Гробница Тутанхамона – какую тайну скрывает усыпальница фараона? Сокровища гробницы Тутанхамона ч.2

Гробница одного из самых известных фараонов Египта - Тутанхамона, единственная почти не разграбленная гробница в Долине Царей. В ней нашли легендарную маску фараона , все погребальные атрибуты, очень много золота и самое важное, что может быть у правителя - трон.

Почти 3300 лет усыпальница молодого фараона простояла нетронутой. Он правил Египтом 6 лет и ничего не успел даже сделать для своей страны, на стенах гробницы и даже на самом троне он изображен беспечным мальчишкой. Рельефы рассказывают о том, как Тутанхамон любил ездить на колеснице, а на спинке трона он совсем не похож на владыку Верхнего и Нижнего царства.

Дело в том, что все изображения, в том числе и на троне, были сделаны жрецами совсем не по канонам погребения. Спинка украшена очень странным изображением: фараон покачивается на троне, его локоть небрежно опирается на спинку, а жена Анхесенамон покрывает благовоньями плечо супруга. Это совершенно не сравнимо с тем, как изображали фараонов в Египте. Как символ власти, как воплощения бога на земле царствующий фараон всегда был занят важными делами. стоял твердо и прямо. Чего нельзя сказать про Тутанхамона.

Вернемся к сокровищу, которое подарила нам его гробница. Трон сделан из дерева и облицован золотыми пластинами, на которых фаянсом, эмалью, стеклом и драгоценными камнями выгравирована сцена из жизни молодых супругов. Над ними вознесся бог Атон в виде животворящего солнечного диска, лучи которого завершаются изображением ладоней. То, что за три с лишним тысячи даже цвета не потускнели, говорит о высоком мастерстве египтян и развитых технологиях.

Ножки трона внизу сделаны в виде львиных лап, а ручки украшают львиные головы как символ храбрости, могущества и власти. О том, как правил молодой фараон, ничего не известно. Известно, что при нем вернулся культ бога Амона, но не факт, что это было именно идеей Тутанхамона.

Однако сокровища гробницы рассказали нам о Египте очень много нового. Трон датируется 1333-1323 годом до нашей эры. Удивительно, что уже в то время люди покрывали золото эмалью, инкрустировали его камнями, наносили позолоту на дерево, сохраняя при этом характер и живость изображений.

Гробница Тутанхомона, спустя более трех тысяч лет дошедшая до нас практически в первозданном виде, считается одной из самых важных находок в археологии. С 1922 года, когда Говард Картер обнаружил захоронение в "Долине царей" возле Фив, малоизвестный Тутанхомон стал, пожалуй, самым знаменитым фараоном в истории. Внутри гробницы британцы Картер и лорд Карнарвон обнаружили многочисленные украшения, предметы обихода, мебель, произведения искусства той эпохи, а также золотой саркофаг весом более 110 килограмм с мумифицированным телом юного царя Древнего Египта.

С 9 марта по 1 сентября 2013 саркофаг Тутанхомона и сокровища из гробницы можно увидеть на уникальной выставке в Берлине. Интересно? Тогда пойдемте внутрь.

На входе выдаются аудиогиды (доступные языки: немецкий, английский, французский и испанский), которые сопровождают посетителей во время нахождения на выставке. Материал познавательный, очень много разных тонкостей и деталей, слушал всё с большим интересом.

Еще не зайдя внутрь основной экспозиционной площади, мы окунулись в атмосферу Древнего Египта.

Розеттский камень - плита, найденная в конце XVIII века в Египте возле города Розетта. На нем выбит идентичный по смыслу текст на трех языках: двух древнеегипетских и греческом. Именно он послужил отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов.

На входе гостей встречает статуя юного Тутанхамона.

Фараон из XVIII династии Нового царства правил около 9 лет, приблизительно с 1332 по 1323 годы до нашей эры (умер в 19-летнем возрасте).

Не дожив до своего 20-летнего возраста, Тутанхамон скончался (а может быть и был убит) и был захоронен в гробнице в "Долине царей" возле Фив.

8
Luxor: King"s Valley, Photgrapher: Peter J. Bubenik

26 ноября 1922 английский египтолог Говард Картер (Howard Carter) и археолог лорд Карнарвон стали первыми, кто более чем за три тысячи лет спустился в гробницу. Все артефакты были сфотографированы, пронумерованы и описаны.

На выставке показывают два интересных фильма о том времени.

После чего посетителю предоставляется возможность своими глазами лицезреть сокровища гробницы.

Закономерно большая часть экспозиции отдана на описание усыпальницы фараона. Его мумия располагалась в трех вложенных друг в друга саркофагах. Два из них были из позолоченного дерева, а третий из чистого золота. Сами саркофаги были закрыты в четырёх позолоченных "шкафах", расположенных также друг в друге.

Настенные рисунки.

Сами саркофаги.

И известная надгробная маска Тутанхамона.

Золотая статуя Тутанхамона, едущего на спине черного леопарда.

Тутанхамон с гарпуном.

Трон фараона.

Церемониальный трон.

Анубис в образе собаки.

Другие сокровища.

Несмотря на то, что на выставке представлены только воссозданные копии и нет ни одного оригинала, дух захватывает и создается впечатление, что ты действительно находишься в том времени и имеешь доступ к самому сокровенному и недоступному. Потрясающая выставка, великолепный проект. Мне очень понравилось.

26 ноября 1922 года археолог Говард Картер стоял перед замурованной стеной, преграждавшей обнаруженный им в скале коридор. Глиняная обмазка стены была сплошь покрыта оттисками печатей царского некрополя, на которых был изображен лежащий шакал и девять пленников, а также печатей с именем фараона Тутанхамона. Картер пробил в верхней части замурованного проема отверстие, просунул туда свечу и стал вглядываться в темноту. Лорд Карнарвон, на средства которого велись раскопки, с волнением спросил: "Вы что-нибудь видите?" - и получил в ответ: "Да, чудесные вещи!"

Так в своей книге описал Картер момент свершения крупнейшего события в мировой археологии - открытие гробницы Тутанхамона, фараона XVIII династии Древнего Египта. Гробницы египетских фараонов Нового царства были высечены в скалах ущелья, называемого ныне "Долиной царей", на левом берегу Нила, напротив города Луксора. На месте Луксора в древности был город Фивы, ставший во времена Нового царства столицей Египта и до сего дня сохранились, в реставрированном виде, два величественных фиванских храма: Карнакский и Луксорский, великолепные образцы древнеегипетского зодчества.

На западном берегу Нила, согласно древней традиции египтян, находились гробницы царей, цариц и знатных людей, а также храмы, среди которых выделяются храмы царицы Хатшепсут (в ущелье Дейр-эль-Бахри), Рамсеса II (Рамессеум) и Рамсеса III (Мединет-Абу). Ниже этого ряда храмов стоял храм Аменхотепа III, от него сохранились две громадные статуи фараона, так называемые "колоссы Мемнона", некогда украшавшие вход в храм. Здесь же были обнаружены и два сфинкса, перевезенные в 1832 году в Петербург и установленные на берегу Невы, у Академии художеств. В скалах предгорья располагались многочисленные гробницы приближенных к царскому двору, а выше, в мрачном и труднодоступном ущелье, "Долине царей", был устроен царский некрополь, место погребения знаменитых могущественных владык Древнего Египта.

Деревянная, покрытая листовым золотом статуэтка бога Птаха

Среди 32 статуэток богов, помещенных в так называемую "сокровищницу", находилась статуэтка, изображающая бога Птаха, главное божество древней столицы Египта - Мемфиса, творца мира, покровителя искусств и ремесла. Фигура вырезана из дерева и покрыта листовым золотом, головной убор из синей смальты, жезл из бронзы, завершается тремя символами: "жизнь", "крепость", "сила". Одеяние бога трактовано как крылья и оперение птицы. На передней, скошенной плоскости пьедестала короткая иероглифическая надпись, в которой Тутанхамон называет себя правителем южного Илиополя (Ермонта), возлюбленным бога Птаха, господина Правды.

Деревянный, покрытый листовым золотом наос для статуи бога (фрагмент)

Деревянный, покрытый листовым золотом наос для статуи бога

Наос, обнаруженный в передней комнате гробницы, соответствует древнейшей форме храма, известной еще со времен первых династий. Изготовлен из дерева и весь покрыт листовым золотом. Боковые стенки и двери украшены изображениями, относящимися преимущественно к личной жизни фараона Тутанхамона и его жены Анхесенамон и характерными для искусства времени Эхнатона (царица подносит мужу цветы, завязывает его ожерелье, царь льет на руку жены душистую жидкость; в сцене, изображающей охоту на уток, Анхесенамон подает царю стрелы и др.)-
В надписях приведена титулатура царя. Верх наоса украшен изображением крылатого солнца и четырнадцатью фигурами богини-коршуна Нехебт (иногда богиня Нехебт изображались в виде грифа, см. кат. № 35), держащей картуши (обрамления имени) царя.
Двери наоса запирались двумя засовами из черного дерева. Внутри наоса Г. Картер обнаружил пьедестал от статуэтки бога, изготовленной, вероятно, из золота и унесенной грабителями. Там же лежало ожерелье с большой золотой подвеской, изображающей богиню-змею.
Наос со статуей бога был обязательным предметом погребальной процессии, поэтому для передвижения он поставлен на салазки.

Рассказы о "Долине царей" приводились в описаниях путешественников по Египту уже в XVIII веке, но археологические исследования царских гробниц начались лишь в первой четверти XIX века.

Могилы фараонов были высечены в скале, имели длинные коридоры с росписями магического значения, связанными с заупокойным культом, различные помещения, посвященные египетским богам, и, наконец, погребальную камеру, вход в которую был замурован.

Древнеегипетское деспотическое государство силой идеологии и, в первую очередь, религией поддерживало царскую власть, возвеличивало фараона. Особенно грандиозные церемонии устраивались при вступлении царя на престол, во время периодических праздников "сед", связанных с объединением Египта и датами правления, сложными церемониями были обставлены также похороны фараона. По религиозным представлениям, царь, неограниченный владыка при жизни, обожествлялся после смерти, принимал образ бога Осириса, владыки загробного мира, бога плодородия и воскресения. Обряд царского погребения был особенно пышным; из драгоценного металла изготовлялись высокохудожественные саркофаги для царской мумии, вкладывающиеся один в другой, которые под золочеными наосами устанавливались в месте погребения. Участники погребальной процессии несли золотые или позолоченные статуи богов и самого царя, статую бога Анубиса, владыки некрополя, изображавшегося в виде лежащего шакала, везли ящик с четырьмя драгоценными сосудами, в которых хранились внутренности погребенного, и ящики с "ушебти", фигурками людей, которые должны были заменять покойного на работах в загробной жизни. Участники процессии несли также многочисленные, богато украшенные ящики с драгоценностями, одеждой, предметами обихода и пищей, которые, по религиозным представлениям, нужны были погребенному царю в потустороннем мире. Трудно себе представить, какие несметные богатства и предметы роскоши из царских сокровищниц скоплялись в гробнице фараона.

В Древнем царстве, в III тысячелетии до н. э., для могилы фараона возводились колоссальные каменные сооружения - пирамиды, поражающие и ныне людей своим величием, грандиозностью и тем количеством труда, который был затрачен на их постройку. Но со временем форма царских погребальных памятников менялась.

Деспотическое государство Древнего Египта не было прочным, до Нового царства два раза власть фараонов падала, страна распадалась на отдельные княжества, и централизованное государство приходилось организовывать заново. В смутные времена царские погребения подвергались разграблению, и фараоны Нового царства перестали строить пирамиды, а свои могилы устраивали в труднодоступных местах. Возвеличивание фараонов перешло в храмы, и на их стенах изображались царские подвиги, причем фигура царя по размеру значительно превышала фигуры других людей и придворных, а изображенные эпизоды были близки к подвигам мифических героев.

Но и в мрачной, уединенной "Долине царей" гробницы земных владык не были в безопасности, их нередко грабили, и до нас дошли письменные рассказы о восстановлении царских гробниц, кощунственном ограблении захоронений; а документы XX династии содержат подробные сведения, своего рода протоколы допросов грабителей царского некрополя. Мумии знаменитых фараонов не раз переносились жрецами из их могил. Так, при раскопках гробницы Аменхотепа II в 1898 году в ней было обнаружено тринадцать мумий других царей, а еще раньше, в 1881 году, из тайника в ущелье Дейр-эль-Бахри были извлечены сложенные там жрецами некрополя мумии знаменитых фараонов и среди них останки Тутмоса III и Рамсеса II.

Ненадежной была охрана кладбища фараонов в древности, и не всегда был оправдан труд археологов, работавших в "Долине царей", так как все гробницы были в значительной мере разграблены. К 1914 году казалось, что царский некрополь уже полностью исследован и дальнейшие раскопки результатов не дадут. Но именно в 1914 году лорд Карнарвон получил от египетского правительства концессию на раскопки в "Долине царей", которые и поручил археологу Картеру. В "Долине царей" были известны отдельные предметы с надписями фараона Тутанхамона (Небхепрура) как из тайника, так и из случайных находок, и Картер был уверен, что могила этого царя еще не обнаружена. Им была предпринята грандиозная работа по очистке от щебня одного из участков некрополя, ниже гробницы Рамсеса VI, и эта работа увенчалась успехом. Под щебнем и остатками хижин рабочих, сооружавших гробницу Рамсеса VI, были открыты ступеньки лестницы, ведущей к неизвестной гробнице. После первого замурованного проема открылся коридор длиной в 7 м 60 см, забитый щебнем. Убрав этот щебень, археологи оказались у второй, также опечатанной стены, преграждавшей путь в саму гробницу. Через пролом в этой стене Картер и увидел "чудесные вещи".

Когда археологи вошли в первую комнату гробницы, то обнаружили в ней большое количество нагроможденных друг на друга разных предметов. Напротив входа стояли три больших позолоченных ложа, украшенных головами животных. На них, под ними и около них в беспорядке лежали и стояли роскошные богато украшенные кресла, табуреты, разобранная колесница, сундуки для различной утвари и одежды, деревянные футляры с пищей. Особенно обратил на себя внимание деревянный ларец с пестрой росписью, изображающей сцены битв Тутанхамона с сирийцами и нубийцами, а также охоту на львов и газелей. Восхищение вызвало великолепное деревянное кресло, покрытое листовым золотом с инкрустацией из разноцветного стекла и фаянса. На спинке трона был изображен сидящий фараон со стоящей перед ним супругой.

Но археологов особенно интересовала и волновала замурованная стена с большим количеством оттиснутых печатей, преграждавшая путь в погребальную камеру. Около нее, с двух сторон, стояли крупные (высотой 1,92 м) статуи фараона, как бы охранявшие проход в главное помещение. По нарушенной и вновь опечатанной обмазке стены, по тому беспорядку, который царил в первом помещении, можно было заключить, что в древности в ней побывали воры, они перерыли ящики, но смогли унести с собой лишь небольшие по размеру, но весьма драгоценные предметы. Судя по печатям на заделанных проемах, попытка ограбления гробницы была совершена вскоре после похорон царя. В передней комнате оказалось так много предметов, что ее разборка заняла целый археологический сезон, а на исследование всей гробницы ушло пять лет.

Деревянная, покрытая листовым золотом статуэтка царя

Одна из семи статуэток Тутанхамона, обнаруженных в "сокровищнице". Изображает царя в короне Нижнего Египта, держащего в левой руке посох с загнутой верхней частью, а в правой - плеть. Вся статуэтка позолочена. Глаза и брови инкрустированы, их контуры отмечены черной краской, урей (царский символ в образе змеи) на короне - бронзовый. В гробнице Тутанхамона находилась пара таких статуэток и третья статуэтка, изображающая царя в короне Верхнего Египта. Статуэтка установлена на постамент, выкрашенный в черный цвет.


Модель саркофага

В "сокровищнице", на ящиках с ушебти, был обнаружен небольшой антропоидный саркофаг, блестящего черного цвета, с накладными золотыми полосами, на которых были выписаны обращения к хранителям и духам покойного. Гробик был перевязан лентами ткани и опечатан печатью царского некрополя. В нем находился второй гроб, с именем Тутанхамона, но без царских эмблем, снаружи и изнутри сплошь покрытый листовым золотом, в котором был обнаружен третий простой деревянный гробик и рядом с ним золотая статуэтка фараона Аменхотепа III.
В третий гроб был вложен еще четвертый, также антропоидный, длиной 12,5 см, с титулами и именами царицы Тип, и в нем лежала тщательно завернутая в ткань заплетенная прядь волос.

Золотая фигурка фараона Аменхотепа III

Обнаружена в модели саркофага из "сокровищницы". Статуэтка из массивного золота изображает фараона, сидящего на земле. На голове парадный царский шлем, в правой руке символы царской власти: посох и плеть, левая рука лежит на левом колене. На шее низка из разноцветных смальтовых бус, к которой прикреплена золотая плотно сплетенная цепочка. Фигурка была завернута в ткань. По-видимому, в маленькой модели саркофага хранились реликвии предков Тутанхамона - царя Аменхотепа III и его супруги царицы Тип. Вероятно, Тутанхамон был их внуком.


Золотой гробик для хранения внутренностей царя

Вместо каменных сосудов, так называемых каноп, в гробнице Тутанхамона внутренности покойного фараона, вынутые при бальзамировании, хранились в четырех одинаковых золотых гробиках, по форме и декору близких ко второму саркофагу царя, богато украшенному вставками из разноцветных смальт, имитирующих яшму, лазурит и бирюзу. Различались гробики только по надписям, содержащим обращение богини-покровительницы к хранителям останков. На гробике, приведено обращение богини Нефтиды к божеству Хапи, которое обычно изображалось с головой павиана. Гробик изображает царя в цветном головном платке, украшенном голубыми полосами, на лбу царские символы (голова коршуна и змея), в руках скипетр и плеть - атрибуты царской власти. На внутренней стороне крышки изображена богиня Нефтида, распростертыми руками-крыльями защищающая царя и стоящая на знаке "золото". На внутренней стороне нижней части гробика 27 строк магического иероглифического текста.

Золотой гробик для хранения внутренностей царя (фрагмент)

Каменная голова канопы

Центральное место в сокровищнице занимал громадный, покрытый листовым золотом ящик, высотой в 1,95 м, установленный на массивных салазках. Два ряда карнизов состоят из фигур священных кобр (уреев) с солнечным диском на головах. Стены и подпорные столбы украшены рельефными изображениями и надписями. По четырем сторонам ящика, обращенные к нему лицом и как бы защищающие распростертыми руками содержимое, стояли золоченые фигуры богинь с черным контуром глаз и бровей (богини Исида, Нефтида, Нейт и Серкет). С полным правом эти замечательные скульптуры относятся к лучшим произведениям древнеегипетского искусства. Внутри деревянного ящика находился второй (вые. 0,855 м), из белого алебастра, с позолоченным цоколем и надписями, иероглифы которых были заполнены темно-синей краской. На углах ящика помещены барельефные фигуры тех же богинь.
После снятия верхней крышки обнаружились четыре углубления, в которых были помещены золотые небольшого размера саркофаги, содержавшие внутренности погребенного царя. Углубления были закрыты крышками из белого алебастра в форме головы Тутанхамона. Черной краской оконтурены глаза, зрачки, брови, детали символов царской власти (голова коршуна и змея) на лбу. Этой же краской отмечены ноздри и уголки красных губ.
Обычно внутренности покойного заключались в четыре раздельных сосуда (канопы), с крышками, изображающими духов-охранителей останков умершего: Амсета (с головой человека), Хапи (с головой павиана), Дуамутефа (с головой шакала) и Кебехсенефа (с головой сокола). Их покровительницами считались богини, охранявшие золотой и алебастровый ящики. В гробнице Тутанхамона крышки каноп были украшены портретным изображением царя, исполненным с высоким художественным мастерством.

Деревянные фигурки, изображающие царя

В эпоху Среднего царства в могилу клались деревянные фигурки земледельцев, ремесленников и целые группы, составленные из таких фигурок. По религиозным представлениям, они должны были в потустороннем мире выполнять работы за своего хозяина. В Новом царстве такие фигурки, изображавшие живых людей, были заменены магическими фигурками в виде мумии покойного с орудиями труда в руках. В могилу полагалось помещать эти фигурки, называвшиеся "ушебти" ("ответчики"), по количеству дней в году. На них выписывался текст из "Книги мертвых", состоящий из заклинаний, необходимых душе покойного при странствовании к полям "налу" (древнеегипетскому раю).
Большое разнообразие фигурок и надписей на них позволяет думать, что ушебти приносились во время погребения разными лицами. В могиле Тутанхамона, во многих опечатанных ящиках, их оказалось 413 штук, очень разнообразных по форме и качеству выполнения. Большая группа фигурок изображает царя в коронах Верхнего и Нижнего Египта, в парадном платке или же в обыденном парике. В руки этих фигурок часто вкладывались символы царской власти (и вместе с тем символы бога Осириса)-скипетр и плеть; мелкие модели орудий труда и корзин лежали отдельно (1866 штук).

Деревянные фигурки, изображающие царя (фрагмент)

Здесь представлена великолепной работы фигурка царя, вырезанная из кедрового дерева. Царь изображен в головном платке, глаза выполнены черной и белой краской, головной убор, ожерелье, браслеты и царские регалии позолочены.
На туловище статуэтки в четырех вертикальных строках иероглифами выписан текст главы 6-й "Книги мертвых".
На ступнях фигурки имеется надпись: "Изготовлено царским писцом, начальником войска, Миннахтом для господина своего Осириса царя Небхепрура..."

Золотая маска Тутанхамона

Одним из самых выдающихся памятников египетского искусства XVIII династии по праву можно считать золотую массивную маску мумии Тутанхамона. Она изображает молодого царя в полосатом головном уборе, увенчанном изображением головы коршуна и змеи. На грудь спускается богатое ожерелье с головами соколов на плечах. Углубления, выполненные в золоте при создании маски, заполнены цветной смальтой - темно-синей, бирюзовой и красной, под яшму. Особенно выразительны глаза с черным зрачком, обведенные темно-синим контуром. У головы правого сокола, венчающего ожерелье, помещена надпись, в вертикальных строках, содержащая текст 151-й главы "Книги мертвых", переходящая на спину маски.

Символы царской власти - посох и бич

В ларцах, находившихся в "сокровищнице", было найдено много ювелирных изделий и предметов из драгоценных металлов. К их числу принадлежат символы царской власти: массивный короткий посох с сильно загнутой крючком верхней частью (хекет) и бич с тремя концами (нехеху). Эти символы власти ведут свое происхождение с глубокой древности, когда основным видом хозяйства в IV тысячелетии до н. э. было скотоводство и вождь богатого скотоводческого племени становился вождем союза племен. Поэтому посох пастуха мелкого рогатого скота в египетской иероглифике означает также "правителя", "царя".
Менее ясен второй атрибут. Его иногда считают инструментом для сбора ладана, бытующим у кочевых племен, но, вероятнее всего, он представляет собою сильно стилизованный, подобно посоху, бич пастуха. Стержни жезла-посоха и бича изготовлены из бронзы, на них поочередно надевались ободки листового золота и цветной темно-синей смальты. На нижней части посоха в картуше с уреями по бокам написано имя Небхепрура. На биче изображены два картуша, причем царское имя в них сохраняет еще старую форму "Тутанхатон".

Трость с золотой статуэткой молодого Тутанхамона

В погребальной камере, между внешними ящиками саркофагов были обнаружены заботливо сложенные, частью завернутые в ткани, многочисленные булавы, жезлы и луки. Среди них выделялись две трости, одна золотая, другая серебряная, увенчанные небольшой статуэткой, изображающей молодого Тутанхамона в парадном шлеме.
Стержни представляют собою бронзовые трубки, покрытые золотым или серебряным листком. Фигурки массивные. Здесь представлен золотой экземпляр.

Золотое опахало

В погребальной камере, между четвертым внешним ящиком-балдахином и каменным саркофагом было обнаружено золотое опахало с остатками страусовых перьев в верхней части полукруглого щита, изготовленного из дерева и обложенного толстой золотой пластиной. Рукоятка и цветок под щитом из массивного золота. На полукруглом щите с двух сторон изображены сцены охоты на страусов - момент самой охоты и возвращение с добычей. На лицевой стороне изображен царь на колеснице в сопровождении собаки, стреляющий в двух страусов. В свободном от изображений пространстве обозначены царские титулы. В виду того, что охота была опасной, за царской колесницей изображен иероглифический знак "жизнь" с человеческими руками и ногами, который как бы сопровождает царскую колесницу, неся опахало. На обратной стороне щита - сцена возвращения царя с охоты. Двух убитых страусов несут слуги, а перья их - трофей охоты, везет сам Тутанхамон. Над этой сценой и позади изображения колесницы помещен текст славословия царю. В нижней части рукоятки вертикальная строка иероглифов свидетельствует о том, что для опахала взяты перья страусов, добытые его величеством во время охоты в пустыне к востоку от Илиополя.

Золотой кинжал

На мумии Тутанхамона были обнаружены два кинжала - один с золотым клинком, заткнутый за пояс, другой с железным клинком, находившийся у правого бедра фараона. Оба они по своей форме относятся к кинжалам, появившимся в Египте в начале XVIII династии.
Рукоятка золотого кинжала украшена полосами из золотой зерни и цветным узором из камней и смальты, выполненным в технике перегородчатой эмали. На навершии рукоятки - золотая пластина-накладка с именем фараона. В верхней части - схематическое изображение птицы с распростертыми крыльями, а в нижней - орнамент из золотой нити в виде спирали и витой веревочки. Лезвие украшено продольными желобками, заканчивающимися пальметкой и орнаментальным гравированным пояском над ней. Золотой кинжал был вложен в изящные ножны. Одна сторона их (с петлями для прикрепления к поясу) украшена вертикально расположенными фигурами животных в "летящем галопе", на которых нападают охотничьи собаки. В нижней части этой стороны ножен помещен элегантный цветочный орнамент, а вверху, над пояском со спиральным орнаментом - иероглифическая надпись: "Благой бог, владыка силы, Небхепрура, которому дана жизнь". Вторая сторона ножен покрыта орнаментом в технике перегородчатой эмали, имитирующим перья. В верхней ее части - поясок из пальметок, а в нижней - головка шакала в фас.
М. Э. Матье указывала, что такое изображение животных в египетском искусстве появилось после знакомства египтян с произведениями искусства Эгейского мира и Передней Азии.
Г. Картер видел в стиле исполнения кинжала влияние искусства стран Средиземноморья, но считал его изделием египетского мастера. Характер орнамента, трактовка фигуры птицы с распростертыми крыльями иные, чем в египетских образцах, позволяют предположить, что золотой кинжал является иноземным изделием, выполненным специально для фараона.
Второй кинжал с железным клинком, но с рукояткой, подобной рукоятке золотого кинжала, увенчанной горным хрусталем, тоже никак не может быть признан египетским изделием. О подарках фараонам железных кинжалов с золотыми рукоятками, украшенными драгоценными камнями, рассказывают письма митаннийского царя Тушраты из Эль-Амарнского архива.


Золотая подвеска в форме скарабея

В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта.


Золотые серьги

Золотьге серьги в виде утки с распростертыми крыльями, украшенные различными полудрагоценными камнями и цветной смальтой в технике перегородчатой эмали.
Нижняя часть подвески состоит из пяти низок мелких бус, заканчивающихся фигурками уреев, и четырех низок крупных бус с подвесками в форме капель. Застежка в верхней части в виде запонок имеет два диска. На одном изображен фараон и два урея. Найдены в "сокровищнице" в деревянной шкатулке, имеющей форму картуша.


Золотая подвеска в виде коршуна Нехебт

Золотая фигура коршуна с опущенными крыльями, украшенная инкрустацией из лазурита, сердолика и цветной смальты. На оборотной стороне картуш с именем Тутанхамона. Цепочка подвески состоит из золотых и лазуритовых пластинок, нанизанных на нити, окаймленных мелкими бусами из золота и голубой смальты. Застежка цепочки из двух золотых фигурок соколов, украшенных лазуритом, полевым шпатом, ониксом, сердоликом и цветной пастой в технике перегородчатой эмали. Подвеска обнаружена на мумии царя.

Золотой браслет со скарабеем

Золотой детский браслет, раскрывающийся при помощи шарниров, с крупной фигуркой скарабея из лазурита на золотой основе. По краям инкрустация из золотых, лазуритовых, сердоликовых и бирюзовых бус. Трапециевидные поля у шарниров заняты изображениями плодов мандрагоры из кварцита и сердолика. Найден в "сокровищнице" в деревянной шкатулке вместе с серьгами. На шкатулке была надпись: "Золотые украшения для шествия...".

Золотая подвеска в форме крылатого скарабея

Подвеска, составленная из фигуры скарабея, трех вертикальных пластинок, солнечного диска и знака "неб" ("владыка"), воспроизводит имя фараона (Небхепрура). Скарабей и солнечный диск помещены на лунном серпе из лазурита на золотой основе. Остальные части подвески богато инкрустированы лазуритом, сердоликом и цветной смальтой. Скарабей подвешивался к золотой цепочке, оканчивающейся тремя массивными золотыми подвесками. Две из них в форме цветов лотоса. Третья, наиболее массивная, несет на себе картуш фараона с двумя уреями по сторонам. Найдена на мумии царя.

Золотая подвеска с тремя скарабеями

Подвеска состоит из трех скарабеев, поддерживающих диски (средний - луны, два - солнца). Под жуками знак "неб" Возможно, эта композиция также связана с именем Небхепрура. Нижняя часть, в свою очередь, заканчивается подвесками в форме цветов и бутонов лотоса. Жуки из лазурита, маленькие бутоны из сердолика, цветы инкрустированы разноцветной смальтой. Цепочка из мелких бус.
Замыкает цепочку пектораль с изображением бога времени, поддерживающего картуш с именем Тутанхамона. Справа урей в короне Верхнего Египта, слева - знак "джед". Найдена на мумии царя.

Золотая подвеска в форме ладьи со скарабеем и павианами

Золотая массивная подвеска символизирует восходящее солнце (в форме скарабея с солнечным диском), помещенное на ладье, проплывающей по небесному океану. По бокам скарабея два павиана со знаками луны на головах. Над ладьей знак неба со звездами, под ладьей - знак воды, с боков - два жезла, поддерживающих небесный свод.
Скарабей из лазурита, остальные фигуры исполнены из лазурита, сердолика, полевого шпата и разноцветной смальты на золотой основе в технике перегородчатой эмали.
Цепочка состоит из чередующихся звеньев с символическими знаками ("долголетие", "постоянство", "жизнь", "защита"), помещенными на знак "праздник". Цепочка с боков окаймлена мелкими разноцветными бусами. Цепочка заканчивается пекторалью, также украшенной разноцветными камнями и смальтой на золотой основе. На пекторали изображен бог времени, держащий над головой знак "вечность". По его сторонам - два урея в коронах Верхнего и Нижнего Египта.

Золотая подвеска в виде ладьи со скарабеем и уреями

Массивная золотая подвеска, изображающая солнечную ладью, в которой находится скарабей со знаком солнца на горизонте. По бокам диска два урея, к которым подвешены знаки "жизнь".
В ладье по сторонам скарабея также изображены уреи с солнечным диском, и между скарабеем и ими знаки: "постоянство", "жизнь", "красота". Звенья массивной цепи состоят из чередующихся изображений скарабея с солнечным диском и двух уреев. По сторонам цепи мелкие бусины, такие же бусины заполняют пустое пространство и самой подвески. Цепь заканчивается изображением двух коршунов и застежкой в виде двух уреев. Скарабей украшен лазуритом, другие избражения - лазуритом, сердоликом, бирюзой, полевым шпатом и разноцветной смальтой.

Золотая подвеска в виде ладьи со скарабеем и уреями (фрагмент)


Золотой воротник, изображающим богиню Нехебт

На мумии Тутанхамона, покрывая грудь и плечи, лежал золотой воротник в виде фигуры богини Нехебт - грифа с распростертыми крыльями. Туловище грифа монолитное, украшенное разнецветной смальтой, глаза и клюв инкрустированы обсидианом. В лапах знаки венчости. Птица-гриф связывалась также в иероглифике со знаком "мать".
Распростертые крылья составлены из 256 золотых пластинок, инкрустированных пестрой смальтой и соединенных нитью через небольшие петельки. Пластинки расположены в несколько рядов, разделенных золотыми бусинками.
Этот роскошный воротник имел магическое защитное значение. Противовес в виде цветка также инкрустирован разноцветной смальтой.

Золотая массивная подвеска, изображающая скарабея, поддерживающего ладью луны

Массивная золотая подвеска, украшенная полудрагоценными камнями и цветной смальтой. Крупный скарабей (халцедоновый), с пестрыми распростертыми крыльями и лапами коршуна, держащими знак "вечность" и букет цветов, поддерживает ладью луны.
В ладье знак "левый глаз", означающий луну ("правый глаз" - солнце), с уреями по сторонам. Над ним - лунный диск с изображением фараона, стоящего между богами Гором и Тотом. На голове фараона и Тота диск луны, у Гора - диск солнца.
В нижней части большой подвески находятся более мелкие массивные подвески в виде цветков лотоса и голубых кружков. Найдена в ларце, стоявшем в "сокровищнице". Без цепочки.

Золотой воротник с изображением крылатой змеи

Между пеленами мумии Тутанхамона находилось большое количество предметов, и среди них золотые воротники из одной золотой пластины с изображением змеи (Буто), грифа (Нехебт) и сокола (Гора). Все они имели противовесы в виде цветка, прикрепленные на золотой проволоке.
К таким воротникам обращено одно из заклинаний "Книги мертвых".

Золотой воротник с двумя головами соколов на концах

Золотой широкий воротник из одной пластины, разделен на шесть орнаментальных полос. В верхней его части две небольшие головки соколов, к которым присоединены проволочки противовеса в форме цветка.

Алебастровая ваза

В передней комнате, у ее западной стены, была обнаружена группа однотипных ваз, вырезанных из алебастра. Они представляют собой удлиненные сосуды с высоким горлом, от которых в две стороны отходят ажурные плоскости, с одной стороны представляющие сложный рисунок из лилий, а с другой - из цветов папируса, что символизировало объединение южного и северного Египта. Края боковых плоскостей вазы, зазубрены, что связывает их со знаком "время", а выполненные краской схематичные фигурки головастиков на тулове означают "сто тысяч [лет]". На боковых плоскостях у высокой ножки - два знака "жизнь", которые поддерживают жезлы силы. На высоком горле темно-синей краской нарисована голова богини Гатор в фас, украшенная богатым ожерельем и орнаментом из цветов.
На тулове вазы два имени фараона - "Сын бога Ра Тутанхамон" и "Владыка двух земель Небхепрура". Надписи и орнаменты выполнены темно-синей краской


Алебастровая ваза

У самого входа в переднюю комнату гробницы Тутанхамона стояла замечательная чаша из алебастра в форме цветка лотоса, на высокой ножке, ручки по бокам выполнены в виде связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них изображена эмблема вечной жизни: фигурка божества, держащая два знака "год", на которых, в свою очередь, синей краской нарисован знак "жизнь". Иероглиф "год" опирается на иероглиф "сто тысяч" (головастик). По верхнему краю надпись - славословие царю и его титулы. Спереди в прямоугольнике начертано имя бога Амона-Ра и "Царя Верхнего и Нижнего Египта Небхепрура, сына бога Ра Тутанхамона". Надписи и детали скульптур выполнены синей краской.

Алебастровая ваза в форме стоящего льва

В кладовой гробницы оказалась интересная ваза из алебастра в форме льва, стоящего на высокой подставке-табурете. Лев встал на задние лапы, правая передняя поднята, левая опирается на символ "защита". У зверя оскаленная пасть с высунутым красным языком, так же как и зубы, вырезанным из слоновой кости. Пробкой вазы служит высокий головной убор, подобно верхней части табурета украшенный резным раскрашенным орнаментом.
На груди льва в квадрате три картуша (царские "имена в обрамлении): "Благой бог Небхепрура", "Владыка двух земель Тутанхамон" и "Царская жена Анхесенамон".

Детское кресло Тутанхамона

Детское кресло, изготовленное из черного дерева, с инкрустацией из слоновой кости. К нему относится и подставка для ног той же техники и того же стиля.
Снаружи и изнутри подлокотники украшены золотыми пластинами. С наружной стороны на них изображены антилопы, лежащие в зарослях, с внутренней-растения. Сочетание черного дерева, слоновой кости и золота создает большой художественный эффект. Отдельные части кресла скреплены золотыми гвоздиками. Кресло стояло в передней комнате, под ложем со львиными головами, около группы алебастровых сосудов.


Резной табурет

Табурет из дерева, выкрашенный в белый цвет, с позолоченными деталями (львиные лапы, которыми заканчиваются ножки, шляпки гвоздей, скрепляющих отдельные части). Четыре стороны табурета украшены прорезной позолоченной резьбой, передающей символ объединения южного и северного Египта. Слева - сложный узор из лилий, справа - из стеблей и листьев папируса, гирлянды которых связаны в центре, где помещен иероглифический знак "объединение". Табурет найден в передней комнате.


Складной стул

В передней комнате, между вторым и третьим ложем стоял замечательный складной стул. Сидение из черного дерева с инкрустацией слоновой костью имитирует звериную шкуру. Ножки стула заканчиваются утиными головками, отдельные части стула покрыты листовым золотом. Такие складные стулья встречались в древнем Египте часто. Близкая аналогия имеется в росписи фиванской гробницы наместника Нубии при Тутанхамоне Амен-хотпе-Хеви, в которой стул помещен среди даров, привезенных из Нубии местным князем Хеканофром.


Игральная доска-столик

В кладовой гробницы Тутанхамона было обнаружено несколько игральных досок с десятью фигурками из слоновой кости и двумя игральными костями ("альчиками") каждая. На доске тридцать клеток (три ряда по десять) или два ряда по двенадцать с одним рядом в три клетки. Наиболее роскошная доска представляет собою столик из черного дерева с выдвижными ящиками для хранения фигур (фигуры, вероятно золотые и серебряные, не сохранились). Вокруг ящиков и на боковой поверхности доски-столика помещена надпись, содержащая титулы фараона. На верхней поверхности столика три ряда клеток, по десять в каждом, поля выложены пластинками из слоновой кости. На оборотной стороне - доска с иным количеством клеток.
Столик имеет подставку с ножками в виде львиных лап, установленную на салазки. Надпись, подставки под лапами-ножками и части лап позолочены накладным золотом.


Алебастровый ларец

В передней комнате гробницы, рядом с детским креслом стоял небольшой ларец из алебастра. Он украшен резным геометрическим орнаментом, заполненным разноцветными красками. На передней стенке и спереди на крышке две кнопки (для запечатывания) из полированного обсидиана. На ларце надпись: "Благой бог, владыка двух земель Небхепрура, сын Ра", "Владыка сияний Тутанхамон", "Царская супруга Анхесенамон".


Ларец с инкрустацией из слоновой кости

В углу кладовой в сильно поврежденном виде был найден деревянный ларец обычной для Египта формы - ящика, крышка которого имеет вид наоса. На фасаде и на передней части крышки две кнопки для опечатывания. Ларец богато украшен слоновой костью с резьбой, заполненной разными красками. На крышке воспроизведена сцена: в парковой беседке стоят молодой фараон и его супруга с большим букетом цветом. Над фигурами помещены короткие надписи, указывающие их титулы и имена. Внизу изображены две служанки, собирающие цветы и плоды.
На передней стенке ларца - сцена охоты на уток в саду у пруда. Молодой царь, сидя на троне, стреляет уток и рыб, у его ног расположилась супруга, подающая стрелы. Внизу небольшая согнутая фигурка слуги, подносящего убитую рыбу и птицу. Под левой рукой царя и справа от головы царицы надписи: "Владыка сияний Тутанхамон, подобный Богу Ра, владыка земли (!) Небхепрура, возлюбленный богом Птахом, владыкой Правды, дающий жизнь подобно Ра" и "Царская жена великая, владычица двух земель Анхесенамон, да живет она..." Надпись по качеству исполнения не соответствует мастерству художника и содержит ошибку: "владыка земли" вместо "владыка двух земель".
Боковые стенки ларца украшены пестрым фризом из бегущих животных и собак, нападающих на газелей и быков. Внизу кусты в виде арок, вверху орнамент, аналогичный орнаменту алебастрового ларца. Уже обращалось внимание на то, что пестрый фриз напоминает памятники искусства Эгейского мира. Учитывая качество надписи, где плохо выполнено имя фараона и имеется ошибка в титуле, можно заключить, что ларец является иноземной работой.

Ларец с инкрустацией из слоновой кости (фрагмент)

Деревянный комод

К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. На табличке, прикрепленной к сломанному комоду этого же типа, значилось, что в нем хранилась тонкая одежда царя. Крышка откидывается назад на бронзовых петлях. На крышке и передней стенке две кнопки (округлые ручки), обтянутые золотым листком. В средней части комода по всем четырем стенкам прорезан фриз из чередующихся черных знаков "жизнь" и золоченых "сила", установленных на знаках "неб" (владыка). По периметру всех сторон над прорезным фризом помещена длинная позолоченная надпись, содержащая титулатуру Тутанхамона.

Царский трон

Около 1325 года до н.э.
102 х 54 х 60 см
Дерево, золото, серебро, стекло, полудрагоценные камни
Из Долины царей (KV 62).
Ныне - Каир. Египетский музей

Говард Картер.
"Гробница Тутанхамона"
Передняя комната

Под этим ложем стоит ещё одно изумительное произведение искусства, пожалуй, самое значительное из до сих пор обнаруженных в гробнице - сплошь обитый золотом, инкрустированный стеклом, фаянсом и цветными камнями трон фараона.

Ножки трона в форме кошачьих лап оканчиваются львиными головами - простыми и в то же время очень реалистичными. Ручками служат великолепно изваянные крылатые змеи, увенчанные коронами. Между брусьями, поддерживающими спинку, изгибаются шесть кобр из позолоченного и инкрустированного дерева. Но красой всего трона является, конечно, его спинка. Я могу без малейших колебаний утверждать, что прекраснее этой панели в Египте еще ничего не находили. К сожалению, одноцветная фотография даёт лишь самое приблизительное представление о красоте этого шедевра.

На спинке кресла изображен один из залов дворца. Это комната, украшенная по бокам колоннами, увенчанными цветочными гирляндами, фризом из уреев и карнизом с традиционным рисунком. Сквозь отверстие в крыше солнце посылает свои дающие жизнь благословляющие лучи. Сам фараон в непринужденной позе сидит на покрытом подушками троне, небрежно закинув руку за его спинку. Перед ним стоит его жена. У нее тонкая девичья фигура. По-видимому, она помогает фараону заканчивать туалет: в одной руке у неё маленькая ваза с благовониями или умащениями, а другой она нежно умащает плечо мужа или стряхивает каплю благовонной эссенции на его ожерелье. Простая, скромная домашняя сценка, но сколько в ней жизни, чувства, движений.

Краски спинки трона необычайно ярки и эффектны. Лица и обнажённые части тела фараона и его жены сделаны из красной стеклянной пасты, головные уборы - из сверкающего, похожего на бирюзу, фаянса, а их одежда - из серебра, которому время придало изысканный редкий оттенок. Короны и ожерелья и все орнаментальные детали панели инкрустированы разноцветным стеклом и фаянсом, сердоликом, а также совершенно неизвестным сочетанием прозрачных кварцевых пластинок с подкладкой из цветной пасты, очень напоминающим итальянскую стеклянную мозаику. И все это на фоне листового золота, которым обит весь трон.

В первоначальном виде, когда золото и серебро ещё не потускнели, этот трон должен был представлять собой поистине ослепительное зрелище - слишком ослепительное для европейцев, привыкших к пасмурным небесам и неопределённым оттенкам. Но сейчас, несколько потускнев от налёта на металле, краски трона создают необычайно привлекательное и гармоничное впечатление.

Независимо от художественной ценности этот трон - также важнейший исторический памятник. Украшающие его изображения как бы иллюстрируют политические и религиозные противоречия во время правления Тутанхамона.

Сначала Тутанхамон придерживался концепции, полностью основанной на религии Тель-эль-Амарны с культом солнечного бога Атона. Об этом свидетельствуют человеческие ладони на концах солнечных лучей, изображённых на спинке трона. Однако картуши здесь удивительно сочетаются. На некоторых из них имя Атона стёрто и заменено именем Амона, в то время как на других имя Атона сохранилось. По меньшей мере, странно, что предмет со столь явными следами ереси был публично погребён здесь, в твердыне религии Амона. Очевидно, не случайно на этих частях трона сохранились остатки покрывавшей их льняной ткани. По всей видимости, Тутанхамон вернулся к старой религии не вполне по собственному убеждению. Наверное, он решил, что трон слишком ценная вещь, чтобы его уничтожать, и хранил его в одном из самых интимных покоев своего дворца. Но точно так же возможно, что уничтожение имени Атона удовлетворило фанатиков и фараону не приходилось прятать от них своё сокровище. На сиденье трона лежала скамеечка для ног, которая обыкновенно стояла перед троном. Она сделана из позолоченного дерева и темно-синего фаянса с изображениями наверху и на боковых стойках связанных простёртых ниц пленников. Таков был повсеместно распространённый на Востоке обычай. «Из твоих врагов я сделаю подножье для ног твоих», - говорится в псалмах, и, разумеется, при случае это общепринятое выражение осуществлялось на деле.

94 года назад 4 ноября 1922 года была обнаружена гробница фараона Тутанхамона в Египте. Гробница расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя ее и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами – египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также саркофаг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

В 1907 году египтолог и археолог Говард Картер был нанят Джорджом Гербертом, 5-м графом Карнарвоном, для наблюдения за раскопками в египетской Долине царей. Ученый сумел создать себе хорошую репутацию, скрупулезно описывая и сохраняя открытия.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1. 1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

«Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота» (Говард Картер).

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывались древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

3. 4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

4. Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Эти фотографии, задокументировавшие открытие легендарной гробницы Тутанхамона, были колоризованы Dynamichrome для выставки The Discovery of King Tut, которая открылась в Нью-Йорке 21 ноября 2015 года.

5. Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

6. 1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

7. Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

8. Декабрь 1922 года. Под ложем-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

9. 1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

10. 1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

12. Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

13. 29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

14. Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают с золотой колесницей из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

15. 1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

16. 2 декабря 1923 года. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.