Физкультурное право. Спортивное право в рф. Проблемы спортивного правосудия

Одним из краеугольных камней спортивного права служат его основные принципы. Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, базовое положение.

Принципами мы именуем только объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах или выводиться логически из их совокупности.

Можно выделить общеправовые (межотраслевые) и специальные принципы регулирования физической культуры и спорта.

Обозначим следующие общеправовые (межотраслевые) принципы .

1. Принцип законности . В его основе применительно к горизонтальным отношениям, складывающимся в сфере физической культуры и спорта, лежит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. В литературе его относят к общедозволительному типу регулирования 1 См.: Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. - М., 1999. С. 380. . Этим правилом руководствуются, в частности, физкультурно-спортивные организации, осуществляя предпринимательскую деятельность. Напротив, органы государства, воздействуя в определенных случаях на физкультурно-спортивные отношения, должны применять другой принцип - запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное регулирование). Это правило, например, имеет место в случае выдачи лицензии на использование огнестрельного оружия в определенных видах спорта.

Необходимость соблюдения принципа законности приобретает особое значение в условиях правового нигилизма, часто присутствующего в современных общественных отношениях, в том числе в физкультурно-спортивной сфере.

2. Принцип уважения прав и основных свобод человека . В соответствии с этим, на наш взгляд, приоритетным принципом государство в процессе любой деятельности, в том числе и в сфере физкультурно-спортивного движения, обязано обеспечивать права человека. Данный принцип нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948), Пактах об экономических, социальных и культурных правах человека (1966), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Парижской хартии для новой Европы (1990) и др. В ст. 2 Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Принцип свободной экономической деятельности . Данный принцип провозглашен в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Свобода экономической деятельности подразумевает, в частности, право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме (например, право на занятие спортивным бизнесом в области профессионального спорта).

В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, упоминавшаяся выдача лицензии на право использования огнестрельного оружия в некоторых видах спорта). Отсюда вытекает следующих общеправовой принцип.

4. Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений . Очевидно, что рыночная экономика, в том числе сфера физической культуры и спорта, может функционировать лишь в условиях определенного государственного регулирования. Принятие новых основополагающих рыночных законов Конституции РФ и ГК РФ позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим косвенным рычагам регулирования деятельности организаций, в том числе физкультурно-спортивной сферы, с учетом публичных интересов государства и общества

Изучение объективного и субъективного в спортивном праве позволяет раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость комплексного характера спортивных отношений и комплексных способов правового воздействия на них со стороны государства и специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций, заинтересованных в установлении для физической культуры и спорта институтов, принципов, источников спортивного права. Методологически важно поэтому увязать вопрос о формировании спортивного права не только с существованием предмета и методов правового регулирования, но и признанием решающей роли государства и специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций в установлении единых для всей системы физической культуры и спорта специальных принципов. И хотя их содержание определяется сущностью спортивных отношений, сами принципы не могут формироваться и действовать вне физкультурно-спортивной политики и правотворческой деятельности государства и специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций.

Специальные принципы спортивного права появляются после того, как сложились соответствующие спортивные отношения. Последние обусловливают содержание правовых принципов, получивших закрепление в нормах спортивного права Спортивно-правовая доктрина должна исходить таким образом из соединения анализа экономико-политической обусловленности принципов права с решительным признанием их субъективного характера.

Выделяя в качестве классификационного признака отрасли права принципы права, мы учитываем и то, что принципы, идеи и категории соответствуют тем общественным отношениям, которые отвечают уровню развития материального производства.

Принципы любой отрасли права выполняют регулятивную функцию : способствуют установлению отправных руководящих начат правового регулирования общественных отношений. Это означает, что существование регулятивных функций, присущих правовым принципам, - объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений.

Вывод о существовании специальных (специфических) принципов правового регулирования в соответствующей области общественных отношений является отправным положением в обосновании учения о признании принципов как факторов субъективного порядка в качестве важнейшего признака выделения спортивного права в комплексную интегрированную отрасль права.

Спортивное право объективно по своему происхождению, содержанию, закономерностям развития. Оно складывается на базе политических решений государства, а также специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций под воздействием принципов правового регулирования спортивных отношений. Под специальными принципами спортивного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих весь комплекс отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве.

Специальные (особые, специфические) принципы спортивного права исходят из общеправовых (межотраслевых) принципов, но находятся в диалектическом взаимодействии с ними.

Основные специальные принципы спортивного права вытекают из ст. 3 Федерального закона о спорте. К ним можно отнести следующие:

  1. обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
  2. единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
  3. сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
  4. установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
  5. запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
  6. обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий;
  7. соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
  8. содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите (дети из многодетных семей, дети-сироты);
  9. взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере и соответствующих органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
  10. непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
  11. содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

Названные специальные принципы отражают сущность и объективные закономерности развития физкультурно-спортивных отношений. Будучи юридически закрепленными, эти принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты спортивного права и обеспечивают целенаправленное регулирование физкультурно-спортивного движения. «Принципы охватывают всю правовую материю - и идеи, и нормы, и отношения - и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы - как бы «сухой остаток» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей. Принципы играют роль ориентиров в формировании права. Эволюция прав идет от идей к нормам, затем через реализацию норм - к общественной практике. И вот, начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет, направляет развитие права» 2 См.: Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994. С. 195-196. .

Принципы спортивного права выполняют важные регулятивные функции, способствуют установлению руководящих начал правового регулирования данной группы общественных отношении. Существование регулятивных функций, присущих правовым принципам, - объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений. Сущность принципов в значительной степени предопределяет содержание и специфику институтов и конкретных норм спортивного права.

Принципы должны служить концентрированным выражением идеала правопорядка 3 См.: Васильев А.М. Правовые категории. - М., 1976. С. 222-224. . Ф. Энгельс, развивая свою мысль о том, что в ходе правового развития имеет место перевод экономических отношений в юридические принципы, писал, что для осуществления своей главной социальной функции - регулирования общественных отношений - «право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Отсюда эффективность нормы как «предпосылка и основа воздействия права на общественные отношения» во многом зависит от ее согласованности с другими нормами.

Таким образом, действенность специальных принципов спортивного права в значительной мере предопределяется их связями и корреспонденцией с общеправовыми принципами. Говоря, например, о примате общеправовых принципов по отношению к специальным принципам спортивного права, необходимо иметь в виду, что последние вытекают из первых, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Принципы спортивного права обеспечивают единство и системность его норм. Будучи рассчитаны на всю сферу физкультурно-спортивного движения или его области, а не на конкретный типичный вариант поведения участников физкультурно-спортивных отношений, эти принципы определяют цель, направление нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть поняты и использованы в полной мере смысл и назначение конкретных правил физкультурно-спортивной деятельности. Принципы являются следствием анализа всех источников спортивного права - как «жесткого», так и «мягкого права», о которых пойдет речь далее.

Рассмотренные принципы составляют фундамент спортивного права и играют определяющую роль в правотворческой деятельности по созданию ею норм, систематизации, дальнейшей кодификации и поступательному развитию этой области права. В совокупности принципы и нормы образуют единство и системность спортивного права как специфического нормативно-правового комплекса.

Становление и развитие принципов спортивного права представляет собой сложный и длительный процесс. Есть все основания считать, что и в будущем, по мере развития физкультурно-спортивного движения, совершенствование принципов спортивного права будет продолжаться. Сейчас важно было обобщить и систематизировать существующие принципы спортивного права. Это вклад в его прогрессивное развитие, который должен в том числе способствовать демократизации, совершенствованию и оптимизации современного спортивного движения.

Правовой статус спортсмена

Клубам в соответствии с рассматриваемым Постановлением могли передаваться в аренду или безвозмездное пользование государственными предприятиями, организациями и учреждениями, профсоюзными, кооперативными и другими организациями здания, помещения, спортивно-зрелищные предприятия, оборудование и другое имущество, относящееся к основным фондам. Указанное Постановление дополнило Общесоюзный классификатор профессий должностью спортсмена-инструктора. Тем самым правовой статус спортсмена приравнивался к статусу других работников сферы физической культуры и спорта. Вот таким образом и обстояли дела со спортивным правом в СССР.

Спортивное право в РФ

труд спортсмен право россия

Следующим шагом в развитии спортивного права явилось Постановление Совета министров СССР от 8 января 1991 г. N 14 "О дополнительных мерах по экономической деятельности в области спорта". Данным нормативным актом установлено, что с 1 января 1991 г. трудовые отношения спортсменов, тренеров и других специалистов сборных команд СССР регулируются особой формой трудового договора - контрактом, заключаемым между указанными категориями граждан и Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту или органом, которому указанным комитетом делегированы права на заключение контракта.

Спортивным правом устанавливались и особые основания прекращения трудового договора со спортсменом. В частности, контракт мог быть расторгнут в случае дисквалификации спортсмена, получения положительного теста допинг-контроля, недостижения спортсменом спортивных результатов, оговоренных контрактом, снижения спортивного мастерства, заключения иных контрактов в период действия контракта о спортивной деятельности, разглашения сведений, составляющих конфиденциальную информацию, и пр. Заключавшиеся договоры не учитывали российского законодательства, их отраслевая принадлежность не могла быть четко определена исходя из их содержания, неясна была и сущность возникающих отношений. Такое положение затрудняло правовую регламентацию правового статуса спортсменов, что, безусловно, не могло не привести к пестроте в регулировании складывающихся отношений.

Можно отметить, что для правового регулирования отношений с участием профессиональных спортсменов использовались нормы как гражданского, так и трудового законодательства. Так, система вознаграждения за труд - профессиональную спортивную деятельность - определялась нормами трудового законодательства и чаще всего именовалась заработной платой. Система установления ответственности - штрафы, обязанность неразглашения конфиденциальной информации и др. - регламентировались нормами гражданского законодательства. В Основах впервые была установлена ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной форме. Причиненный вред должен был возмещаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого спортсменом или судьей по виду спорта с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, членом которой он является. Условия договора (контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации. Основы установили в спортивном праве также и то, что на граждан, занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме, распространяется законодательство Российской Федерации о социальной защите. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в результате занятий физической культурой и спортом, гарантируются за счет страхования от несчастного случая, осуществляемого организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, за спортивную команду которой выступает гражданин, или предприятием, учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых отношениях.

Порядок и условия страхования профессионального спортсмена или судьи по виду спорта определяются спортивным правом законодательством Российской Федерации и договором (контрактом), заключаемым им с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Государственные органы управления физической культурой и спортом, организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, предприятия, учреждения и организации, заключившие договор (контракт) со спортсменом, выступавшим в составе сборной команды Российской Федерации или команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет, были обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный во время тренировки или соревнования здоровью спортсмена, в том числе связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим за собой инвалидность, в порядке, установленном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Иными словами, в период действия Основ законодательства о физической культуре и спорте спортсмен имел возможность заключить как трудовой договор в соответствии с нормами действующего законодательства о труде, так и гражданско-правовой договор, регламентирующий его положение как лица, занимающегося коммерческо-спортивной деятельностью в соответствии со статьей 23 Основ. Реально же заключался некий симбиоз, комбинировались нормы разных отраслей права, и делалось это в интересах физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Спортивного права как такового на деле практически не существовалою

Следующим шагом на пути развития спортивного права и формирования правового положения спортсменов и основ профессионального спорта явилось принятие Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этом Законе определен статус основных участников спортивной деятельности - спортсменов, спортсменов-профессионалов, физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Впервые на законодательном уровне было дано понятие "спортсмен-профессионал". В соответствии с Законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" он определяется как спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. В соответствии с Законом о физической культуре и спорте статус спортсмена-профессионала зависит от наличия двух основных признаков:

  • 1) занятия спортом должны являться для такого спортсмена основным видом деятельности;
  • 2) спортсмен-профессионал должен иметь контракт, в соответствии с которым он получает заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Поскольку спортсмен-профессионал систематически занимается профессиональной деятельностью определенного вида (занимается спортом) и получает за это в соответствии с контрактом заработную плату, можно сделать вывод о трудоправовой природе заключаемого договора. Соответственно, деятельность спортсмена-профессионала подпадает под действие законодательства о труде и Трудового кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается и положениями статьи 25 Закона о физической культуре и спорте, предусматривающими, что контракт о спортивной деятельности заключается на основе норм трудового законодательства Российской Федерации. Федеральный закон "О физической культуре и спорте" не содержит каких-либо особенностей правового регулирования труда спортсменов-профессионалов.

Важным моментом в развитии спортивного права стало 30 марта 2008 года, когда вступил в силу новый закон "О физической культуре и спорте". Новый закон включил в себя систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, обеспечение безопасности жизни и здоровья спортсменов и зрителей.

В законе впервые четко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области физической культуры и спорта.

Определен статус Олимпийского, Паралимпийского и Сурдолимпийского комитетов России и Специальной олимпиады России, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Также выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях, отметил глава думского комитета.

Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях.

Предмет спортивного права составляют спортивные отношения - особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
5868. Уголовне право РФ 96.16 KB
Уголовное право как отрасль законодательства это система законов и норм издаваемых высшим органом власти определяющих принципы и основания уголовной ответственности круг деяний объявляемых преступлениями а также виды и размеры наказаний и иных мер уголовноправового характера. Уголовноправовые отношения в широком смысле возникают с момента вступления уголовного закона в силу а в узком смысле это отношения между государством и преступником возникающие с момента совершения преступления и заканчивающиеся погашением или снятием...
6019. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 21.76 KB
В целом же регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины равенства прав супругов в семье разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака. Основания для прекращения брака: смерть...
17241. Земельное право 16.94 KB
В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории такие как: предмет и система земельного права земельно-правовые нормы субъекты и объекты земельных правоотношений право собственности и иные вещные права на землю правовая охрана земель и многие другие. Общая характеристика права собственности на землю...
17281. Трудовое право 20.96 KB
Неудовлетворительная динамика, показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда свидетельствует, что не ликвидированы основные причины, определяющие сохранение опасных и вредных факторов производственной среды. Именно поэтому вопросы охраны труда являются актуальными.
3842. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 14.64 KB
Его нормы устанавливают какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания следует применять к лицам совершившим эти преступления ч. Именно отношения возникающие в связи с совершением преступления и применением за него определенных наказаний и составляют предмет уголовного права. Ввиду того что преступления представляют собой повышенную общественную опасность для установленных в Украине общественных отношений и правопорядка государство применяет за их совершение и наиболее строгие меры принуждения уголовные...
3841. ТРУДОВОЕ ПРАВО 19.7 KB
Нормативные акты регулирующие трудовые и тесно связанные с ними правоотношения составляют трудовое законодательство где основным актом является Кодекс законов о труде Украины КЗоТ. 1 КЗоТ. КЗоТ регулирует не только трудовые отношения работников всех предприятий учреждений организаций независимо от форм собственности вида деятельности и отраслевой принадлежности а также лиц которые работают по трудовому договору с физическими лицами ст. 3 КЗоТ.
6100. Банківське право 15.65 KB
Банківське право Банки і банківська діяльність Банк юридична особа яка має виключне право на підставі ліцензії Національного банку України НБУ здійснювати у сукупності такі операції: залучення у вклади грошових коштів фізичних і юридичних осіб та розміщення зазначених коштів від свого імені на власних умовах та на власний ризик відкриття і ведення банківських рахунків фізичних та юридичних осіб. Спеціалізованим банкам за винятком ощадного забороняється залучати вклади депозити від фізичних осіб в обсягах що перевищують 5 відсотків...
6015. Конституционное право 23.72 KB
Конституции Российской Федерации закреплено что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны. Российская Федерация как федеративное государство состоит...

Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохра­нении здоровья средствами физической культуры и спорта.

Юридическая природа спортивной деятельности

В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания од­ного из основных понятий в данной сфере.

При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в нацио­нальном праве. Поэтому следует вначале определить юриди­ческую природу спорта и спортивной деятельности.

Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.

Следовательно, анализируя правовую природу такого со­циокультурного феномена, как спорт, необходимо основывать­ся на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.

Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важ­нейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физичес­кой культуры и спорта получить возможность мыслить юри­дическими категориями.

Предметом нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.

Правоотношения в сфере физической культуры и спорта -регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а так­же по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта - деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.

Субъекты нормативно-правового регулирования - Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы го­сударственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации - юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортив­ной деятельности.

Характер общественных отношений в спорте

В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:

1) публично-правовые отношения - отношения между госу­дарственными органами, а также органами местного самоуп­равления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;

2) гражданско-правовые отношения - отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Формы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:

    образовательная деятельность по физическому воспита­нию граждан;

    деятельность по организации зрелищных спортивных ме­роприятий и по участию в них;

    деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;

    деятельность общественных объединений, органов госу­дарственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.

В случае придания законодателем предприятиям спортив­ной промышленности особого статуса, перечень видов физкуль­турно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.

Методы нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной сферы:

    государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физи­ческой культуры и спорта);

    гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предо­ставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);

    административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отноше­ния в сфере государственного управления и исполнительно-рас­порядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).

В соответствии с названными методами видами ответствен­ности, к которой могут привлекаться за нарушение законода­тельных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и админи­стративная.

В исключительных случаях может возникнуть также и уго­ловная ответственность.

Право на занятия физической культурой и спортом

Государство третьего тысячелетия призвано создать усло­вия для качественной жизни своих граждан. Современные по­нятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолют­ное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего време­ни физическая культура является уникальным средством со­хранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической куль­туры и спорта должно с неизбежностью двигаться от призна­ния потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.

Международно-правовое понимание роли физического вос­питания и физической культуры основано на том, что эффек­тивное осуществление прав человека вообще зависит в значи­тельной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэто­му доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.

Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Гене­ральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.

Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:

    каждый человек обладает правом на доступ к физическо­му воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;

    каждый человек в соответствии со спортивными тради­циями своей страны должен иметь все возможности для учас­тия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

    особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и ли­цам с физическими и умственными недостатками.

Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в со­ответствующем разделе нашего курса.

В Российской Федерации условия для реализации выше­названного основного права создаются государством и регла­ментируются законодательными актами следующим образом.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства (Глава 1. «Основы консти­туционного строя», статья 2).

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принима­ются меры по развитию государственной, муниципальной, ча­стной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию фи­зической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпи­демиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).

Как видим, законодатель объединил в одной статье вопро­сы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и сани­тарно-эпидемиологического благополучия.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы за­конодательства Российской Федерации о физической культу­ре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.

По спортивному праву на yakaboo

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых , регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское , а его подотраслью - обязательственное . В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой ), вокруг которого формируется вся система данной . В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте».

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые » отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». При этом комплексные отрасли права – это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Таким образом, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, например жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права . Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта – трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета, их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

  • использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;
  • обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
  • использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;
  • учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
  • ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
  • обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;
  • восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры;
  • обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
  • целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;
  • учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно – спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий «спорт » и «физическая культура » как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом », однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право ».