Державин, николай севастьянович. Николай Державин: Мы – свидетели благодатных перемен

Дата смерти: Награды и премии:

Никола́й Севастья́нович Держа́вин (3 декабря , Преслав, ныне Запорожской области Украины - 26 февраля , Ленинград) - советский филолог-славист и историк, академик АН СССР (1931). Отец К. Н. Державина .

Биография

Происхождение и образование

Н.С. Державин родился в селении, основную массу населения которого составляли переселенцы-болгары , и с детства увлёкся болгарским языком и культурой.

Академическая деятельность

После революции сделал быструю карьеру в Петрограде . С 1917 г. Н.С. Державин был избран профессором, а в 1922-1925 - ректором Петроградского университета . В 1925 г. возглавил кафедру славянской филологии, в 1930-1937 гг. переведённую из университета в Ленинградский ИФЛИ . С 1944 г., после восстановления этой кафедры в ЛГУ, занимал должность её заведующего непрерывно до конца своей жизни.

После резкого усиления позиций Н. Я. Марра, Н. С. Державин был избран академиком АН СССР (незадолго до другого марриста И. И. Мещанинова) в 1931 г., без стажа члена-корреспондента. В 1931-1934 гг. был директором (помещавшегося в Ленинграде).

В середине 1930-х - начале 1940-х, после репрессий против славистов и фактического разгрома академического славяноведения , отстаивал эту дисциплину и внёс определённый вклад в её реабилитацию в СССР. В 1943 г. Н.С. Державин был назначен заведующим вновь созданной кафедрой славянского языкознания также и в МГУ , но, так как он жил в Ленинграде, кафедрой фактически с самого начала руководил С. Б. Бернштейн , с 1948 сменивший Н. С. Державина на посту заведующего и формально. С 1947 г. до конца жизни Н.С. Державин - директор ленинградского отделения восстановленного в Москве ИнСлава (Института славяноведения АН СССР).

В годы Великой Отечественной Войны также сотрудник Ленинградского отделения Института истории АН СССР (ныне - Санкт-Петербургский институт истории РАН).

Увлечение теорией Н. Я. Марра

Исследование, выполненное по заказу Всеславянского комитета

Адреса в Ленинграде

  • 1931-1953 Васильевский остров , 6-я линия, д. 39, кв. 3.

Основные труды

  • Происхождение русского народа. Л., 1944.
  • Славяне в древности. Л., 1946.
  • Вековая борьба славян с немецкими захватчиками. М., 1943.

Примечания

Ссылки

  • в базе данных "История белорусской науки в лицах" Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа НАН Беларуси
  • - статья из Большой советской энциклопедии
  • Профиль Николая Севастьяновича Державина на официальном сайте РАН

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 декабря
  • Родившиеся в 1877 году
  • Родившиеся в Таврической губернии
  • Умершие 26 февраля
  • Умершие в 1953 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Слависты
  • Болгаристы
  • Учёные Санкт-Петербурга
  • Филологи России
  • Историки России
  • Действительные члены АН СССР
  • Ректоры СПбГУ
  • Преподаватели СПбГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Слияние (Энтерпрайз)
  • Бутаре

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Державин Николай Севастьянович - , советский филолог, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Ректор Ленинградского университета (1922‒25). Заведующий кафедрой славянской филологии Ленинградского… … Большая советская энциклопедия

    Державин Николай Севастьянович - (1877—1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Державина проходила в ЛГУ: ректор (1922—25), заведующий… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович - (1877 1953) российский историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948) … Большой Энциклопедический словарь

    Державин Николай Севастьянович - (1877 1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Д. проходила в ЛГУ: ректор (1922 25), заведующий кафедрой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Державин Николай Севастьянович - (1877 1953), историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948). * * * ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович… … Энциклопедический словарь

    Державин, Николай Севастьянович - Род. 1877, ум. 1953. Историк и филолог. Специалист по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. С 1931 г. академик АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1948). Отец К. Н. Державина (см.) … Большая биографическая энциклопедия

    Державин, Николай Севастьянович - (1877 1953) филолог, историк, академик АН СССР (1931), АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую работу в Батуми, Тбилиси, Ленинграде, Москве (в т.ч. в 1922 25 ректор ЛГУ). Труды по вопросам славянской истории и филологии и по общему… … Педагогический терминологический словарь

    ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович - , филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист. филол. ин т в Нежине (1900). Преподавал рус. яз. и лит ру в гимназиях… … Российская педагогическая энциклопедия

    ДЕРЖАВИН - 1. ДЕРЖАВИН Гавриил (Гаврила) Романович (1743 1816), поэт, представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей самодержавия, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти (Фелица,… … Русская история

    Державин - Державин фамилия. Известные носители: Державин, Александр Сергеевич (1864 1933) иерей, святой Русской православной церкви. Державин, Андрей Владимирович (р. 1963) музыкант группы «Машина Времени». Державин, Владимир Васильевич… … Википедия


Мой отец, будучи рукоположен в священники, был направлен в самую глубинку России на один из сельских приходов Самарской епархии. Мама, коренная ленинградка, разумеется поехала с ним. У них родилось одиннадцать детей. Отец 40 лет прослужил на различных деревенских приходах. Я и мои старшие брат и сестра появились на свет в доме, где не было даже света и воды. Так что жизнь российской деревни мне известна не понаслышке. [Все дети в последствии связали свою жизнь с Православной Церковью. Братья Николая Ивановича стали священниками, сёстры — матушками].

В то время на Церковь оказывалось сильное административное давление — закрывались семинарии, храмы, монастыри. Папу часто вызывали в школу на собеседования: за то, что родители воспитывали детей в церковном духе, власти угрожали им лишением родительских прав. Тем не менее, мы выстояли.

Все дети, с самого раннего возраста регулярно ходили в храм и принимали участие в богослужении: мальчики помогали папе в алтаре, девочки пели в церковном хоре. И это служение, начавшееся чуть ли не с рождения, продолжается и сейчас — все мои братья приняли священнический сан и служат в различных епархиях России; все сестры замужем за священниками.

После смерти моего папы, протоиерея Иоанна, мама приняла монашеский постриг и продолжает свое церковное служение. Сейчас наше большое семейство, состоящее из 79 человек ближайших родственников, возглавляет бабушка. Ей 92 года. Пережив блокаду, она продолжает жить в Санкт-Петербурге. У нее трое детей, 16 внуков, 39 правнуков и 3 праправнука.

Сам я, после школы и Педагогического училища в г. Тольятти (художественно-графическое отделение), окончил Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Духовную Семинарию, а затем и Академию. Там же защитил диссертацию и стал кандидатом богословия. Был оставлен в Академии профессорским стипендиатом, а через год назначен преподавателем в семинарии.

Еще учась в Академии, я стал помощником тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Когда в 1990 году Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал его патриархом, он предложил мне стать его референтом, и я с благодарностью принял предложение.

В 1991 году начал работать на телевидении. На Рождество должна была состояться первая в нашей стране прямая трансляция богослужения из Богоявленского кафедрального собора Москвы. Патриарх благословил меня принять участие в этом новом деле. С тех пор, вот уже 12 лет я комментирую все трансляции патриарших богослужений.

[С 1991 года — президент информационного Православного телевизионного агентства (ИПТА). Сейчас Николай Державин — ведущий еженедельной телепрограммы «Православная энциклопедия», ведущий фильмов нового цикла «Ставропигиальные монастыри», которые рассказывают об истории, святынях, подвижниках и святых четырнадцати ставропигиальных монастырей].

Моя жена по образованию музыкант, работает музыкальным редактором в программе «Православная энциклопедия». Дочь заканчивает Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.

В декабре 2003 г. выдвигался в Госдуму от Народной партии РФ. Не прошел в Думу, поскольку Народная партия не сумела преодолеть 5-ти процентный барьер.

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014

Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"

Редакция ПРАВМИРа от всего сердца поздравляет Николая Ивановича Державина с юбилеем и в день его 50-летия желает ему сил, радости и помощи Божией во всех начинаниях!

С Николаем Ивановичем Державиным мы все знакомы заочно. Именно он – практически бессменно комментирует все трансляции рождественских и пасхальных богослужений. Благодаря его комментариям люди по всей стране и за рубежом смогли впервые открыть для себя богослужение Русской Православной Церкви. Недаром почти во всех статьях о нем говорят: «Известен в каждом доме».

Уникальная и его семья, где детей родилось одиннадцать человек, и все связали свою жизнь с Церковью.

Получить согласие Николая Ивановича на интервью оказалось делом непростым, но вот я .

Николай Иванович Державин Родился 15 мая 1962 г. в с. Мало–Ишуткино Исаклинского района Куйбышевской области. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию, в 2003 г. – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

С 1991 г. – продюсер и комментатор телевизионных трансляций Рождественских и Пасхальных богослужений, ведущий телепрограмм «Ортодокс» и «Православная энциклопедия» (ТВЦ), автор и ведущий телевизионного цикла «Монастыри Русской Православной Церкви».

Референт Святейшего Патриарха Алексия II.

Старший референт референтуры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

– Николай Иванович, расскажите о Вашем профессиональном пути. У вас удивительная семья, все пошли по духовной линии…

– Родился я в священнической семье в 1962 году, где было 11 детей. Современнику трудно понять, что это было за время. Родителям пришлось нелегко, но они не просто подарили нам жизнь, а еще и смогли воспитать всех детей в духе исконных традиций православия, с детских лет дали возможность напитаться церковной жизнью во всей полноте. Семейный уклад жизни был полностью подчинен православному церковному календарю: если совершалось богослужение, то все от мала до велика, даже грудные дети, были в храме. Эта жизнь была очень непростой, но насыщенной и содержательной. И если что-то в моей жизни есть ценного, то истоки этого – в Церкви и в семье.

Памятны папины именины: все идем на литургию, затем служим молебен и поем «Многая лета», потом возвращаемся домой и садимся за общий большой стол. Пасха, Рождество – это особые праздники, и уже само их ожидание было невероятно сильным детским переживанием. Были и трудности: мы жили во враждебно настроенном окружении, на нас смотрели как людей, которые мешают строить светлое будущее, как на непонятный пережиток прошлого, и это чувствовалось всегда.

Папа мой был человеком очень мужественным, горячо верующим, бескомпромиссным. По его благословению все дети участвовали в богослужении: пели на клиросе, мы со старшим братом помогали в алтаре: кадило подавать, со свечами выходить, а по законодательству это было запрещено. Отцу было непросто отстаивать право воспитывать нас в церковном духе. Со стороны власть предержащих порой даже звучали угрозы лишить папу и маму родительских прав, но они все равно считали, что дети должны быть воцерковленными.

Будучи сам человеком ревностным и преданным Церкви, папа и нам старался передать эти черты, воспитывая в готовности, если будет нужно, даже пострадать за веру. Мы видели пример искренней любви к Церкви и стояния за Правду Божию. Это нас закаляло и объединяло не только кровно, но и духовно, заложило фундамент взаимоотношений на всю последующую жизнь.

– Как воспринимали дети конфликт, который происходит между тем, что весь класс октябрята или пионеры, а вот ты почему-то нет? – Мне никогда не хотелось быть пионером, участвовать в такой идеологически окрашенной жизни. Мы понимали, что есть правда Божия, есть Церковь, есть Истина, а есть люди, которые, может быть не по своей вине, оказались сбиты с истинного пути. Их ведь так тоже воспитывали, целая система работала. Между прочим, другие дети тоже тянулись к Церкви, приходили на службу, а потом в школе их ругали и говорили: как же так?! Ну ладно, они – дети священника, а вы – пионеры, как вы могли пойти на службу?!

– Все младшие Державины связали свою жизнь с церковью?

– Да, все – теперь уже многие мои племянники – служат в той или иной форме – в сане или мирянами.

– А что было главным, решающим моментом, который помог преодолеть, избежать подростковых кризисов веры?

– Ни у меня, ни у моих братьев или сестер не было такой проблемы вообще. Может быть, это связанно с тем, что мы с детства понимали, что за свою веру нужно бороться, ее нужно отстаивать. Настрой был боевой. У нас была заведена практика домашнего чтения: садились и вслух читали жития святых. Мы выросли на этих примерах.

В библиотеке, помимо классики, было немало творений святых отцов, литературы духовно-нравственного содержания, подшивка дореволюционного журнала «Нива», была и запрещенная литература, перепечатанная на машинке, мы даже сами кое-что перепечатывали и делились со своими близкими друзьями.

Под руководством мамы часто проводили спевки, разучивали новые церковные песнопения, канты и колядки, готовили Рождественские постановки, праздничные столы, выпускали стенгазету «Домашний вестник».

Папа ловил по радиоприемнику «вражьи голоса», несмотря на то, что они глушились, и мы по воскресеньям слушали из Лондона. Я помню его голос и характерную интонацию с детства. В Санкт-Петербурге, когда я уже учился в семинарии, Владыка был гостем духовных школ и я его, наконец, увидел. Подойдя к нему под благословение, не мог не сказать: «Владыка, большое спасибо, я вырос на ваших передачах».

– Как складывалась Ваша жизнь после школы?

После школы я учился в педагогическом училище на художественно-графическом отделении, а потом уже поступил в семинарию, затем – в академию, потом был оставлен профессорским стипендиатом при Академии, год преподавал «Историю Русской Православной Церкви» в Санкт-Петербургской семинарии, а потом оказался в Москве.

– В Москву вы приехали работать к Патриарху Алексию. А как вы с ним познакомились?

– В 1986 г. митрополит Алексий был назначен на Ленинградскую кафедру, я учился тогда в Академии на втором курсе. Первый раз я увидел его в 1985 г., когда он, председатель Учебного комитета, приезжал в Академию защищать докторскую – большую работу по истории православия в Эстонии. Защита была публичной, в актовом зале, его все слушали, затаив дыхание.

В 1986 г. владыка Алексий стал правящим архиереем Ленинградской митрополии, а меня тогда уже привлекали к работе по линии отдела внешних церковных связей. Помню очень хорошо праздник тысячелетия крещения Руси в 1988 г. – тогда же я закончил академию. Мне представилась возможность принять посильное участие в организации юбилейных торжеств, это было совершенно удивительно, все было впервые.

Трансляция интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Комментирует трансляцию Николай Державин

Сегодня накоплен большой опыт сотрудничества со светскими СМИ, достаточно продолжительный, и очень хорошо, что сейчас есть Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви, который, с одной стороны, формирует повестку дня, с другой – решает стратегические задачи. Патриарх Кирилл прекрасно понимает, что СМИ – это большие возможности, и очень эффективно их использует.

– А как вы относитесь к участию священника в ток-шоу?

– Мне кажется, важно понимать контекст. Ток-шоу ток-шоу рознь. Если есть возможность свидетельства о Церкви, о правде Божией, о Христе, то я бы отнесся положительно. Другое дело, скажем, есть такие ток-шоу, где, не то что церковные, обычные представления о такте попираются. Не секрет, что на некоторых ток-шоу вообще никого невозможно услышать. Это превращается в какой-то общий шум, всплеск эмоций и ругань. Выступление представителей Церкви по телевидению не всегда удачно. Либо формат не тот, либо контекст, либо не так монтируют.

Бывает, самое важное, что сказал священнослужитель – вырезается, а берется что-то второстепенное, и повлиять на это невозможно. В этом смысле лучше прямой эфир, чем программа в записи. Иногда из выступления остаются какие-то обрывки и кроме недоумения это ничего не вызывает. Человек не виноват в том, что в результате монтажа осталось что-то невнятное.

Я возлагаю большие надежды на Синодальный информационный отдел РПЦ, и мне кажется, можно было бы сейчас многое сделать силами людей-профессионалов, по-настоящему воцерковленных.

Нам не следует тиражировать только православный лубок: юбки до пят, платочки, хороводы, куличи и яйца. Церковь же не этнографический музей. Нужно говорить о сути веры, о ее созидающей, жизнеутверждающей и преображающей силе. С другой стороны, необходимо использовать возможности, которые предоставляются обществом. И если есть интерес к мнению Церкви, то отвечать на него надо.

Конечно, я боюсь, чтобы участие священнослужителей не превратилось в такой дежурный набор ток-шоу – позвать и тех, и этих, и священников. Каждый раз нужно обговаривать, кто будет, что за тема передачи, какая цель.

Нужно свидетельствовать словом. Но какова мера ответственности за каждое слово! В Евангелии сказано: “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф. 12, 36). А здесь слово, сила которого увеличивается в миллионы раз. Как оно отзовется в сердцах телезрителей?

– Совсем отказаться от рассказа об обрядах?

– Нет, мы никогда не уйдем от обрядовой стороны. Обряд – это средство выражения религиозного чувства. Важно проникнутся тем, что обряжается. В чем суть веры, что это чувство дает человеку, как оно влияет на его образ жизни, на его мысли, на его мировосприятие, отношение к людям – вот что является главным. Гармонично сопрягая и то и другое, можно достичь результата и результата благодатного!

– Спасибо большое Вам за рассказ!

Творческий коллектив портала “Православие и мир” сердечно поздравляет Николая Державина с 50-летием. Многая и благая Вам лета, Николай Иванович!

__________________________________________

Некоторые фильмы и программы Н.И. Державина

Из цикла “Ставропигиальные Монастыри России

Биографический словарь, т. 1-4

(3.12.1877, с. Преслав Бердянского у. Таврической губ. - 26.2.1953, Ленинград), славяновед, обществ. деятель, акад. АН СССР, в ПБ 1924-31, зам. дир. ПБ в 1924-28.


Родился в семье учителя. В 1896 с зол. медалью окончил симферопол. гимназию и поступил в Петерб. ист.-филол. ин-т. Со второго курса перевелся в Нежинский Ист.-филол. ин-т кн. Безбородко, где учился с 1897 по 1900. Учась на 3-м курсе, опубликовал в 1898 свою первую науч. работу "Очерки быта южно-русских болгар". По окончании ин-та преподавал рус. яз. и лит. в батум. гимназии (1900-04). Продолжал заниматься науч. изысканиями, помещая в журн. ст. ист.-лит. и этногр. характера. В 1903 АН командировала Д. в Турцию и Болгарию. Тогда же он был избран чл.-кор. Рус. археол. ин-та в Константинополе. В Болгарии работал в б-ках Софии. С 1904 по 1907 преподавал рус. яз. и лит. в 1-й тифлис. гимназии. В 1905 возглавил О-во нар. ун-тов в Тифлисе, основал 12 школ грамотности для мест. населения.

В 1907 переселился в Петербург. Сдал магистер. экзамены по славяноведению при Петерб. ун-те. В 1909-10 повторно командировался от АН в Болгарию и Бессарабию.

В 1912-17 - приват-доц. Петерб. (Петрогр.) ун-та. В 1916 защитил магистер. дис. "Болгарские колонии в России". Продолжал преподавать в гимназиях (11-й, 6-й и др.) рус. яз. и словесность, был ред. журн. гимназистов 6-й гимназии "Весенние воды". Свой опыт преп., мастера-методиста Д. обобщил в опубл. в 1917 кн. "Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе". В 1917 избран проф. по каф. славяноведения ун-та.

После Окт. революции Д. активно работал по укреплению сред. и высшей школы. Заведовал одной из труд. школ Петрограда, возглавил ряд отд. и комис. Политпросвета Петрогр. губ., являлся активным пропагандистом новой орфографии. В мае 1922 Наркомпрос назначил Д. первым сов. ректором Петрогр. ун-та, каковым он был до мая 1925. Одновременно возглавлял реорганизов. по его инициативе ИЛЯЗВ. Опубликовал ряд ценных работ по разнообразным вопросам филологии в печат. органе Ин-та "Язык и литература". В эти же годы Д. продолжал работать и по истории рус. лит. Им написано немало ст. об А. С. Пушкине, В. Г. Короленко, Н. В. Гоголе, А. И. Герцене, М. Ю. Лермонтове, М. В. Ломоносове и др. Под его ред. вышли в сер. "Материалы по истории русской науки, литературы и общественности" тр.: "Из переписки деятелей Академии наук" (1925), "Письма русских писателей к А. С. Суворину" (1927). Наряду с науч. и пед. работой Д. занимался и обществ. деятельностью. С 1922 по 1928 был депутатом Ленсовета, пред. КУБУ (1923-25), чл. губ. Правления профсоюза работников просвещения (1924-29), Центр. Совета СНР (1925-31), Ленингр. бюро СНР.

После смерти второго зам. дир. РПБ А. И. Браудо (см. т. 1) по представлению дир. Н. Я. Марра Главнаукой 18 дек. 1924 Д. утвержден вторым зам. дир. В его функции входило руководство адм.-хоз. и фин. деятельностью Б-ки. Ему были поручены и чисто библ. вопросы: участие в комплектовании иностр. периодики, выделение краеведч. фондов, наблюдение за славян. фондами, руководство изд. деятельностью Б-ки, руководство производств. совещ., определение статуса Ин-та книговедения после его присоединения к ПБ и др. По необходимости временно замещал дир. Обосновал необходимость орг-ции Отд-ния "Славика", где предлагал собрать изд. на западнославян. и южнославян. яз., напечат. рус. гражд., кирилловским и лат. шрифтами. Правление Б-ки в сент. 1928 поручило Д. организовать это отд-ние; оно было организовано в нач. 1929 во главе с Д. Ввиду сложности работы по орг-ции и зав. Отд-нием с 1 янв. 1929 он освобожден от обязанностей зам. дир. 13 сент. 1930 на основании постановления Комис. по чистке аппарата ПБ Отд-ние "Славика" было ликвидировано. Д. остался работать консультантом ПБ. 18 июля 1931 ввиду предложения АН СССР организовать Ин-т славяноведения подал заявление об освобождении от обязанностей консультанта, но просил оставить право и впредь свободно пользоваться каталогами и доступом в книгохранилище. Освобожден от работы в ПБ с 16 июля 1931.

В 1948 написал предисл. и выступил ред. изд. Б-ки "Болгарская литература: Библиогр. указ." (А. Д. Умикян , В. Шор).

Одновременно с работой в Б-ке Д. с 1925 по 1928 - декан ЯМФАК при Ленингр. ун-те, с 1925 по 1949 - зав. каф. рус. и славян. яз. В 1929 был делегатом Конгресса славян. филологов в Праге. По представлению Н. Я. Марра был избран в 1931 д. чл. АН СССР.

С 1931 по 1934 возглавлял Ин-т славяноведения АН СССР, написал 4 т. "Истории Болгарии" - с древнейших времен до нач. XIX в.

В дни Великой Отеч. войны написал работы по вопросам этнографии славян, молдаван, румын и албанцев. Владел в совершенстве болг. яз. Читал на фр., нем., польск., чеш. и серб. яз. Выступал с лекциями, докл., ст., брошюрами, посв. борьбе с фашизмом. С 1941 по 1949 читал лекции в Моск. ун-те, являясь проф. и зав. каф. славяноведения на филол. фак. В 1942 избран в чл. Президиума АН СССР и Всеславян. к-та. С 1942-49 - пред. Антифашист. к-та сов. ученых.

В 1944 Софийский ун-т присвоил Д. степень д-ра "honoris causa", в 1946 избран почет. чл. Болг. АН, ряда болг. науч. о-в и ин-тов. Города Свиштов и Пловдив избрали его своим почет. гражданином, одна из улиц болг. столицы названа именем акад. Н. С. Державина.

Д.- авт. более 500 работ по истории, археологии, этнографии, палеографии и языкознанию. Большое место занимают работы о рус. яз.

Награжден орденами Станислава 2-й степени, двумя орденами В. И. Ленина, болгарским орденом св. Александра 2-й степени. В 1948 удостоен Сталинской премии 1-й степени за работы "Происхождение русского народа", "Славяне в древности", "Христо Ботев, поэт-революционер".

Похоронен на Литераторских мостках в Петербурге.

Соч.: Расширение Публичной библиотеки // КГ. 1926. 12 нояб. (вечер. вып.); The State public library in Leningrad // Libr. World. 1928. Vol. 30, № 351; La bibliothèque publique de Leningrad // Papyrus. 1928. № 96; Тр. Второй Всерос. конф. науч. б-к: Стеногр. отчет. Л., 1929; Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.; Л., 1941; Племенные и культурные связи болгарского и русского народов. М.; Л., 1944; Происхождение русского народа (великорусского, украинского, белорусского). М., 1944; Славяне в древности: Культ.-ист. очерк. М., 1945; История Болгарии: В 4 т. М.; Л., 1945-48; Христо Ботев, поэт-революционер, 1847-1876. М.; Л., 1948.

Библиогр.: Марр Н. Я. Записки об ученых трудах действительных членов АН СССР по отделению общественных наук, избранных в 1931-1932 годах. Л., 1932; Список статей и исследований по болгароведению // Современник. 1945. № 10; Николай Севастьянович Державин / Сост. Н. М. Асафова; Вступ. ст. П. Н. Беркова. М.; Л., 1949; Библиография трудов Н. С. Державина // Крат. сообщ. Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1953. Вып. 2.

Справ.: БСЭ; Булахов.

Лит.: Торопцев И., Матвеенко В. Н. С. Державин: К 40-летию науч. и пед. деятельности // Ленингр. ун-т. 1939. 8 окт.; Берков П. Н. Акад. Н. С. Державин: К 70-летию со дня рождения и 50-летию науч. деятельности // Вест. Ленингр. ун-та. 1947. № 12; Его же. 70-летие со дня рождения и 50-летие научной деятельности академика Н. С. Державина // Славяне. 1947. № 12; Бернштейн С. Б. Акад. Н. С. Державин: (К 70-летию со дня рождения) // Докл. и сообщ. филол. фак. Моск. ун-та. 1948. Вып. 6; Чествование акад. Н. С. Державина // Вест. АН СССР. 1948. № 4; Разумовская Л. Полвека научной деятельности: Юбилей акад. Н. С. Державина // Ленингр. ун-т. 1948. 14 янв.; Семья замечательных // Б-рь. 1964. № 1; Тищенко М. Н. Ленинградские библиотекари в Институте книговедения (1920-1933 гг.) // Библиотеки Петербурга-Петрограда-Ленинграда. СПб., 1993.
История ПБ; ПБ в печати. 1988, 1996.

Арх.: ОР РНБ. Ф. 1028 (совм.); ПФА РАН. Ф. 827; Арх. РНБ. Пр. и расп. 1924-31; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 251, 332.

Иконогр.: Николай Севастьянович Державин / Сост. Н. М. Асафова.


Отмечая День православной книги, мы вновь говорим о роли литературы в жизни человека. Что такое книга? Учитель, как мы не раз читали в школьных учебниках? Друг? Советчик? Что делает книгу православной? Об этом рассуждает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. PDF-версия.

Молитва на кончиках пальцев
Русская Православная Церковь сегодня уделяет много внимания людям с ограниченными возможностями — медицинское обслуживание, социальная адаптация, создание безбарьерной среды в храмах. Действует более 400 церковных проектов помощи инвалидам. Не остаются без внимания и поддержки в том числе незрячие и слабовидящие люди, благодаря чему они приходят в храмы и становятся полноправными членами приходов. PDF-версия.


Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. PDF-версия.

Союзы любви
Ответом Церкви на вызов, брошенный ей безбожным государством сразу после большевистского переворота, стали духовные союзы. Первоначально созданные для защиты православных святынь от поругания, позднее они занялись просветительской и миссионерской деятельностью. Но братским союзам в новой стране было не место. К 1932 году советская власть жестоко расправилась с мирянами и священниками, пытавшимися совместно действовать за пределами приходов. PDF-версия.

Под покровом святого князя Владимира
Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат-риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-версия