Дать понятие человек индивид индивидуальность. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

Тема 14, 15,16. Личность

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Структура личности (З.Фрейд, К.П.Платонов, А.В.Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Самосознание, ʼʼЯ – концепцияʼʼ, образ ʼʼЯʼʼ.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.

5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

6. . Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность.

7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

8. Сознательная и бессознательная мотивация.

9. Процесс развития личности.

10. Основные теории развития личности.

Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телœесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всœем другим людям, на его общность с человеческим родом.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделœенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. В случае если индивидуальность фиксирует выделœенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми.

Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Психологи спорят, каждый ли человек является личностью. Существует две точки зрения:

1) Каждый человек – личность, но личность может иметь социально значимый характер, а должна быть асоциальной (преступник). Ребенок – еще не личность, но он станет личностью в перспективе.

2) Согласно А.Н.Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок выставляет лозунг: ʼʼЯ самʼʼ; второй раз (а может и не родится!), когда возникает сознательная личность со своими убеждениями, мировоззрением (в 16 лет).

2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности . Рассмотрим несколько вариантов структуры личности.

Структура личности по з.Фрейду включает три компонента:

· Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия.

· Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата͵ ответственный за принятие решений.

· СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества.

Функция Эго состоит в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались.

Структура личности (по А.В.Петровскому) включает следующие компоненты.

  1. Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента͵ характера, способностей человека.

При этом личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей.

  1. Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида).
  2. Метаиндивидная подсистема – ʼʼвкладыʼʼ личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них ʼʼвкладовʼʼ принято называть персонализацией . Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено ее сохраняется.

Итак, в данную структуру личности входят три образующие: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.

Структура личности по К.К. Платонову включает следующие компоненты (табл. 5)

Динамическая структура личности по К.К. Платонову

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое – то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное – то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального – ʼʼэндопсихическуюʼʼ и ʼʼэкзопсихическуюʼʼ организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, ᴛ.ᴇ. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определœенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида (ʼʼНи один садовник не может вырастить яблоко на дубеʼʼ - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всœей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всœей жизни), но в разные периоды ее роль различна. При этом биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не бывают механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

3. Самосознание, ʼʼЯ – концепцияʼʼ, образ ʼʼЯʼʼ. Интерес человека к своему ʼʼЯʼʼ был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как ʼʼЯʼʼ, противостоящее ʼʼдругимʼʼ и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием принято называть совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определœенный образ ʼʼЯʼʼ.

Образ ʼʼЯʼʼ включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) – знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ ʼʼЯʼʼ - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга исходя из ситуации ʼʼЯʼʼ-образов: ~ реальное ʼʼЯʼʼ ~ идеальное ʼʼЯʼʼ ~ фантастическое ʼʼЯʼʼ и т.д.

ʼʼЯ-концепцияʼʼ - ϶ᴛᴏ совокупность всœех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. ʼʼЯ-концепцияʼʼ выполняет 3 основные функции.

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. В случае если новый опыт не вписывается в существующие представления, ʼʼЯ-концепцияʼʼ отвергает его, срабатывает как защитный экран (ʼʼЭтого не должна быть, потому что этого не должна быть никогдаʼʼ).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр ʼʼЯ-концепцииʼʼ, информация осмысливается и получает значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, ᴛ.ᴇ. то, что должно произойти (ʼʼЯ хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологииʼʼ). ʼʼЯ-концепцияʼʼ ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с ʼʼЯ-концепциейʼʼ (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

ʼʼЯ-концепцияʼʼ должна быть позитивной или негативной. Позитивная ʼʼЯ-концепцияʼʼ означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная ʼʼЯ-концепцияʼʼ предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между ʼʼЯ-концепциейʼʼ и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя бывают субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их ʼʼЯ-концепцииʼʼ (к примеру, 40 лет – пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура ʼʼЯ-концепцииʼʼ - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ ʼʼЯʼʼ - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе ʼʼЯʼʼ, отрицательное отношение к себе всœегда переживается болезненно.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Степень адекватности образа ʼʼЯʼʼ выясняется при изучении самооценки личности, ᴛ.ᴇ. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всœегда носит субъективный характер.
Размещено на реф.рф
Она не является постоянной, изменяясь исходя из обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка должна быть адекватной, завышенной (в данном случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинœение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний - ϶ᴛᴏ желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. При этом должна быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний. Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всœем, агрессивность. Данное состояние принято называть аффект неадекватности .

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определœенный компонент образа ʼʼЯʼʼ – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Важно заметить, что для сохранения самоуважения нужно:

Добиться успеха (это трудно) или

Снизить уровень притязаний.

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность." 2017, 2018.

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Ее устойчивые компоненты составляют понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность" . Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой - часть социально-практического бытия, - наводит на мысль, что по своей структуре понятия "человек", "личность", "индивидуальность" включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных соотношениях. Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются. В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид - это не просто единичное эмпирическое существо, "вкрапленное" в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые.


В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей.

Социально-деятельностная сущность человека, прежде всего, лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей - величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Теории личности.

В гуманитарных науках сформировались три основные концепции личности. Наиболее распространенной в социологии является статусно-ролевая концепция личности. Сторонниками этой теории были видные социологи Мэртон, Парсонс, Митт и др. С точки зрения данной теории, личность возникает и формируется только тогда, когда человек включен в социальную группу, входит в различные социальные институты, в которых приобретает статус, связанные с ним роли, усваивает нормы, ценности, установки и т. д. При этом социальная роль рассматривается как способ поведения человека в соответствии со своим статусом. Таким образом, можно рассматривать личность как функцию от множества социальных ролей, а ролевое поведение - как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Индивид - носитель различных социальных статусов, и человек может сам определять, какой статус для него является доминирующим, главным. Статусы могут быть предписанными и естественными. Естественные не зависят от выбора человека и даже общества (статус пола, возраста). Предписанный статус навязывается человеку обществом, приобретается человеком в обществе и его собственными усилиями. Системой существующих статусов различных социальных институтов человеку предлагается выбор, который он осуществляет на основе объективных и субъективных условий. Все статусы предписывают определенные роли - совокупность действий, которые должен выполнять человек, чтобы им соответствовать. Человек имеет целый набор статусов и ролей и это может, в некоторых случаях, приводить к ролевым конфликтам - к ситуациям, когда выполнение одних ролевых функций делает невозможным выполнение других. Социальная роль связана с ролевым поведением и ролевым ожиданием. Осуществление ролевых ожиданий во многом определяет возможность ролевых действий. Через ролевые ожидания общество воздействует на личность и в этом смысле автономия (свобода) личности всегда имеет определенный предел.

Рис. 10. Социальный статус и его основные виды

Концепция З. Фрейда. Свои рассуждения о личности известный австрийский мыслитель и психиатр строит, исходя из признания доминирования животного начала в человеке как биологическом существе. Как животное человек стремится к удовлетворению потребностей, которые приносят ему чувство удовлетворения. Общество же накладывает на человека систему запретов, направленных на сохранение общества как целостности, на установление определенного социального порядка. В связи с этим в структуре человеческой личности он выделяет три компонента: «оно», или «ид» - бессознательные, импульсивные влечения биологического порядка, эрос как источник активности (либидо - половое влечение); «я» или «эго» - самосознание человека; «сверх - я» или «супер–эго» - нормы, навязанные обществом и принятые человеком.

Самосознание человека как опосредующее звено между «оно» и «сверх я» ищет компромисс между глубинными влечениями и общественно приемлемыми формами их реализации.

Рис. 11. Структура личности по Фрейду

Поведенческая концепция личности возникла и развивалась в рамках психологии бихевиоризма. С этой точки зрения поведение личности складывается из трех типов поведения: безусловно-рефлекторное поведение, которое определяется системой безусловных рефлексов и мало осознается личностью; условно-рефлекторное поведение, которое определяется системой условных рефлексов, сформированных в процессе жизни индивида и заключающих в себе его жизненный опыт (поэтому такое поведение может быть достаточно разнообразным в зависимости от условий жизни, и оно также может быть мало осознаваемым); оперантное поведение, которое представляет собой стихийно выбранные формы поведения, закрепленные в привычках и стереотипах.Оперантное поведение в значительной мере индивидуально и, как привило, имеет определенное рациональное обоснование.

Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Наиболее общим является понятие «человек» - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не являются наследственными, а формируются у человека прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. «Индивид» (от лат. «individuum» - неделимое) - человек как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при организации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитарно-гигиенических условий работы.

В психологии понятие «личность» является одним из основополагающих. «Личность, - писал С. Л. Рубинштейн, - образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Для того, чтобы стать личностью, человек должен усвоить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.

Личность - это человек, определяемый в системе социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки человека.

Формирование человека как личности характеризуется развитием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональной, волевой. Л. Фейербах писал: «Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь. Разум, любовь и сила воли - это совершенство». Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только биологические, но и социальные, духовные потребности.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его индивидуальность выражается в наличии особых, свойственных только ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности. Предпосылка ее формирования - анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов и способностей индивида. Она - и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», - писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школьников, можно определить условия их обучения и развития, рационально построить режим работы, помочь найти пути самосовершенствования.

Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем отметить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «индивидуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.

Страница 20 из 32


Индивид, индивидуальность, личность

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельный человек – в отличие от коллектива, группы, общества в целом. Термином «индивид» обычно обозначается единичный представитель той или иной общности (рабочий, фермер, бизнесмен), причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят. «Индивид» - это человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода, социальной общности, группы.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями.

1. Внешний человеческий облик. Наибольшее значение здесь имеют: строение тела, его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей; прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.); особое строение гортани, способной к членораздельной речи; отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры; высокоразвитая центральная нервная система и мозг.

2. Способность к мышлению.

3. Способность к труду.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), и индивидуальными (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. К индивидуальным качествам нужно отнести следующие: 1. Самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой, действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой, быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества);
2. Целостность или неделимость; это значит, что качества и свойства данной личности неотделимы от нее и не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе;
3. Неповторимость и своеобразие индивидуального существования: каждый человек неповторим, уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно - в умственных способностях, чувствах, в своем характере, общении, труде, не говоря уже о внешнем облике и поведении.

Если в понятии «индивид» отражаются все (не только социальные, но и биологические - антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность - средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она - социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Единство социального и индивидуального, сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей - важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

В первоначальном значении слово "личность" обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре. Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Вместе с тем личность - это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре. Термин "личность" обозначает, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Человек является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социокультурных элементов. Личность в психологическом значении этого слова представляет единство темперамента, дарований, склонностей, характера. Социальный компонент личности связан с влиянием культуры и структуры общностей, куда он включен.

В понятии "личность" фиксируется проявление в отдельном человеке общественных отношений. То есть, в личности появляются социальные черты человека. Основные параметры личности непосредственно обусловлены внешней социальной средой. Принадлежность человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе обозначается в его правах, обязанностях, действиях и жестко задается личности извне системой общественных отношений, элементом которой она является. Существуют понятия «социализация», «уровень социализации», которые фиксируют степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей.

В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании. Индивидуальность есть то, что отличает одного конкретного человека от других. Она может быть представлена по-разному: ярко выражена за счет специфических физиолого-анатомических особенностей или за счет развитости таких социальных черт, как глубина мировоззрения, сила воли и т.д. Однако в большинстве случаев именно социальная составляющая в человеке задает его индивидуальность. Не случайно существует мнение, что это понятие возникает в эпоху Возрождения, когда многогранная одаренность и самобытность каждого из тогдашних мастеров ценились особенно высоко.

Индивидуальность в виде социальных качеств по-разному проявляется в зависимости от возраста. В детстве ребенок, подражая окружающим, хочет быть, с одной стороны, как все, но, с другой стороны, лучше всех, отсюда стремление выделиться в группе себе подобных. На стадии юности имеет место стремление быть не таким, как все. Формируется свой язык, вкусы, мода, возможно «бунтарство». Взрослый человек проявляет свою индивидуальность через общество, через набор общественно значимых ролей, которые ему приходится выполнять. При этом роль должна не играться, а приниматься всерьез в форме свободного и заинтересованного его исполнения. Поэтому личность, становясь убежденным и свободным исполнителем общественных ролей, добровольно возлагает на себя определенные обязательства. Как говорил И. Кант, необходимо «дать себе закон».

Однако на каждой из выделенных стадий индивидуальной эволюции возможно присутствие инфантилизма - нежелание проявлять себя, работать над собой, расти, остановка в своем развитии. Поэтому быть личностью, индивидуальностью трудно, надо постоянно проявлять усилия по созданию себя. Последовательность понятий индивид – личность - индивидуальность отражает естественную закономерность развития человека, его различные уровни взаимосвязи с обществом.

Человеческий индивид становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью. Существует мнение, что в филогенетическом аспекте это произошло с человеком в эпоху неолитической революции, когда он стал общественно-историческим существом. В онтогенетическом смысле возможны ситуации, когда человек может и не стать личностью, не усвоив социального опыта. Науке известны многочисленные случаи, когда дети, выросшие в изоляции от людей, несмотря на все меры по их воспитанию, не обнаружили наличия черт человеческой личности. В целом разнообразие индивидуальностей является одним из показателей развитости общества, условием его дальнейшего прогресса.

В какой-то степени поиски в направлении изучения соотношения биологического и социального проясняют попытки очертить структуру человека, в которой биологическое и социальное присутствует в качестве элементов структуры.

Так, существует вариант психологической структуры человеческой личности, состоящей из трех компонентов: 1) темперамента, в большей степени определяемого биологическим в человеке, 2) знаниево-практического уровня и 3) характера, имеющего социальную обусловленность. Если первые два уровня дают ответ на вопрос, как индивид что-либо будет делать, то знание характера позволяет ответить на вопрос: что он будет делать в той или иной ситуации?

Похожая, но более дробная структура личности предложена К.К. Платоновым, имеющая четыре иерархически расположенные уровня.

Первая подструктура объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Все эти свойства несравненно больше зависят от физиологической структуры человека, чем от социальных условий, и поэтому эта подструктура полностью предопределена биологией человека.

Вторая подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций. Влияние биологического здесь ещё имеется, но большинство свойств уже зависит от социальных условий (мышление, память и др.). Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко её можно назвать подструктурой форм отражения.

Третья подструктура личности включает навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием социального. Навыки и умения есть способы выражения личности в деятельности. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в её индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества. Кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Наконец, высшая, четвертая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко её можно назвать подструктурой мировоззрения личности, поскольку мировоззрение является наиважнейшей и определяющей составляющей направленности личности.

Предложенная психологическая структура личности является универсальной, поскольку применима к каждому человеку, она является также динамической потому, что изменяется у каждой конкретной личности с раннего детства до самой смерти. Она меняется также исторически в силу того, что каждая историческая эпоха формирует свою совокупность условий существования человека - материальных, социальных, определяя существование того или иного типа личности.



Индекс материала
Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях
Дидактический план
Учение об обществе
Общество как система
Социальная структура общества
Общество и государство
Общество и культура
Специфика человеческой деятельности
Культура и ее типы
Культура и цивилизация

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.