Государственное акционерное предприятие. Государственные банки в россии

  • Тема 3. Классические организационные структуры Вопросы:
  • 1. Понятие организационной структуры менеджмента
  • 2. Механистические (бюрократические) структуры управления
  • 3. Проектные и матричные структуры менеджмента
  • Тема 4. Методы управления и мотивация персонала
  • 1. Классификация методов
  • 2. Экономические методы
  • 3. Нормативно-правовые методы
  • 4. Социально-психологические методы
  • Тема 5. Организационные конфликТы и стресСы
  • 1 Природа конфликта
  • 2. Типы конфликтов
  • 3. Причины конфликтов
  • 4. Методы разрешения конфликтов
  • 5. Природа и причины стресса
  • Тема 6. Стиль руководства
  • 1. Понятие стиля руководства и факторы, влияющие на его формирование
  • 2. Разновидность стилей руководства и их характеристика на основе управленческой решетки грид
  • Требования к стилю руководителя
  • Тема 7. Организация управления предприятиями
  • Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования
  • 1. Управление в государственных унитарных предприятиях
  • 2.Управление акционерными обществами
  • 2.1. Структура органов управления в открытых акционерных обществах
  • 2.2. Собрание акционеров
  • 2.3. Совет директоров (наблюдательный совет)
  • 2.4. Исполнительный орган
  • 2.5. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
  • 3. Управление в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
  • Тема 8. Организационные коммуникации
  • 1. Сущность и классификация информации
  • 2. Требования к информации
  • 3 Содержание коммуникаций
  • Тема 9 Управленческие решения
  • 1. Понятие управленческого решения
  • 2. Классификация управленческих решений
  • 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
  • 4. Процесс принятия и реализации решений
  • Лекция 10. Pеинжиниринг организации Вопросы:
  • 1.Концепция непрерывного совершенствования организации
  • 2.Технология проведения реинжиниринга
  • 3.Специфика реализации инноваций в обучающей организации
  • Тема 11. Тайм-менеджмент и организация труда руководителя
  • 1. Тайм-менеджмент как система управления временем
  • 2. Причины дефицита времени
  • 1.) Причины, которые являются следствием неграмотных действий руководителя
  • 2.) Причины, которые не зависят от руководителя
  • 3. Основные методы тайм-менеджмента
  • Тема 12. Управление производством Вопросы:
  • 1.Управление производством как подсистема. Производство как объект управления
  • 2. Роль и место управления производством в системе управления организацией
  • 3. Стратегия, цели и задачи управления производством
  • 4. Структура и содержание системы управления производством
  • 5. Менеджер и его место в системе управления производством
  • Тема 13. Цели и функции управления производством Вопросы:
  • 1. Общие функции управления производством
  • 2. Конкретные функции управления производством Управление и организация комплексной подготовки производства
  • 3. Организация управления производственными запасами на предприятии
  • Тема 14. Категория качества и эволюция его содержания
  • 1. Основные понятия и категории качества
  • 2. Основные понятия и категории управления
  • 3. Возникновение менеджмента качества
  • Тема 15 показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей Вопросы:
  • 1 Виды показателей качества
  • 2. Классификация показателей качества
  • Тема 16. Оценка уровня качества товаров Вопросы:
  • 1. Оценка уровня качества продукции
  • 2. Оценка уровня конкурентоспособности
  • Тема 17 Контроль качества продукции
  • 1. Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии
  • 2. Виды и методы контроля качества продукции
  • Проблемы функционирования и совершенствования деятельности служб контроля качества продукции
  • Тема 18. Эволюция подходов к менеджменту качества Вопросы:
  • Основы комплексного и системного подходов к управлению качеством
  • 2. Организация управления качеством на отечественных предприятиях
  • 3. Зарубежный опыт управления качеством
  • 4. Всеобщее (тотальное) управление качеством
  • Тема 19 Системы менеджмента качества Вопросы:
  • 1 Разработка системы менеджмента качества на предприятии
  • 2. Принципы, лежащие в основе систем менеджмента качества, установленные стандартом исо 9000:2000.
  • 3 Внедрение системы менеджмента качества
  • Тема 20. Совершенствование системы управления качеством
  • 1. Совершенствование процессов деятельности организации, системный подход к управлению.
  • 2. Анализ процесса и его совершенствование.
  • 3. Функционирование системы обеспечения качества
  • Тема 21 стандартизация в управлении качеством
  • 1 Сущность технического нормирования и стандартизации
  • 2. Цели, принципы и задачи стандартизации
  • 3. Организации по стандартизации в Республике Беларусь Виды стандартов
  • Тема 22 Сущность и функции сертификации Вопросы:
  • 1. Основы оценки соответствия
  • 2. Национальная система подтверждения соответствия
  • 3. Порядок сертификации продукции
  • Тема 23 Сертификация систем менеджмента качества
  • Значение сертификации систем качества.
  • 2. Правила и порядок поведения сертификации систем качества.
  • 3. Аудит смк
  • 2.5. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

    Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной м ере предпринимательскую активность. В современных условиях фактор управления является определяющим не только в решении задач выживания, но и высокой эффективности развития предприятий с государственным капиталом.

    В частности, многое зависит от руководителя. Необходимо отказаться от традиционной, сложившейся прежде безусловной поддержки тех руководителей предприятий, которые имеют антирыночный менталитет, не сумели приспособиться к требованиям рынка. Если в акционерном обществе, где государство выполняет роль "твердого ядра", сохраняется старая система управления, то будет дискредитирована сама идея смешанной собственности, ибо такое акционерное общество не сможет выдержать конкурентной борьбы.

    По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

    Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ вообще по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм.

    Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее, эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подсобного акционерного общества извращается.

    Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.

    Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.

    Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

    Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества не допустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам, Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

    Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размерыэтой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.

    Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Он еще и активный член органов управления общества, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций, и другие вопросы политики акционерного общества. Действенность управления данным видом акционерного общества зависит от компетенции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Обладая такими обязанностями, представитель государства должен иметь соответствующие права и возможности. Представитель государства в письменной форме должен согласовывать с органами исполнительной власти: а) проекты решений, которые он будет вносить; б) свое будущее голосование по наиболее важным проектам решений, предложенных другими членами органов управления обществом. Необходимо также представлять отчеты об организационной и финансово-хозяйственной деятельности компании.

    В интересах эффективного участий в управлении акционерным обществом с государственным капиталом представитель государства должен знать предприятие и его особенности. Он должен быть поставлен в такие условия, чтобы можно было проявлять предпринимательскую инициативу и творчество в проведении научно-технической и инновационной политики, реально отвечать за целесообразность и плодотворность использования государственного капитала, Только тогда управление пакетом акций государства может стать эффективным.

    Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

    Главная > Документ

    Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу на-учиться управлять такими обществами с учетом их специфики, сти-мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель-скую активность. По критерию участия в капитале и влияния госу-дарства на управление можно выделить три группы акционерных об-ществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с при-надлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государ-ственным пакетом акций, не являющимся контрольным. Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организацион-но-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи-вости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государ-ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущест-венную ответственность, что создает возможность обращения имуще-ства такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно-сти на имущество и ответственность по своим долгам создают объек-тивные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм. Государство-акционер непосредственно не управляет производст-вом, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих пред-ставителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие ор-ганы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на вы-пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо-собность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается. Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой меха-низм взаимоотношений между государственными органами и орга-нами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капи-талом, где государство выступает в качестве единственного акционе-ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа об-щества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Прин-цип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акцио-нерного общества с государственными органами, сводится к разум-ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства. Более перспективны акционерные общества, в которых государ-ству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества пред-ставляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью ос-новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко-личество акций и создаются условия для широкого привлечения в эко-номику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохра-няется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов об-щества. Существуют производства, перевод которых в частные акционер-ные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они под-вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государ-ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает. Управление акционерными обществами с государственным кон-трольным пакетом акций осуществляется главным образом предста-вителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное боль-шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста-вителям государства приходится считаться с мнением других акцио-неров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций. Роль представителя государства трудно переоценить. Это не про-сто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви-тия. С помощью своих представителей государство оказывает влия-ние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества. Функции и права представителя государства, управляющего па-кетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные от-личия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционе-ров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.Кадры руководителей в акционерных обществах До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управ-ления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, раз-мещение и размеры предприятий, планирование численности работ-ников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений. Еще более жестко регламентировались решения стратегического характера - о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее эксплуатационных ха-рактеристиках, о показателях качества и надежности. Государствен-ная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, ко-эффициенты использования материалов, организационную структу-ру предприятий и т. п. В этих условиях руководитель в процессе свое-го должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие по-лучать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льгот-ных условий финансирования и снабжения и т. п. Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономичес-кой реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самосто-ятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления исполь-зования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические реше-ния, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использо-вать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавли-ваемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя - предприимчивость. В новых условиях в составе кад-ров руководителей акционерных обществ должны произойти корен-ные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социаль-но-экономических отношений. Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессио-нально - квалификационными характеристиками. Важнейшими со-ставляющими этой структуры в современных условиях являются:

      руководители низшего звена, обладающие необходимыми знани-ями и опытом непосредственного управления производством и пер-соналом; руководители среднего звена, обладающие знаниями и навыка-ми, необходимыми для линейного руководства производственно-структурными подразделениями (цехами, отделами, отделениями, фи-лиалами) и функционального руководства (в области финансов, мар-кетинга, права); руководители высшего звена, обладающие профессиональным и личным потенциалом для осуществления стратегического руководст-ва и управления процессом принятия решений; особый корпус руководителей, способных осуществлять функ-ции внешних управляющих при проведении процедур санации и бан-кротства.
    На данном этапе российских реформ наиболее актуальной явля-ется проблема повышения квалификации руководителей высшего зве-на. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специ-альных курсах (семинарах) с приглашением в качестве преподавате-лей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содер-жанием такой учебы должны быть основы производственно-хозяйст-венной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной защиты работни-ков и т. д. Распространению опыта управления акционерными обще-ствами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т. п. Заслуживает, в частности, внимательного изучения и уже сложив-шийся опыт реформирования многих предприятий. Принципиально важно формировать у высших управленцев по-зитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и со-ответствующий опыт работы. Необходимо создать особый корпус ру-ководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при сме-не руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подго-товки специалистов.

    Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Развитая рыночная экономика базируется недостаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность. Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой - как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм. Процесс формирования государственной собственности осуще-ствляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала. Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п. Масштабы государственной собственности значительно расширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое соци-ально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изме-няются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления государственной собственностью. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно - государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики. Государственные предприятия являются инструментом проведе-ния политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потре-бителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства - это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т. д. Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использован-ных государственных ресурсов. В индустриально развитых странах в последние десятилетия преж-ние способы централизованной государственной политики с широ-ким государственным вмешательством в экономику, значительной го-сударственной поддержкой определенных секторов промышленнос-ти были заменены рыночно ориентированной политикой, включаю-щей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, изби-рательную помощь ограниченной группе отраслей высоких техноло-гий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимо-стью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на администра-тивные цели, повышения эффективности и стимулирования конку-рентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку пра-вительства, удешевления государственного управления за счет сокра-щения изживших себя административных структур, формирования ка-чественно нового типа информационных систем. Масштабы ослаб-ления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стра-не, зависят от сложившихся моделей управления экономикой. Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой ка-питалоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубо-проводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координи-руя приватизационный процесс. Как правило, приватизация госу-дарственной собственности включает несколько этапов: 1) опреде-ление конечной цели проекта приватизации конкретного предпри-ятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск по-тенциальных покупателей акций, продажа акций. Часто государство предпочитает реализовывать на рынке неболь-шой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение кон-трольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществ-лять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный па-кет акций, получает возможность увеличить капитал без потери кон-троля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случа-ев за государством остается «золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осу-ществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватиза-ция осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдель-ными покупателями. В ряде стран государство берет на себя финансирование строи-тельства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те от-расли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высоко-технологичных отраслей - атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти от-расли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления част-ным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными за-казами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Науч-ные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений. В современных условиях определенной модификации подверга-ется государственное программирование как метод воздействия государ-ства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государствен-ные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы по-крывались за счет средств от успешной предпринимательской деятель-ности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействован-ным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, кото-рые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной програм-мы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собст-венности, имеют общегосударственное значение, так или иначе ока-зывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия ме-стного подчинения главным образом представлены сферой комму-нальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог, жилого фонда и др. Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с паке-том акций, владельцем которого выступает та или иная сторона. Принципиальное значение имеет проблема разграничения объек-тов федеральной и региональной собственности и механизмов управ-ления государственной собственностью на разных уровнях. Предпри-ятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объ-ектов частной собственности федеральным правительством. Соответ-ственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государствен-ного управления или же его деятельность подлежит косвенному регу-лированию.
    1. Николо Макиавелли. Государь (1)

      Литература

      Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные

    2. Виртуальные Социальные Сети основные понятия 9 Введение в теорию социальных сетей 10 Классические и онлайновые социальные сети 10 Структура, типы и параметры сетей 12 закон

      Закон

      Вашему вниманию предлагается исследование возможностей социально-ориентированных сетевых технологий для развития гражданского общества и его модернизации.

    3. Электронные библиотеки и их роль в профессиональной деятельности учителя

      Документ

      Одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали библиотеки. Их называют как виртуальными, так и электронными, цифровыми библиотеками. Особенность такого рода библиотек состоит в том, что определенная часть информационного фонда

    Основой банковской системы России является Центральный банк. Основными его функциями является эмиссия национальной валюты, выдача лицензий коммерческим организациям, регулирование деятельности всей банковской системы страны, в которую входят коммерческие, государственные банки, не банковские кредитно-финансовые организации. Банк становится государственным по решению правительства либо при его учреждении, путем выкупа долей капитала либо путем назначения временного управляющего при санации по процедуре банкротства.

    Что такое госбанк

    Государственным является банк, больше половины капитала которого принадлежит государству или государственным структурам. К таким госструктурам относится Центробанк России, Росимущество или другие. Их доля в акционерном капитале показывает степень влияния государства напрямую на условия предлагаемых кредитов и депозитов, уровень комиссий за проводимые операции, перечень государственных социальных программ. Госбанки по решению правительства о приватизации могут стать негосударственными.

    Через государственные банки Правительством РФ проводится финансирование крупных и важных проектов. Кредитование коммерческих структур осуществляется через государственные банковские структуры. Физические лица, предприниматели, крупный бизнес при выборе расчетной и кредитной организации отдают предпочтение госбанкам, поскольку понимают высокую защищенность своих вкладов, денежных средств на текущих счетах. Их акции более востребованы на фондовом рынке, поскольку государство для подтверждения своей эффективности заинтересовано поддерживать их стоимость.

    Банки с государственным участием

    В России более 50 банков с государственным участием. К банковским структурам, у которых доля государства более 50%, относятся:

    • Сбербанк России – 52,32% принадлежит Центробанку, это ответ на вопрос большинства граждан является ли Сбербанк государственным банком;
    • ВТБ – 60,93% принадлежит Правительству России в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество);
    • Россельхозбанк – 100% у Росимущества;
    • МСПбанк – 100% под контролем РФ (Росимущество);
    • Почта-банк – 50,00002% принадлежит ВТБ24.

    Доля государства

    Банковская структура, в которой государство владеет 100% капитала, является полностью государственной или госбанком. Все остальные банки являются коммерческими с разной долей участия государства. Если эта доля акционерного капитала начинает превышать контрольный пакет в 50% + 1 акция, он попадает под полное управление государством, которое имеет право полностью управлять финансовой деятельностью банка. Если 25% + 1 акция принадлежит государству, оно получает блокирующее право – возможность наложить вето на любое решение совета акционеров банка.

    Способ участия государства в капитале банка

    Все банковские структуры России по степени участия государства в их капитале и влияния правительства на их деятельность подразделяются на следующие типы:

    1. Полное влияние. Полностью государственным, некоммерческим, действующим на основании Закона России является Центральный банк России. К этому типу влияния относятся банковские структуры со 100% долей государства – Россельхозбанк, Росэксимбанк. Внешэкономбанк полностью принадлежит государству. Он вырос из госкорпорации, первоначальной функцией которой был возврат собственности России. Затем она начала выкупать пакеты акций коммерческих структур, столкнувшихся со сложными финансовыми условиями, стала одним из крупнейших госбанков страны.
    2. Частичное влияние. Банковские организации, у которых контрольные или блокирующие пакеты акций принадлежат государству – Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк (ВЭБ), Газпромбанк и другие.
    3. Косвенное влияние. Правительство имеет возможность оказывать влияние на банки опосредованно через другие структуры. К таким банковским структурам могут относиться коммерческие, значительные пакеты акций которых принадлежат иностранным государствам и частным иностранным компаниям, но у российских госбанков или госкомпаний находятся блокирующие или контрольные пакеты акций. Государство косвенно владеет банком ВТБ24, поскольку внушительный пакет 99% уставного капитала принадлежит банку ВТБ, контрольный пакет которого находится у государства.
    4. В форме контроля. Правительство имеет возможность оказывать влияние на деятельность коммерческих организаций, проходящих варианты финансового оздоровления, путем назначения временных управляющих.

    Типы государственных банков

    Государственные банки по степени участия и уровню контроля за их деятельностью правительства России подразделяются на:

    • Полностью государственные банки, у которых контрольный пакет акций принадлежит государственным органам, включая различные субъекты государства, либо администрации муниципальных образований. Доля государства в них всегда превышает 50% акций.
    • Банки с госучастием, при котором контрольный пакет акций банка принадлежит не государству, но при этом правительство через разные госструктуры имеет в капитале коммерческого долю от 15% до 50%.

    Функции государственных банковских учреждений

    Банковские организации с государственным участием, кроме выполнения стандартных расчетно-кассовых, кредитных и депозитных программ, проводят политику Центробанка по оказанию банковских услуг на территории России. Их функциями являются:

    • проведение социальной, демографической политики государства по отношению к разным слоям населения;
    • формирование позитивного отношения населения к банковской системе;
    • финансовое оздоровление экономики, оптимальное распределение капитала по отраслям;
    • активизация и капитализация денежных ресурсов физических, юридических лиц;
    • защита вкладов населения путем страхования (специальные программы);
    • формирование рынка ценных бумаг, фондового рынка.

    Влияние на рынок банковских услуг

    Государственные банки России формируют имидж банковской системы страны. Особенно это проявляется при наступлении кризисных периодов. Коммерческие структуры в состоянии кризиса сворачивают социальные программы, повышают требования к заемщикам, пересматривают кредитные и депозитные условия, вводят дополнительные сборы и комиссии. В некоторых случаях крупные частные банки попадают в ситуации неплатежеспособности. Для спасения всей банковской системы страны и защиты вкладчиков вынужденно производится национализация.

    Госбанки России в период кризиса получают дополнительную поддержку от государства для продолжения социальных программ, стабилизации ставок по кредитам и ипотеке. Правительство проводит дополнительные вливания капитала в контролируемые банки, принимают меры по сохранению активности всей банковской системы. Если у государства 100% доля в банке, оно назначает высший орган управления финансовой и административной работой всей банковской структуры.

    Особенности льготных программ с господдержкой

    Для социально незащищенных слоев населения государство через госбанки проводит свою политику. Они создают кредитные программы с умеренными требованиями к заемщикам, уменьшением первоначальных взносов, процентных ставок по ипотеке. В качестве примера:

    • Для военных предлагаются схемы предварительного накопления средств для ипотеки за счет государственных фондов.
    • Пенсионеры получают поддержку в виде субсидий или частичной оплаты процентов по потребительским кредитам за счет федеральных или муниципальных бюджетов.

    Какие банки в России являются государственными

    Государственными банками с разной степенью влияния на их деятельность правительства РФ являются:

    Наименование

    Тип собственности (доля банка)

    Активы нетто
    на 01.07.2017,
    тыс. руб.

    Сбербанк

    Газпромбанк

    Россельхозбанк

    Национальный Клиринговый Центр

    госучастие

    БМ-Банк (бывший Банк Москвы)

    Российский Капитал

    Всероссийский банк развития регионов


    Эффективность деятельности госбанков России

    Кризисные явления в экономике страны и рост доверия населения привели к тому, что доля госбанков по охвату населения страны приближается к 80%. Перспективы банков с государственным участием более прогнозируемые при возникновении кризиса. Банки с господдержкой обладают большим количеством представительств, отделений во всех регионах страны. Они придерживаются фирменного стиля по внешнему оформлению офисов, правилам обучения персонала, методологии обслуживания клиентов, могут обеспечить более высокое качество услуг.

    Государство, в отличие от владельцев коммерческих организаций, имеет доступ к эмиссии денежных знаков, выпуску финансовых долговых обязательств, облигаций. Через подконтрольные банковские структуры правительство производит финансовые заимствования на международных финансовых рынках. Предлагая долговые обязательства, обеспеченные гарантиями Российской Федерации, привлекаются значительные денежные средства для решения многих социально-политических задач.

    Государство перераспределяет деньги между разными банками для поиска и финансирования госкомпаний, перспективных проектов, инновационных изобретательских работ, стартапов в перспективных областях российской экономики, сельского хозяйства, строительства. Официальные органы власти в разных регионах федерации выбирают выгодные для отдельных областей перспективные проекты, а их финансирование осуществляется госбанками.

    Плюсы и минусы коммерческих банков с государственной поддержкой

    Влияние госбанков на функционирование экономики страны весьма значительное. В этом есть положительные и отрицательные моменты. К плюсам стоит отнести:

    • большее доверие населения по надежности вкладов, депозитов;
    • получают поддержку от государства в условиях кризисов;
    • стабильность условий кредитных, ипотечных программ;

    К минусам относятся:

    • при обеспечении более высокой надежности госбанки предлагают сниженные ставки по вкладам;
    • более высокий уровень процентных ставок по кредитам, ипотеке;
    • меньшая гибкость при принятии решений по кредитованию малого бизнеса;
    • высокие требования к предоставляемым справкам, документам.

    Некоммерческие банки

    Финансовые и кредитные учреждения, которые оказывают услуги по размещению вкладов, выдаче ссуд населению, но не являются банками, называют сберегательными. К ним относятся сберегательные кассы, ссудо-сберегательные ассоциации, кооперативные общества. С применением долевого участия производится строительство жилья в России. Большой объем кредитования предлагается микрофинансовыми кредитными организациями. Требования к заемщикам в плане наличия постоянного дохода, личных документов у них менее жесткие, процентные ставки более высокие.

    Видео

    Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

    Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

    Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества

    извращается.

    Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.


    Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для широкого привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

    Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо подругам экономическим или социальным мотивам. Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

    Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

    Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

    Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

    Смотрите также:

    Процессуальная теория правовой природы третейского суда... в решении всех вопросов организации и деятельности третейского суда на базе гражданского права. ...
    .htm

    Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

    Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

    Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

    Как устроена система

    Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

    Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

    Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

    АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

    АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

    Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

    Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

    ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

    Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

    Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

    Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

    Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

    Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

    Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

    Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

    Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

    НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

    Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

    Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

    ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

    Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

    Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

    Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

    Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

    Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

    Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

    ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

    Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

    Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

    Отдельный индекс

    Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

    Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

    На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.