Государственные нормативные требования охраны труда и здоровья. Охрана труда: что важно знать работодателю? Госрегулирование охраны труда

обязаны соблюдать и работодатели, и работники. Как нормативка помогает сохранить здоровье и трудоспособность работающих, расскажем в нашей статье.

Госрегулирование охраны труда

Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.

Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательствесамыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.

Важно! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.

Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.

В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.

Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.

Важно! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).

Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей

Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.

В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.

Важно! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.

Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:

  • постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
  • постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
  • другими аналогичными нормативными актами.

На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).

О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.

Государственные нормативные требования по охране труда женщин

Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.

Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.

Важно! Постановлением от 25.02.2000 № 162 Правительство РФ утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.

К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.

Важно! Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.

Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).

В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.0.555-96, 2.2.2/2.4.1340-03).

Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями

Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.

Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.

К примеру, положения Закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:

  • создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
  • организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).

Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.

Важно! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.

Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне (СП 2.2.9.2510-09).

Нормативные требования к условиям труда подростков

Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.

Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.

Важно! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в разработке и внедрении специальных нормативных актов, к примеру Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).

Вопросы гигиены условий труда подростков выделены в отдельный нормативный комплект (СанПиН 2.4.6.664-97, 2.4.6.2553-09).

Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, см. в статьях на нашем сайте:

Итоги

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.

Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.


Тема 7. Средства индивидуальной защиты
Тема 8. Несчастные случаи на производстве
Тема 9. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве

1.2. Государственные нормативные требования по охране труда и ответственность за их несоблюдение


Дистанционное обучение Охрана труда

1.2. Государственные нормативные требования по охране труда и ответственность за их несоблюдение

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:

    государственные нормативные требования охраны труда: общую классификацию (виды) нормативных правовых актов, их аббревиатуру, предназначение, кем они утверждаются;

    классификацию стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

    особенности применения в отечественной практике международных правовых норм;

    ответственность, которую несут руководители и должностные лица за нарушение законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 31 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.

    Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1160 « Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда ».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

В Перечень видов нормативных правовых актов, вошли:

Наименование вида нормативного правового акта

Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ

Полное

Сокращенное

Межотраслевые правила по охране труда
Межотраслевые типовые инструкции по охране труда

ПОТ Р М ТИ Р М

Минтруд России

Отраслевые правила по охране труда
Типовые инструкции по охране труда

ПОТ Р О ТИ Р О

Федеральные органы исполнительной власти

Правила безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации
Инструкции по безопасности

ПБ
ПУБЭ
ИБ

Госгортехнадзор России
Госатомнадзор России

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

ГОСТР
ССБТ

Госстандарт
России Госстрой России

Строительные нормы и правила
Своды правил по проектированию и строительству

СНиП
СП

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

    санитарные правила,

    гигиенические нормативы,

    санитарные правила и нормы,

    санитарные нормы

СП
ГН
СанПин
СН

Минздрав России

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

    при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

    конструировании машин, механизмов и другого оборудования;

    разработке технологических процессов;

    организации производства и труда.

КоАП РФ, Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - влечет предупреждение или наложение административного штрафа

на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:
организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти - в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).
Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерациии в порядке, определенном настоящим Положением для их разработки и утверждения:
а) при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

г) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.

Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда.
Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - РИСОТ .

Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

Структура обозначения стандартов ССБТ:

ГОСТ 12 X XXX XX

Индекс

Шифр ССБТ Шифр Порядковый Год

подсистемы номер в регистрации

подсистеме стандарта

Пример: ГОСТ 12.4.196-99. 1

Классификация стандартов ССБТ

Шифр подсистемы

Наименование подсистемы

Организационно-методические стандарты, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных факторов

Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения

Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию

Стандарты требований безопасности к производственным процессам

Стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям

Резервные подсистемы для дальнейшего развития ССБТ

Этот государственный стандарт системы стандартов ССБТ (шифр 12) определяет требования безопасности к средствам защиты работающих (шифр 4), порядковый номер в этой подгруппе 196 , (костюмы изолирующие), год принятия ГОСТа 1999.

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ» включает в себя 9 групп и т.д.

Шифр СНиП состоит из:

    аббревиатуры «СниП»,

    номера части (одна цифра),

    номера группы (две цифры),

    номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),

    две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа.

Локальный нормативный акт , содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:

    с трудовым законодательством;

    иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    коллективными договорами;

    соглашениями.

Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

    изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников;

    отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены;

    привлечение в определенных случаях к сверхурочным работам;

    регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части;

    определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни;

    привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

    порядок и условия предоставление дополнительных отпусков;

    утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков;

    определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время;

Не подлежат применению:

    нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

    локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ) .

    принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта .

    Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

    Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.

    Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

    • не содержит согласия с проектом, либо

      содержит предложения по его совершенствованию,

работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.

    Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).

    Международные правовые нормы , акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

    МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ. Рекомендации не ратифицируют . Государство может использовать их в национальном законодательстве.

    50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.

    Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:

    • Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;

      Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.

    Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС).

    Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:

      организацию охраны труда;

      требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;

      соответствующее использование установок, оборудования и веществ;

      определение уязвимых категорий рабочих и т.д.

    Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства-члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

    Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам-членам Сообщества.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами, (ст.362 ТК РФ).

    Работодатели , допустившие грубые нарушения законодательных и иных нормативных актов по охране труда:

      привлекаются к административной ответственности;

      лишаются лицензии на производственную деятельность;

      привлекаются к уголовной ответственности.

    Контрольные вопросы

    1.Какой установлен срок действия и порядок продления государственных нормативных требований охраны труда?
    а) Срок действия - 5 лет, он может быть продлен не более чем на два срока.
    б) Срок действия - 5 лет и продлевается без ограничений, если технологии и условия производства не изменились.
    в) Действие государственных нормативных требований охраны труда не определено сроками.

    2.Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
    а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, федеральными законами иными нормативными актами, коллективным договором.
    б) Да. Все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников.
    в) Нет. Работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

    3.Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наказание на юридических лиц:
    а) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.;
    б) штраф от 5 до 50 МРОТ;
    в) дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

    4.Могут ли лица, виновные в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны груда, повлекших за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека, быть судом приговорены к лишению свободы?
    а) Нет, они могут только быть оштрафованы на сумму до 200 тысяч рублей.
    б) Да, могут, на срок до одного года, а при ведении горных и строительных работ - до трех лет.
    в) Да, могут, на срок до двух лет.

    5.О чем может идти речь в содержании ГОСТ 12.4.036-92? Этот государственный стандарт безопасности труда оговаривает требования безопасности:
    а) к средствам защиты работающих;
    б) к зданиям и сооружениям;
    в) к производственному оборудованию.

    6.Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
    а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров.
    б) Нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
    в) Нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции и направленный на урегулирование трудовых отношений своей организации.

    7.Укажите сокращенное обозначение (аббревиатуру) межотраслевых правил по охране труда:
    а) ПОТ РМ;
    б) ТИ РМ;
    в) ТИ РО.

    8.В каких случаях нормативные государственные требования охраны труда подлежат досрочному пересмотру?
    а) При изменении законодательства РФ, межотраслевых правил и типовых инструкций.
    б) При изменении новой техники и технологии.
    в) По результатам анализа производственного травматизма, профессиональ-ных заболеваний, аварий и катастроф, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

  • 6. Понятие охраны труда, основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда
  • 7. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение
  • 8. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
  • 9. Права и гарантии работников на охрану труда
  • 10. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда в организации
  • 11. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих в организации
  • 12. Особенности охраны труда женщин
  • 13. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления
  • 14. Государственный надзор и контроль за соблюдением
  • 15. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  • 16. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров
  • 17. Классификация основных опасных и вредных производственных факторов, понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе рабочей зоны
  • 19. Требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев
  • 20. Требования по организации безопасной эксплуатации электроустановок
  • 21. Требования безопасности при выполнении работ на высоте
  • 22. Требования безопасности при погрузке, разгрузке и транспортировке грузов
  • 23. Обеспечение пожарной безопасности
  • 24. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение
  • 25. Требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев
  • 26. Требования безопасности, предъявляемые к складированию материалов на территории предприятия
  • 27. Общие требования безопасности производственного оборудования и технологических процессов
  • 28. Меры защиты людей от поражения электрическим током
  • 29. Порядок расследования профессиональных заболеваний
  • 30. Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • 31. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
  • 32. Надзор, содержание и обслуживание сосудов, работающих под давлением
  • 33. Действия руководителей и специалистов при возникновении пожаров, аварий, несчастных случаев и других происшествий на предприятии и ликвидации их последствий
  • 34. Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей
  • 35. Порядок обеспечения работников предприятия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • 36. Организация первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 37. Состав аптечки первой помощи
  • 38. Инструкция
  • Телефоны
  • Внезапная смерть если нет сознания и нет пульса на сонной артерии
  • Состояние комы если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии
  • Артериальное кровотечение в случаях артериального кровотечения
  • Ранение конечности
  • Термические ожоги как обрабатывать ожоги на месте происшествия
  • Травмы глаз
  • Переломы костей конечностей что делать в случаях переломов костей конечностей
  • Первая помощь в случаях поражения электрическим током
  • Падение с высоты что делать в случаях падения с высоты при сохранении сознания
  • Обморок
  • Сдавливание конечностей; укусы змей и насекомых
  • Химические ожоги и отравления газами
  • Показания к проведению основных манипуляций
  • Признаки опасных повреждений и состояний
  • 7. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение

    Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г №1160.

    К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

    Стандарты безопасности труда;

    Правила и типовые инструкции по охране труда;

    Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

    (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и

    гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей

    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

    Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом Российской Федерации.

    Государственные санитарно-эпидемиологические нормативы – санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России.

    Правила по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т.д.

    Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения.

    Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

    Правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности) утверждаются соответствующими федеральными надзорами России.

    Строительные нормы и правила (СНиП) распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (строительное производство), производство строительных материалов (промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.

    Они устанавливают единые нормативные требования по охране труда для организаций строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов и являются обязательными для применения физическими лицами и предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

    Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (СП, СН, ГН, СанПиН – далее по тексту – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

    Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

    За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности, а работодатели и должностные лица – к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Руководитель любого предприятия должен помнить, что обеспечение требований охраны труда – его обязанность. Условия работы в организации должны соответствовать действующим стандартам. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения гражданами и юрлицами в процессе осуществления любого вида деятельности. Данное предписание содержится в ст. 211 ТК. Далее рассмотрим основные требования охраны труда.

    Законодательная база

    Общие требования охраны труда содержатся в Конституции. Так, в ст. 37, п. 3 установлено, что каждый имеет право работать в условиях, отвечающих правилам гигиены и безопасности. В ст. 219 ТК установлены основные права рабочего на:

    1. Условия труда в соответствии с действующими требованиями.
    2. Получение от нанимателя достоверных сведений о:
    • существующем риске вреда для здоровья;
    • условиях и безопасности на предприятии;
    • мерах по предупреждению воздействия опасных или вредных производственных факторов.

    Основные мероприятия

    Государственные нормативные требования охраны труда предполагают определенные меры для защиты здоровья и жизни сотрудников в ходе профессиональной деятельности на предприятии. Они включают в себя такие мероприятия:

    • Правовые.
    • Санитарно-гигиенические.
    • Организационно-технические.
    • Социально-экономические.
    • Реабилитационные.
    • Лечебно-профилактические и прочие.

    Порядок осуществления мероприятий

    Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.

    Локальные акты

    Их разрабатывает и утверждает работодатель. Локальные правовые акты устанавливают требования к организации охраны труда на предприятии, формированию безопасных условий на производстве. Право на их принятие предусмотрено ст. 8 ТК. Согласно положениям, наниматель может утверждать акты, в которых приводятся требования, инструкции по охране труда, в рамках своей компетенции и согласно отраслевому законодательству и прочим документам, содержащим соответствующие предписания. Приказы и распоряжения нанимателя формируют правовую основу системы производственной безопасности предприятия. Кроме этого, локальные акты способствуют предупреждению несчастных случаев и существенному упрощению рассмотрения таких ситуаций, если, несмотря на предпринятые меры, они произойдут. Нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения как нанимателем, так и работниками компании. Существует определенная методология разработки соответствующих стандартов. Рассмотрим ее далее.

    Государственные требования охраны труда: юридический аспект

    Согласно ст. 211 ТК, порядок разработки, принятия и изменения подзаконных актов, касающихся производственной безопасности, устанавливается Постановлением Правительства. В число документов, в которых изложены требования охраны труда, входят стандарты, положения, рекомендации, правила. При их разработке, принятии и утверждении должно учитываться мнение трехсторонней комиссии, осуществляющей регулирование сферы социально-производственных отношений в РФ. К документам, содержащим общие требования охраны труда, относят:

    1. ГОСТы (стандарты безопасности).
    2. Типовые инструкции и правила.
    3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и предписания. В них устанавливаются требования к трудовому процессу и факторам производственной среды.

    ГОСТы

    В процессе разработки правил безопасности на предприятии учитываются положения системы Госстандартов. В частности, имеются в виду требования охраны труда ГОСТа, устанавливающей соответствующие стандарты, целью которых выступает:

    • Оказание содействия по защите работников от воздействия на них вредных или опасных производственных условий.
    • Исключение вероятности возникновения несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

    В ГОСТе 12.0.230/2007 содержится описание системы, обеспечивающей управление охраной труда на предприятии. В соответствии с п. 4 указанных Стандартов, формирование этой структуры по безопасности на производстве, в том числе соответствия условий работы предписаниям, установленным федеральными законами и прочими подзаконными актами, включается в обязанности нанимателя. В этой связи работодатель должен продемонстрировать заинтересованность и грамотное руководство деятельностью, направленной на обеспечение охраны труда на предприятии, и создать систему регулирования и контроля. В качестве главных элементов управления выступают:

    При создании подразделения, отвечающего за безопасность на производстве, предприятие должно следовать положениям Постановления Минтруда. В них утверждены рекомендации по формированию и последующей деятельности службы. Согласно п. 1 указанного Постановления, управление в сфере охраны труда на предприятии осуществляется руководителем. В своей деятельности сотрудники службы производственной безопасности должны руководствоваться:

    • Коллективным договором.
    • Законами и прочими отраслевыми актами по охране труда на территории РФ и конкретного субъекта.
    • Соглашениями (отраслевыми, региональными, генеральными).
    • Договором по охране труда.
    • Прочими локальными актами предприятия.

    Разработка и принятие Правил

    Требования охраны труда формируются в соответствии с порядком создания отраслевых и межотраслевых стандартов. Он утвержден Методическими рекомендациями по разработке и принятию Правил. Согласно п. 3.2, предписан следующий порядок:

    1. Формирование перспективного проекта разработки новых, проверки (пересмотра) или же отмены существующих правил.
    2. Утверждение техзадания по созданию требований.
    3. Разработка первой редакции плана правил, рассылка проекта для ознакомления и выражения мнения заинтересованным организациям.
    4. Формирование сводки отзывов и заключения о разногласиях.
    5. Создание окончательного проекта Правил.

    Особенности разработки

    Требования охраны труда следует излагать четко и по возможности кратко. Это позволит исключить вероятность их различного толкования. В правилах необходимо закреплять новые требования охраны труда, стремясь к минимальным отсылкам к иным документам (ГОСТам, СНиПам и прочим). Для полноты изложения темы в правилах допускается воспроизведение отдельных положений законодательства. В качестве приложений могут использоваться:

    Отраслевые и межотраслевые правила

    В них следует включать следующие разделы:


    При разработке в Правила могут включаться и иные разделы. План окончательной редакции до его подписания должен пройти проверку на соответствие действующему законодательству, правилам русского языка и визирование руководителем юридического отдела (при его наличии).

    Предписания для работников: разработка и утверждение

    Инструкция по производственной безопасности выступает в качестве одного из главных документов, регламентирующих охрану труда на предприятии. При разработке правил для работников следует руководствоваться Методическими рекомендациями. Они утверждены Постановлением Минтруда и регламентируют:

    1. Порядок разработки и утверждения.
    2. Требования, предъявляемые к содержанию инструкции.

    Предписания для работника составляются в соответствии с:

    • Должностью сотрудника.
    • Профессией либо видом работы, которую исполняет служащий.

    Обязанности нанимателя

    Разработка инструкции осуществляется с учетом положений ст. 212 ТК. В соответствии с ней, обязанности по обеспечению производственной безопасности лежат на работодателе. В связи с этим наниматель должен, в числе прочего, предпринимать меры по:

    Правовая база предписаний для работников

    Инструкции, устанавливающие требования по охране труда, разрабатываются в соответствии с:

    • Межотраслевыми и отраслевыми Рекомендациями по производственной безопасности (при их отсутствии – отраслевыми или межотраслевыми Правилами).
    • Требованиями по охране труда, приведенными в ремонтной и эксплуатационной документации предприятия-изготовителя оборудования, а также в технологических актах организации, в соответствии с конкретными условиями деятельности.

    Данные предписания излагаются относительно профессии, должности или вида исполняемой работы. Титульную страницу при издании Инструкции по производственной безопасности рекомендовано оформлять согласно приложению № 8, которое содержится в Постановлении № 80.

    Временные предписания

    Правила данного типа разрабатываются при введении в действие новых и реконструированных производственных предприятий, цехов, площадок. Временными инструкциями по охране труда обеспечивается:

    • Безопасное выполнение технологических работ (процессов).
    • Использование оборудования в соответствии с ремонтной и технической документацией.

    Временные инструкции разрабатываются на период до принятия данных производств в эксплуатацию.

    Пересмотр предписаний

    Проверка инструкций, согласно п. 5.6, содержащегося в Постановлении № 80, организуется работодателем. Пересмотр предписаний необходимо осуществлять не реже одного раза в пять лет. Досрочно данная процедура может выполняться в случаях:

    • Пересмотра отраслевых и межотраслевых типовых Инструкций и Правил безопасности на производствах.
    • Изменения условий работы на предприятии.
    • Внедрения новых технологий и оборудования.

    Инструкции могут также пересматриваться в соответствии с результатами изучения и оценки материалов расследований несчастных случаев, аварий на производстве, а также исследования уровня заболеваемости сотрудников. Предписания должны быть проверены также по запросу представителей уполномоченных контрольных органов. В случае если за все время, в течение которого действовали положения Инструкции, условия работы сотрудника остались прежними, она продлевается на следующий период.

    Хранение документации

    Руководитель каждого подразделения предприятия должен иметь перечень инструкций и непосредственно сами предписания по охране труда. Документация для работников может быть:

    • Выдана на руки в ходе первичного ознакомления.
    • Вывешена на участках либо рабочих местах.

    Инструкции также могут храниться в иных местах, доступных для сотрудников. В соответствующих журналах ведется учет документов, выдача бумаг для работников подразделений предприятия. Формы приводятся в Постановлении № 80 (приложения 9 и 10).

    Отраслевые и межотраслевые инструкции

    Их разработку и утверждение регламентируют Методические рекомендации, принятые в соответствии с Постановлением № 80. Создание предписаний осуществляется на основании:

    1. Действующего законодательства, нормативных актов в сфере труда.
    2. Исследования работ, для которых разрабатываются предписания.
    3. Изучения условий деятельности, которые характерны для соответствующей профессии, должности.
    4. Установления вредных и опасных факторов производства, имеющих место при проведении тех или иных видов работ.
    5. Анализа наиболее вероятных, типичных предпосылок возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
    6. Установления наиболее безопасных приемов и методов исполнения работ.

    Структура предписаний

    1. Общие требования. В данном разделе приводятся:

    • Указания о необходимости следовать правилам внутреннего распорядка.
    • Требования по соблюдению режимов отдыха и работы.
    • Список вредных и опасных факторов производства, способных влиять на сотрудника в ходе исполнения им своей деятельности.
    • Перечень спецодежды и обуви, а также иных средств личной защиты, которые выдаются работнику, согласно установленным нормам и правилам.
    • Порядок, в соответствии с которым осуществляется информирование администрации о несчастных случаях, неисправности оборудования, инструментов и приспособлений.
    • Правила индивидуальной гигиены.

    2. Требования перед началом смены. В этой главе содержатся правила о подготовке рабочего места, а также средств личной защиты, порядок передачи и приема смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования. В разделе приводится порядок проверки:

    • инструмента и приспособлений;
    • оборудования;
    • блокировок и прочих устройств;
    • сигнализаций;
    • местного освещения;
    • вентиляции;
    • защитного заземления;
    • проверки исходного сырья (полуфабрикатов, заготовок).

    3. Требования в процессе работы. В этот раздел включаются методы безопасной работы, эксплуатации оборудования, грузоподъемных приспособлений, инструментов и механизмов, транспортных средств. Кроме того, должны присутствовать требования по безопасному обращению с исходным сырьем (материалами, полуфабрикатами, заготовками), указания по надлежащему содержанию рабочих мест. В разделе указываются действия, которые необходимо выполнять для предотвращения аварийной ситуации либо несчастного случая. В главе приводятся также требования, которые предъявляются к эксплуатации средств личной защиты.

    4. Действия в аварийных случаях. В данном разделе приводится перечень вероятных ЧП и причины, по которым они могут возникнуть. Излагаются действия сотрудников при аварии на производстве, а также способы оказания помощи работникам, пострадавшим при катастрофе.

    5. Требования безопасности при завершении смены. В данном разделе приводятся порядки:

    • отключения, разборки, остановки, смазки, очистки аппаратуры, механизмов, машин, оборудования, приспособлений;
    • уборки и утилизации отходов, полученных в ходе производства.

    Дополнительно в документе формируется раздел, посвященный ответственности за нарушение требований охраны труда. Следует указать, что настоящие предписания обязательны для исполнения всеми сотрудниками. Нарушение требований охраны труда может повлечь административную либо дисциплинарную ответственность. На сотрудников, не исполняющих предписания, может быть наложено взыскание.