Икона Господь Вседержитель: фото, значение, в чем помогает. Спас на престоле, с избранными святыми

Знаменитая икона Иисуса Христа «Спас на Престоле» является важным образом в православном мире. В ней заключается божественная сила, которая исцеляет и помогает в любой трудной ситуации каждому верующему.

Образ Сына Божьего «Спас на Престоле» имеет общие черты с известной по всему миру иконой «Спас Вседержитель» . Лик Спасителя является одним из самых почитаемых и прославленных образов среди христианского народа. Это, пожалуй, одна из самых главных икон, которая должна быть дома у каждого верующего человека.

История иконы

Впервые данный образ Христа появился в Византийской империи в далеком девятом веке. В Россию прославленная икона «Спас на Престоле» пришла лишь спустя несколько столетий, приблизительно в 12 веке.

Главной составляющей святого образа является взгляд на Сына Господа как на величайшего и истинного Судью всего человечества, который явится в Судный день и воздаст за грехи каждому смертному на этой земле. Такое представление об Иисусе Христе и послужило поводом для написания великой святыни.

Икона «Спас на Престоле» является особенно почитаемой и одной из любимых у верующих. Почти у каждого православного человека хранится чудотворный образ Господа в доме. Многие христиане становились свидетелями чудес, которые исходили от великой святыни Спасителя. На протяжении веков святой лик помогал и исцелял верующих, заслужив тем самым их любовь и доверие.

Где находится икона «Спас на Престоле»

В нашей стране основной и особенно почитаемый образ можно встретить в Третьяковской галерее. Святыня была написана в Новгороде в 13 веке. Не менее прославленные списки хранятся:

  • в Эрмитаже (16 век);
  • в Московском Кремле (1337 год);
  • во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире.

Описание иконы «Спас на Престоле»

Главной особенностью священного образа Спасителя на данной иконе является Его изображение в полный рост, в богатых одеяниях. Жестом одной руки Он дарует свое благословение , а в другой держит Евангелие в открытом виде. Иисус восседает на престоле, который заключает в себе символ бескрайней Вселенной, а также вездесущее господство и невообразимое могущество Бога.

В чем помогает образ «Спас на Престоле»

Христиане читают свои молитвы перед святейшим ликом Господа с просьбами о помощи в самых тяжелых и трудных жизненных ситуациях. Также молят об отпущении грехов , о прощении за все злые и плохие деяния, которые они сотворили в жизни. Православная икона способна помочь преодолеть смертельные болезни, злые недуги, психические и душевные расстройства, полностью исцелив тело и душу молящегося.
«Спас на Престоле» является покровителем рабочих, чья работа связана с нефтяной и газовой промышленностью.

Дни празднования

В календаре праздников русской православной церкви отмечено три официальных дня, когда проводится празднование святого образа «Спас на Престоле»:

  • 14 августа — является днем начала Успенского поста. Он также имеет название «Медовый Спас» ;
  • 19 августа — Яблоневый Спас ;
  • 28 августа — окончание поста.

Молитва перед чудотворным образом

«О, великий Спаситель! Царь Небес и Земли! Услышь молитвы наши к Тебе. Лишь перед Твоим образом преклоняем колени и просим о помощи. Не бросай в минуты тяжкие и встань на защиту наших душ. Молимся за жизни наши, за души грешные. Просим слезно, отпусти грехи наши и прости нас за них! Подари нам исцеление, избавь от злости и обид. Отгони прочь врагов наших и стань поддержкой в беды и трудности жизненные. Лишь ты наша опора, о могущественный и всевластный Иисус! Да прославим и восхвалим мы имя Твое великое! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Помните, что Господь всегда рядом и поможет в любую минуту каждому, кто истинно верует в Его силу и молится от чистого сердца перед Его чудодейственными образами. Не забывайте благодарить Христа за все хорошее, что есть в вашей жизни, и тогда ваши мольбы будут услышаны, а Его поддержка не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры, счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.12.2017 05:14

Покров Богоматери – один из самых значимых православных праздников. В этот день каждый верующий человек...

Иисус Христос сидит на царском троне - значит Он царь. На плече материя-покрывало, в левой руке открытая Библия.

Апостол Павел сказал: «Но умы их (наши) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Понять истину Учения, начиная с Ветхого Завета, мешает материя покрывала или материальный мир, в котором мы хотим увидеть суть Учения. На иконе Иисус снял покрывало с Библии и тем самым говорит: «Ищите в ней духовный смысл». Снятое покрывало изображено на многих иконах.

Открытая Библия в его руке - это образ. Он знает ее от «α» до «ω» и, как Учитель и Наставник, образно говорит нам: «Читайте Библию - Учение, там все для вас от создания мира и предназначения человека до законов и наказаний за их нарушения».

Правая рука в жесте, указывающая на Себя говорит: «Но читайте только с Моей помощью, спрашивая у Меня, правильно ли вы поняли каждую мысль-притчу». Жест указывающий на обращение к Богу, практически присутствует на всех иконах с изображением святых.

За Его спиной образы душ, живущих в духовном мире. Видим, что они имеют глаза, рот, уши и лоб-чело, именно в этом челе находится разум человека. Образ души ясно дает нам понять, что душа может видеть, слышать, говорить с Богом и мыслить.

(нажмите на фрагмент, чтобы его увеличить)

В верхних и нижних углах иконы видим разные образы совершенства человеческих душ. Если человек познает Учение полностью, - станет человеком-ангелом (вверху слева). Если познает Учение, но не поймет гармонии мужа и жены, будет искать свою половину методом проб и ошибок, создаст одно семейное гнездо, бросит, затем второе, снова бросит и так далее, - станет человеком - «птицей небесной» (вверху справа), если не изучит или воспримет Учение в материальном мире, - станет человеком-зверем или скотом чистым (внизу слева и справа). Но все сущности не расстаются с Библией - инструкцией и конституцией человечества.

* Слово икона имеет значение - «образ». То есть иконы образно передают смысл Божественного Учения, каждая икона - содержит суть - ключевую часть этого Учения, существенно облегчая человеку процесс познания истины. Иконы писались так же как и текст Библии - по Божественному откровению, когда снималось покрывало материального мира и открывался духовный смысл образа. Из множества икон можно выделить лишь некоторую часть тех, что отражают истинные знания, написанные слышащими и видящими в духовном мире иконописцами, в совершенстве владеющими Божественными дарами, в отличие от огромной массы ремесленников - копировальщиков. Именно поэтому только избранные иконы канонизированы Церковью, как истинные.

Икона Господь Вседержитель на троне

Икона Господь Вседержитель на троне (Спас на престоле, Мануилов Спас)

коны Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель иПантократор . Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель". Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.


Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие. В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Позже этот художественный приём станет обширно применяться в православной иконописи, став одним из канонов написания не только Христа, но и Святых. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. В оплечном написании образа Спаса Вседержителя рук по понятным причинам не видно.


Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне илиСпас на престоле . Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза . По преданию, византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви. Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону.


Ещё одно распространённое изображение Спаса на престоле - Спас в Силах . Этот образ дословно изображает Христа в момент Его Второго пришествия, описанного Иоанном Богословом. Фигуру Господа Вседержителя на троне окружают небесные силы - красный ромб, символ божественного огня, вложен в синий круг - бесконечное в своей благодати Царство Небесное. сотканное из ангельских чинов, вписанный в свою очередь в красный прямоугольник - земное царство, по углам которого изображены животные - символы евангелистов, ведущих проповедь во всех четырёх концах света.

Икона Спасителя - центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона - это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест - мученичество, указующий перст - божий промысел, а Святой с копьем - победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград - знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение - это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему - его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона - икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов - Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом - юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

Иконы Христа занимают главное место в православном храме и в доме верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописании, собственно и само иконописание существует только потому, что Неизреченное Слово Божье воплотилось: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного Отцу» (Ин.1:14).

Иисус Христос, как учит Церковь, совершенный Бог и совершенный Человек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона - это не портрет Христа, но его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит). В иконописи был выработан специальный канон изображения Иисуса Христа, по которому мы узнаем Его образ.

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе (682 г.) эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения т.н. исторический тип Христа - человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле.

Такие изображения Христа появилось не ранее IV в. Только в начале одни изображали Его юным, другие - в зрелых летах, одни - прекрасным как греческие боги, другие - намеренно в некрасивом и уничиженном виде. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение Христа в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и был принят как канонический. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Иконы Христа могут изображать только Его лик (Спас Нерукотворный), также Спаситель может быть представлен в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения (различные варианты иконографии Вседержителя). Христос изображается и как Младенец или Отрок (Спас Эммануил), и даже в ангельском образе (Спас Благове молчание, София Премудрость Божия).

На полуфигурных и ростовых иконах обычно правая рука (десница) изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу (закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия). Благословение и книга - символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, и иконография выражает это через цвет одежд Спасителя, как правило, на иконах Христос предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ). Красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий - Божественную. Обычно на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) - знак царского достоинства.

Иконы Спасителя могут быть различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый догматический и богословский смысл образа Спасителя. Основных иконографических типов шесть.

  1. Спас Нерукотворный
  2. Спас Вседержитель
  3. Спас на престоле
  4. Спас Эммануил
  5. Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия)
  6. Спас Ветхий денми

Спас Нерукотворный

Нерукотворный образ Спасителя - один из самых чтимых образов на Руси. Первые изображения появились в раннехристианский период (катакомбы Коммодилы, сер. IV в.), затем образ получил широкое распространение в Византии, и оттуда пришел на Русь. Существует три вида изображений Нерукотворного образа: на золотом фоне, на убрусе (греч. Мандилион) и на чрепии (греч. Керамида).

Согласно преданию появление этого образа связано с царем Авгарем, правившем в г. Эдесса. Царь заболел проказой, и тщетно искал лекаря. Услышав об Иисусе Христе, он послал за Ним своего слугу Ананию, но Спаситель отказывается оставить Иерусалим, но обещал помочь царю. Он попросил принести Ему воды и полотенце, умылся и вытер лицо, и тотчас на ткани - нерукотворно - отпечатался Его образ. Когда слуга доставил это полотенце в Эдессу, царь, приложившись к нему, получил исцеление, и уверовал во Христа. Авгарь хранил чудотворный образ в своем дворце как величайшую святыню. Но наследники царя вернулись к язычеству, и христиане замуровали чудесный образ в нише городской стены. Через четыре столетия, во время осады города персами (545 г.), епископ Эдессы получил откровение о местонахождении Нерукотворного образа. По его указанию кирпичная кладка была разобрана, и жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток его на глиняной доске (черепице), закрывавшей нишу. Так в иконописи появились изображения Нерукотворного образа «на убрусе» (полотенце) и «на чрепии» (череице). Иногда Лик Христа изображается просто на золотом фоне.

На православных иконах Спас Нерукотворный изображен со спокойным, величественным выражением Лика и с открытыми глазами. На католических, напротив, лик Христа пишется страдальческим, часто с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови. Западное предание объясняет происхождение Нерукотворного образа так: праведная женщина Вероника, увидев Христа, когда Он шел с крестом на Голгофу, утерла своим платком Лик Его истекающий кровью Лик, ион запечатлелся нерукотворно на этом платке. Такой иконографический тип получил наименование «Плат св. Вероники». Иногда на иконах изображается святая жена, держащая в руках плат с образом Христа. Такие изображения появились в России не ранее конца XVII в.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель или Пантократор (греч.‘ο Παντοκράτωρ) - основной тип икон Христа. Этот образ есть в каждом православном храме: в куполе и возле Царских врат, в алтаре и в отдельно стоящем киоте, его изображают на священнических облачениях и на богослужебных книгах. Этот образ представляет Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Спас на престоле

Образ представляет Христа как царя и судию. Престол - символ царственной славы Спасителя. Нередко рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча, такой образ получил наименование дейсис (греч. Моление) или в древнерусском написании - деисус. - Разновидностью этой иконографии является икона «Спас в силах», представляющая образ Второго и Славного пришествия Христа в силе и славе. Сложная символика кругов и квадратов (образ вселенной) и символическое изображение различных ангельских чинов призвана показать образ Христа-Вседержителя, соединяющего в весь видимый и невидимый мир. Обычно такая икона занимает центральное место в иконостасе. Этот образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Образ Христа в детском или отроческом возрасте. Имя Эммануил переводится как «с нами Бог» (евр.), взято из пророчества Исайи о Христе: «Сам Господь даст вам знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Как и на многих иконах Христа помимо букв IC ХС (Иисус Христос) в нимбе встречается начертание греческих букв οωN (Сущий, имя открытое Богом Моисею на горе Синай), они обозначают, что и в детском возрасте во Христе пребывает вся полнота Божества, ибо Христос - Единородный Сын Божий и Единосущий с Отцом.

Спас Благое Молчание

Эта икона изображает Иисуса Христа до Воплощения, в виде Ангела Великого Совета, как именует Его Св. Писание. Этот образ называют также София Премудрость Божия, ибо в Св. Писание Христос назван Словом Божьим (греч. Логос) и Божьей Премудростью (греч. София). На таких иконах в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда, которую образуют два квадрата: один обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском образе, с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.

Спас Ветхий денми

Это довольно редкий образ, встречается чаще не отдельно, а в составе композиций. Он представляет Христа с белыми (седыми) волосами, как старца (не путать с изображением Бога Отца, являющегося неканоническим и запрещенным соборами). В этом образе отражены эсхатологические представления Церкви, он восходит к книге пророка Данила и символизирует Божественную полноту и предвечность Христа.