Фрустрация — что это за состояние в психологии, с чем связана. Фрустрация и фрустрационный невроз

Фрустрация - это неприятное напряженное психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или воображаемые трудности, препятствующие достижению цели, удовлетворению потребностей. Такое состояние вызывают различные ситуации или замечания других, которые самому человеку кажутся несправедливыми или преувеличенными. Это может быть отказ знакомого, к которому обратились за помощью, большой счет за ремонт машины или из-под носа ушел троллейбус. Такие или похожие ситуации могут легко испортить настроение.

Однако для психологов фрустрация больше, чем обычные неприятности, которые человек быстро забывает.

Симптомы

Выделяют следующие симптомы фрустрации:

  • Безвыходное положение.
  • Невозможность сразу отмежеваться от того, что происходит, и не обращать внимания.
  • Желание выйти из создавшегося положения и неумение найти выход.

Фрустрацию можно диагностировать и средствами медицины. Например, измерив давление кожи и сосчитав количество сокращений сердца, охваченного фрустрацией человека, можно заметить наглядные изменения. Однако общих норм нет, потому что один и тот же фактор, вызвавший плохое настроение, на одних людей действует сильнее, а на других слабее.

Влияние фрустрации на психику человека

Намного важнее, чем физическая реакция, является влияние фрустрации на психику человека, которое проявляется у каждого индивидуально.

Агрессия

Нередко переживания, вызывающие ухудшение настроения людей, порождают агрессию. Исследования показали, что так чаще всего реагируют мужчины. Мужчины, которые на работе все время чувствуют давление и не достигают желаемых результатов (не сделали карьеры, их не хвалят), намного чаще причиняют боль своим женам и детям, чем те, которым все удается. Психологи пытаются объяснить окончание состояния фрустрации - теорией агрессии фрустрации. Они утверждают, если человек стремится к цели, однако его блокируют, то у него возникает приступ агрессии. Согласно другой теории отрицательные эмоции, вызванные фрустрацией, могут проявиться различными реакциями, зависящими от способности человека преодолевать стресс.

Депрессия

Женщина, охваченная фрустрацией, также может реагировать агрессивно. Однако чаще ее реакция - плохое настроение, отсутствие интереса к чему-либо, равнодушие, отсутствие желания что-либо делать. В связи с такой депрессией часто проявляются психические расстройства, например, булимия.

Болезненное желание делать покупки

Похожая на депрессию реакция - болезненное желание делать покупки, характерное для женщин. Как конфетки для успокоения сердца покупается одежда или средства косметики, которые женщине совершенно не нужны.

Регрессия

Другая реакция на фрустрацию - это регрессия (характерна для детей). Например, ребенок очень огорчается и меняется его поведение, если он не получил подарка, которого сильно желал, или не смог дождаться оценки или изменились условия его жизни. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Например, ребенок, в доме которого появился младенец, начинает мочиться в постель.

Разочарования

Без разочарований не проходит ни одна человеческая жизнь. Однако эти чувства можно научиться преодолевать. С этой точки зрения очень важна терпимость к фрустрации. Это означает, что удовлетворяя свои потребности и желания, всегда необходимо смиряться с большими или маленькими разочарованиями, иметь способность оценить ситуацию или поставить перед собой цель, более легкую для достижения. Необходимо научиться от чего-то отказываться, уступать, жертвовать, потому что это необходимое условие человеческого общения. Конечно, это не означает, что необходимо от всего отказаться и не чувствовать никакого удовлетворения.

Каждый человек должен научиться преодолевать разочарования. Если малышу все позволить и не установить никаких ограничений, то этим мы ему не поможем, потому что он никогда не сумеет преодолеть свое разочарование.

Наверное, немногие знают, что такое фрустрация, а между тем бывать в этой ситуации, к сожалению, приходилось большому числу людей. Frustratio c латинского переводится как «обман», «напрасные ожидания», и в общем состояние фрустрации характеризуют именно эти неприятные переживания - крушение надежд, невозможность достижения цели.

Определение понятия

Такие явления, как стресс, кризис, тревожность и фрустрация, в психологии изучаются обычно в комплексе, как негативные психические состояния, имеющие схожие проявления. Понятия «фрустрация» и «стресс» особенно сближаются, есть даже мнение, что фрустрацию можно считать формой стресса. Фрустрация и тревожность также могут вызывать примерно одинаковые ощущения.

Что же вкладывается в понятие фрустрации, что выделяет ее в этом ряду? Определение явления в психологических словарях звучит так: фрустрация - это такое эмоциональное состояние, которое возникает, если человеку не удается добиться цели или удовлетворить потребность.

Состояние фрустрации сопровождают такие негативные эмоции, как тревога, чувство вины, разочарование, гнев и другие. Можно также встретить толкования, рассматривающие фрустрацию как пример той самой ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Уже заметна терминологическая путаница.

Что именно подразумевает термин: саму ситуацию или реакцию, которой организм на нее отвечает? В литературе используется и то, и другое понимание, однако в некоторых источниках специально оговаривается, что следует разделять фрустратор (причины фрустрации), фрустрационную ситуацию и реакцию на нее.

Всякая ли ситуация способна фрустрировать? При ответе на этот вопрос, во-первых, нужно учитывать особенности характера человека (насколько он устойчив к невзгодам, может ли успешно бороться с трудностями) и его общее физическое состояние. А во-вторых, есть обязательные компоненты самой ситуации. Таких составляющих две: сильная мотивация к достижению цели (удовлетворению потребности) и барьер, мешающий этому.

Следовательно, группировать фрустрации можно по мотивам (потребностям) и по барьерам. Например, серьезные последствия может нести неудовлетворение первичных потребностей (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне), а неудовлетворение вторичных (самореализация, уважение других), как правило, переносится менее болезненно.

Фрустрация порождается самыми разными барьерами, виды которых можно представить следующими группами. Физические (стены здания, из которого невозможно выйти), психологические (страх, сомнения), биологические (болезнь, возрастная изношенность организма), социокультурные (общественные нормы, правила).

Интересны также идеологические барьеры. Термин этот предложил американский психолог немецкого происхождения Курт Левин при исследовании барьеров, посредством которых взрослые управляют поведением ребенка. Это подвид социокультурных барьеров, куда включены ценности, которые разделяет сам ребенок («Ты же девочка!»).

Если понимать фрустрацию как особое состояние, то требуется обратиться к : психология обогатилась этим термином именно благодаря теории . Как известно, Фрейд считал, что психика человека состоит из трех компонентов: Ид (бессознательные влечения), Эго (посредник между внутренним миром личности и окружающими) и Супер-Эго (моральные нормы, сдерживающие Ид).

Состояние фрустрации, согласно психоаналитической теории, возникает, если человек отказывается от своих влечений, порожденных Ид, которые подавляет «цензор» Супер-Эго. Постоянная борьба Ид и Супер-Эго и ведет к многочисленным фрустрациям.

Поведение при фрустрации

В концепции фрейдистов и неофрейдистов была намечена идея связи между фрустрацией и агрессивным поведением, которая позже получила значительное распространение в других психологических подходах. Так, типология американского психолога Сеула Розенцвейга включает три формы фрустрации, отличающиеся направленностью .

  • Экстрапунитивная форма характеризуется выплеском гнева и агрессии на внешние объекты, то есть стремлением обвинить в неудаче обстоятельства или других людей.
  • Противоположный тип - интропунитивный, когда в случившемся человек винит самого себя.
  • Импунитивное реагирование свойственно тем, кто к неудачам относится философски, считая их событием либо не слишком значимым, либо неизбежным.

Однако на современном этапе в признаки фрустрации включается не только агрессивное поведение. Обобщая существующие подходы, можно выделить несколько основных реакций на состояние фрустрации.

  • Уже рассмотренное агрессивное поведение (различной направленности).
  • Регрессия - «спуск» на более примитивный уровень поведения или реагирования. Плач, например, будет формой эмоциональной регрессии.
  • Уход от ситуации. Может выражаться в виде рационализации (попытке логически обосновать ненужность цели) и замещении (попытке выбрать новую цель).

Тип личности

Существует еще такая формулировка, как «фрустрирующий тип личности». Этот тип выделяется в новой, экспериментальной S-теории личности, в рамках которой и существуют как фрустрирующий, так и фрустрационный тип.

Что же отличает фрустрирующий тип от остальных? Это активные люди, инициаторы всевозможных начинаний, которые, кажется, никогда не сидят на месте. Любят пробовать новое, легко дают обещания и так же легко о них забывают. Они не доверяют другим, предпочитая лично убедиться в правильности или неправильности вывода или способа действия. Им очень тяжело принять собственные неудачи, в которых они предпочитают винить обстоятельства или других людей, они с трудом берут на себя ответственность.

Фрустрационный тип, наоборот, не любит суеты и спешки. Такие люди часто оттягивают момент принятия решений, не могут завершить начатые дела. С фрустрирующим типом их роднит боязнь ответственности и желание познать все на личном опыте, а не на чужом. Зато человек этого типа обычно миролюбив, спокоен, легко сглаживает острые углы в общении и так же непринужденно и мягко обходит мешающие ему запреты и правила. Автор: Евгения Бессонова

Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного видным исследователем этой проблемы в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация „имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности». [ 2 ] Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек - общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.

Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация - результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. [ 3 ]

Браун и Фарбер делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью объясняют эмоциональность, которой обычно отличаются реакции в этих ситуациях. Горячо поддерживая этих авторов в стремлении различать внешнюю причину и вызываемое ею состояние, Чайльд и Уотерхауз [ 9 ], в противоположность Брауну и Фарберу, рекомендуют называть фрустрацией лишь факт помехи, изучая его влияние на деятельность организма, но не приводят в пользу такого словоупотребления сколько-либо развитых обоснований. [ 5 ]

Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, можно дать ей следующее определение: фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. [ 6 ]

Фрустрация (Frustration).

Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния. Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели. [ 7 ]

Фрустрация – это эмоция и ситуативная реакция на проблемную ситуацию, на некоторый барьер, препятствие. Барьеры могут быть внутренними и внешними. [ 8 c. 350 ]

Внутренний барьер – относящийся к ситуации, находящийся внутри нее, между субъектом и объектом, а также сложность задачи или неумение испытуемого.

Внешний барьер – согласие испытуемого решать эту задачу, социальные нормы, хорошие отношения с экспериментатором, они мешают испытуемому выйти из поля, отказаться от решения задачи. [ 9 ]

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего, с точки зрения прикладных задач) приобретает в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером. [ 10 ] Стимулирующая ситуация методики экспериментально-психологическая изучения фрустрационых реакций С. Розенцвейга заключается в схематическом контурном рисунке,на котором изображены два или более человека, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Оценка роли фрустрации отдельных потребностей в нарушении процесса психической адаптации затрудняется и тем обстоятельством, что в реальной ситуации практически невозможна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустрирующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, образующих взаимосвязанный комплекс. Подобные затруднения вызывает и попытка разделения фрустраций по тинам фрустрирующих ситуаций, обусловленных характером препятствия, блокирующего мотивированное поведение. Принятое разделение на пассивные и активные препятствия, на носящие внутренний или внешний по отношению к субъекту характер, по-видимому, относительно, поскольку субъект имеет дело не с самим препятствием, а с целостной оценкой ситуации. При экспериментальном исследовании ситуации, которая служит классическим примером пассивного внешнего препятствия (запертая дверь, преграждающая путь к удовлетворяющему потребность объекту), испытуемые ассоциировали состояние фрустрации не с ним (не с запертой дверью), а с действиями лиц, которые создали это само по себе пассивное препятствие, т. е. с активным противодействием мотивированному поведению. Аналогичным образом рассмотрение состояния фрустрации, обусловленной активным внешним противодействием мотивированному поведению субъекта, позволяет считать характерным для такой ситуации интрапсихический конфликт (который рассматривается как активное внутреннее препятствие) между стремлением удовлетворить существующую потребность и вновь возникшей потребностью избежать опасного столкновения с активным противодействием.

Значительную часть затруднений, связанных со сложностью классификации фрустрирующих ситуаций, типов потребностей, при исследованиях психической адаптации удается избежать, если оценивается не влияние фрустрации определенных потребностей или типов фрустрирующей ситуации, а суммационный эффект последовательных фрустраций, который можно назвать фрустрационной напряженностью. Фрустрационная напряженность в каждый конкретный момент определяется взаимодействием между комплексом потребностей и совокупностью фрустрирующих ситуаций. Изменения в системе человек-среда будут способствовать росту фрустрационной напряженности и соответственно повышать риск адаптационных нарушений в той мере, в какой в результате этих изменений затрудняется реализация не какой-либо одной потребности, а всего комплекса значимых потребностей индивидуума. Особенности трансакции, характеризующиеся такими затруднениями, при изменении жизненного стереотипа могут зависеть от недостаточности в новых условиях психических или физических ресурсов индивидуума, от неадекватности в этих условиях ранее сформировавшихся и основанных на прежнем опыте представлений и навыков, несоответствия их экспектациям окружения. Вместе с тем изменения сбалансированности системы человек-среда могут определяться реорганизацией самого комплекса потребностей, их характера, интенсивности, иерархии, которая влечет за собой адаптационные перестройки и возрастание требований к адаптационным механизмам. Наконец, само повышение этих требований независимо от характера первичных перестроек требует дополнительных адаптационных ресурсов и повышает вероятность блокады удовлетворения актуальных потребностей.

При любом из рассмотренных вариантов изменения взаимодействия между организмом и средой наблюдается возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей. Названные варианты не исключают друг друга. Напротив, они взаимозависимы, поскольку изменения в одном из элементов сбалансированной системы трансакций неизбежно сказываются на других ее элементах. Реорганизация комплекса потребностей тесно взаимосвязана с изменением адекватности этому комплексу совокупных ресурсов индивидуума, с динамикой позиции субъекта в группе и экспектаций его окружения, со степенью напряженности адаптационных механизмов. Возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей, которую можно обозначить как фрустрационную напряженность, отмечается независимо от того, с каким из перечисленных факторов, представляющих собой элементы единой системы трансакций, связано первичное изменение, повлекшее за собой адаптационную перестройку. Роль фрустрационной напряженности в организации психофизиологических соотношений определяется ее влиянием и на эффективность психической адаптации, и на выраженность при этой адаптации изменений актуального психического состояния, и одновременно на выраженность и характер отмечающейся в процессе адаптации динамики физиологического регулирования. Одним из путей оценки этой роли может быть сопоставление показателей, отражающих перечисленные особенности психического состояния и физиологических параметров в группах, которые в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам индивидуума, различаются но степени фрустрационной напряженности.

Такое сопоставление было проведено с использованием миграционной модели, что обеспечивало однотипный характер изменения условий и распространение их воздействия на достаточно многочисленный контингент испытуемых. При этом в качестве показателя фрустрационной напряженности использовали фактор Q4 теста Кеттелла, высокие значения которого характерны для субъектов фрустрированных и напряженных, а низкие - нефрустрированных и спокойных, что обозначается авторами теста соответственно как высокое и низкое эргическое напряжение. В группах, разделенных по эффективности психической адаптации, значения фактора Q4 теста Кеттелла достоверно различались (Р<0. 01), возрастая по мере нарушения качества адаптации. Вместе с тем при разделении контингента по выраженности фрустрационной напряженности выделенные группы различались и по особенностям психического состояния, и по ряду физиологических характеристик.

Уровень профиля методики многостороннего исследования личности, который представляет собой достаточно чувствительный индикатор динамики психического состояния, был значимо выше в группе с большей фрустрационной напряженностью; причем это различие достоверно практически по всем шкалам профиля, хотя и менее выражено, чем при разделении групп но уровню тревоги, с которой уровень фрустрационной напряженности коррелирует. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними – те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком». Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»).

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации – поведенческие "следствия" фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим названием – «Фрустрация: поведение без цели». В другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а «что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (=удовлетворяющим потребность), а «фрустрационно спровоцированным поведением». Новая цель не замещает здесь старой.

Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно «закатив истерику» в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но, тем не менее, сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в результате «добровольного усиления рефлексов», но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

Для поведения третьего типа характерна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то». Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. «Мотивация здесь, – говорит Н. Майер, – отделяется от причинения как объясняющее понятие».

Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать «катастрофическим». Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь «энергетические»), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива «квалифицировать как «мотивонесообразное»». Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.

Возвращаясь теперь к поставленному выше вопросу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа нашей типологии, а второй – остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях – по линии утраты контроля со стороны воли, т.е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т.е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды. Мы ограничимся пока этой формулой, ниже нам еще представится случай остановиться на отношениях между этими двумя феноменами.

Определение категориального поля понятия фрустрации не составляет труда. Вполне очевидно, что оно задается категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования – реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям – «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность….

Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления.

Фрустрация

(от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) -

1) , выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения , вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи ;

2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией . В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности . В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Фрустрация

Психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1 ) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2 ) ситуация фрустрационная;

3 ) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1 ) от силы, интенсивности фрустратора;

2 ) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3 ) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Фрустрация Этимология.

Происходит от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание.

Категория.

Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

Специфика.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ФРУСТРАЦИЯ

(от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - , вызванное неуспехом в удовлетворении , желания . Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой , отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности . См. , Гипотеза фрустрации-агрессии .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Фрустрация

   ФРУСТРАЦИЯ (с. 633) (от лат. frustratio - обман, неоправдавшееся ожидание, разочарование) - психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей.

Если человек испытывает некоторую потребность (а ее ведь можно и искусственно спровоцировать!), но существует нечто, препятствующее ее удовлетворению, то он теряет душевное равновесие и впадает в раздражение.

Психологи изучали данное явление с помощью простого эксперимента. Испытуемым объявляли, что им предстоит проверка ловкости и сообразительности. Затем им давалось несложное вроде бы задание: с помощью нескольких приспособлений дотянуться до пирамидки, состоящей из колец, и поэтапно разобрать ее. Единственная трудность состояла в том, что участникам эксперимента запрещалось выходить из очерченного круга. Но именно это затруднение и было непреодолимо: экспериментатор специально очерчивал круг так, что выполнить задание, не нарушив запрета, становилось физически невозможно. Эксперимент показал: большинство испытуемых после долгих безуспешных попыток выходили из себя, принимались кричать и ругаться, а порой экспериментатору приходилось спешно ретироваться, чтобы избежать рукоприкладства.

Каждый человек не раз становился жертвой похожих обстоятельств. Наиболее уравновешенные люди, как правило, находят в себе достаточно сил, чтобы не выплескивать свое раздражение на окружающих. Однако, загнанное внутрь, оно не исчезает, а продолжает мучить человека, порой довольно долго.

Сила фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний неизбежно приводят к столкновению реальных возможностей человека и трудности тех задач, которые он перед собой опрометчиво ставит. Ситуации и состояния фрустрации довольно часто возникают при взаимодействии людей, в том числе в воспитательном процессе. Типичный пример фрустрирующего воздействия - запрет педагога или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного или привлекательного. Частая и длительная фрустрация может привести к негативным изменениям в характере, к возникновению неврозов, закреплению агрессивных форм поведения. Устойчивость к фрустрации связана, в частности, с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "фрустрация" в других словарях:

    фрустрация - и, ж. frustration f., нем. Frustration <лат. frustratio обман; провал, неудача; срыв. псих. Психологическое состояние, возникающее в результате разочарования, неосуществления какой н. значимой для человека цели, потребности и проявляющееся в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФРУСТРАЦИЯ - [лат. frustratio обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологич. состояние гнетущего напряжении, тревожности, чувства безысходности и отчаяния;… … Философская энциклопедия

    ФРУСТРАЦИЯ - [лат. frustratio обман, неудача] 1) расстройство, срыв, крушение планов, намерений, надежд и т. п.; 2) психол. душевный дискомфорт из за несоответствия внутренней и внешней картины мира; состояние, возникающее при разочаровании, неосуществлении… … Словарь иностранных слов русского языка

    фрустрация - состояние, тревожность, подавленность, безысходность Словарь русских синонимов. фрустрация сущ., кол во синонимов: 10 безысходность (13) … Словарь синонимов

    Фрустрация - Фрустрация ♦ Frustration Отсутствие чего либо при неспособности его получить или отказаться от желания его иметь. Тем самым отличается от надежды (которая может быть удовлетворена), траура (отказа от бытия) и удовольствия (каковое и есть… … Философский словарь Спонвиля

    ФРУСТРАЦИЯ - (от латинского frustratio обман, неудача), психологическое состояние. Возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.… … Современная энциклопедия

    ФРУСТРАЦИЯ - (от лат. frustratio обман неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией … Большой Энциклопедический словарь

    Фрустрация - (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец,… … Психологический словарь

    ФРУСТРАЦИЯ - (от лат. frusratio самообман, неудача, гпщгтмая надежда) англ. frustration; нем. Frustration. 1. Состояние психической дезорганизации, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и… … Энциклопедия социологии

    ФРУСТРАЦИЯ - (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство). Психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению целей,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Все люди имеют определенные потребности и намерения. Если кратко, то фрустрация в психологии – это невозможность удовлетворения своих активных нужд .

Такое состояние сопровождается отрицательными эмоциями, и периодически наступает на протяжении всей жизни. Разочарование и страх мешают двигаться вперед, к желаемой цели.

Главная опасность фрустрации заключается в деструктивном поведении личности - попытке уйти от реальности, зависимость от вредных привычек, избежание контактов с социумом.

Определение

В переводе с латинского языка термин «frustratio» означает «неудачная попытка», «невыполнение задуманного». В психологии этому слову дается следующее определение: «характерное состояние сознания, наступающее в случае невозможности удовлетворения человеком своих потребностей в реальных или потенциально возможных ситуациях».

Простыми словами, фрустрация – это несоответствие намерений индивида с его возможностями, вследствие чего он ощущает напряжение, раздражение, возможно отчаяние.

При любых ситуациях, в которых проявляется фрустрация, нарушается внутренняя гармония, и индивид пытается всеми возможными способами восстановить равновесие, и удовлетворить актуальную потребность.

Причины

Фактором, вызывающим фрустрацию, можно считать частоту, с которой человек не может удовлетворить свои текущие нужды и его отношение к неудачным попыткам. Это состояние в частности интенсивно прогрессирует, когда человек теряет самоуважение и веру в собственные возможности. Фрустрация может быть спровоцирована даже незначительными изменениями или событиями.

Если неудачи вызваны внешними факторами, то процесс адаптации к этим условиям проходит легче. С внутренними причинами всё намного сложнее, человек может довести себя до нервного срыва или . Для преодоления людьми такого этапа в своей жизни следует проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить причины случившегося и, сделав выводы, продолжать двигаться дальше.

Причины появления состояния фрустрации подразделяют на несколько типов:

  1. Биологические – различные болезни и расстройства, недееспособность, старость.
  2. Физические – недостаточное количество финансовых средств, ограничение свободы передвижения.
  3. Психологические – проблемы любовного и сексуального характера, потери (смерть родственников, разорение), внутриличностные и внешние конфликты, недостаток знаний и опыта.
  4. Социокультурные – принципы, препятствующие человеку получить желаемое (закон, моральные ценности, общественные установки, социальные конфликты, поиск смысла существования).

Признаки

Под понятием «фрустрация» понимается напряженное состояние, сопровождающееся дискомфортными ощущениями, спровоцированными трудностями при достижении намерений или удовлетворения нужд.

В таком состоянии человек ощущает безысходность положения, невозможность отстраниться от происходящего, всё внимание сконцентрировано только на проблемах, возникает желание что-то изменить. Эффективность работоспособности снижается, индивид чувствует разочарование, раздражительность, но продолжает сопротивляться фрустрации (активно или пассивно).

Личность, способная подстраиваться под изменения окружающей среды, увеличивает мотивацию и повышает интенсивность деятельности для достижения желаемого. Малоконструктивное поведение проявляется в замкнутости, в уходе от реальной жизни (проблем).

Виды фрустрационного поведения:

  • Враждебность – злость или нервозность, как кратковременная вспышка гнева или длительный процесс (нервничать, злиться, ругаться долгое время).
  • Рационализация – выявление положительных последствий в случившемся.
  • Регрессия – больше всего присуща пессимистичным людям, которые сами себя настраивают на серьезные эмоциональные переживания (может проявляться как плач).
  • Смещение – индивид ищет более легкий способ достичь цели (например, купить более дешевую и менее качественную вещь, вместо той, которую хотелось приобрести ранее).
  • Замещение – человек всеми доступными методами пытается придумать другой способ удовлетворения потребности (например, поехать на другом автобусе или посетить другой магазин).
  • Депрессия – ухудшение настроения, стресс, выйти из этого состояния крайне сложно.
  • Апатия – состояние, когда ничего не хочется, ничто не представляет интереса (замкнутость в себе, бесцельное времяпровождение).
  • Двигательная возбужденность – активная жестикуляция, быстрые перемещения по комнате.
  • Фиксация – это последний этап, выход из фрустрации. Человек проанализировав всю ситуации, делает выводы и не совершает подобных ошибок в будущем.

Важно!
Специалисты утверждают, что в большей степени модель поведения людей в период фрустрации обуславливается типом характера (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник), а не от вида неудовлетворенной потребности.

Диагностирование

При определении фрустрации среди психологов наибольшей популярностью пользуется тестирование Розенцвейга (Метод рисуночной фрустрации). С использованием этого метода изучается отношение человека к имеющейся проблеме, варианты выхода из сложившегося положения (из-за которого желаемое не достигнуто).

В тесте применяется 24 картинки, на каждой из них нарисованы 2 беседующих человека. То, что рассказывает индивид слева, написано в геометрической фигуре, задача испытуемого придумать ответ на данную реплику (сказать первое, что приходит на мысль). Явления на картинках можно поделить на две категории: обвинительные и препятствующие ситуации.

Каждый полученный ответ, психолог оценивает по двум критериям – по направленности и типу реакции. По типу реакции классифицируются ответы:

  1. Препятственно-доминирующие – на всех барьерах (проблемах), препятствующих достижению определенной цели заостряется повышенное внимание, в независимости от характера их рассмотрения (благоприятные, неблагоприятные, нейтральные).
  2. Необходимо-упорствующие – потребность человека в нахождении рационального выхода из неприятной ситуации, используя при этом помощь третьих лиц, уверенность в разрешении конфликта с течением времени или разработка самостоятельных действий. Еще эта реакция называется «фиксирование на выполнение желаемого».
  3. Самозащитные – ответственность за проблему никому не приписывается, тестируемый отрицает собственную вину в случившемся, уклоняется от критики и упреков, «фиксируется на самозащите».
По направлению реакции ответы подразделяются:
  1. Экстрапунитивные – изучается внешняя причина фрустрации (направление на окружение), определяется степень ситуации, в редких случаях для разрешения «конфликта» требуется участие других лиц.
  2. Импунитивные – проблемное явление характеризуется как «неизбежно случившееся», которое преодолевается с течением времени, нет вины не самого человека, не его окружения.
  3. Интропунитивные – фрустрационная ситуация не подлежит осуждению, принимается как благоприятная (возможность научиться на своих ошибках, и не допускать их совершения в будущем).

Лечение

Все люди периодически подвергаются фрустрации, и для роста личности полезно умение эффективной борьбы с возникающим напряжением. Индивиду необходимо самостоятельно контролировать свое состояние. В настоящее время существует множества эффективных методик для корректировки фрустрационного поведение, помогающие освободить эмоциональную и физическую зажатость, повысить коммуникативные способности и улучшить когнитивное мышление.

Способы расслабления (медитация, глубокое дыхание при помощи диафрагмы, рассмотрение специальных изображений) уменьшают гнев и разочарование. Занятия спортом (например, йога) помогут избавиться от эмоциональных и телесных зажимов. После таких упражнений, человек чувствует себя лучше, расслабленнее и спокойнее.

Важно понимать, что от фрустрации вылечиться навсегда не получится, в жизни будет происходить что-то, что вызовет негативные эмоции. Человек не способен это предотвратить или как-то прогнозировать, но изменить свое отношение к таким жизненным ситуациям возможно.

Важно!
Если контролировать свое поведение в период фрустрации не получается, и оно отрицательно сказывается на важных жизненных сферах, следует обратиться к специалисту.

Примеры

Состояние фрустрации провоцируется различными жизненными явлениями (критичные высказывания от друзей, коллег, категоричный отказ в помощи и т.д). Подобные мелочи могут испортить настроение, но часто лишь на короткое время.

Примеры фрустрации в реальной жизни:

  • Работник сделал порученный ему заказ, за который ему мало заплатили и не похвалили за хорошее выполнение. Человек чувствует себя плохо, т.к его потребность в самоутверждение, уважении от начальника и финансах игнорируется, или удовлетворяется в неполном размере.
  • Девушку пригласили на свадьбу, и она не может купить понравившееся платье своего размера ни в каких магазинах, на некоторое время ее охватывает отчаяние, планы рушатся, она не может мыслить ясно, в голове крутится навязчивая мысль о невозможности выполнить задуманное.
  • Предательство мужа/жены. Общие планы на жизнь, отдых, приобретение имущества все это рушится из-за измены любимого человека. Преданных людей мучает обида, гнев и разочарование, а в конце все эти эмоции уходят, и наступает апатия. Это состояние длится намного дольше, чем неприятные ощущения из примеров выше.

Фрустрация – хорошо или плохо?

Ответить на данный вопрос однозначно невозможно. Фрустрация в психологии имеет как позитивные, так и негативные последствия. Положительным аспектом считается мотивация человека в учете всех ошибок, преодоление жизненных сложностей и движение к своей цели, не смотря ни на что. В этом случае фрустрация крайне выгодна.

Но когда это состояние сопровождается злостью, раздражительностью, напряжением, опустошением, даже депрессией, что приводит к ухудшению качества жизни, низкой самооценке, стрессу, это плохо.

Считать фрустрацию только явлением разрушающим жизнь человека - неправильно. Многие специалисты утверждают, что она способна выступать в качестве мотиватора роста личности. Только тогда, когда людям приходится преодолевать сложности, решать возникающие проблемы, они прогрессируют, становятся более находчивыми, самостоятельными и готовыми к неожиданностям.

Так же именно фрустрация помогает выработать силу воли, смелость и активность. Важно научиться контролировать свое состояние и бороться с переживаниями, которые могут вызвать различные заболевания психики.

Ваше мнение

Была ли эта статья полезна для вас? Как часто Вы испытывает фрустрацию, какие способы помогают легче перенести такое состояние?