Единый всекубанский классный час имя кубани. Единый всекубанский классный час «Боевое имя Кубани — Герой Советского Союза Андрей Стрюков

Муниципальное образование Гулькевичский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

«Имя Кубани»

Классный руководитель 8 Б класса

1. Цель, задачи, форма проведения классного часа, техническое и иное обеспечение, структура классного часа.

2. Разработка Единого Всекубанского классного часа «Имя Кубани».

3. Презентация Единого Всекубанского классного часа.

Цель: воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну и героев-соотечественников на примерах исторических событий и персоналий. Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров путем содействия воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким людям, к своей семье, а также формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

Задачи:

1. развивать у учащихся умение анализировать историю Краснодарского края , достижения кубанцев в разных областях.

2. воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к изучению истории родного края, казачеству, к истории своей семьи.

3 формировать коммуникативную культуру учащихся.

Форма проведения классного часа: интерактивная беседа с просмотром слайдов.

Техническое и иное обеспечение:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

Презентация, видеоролики;

Дидактические материалы;

Структура классного часа:

Актуализация имеющейся у учащихся информации об именах знаменитых людей Кубани;

Мотивация учащихся к активному освоению новой информации.

Показ связи между историческими персоналиями и историей развития Кубани.

Обобщение полученной информации.

Стимулирование учащихся к изучению роли личности в истории Кубани путем изучения истории своей семьи.

Рефлексия.

От разных народов, из разных времён

Пришло к нам немало любимых имён.

И долг наш – в согласии с именем жить,

Как честь, его свято беречь и любить.

Ход мероприятия

(звучит гимн Кубани, слайд № 1)

Учитель : Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас на первом в этом учебном году классном часе, который посвящён нашей земле, нашей Кубани. Тема «Имя Кубани», выбрана не случайно. Мы с вами живем на казачьей земле, вы посещаете казачий класс, давайте подумаем откуда же появилось это, так часто нами употребляемое слово- «казачество»?

(Учащиеся отвечают)

Правильно ребята! Казачьей наша Кубань стала после того, как Екатерина Вторая пожаловала эти земли «верным» казакам.

(слайд № 2)

Учитель : Отсюда берут свои корни те традиции, которые мы с вами соблюдаем и чтим, именно так здесь появились казаки. Как вы думаете важна была роль Екатерины в образовании Кубанского казачьего войска?

(Учащиеся отвечают)

Конечно, вы правы ребята! В истории вообще и в истории нашего региона в частности неизмеримо важна роль личности, которая оставляет след, меняет судьбы народа. А какие личности по вашему мнению повлияли на становление казачества на Кубани?

(Учащиеся отвечают)

Молодцы! Вы вспомнили очень много имен вошедших в историю нашего края! Это и Антон Головатый - войсковой писарь, Захарий Чепега-войсковой атаман казачьего войска и Григорий Потемкин, благоволивший казакам и оказавший помощь в переселении их на Кубань.

(слайд № 3) (слайд № 4)

Учитель : Историю Кубани делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры. Это знаменитые ученые: - «кукурузный батька», - «хлебный батька», создавший новые сорта подсолнечника.

(слайд № 5)

С кубанской землёй связаны имена многих известных людей: одни здесь родились и жили, другие учились, отдыхали и работали.

Вы знаете ребята, что 2016 год объявлен годом кино. В связи с этим нельзя не вспомнить о том, что: на весь мир прославил нас народный артист СССР актер и режиссер Сергей Бондарчук. Его фильм «Война и мир» посмотрели многие народы. Недаром этот фильм был награжден Оскаром.

(слайд № 6) .

Знаменитая землячка народная артистка СССР Нона Мордюкова признана одной из лучших киноактрис 20-го века.

(слайд № 7) .

А известный советский актер Сергей Никоненко, снялся в фильме «Трын-трава», некоторые сцены которого, снимались прямо у нас в городе Гулькевичи в гостинице Венец!

(слайд № 8) .

Знаменитых кубанцев не перечесть. Они прославляют нашу малую родину не только на земле, но и в космосе. Славными покорителями космоса стали Виктор Горбатко, Виталий Севастьянов, Анатолий Березовой, Геннадий Падалко, Владимир Джанибеков.

(слайд № 9) .

В городе Ейске во время оккупации жил шестикратный чемпион мира по классической борьбе Иван Поддубный,

(слайд № 10) .

Только здесь, на Кубани, пахнет степью вода

Прикоснёшься губами - не уйдёшь никуда!

От земли этой милой, что дана нам судьбой

Мне уйти не под силу, не расстаться с тобой!

Замечательные слова, правда, ребята? Сколько в них гордости, радости за свой родной край.

Учитель: Скажите, ребята, когда мы слышим слова «герой», «память», «история» о чем вспоминается в первую очередь?

(Учащиеся отвечают)

Конечно же, это Великая Отечественная Война. Все вы знаете о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись во имя будущего, внося свой вклад в Победу.

(слайд № 10) .

(прослушивание гимна «Бессмертного полка» )

Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, но из памяти народной никогда не изгладятся имена тех великих, героических лет.
Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право жить!

Праздник Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.

Сами вы, практически все проводили поисковую работу по следам войны оставленным в своей семье: это и работы «Орден в моей семье», и «Портрет моего деда», «Спасибо деду за победу!», участвовали в акции «Бессмертный полк». Поднимите руки, кто участвовал в этой работе. Молодцы! Ведь правильно говорят, что человек любит и ценит Родину, если он любит и ценит свою семью и знает ее историю. Давайте, каждый из вас подготовит рассказ о героях своей семьи. А сейчас я попрошу вас прикрепить на дерево памяти листок с именем человека, который по вашему мнению внес наибольший вклад в историю развития Кубани. (слайд № 12) .

(Ребята крепят заранее подготовленные листки к макету дерева )

(Обобщение полученной информации )

Учитель: Каждого из нас касается судьба нашего большого дома – нашей России, и нашего малого дома – родной Кубани. Всё это - наше, самое близкое и дорогое. У нашего края славное прошлое и не менее славное настоящее и будущее, нам есть чем гордиться, есть что сохранять и развивать. Я желаю вам, ребята, пополнять список лучших имен Кубани своими именами. Новых побед и открытий!

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

1. http://www.nsportal. ru›…shkola...znamenitye kubani

2. http://ru. wikipedia. org/wiki/Заглавная_страница

Краснодарский край Выселковский район посёлок Бейсуг

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

имени Близнюкова Александра Николаевича посёлка Бейсуг

муниципального образования Выселковский район

Всекубанский классный час

« Имя Кубани»

Виртуальное путешествие

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 п. Бейсуг

ЧубНатальяАлександровна

Единый всекубанский классный час

«Имя Кубани»

Цель:

Цели:

привитие любви к малой родине и сопричастности к истории Краснодарского края,

воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к историческому прошлому своей малой Родины,

воспитывать чувство патриотизма, гордость за родной край.

Задачи: привлечь внимание учащихся к самобытности и уникальности истории Кубани.

Оборудование:

Символика Краснодарского края, плакат с изображением контурной карты Краснодарского края,цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, проектор, презентация.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Хотите узнать куда?

Тогда послушайте стихотворение:

Слайд 2

Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный -
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен -
Край наш … (Краснодарский)

На чём можно отправиться в путешествие по Краснодарскому краю.

(На поезде, на самолете, на корабле).

Обоснуйте свой ответ.

(На территории Краснодарского края проходит Северокавказская железная дорога, есть аэропорты и наш край омывается двумя морями: Черным и Азовским) Слайд3

А станции у нас будут необычные.

Итак, отправляемся в путь! Я предлагаю путешествовать на самолете.

Первая станция “СИМВОЛЫ”

Назовите символы Краснодарского края. (Герб, гимн, флаг)

Из каких цветов состоит флаг? (Cиний, малиновый, зелёный)

На доске появляется плакат на котором изображена контурная карта Краснодарского края. Дети раскрашивают её в те цвета, которые присутствуют на флаге.

С каких слов начинается гимн Кубани? (Ты, Кубань, ты, наша родина, Вековой наш богатырь!)

Исполнение гимна Кубани учащимися.

Вторая станция “Моя малая Родина”

(Звучит отрывок из песни Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина?»)

-Учитель: А с чего начинается Родина для каждого из нас?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно, для каждого из нас Родина начинается с родного города или посёлка, в котором мы родились, с шума деревьев на улице, с моря пшеницы на бескрайних кубанских полях, с задорной казачьей песни…Пройдите по знакомым улицам и тропинкам, всмотритесь в лица людей. Которые вас окружают. Всё это - ваше близкое, родное, дорогое. И даже если по воле судьбы вы окажетесь далеко от этих мест, всё равно вы будете всем сердцем стремиться сюда. Здесь ваш дом, ваши корни - Родина начинается здесь.

Сегодня мы поговорим о маленьком уголке нашей необъятной Родины, о нашей малой родине, где мы все родились. Наш край разделён на муниципальные образования. Всего в крае 44 муниципальных образования. (Рассматриваем карту районов края Слайд 4 ).

-Учитель: Как называется наш район?

(Мы живём в Выселковском районе)

Учитель: Правильно наше Бейсугское поселение находится в Выселковском районе. Бейсугское сельское поселение составляет три населённых пункта - посёлок Бейсуг, станица Новодонецкая и станица Александроневская.

(Рассматриваем карту Бейсугского сельского поселения Слайд 5-6 ).

Выступление учащихся шестого класса с информацией об истории посёлка.

Ученик шестого класса: Посёлок Бейсуг основан в 1901 году и начал расти и развиваться. В посёлке была построена станция Бурсак. (Слайд 7) Поддержку строительству оказала дочь атамана Бурсака (Слайд 8), в честь которого и была названа станция. В 1928 году была построена машинотракторная мастерская. Работала на полях техника, возделывались новые земли, счастливо жили люди, пока не грянула Великая Отечественная война. Наш посёлок пострадал от бомбёжек немецких самолётов. Бомбёжке подверглись элеватор и железнодорожная станция. При бомбёжке погибла учительнца, которая жила в здании школы.

1 февраля 1943 года наш посёлок был освобождён. И началось строительство новой, мирной жизни. В 1953 году был построен элеватор, а в 1970 году - новое здание. В 1965 году был построен новый современный Дом культуры, а рядом - памятник народному герою, нашему земляку А. Кочубею.

Учитель: - Посмотрите на карту Выселковского района (Слайд 9). На территории Выселковского района 26 населённых пунктов, одним из которых является наша малая родина - посёлок Бейсуг.

Прекрасен наш посёлок сейчас. Идёт в посёлке строительство новых зданий, возделываются плодородные поля, на которых работали наши отцы, деды, прадеды, и мы будем работать, оставляя что-то и нашим потомкам, внося свою лепту в историю нашего посёлка и Кубани.

Учитель: Итак, отправляемся в полёт над нашим посёлком, и увидим, как он прекрасен с высоты птичьего полёта. Для этого мы отправимся на аэродром нашего посёлка и сядем в самолёт (Слайд 10). А теперь полетели! Взлетая, мы видим нашу школу № 8, в которой вы учитесь (Слайд 11).

Ребята, чье имя носит наша школа?

(Александра Николаевича Близнюкова)

Что вы знаете об этом человеке?

Учитель:

Слайды 12-16

Александр Близнюков, наш земляк, который проходил службу в Афганистане. Там шла война. Саша не вернулся с этой войны.

Саша Близнюков родился 1 сентября 1960 года в поселке Бейсуг. В семье он был единственным сыном. Саша был послушным, веселым и любознательным. Родные его очень любили. Ласковый, добрый, он во всем помогал своей маме. Он был одним из первых активистов в школе. Не было такого поручения, которого он бы не выполнял.

Школьные годы пролетели быстро. После окончания 8 классов Бейсугской школы Саша пошел учиться в ГПТУ №12 г. Ростова на газосварщика. Прошло немного времени, и пришла повестка в армию. Он часто писал письма домой о своей службе. Он писал, что все хорошо, вот только скучает по родному дому.

Во всех его письмах отчетливо была видна ненависть к тем, кто лишает жизни и крова людей. Саша верил, что они вместе с афганским народом победят наемных убийц. Саша Близнюков был смелым и храбрым воином нашей Советской Армии.

Командование благодарило маму Александра-Зинаиду Никитичну за хорошее воспитание сына. Ждала мать Сашу из армии. Считала месяцы, дни и часы - вот придет сын.

Но не довелось ей увидеть его живым. Жжет руки Зинаиды Никитичны извещение, где написано «При исполнении боевого задания ваш сын погиб в Афганистане». 13 сентября 2012 года, на торжественной линейке, МБОУСОШ №8 было присвоено имя Близнюкова А.Н.

Вот так, ценой своей жизни, прославил наш поселок и свою родную Кубань наш земляк Александр Близнюков.

Учитель : Пролетаем над посёлком и видим огромное здание. Вы узнали, что это за могущественное сооружение?(Слайд 17-18)

Ученики: - Да, это здание элеватора, сюда машины везут убранную с полей пшеницу. Где она будет храниться.

Ученики: - Да. Мы впервые увидели Бейсуг с высоты! Он очень красивый!

Учитель: - Но на этом наше путешествие не заканчивается. В нашем посёлке есть ещё много красивых мест и достопримечательностей. Продолжим наше путешествие и посетим памятник И.А. Кочубею, который стоит на въезде в посёлок. Кочубей - легендарный герой гражданской войны, уроженец станицы Александроневской. Он сражался за права простого народа, за землю кубанских казаков. (Слайд 22)

Я надеюсь, что совершив это путешествие по посёлку Бейсуг, вы станете любить свою малую родину ещё больше. Сейчас я прочту стихотворение, которое посвящаю нашему посёлку. Написала его учительница нашей школы В.Н. Турчинова. (Чтение стихотворения учителем).

Мой Бейсуг.

Там, где Бейсуг-река затерялась в полях,

Где поют соловьи на рассвете,

Мой посёлок родной утонул в тополях,

Самый лучший посёлок на свете.

Здесь вас встретит лихой Кочубей на коне

И зовущая в центр дорога,

Здесь приветливый свет виден в каждом окне,

И хороших людей у нас много.

По пшеничному полю комбайн бежит,

К элеватору мчатся машины.

Колос просится с поля, устало дрожит,

Нет для сердца милее картины.

На закате по улицам песни слышны:

Хорошо наш народ отдыхает,

Ну а ночь наступает - в объятьях реки

До утра всё вокруг засыпает.

А как только зарёй прокричат петухи,

Бейсуг - труженик снова проснётся,

И на пастбища гонят коров пастухи,

Новый день для посёлка начнётся.

По железной дороге бегут поезда,

Эхом песня колёс раздаётся.

По стране путешествую я иногда,

Только дома душа остаётся.

Я люблю возвращаться из дали чужой,

Сердце бьётся в груди, замирая.

Ты - мой дом, моя пристань, и я твой покой

На шум города не променяю.

А теперь мы продолжим путешествие по территории Бейсугского сельского поселения и посетим станицу Новодонецкую. Главной достопримечательностью станицы является это величественное здание. Это храм. Вы знаете, как он называется?

Ученик: - Это Свято-Троицкий храм. Недавно он был отреставрирован и теперь сюда приезжают прихожане не только нашего поселения, но и всего края.(Слайды 23-24)

Учитель: - Да, вы правы - этот храм не только очень красивый, он имеет свою историю. Я хочу рассказать о своей малой родине, станице Новодонецкой, в которой я родилась. Станица была основана в 1812 году на реке Бейсужке. Первыми начали населять станицу уроженцы Воронежской, Курской губернии и с Дона. Главной достопримечательностью станицы Новодонецкой является Свято-Троицкий храм. На месте нынешнего храма стояла деревянная церковь. В1850 году она сгорела. В1856году построена новая деревянная церковь. Здание нынешнего храма строилось с 1912 по 1915г. После революции храм был закрыт и долгое время не функционировал. Во время войны здание пострадало, но выстояло. Позже оно было приспособлено под колхозный склад. В настоящее время храм отреставрирован, действует и представляет собой предмет гордости не только местных жителей, но и всей Кубани.

Ученик шестиклассник: - А я хочу рассказать о своей станице, она тоже очень красивая и название у неё замечательное - Александроневская. На месте станицы Александроневской ранее находился хутор Кокорино. Первые переселенцы были из хутора Нивинки и Рощи Ставропольского края. В 1907 году хутор был переименован в Александроневский, а в 1914 году хутор был преобразован в станицу Александроневскую в честь великого русского князя. Непростой была жизнь этой прекрасной станицы. Её жителям пришлось почувствовать на себе и лишения в годы революции, и гнёт немецких оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Но станица выстояла. Сейчас в станице349 дворов с населением 826 человек.

Я люблю свою станицу и верю, что её расцвет впереди.

Учитель: - Наш край богат прекрасными уголками природы, великолепными памятниками культуры, а самое главное - хорошими, талантливыми, трудолюбивыми людьми. Труженики полей нашего сельского поселения собрали в этом году богатый урожай и стали победителями жатвы в Выселковском районе. Вы должны гордиться достижениями ваших земляков, отцов, дедов. А пройдёт совсем немного времени, вы придёте им на смену и, я надеюсь, приумножите их достижения. (Слайды 25-31)

Итог.

Станция «Переулок Творческий»

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. С удовольствием отмечаю, что все вы молодцы!

У вас на столах лежат листы бумаги разного цвета- красные, желтые, синие. Мне очень интересно узнать ваше мнение о нашем путешествии. Напоминаю вам, что красный цвет - это радостное настроение, жёлтый - светлое, приятное впечатление, синий - грустное. Обведите свою ладошку на листе того цвета, какое у вас настроение вызвало это мероприятие.

Давайте приклеим ладошки вокруг нашей карты. Пусть ваши ладошки сберегут и защитят наш край.

Разноцветные ладошки подчеркивают, что Краснодарский край многонациональный. В нем проживает более 120 народностей. И очень хочется, чтобы все нации, живущие в нашем крае, жили в дружбе и согласии, относились с уважением к традициям и обычаям всех народностей, проживающих на нашей кубанской земле.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Ситдикова Н. В. «Моя Кубань», Ростов - на - Дону, 2005 г.

2.Ратушняк В. Н. «По страницам истории Кубани», Краснодар, 1993 г.

3. Касьянов В. В. «История Кубани», Краснодар, 2005 г.

4. Песня В. Баснера и М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

5. Стихотворение И. Вараввы «Земля отцов - моя земля»

6.Материалы школьного музея «Казачий курень»

Цель мероприятия:

  • Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности, воспитание любви к своей малой родине.

Задачи:

  • создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей друг с другом, учителем, школой;
  • способствовать сплоченности ученического коллектива и родителей;

воспитывать любовь к школе, к школьным традициям;

  • развивать внимание, логическое мышление, творческие способности;
  • сформировать положительный настрой на общение;
  • воспитывать активность учащихся, интерес к учебным предметам, школе
  • совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми обще классным мероприятиям.

Участники мероприятия: будущие первоклассники, их родители, учитель

Форма: Праздник.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Запись музыки.
  • Медали первоклассников (по числу учеников).
  • Воздушные шары
  1. Вступление.

Дети под музыку заходят в свой класс и рассаживаются за парты. (Песня «Первоклашки»)

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

В день осенний рада

Вас увидеть я!

Нарядные, парадные, такие ненаглядные

Причёсанные с бантиками девочки сидят.

И мальчики – отличные, такие симпатичные,

Такие аккуратные на нас сейчас глядят.

— Сегодня у нас большой праздник – День Знаний. Вы собрались на первый школьный урок, чтобы познакомится со своей школой, узнать своих будущих одноклассников. (Слайд 1)

— Вы сегодня переступили порог волшебной страны — страны Знаний. Её вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. По этой волшебной стране могут путешествовать только школьники. В путешествии надо соблюдать правила. Какие? Послушайте внимательно. (Слайд 2)

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником,

Нужно помнить вот о чем.

На уроке ты сидишь

Тихо, тихо, словно мышь.

Спинка прямо у тебя,

Это делайте как я.

Если хочешь ты сказать,

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать.

— Замечательно, запомнили?

— А чему вы хотите научиться в школе? (высказывания первоклассников)

— Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по родному краю.

— Кто знает, как называется наш край? (Слайд 3)

— В этом году наш край отмечает 79 лет со дня своего рождения.

— Кубань называют жемчужиной России. Что такое жемчуг? Как он выглядит? (Слайд 4 )

— Нет края милее и богаче, чем наша Кубань: плодородные земли, бескрайние поля, щедрые сады, тёплые ласковые моря, а самое главное – люди, которые живут и прославляют наш край. (Слайд 5)

— Главой Краснодарского края является Вениамин Кондратьев (Слайд 6)

Сегодня все первоклассники края получат от губернатора тетрадь по Кубановедению, которая поможет вам узнать историю своей Родины.

— Сейчас мы совершим путешествие по родному краю и познакомимся с интересными людьми, которые трудятся во славу Кубани и нашего района.
— В наше путешествие мы отправимся на сказочном автобусе. Готовы?

(Слайд 7)

— Тогда вперёд!

— Мы прибываем на станцию «Дары Кубани» (Слайд 8-9)

— Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивают много сельскохозяйственных культур. А вот какие с/х культуры вы сами должны мне сказать.

  • На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)
  • И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко — …(подсолнух)

  • Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка)

  • Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а просто …(лук)
  • Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

  • Он большой, как мяч футбольный,
    Если спелый – все довольны,
    Так приятен он на вкус,
    И зовут его …(арбуз).
  • Со времён ещё далёких

Из семян травы высокой

Хлеб пекут и варят каши,

Чтоб посеять — землю пашут.

Называли — пашаница,

А теперь зовут её… (пшеница)

  • Золотые зёрнышки

Рядышком сидят.

Быстро их отварим,

Угостим ребят.

Пусть «едят от пуза»!

— Кто выращивает эти культуры? Люди каких профессий заняты в сельском хозяйстве?

Следующая станция «Труженики Кубани». (Слайд 11)( Картинка-слайд – тракторист, комбайнер, шофер, пекарь)- Кто из ваших знакомых имеет такие профессии? Кто работает в фермерских хозяйствах?

Летом в нашем районе отмечался праздник – День Урожая, на котором чествовали, поздравляли лучших тружеников района. (Слайд 12)

— Есть еще очень важные профессии, а какие – отгадайте (загадки пчеловод, ветеринар) (Слайд 13)

— Наш автобус пребывает на следующую станцию «Животноводы Кубани».

— Перед вами конверты, в которых картинки, но они разрезаны. Ваша задача собрать и узнать, каких животных выращивают на фермах Краснодарского края. (Проверить – загадка картинка. Слайд 15-21 )

— Знатным животноводом нашего района считают Ф. Куропятника. (Слайд 22)

Следующая станция — «Спортивная». (Слайд 23)

— Кто знает, какое знаменательное событие в спорте произошло в этом году в августе?

— Состоялись 31-е Летние Олимпийские игры 2016 в Рио-де-Жанейро (Бразилия) с 5 по 21 августа.

На Играх в Рио спортсмены Краснодарского края завоевали семь медалей: четыре золотые, одну серебряную и две бронзовые. Давайте познакомимся с Чемпионами.

  • Тищенко Евгений Андреевич. Родился в станице Каневской Краснодарского края. Чемпион Олимпийских игр по боксу в Рио-де-Жанейро (2016)
  • Дзюдоист из Армавира Беслан Мудранов.
  • Теннисистка Елена Веснина из Сочи.
  • Краснодарская гандболистка Анна Сень

Дзюдо — это один из видов боевого искусства или спортивной борьбы, в которой главное — ловкость, а не сила.

Гандбол — командная игра с мячом 7 на 7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом, руками. Цель игры - как можно больше раз забросить мяч в ворота соперника.

Ребята, кто из вас занимается спортом?

Спортивные люди – они так красивы.
В них столько энергии, бодрости, силы.
Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?
Лишь спорт тебе в этом отлично поможет!

Здоровье усилит, успехов прибавит.
От скуки, безделья тебя он избавит.
Поверь ты в себя и добейся высот.
О чем ты мечтал, даст тебе только спорт.

— Кто хочет стать красивым, здоровым, умным? Тогда всех приглашаю на спортивную зарядку. (Звучит музыка «Солнышко лучистое…») (Слайд 24)

Вывод.

Ребята, посмотрите, какая страница у нас получилась, как она называется? (Имя Кубани) . Здесь собраны фотографии людей, своим трудом прославляющим Кубань. Это только первая страница, которую мы сделали с вами сегодня, в течение учебного года мы продолжим составлять этот журнал.

— Пройдет еще совсем немного лет и вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни нашей Кубани, нашего района. Я верю, что каждый из вас принесет пользу нашей Родине. А сейчас вам нужно хорошо учиться, заниматься спортом, культурой и, быть может, ваши имена будут вписаны в славную историю Краснодарского края. (Слайд 25)

— Вам понравилось волшебное путешествие по родному краю? Кубань гостеприимна и щедра, если мы сейчас произнесем волшебные слова, то произойдёт чудо.

Повторяйте за мной:

Давайте смеяться,

Давайте дружить,

Давайте учиться

И весело жить!

— Поднимите ручки вверх, теперь опустите под стульчики и ……

— Закончен наш первый урок. Я ещё раз поздравляю вас всех с новым учебным годом! Сегодня вы отдыхаете, а завтра на занятия.

Презентация к классному часу: Имя Кубани — 1 класс

Анатолий Николаевич Березовой

(11.04.1942, пос. Энем, Республика Адыгея)

Герой Советского Союза, вице-президент Федерации космонавтики России, почетный гражданин Кавказского района

Кубань гордится именами выдающихся исследователей космоса. Это и Н. Г. Чернышев, и Ю. В. Кондратюк, и Г. Я. Бахчиванджи. В одном ряду с ними – имя летчика-космонавта Анатолия Николаевича Березового.

В начале 1960-х гг. Березовой работал на заводе. Полет Юрия Гагарина перевернул всю его судьбу. Он решает стать космонавтом.

Путь к мечте занял 12 лет. И вот – первый в мире длительный космический полет, который продолжался 211 дней! Экипаж корабля под руководством Березового выполнял астрофизические, медицинские и биологические исследования, изучал поверхность Земли, усовершенствовал работу аппаратуры орбитальных станций. Члены экипажа выходили в открытый космос – ремонтировали внешнюю поверхность станции, выводили на орбиту искусственные спутники.

А на земле Анатолий Николаевич готовил космонавтов к полетам, создавал службу космических спасателей.

Сегодня Анатолий Николаевич Березовой – полковник в отставке. Живет в Звёздном городке под Москвой. Он ведет большую общественную работу, сотрудничает с учеными института мониторинга земель и косистем, работает над сохранением кубанских черноземов, часто бывает у нас на Кубани.

Аким Дмитриевич Бигдай

(3.09.1855 – 17.11.1909)

В истории кубанской культуры Аким Дмитриевич Бигдай – личность замечательная, редкостная, необыкновенная. Он родился в станице Ивановской, в семье дьячка местной церкви. Получив юридическое образование в Одессе, возвратился на Кубань, где с 26 июля 1888 года он был мировым судьёй в Екатеринодаре.

Много сил и энергии А. Д. Бигдай отдавал делам общественным: был членом екатеринодарской городской думы, председателем благотворительного общества, директором попечительного комитета по тюрьмам, учредителем исправительного приюта, собирал средства в пользу голодающих. Помимо этого, работал в Кубанском экономическом обществе и в областном статистическом комитете. Был избран председателем екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Одним словом, не было такого общественного дела, на которое бы активно не откликнулся этот человек.

Аким Дмитриевич всей душой любил музыку, хотя не получил специального музыкального образования, играл и на скрипке, и на фортепиано. Им написано несколько музыкальных произведений, в том числе и музыка к пьесе кубанского писателя, атамана Черноморского казачьего войска Я. Г. Кухаренко «Черноморский побыт».

И всё же главным в его жизни было собирание и популяризация народных песен Кубани. Аким Дмитриевич начал записывать услышанные старинные мотивы, собирать песенные тексты с молодости. Привлекал к записи песен своих многочисленных родственников, друзей, знакомых и даже первых встречных на улице, кто помнил дедовские напевы. И люди охотно отзывались на его просьбы. Он исколесил всю Кубань, встречался с десятками исполнителей, слушал хоровые коллективы, записывал свадебные песни. В издаваемых сборниках песни классифицировались по жанрам: военно-походные, бытовые, острожные и т. д.

Беспощадное время предало забвению добрые дела Акима Дмитриевича Бигдая, совершенные им во имя блага кубанцев, но остался один вечный памятник ему – сборник «Песни кубанских и терских казаков». Этот уникальный труд, завещанный грядущим поколениям, продолжает служить людям.

В 1992 и 1995 годах были изданы два тома «Песен кубанских казаков» А. Д. Бигдая под редакцией В. Г. Захарченко – художественного руководителя Кубанского академического казачьего хора. Песни эти живут теперь в репертуаре хора.

Антон Андреевич Головатый

(1732 или 1744, Полтавская губерния – 28.01.1797, Персия)

Вся история казачества Кубани до конца XVIII века неразрывно связана с именем войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это незаурядная, одаренная, самобытная личность.

Антон Головатый родился в местечке Новые Санджары Полтавской губернии в 1732 году (по другим источникам, в 1744 году) в богатой малороссийской семье. Учился в Киевской духовной академии, но мечтая о ратных подвигах, подался в Запорожскую Сечь. За храбрость, грамотность и живой ум молодого казака запорожцы окрестили его «Головатым».

Будучи человеком весёлым, остроумным, Головатый служил легко, быстро продвигаясь по службе – от простого казака до куренного атамана. За свои воинские подвиги был награждён орденами и благодарственными письмами от Екатерины II.

Но главная заслуга его в том, что делегация черноморских казаков добилась подписания 30 июня 1792 года манифеста о наделении черноморцев землей на Тамани и Кубани.

Антон Головатый обладал врождённым дипломатическим талантом, который ярко сказался и в его административно-гражданской деятельности. После переселения на Кубань, исполняя обязанности кошевого атамана, Антон Андреевич руководил строительством дорог, мостов, почтовых станций. С целью лучшего управления войском ввёл «Порядок общей пользы» – закон, устанавливающий в войске бессменную власть богатой верхушки. Размежевал куренные селения, разделил Черноморию на пять округов, укрепил границу.

Головатый занимался и дипломатическими переговорами с закубанскими черкесскими князьями, изъявлявшими желание принять российское подданство.

26 февраля 1796 года Антон Головатый возглавил тысячный отряд казаков и вступил с ними в «Персидский поход», но неожиданно заболел лихорадкой и 28 января 1797 года умер.

Имя Антона Головатого и сегодня помнят на Кубани.

Евгения Андреевна Жигуленко

(1920 – 1994)

Командир звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка

(325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Евгения Андреевна Жигуленко родилась 1 декабря 1920 г. в Краснодаре в семье рабочего. Окончила среднюю школу в г. Тихорецке Краснодарского края, училась в дирижаблестроительном институте (в дальнейшем Московский авиационно-технологический институт).

Е. А. Жигуленко окончила школу лётчиков при московском аэроклубе. В Красной Армии она находилась с октября 1941 года. В 1942-м окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года.

Евгения Жигуленко, командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Ещё школьницей Женя решила закончить за год два класса. Все лето провела за учебниками и успешно сдала экзамены. Из седьмого класса – сразу в девятый! В десятом классе написала заявление с просьбой зачислить её слушательницей Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Ей ответили, что женщин в академию не принимают.

Другая бы успокоилась и стала искать себе иное занятие. Но не такой была Женя Жигуленко. Она пишет горячее, взволнованное письмо наркому обороны. И получает ответ, что вопрос о её приёме в академию будет рассмотрен, если она получит среднее авиационно-техническое образование.

Женя поступает в московский дирижаблестроительный институт, и одновременно заканчивает Центральный аэроклуб им. В. П. Чкалова.

В начале войны Евгения Андреевна предпринимает настойчивые попытки попасть на фронт, и её усилия увенчались успехом. Она начинает службу в полку, ставшем впоследствии Таманским гвардейским краснознамённым ордена Суворова авиационным полком ночных бомбардировщиков. Три года провела отважная лётчица на фронте. За её плечами 968 боевых вылетов, после которых горели вражеские склады, автоколонны, аэродромные сооружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгении Андреевне Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Она награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды.

После войны Евгения Жигуленко ещё десять лет отдала службе в Советской Армии, закончила Военно-политическую академию, затем работала в учреждениях культуры Кубани. Многогранность натуры Евгении Андреевны проявилась в том, что она освоила ещё одну профессию – кинорежиссёра. Первый её полнометражный фильм «В небе “ночные ведьмы”» посвящен подругам-лётчицам и штурманам прославленного полка.

Виктор Гаврилович Захарченко

Я буду счастлив, если мои песни будут жить в народе. (В. Г. Захарченко).

Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, Герой труда Кубани, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и Всероссийского музыкального общества.

Отца будущий композитор потерял рано, он погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны. Па­мять о матери, Наталье Алексеевне, осталась в запахе хлеба, который она пекла, во вкусе ее самодельных кон­фет. В семье было шестеро детей. Мама всегда работа­ла, а работая, обычно пела. Эти песни так естественно входили в детскую жизнь, что со временем стали духов­ной потребностью. Мальчик заслушивался свадебными хороводами, игрой местных гармонистов-виртуозов.

В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Красно­дарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его, стал студентом Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки на факультете хорово­го дирижирования. Уже на 3-м курсе В. Г. Захарченко пригласили на высокую должность - главного дириже­ра Государственного Сибирского народного хора. По­следующие 10 лет работы на этом посту - целая эпоха в становлении будущего мастера.

1974 год - переломный в судьбе В. Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится худо­жественным руководителем Государственного Кубан­ского казачьего хора. Началась счастливая и вдохно­венная пора творческого подъема коллектива, поиск его самобытного кубанского репертуара, создание научно-методической и концертно-организационной базы. В. Г. Захарченко - создатель Цент­ра народной культуры Кубани, детской школы искусств при Кубанском казачьем хоре. Но главное его детище - Государс­твенный Кубанский казачий хор. Хор достиг ошеломляющего ре­зультата на многих площадках мира: в Авс­тралии, Югославии, Франции, Греции, Чехословакии, Америке, Японии. Дважды, в 1975 и 1984 годах, он побеждал на Всероссийских конкурсах Государственных русских народных хоров. А в 1994 году получил высшее звание - академи­ческий, был удостоен двух Государственных премий: России - им. М. И. Глинки и Украины -им. Т. Г Шевченко.

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности народной жизни, гражданской от­ветственности за судьбу страны - вот главная линия композиторского творчества Виктора За­харченко.

В последние годы он расширяет свой музыкальный и тематический диапазон, идейную и нравственную направленность творчества. По-другому зазвучали строки стихов Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова. Рамки традиционной песни стали уже тес­ными. Создаются баллады-исповеди, поэмы-размышления, песни-откровения. Так появились поэмы «Я буду скакать» (на стихи Н. Рубцова), «Сила русского духа» (на стихи Г. Головатова), новые редакции поэмы «Русь» (на стихи И. Никитина).

Названия его произведений говорят сами за себя - «Набат» (на стихи В. Латынина), «Умом Россию не понять» (на стихи Ф. Тютчева), «Помоги тому, кто слабее» (на стихи Н. Карташова).

В. Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные ду­ховные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это един­ственный коллектив, который удостоен столь высокой чести.

Виктор Гаврилович Захарченко - профессор, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведет обширную научно – исследовательскую деятельность, им собрано свыше 30 тысяч народных песен и традиционных обрядов – историческое наследие кубанской станицы; изданы сборники песен кубанских казаков; сотни обработок и народных песен записаны на грампластинки, компакт-диски, видеофильмы.

Фёдор Акимович Коваленко

В историю нашего края Фёдор Акимович Коваленко вошёл как коллекционер и меценат, создатель картинной галереи, ныне художественного музея.

Он родился 16 мая 1866 года на Полтавщине в многодетной семье. Окончив местное училище и не имея возможности продолжить образование, в 1881 году с отцом и братьями переехал в Екатеринодар, где устроился на работу в бакалейный магазин.

На скудные заработки Фёдор Акимович Коваленко покупал недорогие картины, этюды, старинные вещи, монеты и постепенно создавал интересную коллекцию. Он признавался, что «на покупку картин утрачивал все свои средства». Уже в 1890 году Фёдор Акимович устроил первую выставку.

Спустя 10 лет Фёдор Акимович подарил свою коллекцию городу. А уже в 1907 году город арендовал под картинную галерею красивый двухэтажный особняк инженера путей сообщения Шарданова.

С 1905 года Фёдор Акимович ежегодно, весной и осенью, организовывал выставки картин русских и украинских художников. В 1909 году создал художественный кружок, почётным президентом которого был избран И. Е. Репин.

В 1911 году, благодаря активному участию Фёдора Акимовича, при поддержке и помощи Репина, в Екатеринодаре открылось художественное училище, а в 1912 году – художественный магазин, назначением которого было «проводить в массу художественный вкус».

Торговые дела у Коваленко шли плохо, приходилось постоянно конфликтовать с городской думой. Это требовало много сил и здоровья. В 1919 году сыпной тиф унёс из жизни кубанского Третьякова.

В 1993 году Краснодарскому краевому художественному музею было присвоено имя Ф. А. Коваленко.

Супруги Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан

Супруги Кирлиан – ученые с мировым именем – уроженцы Кубани.

Долгие годы они жили и трудились в Краснодаре. Семен Давидович родился в Екатеринодаре 20 февраля 1898 года в многодетной армянской семье. Мальчик обладал абсолютной музыкальной памятью и слухом, мечтал стать пианистом, но начавшаяся первая мировая война прервала его учебу. 19-летний юноша был отправлен в Тифлис. В декабре 1917-го вернулся на Кубань и поступил электриком-водопроводчиком на завод И. А. Ярового.

В эту пору на жизненном пути С. Д. Кирлиана встретилась красивая девушка – дочь священника станицы Новотитаровской Хрисанфа Лукича Лотоцкого Валентина (родилась она 26 января 1901 года). В 1911 году Валентину Лотоцкую, десяти лет от роду, отвезли в Екатеринодар и устроили в Епархиальное женское училище. Окончила училище в 1917 году. Освоила профессию машинистки. Тогда и встретила Семена Кирлиана.

В. Х. Кирлиан занималась педагогикой и журналистикой, С. Д. Кирлиан – электромеханикой. Мастерскую на улице Карасунской, где он работал, хорошо знали горожане: там можно было быстро, добротно и за бесценок отремонтировать с годовой гарантией любой электронагревательный прибор.

Неугомонный изобретатель в 1941 году предлагает электроэкран, используемый в душевых для обработки и обезвреживания людей, пораженных отравляющими газами. В годы войны им были сделаны и другие рационализаторские предложения. После освобождения Краснодара Кирлиан активно участвует в восстановлении машинного оборудования на заводах.

В послевоенные годы Семен Давыдович изобретает новый способ получения изображения объектов живой и неживой природы с помощью разряда, то есть без применения фотоаппарата.

Были получены первые уникальные снимки объектов неживой и живой природы с использованием «токов высокой частоты». Затем в содружестве с женой Валентиной Хрисанфовной начались удачные усовершенствования, оригинальные научные опыты. Только тщательно проверив и экспериментально доказав на тысячах снимках реальность разрабатываемого ими способа, супруги Кирлиан решили оформить его юридически.

2 августа 1949 года, в 16 часов 30 минут, был нотариально заверен первый снимок, полученный экспериментаторами. 5 сентября способ был заявлен и оформлено авторское свидетельство.

Супруги Кирлиан являются редкими самородками: они создали оригинальную методику получения изображения с помощью разряда в газе, который сейчас находит применение в промышленности, в биологии и медицине – это новый способ диагностики и контроля. А также совершили редкое открытие, предложив механизм газового питания растений.

Об «эффекте Кирлиан» узнал весь ученый мир нашей планеты. Краснодар, где жили и работали исследователи, привлек внимание не только отечественных научных учреждений, но и многих зарубежных институтов, лабораторий и исследовательских центров. Супруги вели обширную деловую переписку со 130 городами мира.

Елизавета Юрьевна

Кузьмина-Караваева

(мать Мария)

1891 – 1945

Поэт, философ, публицист, общественно-религиозный деятель

С детства Лиза жила с родителями в Анапе, увлекалась стихами Лермонтова, Бальмонта. Сама писала блестящие сочинения на гимназические темы, выдумывала различные рассказы для своих сверстников. Это были её первые творческие пробы, по-детски непосредственные и наивные, но и они уже свидетельствовали о её незаурядных способностях.

После неожиданной смерти отца, мать переехала с дочерью в Петербург, к своей сестре.

По окончании частной гимназии Елизавета училась на философском отделении бестужевских курсов. В 1910 году вышла замуж за Д. В. Кузьмина-Караваева. Входила в «Цех поэтов», который в 1912 году издал её первую книгу стихов «Скифские черепки». В книге отразились детские впечатления поэта, наблюдения за археологическими раскопками крымских курганов.

Елизавета Юрьевна дружила с Ахматовой и Городецким, гостила в Коктебеле у Волошина. Длительное время находилась под влиянием поэзии и личности Александра Блока. Многие годы они состояли в переписке…

Кузьмина-Караваева была первой женщиной, заочно изучавшей богословие в Петербургской Духовной академии.

В 1923 году Кузьмина-Караваева переехала жить в Париж. Под псевдонимом Юрий Данилов опубликовала автобиографический роман о годах революции и Гражданской войны «Равнина русская: хроника наших дней». В 1929 году в Париже вышел ряд её книг: «Достоевский и современность», «Миросозерцание Вл. Соловьева», «Хомяков».

Назначенная разъездным секретарем Русского студенческого христианского движения, Елизавета Юрьевна с 1930 года вела миссионерскую и просветительскую деятельность среди русских эмигрантов в разных городах Франции.

В 1932 году она стала монахиней, приняв при постриге имя Мария – в честь Марии Египетской. Своё монашеское призвание видела в деятельной любви к ближним, прежде всего в помощи бедным. В середине 30-х годов мать Мария основала в Париже центр социальной помощи – братство «Православное дело», ставшее местом встречи многих писателей и философов. На улице Лурмель в Париже ею была оборудована церковь, в устройство которой мать Мария вложила свои художественно-декоративные, живописные и рукодельные способности: выполняла роспись стен и стекол, вышивала гладью панно.

После оккупации Парижа сотни евреев обращались к матери Марии за помощью и убежищем. Им выдавали документы, свидетельства о принадлежности к православному приходу на улице Лурмель, их укрывали. Во время массового еврейского погрома 1942 года, когда тысячи евреев, включая детей, были загнаны на стадион, Кузьмина-Караваева пробралась туда и спасла нескольких детей.

9 февраля 1942 года мать Марию арестовали за укрывательство евреев и отправили в концлагерь Равенсбрюк. Именно в этом лагере в газовой камере погибла мать Мария.

Задолго до гибели, ещё 31 августа 1934 года, она оставила в записной книжке запись: «…есть два способа жить. Совершенно законно и почтенно ходить по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть». Не поддается сомнению то, что мать Мария придерживалась второго из названных «способов» жить, когда почти каждый день становится испытанием крепости веры, готовности безропотно нести тяжкий крест сострадания и святой, бескорыстной любви к ближнему. И это превратило её жизнь в настоящий подвиг.

Советское правительство признало заслуги матери Марии и посмертно наградило орденом Отечественной войны.

Канонизирована Константинопольским патриархом как преподобномученица в 2004 году.

Михаил Иванович Клепиков

(27.04.1927–26.03.1999)

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, депутат Верховного Совета СССР, заслуженный механизатор России, зачинатель всекубанского соревнования за высокую культуру земледелия

Все мы слышали крылатую фразу: «Кубань – житница России». Но высокие урожаи зависят не только от плодородия почвы, но и от людей, которые трудятся на земле.

Таким человеком был Михаил Иванович Клепиков. За доблестный труд на кубанских полях его уважали и ценили соотечественники, а зарубежные фермеры называли «свекловичным королем».

В 1943 году, сразу после освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, Михаил Клепиков, пятнадцатилетний подросток, впервые сел на трактор. В 19 лет он уже был бригадиром в колхозе «Кубань» Усть-Лабинского района. Его почин под девизом «Земля соседа – не чужая земля» был подхвачен всей страной.

Бригада Клепикова накопила громадный опыт, которым щедро делилась с хлеборобами всего мира. Применяя новые технологии, Клепиков получал рекордные урожаи пшеницы, кукурузы, гороха, подсолнечника, свеклы.

Труд, самозабвенный и неустанный, на благо Кубани снискал ему заслуженное призвание. Главным делом жизни Михаила Ивановича Клепикова была забота о земле, бережное отношение к ней.

До конца дней Михаил Иванович оставался верным своему призванию.

Павел Пантелеймонович Лукьяненко

(1901-1973)

советский учёный-селекционер, академик АН СССР, академик ВАСХНИЛ, дважды Герой Социалистического Труда

Павел Пантелеймонович Лукьяненко родился 27 мая 1901 года в станице Ивановской Краснодарского края, в семье станичного атамана, потомственного казака Пантелеймона Тимофеевича Лукьяненко.

Детей своих Пантелеймон Тимофеевич воспитывал в труде, в строгости, в уважении к старшим, он старался дать сыновьям хорошее образование.

После окончания начальной школы Павел Лукьяненко поступил в Ивановское реальное училище, в 1918 году окончил его.

Интерес к сельскому хозяйству, к профессии селекционера определился у юноши еще в школьные годы и остался на всю жизнь. С юных лет он мечтал победить страшного врага пшеницы – грибную болезнь ржавчину, которая часто губила урожаи на богатой кубанской земле.

Осенью 1922 года, после демобилизации из Красной Армии, человек земли, выросший в станице – Павел Пантелеймонович Лукьяненко поступил в кубанский сельскохозяйственный институт, прошел практику на опытных полях «Круглика».

В 1926 году Павел Пантелеймонович получил диплом агронома-полевода, и начал работать на опытной сельскохозяйственной станции (ныне Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства).

Молодой селекционер много читал, изучал и размышлял о драгоценном злаке, о «красном хлебе», как его называли в народе, – о пшенице.

Нет в мире другого селекционера, который бы подарил человечеству столько прекрасных сортов пшеницы. Павлом Пантелеймоновичем Лукьяненко создано 43 сорта.

П. П. Лукьяненко разработал научную программу селекции ржавчино-устойчивых сортов, обладающих продуктивным колосом, с высокими технологическими качествами.

Его вклад в развитие сельскохозяйственной селекционной науки высоко оценен как на Родине, так и за рубежом. Павел Пантелеймонович Лукьяненко был почетным членом иностранных академий наук: Болгарии, Венгрии, Германии, Швеции. Он лауреат Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями.

Дело учёного живёт в золотом пшеничном колосе, и продолжено благодарными учениками – большим коллективом селекционеров Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П. П. Лукьяненко.

Константин Николаевич Образцов

Все мы знаем слова гимна Краснодарского края. Автор этого шедевра – походный священник 1-го Кавказского полка Константин Оборазцов. Песня написана вдохновенно, залпом, видимо, в час затишья, перед боем, и посвящена казакам «в память боевой их славы». Константину Образцову принадлежат еще несколько казачьих песен, посвященных казакам его полка.

Константин Образцов родился 28 июня 1877 года на Волге, в городе Ржеве Тверской губернии, где отец его Н. Д. Образцов, служил на Рыбинско - Бологоевской железной дороге. Дед Образцова был священником, да и родной его отец учился в духовной семинарии.

В 1882 году Н. Д. Образцов с семьей переехал на Кавказ, в Тифлис. Здесь от простуды скончалась матушка и дети остались без присмотра и заботы. Отец женился вторично на грузинке Ефросинии Мерабовне Цкитишвили. Эта женщина оказала на маленького Константина огромное влияние, способствуя пробуждению и воспитанию в ребенке религиозного чувства.

После окончания городского училища К. Образцов поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Преподаватели смогли разглядеть и оценить незаурядные дарования подростка. Помогли ему усовершенствовать литературный стиль. В 1902 году К. Образцов женился. И женитьба как бы дала ему «второе зрение», укрепила нравственную основу, освободила от гнетущего чувства одиночества. Тогда же в нем созрела давняя мечта посвятить себя служению церкви. Жена поддержала этот его порыв. Константин расстался с университетом и 13 июня 1904 года принял духовный сан.

В 1909 году К. Образцов занял место приходского настоятеля в казачьей станице Слепцовской. Следующий, 1910 год оказался для него годом тяжкого горя: отец К. Образцов одновременно потерял двух своих детей.

В 1912 году священник К. Образцов перешел в военное ведомство и получил новое назначение в 1-й Кавказский полк Кубанского казачьего войска. Однако, находясь на военной службе, Константин Образцов не прерывал своей литературной работы. Он публикует новые стихи в духовных журналах и газетах «Русский паломник», «Странник», «Кормчий», «Утешение и наставление в православной вере христианской», «Почаевский листок» и других.

18 октября 1914 года Турция объявила войну России. Так начался бесконечный боевой поход 1-го Кавказского полка по полудикой, гористой местности, поход, полный невзгод и лишений, мук и потерь. Отец Константин наравне с казаками терпел все трудности переходов, беды боевой и бивуачной жизни, ютясь то в палатке, то в землянке, наскоро вырытой. Отец Константин напутствовал смертельно раненных, дивясь мужеству казачьему. Стихотворения К. Образцова, как и его песни, проникнуты большой любовью к Отчизне, к родному дому, воспевают доблесть и бесстрашие русского воина. Именно к таким стихам относятся произведения «Находка», «Мировая битва», «Отцовский привет кубанцу» - в память взятия Эрзерума. Когда эта радостная весть пришла в станицы –

В 1916 году, в день Святой Пасхи, выпавшей на 10 апреля, отец Константин Образцов в стихотворении «В день победы» пророчески говорил:

Трагична судьба К. Образцова: по одной из версий в 1917 году большевики убили его в Тифлисе. По другой, он скончался в Екатеринодаре, в доме полковницы М. И. Камянской от сыпного тифа. Но как бы то ни было, Константин Образцов с нами, в нашей памяти, душа его – в удивительной песне «Ты, Кубань, ты – наша Родина». Она стала народной. Облетела все станицы. Вошла в душу каждого человека. Обрела свое бессмертие. По сообщению старожилов, музыку написал композитор и дирижер Войскового симфонического оркестра М. Ф. Сиреньяно. Но, возможно, – музыку сочинил народ. Эта песня-плач, песня-исповедь, песня-молитва стала гимном Кубанского края. И жить этому гимну вечно, как стоять и жить вечно могучей Кубани.

Разработка содержит сценарий классного часа, презентцию. Файлы с фонограммами из-за большого веса более 3 МБ не вошли в папку. Их можно скачать по ссылкам в документе.

Цель классного часа: формировать представления о земляках-кубанцах, прославивших Кубань и Россию; развивать у детей интерес к достижениям людей в разных областях и понимание того, что необходимо трудиться, проявлять волю и упорство в достижении поставленных целей; воспитывать чувство любви к своей малой Родине, гордости за своих земляков; развивать внимание коммуникативные навыки; формировать положительное отношение к здоровому образу жизни, спорту.

Оборудование и оформление : презентация «Имя Кубани», рисунки детей, фонограммы А.Нетребко «Голос», Кубанский казачий хор «Ой да Краснодарский край», «Молодежь Кубани», для проектной работы: у детей карандаши, ножницы, клей-карандаш, листы жёлтой бумаги для лепестков подсолнуха, белые для основы поделки, круги коричневого, оранжевого цвета для сердцевины подсолнуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МАОУ гимназия г.Белореченска Сидоренко Елена Алексеевна

Единый Всекубанский классный час для учеников 3-4 классов

«Имя Кубани»

Цель классного часа: формировать представления о земляках-кубанцах, прославивших Кубань и Россию; развивать у детей интерес к достижениям людей в разных областях и понимание того, что необходимо трудиться, проявлять волю и упорство в достижении поставленных целей; воспитывать чувство любви к своей малой Родине, гордости за своих земляков; развивать внимание коммуникативные навыки; формировать положительное отношение к здоровому образу жизни, спорту.

Оборудование и оформление : презентация «Имя Кубани», рисунки детей, фонограммы А.Нетребко «Голос», Кубанский казачий хор «Ой да Краснодарский край», «Молодежь Кубани». Для проектной работы: у детей карандаши, ножницы, клей-карандаш, листы жёлтой бумаги для лепестков подсолнуха, белые для основы поделки, круги коричневого, оранжевого цвета для сердцевины подсолнуха.

Слайд 1

Сегодня у нас радостный день. Вы перешли в 4 класс! С праздником вас, ребята! С Днем Знаний! Прошли веселые каникулы, и мы собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и готовы к новому учебному году.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о Родине, о нашем крае. Кубань – это частица нашей великой Родины – России. И наш классный час мы посвящаем имени Кубани .

Слайд 2

У ченик:

Кубанская природа,

Родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
А может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны!

На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов (русские, белорусы, украинцы, греки, узбеки, грузины, армяне, татары и мн.др.). Всего более 5 млн. жителей. Но есть среди них те, кого знают и уважают не только в стране, но и во всем мире. Это наши земляки, которые прославляют родную Кубань.

Как люди могут прославить свой край? (Подвигами, открытиями, выдающимися достижениями, талантом)

В какой области могут быть совершены подвиги, открытия, достижения?

Военные подвиги (защита родины от врагов, за мир во всем мире);

Трудовые подвиги (уборка урожая);

Подвиги научных открытий (работа в космосе, открытия в области медицины, селекции);

Спортивные подвиги (совершаются на спортивных полях);

Для кого совершаются подвиги, делаются открытия? (для своего народа, для своей родины)

Слайд 3

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Как вы считаете ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Что в представлении автора «желтый океан» и «зеленый парус тополей»?

(Ребята высказывают свое мнение)

Имя Ивана Федоровича Вараввы известно нам всем, но давайте сейчас немного вспомним о жизни и творчестве этого Кубанского поэта.

Слайд 4

Ученица:

Кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара.

Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Награжден орденами Отечественной войны II и I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», медалью «Герой труда Кубани». Умер Иван Федорович 13 апреля 2005 года в возрасте 80 лет.

Учитель: Иван Варавва русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны. Герой Труда Кубани (2005).

Родился в селе Новобатайск Северо-Кавказского края, ныне Ростовской области в семье кубанских казаков, переселенцев с Кубани. В 1932 году семья вернулась на Кубань, переехав сначала в Краснодар, а затем в станицу Староминскую.

В 1942 году со школьной скамьи ушёл на фронт. Принимал участие в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжёлую контузию. После излечения освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную подпись на стене поверженного Рейхстага.

Пишет для детей. В 1960-х годах выходит его сказка «Как гостила у Дракона царь-красавица Бобровна».

При участии Вараввы был создан альманах «Кубань» и возрождён Кубанский казачий хор.

Собирал кубанские казачьи песни. В 1966 году выпустил сборник «Песни казаков Кубани», включив в него в том числе и песню «Ще й не вмэрла Украина».

На стихи Вараввы написаны десятки песен композиторами Григорием Пономаренко, Борисом Александровым, Виктором Захарченко, Григорием Плотниченко, Виктором Пономарёвым, Василием Волченко и другими.

Слайд 5

Анна Нетребко – одна из наиболее известных и популярных оперных певиц в современной истории России. Ее голос восхищает миллионы зрителей, а превосходные сценические партии заставляют пересмотреть представления о действительно качественной музыке.

Будущая легенда оперной сцены родилась и выросла в Краснодаре. Ее семья происходит из кубанских казаков, хотя родители Анны и не были с ними напрямую связаны. Ее отец работал инженером, а мама – геологом.

В настоящий момент Анна Нетребко входит в ТОП-10 самых популярных и известных российских деятелей искусства. Среди наиболее значимых ее ролей были роли в спектаклях «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Обручение в монастыре», «Севильский цирюльник», «Сомнамбула», «Риголетто», «Лючия ди Ламмермур», «Богема», «Дон Жуан» и многие-многие другие.

С 2008-го года Анна Нетребко носит звание Народной артистки РФ. Кроме того, в личной коллекции наград певицы есть такие награды как «Золотой софит», German Media Award, «Золотой граммофон» (за песню «Голос»), премия «Casta diva», а также Classical BRIT Awards и многие другие.

Слайд 6

Учитель: Всемирную известность имеет и всеми любимый Кубанский Казачий хор, художественным руководителям которого является Виктор Захарченко, художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, музыковед-фольклорист, дирижёр и композитор - родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края.

Ученица: Виктор Гаврилович Захарченко - неутомимый собиратель и популяризатор фольклора - песенного наследия России, автор научных музыковедческих исследований и многочисленных публикаций в широкой печати, в том числе: «Песни села Балман», «Песни станицы Кавказской», «Умом Россию не понять», «Поёт Кубанский казачий хор», «Кубанские народные песни»...

Учитель: В репертуаре Кубанского казачьего хора и его солистов не только традиционный казачий фольклор, народные песни в обработке Виктора Захарченко, но и авторские произведения Захарченко-композитора.

«Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции… Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду».

Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Ни одной неудачи! Шедевр за шедевром. Взрывные мелодии, потрясающие музыкальные идеи, бьющее ключом вдохновение!

Фонограмма «Ой да Краснодарский край» Кубанского Казачьего хора

Слайд 7

Наша малая родина славиться не только талантливыми поэтами и музыкантами, но и отважными воинами, трудолюбивыми работниками и знаменитыми спортсменами. Совсем недавно наши земляки прославили нашу родину на Олимпиаде в Рио. Давайте послушаем.

Ученик:

Всего же на Олимпиаде в Рио выступали 25 спортсменов, так или иначе представляющих кубанский спорт. Кубанские спортсмены завоевали 11 наград, из них восемь золотых медалей, одна серебряная и две бронзовые.

Учитель: В.Пути наградил победителей и призёров В Кремле. Помимо орденов и медалей, спортсмены-призеры Олимпийских игр, не являвшиеся заслуженными мастерами спорта, получили это почетное спортивное звание приказом министра спорта России.

Орденом Дружбы наградили Ирину Близнову, Владлену Бобровникову, Елену Веснину, Екатерину Маренникову, Беслана Мудранова, Анну Сень, Марину Судакову и Евгения Тищенко. Медаль ордена «За заслуги перед отечеством» I степени получил Аниуар Гедуев, а II степени – Стефания Елфутина и Сергей Семенов.

Слайд 8

Ученик: Беслан Мудранов , выиграл первое Российское золото в Рио. Российский дзюдоист и самбист. Олимпийский чемпион, призёр чемпионатов мира, чемпион Европы и России по дзюдо. Выступает в легчайшей весовой категории.

Слайд 9

Ученица:

Елена Веснина российская профессиональная теннисистка, заслуженный мастер спорта. На Олимпиаде в Рио в паре с Екатериной Макаровой обыграла в финале швейцарскую пару Хингис - Бачински, тем самым впервые завоевав олимпийские медали для России в парных турнирах.

Слайд 10

Олимпийское золото. Женский гандбол. Воля, красота, техника. Спасибо Трефилову, наш лучший тренер! – написал, в частности, губернатор Кубани в своем микроблоге в Твиттере. - И среди победительниц – наши, кубанские: Сень, Судакова, Маренникова, Бобровникова и Близнова .

Нынешняя «золотая» виктория стала первой наградой такого уровня в истории национальной женской сборной по гандболу. На пути к триумфу в Бразилии наши девушки выиграли все пять матчей группового этапа - с Южной Кореей, Францией, Швецией, Аргентиной и Нидерландами. В четвертьфинале же россиянки одолели сборную Анголы, а в полуфинале – Норвегию. В битве за золото гандболистки снова оказались сильнее француженок.

Учитель: Какими качествами должен обладать спортсмен? (сила, ловкость, упорство, смелость).

Какие качества нужны спортсменам для борьбы, чтобы добиться победы? (Обязательно – дружба и уважение.)

Учитель: Сегодня мы попытались создать портрет Кубани в именах известных людей. В нем перекликаются история и современность, прошлое, которым мы гордимся, и настоящее, которые мы с вами создаем. И именно от нас зависит – каким будет наш прекрасный край завтра. Имя каждого из нас может прославить родной дом, родную улицу, станицу и даже весь Краснодарский край. Ведь ваш сегодняшний труд – хорошая учеба, помощь близким и нуждающимся людям, активность в спорте, крепкая дружба - это вклад в будущее Краснодарского края.

Как вы думаете, нужно ли нам знать имена Кубани? (мнение детей).

Коллективный проект (работа в группах по 3-5 человек)

Какой цветок является символом солнца плодородия на Кубани соединяющий солнечное тепло - желтый цвет и зеленый - щедрость кубанской земли? (подсолнух)

Изготовление символа Кубани – подсолнух (каждый ребенок обводит ладошку, вырезает, на пальчиках пишет имя земляка-кубанца и качества, позволяющие достичь высочайших результатов).