Икона Покров Пресвятой Богородицы: значение образа, сила Всевышней защиты. Икона «Покров Пресвятой Богородицы

Икона «Покров Богородицы» - одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона символизирует покровительство и заступничество Богоматери, оберегающее от всех мирских проблем.

Молитва перед иконой Божьей Матери

«О, Дева Пречистая, Мать Спасителя нашего! Ты Заступница земли и Небес! Услышь молитву нашу и прими благодарность нашу за дарования благие, что привносишь Ты в наши жизни! Помолись за души наши грешные перед Господом, попроси Его о прощении всех деяний грешных, что свершали мы! Молим Тебя, Богородица! Не оставляй нас без поддержки и защиты, стань Заступницей нашей, помоги одолеть врагов и недругов, что пытаются разрушить дома наши. Защити землю от войны и страданий! Подари бедным и неимущим все блага, исцели больных, помоги изгнать из душ наших силу злую. Избавь от злобы и печали, от корысти и зависти, от обид и отчаяния. Отгони от нас все беды и неудачи, подари нам жизнь счастливую и светлую. Ибо все мы веруем во Христа и идем дорогой праведной, приближаясь с каждым днем к жизни вечной в Царствии Господа. Но пока мы на земле грешной, не оставляй нас, Царица Небесная, укрой и защити от зла, стань нашей покровительницей. Да восславим мы Имя Твое, Великая Пречистая Дева, и не перестанем молиться пред Тобой до конца дней наших, восхваляя деяния Твои! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

У всех икон есть своя особенная история, однако предание, которое вспоминают православные христиане 14 октября, считается одним из самых чудесных и светлых. Икона Богородицы издавна почиталась мудрыми правителями и простым народом, и по сей день она остается чудотворным образом , укрывающим от зла и дающим надежду на светлое будущее. Мы желаем вам крепкой веры. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ


В этом 2013 году Православная Церковь празднует Вознесение Господне 13 июня, к празднику мы подготовили коллекцию изображений Вознесения Господня от сирийских книжных миниатюр и византийских фресок до сицилийских мозаик и деревянной резьбы в римской базилике Санта-Сабина.


Почему на армянской миниатюре из Балтимора апостолы бурно жестикулируют и почему на ней изображен Павел, который в то время еще был врагом Церкви, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

"Спас Нерукотворный" Симона Ушакова: икона или портрет Христа?
29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. -- в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью


Важнее национальной гордости для наших предков было заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. Андрей ДЕСНИЦКИЙ вспоминает историю создания Покровского собора на Красной площади и спасение Пскова от войск польского короля Стефана Батория


В основу одного из самых любимых в народе праздников легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из византийской. Когда произошло чудесное явление Божией Матери блаженному Андрею Юродивому и как именно молилась Богородица? Сколько раз Покров Богородицы спасал Константинополь? С какого времени Покров стали праздновать на Руси? Рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, отмечающих главные события Священной истории Нового Завета. Собственно, его могло бы и не быть в нашем календаре, мы бы даже не заметили, что чего-то не хватает. Но на Руси он издавна был одним из самых почитаемых праздников, и это не случайно - он открывает нам многое о нашем почитании Приснодевы Марии и о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами, которые, казалось бы, можно говорить только Богу: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»


В отличие от тропарей и кондаков Пасхи, двунадесятых и большинства великих праздников, покровский тропарь не переведен с греческого, но написан изначально по-церковнославянски. Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»

Влахернский храм, во время натиска огромных сил сарацин в десятом веке, стал пристанищем для жителей Константинополя. Храм имел большое значение для местных, ведь именно в нем тогда хранилась риза Богородицы (в том числе и головной убор) – реликвии, которые по преданию, принадлежали Деве Марии. Нуждаясь в трудную минуту в помощи и спасении от наступающих врагов, люди вмести молились Богу. Именно об этом событии рассказывает икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая запечатлела чудо.

Святой Андрей, подняв свой взор вверх в ходе молитвы, увидел Пресвятую Деву в окружении не только святых, но и ангелов, вместе идущих по небу, минуя своды храмов. Долгое время, Богородица молилась с народом, уповая на Божью помощь. После Богородица встала у престола и своим головным покрывалом закрыла всех молящихся, спасая их от сарацин. По мотивам этого происшествия была написана икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая до сих пор помогает православным, когда требуется защита. С приходом рассвета сарацины были повержены, а Константинополь спасен.

В чем помогает икона «Покров Пресвятой Богородицы»?

Икона способна защитить вас от несчастий и невзгод. Перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» молятся об обереге своего дома, чтобы все беды и невзгоды обходили его стороной. Зачастую Богородицу просят защитить от болезней, либо излечить уже имеющиеся недуги. Кроме того, прихожане взывают не только для себя, но и для других людей.

Наличие иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» в вашем доме будет отличным решением.

А вот куда вешать – лучше решить самим, но часто располагают образ в прихожей.

Молясь перед ней, вы сбережете не только свое жилье, но и своих родственников от недругов и невзгод

Молитва начинается с восхваления Сына Богородицы и Ее самой. Только после этого можно о чем-то просить, но затем снова читается восхваление.

В иконе «Покрова Пресвятой Богородицы» слились земной мир и небеса, в этом заключается глубокое значение образа, который указывает на помощь и заступничество, которые получают верующие от высших сил. Для того, чтобы подчеркнуть этот факт, по обеим сторонам от Богородицы зачастую изображают ангелов, которые вторят Ее молитве, тем самым дополнительно взывая к помощи Господа.

На иконе изображены алтарь и залы Влахернского святилища. Большинство этих икон расписано в багровых оттенках. В середине, на возвышении красуется Роман Сладкопевец. В руках он сжимает рукопись. В дряхлом убранстве Андрей указывает своему подмастерью Епифанию на сие действо. Рядом с Романом нарисован патриарх, константинопольский правитель, братья и жители. Поверх всех красуется Церковь Небесная со святыми мучениками, пророками, святейшими, посреди которых выделяются Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов. Помимо этого, там легко узнаваемы Петр и Павел, которые тоже молятся о жителях Константинополя.

По описанию содержание иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» может немного меняться, но означает образ всегда одно – небесная церковь спустилась, для того чтобы поддержать церковь земную. Небожители оказались на земле для того, чтобы поддержать всех верующих, которым требуется заступничество. Эти святые ободряют христиан и помогают устоять под натиском иноверцев.

И в самом сосредоточении иконы стоит Пресвятая Богородица.

Она несет свое благотворное покрывание, которое может закрыть весь верующий народ

Конечно, тут есть и непрямой смысл, ведь икона «Покрова Пресвятой Богородицы» рассказывает не только о конкретном событии, но и о том, как Дева Мария и вся Небесная церковь помогает всем верующим, которые еще пребывают на земле. В молитве перед образом следует помнить об этом факте, да и вообще стараться не забывать о непрестанной помощи праведников и Господа.

Почитаемые списки иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»

Данная икона включает в себя внушительное количество почитаемых списков, большую часть которых возможно лицезреть в Российских храмах и церквях. Например, такие списки хранятся в церкви Воскресения. Один из таких хранится также в Красном селе в храме Покрова и в соборе Василия Блаженного. А вот в городе Харьков (Украина), лежит чтимая копия списка. Такая же копия имеется в Николаевском соборе города Новгорода.

Молитва иконе

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Покров Пресвятой Богородицы»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Покров Пресвятой Богородицы»

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.


с. 222 ¦ 21. Покров
()

Новгородский музей, инв. 11170.
Конец XIV в. (около 1399 г.).
151 × 126,5.

Происхождение. Из церкви Покрова в Зверине монастыре в Новгороде (храмовая икона). В 1927 г. была привезена в ЦГРМ в Москву для реставрации, а в 1930 г. передана в Новгородский музей. Во время Великой Отечественной войны была увезена оккупантами из Новгорода. С 1946 по 1949 г. находилась в Москве в ГЦХРМ, затем до 1957 г. в ГИМ, после чего возвращена в Новгородский музей 1 .

1 Сведения о перемещении иконы получены от Э. А. Гордиенко.

Раскрыта в ЦГРМ в 1927–1930 гг. П. И. Юкиным 2 .

2 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 206.

Доска липовая из четырех частей, с тремя тыльными накладными шпонками на деревянных штырях. В позднее время доски скреплены также тремя железными полосами. Оборот частично оклеен холстом и залевкашен. Ковчег, паволока.

Сохранность. Помимо указанных в описании крупных вставок нового грунта на фоне, полях и некоторых изображениях (архитектура, царские врата), имеется большая утрата оригинала слева внизу: ноги и части фигур левой группы; здесь сохранены поздние вставки и сделаны реставрационные дополнения. Это же относится к фигуре воина справа внизу. Крупные вставки (некоторые - восковые) и тонированные утраты имеются также вдоль всех стыков досок. Многочисленные потертости красочного слоя, мелкие тонировки. Имеются остатки неудаленной олифы и загрязнений.

Описание.

Композиция вписана в тройную аркаду, завершенную пятью куполами на барабанах. По горизонтали изображение членится также на три зоны. Внизу в центре - царские врата, а по сторонам - две группы очевидцев чуда: слева Иоанн Предтеча со свитком и киноварным посохом, далее три апостола (один из них, возможно, Иоанн Богослов, а другой Павел); справа - Андрей Юродивый, указывающий вверх, Епифаний с раскрытой книгой и два воина-мученнка, похожие но типам на Георгия и Дмитрия.

В средней горизонтальной зоне в центре - Богоматерь в позе Оранты, стоящая на облаке. По сторонам: слева, за престолом, на котором лежит Евангелие, - три святителя в крещатых ризах (по типам, это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст); справа, за стенкой преграды - три ангела.

В верхней зоне - два ангела, несущие над Богоматерью киноварный покров. Над покровом - поясное изображение Христа, благословляющего обеими руками двуперстно.

Богоматерь в синем хитоне и лилово-коричневом мафории. Одежды остальных персонажей имеют смешанные, преимущественно темные оттенки: кирпичные, коричневые, темно-оливковые, синие, сине-зеленые, желто-зеленые, киноварные. На многих одеждах - тонкий золотой ассист. Омофоры святителей цветные: два светло-зеленых и один розово-кирпичный. На синих одеждах сохранились остатки голубых пробелов в виде растушеванных бликов и тонких мазков.

Лики написаны по темному зеленоватому санкирю, оставленному в тенях широкими участками; высветления жидкой тускло-желтой охрой, пробела в виде мелких параллельных штрихов и белильных пятен; на губах - остатки киновари.

От первоначального архитектурного фона сохранилась лишь центральная арка, лилово-коричневого цвета. Боковые же арки и все купола с барабанами были удалены вместе с первоначальным грунтом. Существующие изображения боковых арок и всех куполов прографлены (нанесены «цыровкой») уже на новом левкасе. Сохранились остатки первоначальных изображений тех трех глав (барабанов), которые опирались на центральную арку: они были оливковыми, с черными проемами.

В пределах центральной арки первоначальный грунт уцелел почти полностью. Он вырезан лишь на месте царских врат, где от оригинала осталась только полоска слева вверху - коричневая, с золотым ассистом. По всему изображению царских врат вставлен новый левкас, с прографленными контурами створок, орнамента в навершии (две крупные розетки) и изображений голгофского креста с орудиями страстей на основном полотнище каждой створки. Каждое изображение голгофского креста сопровождается поздними надписями 3:

3 Расшифровка надписей: Иисус Назареянин, Царь Иудейский, Царь Славы, Иисус Христос, Победитель. Место лобное рай бысть. Крест Господень. Гора Голгофа. Адамля глава (см. Макарий, архим. О древних титлах на крестах и на их изображениях. - «Известия имп. Археологического общества», I, вып. 4. СПб., 1859, стлб. 209–212; ср. «Церковный вестник», 1889, № 51–52 (декабрь), стр. 888–889).

С. 222
с. 223 ¦ Второй поздней вставкой в центральной арке иконы является одежда Христа - золотая, с грубыми черными контурами. Почти все изображение кисти его левой руки тоже лежит на новом грунте.

На остальной же поверхности иконы грунт на фоне вырезан огромными участками, почти полностью, причем линия обреза то находит на контуры фигур, то отступает от них, нарушая силуэты (особенно это относится к фигурам ангелов, несущих покров). При замене левкаса пострадали также нимбы: они сохранились, кажется, только у Богоматери, Христа и у несущих покров ангелов. У других персонажей от нимбов остались лишь фрагменты. Судя по целиком сохранившимся нимбам и по оставшимся фрагментам, первоначально они были золотыми, с киноварными обводками. Первоначальный фон иконы был золотым: остатки золота видны около фигуры Богоматери и местами вдоль очертаний центральной арки. (Кое-где видны также участки оливковой охры, оставшиеся, возможно, от слоя поновления, удаленного при расчистке.)

Поля, как и большая часть фона иконы, покрыты поздним грунтом. На верхнем и нижнем полях сделаны рельефные левкасные полоски. На фоне вдоль боковых полей и на торцовых полях - процарапанный орнамент в виде чередующихся цветков и кружочков. Древние надписи на свитке Предтечи и книге Епифания утрачены. Пространная многострочная киноварная надпись была также на фоне: от нее сохранились фрагменты отдельных букв.

Иконография.

Исходным мотивом (основой) сюжета является рассказ Жития Андрея Юродивого о видении в церкви Богородицы во Влахернах, в Константинополе, где, по преданию, хранилась риза Богоматери, принесенная из Иерусалима. Однажды, находясь в храме во время всенощной, Андрей, вместе с которым был и отрок Епифаний, увидел Богородицу, по сторонам которой пребывали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а перед нею и вслед за нею шли многие святые в белых ризах. Войдя в храм, Богородица подошла к амвону и молилась там, а затем прошла к алтарю, сняла с себя мафорий и простерла его над молящимися 4 .

4 См. . Житие Андрея Юродивого. - «Записки имп. Академии наук», т. 34, приложение 4. СПб., 1879, № LXXXVII, стр. 147–184. Издано в русском переводе: . Октябрь, дни 1–3. Изд. Археографической комиссии. СПб., 1870, стлб. 207–208. Наиболее полной работой, посвященной иконографии «Покрова», до сих пор остается неизданная кандидатская диссертация Е. С. Медведевой .

Другой исходный мотив - особый обряд, совершавшийся во Влахернском храме еженедельно во время всенощной службы, в ночь с пятницы на субботу. Упоминания о нем сохранились начиная с XII в. Первые известия не раскрывают существа обряда: Анна Комнина в «Алексиаде» говорит об «обычном чуде» во Влахернах 5 ; у Антония, архиепископа новгородского: «Лахерная Святая, к ней же дух святый нисходит» 6 ; в Новгородской первой летописи под 1204 годом говорится, что латиняне «святую Богородицю, иже въ Влахерне, идеже святыи дух съхожаше на вся пятнице, и ту одраша» 7 . Более подробные описания церемонии сохранились в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу на вечерне этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы» 8 .

5 Анна Комнина. Алексиада. М., 1965, гл. 13, стр. 340.

6 . Под ред. Х. М. Лопарева. - «Православный Палестинский сборник», XVII, вып. 3. СПб., 1899, стр. 21.

8 Источник 1533 г.; цит. по: , II. Пг., 1915, стр. 98–99. Н. П. Кондаков приводит также описание из «Книги Девы» по латинской рукописи 1576 г. (там же, стр. 57–59).

И этот обряд, и алтарный образ Богоматери могли видеть русские паломники. В 1393 г. дьяк Александр, ездивший в Константинополь, отметил то самое изображение во Влахернском храме, которое фигурирует в видении Андрея: «Тута есть икона св. Богородици, южъ виде св. Андрей на воздусе за мир молящуся» 9 . Туманное упоминание о какой-то церемонии с иконой Богородицы, совершавшейся тоже по пятницам, но не во Влахернах, есть в анонимном «Сказании» о Константинополе, которое было составлено новгородским паломником еще в конце XIII - начале XIV в.: «А за олтарем святого Данилья есть церковь святаа Пречистаа: туто выходит икона святаа Богородица во всякыи пяток чудо створяет» 10 .

9 , II. М., 1875, стр. 312–314. О «Хождении дьяка Александра в Царьград», с указанием изданий текста: Н. И. Прокофьев. Русские хождения XII–XV вв. - «Ученые записки МГПИ», № 363 («Литература древней Руси и XVIII в.»). М., 1970, стр. 170–172. Н. П. Кондаков колебался, идет ли речь о стенописи или об иконе «Покров» (Н. П. Кондаков. Указ. соч., стр. 100); скорее всего это изображение Богородицы, а не икона «Покров».

10 М. Н. Сперанский. Из старинной новгородской литературы XIV века. Л., 1934, стр. 136. Ср. Н. И. Прокофьев. Указ. соч., стр. 250.

Праздник Покрова, отмечавшийся 1 октября, был установлен на Руси. Он отразил константинопольский культ ризы Богоматери, но не упоминается в греческих богослужебных книгах 11 . Считается, что праздник был установлен во Владимире при князе Андрее Боголюбском в 60-х годах XII в. 12

  • Сергий, архиеп. Владимирский. Святой Андрей Христа ради Юродивый и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. СПб., 1898, особенно стр. 54–55.

Недавняя новая попытка доказать византийское происхождение праздника основана на очень поздних источниках. См.

  • J. Wortley. Hagia Skepê and Pokrov Bogoroditsi. A Curious Coincidence. - «Anallecta Bollandiana», 89 (1971), p. 149–154;
  • «Byzantinoslavica», XXXIII/2. Praha, 1972, p. 305–306 (рецензия).

Древнейшее сохранившееся изображение «Покрова» - на пластине западных врат Суздальского собора , 1230–1233 гг. (Богоматерь в типе «Халкопратийской») 13 . с. 223
с. 224
¦

13 Близкий тип - в иконе «Боголюбской ». Оба эти наблюдения принадлежат Е. Я. Осташенко. Сохранившийся неполностью рельеф собора в Юрьеве-Польском изображает, очевидно, не «Покров», а «Вознесение». См. Г. К. Вагнер. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Г. Юрьев-Польской. М., 1964, стр. 64, табл. XXIII.

Следующие по времени образцы:

  • икона первой половины XIV в. (?) в Музее украинского искусства в Киеве 14 ;
  • фреска Снетогорского монастыря 1313 г. 15

Издаваемая икона принадлежит к зрелому этапу развития иконографии этого сюжета. Во второй половине XIV века формируется несколько типов изображений. Один из них связан со средней Русью (Суздалем и Москвой), два других, имеющих, в свою очередь, некоторые разновидности - преимущественно с Новгородом и Псковом (обычно говорят лишь о двух типах - среднерусском и новгородском, но это членение неполно).

Богоматерь изображена здесь хотя и в позе Оранты, но на престоле, с младенцем в диске на груди. Может быть, здесь частично отразилась иконография «Печерской Богоматери» (тоже на престоле, с младенцем), чтившейся в Киево-Печерском монастыре.

Тип «Богоматери Печерской» восходит к так называемой «Кипрской», почитавшейся во Влахернах

  • (Н. П. Кондаков. Указ. соч., стр. 102–103;
  • И. А. Карабинов. «Наместная икона» древнего Киево-Печерского монастыря. - «Известия ГАИМК», т. V. Л., 1927, стр. 102–113;
  • Е. С. Медведева , стр. 123–124).

Но еще более вероятно, что в западноукраинском памятнике удержались какие-то древние восточнохристианские (сирийские) традиции. Богоматерь с младенцем на престоле, в таком же редком типе сидящей Оранты, изображена в миниатюре Эчмиадзинского Евангелия 989 г. (воспр.: Л. А. Дурново. Древнеармянская миниатюра. Ереван, 1952, табл. 3). Примечательно, что по сторонам фигуры там представлено два полотнища раздвинутого занавеса, и это дало А. Н. Грабару основание предполагать, что композиция инспирирована занавешенным образом в апсиде Влахернского храма (A. Grabar. Une fresque visigothique et l’iconographie du Silence. - «Cahiers archéologiques», I. Paris, 1945, p. 125, fig. 2).

15 В. H. Лазарев. Снетогорские росписи. - В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, стр. 160, 162.

Среднерусский извод представлен

  • иконой 1360-х годов из Покровского монастыря в Суздале 16 ,
  • иконой XV в. оттуда же 17 ,

Приметы извода: Богоматерь сама держит покров (что соответствует описанию видения в «Житии Андрея Юродивого»); внизу в центре на амвоне изображается Роман Сладкопевец, творец кондаков в честь Богородицы; включение его фигуры придает композиции не иллюстративное, а обобщенно-символическое значение, подчеркивает тему прославления Богоматери 19 ; фигуры персонажей сгруппированы свободно, а архитектурный фон состоит из нескольких разнообразных зданий, показанных в различных ракурсах.

16 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи [ГТГ], I, М., 1963, № 171.

17 С. Ямщиков. Древнерусская живопись. Новые открытия. Изд. 2. Л., 1969, табл. 28–29.

18 В. Т. Георгиевский. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, табл. XII, стр. 103–104.

В обоих новгородских типах Богоматерь представлена в позе Оранты, причем покров она не держит в руках, а его простирают над нею ангелы. Эта деталь не соответствует рассказу «Жития Андрея Юродивого» и, очевидно, подсказана еженедельным обрядом во Влахернском храме: завеса, поднятая над образом Богоматери.

Первый из новгородских типов мы находим в росписи хор церкви Феодора Стратилата (около 1380 г.). Фигуры сгруппированы свободно; архитектурный фон состоит в центре из кивория на семи тонких колонках (или храма, его завершение не сохранилось) и двух палат по сторонам. Нижняя часть композиции в центре утрачена, поэтому трудно сказать, был ли здесь амвон с фигурой Романа. Этот же извод представлен на софийской таблетке в Новгородском музее ; внизу - амвон с Романом. Если считать, что в софийских таблетках зафиксирована официальная новгородская иконография, то, следовательно, именно этот тип «Покрова» считался в Новгороде основным. Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике 20 (илл. стр. 224). В художественно-композиционном аспекте этот извод близок к среднерусскому. Сцена строится пространственно, в ее ритмической организации проявляются с. 224
с. 225
¦ законы палеологовского искусства. Похожие изображения (с Орантой, не держащей покров) встречались и в средней Руси, но сохранились, правда, лишь от XVI в. 21 Можно думать, что эта иконография не была локально ограниченной, а имела общерусскую известность.

20 «Покров святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистаа на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку жь, с правую руку Пречистыа, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ...» - «Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века». С варьянтами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873, стр. 24.

Другой тип (его обычно и называют новгородским) представлен только в иконах, начиная от издаваемого памятника из Зверина монастыря. Его признаки: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой (как и в предыдущем типе); над Богоматерью - поясное изображение благословляющего Спаса; по сторонам от нее - лик святителей и лик ангелов; внизу в центре - царские врата, а по сторонам слева Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и апостолы, а справа Андрей, Епифаний и мученики. Архитектурный фон образован пяти- или трехкупольным храмом в разрезе. Тип этот встречается преимущественно в иконах именно новгородского происхождения 22 , но он был известен и в памятниках других центров. Свидетельство тому - псковская икона ХV в. в Гос. Эрмитаже 23 (илл. стр. 225).

22 Одна из наиболее старых, наряду с издаваемой - икона раннего XV в. из бывшего собрания А. В. Морозова в ГТГ (В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ. соч., I, № 39).

23 Во многих отношениях эта икона необычна. Ср. также фреску 1465 г. в Мелетове (Л. В. Бетин. Композиция на тему повести об Анте скоморохе в росписи церкви Успения в селе Мелетове. - «Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура». Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973, стр. 334, 336, илл. на стр. 337). Изображения «Покрова» в псковском искусстве XV в. своеобразны.

Четкое композиционное членение этого извода, с группами-«ликами» святителей, ангелов, апостолов представляет параллель к Кондаку на праздник Покрова, глас 3: «Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют; нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога». Иллюстративность икон данного типа по отношению к этому литургическому тексту - более прямая, чем в других изводах. Она ассоциируется со стремлением к наглядности, свойственным новгородскому искусству. Индивидуальная особенность издаваемой иконы: фигуры в правой нижней группе - Георгий и Димитрий (?) представлены в воинских одеждах, тогда как во всех более поздних иконах этого извода они уже в плащах и хитонах, что отвечает типам изображения этих св. воинов, принятым в XV в.

Архитектурный фон.

В иконах так называемого новгородского извода, при общем сходстве типа, встречается архитектурный фон двух видов. Один из них - это схематическое изображение храма «в разрезе», а его глав, стоящих на простых круглых барабанах, - в профиль, в чисто ортогональной проекции. Именно такова издаваемая икона из Зверина монастыря. Ее архитектурный фон воспроизведен в поздних репликах:

  • фрагменте новгородской иконы XV в. 24 в ГТГ

и иконах «северных писем» XVI в.

  • и из собрания М. П. Погодина 26 (обе в ГРМ) (илл. стр. 226, 227).

Это фронтальное, плоскостное изображение храма стилистически связано не с художественными течениями XIV в., а с традициями более ранними, в частности XIII в. Подобные изображения встречаются в русской миниатюре конца XIII - начала XIV в., причем являются для своего времени уже архаическими. Ср. миниатюру с Давидом-псалмопевцем в новгородской Хлудовской псалтири в ГИМ, Хлуд. 3 и выходную миниатюру тверской «Хроники Георгия Амартола» со Спасом и заказчиками 27 . При выработке этого типа фона в «Покрове» мастера могли в какой-то мере вдохновляться и другими новгородскими миниатюрами-фронтисписами, с видом разреза храма при затворенных царских вратах, вроде Коневской Псалтири XIV в. в ГПБ, F. п. I. 4 28 . с. 225
с. 226
¦

Несущее художественные принципы «допалеологовской» поры, это изображение храма в «Покрове» почти так же архаично, как во «Введении во храм» из погоста Кривое в ГРМ (см. кат. № 17), но отличается своей композиционной ролью. В «Покрове» храм является не только обозначением места действия, но и схемой композиции: именно его контуры размечают распределение фигур.

Поскольку уже в начале XIV в. в Новгороде были Покровские церкви (например, Покровский монастырь на реке Дубенке, 1310 г. 29), то были и соответствующие храмовые иконы. Возможно, тогда-то и сложился описанный тип архитектурного фона, повторенный затем в издаваемой иконе 1399 г.

Другой тип архитектурного фона отличается трактовкой завершения. Барабаны глав поставлены на ступенчатые постаменты, показанные в ракурсе, «аксонометрически». Это сложное перспективное построение придает композиции пространственность, вполне в духе палеологовского искусства. Среди русских произведений аналогичная трактовка архитектуры встречается в некоторых миниатюрах и в клеймах многих житийных икон XIV в. 30

В иконах «Покрова» наиболее последовательно такой тип храма представлен

более схематично - 33 . М., 1967, илл. 26. К этому типу относится также икона XVI в. в частном собрании в Осло, созданная, вероятно, в провинции. См. H. Kjellin. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo. Stockholm, 1956, fig. XXXII.

Нет никаких точных данных, чтобы решить, насколько позже сложился такой тип архитектурного фона по сравнению с тем, который мы видим в иконе Зверина монастыря. Но «аксонометрическое» изображение храма, безусловно, является более развитым стадиально. Таким образом, иконография «Покрова» из Зверина монастыря отвечает духу новгородской художественной культуры, ценившей четкую воспринимаемость и конкретность изображений. Плоскостной архитектурный фон, напоминающий о мотивах искусства XIII в., подчеркивает эти особенности произведения.

С точки зрения иконографии издаваемый памятник составляет звено в истории изображения этой сцены в новгородском искусстве. Очевидно, при его создании опирались на раннюю новгородскую традицию. В свою с. 226
с. 227
¦ очередь, икона Зверина монастыря, пользовавшаяся в Новгороде почитанием, видимо, послужила образцом для ряда более поздних произведений. Пример «Покрова» показывает устойчивость иконографического типа в новгородской живописи.

Датировка и атрибуция.

Первым сделал икону предметом научного исследования Ю. А. Олсуфьев , отнеся ее к XIV в. без уточнения даты; Е. С. Медведева высказывалась в пользу конца XIV в., а В. Н. Лазарев развил и конкретизировал эту датировку. Между тем, В. К. Лаурина предложила рассматривать икону как памятник первой половины XIV в. (около 1335 г. - времени постройки каменной церкви Богородицы в Зверине монастыре). В. Н. Лазарев сначала поддержал эту точку зрения, но затем отказался от нее, отметив, что по стилю икона сходна с памятниками позднего XIV в., а церковь, посвященная, по формулировке летописи, именно Покрову, была построена в Зверине монастыре лишь в 1399 г. (до этого летописи сообщают лишь о церкви Богородицы). В пользу датировки «Покрова» временем около 1399 г. говорит стилистическое сходство иконы с произведениями конца XIV в. (см. В. Н. Лазарев ), в том числе миниатюрами Псалтири Общества истории и древностей, ГБЛ, ф. 205, № 167 34 и Слов Григория Богослова, ГИМ, Син. 43 , а в более общем плане - Служебника 1400 г., ГИМ, Син. 600 35 . См. также стр. 18, 106, 108, 116.

Литература.


Лазарев 2000/1


с. 240 ¦ 34. Покров Богоматери

Около 1399 года. 151×126. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород .

Из каменной церкви Покрова в Зверином монастыре, возведенной архиепископом Иоанном в 1399 году и в том же году торжественно освященной 1 октября (I Новгородская летопись). Сохранность, кроме отдельных фигур, посредственная. На иконе утрачен первоначальный золотой фон. Старый левкас уцелел лишь в центральной арке (до царских врат), около фигур ангелов и около фигур нижней правой группы; в остальных же местах положен новый левкас, по которому наведены абрисы куполов, боковых арок и царских врат. Лица сохранились хорошо. На одеждах нижних фигур имеются вставки нового левкаса. Тонко проработанные лица близки к наиболее византинизирующей группе фресок («Успение», «Рождество», «Св. Симеон») в церкви Рождества Богородицы на Кладбище, поздний XIV век (см.: Каргер М. К.

Икона Покрова Богородицы от чего помогает

Икона Покрова Богородицы от чего помогает, как молиться правильно иконе Покрова, в каком месте располагается лик? В какой период происходит почитание Непорочной?

Покров Пресвятой Богородицы - это выдающееся древне раннехристианское торжество , что олицетворяет удивительный феномен Матери Божьей во время осады Константинополя на территории Влахернского храма. Данное торжество вдобавок обозначает предвестие о благодати Всевышнего.


Сам лик Покров Пресвятой Богородицы представляет ход к Спасателю по тучам в поднебесье. Председательствует ход дороги в небосвод Пресвятая дева, что удерживает в ладонях не крупных объемов покров.


За Мамой Божьей придерживаются сонмы безгрешных. Этот святой облик олицетворяет покровительство Небес за общечеловеческий вид.



Значимость иконографической композиции

Богоматерь на иконе представляется в полный рост в одеже бирюзовой и ало-бурой расцветки.


Основной тон олицетворяет собою Невинность и честь Богородицы , а 2-ой – обозначает, что Иисус Спаситель перенимал у Богородицы плоть и кровь , для того чтобы явиться на нашу планету и поддержать народ в тяжелый момент. В ладонях к Божьей Матери располагается покрывальце – нарамник, каковым она покрывает матушку-землю, оберегая человечество. Роль иконы «Покров Пресвятой Богородицы» состоит в сохранении света и единства среди народов.


С древнейших трактатов установлено, что почитание этого безгрешного вида завязалось в 1164 г ., вследствие указа князя Андрея Боголюбского.


В 910 г. руссы и болгары осадили Царьград . Царем Византии в тот период был Лев Мыслитель. Атака на Византию в эту эпоху была не редкостью. Постоянные набеги осуществляли все окружающие страны, а кроме того касты идолопоклонников и мусульман.


В ночь осады городка масса окрестного населения направилось отыскивать спасения в здешний собор . Из числа данных христианин был блаженный Андрей, какому и относятся фразы данного знаменитого доказательства.


В 4 часа ночи блаженный приподнял голову и узрел в воздухе Пречистую богородицу Божью в обществе сонма священных: посланника Иоанна теолога и блаженного Иоанн Крестителя.
Матушка встала на колени и начала жалобно возносится за христианин, что обитают верой Господа. Пресвятая Дева чрезвычайно длительное время молилась, а после приблизилась к алтарю, сбросила собственную накидку (оболочку) и набросила ее на абсолютно всех, кто в этот период молился в соборе. Не веря собственным очам, Андрей задал вопрос Епифанию: «Видишь, ли ты Царицу Лазурную, что возносится за нас»? Епифаний дал ответ: «Вижу и ужасаюсь».


Далее Богоматерь завершила воссылать молитву к Богу и пропала со собственными провождающими и омофором. А у абсолютно всех, кто созидал данное, осталось чувство безмятежности, спокойствия в душе и благодати. А войско, что осадило Константинополь, разметалось как вихрь. Таким образом был избавлен Царьград.


В XX веке почитание Покров стает частью обыкновения православного собора . Заявляют, что лик Покрова Богородицы может помочь в период нападений противников и недоброжелателей.


Определенные священники отмечают, что облик Покрова Богородицы уберегла Грецию от покорения в период 2-ой мировой войны.



В каком месте располагается лик?

Этот чудодейственный облик Девы Марии представляется одним из наиболее уважаемых отображений православной иконографии. В отечественных храмах находится масса всевозможных списков данного вида.


Кроме того, имеются и реальные чудодейственные шедевры:


    В соборе Покрова на Нерли. Это сооружение было возведено еще XII столетии дворянином Андреем Боголюбским;


    На территории Покровского храмеа что был создан Иоанном Грозным. У сооружения доблестная доля, так как оно ощутило такое количество перипетий российской летописи. В настоящий период сооружение осуществляет 2 функции: Первая – это функционирующий собор, а вторая- общеисторическая галерея;


    На территории Покровского женского монастыря.


Помимо вышеизложенных в Столице работает более 100 Покровских соборов.



В какой период происходит почитание Непорочной?

При наличии каких ситуаций необходимо воссылать молитвословие данному облику Пречистой?

Божья Пречистая богородица является основной защитницей людей, подсобляя им преодолевать разные трудности.


Основное, воссылать молитву к богу пред иконой честно и от самой глубины сердца.


Богоматерь может помочь народам, что отчаялись и утратили веру, делая легче мученья и подсобляя вычистить душу и сердце. Моление этому виду может оградить от злодеяний, бед и болезней.


Молитву пред образом православные выговаривают:


При наличии ситуации, когда Отчизна имеет необходимость в охране;


Для преодоления внутреннего противника;


Для избавления от недуга пациента;


Для добавления достатка бедным;


Для приобретения влюбленности и супруг;


О жилище для беспризорных;


При унынии и печали;


При безнравственных свойствах человеческой природы.


Воссылать молитву к богу могут не только лишь люди, что пребывают на службе, однако и их родные. Оберегает стиль как от наружных противников, так и от внутренних трудностей, к примеру, моление несомненно поможет в сложные мгновения закрепить верование, признать верное разрешение вопроса и оградиться от искушений и обольщений.


Молитву пред иконографической композицией допускается произносить о замужестве одиноким представительницам слабого пола . Божья Пречистая богородица несомненно поможет отыскать собственную половинку, с каковой впору будет проживать в мире и благополучие. Устремляться к блаженной имеют все шансы и семейные люди, что стремятся привести в порядок взаимоотношения, освободиться от раздоров и прочих трудностей. Моление отца с матерью несомненно поможет вправить мозги ребенку и поставить его на верный курс.


А вот и сама моление пред непорочной иконой:


«О Владычица Всевышнего, Вышних сил, Небес и планеты Царица, града и государства нашего всесильная Заступница! Возьми хвалебно-признательное напевание это от нас, безнравственных невольников Твоих, и вознеси мольбы наши к Престолу Господа Отпрыска Твоего.
Несмы бо достойни с Него помиловании быти, аще не Твоя милость умилостививши Его о нас, Владычице, будто бы вся Тебе с Него вероятна сущность. Для этого к Тебе прибегаем, ровно как к бесспорной и быстрей Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, озари нас все властным Покровом Твоим и испроси у Господа Отпрыска Твоего пресвитером нашим недоверие и богослужение о душах, градоправителю премудрость и силу, судье истину и беспристрастие, учителю сознание и не прекословие, мужу страсть и соглашение, Ребёнку повиновение, обидимому терпимость, обидящему опасение Всевышнего, тоскующему отзывчивость, торжествующему воздержанность; абсолютно всем же нам дух рассудка и благочестия, дух милосердия и беззлобности, дух Невинности и истины.
Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердись на бессильных общество Твоя; разсеянныя составь, заблудшие в дорогу честную наставь, старость поддержи, юность уцеломудри, младенцы воспитай и призри на абсолютно всех нас призрением милостивого Твоего заступления, воздвигни нас с глубины безнравственная и просвети сердечные глаза наша к зрению спасения; милосерда нам буди зде и тамо, в государстве земного пришествия, и на Страшном Суде Отпрыска Твоего: преставльшияся же в религии и покаянии с жития сего основатели и братию нашу в Нетленное Существования с Ангелом и с абсолютно всеми непорочными житие создай. Твоя милость бо еси, Госпоже, Признание небесных и Предвкушение земных, Твоя милость по Бозе наша Вера и Покровительница абсолютно всех приливающих к Тебе с верою.
К Тебе, следовательно, возносимся и Тебе, ровно как Всемогущей Помощнице, сами себе и приятель товарища, и весь живот свой отдаем, в настоящее время и постоянно, и во веки веков. Аминь».


Молитвословие краткое


Вспомни нас всех в своем молитвословие Пречистая Матерь Божья. Не покинем мы мир этого за все грешные деяния наши, убереги от всякого злодеяния и лютой напасти. К тебе устремляемся и торжество Покров твоего почитаем и тебя возносим.


Вознесение


Возносим мы тебя, Пречистая Борогодица, и почитаем твой покров честнейший, тебя же видел Святой Андрей, когда за нас ты Всевышнему воссылала мольбу.


Да пребудет с вами Всевышний!