Федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы 3 фкз от 05.02

Являются вторым по значению источником права применительно к правоохранительным органам. К ним можно отнести следующие федеральные конституционные законы:

Их юридическое значение определяется тем, что они могут быть приняты только по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ (ст. 108). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Федеральные законы

Являются третьей по важности нормативной основой правоохранительной сферы. К их числу в рассматриваемой сфере можно отнести следующие федеральные законы:

от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации";

от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";

от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов";

от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";

от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";

от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах"; от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"; от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

Важную группу федеральных законов образуют процессуальные кодексы, частично регулирующие институциональные вопросы: УПК РФ, ГГ1К РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Юридическое значение федеральных законов определяется тем, что они принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Затем федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. При этом в отличие от федеральных конституционных законов, в подписании которых Президент РФ не вправе отказать, в отношении федеральных законов Президенту РФ принадлежит право вето, т.е. право на отклонение закона. Вето Президента РФ может быть преодолено повторным рассмотрением данного закона Государственной Думой и Советом Федерации в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Законы субъектов РФ – четвертый по силе источник. К ним, например, относятся законы о порядке назначения на должность (избрания) и организации деятельности мировых судей.

Законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным и Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Указы Президента РФ – следующий по силе источник. Среди наиболее важных – указы об утверждении положений о министерствах и ведомствах. К примеру, Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ". Не менее значимы также указы о назначении судей и других должностных лиц государственных правоохранительных органов.

Указы Президента РФ (и его распоряжения) обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ Конституцией РФ (ст. 80, 83–89 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон РФ о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации "

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ " "О судебной системе Российской Федерации "

Дата подписания: 05.02.2014

Дата публикации: 07.02.2014 00:00

Внести в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации " (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 1; 2001, N 51, ст. 4825; 2003, N 27, ст. 2698; 2005, N 15, ст. 1274; 2009, N 45, ст. 5262; 2011, N 50, ст. 7334; 2012, N 24, ст. 3064) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.";

2) в части 1 статьи 10 слова "Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других " исключить;

3) часть 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:

"2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. ";

4) в части 2 статьи 15 слова "Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом " заменить словами "Верховный Суд Российской Федерации ";

5) в части 1 статьи 17 слова "Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, " исключить;

6) статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.";

7) часть 1 статьи 20 после слов "в порядке надзора и по" дополнить словами "новым или";

8) часть 2 статьи 22 после слов "в порядке надзора и по" дополнить словами "новым или";

9) статью 23 признать утратившей силу;

10) в статье 24:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 24. Арбитражный суд округа ";

б) в части 1 слова "" заменить словами "Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) ", слова ", а также по" заменить словами "и по новым или";

в) в части 2 слова "Федеральный арбитражный суд округа " заменить словами "Арбитражный суд округа ";

г) в части 3 слова "федерального арбитражного суда округа" заменить словами "арбитражного суда округа";

11) в части 1 статьи 24 слова ", а также по" заменить словами "и по новым или";

12) в части 1 статьи 25 слова ", а также по" заменить словами "и по новым или";

13) в статье 30:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. ";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. ";

в) часть 3 признать утратившей силу;

14) часть 1 статьи 31 изложить в следующей редакции:

"1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы. ";

15) в статье 33:

б) в части 3 слова "" исключить;

в) в части 4 слова "Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, " исключить.

Признать утратившими силу:

1) пункт 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 года N 3-ФКЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2698);

2) пункт 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 6 декабря 2011 года N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации " и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации " в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7334).

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации ".

Президент Российской Федерации

фото предоставлено НТИА "МИГ" Такое решение приняли в Госдуме РФ в третьем чтении.
27.07.2019 Noyabrsk-Inform.Ru В ходе мероприятия инспекторы проводили разъяснительные беседы с юными велосипедистами и пешеходами, объясняя,
27.07.2019 УМВД Ямало-Ненецкого АО 25 июля 2019 года в дежурную часть ОМВД России по г. Лабытнанги поступило заявление от жителя города о том, что неизвестное лицо путем обмана завладело денежными средствами в сумме 13 000 рублей.
27.07.2019 УМВД Ямало-Ненецкого АО

Глава 1. Общие положения

Статья 1 . Предмет регулирования настоящего Федерального конституционного закона

Настоящим в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации") определяются полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом ;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами ;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Глава 2. Состав и организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации

Статья 3. Состав Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

3. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Статья 4. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. В состав Верховного Суда Российской Федерации входят:

1) Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

2) первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

3) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

7) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

8) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

9) председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

10) судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

11) судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

12) судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

13) судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

14) судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 5 . Пленум Верховного Суда Российской Федерации

1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона (далее также - заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации), и судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, их заместители, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи иных судов и другие лица.

3. Пленум Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

3) обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации;

4) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации неоднократно;

5) утверждает составы Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее - судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации) и переводы судей из одной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в другую судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

1. Первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", формируется в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации и принятым в соответствии с ним федеральным законом.

2. В период с даты истечения двух месяцев со дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и до дня вступления настоящего Федерального конституционного закона в силу в полном объеме полномочия по осуществлению финансового обеспечения деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляются Верховным Судом Российской Федерации, действовавшим на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах их компетенции.

3. Верховным Судом Российской Федерации, действовавшим на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется также финансирование мероприятий, связанных с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передачей его функций Верховному Суду Российской Федерации, образованному в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансовое обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

4. В течение трех лет со дня вступления настоящего Федерального конституционного закона в силу объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", не может быть меньше, чем совокупный объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на финансирование деятельности Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и продолжающих осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, в 2014-2016 годах.

5. Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", является правопреемником Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и продолжающих осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.

Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль

Введение

Данная исследовательская работа в области правозащитных органов Российской Федерации посвящена проблеме объединения Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ.

Выбранная мною тема в последнее время предельно актуальна в нашем государстве, так как осуществляется глобальная судебная реформа - объединение Высшего Арбитражного суда и Верховного суда Российской Федерации. Для реализации этой реформы требуется внесение изменений в Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, строительство нового здания Суда, переезд судей в город Санкт - Петербург, назначение новых судей на должность. Как положительные, так и отрицательные отзывы о реформе уже высказали заслуженные деятели в области юриспруденции.

Целью работы: рассмотреть проект объединения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации. конституция верховный суд арбитражный

В основу работы положены: метод анализа, а также системный метод. Использование данных методов позволяет шире и глубже подойти к изучению данной темы.

Реферат состоит из введения, 1 главы, заключения и списка использованной литературы.

Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

До 2013 г. Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. было предусмотрено, что Высшими судебными органами являлись Верховный суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный суд являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд РФ являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

21 июня 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд Российской Федерации. По словам Президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления. По мнению Представителя высших судов в правительстве РФ Михаила Барщевского, "Реформа решит ряд проблем -- единообразие судебной практики, независимость судов, сокращение аппарата".

22 ноября 2013 г. Государственной Думой РФ был одобрен Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", который вступил в силу 06.02.14г.

Одну из самых важных поправок внесли в статью 126 Конституции Российской Федерации: Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики." (в функции ВС РФ добавлено разрешение экономических споров - ред.).

Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

В течение переходного периода, 6 месяцев, Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, формируется в составе 170 судей.

В целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов - по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:

1) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации; 2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности; 3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.

Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления процедур представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации.