Федеральный закон 12.01 1996. Федеральный закон о погребении и похоронном деле. Как получить пособие на погребение

Федеральный закон от 12.01.1996 г. No 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» является первым нормативно-правовым актом такого уровня в отечественном праве, начиная с советских времен. ФЗ упорядочивает отношения, охватывающие похоронную процедуру, устанавливает государственные гарантии в этой сфере, порядок создания и обслуживания мест захоронения, определяет основы похоронной деятельности. ФЗ является основополагающим актом, определяющим законодательство в этой сфере.

До принятия ФЗ правоотношения в этой сфере регулировались многочисленными ведомственными документами и инструкциями, многие из которых являлись устаревшими и несоответствующими современным экономическим реалиям, противоречащими действующему законодательству. За период действия Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» «оброс» многочисленными подзаконными актами, сформировавшими самостоятельный правовой институт. ФЗ дает определения ключевым понятиям и терминам, упорядочивает процедуру погребения, распределяет полномочия между госорганами и муниципалитетами, предусматривает минимальные гарантии, устанавливает базовые санитарно-экологические правила.

Закон рассматривает погребение в качестве отдельного вида деятельности, подлежащего особому регулированию на государственном уровне.

В ходе практической реализации и организации деятельности на новой основе выявлялись отдельные противоречия и неурегулированности, которые систематически устранялись. На сегодняшний день действует редакция ФЗ с изменениями и допполнениями по состоянию на 01.01.2017 г.

Структура ФЗ

Структура рассматриваемого ФЗ традиционна для отечественного законодательства и включает в себя следующие элементы:

  • указание на госорган, принявший закон;
  • полное наименование;
  • порядковая нумерация и дата принятия;
  • нормативно-правовая часть;
  • указание на последствия, возникающие при нарушении установленных ФЗ норм;
  • указание на отмененные законы (нормативно-правовые акты), действовавшие ранее и регулировавшие схожие правоотношения;
  • указание на публикацию ФЗ и порядок его вступления в силу;
  • подпись должностного лица.

В рассматриваемом ФЗ отсутствует преамбула, которая не считается обязательным элементом. Отчасти информация, обычно приводящаяся в ней, содержится в ст. 1 ФЗ.


Закон состоит из 5 глав, включающих 33 пункта. Главы содержат схожие по тематике правовые нормы, определяющие и регулирующие однотипную группу правоотношений. Главы сгруппированы следующим образом:

  1. Гл. I. Общие положения. Включает в себя ст. ст. 1–6.
  2. Гл. II. Гарантии осуществления погребения. Включает ст. ст. 7–14, дополнена ст. 14.1.
  3. Гл. III. Организация места погребения. Объединяет ст. ст. 15–24.
  4. Гл. IV. Похоронное дело. Включает ст. ст. 25–30. Ст. 28, устанавливавшая обязанность получения лицензий, исключена.
  5. Гл. V. Заключительные и переходные положения. Состоит из ст. ст. 31–33.

Общие положения

Соответствующая глава содержит общие нормы, определяющие цели и задачи ФЗ, систему правовых актов в похоронной сфере, раскрывает содержание основных терминов, вводит новые понятия волеизъявления лица и исполнителя такого волеизъявления.

Задачи ФЗ

Ст. 1 определяет задачи ФЗ и выделяет 4 группы правоотношений, подлежащих урегулированию:

  1. Госгарантии, предоставляемые при погребении. Они осуществляются с соблюдением воли покойного, высказанной при его жизни, и пожеланий близких.
  2. Финансовые и иные госгарантии.
  3. Санитарно-экологические нормативы, применяемые к местам погребения и их содержанию.
  4. Основные принципы организации погребальной деятельности.

Практическое содержание правоотношений раскрывается в соответствующих главах ФЗ.

Законодательство о погребении и похоронной деятельности

ФЗ устанавливает нижеприведенную нормативно-правовую иерархию в регулируемой им сфере:

  • собственно рассматриваемый ФЗ;
  • разрабатываемые в соответствии с ним иные ФЗ;
  • нормативные документы федерального уровня;
  • законы субъектов;
  • иные региональные акты.


Отдельно оговорен приоритет норм международного права применительно к национальным.

Погребение и места захоронения

Впервые на законодательном уровне определен термин «погребение». Процедура характеризуется следующими признаками:

  • носит обрядовый характер;
  • реализуется согласно сложившимся обычаям, традиционным установлениям;
  • проводится с соблюдением санитарных и иных нормативов.

Погребение может быть произведено тремя способами:

  • захоронением в земле;
  • преданием огню с помещением урны с прахом в колумбарной стене;
  • преданием воде в предусмотренных случаях и порядке.

Традиционно погребение осуществляется путем предания земле, реже - кремацией с размещением урны в колумбарной стене.

Предание воде проводится в редких ситуациях и чаще всего связано со смертью на корабле вдали от берега, когда не имеется возможности доставить тело на землю.
Погребение проводится согласно сложившимся традициям и религиозным верованиям, но в общем случае включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный (получение необходимых документов, приобретение ритуальных принадлежностей, подготовка тела и пр.);
  • прощальные церемонии, траурная процессия, религиозные обряды;
  • собственно похороны;
  • поминовение.

ФЗ регулирует только гражданскую составляющую похоронных мероприятий, не касаясь религиозных, профессиональных и национальных аспектов.

Понятие «место захоронения» по своему содержанию более широкое, чем кладбище, и включает в себя имеющиеся на специально выделенном земельном участке:

  • места для непосредственного расположения могил;
  • крематории, колумбарии;
  • административные постройки;
  • коммунальную инфраструктуру;
  • деревья и кустарники;
  • иные постройки, сооружения и объекты (склепы, мавзолеи, памятники, конструкции санитарно-гигиенического назначения, ограждение, дороги и пр.).

Места погребения могут представлять собой объекты культурно-исторического значения.
Порядок отбора и отведения земельных участков регламентируется рядом подзаконных документов, определяющих характеристики месторасположения, рельефа местности и природных особенностей площадей, отдаленности от жилой и производственной застройки и пр.

При отборе участка учитывается и особое, сакральное значение кладбища.

Зоны захоронений должны отвечать моральным и духовным представлениям о местах окончания земного пути человека.

Изъявление воли лица об отношении к телу после смерти, исполнители волеизъявления

ФЗ вводит новое в отечественном праве понятие волеизъявления лица. Выражение воли допускается оформлять письменным документом или высказывать устно. При отсутствии изъявления воли захоронение осуществляется в соответствии с пожеланиями и решениями, принимаемыми ближайшими родственниками. Исполнение воли покойного обязательно, если иной порядок не установлен законом или особые обстоятельства препятствуют этому. Согласие или несогласие должно быть выражено по следующим вопросам:

  • допускается ли патологоанатомическое вскрытие:
  • допускается ли изъятие органов и тканей;
  • в каком месте следует произвести захоронение (дозахоронение);
  • обычаи и традиционные установления, подлежащие применению при захоронении;
  • кремация;
  • лицо, на которое возложено исполнение воли.


Обязанности возлагается на супруга (у), ближайших родственников, а при их отказе или невозможности - на любое указанное покойным лицо, готовое осуществить все требуемые мероприятия. В исключительных ситуациях захоронение производится специализированной ритуальной службой.

Российская Федерация предоставляет гарантии погребения с учетом высказанной воли и устанавливает минимальные стандарты. Практическое содержание гарантий раскрывается в гл. II ФЗ.

Исполнение воли покойного и государственные гарантии

Земельный участок под могилу выделяется бесплатно. Исходя из воли покойного, могила организуется в определенном им месте, в том числе возможно дозахоронение в старых могилах или рядом с ранее умершими близкими родственниками, когда это допускается. При невозможности захоронить в конкретном месте (нет свободных участков, запрещено исходя из норм СанПиН и пр.), местонахождение могилы определяет специализированная организация.
При пожелании покойного быть погребенным в другом городе или поселении, за пределами страны госгарантии заключаются в скорейшем оформлении всех документов, включая разрешительные на транспортировку тела, пересечение госграницы и пр. Погребение невостребованных лиц осуществляется специализированными организациями.
Помимо вышеуказанного, госгарантии включают в себя:

  • подготовку и выдачу документации, требуемой для захоронения, не позднее 24 часов с момента смерти;
  • выдачу тела покойного из морга (когда требуются патологоанатомические исследования) не позднее 48 часов с момента определения причины смерти;
  • обеспечение возможности хранения тела в морге до 1 недели без оплаты в ситуациях, когда родные или лицо, проводящее похороны, не могут по объективным причинам осуществить ритуальные мероприятия ранее, и до 2 недель, если такие лица разыскиваются;
  • исполнение воли покойного об отношении к телу, выраженного им до его смерти.

Отчасти установленные гарантии в отношении патологоанатомического вскрытия носят декларативный характер, так как решение об обязательном проведении процедуры принимается в предусмотренных законодательством об охране здоровья случаях и не зависит от воли покойного и пожеланий близких.

Гарантированный список ритуальных услуг и соцпособие

В гарантированный список бесплатных погребальных услуг входит:

  • подготовка и выдача всей предусмотренной документации;
  • представление и доставка гроба и необходимых принадлежностей;
  • транспортировка покойника на кладбище или в крематорий;
  • погребение.

Обязанности по представлению услуг несут специализированные учреждения. В зависимости от категории умершего финансирование проводится за счет федеральных, региональных бюджетов, ПФ и ФСО. Стоимость услуг утверждается муниципалитетами по согласованию с органами, осуществляющими их финансирование. Погребальные услуги помимо гарантированного списка оплачиваются лицами, осуществляющими погребальные мероприятия.
По усмотрению людей, занимающихся погребением, бесплатные услуги заменяются на денежную выплату в размере стоимости гарантированного списка, но не более зафиксированной ФЗ максимальной суммы.

Предельная сумма периодически индексируется, с 01.02.2017 г. ее размер достиг 5562 руб.

В регионах и местностях, в которых действуют территориальные коэффициенты, предельная сумма определяется с их учетом. В некоторых областях и иных субъектах установлены доплаты к ритуальному пособию. Например, в Москве его размер составил 11000 руб., Республика Башкортостан увеличила стандарт до 6396 рублей. При похоронах участников ВОВ и приравненных к ним лиц предлагается расширенный перечень погребальных услуг, включающий предоставление памятника (плиты, цветника). Размер выплаты по смерти также увеличен.


Пособие выдается при обращении по предъявлению справки о смерти. Для получения денег необходимо заявить:

  • в ПФ, если умерший пенсионер;
  • по месту работы, если покойный был официально трудоустроен (в том числе находился в отпуске по уходу за ребенком, неоплачиваемом и пр.), в случае смерти ребенка (обращается один из родителей);
  • в учреждение соцобеспечения, когда покойный официально не был трудоустроен и не находился на пенсии, при мертворождении;
  • в ТОФСС для умерших ИП.

Для получения повышенного пособия на участника ВОВ следует обратиться в военкомат не позднее 6 месяцев с даты смерти.
Установленные предельные размеры стоимости гарантированных погребальных услуг и выплачиваемого соцпособия нельзя признать достаточными. На сегодняшний день сумма в 5000 руб. не способна сколько-нибудь существенно возместить реальные расходы, вызванные смертью человека, а в случае отказа от финансового выражения и получения бесплатных услуг их качество будет минимальным. Фактически пособия хватает лишь на приобретение самого дешевого низкокачественного гроба. Примером надлежащей государственной помощи семьям умерших может служить Республика Беларусь.

Закон РБ «О погребении и похоронном деле» определил размер пособия, соответствующего средней зарплате по стране за месяц, предшествующий смерти.

В марте 2017 г. пособие в Беларуси составляло 720 бел. руб., что по курсу равноценно 22000 рос. руб.

Погребение отдельных категорий

ФЗ устанавливает некоторые особенности предоставления мер социальной защиты и процедуры захоронения отдельных категорий:

  1. Гарантии погребения служащих в армии, призванных на сборы, сотрудников МВД, противопожарных служб, ФСИН, таможни, участков войны и приравненных категорий. В отношении указанных лиц цена ритуальных услуг рассчитана в размере 18250 руб., в г. Москве и Санкт-Петербурге — 25269 рублей. Дополнительно оплачивается производство и монтаж надгробий. Финансирование проводится за счет Минобороны. Захоронение производится согласно воли покойного и изъявлений близких на воинских кладбищах или участках, в иных местах. Погребение сопровождается отданием воинских почестей.
  2. Гарантии погребения лиц, не имеющих родных и при отсутствии лиц, готовых провести погребальные мероприятия. Погребение указанных граждан производится силами специализированных учреждений с соблюдением госгарантий.
  3. Погребение умерших в местах лишения свободы в период отбывания наказания осуществляется по правилам и нормам ФЗ, тело выдается родным в течение 2 дней с момента определения причины смерти. При невостребованности тела захоронение проводится силами администрации исправучреждений.
  4. Погребение умерших после приведения в исполнение в отношении них смертной казни. При определении порядка погребальных действий в отношении указанных лиц ФЗ ссылается на нормативные документы Минюста, однако, до настоящего времени соответствующее положение не разработано. По причине отсутствия смертной казни данная норма ФЗ является неактуальной.
  5. Погребение лиц, погибших в связи с их участием в террористических актах. Места захоронения указанных лиц выбираются по усмотрению органов следствия, тела покойных родным не выдаются. По желанию родственников им могут быть выданы не изъятые личные вещи, предоставлена возможность ознакомиться с актом патологоанатомического вскрытия. Следователь уведомляет близких об органе ЗАГСа, где можно оформить свидетельство о смерти.

Организация места погребения

Данный раздел ФЗ посвящен организации мест для захоронения, их классификации и целевому распределению.
Право выступать с инициативой по созданию мест захоронения
ФЗ приводит следующие разновидности мест, создаваемых для погребения, в зависимости:

  • от уровня отнесения - государственные, муниципальные;
  • от соблюдаемых обычаев и культурных традиций - общественные, вероисповедальные, воинские;
  • от культурно-исторической значимости - историко-мемориальные.

Инициаторами создания новых мест погребения выступают:

  • Правительство РФ совместно с органами региональной власти, под чью юрисдикцию попадает объект - в отношении Федерального воинского мемориала;
  • соответствующие федеральные органы - в отношении воинских кладбищ и участков;
  • массовые религиозные организации, обладающие правом осуществлять ритуальные религиозные погребальные обряды - в отношении вероисповедальных кладбищ;
  • собрания жителей сельских поселений согласно уставу соответствующего муниципалитета - в отношении местных кладбищ.

Правом принятия решения о создании Федерального воинского мемориала обладает Президент РФ, решения применительно к другим кладбищам принимаются субъектом Федерации или муниципалитетом.

Санитарно-экологические требования к созданию и содержанию мест погребения

Определение территории для создания кладбища осуществляется с соблюдением нормативов городской (сельской) застройки исходя из геологических и рельефных характеристик, структуры грунта, местных экологических нагрузок. Место для захоронений должно соответствовать нормам СанПиН. Земельный участок выбирается с расчетом на неограниченный по длительности период эксплуатации по назначению и существования. Вновь открываемые кладбища располагаются не ближе 300 м от территориальных зон, определенных для проживания и общественного использования.

Запрещена организация кладбищ в пределах и на местностях:

  • 1 и 2 санитарных поясов источника водоснабжения или минерального источника, 1 курортной охранной зоны;
  • с открытыми закарстованными и сильнотрещиноватыми грунтами, в местах выходящих водоносных слоев;
  • вблизи используемых жителями в различных целях наземных водных объектов;
  • с подземными водами, расположенными менее 2 м от земной поверхности, болотистых, заливаемых, подпадающих под оползни и обвалы.

Площадь выделяемой под кладбище территории рассчитывается по количеству жителей соответствующего муниципального пункта и нормативов выделения участка для погребения умершего. Общий размер кладбища не должен превышать 40 га. Размер участка, выделяемого для захоронения 1 умершего, устанавливается муниципалитетом с учетом возможности дозахоронения супруга(и). Обычно размер единоличного захоронения составляет 1,2х2,0 м, с учетом предполагаемого дозахоронения — 2,0х2,2 м. Допускается создание семейных захоронений, порядок оформления которых устанавливается федеральным и региональным законодательством.

В случае переноса могил освободившаяся территория повторно осваивается не ранее, чем через 20 лет.

Строительные и производственные работы на территории бывшего кладбища запрещены, местность может быть задействована лишь под зеленые посадки.
Обслуживание мест погребения осуществляется с соблюдением СанПиН. В случаях выявления нарушений норм и правил муниципалитет обязан приостановить или прекратить все виды погребальной деятельности на соответствующей территории до устранения всех выявленных недостатков. Аналогичные требования предъявляются и к предметам ритуального назначения. Осквернение могил и надругательство над местами захоронения образуют административные и уголовные правонарушения.

Разновидности кладбищ

Законодательно 3 разновидности кладбищ исходя из их назначения:

  • общественные;
  • вероисповедальные;
  • воинские и военные мемориальные.

Общественные кладбища относятся к юрисдикции муниципалитетов и предназначены для обслуживания конкретных населенных пунктов. Захоронения производятся согласно воле покойных или в определенном специализированными организациями порядке с соблюдением установленными ФЗ правилами. На общественных кладбищах могут организовываться обособленные военные зоны, а также выделяться участки для погребений согласно национальным и/или религиозным установлениям.

Сельские кладбища могут управляться жителями поселений.

Вероисповедальные кладбища могут относиться к юрисдикции муниципалитетов (в сельской местности управление может осуществляться жителями) и предназначаются для захоронения единоверцев, согласно религиозных канонов.


Воинские кладбища создаются для захоронения служащих в армии, призванных на военсборы, сотрудников МВД, противопожарных служб, ФСИН, таможни, участников войны и приравненных категорий, если это не находится в противоречии с волей усопших или намерений родственников. Федеральное военное мемориальное кладбище создано для захоронения лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Погребение осуществляется по инициативе федеральных органов власти. Президент РФ вправе принять решение о погребении в мемориале любого лица. Военные мемориальные кладбища создаются для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите страны.

Старые военные и ранее неизвестные захоронения

К таким захоронениям отнесены захоронения погибших во время войны или в ходе массовых политических репрессий. Перед началом работ на территориях, где потенциально могут быть обнаружены подобные некрополи (районы крупных сражений, концлагерей, бывших лагерей для содержания заключенных в ходе репрессий и пр.), проводится соответствующая проверка местности. При выявлении подобных захоронений муниципалитеты фиксируют их наличие и регистрируют в качестве соответствующего объекта. При необходимости производится перенос останков на новое место. Поиск и вскрытие подобных захоронений допускается только специально уполномоченными на это организациями и лицами.

Стены скорби и крематории

Указанные объекты размещаются на специально отведенных для этого территориях и предназначены для кремирования тел покойных с последующим помещением урны с прахом в колумбарной стене. Содержание крематориев относится к компетенции муниципалитетов, колумбариев-муниципалитетов или региональных властей.

Похоронное дело

Раздел IV ФЗ посвящен организации погребального дела, выступающего в виде самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела

Практическая реализация предусмотренных ФЗ гарантий в сфере погребальной деятельности осуществляется путем организации и государственным регулированием самостоятельного направления деятельности - похоронного дела, которое отнесено к компетенции муниципалитета, и его финансированием. Фактическая работа по захоронению и содержанию могил осуществляется специализированными организациями.

Лицензирование погребальной деятельности не осуществляется, хотя в первоначальном варианте ФЗ такое обязательство устанавливалось.

Учитывая социальную значимость рассматриваемого направления деятельности, ФЗ предусмотрел возможность проведения общественного контроля. Попечительские советы формируются при муниципалитетах или региональных властных органах, которые определяют порядок их создания и функционирования, а также компетенцию. На практике советы не получили распространения. Контроль и взаимодействие осуществляется муниципальными чиновниками, курирующими социальные и бытовые отношения.

Специализированные организации по вопросам похоронного дела

Муниципалитеты создают специализированные организации, на которые возлагаются обязанности по погребению. Организации создаются в форме МУ или МУП. Как правило, специализированные компании дополнительно осуществляют работы по содержанию мест захоронения, хотя эта деятельность может осуществляться на конкурсной основе коммерческими структурами.

Специализированные организации подотчетны муниципалитетам.

Деятельность таких учреждений носит публичный характер. Как правило, работы и услуги в сфере погребения реализуются через специальные магазины-салоны, функционирующие при специализированных организациях. В стандартный набор услуг подобной торговой точки входят:

  • услуги агента или церемониймейстера-организатора, выполняющего всю техническую работу;
  • оформление государственное свидетельство о смерти;
  • оформление документов для захоронения гроба с телом или урны с прахом;
  • продажа полного спектра похоронных принадлежностей по каталогам и со склада, включая доставку заказчику;
  • предоставление помещений для траурных церемоний в специально отведенных для этого местах;
  • предоставление автокатафалка, в том числе и для междугородних перевозок, других транспортных услуг;
  • консультации граждан и юридических лиц по всем вопросам, связанным с погребением и госгарантиями.


Деятельность по оказанию ритуальных услуг относится к обычной предпринимательской. Мероприятия, не связанные непосредственно с захоронением тела или праха, проводятся и коммерческими структурами.

Государственной Думой

Судебная практика и законодательство - 8-ФЗ О погребении и похоронном деле

"В соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" <*>, от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" <**> и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <***>, постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" <****> и от 22 января 1997 г. N 58 "О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом" <*****> приказываю:";


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

Принят

Государственной Думой

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ,

от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,

от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ,

от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 03.12.2008 N 238-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 270-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

от 28.07.2012 N 138-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года пункт 3 статьи 7 после слов "федеральные органы исполнительной власти," будет дополнен словами "федеральные государственные органы,".

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 238-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 238-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.07.2012 N 138-ФЗ)

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны

1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в абзаце третьем пункта 1 статьи 11 слова "министерств и иных" будут исключены, после слов "федеральных органов исполнительной власти" абзац будет дополнен словами "и федеральных государственных органов".

Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в абзаце четвертом пункта 1 статьи 11 слова "Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти" будут заменены словами "Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы".

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с заслугами умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похоронного дела о погребении умершего (погибшего) на поименованном месте погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего), пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников умершего (погибшего).

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

2. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3. Погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат:

1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3) ветераны военной службы;

4) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ)

Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года пункт 5 статьи 11 после слов "других федеральных органов исполнительной власти" будет дополнен словами "и федеральных государственных органов".

5. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ)

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное н

Для помощи и поддержки граждан в случае смерти родственника, супруга, друга или знакомого государством был принят Федеральный закон 8. Согласно настоящему закону погребение считается обрядовыми манипуляциями, проводимыми после смерти человека. Такие манипуляции могут быть проведены при помощи предания тела земле, огню или воде.

Общие положения

Федеральный закон о погребении был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения в него были внесены 19 декабря 2016 года. ФЗ о захоронении содержит 5 глав и 33 статьи. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при захоронении умерших, регламентирует процессы осуществления волеизъявлений погибших, написанных ими при жизни, регламентирует меры помощи и финансовой поддержки родственников при погребении умершего, условия и требования санитарных норм и экологические условия размещения и содержания кладбищ. Закон устанавливает основные принципы и условия осуществления похоронного дела в РФ.

Краткое содержание Федерального закона номер 8 «О погребении и похоронном деле»:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Перечислены цели и задачи, сфера, которую регламентирует настоящий Федеральный закон. Оформлены другие законы, акты и нормативы, регулирующие сферу похоронного дела. Описан процесс погребения и места, где погребение разрешено. Оформлены способы, условия оформления и требования к исполнению волеизъявления лиц о способах и условиях погребения тела после смерти. Перечислены лица, органы, учреждения, исполняющие волеизъявления умерших лиц;
  • В главе номер два даны и описаны гарантии осуществления прав граждан на погребение. Оформлены процессы и действия по осуществлению волеизъявления умершего, гарантии на право осуществления погребения. Дан список услуг, гарантии на которые предоставляет государство согласно настоящему закону. Описано социальное пособие. Перечислены гарантии на права граждан на погребение лиц, не имеющих супруга, одного из близких родственников, являющихся военнослужащими, сотрудниками государственных органов, участниками боевых или военных действий, сотрудниками противопожарной службы. Также оформлены гарантии на погребение лиц, отбывающих наказание, сотрудников уголовно-исполнительной системы, лиц, умерших в следствие исполнения исключительной меры наказания;
  • В главе третьей оформлена вся информация о местах, где разрешены захоронения. Описано как и куда можно подать документ с предложениями о местах захоронения. Дан список санитарных и экологических положений, условий и требований по размещению и содержанию таких мест. Даны списки и описания общественных, семейных, вероисповедальных и воинских кладбищ. Также даны списки и описания стен скорби, старых и недействующих захоронений и крематориев;
  • В г. четыре подробно оформлена информация о похоронном деле. Особенности и нюансы организации и осуществления похоронного дела. Экономическая сторона данной деятельности, финансирование и обеспечение. Полномочия и функции попечительских комитетов и наблюдательных советов в описываемой сфере. Описаны функции и полномочия специализированных служб и органов. Оформлена ответственность за нарушение положений закона, за содеянные в этой сфере преступления, способы несения ответственности гражданами, органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и т. д.;
  • В пятой г. описаны заключительные и дополнительные условия, положения и требования закона.

Сферу похоронного дела и погребения умерших регламентирует настоящий Федеральный закон, другие ФЗ, принятые нормативы субъектами Российской Федерации и международные договоры.

Пособие на погребение

Согласно статье 10 закона о похоронном деле, если погребением умершего занимается родственник, супруг или супруга, близкий родственник, законное лицо или другой гражданин, ему выплачивается социальное пособие. Социальное пособие выплачивается лицу в размере, соответствующем стоимости похоронных услуг. Но пособие оплачивает только услуги, гарантированные государством, перечисленные в статье 9, пункте 1. Денежная сумма пособия не должна превышать 4000 рублей. Каждый год сумма индексируется, в соответствии с ростом цен потребителя.

Выплачивается социальное пособие, при предоставлении справки о смерти в ближайшие дни после смерти лица следующими учреждениями:

  • Орган, в котором умершее лицо получало пенсию;
  • Орган с местонахождением Фонда социального страхования РФ, где умерший был зарегистрирован как страхователь. В случае, если умерший являлся несовершеннолетним может быть выбран Фонд, где был зарегистрирован страхователем один из его родителей, родственников или официальных представителей;
  • Орган соц. защиты населения, но только если умерший не был застрахован в обязательном порядке в случаях временной нетрудоспособности или недееспособности, либо в связи с рождением ребенка в день смерти. Также если умерший не пенсионер и в случаях рождения мертвого младенца после 154 дней беременности;
  • Организация, являвшаяся страхователем умершего лица по случаю обязательного соц. страхования.

Социальное пособие может быть выплачено только в случае, если лицо обратилось в соответствующий орган со свидетельством о смерти в течение шести месяцев со дня смерти умершего.

Порядок получения пособия на погребение

Согласно Федеральному закону номер 8, социальное пособие на погребение человека может получить родственник умершего или его официальное лицо. Но собственно погребение со всеми услугами должно быть проконтролировано самостоятельно родственником или официальным лицом. Размер пособия на погребение определяется услугами, гарантированными государством, но денежная сумма не должна превышать 4000 рублей.

Где получить? Пособие лицо может получить в учреждении или организации, где работал умерший, в учреждении управления социальной защиты населения или в пенсионном фонде РФ.

Обязательно представить следующие документы:

  • Заявление на получение пособия на погребение;
  • Подробные банковские реквизиты вместе с номером счета;
  • Паспорт лица, подающего заявление;
  • Трудовая книжка или любые другие бумаги, подтверждающие, что умерший перед смертью не работал;
  • Свидетельство о смерти.

В случаях, определенных настоящим Федеральным законом пособие может быть оплачено сразу на банковскую карту родственника или в местном почтовом отделении.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ о похоронном деле были внесены 19 декабря 2016 года, при принятии ФЗ номер 444.

Изменения в законе произошли в статье девять , в пункте номер три, абзац шесть. Информация об индексации инфляции и определении индексации была изменена на фразу «с последующей индексацией один раз в год». Индексация раз в год проводилась государством начиная с первого февраля 2016 года. Индексация определялась в соответствии с ростом цен у потребителей. Фраза была дополнена предложением следующего содержания: «Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.»

Также изменения произошли в статье десять , в пункте первом, абзаце первом. Согласно этим изменениям информация об индексации инфляции и определении индексации также была изменена на фразу «с последующей индексацией один раз в год». Также, как и в статье девять, в статье десять написано, что начиная с февраля 2016 года, индексация проводилась гос. органами раз в год и была определена исходя из информации о росте цен у потребителя. Фраза была дополнена предложением следующего содержания: «Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.»

Текст закона о погребении и похоронном деле

Федеральный закон номер 8 регулирует и контролирует процессы и меры помощи гражданам при проведении похорон. В случае, если у гражданина есть умерший родственник, друг или знакомый и он хочет провести похороны и получить социальное пособие, он может обратиться в определенные законом учреждения для получения необходимой денежной суммы. Чтобы определить собственные права в описываемой сфере, рекомендуется изучить настоящий закон.