Что такое окончание и основа слова. Конструктивные элементы в русском языке. Основа слова

Это особый элемент в структуре слова, выделяемый наравне с морфемами. Представляет собой часть слова без окончания и формообразующего суффикса. Основа может совпадать со всем словом, если оно является неизменяемым. Основа может быть прерывистой: у возвратных гл. (смея ть ся ), у слов с другими постфиксами (какой -нибудь ), у сложных числительных (пят ь десят ).

Грамматический признак основы – неизменяемость , т.е. при изменении формы слова основа остается прежней. Но иногда происходят изменения в основе: усечение (дальше ← дал ек ий ), наращение (неб ес а ← небо ), супплетивизм (меньше ← маленький, нас ← мы ).

Основа – это семантическое ядро слова, выражает его лексическое значение. Грамматическое значение выражают аффиксы, которые не входят в основу.

Типы основы:

Членимая (в ее состав входит 2 и более морфа) / нечленимая (состоит из одного морфа)

Производная / непроизводная

Если основа производная, то она обычно членимая, т.к. включает в себя те аффиксы, которые приняли участие в словообразовании.

Если основа членимая, то она может быть как производной, так и непроизводной (со связанными корнями: по-хит-и-ть).

Степени членимости основы:

1. Самая высокая степень членимости наблюдается у слов со свободными корнями и регулярными аффиксами. Основы таких слов входят в двойные ряды сопоставления (дом-ик: дом ашний, дом овитый, дом ушник…; стол ик , сад ик ).

2. Достаточно высокая степень членимости наблюдается у слов со связанным корнем и регулярным аффиксом. Также возможны два сопоставительных ряда (агит-ирова-ть: агит атор, агит ация; дириж ирова ть, стимул ирова ть… ).

3. Остаточная членимость основы позволяет воспроизвести только один ряд: у слов со свободным корнем и унификсом (стеклярус ), с уникальным корнем и регулярным аффиксом (буженина )… Не все лингвисты членят данные слова.

Словообразование (деривация)

Деривация – 1) процесс создания новых слов в языке; 2) словообразовательная система языка (система отношений производных и производящих слов в языке); 3) раздел языкознания, изучающий словообразовательную систему (дериватология). Центральные понятия словообразования – производность, мотивация .

С т.з. словообразования все слова делятся на производные инепроизводные .

Произовдные – это мотивированные слова, произошедшие от других слов. Производное слово связано с производящим семантически и структурно. Значение производного слова всегда можно истолковать через значение производящего. Возможность истолковать значение производного слова через значение производящего используется в толковых словарях. Словообразование занимается изучением только производных слов.

Внутренняя форма слова (Гумбольдт) – это признак, положенный в основу наименования. Он входит в лексическое значение слова. Можно отождествить мотивацию и внутреннюю форму слова.

Напр.: цвет (рыжик, черника ), размер (толстяк ), функция (холодильник, сушилка ), связь с местом (подорожник ), материал (пуховик )…

В процессе развития языка слово может утратить свою внутреннюю форму, вследствие чего теряет такие качества, как производность и членимость (кольцо – малое коло, столица – стол ). В связи с данной изменчивостью различается синхронное и диахроническое (историческое) словообразование. Первое изучает словообразовательную систему языка на данном этапе развития, слово изучается с точки зрения отношений, в которых оно находится с другими активными в данный момент словами. Второе изучает историю происхождения слова, изменения его членимости и словообразовательных связей. Историческое словообразование связано с этимологией. Для многих слов СРЯ исторический, морфемный и словообразовательный анализ могут дать разные результаты.

Напр.: похищать / похищать . С т.з. историч. подхода корень -хищ - значит «физическое действие» (движение вверх во втором слове). С позиций синхр. словообр. это не однокоренные слова:восхищ ать, по хищ ать (хищ ение ).

* Производящее слово (основа) – то, от которого образуется новое слово (производное).

Основа - ядерная часть слова, с которой связано его вещественное, лексическое значение. Это структурный элемент слова, который характеризуется устойчивостью, стабильностью морфемного состава. Ср.: сильн ый - силен - сильн ее - силн ейший .

Основы изменяемых слов могут совпадать с корневыми мор-фемами (дерев о, бел ый) или включать в свой состав корень и сло-вообразовательные аффиксы (находк а, приказа ть, заговоро о). Ос-новы неизменяемых слов равны всему слову: пальто, вверх, из-за .

Основа - операционная единица анализа слов, позволяющая разграничить грамматические формы и лексические единицы, выявить производящую базу для производных.

Существует широкое и узкое понимание термина «основа сло-ва». Узкое понимание встречается в школьной практике препода-вания русского языка, где основой слова принято считать часть слова без окончания: умн ый, весель е, рассказывающ ий.

В вузовской же практике под основой слова понимают часть слова без формообразующих аффиксов, т. е. из состава основы исключаются флексии и формообразующие суффиксы: чита ющий, дума я, писа ть, говори л и т. п.

Основы слова неоднородны; они различаются:

1) по характеру структурной целостности;

2) по количеству корней, входящих в их состав;

На основании различных дифференцирующих признаков вы-деляют следующие типы основ:

1) компактные — прерывистые;

2) простые — сложные;

3) членимые — нечленимые.

Компактные основы характеризуются структурной целостно-стью: приговори ть, выдумк а, син ий.

Прерывистые основы отличаются нарушением структурного единства. Это основы, «разорванные» формообразующими аффик-сами: умыва ться , как ой-либо , колыш ущийся .

Основы, включающие в свой состав один корень, называют-ся простыми ; объединяющие несколько корней — сложными . Ср.: лесник лесозаготовк а.

Основы, содержащие один морф, т.е. далее неделимые на морфы, называются нечленимыми : дубо, беж, вдруг и т. п. Осно-вы, состоящие из нескольких морфов, называются членимыми : покупк а — основа слова включает в свой состав три морфа (пре-фикс по-, корень -куп- и суффикс -к-), она способна делиться на морфемы и поэтому признается членимой.

Любая основа может быть охарактеризована по признакам всех трех дифференцирующих уровней. Например: основа слова кораб-лестроение — кораблестроениј компактная, сложная, членимая; целоваться — целова...ся — прерывистая, простая, членимая; ложка ложк — компактная, простая, нечленимая.

Производное слово. Признаки производного слова


Словообразование, или дериватология (от лат. derivatum "произ-веденное, производное"), — раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных слов, способы их образова-ния и их объединения (группировки).

Основным объектом рас-смотрения в словообразовании является производное слово (дери-ват). Производные слова — это слова, значение и звучание кото-рых обусловлены семантикой и звуковой формой других, однокоренных с ними слов; ср.: студенчество студент, перечитать читать . Производное слово семантически и формально выводит-ся из другого родственного слова, которое мотивирует его.

Это прекрасно отражено, например, в следующем диалоге:

— Этот [гриб], — говорит мама, — называется подберезовик. Видите, он под березой растет. Потому он так и называется — подберезовик. А вот это — маслята. Посмотрите, какие у них шапочки блестящие.

— Ага, — говорят девочки, — как будто маслом намазаны. (Л. Пантелеев)

Мотивирующее слово и дериват связаны отношениями слово-образовательной мотивации.

Это отношения между двумя однокоренными словами, при которых значение одного из них:

1) либо определяется через значение другого: переводить ® пе-реводчик ("тот, кто переводит"), слон ® слоненок ("детеныш слона");

2) либо тождественно другому во всех семантических компо-нентах, кроме частеречного значения, ср.: нежный ® нежно, ти-хий ® тихо ;

3) либо полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Афганистан ® Афган, препо-даватель ® препод .

Мотивирующее и мотивированное слова составляют словооб-разовательную пару. Мотивированным в этой паре признается сло-во, которое формально и семантически сложнее однокоренного: оленьо ® оленина, тракторо ® тракторист, пекарьо ® пекарня . Слово пекарня , например, формально «длиннее» (на суффиксаль-ный отрезок -н-) и семантически сложнее слова пекарь :оно вклю-чает в себя семантический компонент "место".

В том случае, если оба слова совпадают по количеству фор-мальных компонентов, мотивированным признается слово, семантически более сложное; ср.: истор-иј(я) ® истор-ико ("специ-алист по истории"), меланхол-и (я) ® меланхол-ико .

Для того чтобы верно определить направление мотивации и выделить мотивирующее слово, необходимо использовать прием развернутого толкования производного слова: пахарь "тот, кто пашет" (мотивирующее слово — пахать), сахарница "вместили-ще для сахара" (мотивирующее слово — сахар), парусить "наду-ваться подобно парусу" (мотивирующее слово — парус), неизбеж-ный — "такой, которого нельзя избежать" (мотивирующее слово — избежать).

При толковании производных слов используются типовые оп-ределения, или «словообразовательные перифразы» (А. И. Моисе-ев), которые состоят из двух частей: обобщенной (родовой), представленной обычно местоименным блоком (тот, кто...; то, что...), и видовой, выделяющей отличительный признак: препо-даватель "тот, кто преподает". «Правильно составленная пери-фраза позволяет установить саму производность толкуемого сло-ва, производящее слово и направленность производности» 1 . Воз-можны и другие типы толкований, выделяющих мотивирующее слово: морской "относящийся к морю", безбилетный — "не име-ющий билета", бодрость "свойство по значению прилагательно-го бодрый", обанкротиться "стать банкротом".

Итак, если в морфемике противопоставляются друг другу чле-нимые и нечленимые слова, то в словообразовании разграничи-ваются слова производные и непроизводные.

Производное слово характеризуется рядом признаков .

1. Дериват обладает свободной связанной членимостью: водя-ной ® водянистый, бочка ® бочар . Слова, характеризующиеся не-достаточной членимостью, в современном языке являются непро-изводными: буженина, смородина .

2. Важнейший признак производного слова — словообразова-тельная мотивированность. Как уже отмечалось, семантика и форма деривата базируются на другом слове. Как отмечал Г. О. Винокур, «значение слов с производной основой всегда определимо по-средством ссылки на значение соответствующей первичной осно-вы». Критерием производности слова (критерий Г.О. Винокура) признается обязательное существование в языке мотивирующей данный дериват единицы: «...О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная».

3. Производное слово имеет бинарную (двухкомпонентную) структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание . С точки зрения морфемного состава в нем выделяется пять морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва -ть ) , и средство, при помощи которого он образован (суффикс -ни- ). Структура производного, таким образом, всегда бинарна. В ней выделяется производящая база и словообразовательный формант, или дериватор.

Производящая база — это основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом, ср.: сеять ® сеятель, сеять ® засеять; терпеть ® терпение; радовать ® радоваться .

Производящая база может быть представлена и основами не-скольких слов: белоснежный бел ый как снег ; снегопад снег о + пад ать; гололед гол ый и лед о.

Словообразовательный формант (дериватор) — наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, которым про-изводное слово отличается от производящего. Это важнейший эле-мент структуры производного слова. Словообразовательный фор-мант — это, во-первых, средство выражения деривационного зна-чения, во-вторых, конкретное средство образования деривата на основе той или иной производящей базы, ср.: учить ® учитель; нос ® переносица; автор ® соавтор; колос ® колоситься .

Мы видим, что во всех рассмотренных примерах формантами являются аффиксы и их сочетания. Однако круг формантов в язы-ке значительно шире.

В качестве формантов (дериваторов) в современном русском языке выступают:

1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы и их комбина-ции — перечитать; читатель; учить/ся; разбежаться );

2) сокращение (усечение) производящей основы (специалист ® спец; магнитофон ® маг ) ;

3) устойчивый порядок компонентов при сложении и единое главное ударение (быстрорастворимый; вагон-ресторан );

4) изменение (обычно сужение) морфологической парадигмы (т.е. системы грамматических форм) слова, связанное с перехо-дом из одной части речи в другую (мороженое, ученый, кругом существительное ® наречие ® предлог).

Все форманты соответственно делятся на два больших класса: аффиксальные и безаффиксные (операционные).

К аффиксальным формантам относятся словообра-зовательные аффиксы и их сочетания, к безаффиксным:

1) сокращение (усечение) производящей основы (маг, зав );

2)ус-тойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся, вагон-ресторан) ;

3) переоформление морфологической парадигмы (учительская, будущее) . Возможно и сочета-ние формантов разных типов в одном деривате, см., например, слова видик, мультик (при их образовании усечение сочетается с суффиксацией).


Основа слова - это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В из меняемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразую­щих суффиксов: окно , грустн ый, гналс я. Чтобы выде­лить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему , хаки .

Многие слова русского языка имеют первичный характер, т0 есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной, например: белый, сер-ый, чёрн- ый, лес [Ц, вод а, трав а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня.

К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,

суффиксы, интер­фиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор- а - горн ый - горн-о-лыж-н -ый; брат - брат-ск -ий - по-братски . Таким образом, производная основа - это основа слов , образованных от каких-либо других слов путём присоедине­ния различных морфем.

В составе производной основы, кроме корня, может быть:

1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, му-ж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость);

2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук);

3) различные сочетания приставок и суффиксов (по­ му ж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый).

Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк -а, столов -ый, мечта -ть) и прерывистой (, встречаю сь, увлекл -а-съ).

У каждой производной основы есть своя производящая основа . Производящая основа - это основа того слова , от которого данное слово образовано. Например: вод а -> вод-ян -ой -* водянистый -+ водянистость].

4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за- дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ).

К производящей основе присоединяются те словообразо­вательные аффиксы, с помощью которых производится Данное слово.

В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с не­производной основой. Все слова, входящие в цепочку, явля­ются однокоренными (родственными) словами.

Выделение основы вызывает затруднения при разборе слов, оканчивающихся на -ей, -ий типа статей, лисий, приезжий. Чтобы избежать ошибок, надо просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется звук [j] в других формах или нет. Если [j] не сохраняется, значит, он входит в изменяемую часть слова - окончание. Если [j] сохраняет­ся, он принадлежит основе: статей - стат jя, статьjю, статьjи, значит основа - статей ; линий - лини jя, линиjю, значит, основа линий ; лисий - лись jя, лисъjего, значит, основа лисий ; приезжий - приезжего, приезжая, значит, основа приезж -ий и т. п.

Основа слова - Учебник по Русскому языку 3 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Завершает раздел «Состав слова» в учебнике русского языка для третьего класса тема «Основа слова». Теперь, когда ты научился находить в слове приставки и суффиксы, понять, то такое основа и как её найти в слове, будет несложно. Нужно просто отбросить окончание. Почему так происходит? Разберёмся в этом с помощью примера. Сравнивая слова «дом» и «домик», мы понимаем, что суффикс -ик- добавил к основному лексическому значению слова определение «маленький». А в слове «придомовой» приставка указала на местонахождение чего-либо. Если же появляется только окончание, например, «дом» — «в доме», то смысл слова совсем не меняется. Вот и получается, что окончание никак не влияет на смысл слова. Это не значит, что окончание не такая важная часть слова, как остальные. Не будь окончаний, мы не смогли бы связывать слова друг с другом. Мы говорили бы «сижу на стул». А в основу слова окончание не входит именно потому, что не изменяет его лексического значения. Понять, что такое основа, помогает однокоренное слово «основание». То есть основа — это то основание, на котором стоит смысл всего слова с приставками и суффиксами. В сложных случаях следует обращаться к специальному словообразовательному словарю.


178. Рассмотрите схему. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?

179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

  • Найдите в тексте слова с корнем ящер- . Запишите эти слова группами: в одну - однокоренные слова, в другую - формы одного и того же слова.
  • Выделите в словах все значимые части слова.

Страничка для любознательных

Словообразовательный словарь

Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит.

Посмотрите, как даны в нём слова: все значимые части слов отделены друг от друга, а первым даётся слово, от которого образованы однокоренные слова.

180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый .

  • Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.

181. Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный .

Обратите внимание! Цифра 2, стоящая справа от слова, показывает, что его нужно разобрать по составу.

182. Прочитайте.

      замок - замок
      собака - щенок
      сырник - сырок
      Томск - томичи
      семь - семья
      водолаз - вода
      рука - ручка 2
      снегирь - снежок 2
      город - города
      мороз - холод

  • Какие пары слов являются однокоренными?

183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка, кормушка, поездка.

  • Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

184. Прочитайте.

Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
  • Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.

1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки.

  • Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

186. Прочитайте.

Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги . И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так - пироги . Наверно, их тоже пекли?»

(Г. Цыферов)

  • Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
  • Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.
  • Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.

пи ро́г

187. Прочитайте. Назовите слово.

Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить , приставку, как в слове поехать , суффикс, как в слове ночка , окончание, как в слове книга .

  • Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.
  • Придумайте загадку такого же типа.

188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.

  • Запишите составленные пословицы.

189. Прочитайте словосочетания.

Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

  • Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.

Обратите внимание! Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.

шо ссе́

190. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?

  • Нарисуйте схему состава выделенного слова.

191. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

(В. Бианки)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Выделите в тексте три части соответственно плану:
    1. Одинокий скворечник.
    2. Прощальная песенка.
    3. В далёкий путь.
  • Напишите изложение текста по плану.