сигналы могут быть разной формы. Зачастую они изображаются в виде стилизованного силуэта человека: стоящего красного и идущего зелёного. Например, в Америке запрещающий сигнал выполняется в виде красной поднятой ладони, означающей «стоп». Порой используются надписи: красная «stop» и зелёная «walk». В других странах, соответственно, на других языках.

На магистралях с оживлённым движением устанавливаются светофоры с автоматическим переключением. Но бывают случаи, когда можно переключать светофор по нажатию специальной кнопки, что позволяет переходить дорогу в течение определённого времени. Современные светофоры для удобства оснащаются цифровым табло обратного отсчёта времени. Для невидящих людей в светофоры монтируют звуковые устройства.

Для регулирования движения трамваев

Светофор для трамвая, как правило, ставится перед участками с ограниченным обзором, длительными подъёмами и спусками, при трамвайном депо и перед стрелками. Сигналы светофора для трамвая бывают двух видов: зелёного и красного. Они устанавливаются либо справа от путей, либо вешаются по центру над контактным проводом. В основном такие светофоры оповещают водителей трамваев о том, занят ли путь далее или нет. Они не регулируют движения других транспортных средств и являются сугубо индивидуальными. Их работа выстроена автоматически.


Сигналы светофоров: правила проезда

Круглые световые сигналы означают следующее: статичный зелёный сигнал разрешает движение транспортных средств или пешеходов, а мигание зелёного сигнала светофора означает, что вскоре загорится запрещающий сигнал, но пока движение разрешено.

Интересный факт! Жители больших городов в целом тратят около полугода жизни на ожидание разрешающего сигнала светофора.

Что означает жёлтый сигнал светофора? Он предупреждает о том, что запрещающий сигнал заменится разрешающим или наоборот, и на время своего действия запрещает движение. Мигание желтого сигнала светофора означает, что участок дороги, на котором находится этот светофор, не регулируется. Если же он расположен на перекрёстке и работает в таком режиме, то перекрёсток является нерегулируемым. Водители руководствуются теми статьями ПДД, в которых оговаривается проезд нерегулируемых перекрёстков. Статичный и мигающий красный сигнал запрещает движение в любом направлении.

Горящие одновременно красный и жёлтый сигналы светофора гласят о том, что далее двигаться запрещено, и скоро загорится зелёный свет. Бело-лунный сигнал светофора информирует о том, что сигнализация исправна, и можно продолжать движение. Такие светофоры устанавливаются на трамвайных и железнодорожных путях.


Сигналы светофоров, которые имеют вид стрелок, означают следующее: красные, жёлтые и зелёные стрелки означают то же самое, что и круглые сигналы, только действуют в определённом направлении. Стрелка, которая указывает налево, разрешает и разворот, если это не запрещает соответствующий следующий по приоритету дорожный знак.

Аналогичное значение имеет и зелёная стрелка дополнительной секции. Если этот сигнал выключен, или горит красный контур, значит, движение в данном направлении запрещено. Если основной зелёный сигнал имеет чёрную контурную стрелку, то это означает, что есть другие направления движения, кроме тех, которые указывает дополнительная секция.

Что главнее: знак, светофор или разметка?

Правила дорожного движения подразумевают следующий приоритет: главный – регулировщик, затем – светофор, далее знак и потом уже разметка. Сигналы регулировщика приоритетнее сигналов светофора и требований дорожных знаков. Они обязательны для исполнения. Все сигналы светофора, кроме мигающего жёлтого, значимее дорожных знаков. Все участники дорожного движения обязаны выполнять указания регулировщика даже в том случае, если они противоречат светофору, знакам и разметке.

В столице Германии есть светофор с тринадцатью сигналами. В его показаниях сразу разобраться не так уж и просто.

Каждый житель даже самого маленького города с детства помнит уроки по ПДД, касающиеся правил перехода через дорогу. Человеку свойственно расти, и многие постепенно из пешеходов превращаются в водителей. Чтобы правильно ездить по дороге нужно понимать не только дорожные знаки и разметку, но и сигналы светофора.

Сигналы светофора на перекрестке

Наиболее известны трехцветные светофоры, состоящие из следующего набора цветов:

  • Красный сигнал светофора . В стабильно горящем состоянии проезд на красный сигнал светофора запрещается движение по дороге, на которой установлен светофор. Мигающий красный свет также запрещает передвижение, но и извещает о скором переключении сигналов . Такой тип сигнала чаще всего используется на железнодорожном переезде, а на обычных дорогах данная цель достигается путем включения одновременно красного и желтого сигналов.
  • Желтый сигнал светофора . В стабильно горящем состоянии запрещает движение во всех случаях, кроме ситуации, когда водитель пересекает дорожную полосу, но не успевает затормозить свое ТС перед разметкой. В этой ситуации необходимо, по возможности, покинуть зону перекрестка. Желтый мигающий сигнал светофора допускает движение, а также извещает о нерегулируемом перекрестке и пешеходном наземном переходе .
  • Что означает зеленый сигнал светофора . В стабильно горящем состоянии разрешает движение по дорожной полосе. Зеленый мигающий сигнал светофоратоже позволяет двигаться, но еще предупреждает об истечении времени горения .

Также на многих дорогах встречаются возможные дополнения к светофору. В последнее время распространена установка таймеров, указывающих время работы разрешающего сигнала. Дополнительно могут присутствовать стрелки, которые монтируются на уровне зеленого фонаря либо с одной стороны, либо с обеих сторон.

Что означают сигналы светофора

Правила движения при различных сигналах светофоров со стрелками можно охарактеризовать следующим образом:

Светофор с двумя стрелками Трамвайный светофор Безрельсовое ТС
Однополосное движение Двухполосное движение Трехполосное движение
Только центральный зеленый сигнал светофора Движение только вперед Движение только вперед Движение только вперед Движение только вперед
Центральный зеленый сигнал светофора + правая стрелка Движение вперед + направо Движение вперед + направо Движение вперед для всех, движение направо только для крайней правой полосы
Центральный зеленый сигнал + левая стрелка Движение вперед + налево Движение вперед + налево + разворот Движение вперед для всех, движение налево или разворот только для левой крайней полосы
Центральный зеленый сигнал + обе стрелки Движение разрешено во все стороны Движение вперед + повороты + разворот Движение вперед для всех, повороты для крайних полос по правилам, разворот только для крайней левой полосы
Красный сигнал светофора + правая стрелка Движение только направо Движение только направо Движение только направо и только для правой полосы. Для остальных полос движение запрещено.
Красный сигнал светофора + левая стрелка Движение только налево Движение только налево либо разворот Движение только для левой полосы: поворот или разворот. Остальные полосы стоят.
Красный сигнал + обе стрелки Движение вперед запрещено, повороты разрешены Движение вперед запрещено, повороты и разворот разрешены Движение вперед запрещено, повороты в обе стороны и разворот с крайней левой полосы разрешены Движение вперед запрещено, повороты в обе стороны разрешены только с крайних полос, разворот разрешен только с крайней левой полосы
Только красный сигнал Проезд запрещен Проезд запрещен Проезд запрещен Проезд запрещен

Для комплекта из стандартного светофора и одной стрелки требования менее строгие.


Таким образом, возьмем в качестве примера трехполосную дорогу
. Если горит зеленый сигнал светофора со стрелкой направо, то для центральной и правой полосы будут действовать правила, указанные в таблице. В то же время для левой полосы действуют стандартные указания ПДД. Запрещающий сигнал подчиняется таким же ограничениям. В дневное время такое дополнение к светофору хорошо видно, но не всегда его можно разглядеть ночью. По этой причине на центральный сигнал наклеиваются черные контуры стрелок, обозначающие действие для конкретной полосы дороги. Если на самом зеленом фонаре отсутствует такое схематическое изображение, сигнал действителен для всех участников движения вне зависимости от их расположения на дороге. Существуют также светофоры, в которых вместо обычного круглого дорожного сигнала указаны стрелки. В таком случае регулирование движения происходит только для тех направлений, на которые указывают стрелки.

В ночное время большинство светофоров отключается, и они входят в режим желтого мигающего света. В таком случае перекресток считается нерегулируемым и должен проезжаться по соответствующим требованиям ПДД.

Сигнал пешеходного светофора и велосипедного перехода

На светофорах для указанных участников движения присутствуют только 2 секции. Для пешеходов изображается человек, а для велосипедистов нарисован их двухколесный транспорт . В районе пешеходных переходов светофоры все чаще оснащаются таймером, указывающим время ожидания и время, отведенное на переход. Дополнительно для глухих может быть установлен динамик, объявляющий разрешенное направление перехода, а также его начало и окончание.

В отдельных случаях, при наличии велосипедных дорожек могут использоваться уменьшенные аналоги дорожных трехсекционных светофоров, под которыми закрепляется белая табличка со знаком велосипеда.

Реверсивные сигналы светофора

Эти сигналы используются на одноименных дорогах, когда на некоторых полосах движение может осуществляться как в одну, так и в другую сторону. Направление проезда по той или иной полосе реверсивной дороги определяется степенью загруженности для каждой стороны. Используются следующие виды сигналов:

  • красный крест в форме буквы «Х» — запрещает движение по конкретной полосе реверсивной дороги;
  • желтая стрелка, указывающая направо - предписывает водителю перестроиться на полосу движения, расположенную рядом по правой стороне;
  • зеленая стрелка прямо - разрешает движение по данной полосе.

Такие типы дорог не получили большого распространения в РФ, поэтому мало кто из водителей знаком с подобной организацией движения.

Значение сигналов светофора для рельсового транспорта

Сигналы светофора для трамваев

Для трамваев используется белый четырехячейный светофор, выполненный в форме символа «Т». Движение для них позволено исключительно при включенном нижнем сигнале, а верхние ячейки указывают возможные направления движения.

Железнодорожный светофор также зачастую имеет в своем арсенале белую лампу, которая регулирует движение через переезд:

Сигналы светофора на железнодорожном переезде на ж/д могут быть также оба красного цвета и мигать попеременно. В этом случае проезд строго запрещен. Движение разрешается только при выключении обеих ламп.

Штраф за несоблюдение сигналов светофора

За нарушение указаний электронного регулировщика предписываются следующие штрафные санкции:

  • штраф за красный сигнал светофора - не менее 1000 р, при повторном проезде на запрещающий сигнал светофора не менее 5000 рублей либо лишение ВУ на срок 4-6 месяцев, статья 12.12 КоАП РФ;
  • штраф за проезд на желтый сигнал светофора — за первое нарушение грозит 1000 рублей, при повторном нарушении размер штрафа составит 5000 рублей или лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев;
  • несоблюдение стоп-линии перед перекрестком - не менее 800 р.
  • при выезде на полосу реверсивного движения при выключенном светофоре - не менее 5 000 р, поскольку из-за работающего с другой стороны светофора движение может быть расценено как выезд на встречную полосу;
  • при несоблюдении перестроения на реверсивной дороге - не менее 500 рублей по статье 12.15 КоАП.

Соблюдение предписаний светофоров позволяет регулировать дорожное движение таким образом, чтобы участники движения находились в более безопасных и удобных условиях. Поэтому, чтобы не повышать для себя и других вероятность попадания в ДТП, следует быть внимательным на дорогах. Это поможет сохранить в целости не только свой бюджет, но и жизнь.

Видео: Что означают сигналы светофора и регулировщика и правила проезда перекрестка.

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»

Конспект занятия

на тему : «Светофор и его сигналы»

Объединение «Умная дорога»

( для обучающихся второго года обучения 7-9 лет)

Материал подготовила:

Педагог дополнительного образования

Каржевина Марина Павловна

г. Петропавловск- Камчатский

2014г.

Тема. Светофор и его сигналы.

Цель: Расширить знание детей о видах и светофора и его сигналов, учить их быть внимательными при переходе улицы.

Задачи:

    Формирование знаний о дороге, правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу со светофором и без него.

    Развитие способности ориентировки на улице, различение формы, цвета, понимание необходимости порядка на улице и дороге. Обогащение словарного запаса.

    Воспитание уважения к правилам дорожного движения при переходе проезжей части.

Оборудование: таблицы, плакаты, учебное пособие, детские словарики, раздаточный материал.

Методы и средства обучения :

словесные - объяснение, рассказ, опрос.

наглядные - показ плакатов, иллюстрированных пособий видеопродукции, зарисовок на доске;

практические - выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации.

Формы работы

Формы работы : индивидуальная, в парах, коллективная.

План занятия:

    минут

1. Организационный момент (фронтальный опрос по понятиям) – 5 мин.

2. - 5 мин.

Теоретическая часть (путешествие в историю ) «Светофор и его сигналы» - 10 мин.

3. « Викторина с мячом » - 20 мин.

4. Физкульт минутка – 5 мин.

10 минут

Перерыв

    минут

5. Практическая часть: Карандашное задание - 15 мин.

6. Вопросы для закрепления- 5 мин.

7. Игра «Огни светофора» - 20 мин.

8. - 5 мин.

Ход проведения

    Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас на занятие. Я вижу у вас замечательное настроение , которое нам сегодня понадобиться.

В начале занятия давайте вспомним с вами кто такие «Пешеход», «Пассажир», «Водитель (дети открывают словарики.)

Ответы детей: «Пешеход», «Пассажир», «Водитель» - это участники дорожного движения.

Педагог: Правильно!» На какие части делится дорога?

Ответы детей: Дорога делится на проезжую часть, по которой едут автомобили и тротуар по которому ходят пешеходы.

Педагог: Молодцы! Все верно.

    Сообщение темы и цели занятия.

Педагог:

Сегодня мы продолжим занятия по правилам дорожного движения. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны разгадать загадки, а потом угадать все слово. (Буквы в слове по горизонтали открываются по мере отгадывания загадок.) Итак, слушаем вопросы.

1.Звук, издаваемый машиной для привлечения внимания пешеходов и водителей.

Ответы детей:

- Сигнал

Педагог:

2.Человек, управляющий каким- либо транспортным средством.

Ответы детей:

- Водитель.

Педагог:

3.(Эту букву пока пропускаем, вернемся к ней позднее, когда отгадаем всё слово.)

Педагог:

4.Резкая остановка транспорта.

Ответы детей:

- Тормоза.

Педагог:

5.Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.

Ответы детей:

- Остановка.

Педагог:

6.Фонарь на автомобиле.

Ответы детей:

- Фары.

Педагог:

7.Этот знак запрета круглый с красным ободком: две машины рядом мчатся, запрещает он…..

Ответы детей:

-Обгон.

Педагог:

8.Штурвал автомобиля.

Ответы детей:

Руль.

Педагог:

Какое слово получилось по горизонтали?

Ответы детей: СВЕТОФОР

Педагог:

Какая безударная гласная пропущена в слове «светофор»?

Ответы детей : «Е»

Педагог:

Как проверить эту гласную?

Ответы детей:

- От слова- СВЕТ

Педагог:

Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия «Светофор и его сигналы».

Педагог:

А где вы видели светофор?

Ответы детей:

- На дороге, у пешеходного перехода.

Педагог: 3наешь ли ты, что:

Первый светофор появился в Лондоне более ста лет назад. Он стоял в центре города на столбе высотой 6 метров, имел два цвета: красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью веревки.

Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он был в форме круга из трех равных частей: красной, желтой и зеленой. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Потом появились электрические светофоры. Первый пешеходный светофор появился в Ленинграде в 1937 году. В переводе с греческого «светофор» означает «носитель света» - он регулирует движение с помощью красного, желтого и зеленого световых сигналов.

Педагог:

Что такое светофор? (идет объяснение.)

Светофор – техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов; друг и помощник водителей и пешеходов. Он разрешает или запрещает ехать или идти. Все обязаны подчиняться его сигналам.

Педагог:

Зачем он нужен?

Ответы детей:

- Чтобы избежать несчастных случаев и правильно организовать движение транспорта и пешеходов.

Педагог:

Сколько у него сигналов?

Ответы детей: Три сигнала: красный, желтый, зеленый.

Педагог:

Какие бывают светофоры?

Ответы детей:

Светофоры бывают транспортные и пешеходные.

Педагог: ( идет объяснение.)

На перекрестках, пешеходных переходах могут быть двухсекционные пешеходные светофоры. В них используется два цвета. Светофор для пешеходов с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал.) Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части дороги. Светофор подает световые и (или) звуковые сигналы, комплектуются таймерами, и регулирует движение на дороге. Транспортный светофор может быть трехсекционным и иметь дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающие направления движения транспортных средств. В транспортных светофорах используются три цвета.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно

Далее педагог объясняет, почему красный сигнал запрещающий. Красный свет - всегда сигнал опасности, и не только в светофоре. Красные лампочки загораются: в местах, где ремонтируют дороги; позади машины, которая тормозит; на железнодорожном переезде с приближением поезда; в опасных местах устанавливают красные флажки или ленточки; красной каймой обведены «Предупреждающие» и «Запрещающие» сигналы. Красный свет далеко виден водителям и пешеходам.

Педагог:

Какие машины-помощницы человека окрашены в красный цвет?

Ответы детей:

Пожарная машина.

Педагог:

Желтый свет предупрежденье,

Жди сигнала для движения,

Какие машины-помощницы человека окрашены в желтый цвет?

Ответы детей:

Машины МЧС, могут быть и транспортные средства общего пользования - маршрутное такси.

Педагог:

А зеленый говорит

Проходите, путь открыт «ВЫЗОВ» ЗЕЛЕНОГО СИГНАЛА

Что скоро светофоры станут удобными и для пешеходов, и для водителей. Пешеходы смогут «вызывать» зеленый сигнал в любое время. А водителям не придется останавливаться на «красный», который обычно загорается, даже когда нет переходящих дорогу пешеходов, для этого светофоры оборудуют кнопкой вызова зеленого сигнала.

Подошел к проезжей части, нажал на зеленую кнопку на столбике - и дорога тебе открыта, пожалуйста, можешь переходить дорогу.

Ход игры.

Педагог кидает учащемуся мяч и задает вопрос. Учащийся отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.

Педагог:

-Что надо делать, если загорелся желтый свет, а вы дошли только до середины улицы?

Ответы детей :

Стоять и дождаться, когда загорится зеленый сигнал светофора.

Педагог:

Кому даёт команды пешеходный светофор?

Ответы детей:

Пешеходам.

Педагог:

Когда надо начинать переходить улицу?

Ответы детей:

Когда загорится зеленый свет.

Педагог:

Сколько сигналов у светофора?

Ответы детей:

Три для транспортных средств, два для пешеходов.

Педагог:

Что означает красный сигнал?

Ответы детей:

Стоять.

Педагог:

Каким машинам надо уступать дорогу даже тогда, когда для пешеходов горит зеленый свет?

Ответы детей:

«Скорой помощи», «Пожарной машине» и «Полиции».

Педагог:

Назови игры, которые становятся очень опасными, если играть в них на улице, а не во дворе?

Ответы детей:

Игры с мячом вблизи проезжей части дороги.

Педагог:

Как называется пересечение дорог?

Ответы детей:

Перекресток.

Педагог:

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Ответы детей:

Посмотреть, какой сигнал горит на светофоре.

Педагог:

Итак, в процессе игры с мячом мы изучили светофор и его сигналы. А теперь вопросы для закрепления.

Какие бывают светофоры?

Ответы детей:

Светофор для пешеходов и для водителей.

Педагог:

Как они выглядят?

Ответы детей:

Светофор для пешеходов состоит из двух секций, красный - стой, зеленый - иди.

Транспортный светофор состоит из трех секций красный - стой, желтый - жди, зеленый - иди.

    Педагог:

Молодцы! Вы дали правильные ответы и немного устали. Пришло время отдохнуть. Предлагаю физкультминутку.

РАЗ - подняться, потянуться,

ДВА - согнуться, разогнуться,

ТРИ - в ладоши три хлопка,

НА ЧЕТЫРЕ - руки шире,

ПЯТЬ - руками помахать,

и на место тихо встать.

Объявляем перерыв.

    Педагог:

Отдохнули. Набрались сил. Приступаем к практической части нашего занятия.

(Дети выполняют задание в тетради по ПДД).

Задание №1. Закрась светофоры в зависимости от ситуации.

Задание № 2. Закрасить секции пешеходного светофора в соответствии с приведенной на рисунке схемой, а рядом самостоятельно нарисуй пешеходный светофор.


Красный свет горит «стой», а зеленый – «иди».

(После того как задание было выполнено педагог задает вопрос детям).

    Вопросы для закрепления.

Педагог: Что мы узнали?

Ответы детей: Движением пешеходов и машин управляют транспортный и пешеходный светофоры. Сигналы двухсекционного пешеходного светофора - только для пешеходов. Бывают светофоры с вызывным устройством (зеленого сигнала).

Педагог: Молодцы! Правильно.

Запомните очень простые правила, предлагаю вам эти правила закрепить на практике. (Для сценки подготовьте небольшое оформление зала. Сделайте бордюры, обозначьте проезжую часть пешеходным переходом устанавливается электронный макет светофора, вызываются несколько воспитанников, чтобы продемонстрировать эти правила на практике, все остальные смотрят и запоминают).

Педагог: (называет Правила дорожного движения).

1. Переходи дорогу на зеленый сигнал!

(воспитанник смотрит на макет светофора, загорается зеленый сигнал, переходит дорогу, все остальные за ним наблюдают).

Педагог: Молодец!

2 . Переходи дорогу по пешеходному переходу («зебре»)!

(на полу лежит нарисованная зебра, воспитанники по очереди переходят дорогу)

Педагог: Вы все правильно сделали, дорогу нужно переходить строго по пешеходному переходу («зебре»).

3.Прежде чем переходить дорогу, посмотри в обе стороны!

(следующий воспитанник останавливается перед «зеброй», смотрит в обе стороны, затем переходит дорогу).

Педагог: Молодец! Не забыл, что надо посмотреть в обе стороны.

4.Переходи дорогу только со взрослыми за руки!

(педагог берет воспитанника за руку и переходит с ним дорогу).

    Педагог: Молодцы, правила вижу, вы усвоили, предлагаю игру «Огни

светофора». В этой игре все дети - пешеходы. Регулировщик (педагог) показывает на «светофоре»

Желтый сигнал - все дети выстраиваются и готовятся к движению. Когда зажигается Зеленый сигнал - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу.

При красном сигнале все замирают на месте.

Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Педагог: Молодцы! М не понравилось , как вы играли, были внимательными и активными , четко выполняли команды регулировщика (педагога).

Педагог подводит итог и вместе с детьми читает стихотворение «Огни светофора».

На светофоре - красный свет!

Опасен путь - прохода нет!

А если желтый свет горит -

Он «приготовься» говорит.

Зеленый вспыхнул впереди -

Свободен путь - переходи.

    Педагог: Домашнее задание (творческое)

1. Нарисовать трехсекционный (транспортный) и двухсекционный (пешеходный) светофоры, раскрасить их сигналы.

2. Расскажите (или зачитайте) свою сказку о поведении пешеходов и водителей машин на перекрестке.

Пример:

Когда я был маленьким, мы с папой ходили гулять. На дороге я увидел много машин и большой фонарь с тремя разноцветными лампочками. Я спросил у папы:

- Что это?

Папа ответил:

- Светофор. И объяснил мне, какой цвет что обозначает. Красный цвет - стой, идти нельзя. Желтый цвет говорит: скоро загорится зеленый свет, и можно будет идти. Зеленый - путь открыт, можно идти.

Вот так я узнал, что такое светофор. И когда я перехожу дорогу, смотрю на светофор.

Педагог:

Мне понравилось, как вы работали замечательно рисовали, давала правильные ответы,

были активными участниками и т.д. Наше занятие закончилось. Всем до свидания.

С хорошим настроением жду вас на наши занятия по ПДД.

Список литературы: Для педагогов:

1.Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД; перспективное планирование по профилактике ДДТТ; работа с родителями - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: метод. пособие / [В.Я. Сюньков, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова, М.В. Маслов; под ред. П.В. Ижевского]. - М.:Просвещение, 2009.

3.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2009.

4.Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под редакцией А.Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2008.

5.Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2011

6. Мой друг светофорик: 2 класс: учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008.

Для обучающихся:

Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса. -М.: Просвещение, 1979.

Мой друг светофорик: 2 класс: учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008

Мой друг светофорик: 2 класс: рабочая тетрадь / под. ред. Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2005.

Разделы: Внеклассная работа

Данное занятие подготовлено для первоклассников в рамках всеобуча по безопасности дорожного движения. Занятия всеобуча проводятся по дополнительной образовательной программе “Грамотный пешеход” один раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Тема: “Светофор – наш лучший друг”.

Цель: Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах через знакомство со светофором и регулировщиком.

– познакомить детей с понятиями “светофор”, “регулировщик”; научить правильно переходить улицу по сигналам светофора, сопоставлять сигналы светофора и регулировщика;

– развивать внимательность, наблюдательность, совершенствовать навыки безопасного поведения участников дорожного движения;

– воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, дисциплинированность, ответственность за свои поступки.

Возраст детей: 7-8 лет.

Новые слова: светофор, регулировщик, жезл.

Оборудование: ребус “Светофор”; макеты первых светофоров; магнитный настольный стенд, магнитные фигурки пешеходов, регулировщика, зданий, транспорта, светофоров; настенный магнитный стенд с видами светофоров, плакат “Что означают цвета светофора?”, модель жезла регулировщика, цветные карандаши, листы с изображением контуров светофоров.

Ход учебного занятия

Введение в тему занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнём с разгадывания ребуса.

Дети разгадывают ребус “Светофор”

Учитель: Правильно, светофор. А загадку сможете отгадать?

– Стоит Ермошка
На одной ножке,
Глазами моргает,
Пешеходов и транспорт
То останавливает,
То двигаться разрешает.
(Светофор)

Дети отгадывают загадку.

Беседа “Что такое светофор?”

Учитель: И это тоже светофор, верно! Что же означает слова “светофор”, Как вы думаете? (ответы детей). Светофор – это “носитель света”.

Для чего нужен светофор? (ответы детей). Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта.

Интересно, как же появились первые светофоры… Это произошло очень давно, тогда, когда не было ещё даже автомобилей. По улицам городов и дорогам ездили запряженные лошадьми повозки и кареты. И уже тогда случались аварии. Пешеходы ходили, где им вздумается, ведь и правил дорожного движения ещё не было!

Появилась необходимость навести на улицах и дорогах порядок, чтобы не было аварий, и жизнь пешеходов не подвергалась опасности. Вот тогда-то и придумали первый светофор. Был он очень простым (демонстрируется макет первого светофора), в виде диска с двумя цветами – красным и зелёным, и стрелкой. Управлял светофором человек, он просто передвигал стрелку с одного цвета на другой, и участники дорожного движения знали двигаться им или стоять на месте.

Но светофор с двумя цветами оказался не удобным, т.к. люди не успевали понять в какой момент им уже можно начинать движение. Часто возникала путаница. Тогда появился светофор с тремя цветами. Третий цвет – жёлтый, стал промежуточным, он обозначал – “приготовится к движению. Такой светофор стоял на “ножке”, то есть на стойке (демонстрация модели светофора и принципа его действия) . Чтобы он работал, также нужен был человек, который при помощи цепей поднимал диск то с красным, то с жёлтым, то с зелёным цветом.

Учитель: А теперь, ребята, мы познакомимся с современными светофорами. В наши дни светофоры электрические.

Светофоры бывают транспортные, велосипедные и пешеходные (показывает виды светофоров на стенде, объясняет их назначение). Обратите внимание, что у транспортного и велосипедного светофора три сигнала, а у пешеходного только два.

– Что изображено на велосипедном светофоре? На пешеходном? (ответы детей).

– Что делает человечек на красном сигнале светофора? А на зелёном? (ответы детей).

– О чем же нам говорит каждый цвет светофора?(ответы детей).

– Молодцы, вы знаете язык светофора! (демонстрируется плакат “Что означают цвета светофора?”, <рисунок 2>):

Учитель: Ребята, а давайте вместе подумаем, почему именно эти три цвета есть на светофоре? Ведь их, наверное, выбрали неслучайно…

Почему именно красный цвет говорит нам о том, что нужно стоять? (ответы детей).

Верно. Красный – цвет опасности. Что бывает красного цвета (кровь, боль, огонь…).

А зеленый что может обозначать? (ответы детей). Молодцы! Это цвет спокойствия. Зелёного цвета трава, листва, мы отдыхаем летом среди зелени на природе и чувствуем себя расслаблено, спокойно и безопасно.

Ну а желтый цвет что значит, как вам кажется? (ответы детей) . Жёлтый – цвет внимания, это сигнал, предупреждение. Приготовься! Внимание! Например, желтое, яркое солнышко. Оно может быть добрым, теплым, ласковым. Но если слишком долго быть под ярким солнцем, можно получить ожёг. Значит, нужно быть внимательным, быть наготове. Или одуванчики – ведь они очень яркие, сразу привлекают внимание в зелёной траве. Вот так и жёлтый цвет светофора, говорит нам “Внимание! Будьте готовы!”.

Игра “Красный, желтый, зелёный”

Учитель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Она поможет нам запомнить, что обозначают цвета светофора, и научиться действовать в соответствии с ними.

Я вам буду показывать карточки с цветами светофора, а вы выполнять упражнения:

– на красный цвет – делаем шаг назад,

– на желтый –приседаем,

– на зелёный – маршируем на месте.

Учитель: Иногда в особых ситуациях дорожным движением руководит не светофор, а человек в форме. Это инспектор ГИБДД – регулировщик.

Он делает движения руками, используя жезл. Эти сигналы соответствуют сигналам светофора. Посмотрите, как выглядит жезл регулировщика (демонстрируется модель жезла).

Вот стоит на мостовой,
Рослый, стройный постовой.
Крутит-вертит головой,
Всем прохожим говорит:
-Путь сейчас для вас открыт!
Все прошли? Теперь внимание!
Знак другой и путь закрыт!”

(учитель демонстрирует сигналы регулировщика, используя модель жезла.)

Решение практических задач (ситуаций)

Сейчас мы с вами подойдем к макету города и посмотрим, как работают светофор и регулировщик (объяснение и решение практических задач на настольном магнитном стенде).

Практическое задание “Раскрась светофор”

Учитель: Я раздам вам карточки с изображением трёх светофоров, < рисунок 3>. Вот только светофоры эти на раскрашены. Нужно раскрасить их так, чтобы на первом горел красный цвет, на втором – жёлтый, на третьем – зелёный. Затем нужно раскрасить человечков так, чтобы цвет человечков соответствовал цвету каждого сигнала светофора (дети выполняют задание индивидуально, после завершения работы обсуждается и проверяется выполнение задания, учитель демонстрирует правильно раскрашенную карточку, <рисунок 4>).

Итог занятия

Учитель: Итак, ребята, давайте подведём итог нашего занятия, вспомним всё, о чём мы сегодня говорили и ответим на вопросы:

Какие бывают светофоры?

Какие цвета у транспортного светофора?

Какие цвета у пешеходного светофора?

Что означают цвета светофора?

Как называют человека, который регулирует дорожное движение вместо светофора?

Что в руках у регулировщика? (дети отвечают, учитель обобщает и подчёркивает правильные ответы).

Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что все вы будете соблюдать Правила дорожного движения, а самое главное – правильно переходить улицу по сигналам светофора. Помните, светофор – наш лучший друг!