Египетские гробницы. Типы египетских гробниц. Тайные гробницы фараонов египта

January 6th, 2015

Вот представьте себе, сколько там настроили и накопали египтяне, что мы до сих пор откопать не можем.

Более полувека понадобилось археологам, чтобы осушить загадочную шахту под дорогой фараона Хафра в Гизе. Они знали, что шахта соединяет несколько комнат, но оказалось, что это только начало. Из некоторых помещений открывается вход в новые шахты.

В 1945 году египетский археолог Абдель Монейм Абу Бакр (Abdel Moneim Abu Bakr) случайно обнаружил заполненную водой шахту, расположенную в маленьком туннеле, который пролегал по оси север-юг под дорогой фараона Хафра в Гизе. Ученый исследовал его и выяснил, что вертикальный туннель соединяет множество комнат. Однако археолог никогда не занимался раскопками загадочного подземного хода и не публиковал никакие данные о нем. В течение многих лет в заполненной водой шахте купались или пили воду местные рабочие. А уровень грунтовых вод поднялся так высоко, что археологи не могли ее изучать.

Цель, с которой создавалась эта шахта, долгое время оставалось загадкой. Многие любители египетской истории узнали о ее существовании, и среди них начали распространяться слухи, что под шахтой располагается сеть туннелей, которые ведут к пирамиде Хеопса или даже, возможно, к Великому Сфинксу. Летом 1999 года доктор Захи Хавасс (Zahi Hawass) решил, что необходимо попытаться провести раскопки таинственного подземелья, точно определить, какую роль он играл, и пресечь распространение ничем не подкрепленных слухов.

Осушение затопленной шахты

Сложнее всего оказалось понизить уровень воды до такой степени, чтобы археологи смогли начать работу в шахте. Исследователи обратились с просьбой о помощи к инженеру Исмаилу Осману (Esmail Osman), который привез необходимое оборудование для откачки воды. Ученым пришлось работать при постоянно работающем оборудовании. По словам Хавасса, «постоянный шум мешал думать, а оборудование работало так громко, что я почти оглох!»

Исследователи больше всего боялись, что откачав воду, они могут повредить шахту или вообще ее обрушить. Все, даже самые мелкие трещины замазали штукатуркой, и на них археологи поставили дату. Если бы трещина начала расширяться, а штукатурка трескаться, рабочие сразу бы заметили это и приняли необходимые меры предосторожности.

Три комнаты

После того как вода из шахты ушла, археологи начали свои исследования. Первый отрезок шахты глубиной почти в 10 м заканчивался комнатой размером 8,6 на 3,6 м. Когда ученые попали в это помещение, оно оказалось пустым. Но в северной части комнаты обнаружилась еще одна вертикальная шахта глубиной в 13,25 м. Она также привела к комнате, размеры которой составляли 6,8 на 3,5 м. На этот раз основное помещение окружали еще шесть маленьких комнат и ниша, из которой начиналась очередная шахта. В трех маленьких комнатах стояли каменные саркофаги, выполненные в стиле XXVI династии (около 685-525 годов до н. э.), в двух из них сохранились человеческие кости.

«На этом уровне мы также нашли ушебти и фрагменты керамики Позднего царства. Кроме того, в юго-восточном углу главной комнаты находилась ниша, в которой начиналась третья вертикальная шахта. Она заканчивалась примерно через 8 метров в новой комнате площадью в 9 кв. м», — рассказал Хавасс.

Нижний уровень шахты

Последняя комната оказалась самой интересной. В центре находилось прямоугольное углубление, выдолбленное в скальной породе. По углам этого углубления сохранились остатки квадратных колонн. Место между углублением и стенами помещения имело форму желоба. Этот желоб прерывался при входе в помещение, где уровень пола значительно повышался, и соединялся с центральным углублением. Таким образом, форма желоба напоминала египетский иероглифический знак pr , который означает «дом».

В центре углубления находился большой саркофаг, сделанный из черного базальта. В самом саркофаге сохранились человеческие останки и несколько амулетов времен Позднего царства (664-332 года до н. э.). «Но больше всего нас удивила найденная там красная гладкая керамика со следами белой краски, которая, возможно, датируется периодом правления VI династии», — отметил Хавасс.

Захоронение фараона или могила Осириса?

Археологи не смогли обнаружить никаких доказательств тому, что шахта использовалась как место захоронения фараонов. «Я считаю, что древние египтяне собирались построить символическую гробницу Осириса, бога загробного мира. Создается ощущение, что желоб вокруг углубления был сооружен специально таким образом, чтобы грунтовые воды заполнили его. Тогда углубление оказалось бы окружено водой наподобие острова. Такая конфигурация могла изображать первозданный океан Нун, который покрывал весь мир до времен творения. А в его центре как бы возвышался остров, представлявший собой первый появившийся клочок земли», — рассказал Хавасс.

Вода также могла символизировать связь Осириса с плодородием и возрождением. Угловые колонны, возможно, ассоциировались с четырьмя священными ногами бога, описанными в поздних текстах. Само центральное углубление с возвышающимся в нем саркофагом и колоннами по углам по своей конфигурации похоже на Осирион храма Сети I в Абидосе, другое символическое захоронение Осириса. Погребения, которые датируются Поздним царством, возможно, отражают желание египтян после смерти быть поближе к богу загробного мира.

Шахта Осириса у Геродота

«Я считаю, что шахта Осириса была описана греческим писателем Геродотом, «отцом истории». По его словам Хеопс был захоронен на острове в подземной комнате, расположенной в тени Великой Пирамиды и подпитываемой каналом, отходящим от Нила», — подчеркнул Хавасс.

Геродот, возможно, описывает именно шахту Осириса, хотя и ошибается в ее датировке и назначении подземного сооружения. Шахта Осириса, судя по всему, была построена позже правления Хеопса, так как древнейшие предметы, которые нашли там археологи, относятся только к VI династии (Хеопс принадлежал к IV династии). А большинство других находок еще более поздние.

«Как я подчеркнул выше, во время своих исследований я смог установить, что шахта – это символическое захоронение Осириса, а не царская гробница, как это утверждает Геродот», — отметил Хавасс.

Таинственный туннель

На самом нижнем уровне археологи сделали еще одну интересную находку. В северо-западном углу комнаты начинается узкий туннель. Этот проход настолько узок, что в него смог пролезть только ребенок. Но дальше он оказался забит глиной. «В 1999 году я послал мальчика изучить этот туннель. Он смог проползти только 5 метров, а дальше ход стал слишком узким даже для него», — рассказал Хавасс.

В ноябре 2008 года телевизионный продюсер Ричард Рейсс (Richard Reisz) достал эндоскопическую камеру для изучения этого узкого прохода. Команда, которая занялась этим проектом, смогла продвинуть камеру всего на 10 метров, прежде чем глина помешала им. В декабре исследователи вернулись туда с двумя самодвижущимися исследовательскими мобильными аппаратами, оснащенными камерами, которые могли продолжить свое путешествие по загадочному проходу. Через 6,5 метра исследователи обнаружили, что туннель разветвляется. Они послали аппарат в ответвление, он прошел 10,5 метра, но затем проход опять стал слишком узким и заполненным глиной, чтобы робот смог продвигаться дальше. Зато команда исследователей обнаружила, что основной проход продолжается еще на протяжении 21 метра, а дальше, судя по всему, заканчивается, хотя определить это точно пока не удалось.

«Я связался с японской командой, которая собирается привезти более современный и технически совершенный аппарат, который, возможно, сможет продвинуться дальше тех точек, где застревало другое оборудование», — рассказал Хавасс.

Археологи должны были начать новую попытку изучить таинственный ход 9 июня 2009 года. Они собирались отправить робота в проход и, наконец, выяснить, куда он ведет. Ученые надеются понять, зачем египтяне выдолбили этот узкий ход в скале, да еще так глубоко под землей.

И вот совсем недавно итальянские археологи, которые работают в Фивах (Египет), нашли мифическое захоронения египетского бога возрождения, а также царя загробного мира Осириса. Могила была найдена в некрополе Шейх Абд эль-Курна на Западном берегу в Фивах.
Там найдена огромная древняя копия мифической гробницы Осириса. Все воспроизведено так, как описано в египетской легенде, в комплексе с несколькими шахтами и камерами. По данным испанского информационного агентства EFЕ, гроб воплощает в себе все особенности гробницы Осириса, как и сказано в древних египетских легендах, и является уменьшенной копией комплекса Osireion.

Усыпальница представляет собой сложный комплекс из нескольких помещений и шахт, которые уходят далеко вглубь. Гробница Осириса появилась на картах в 1887 году, но активные раскопки здесь начали вести только в 2014 году. На стенах погребальной комнаты обнаружили изображения демонов, которые держат в руках ножи. Остальные комнаты пусты или заполнены мусором, ученые полагают, что их разграбили много лет назад. Продолжатся раскопки осенью этого года.

Внутри комплекса гробницы исследователи обнаружили резьбу Осириса и комнату с настенным рельефом, изображающим демонов, держащих ножи. Начальник испано–итальянской команды, д–р Мария Милагрос Альвареса Соса, сказала EFE, что демоны находятся там, чтобы защитить тело умершего.

Исследователи полагают, что комплекс гробницы датируется 25–м династией (760 – 656 г.г. до н.э.) или 26 династией (672 – 525 г.г. до н.э.). Вывод сделан на основе сравнения с аналогичными гробницами, которые содержат элементы культа Осириса.

Оказалось, что гробница соответствует мифическим описаниям и в ее состав входит несколько комнат. Ученые предполагают, что возраст этой могилы составляет 760-656 годом до нашей эры.

Именно изображение Осириса располагалось внутри свода храма, который входит в погребальный комплекс. Его поддерживают 5 столбов, а лестницы, которые расположены внутри ведут в погребальный зал. А в комнате, которая расположена на запад от центрального входа ученые обнаружили картину, на которой изображены демоны. Руководитель раскопок Мария Милагрос Альварес Соса рассказала, что изображения были нанесены с целью сохранения тела погибшего.

А возле изображения Осириса нашли еще одну лестницу, ведущую в другую комнату. Она расположена ниже и забита мусором. Никакой информации о найденную гробницу больше нет.

Напомним, что согласно древнеегипетской мифологии Осириса убил его брат Сет, бог беспорядка и Хаоса. Сет поместил тело в саркофаг и бросил его в Нил, где его и нашла Исида.

источники http://infoglaz.ru/?p=57570

Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] Элфорд Алан

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

Предполагалось, что в этой удивительной Великой пирамиде должно было быть три гробницы - на случай, если фараон умрет во время строительства. И это вполне серьезно утверждают учебники! Эксперты Британского музея объясняют «особенности внутренней конфигурации пирамиды изменением планов по ходу строительства». Это непосредственно связано с традиционной версией, согласно которой каждая из камер была предназначена для гробницы, и что, следовательно, строители изменили свои планы в ходе строительства.

Имеются ли какие либо доказательства в подкрепление все еще бытующего представления о том, что Великая пирамида действительно должна была служить гробницей? Такое предположение - что будто бы камера царя (или же царицы) в Великой пирамиде служили гробницей - разваливается перед лицом имеющихся у нас свидетельств. К удивлению многих, кто принимал теорию гробниц за чистую монету, в Великой пирамиде так и не было найдено ни останков, ни мумий, ничего, что имело бы какое бы то ни было отношение к захоронению или гробнице.

Арабские историки, которые описывали проникновение Мамуна в пирамиду, утверждают, что там не было никаких следов захоронения, равно как и никаких следов грабителей, так как верхняя часть пирамиды была очень тщательно запечатана и замаскирована. Ясно, что грабители могил не стали бы запечатывать ограбленную гробницу - они постарались бы поскорее убраться! Очевидный вывод из этих соображений заключается в том, что согласно замыслу, пирамида должна была оставаться пустой.

Кроме того, сама идея, что верхние помещения Великой пирамиды предназначались для захоронения, никак не совместима с тем обстоятельством, что гробницы египетских фараонов никогда не помещались высоко над уровнем земли. Более того, при исследовании множества других пирамид в Египте не было обнаружено никаких свидетельств того, что хотя бы одна из них использовалась в качестве гробницы.

Согласно традиционной точке зрения, мания строительства пирамид началась с одного из первых фараонов III династии Джосера примерно в 2630 году до РХ, несколько лет спустя после начала египетской цивилизации. По каким-то неясным для нас причинам фараон решил отказаться от простых гробниц, сложенных из глиняных кирпичей, которые применялись его предшественниками, и построил в Саккаре первую каменную пирамиду. Это был весьма амбициозный проект, по-видимому, уникальный и беспрецедентный в Египте (хотя в Месопотамии подобные зиккураты строились еще за несколько веков до того). В этом строительстве Джосеру помогал архитектор по имени Имхотеп - загадочная личность, о которой нам мало известно. Пирамида Джосера была выстроена с углом примерно 43,5 градуса.

В начале XIX века под пирамидой Джосера были найдены две «погребальные камеры», а при дальнейших раскопках были обнаружены подземные галереи с двумя пустыми саркофагами. С тех пор стали считать, что эта пирамида служила гробницей Джосера и членов его семьи, но в действительности останки его так и не были найдены, и нет никаких веских доказательств того, что Джосер действительно был похоронен в этой пирамиде. И даже напротив, многие выдающиеся египтологи ныне убеждены, что Джосер был похоронен в найденной в 1928 году величественной, богато украшенной гробнице, расположенной к югу от пирамиды. Они смогли лишь сделать заключение, что сама пирамида не предназначалась для того, чтобы служить гробницей, а была либо символической гробницей, либо хитроумным способом отвлечь внимание грабителей могил.

Преемником Джосера считается фараон Сехемхет. В его пирамиде также имеется «погребальная камера», а в ней - опять-таки пустой саркофаг . Официальная версия гласит, что гробница была ограблена, но на самом деле обнаруживший камеру археолог Закария Гонейм увидел, что саркофаг закрыт вертикальной раздвижной дверью, запечатанной цементом. И, опять-таки, нет никаких доказательств того, что эта пирамида предназначалась в качестве гробницы.

В других, менее известных пирамидах III династии такая же картина: ступенчатая пирамида Хабы оказалась совершенно пустой ; по-соседству с ней была найдена еще одна недостроенная пирамида с загадочным овальным - наподобие ванной - помещением - запечатанным и пустым ; а также еще три малых пирамиды, в которых не обнаружено никаких следов захоронений.

Первым фараоном IV династии, приблизительно в 2575 году до РХ, был Снофру. Теории пирамид-гробниц был нанесен очередной удар, так как предполагается, что Снофру построил не одну, а целых три пирамиды! Первая его пирамида в Медуме оказалась слишком крутой и рухнула. В погребальной камере не было обнаружено ничего, кроме обломков деревянного гроба, который, как предполагается, представляет собой более позднее захоронение. Вторая и третья пирамиды Снофру были построены в Дашуре. Вторая пирамида, известная под названием пирамиды Бента, как считают, строилась в то же время, что и пирамида в Медуме, так как угол наклона стен был внезапно, в середине строительства, изменен с 52 градусов до более безопасных 43,5 градуса. Стены третьей пирамиды, именуемой Красной - по цвету местного розового известняка, из которого она построена, возведены под безопасным углом примерно 43,5 градуса. В этих пирамидах имеются две и три «погребальные камеры» соответственно, но все они оказались совершенно пустыми .

Зачем фараону Снофру понадобились две стоящие рядом пирамиды и что должны были означать эти пустые камеры? Если уж были затрачены такие усилия - то почему же он был похоронен в другом месте? Для того чтобы сбить с толку грабителей гробниц было бы, разумеется, достаточно одной фальшивой гробницы?!

Но считается, что Хуфу был сыном Снофру, и, следовательно, мы можем установить предполагаемое время строительства Великой пирамиды в Гизе, не располагая ни малейшим доказательством того, что какая бы то ни было из пирамид вообще предназначалась для захоронения. А между тем во всех книгах, во всех путеводителях и документальных телевизионных фильмах категорически утверждают, что пирамиды Гизы, как и все пирамиды в Египте, были гробницами!

Вообще, мы видим в этом превосходный пример того, как может овладеть мыслями людей любая, самая нелепая теория. И тогда ученые вынуждены защищать принятую теорию, изобретая все более хитроумные доводы, как, например, то, что строители пирамид в Гизе «изменяли свои планы». Эти ученые слишком высокомерны, чтобы честно сказать нам - «не знаем», и слишком нерешительны, чтобы бросить вызов господствующему мнению. Ну, а мы - будем ли мы и впредь слепо верить тому, что внушают нам эти ученые?

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Глава 7 Свет для фараонов Электрические батареи из Багдада. - Энергия из глиняных бокалов. - Угроза фараонов. - Все виды изоляторов. - Крипта Дендеры. - Зажегся свет. - Атланты из Тулы. - Бабочки против здравого смысла.Как освещали древние египтяне свои подземные

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Древние загадки фараонов автора Фахри Ахмед

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги автора

Из книги автора

Гробницы и мумии плато Укок Речь пойдет об археологической сенсации в самом прямом и сугубо научном смысле этого слова. После раскопок римских городов (Стабий, Геркуланум и Помпеи), уничтоженных извержением Везувия в 79 г. н. э., и открытия нетронутой гробницы Тутанхамона

Из книги автора

Чернильница в новомодном «стиле фараонов» Страна седых пирамид давно манила европейцев. Еще древние греки считали ее колыбелью искусства. Да и позднее неизменно привлекали своей таинственностью как странные египетские боги Осирис, Исида и Серапис, так и их жрецы,

8-07-2016, 15:07 |

Египетские пирамиды


Египетские пирамиды это самое уникальное сооружение эпохи Древнего мира. Земля древнего Египта являлась всегда местом уникальных научных открытий археологов. Большинство находок естественно нам дали пирамиды - древние усыпальницы фараонов. Они создавались для того чтобы обеспечить бессмертие духу фараона. Фараон Джосер, первый царь III династии, стал первым владыкой, который построил пирамиду. Она состоит из шести ступеней, высотой около 60 метров. Авторство приписывается Имхотепу - ученому, медику и архитектору. Джосер был очень доволен, построенным сооружением, поэтому он позволили выгравировать имя зодчего на своей статуе - это поистине неслыханная честь для того времени. Раскопки на пирамиде Джосера открыли глазу ученых множество гробниц членов семьи царя и его приближенных.

Египетские пирамиды пирамида Хеопса


Самой большой пирамидой является пирамида фараона Хуфу или Хеопса. Его возраст около пяти тысяч лет, высота ранее была 147 метров, а сейчас из-за обвала 137 метров, длина стороны 233 метра. До конца XIX в. пирамида Хеопса считалась самым высоким архитектурным сооружением в мире. Было установлено, что ее построили из 2300000 известных глыб, они были отшлифованными весом около двух тонн. Самое интересное, что щель между глыбами крайне не значительна, туда даже проблематично просунуть лезвие ножа. Это поражает… Многие до сих пор рассуждают как же все-таки египтянам удавалось их двигать. А еще важно понимать насколько эта работа была трудоемкой, ведь те ремесленники, которые занимались шлифовкой, использовали еще каменные орудия труда. На правом берегу Нила находились камеломни, именно там добывались камни для постройки пирамид. В скале обозначали границы камня, по этим отсечкам рабочие долбили борозду. Затем туда помещалось сухое дерево, его поливали водой, оно расширялось и камень откалывался от горы. Камни шлифовались здесь же на месте. Рабочим приходилось работать в любую погоду. Далее на ладьях глыбы перевозили на другую сторону Нила, на деревянных салазках их довозили до места постройки пирамиды. Они строились долгие годы, многие рабочие погибали. По сведениям древнего ученого Геродота пирамида Хеопса строилась около двадцати лет, каждые три месяца рабочие менялись, а их трудилось около 100000 человек. Двухтонные глыбы поднимались только при помощи человеческой силы.

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Гробницы и пирамиды Древнего Египта

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати - мастабы , а для фараонов даже еще при их жизни - огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях - мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски - скамья) была простейшим монументальным погребальным сооружением и имела, как правило, форму усеченной пирамиды, и состояла из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды . Сооружением этого типа является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (около 2800-2780 г. до н. э.) одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня высотой 60 м, а основание - прямоугольник со сторонами 107 X 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жлец и канцлер. В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Неизвестно, какими инструментами пользовались строители, чтобы выровнять поверхность скалы более плутора гектаров площадью. При ее создании практически не использовали подсыпку, подкладку камней, а срезали все скальные выступы. Для обеспечения защиты от грабителей, погребальный колодец располагался глубоко под подошвой пирамиды. Впервые его измерения провел Джон Перринг в 1837 г. , установив, что погребальный колодец пирамиды Джосера практически правильной циллиндрической формы диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Под днищем колодца располагалась погребальная капера, доступ к которой перекрывал блок гранита весом 4 тонны. Пирамида состоит из 6 ступеней. Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали ().

Пирамиды фараонов - жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях золотого сечения - деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900-2700 гг. до н. э.). Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений. .

Высота самой большой из них - пирамиды Хеопса - около 150 м, со стороной квадрата основания - 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины - 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание - гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона .

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун , стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его могущества, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания - она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена, которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) - пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения - не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри (3, стр. 7-9; 4, стр. 6-7; 5, 195-219; 6, том 1, стр. 49-61, 144-147; 8, стр. 11-13; 11, стр. 7-10; 12, 9-11).

Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур,
в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе