Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Духовное и физическое здоровье. Взаимосвязь и взаимозависимость духовного и физического самосовершенствования

Здоровье человека характеризуется суммой его нескольких составляющих: физической, ментальной и духовной. Понятие здоровья, вкратце, сводится к способности человека вести определенный образ жизни, который его устраивает (или не устраивает) по всем своим показателям и приносит ему сумму удовлетворяющих его впечатлений.
Если понятие физического здоровья всегда было более-менее понятным, и у каждого есть свое представление о здоровье (или нездоровье) своего организма, то формулировка здоровья духовного вызывает у многих затруднения. Так что же такое духовное здоровье, и как оно связано с физическим?

Духовное здоровье человека в первую очередь связано с теми знаниями, которыми он владеет и с помощью которых занимает в жизни определенное место. Конкретные философские взгляды и убеждения, медитация, служение в церкви, йога для начинающих – это и есть признаки духовной жизни. Наличие или отсутствие этого аспекта жизни человека не так заметно внешне, как явное физическое уродство или умственная отсталость. Может быть поэтому далеко немногие задаются вопросом своей духовности, ее связью с физическим здоровьем.

Система философских взглядов, обеспечивающая человека положительными впечатлениями, и является, по сути, основой духовной жизни человека. Как правило, эти взгляды применимы ко всем областям человеческой жизни и проецируются на все события, происходящие в ней. Какие же принципы духовной жизни человека, проявляясь через психическую сферу, позволяют укреплять физическое здоровье?

Во-первых, это базовый принцип, который гласит, что человек должен видеть смысл в своей жизни. Человек, не понимающий, для чего он живет, не может добиться успеха в жизни; но, раскрывая этот аспект, надо понимать, что для разных людей смысл жизни реализуется по-разному.

Во-вторых, это важный принцип самосовершенствования. Тот, кто не идет вперед – тот движется назад. Это золотое правило, выполняя которое человек ежедневно растет духовно.

Третье правило гласит, что человек должен придерживаться принципа сохранения эмоционального равновесия и оптимистичного взгляда на жизнь. Иногда медитация является именно тем инструментом, с помощью которого корректируются эти параметры.
Принцип выстраивания гармоничных социальных отношений, который также включает в себя правильное воспитание детей.

Очень важный принцип свершения добрых дел. Именно он позволяет человеку видеть свой духовный рост и стремиться к дальнейшему его совершенствованию.
Немаловажный принцип разумности человеческих желаний. Нереальные планы, невозможность осуществить свои мечты порождают печаль, что непосредственно сказывается на физическом здоровье человека.

No related links found



Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство, понимаемое как единство духовного и физического, является ее неотъемлемым компонентом. Данное развитие личности целесообразно рассматривать с удовлетворением личных потребностей занимающихся, с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. В связи с этим важно заострить внимание на понятиях «культура личности», рассматриваемом как базовое по отношению к понятию «всесторонне развитая личность», а также «физическая культура личности».

Культура требует единства, цельности человека. Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль.

Таким образом, физическая и духовная культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Качество изменений, происходящих во всех сферах современного российского общества, во многом зависит от образовательного потенциала общества, и поэтому роль образования в его развитии как никогда возрастает.

Самобразование – это один из механизмов цивилизации, процесс освоения, распространения и передачи в поколениях культуры общества, которая и выступает в качестве его предметно-содержательной основы. Образование последовательно осваивает общечеловеческий опыт и вводит его в поток цивилизации, образуя базу дальнейшего развития культуры.

Продукт самосовершенствования – это образованный человек, который неизбежно вносит в свою деятельность ограничительный предел освоенного им кванта образования. В силу инерции научно-практического мышления этот предел приобретает форму познавательно-психологического барьера и становится препятствием для дальнейшего развития науки и культуры. В связи с этим в системе отношений «практика – культура – наука – образование» возникает напряжение. Отсюда вытекает естественная потребность в его периодическом обновлении.

Физическое и духовное самосовершенствование является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать в тесной взаимосвязи.

Древние учения самосовершенствования. Йога.

Одним из наиболее важных факторов по саморазвитию и самосовершенствованию есть познание. Эта мудрость дошла до нас из далекого Тибета еще семьей Рерихов. В них говорится, что каждая клетка человеческого организма излучает мощный поток энергии физической и духовной, а объединяясь воедино эти потоки способны защитить физическое тело от негативного воздействия окружающей среды. На основе этих учений была разработана целая система упражнений по самосовершенствованию человека в разных жизненных ситуациях.

Что такое «йога»? Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит «соединять», присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели.

Йога - это система морального и физического самосовершенствования, являющаяся частью многих философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

Существовало четыре основные Йоги - Карма Йога (путь активного действия и труда), Жнана Йога (путь знания, мудрости), Бхакти Йога (путь любви) и Раджа Йога (путь развития духа и концентрации). О них подробно рассказано в четырёх книгах, написанных индийским философом Свами Вивеканандой.

В Пуранах, древнеиндийских священных книгах, сказано: на смене эпох люди будут безумствовать, и если это безумие перейдёт границы, то огненное очищение будет единственным исходом.

Учение Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.

Агни Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения, те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в мире мысли.

Проблема духовного и физического здоровья в современном обществе. Необходимость самосовершенствования.

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Прямое влияние на духовное и физическое здоровье нации оказывает состояние нравственности в обществе.

Ныне в России отсутствует государственная концепция охраны здоровья. Поэтому встает задача принятия на федеральном уровне такой концепции, которая помогла бы выйти из кризисного состояния и заключалась бы в осуществлении права человека на полное физическое и социальное благополучие, психическое здоровье и духовное развитие при максимальной продолжительности жизни. Это соответствует доктрине Всемирной организации здравоохранения, которая провозгласила стратегию достижения здоровья для всех.

Важным представляется и признание проблемы охраны здоровья как высшего приоритета государства. Положение может быть коренным образом улучшено, если государственные руководители будут регулярно выступать перед народом с ежегодным обращением о здоровье нации по материалам очередной «белой книги» с последующей ее публикацией.

Особое внимание следует уделить духовному и физическому здоровью подрастающего поколения. Социальное оздоровление общества нужно начинать с молодежи. Государство должно воспитывать нравственно и физически здорового гражданина, патриота своей Родины. Для этого целесообразно принять на высшем государственном уровне специальную программу воспитания молодежи, финансируемую отдельной строкой бюджета. Необходимо также более эффективно проводить массовую спортивно-оздоровительную работу.

Заключение:

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле – здоровый дух» справедлива! Взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования неоспоримы.

Физическое развитие гражданина составляет такое же национальное достояние, как и духовное развитие человека. Именно это единство не только закладывает фундамент базовых ценностей развития личности, но и определяет вектор гармоничного развития всего общества, составляя богатство и силу нации.

Список литературы:

  1. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., Академия. – 2004. – 480 с.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М. – 1999. –321 c.

3. Завадич В.Н. Формирование духовной культуры. Дис... канд. пед. наук. – Луганск. – 1997. – 190 с. 4

4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. – М., Физкультура и спорт. – 1963.- 151 с. 5

5. Бех І.Д. Виховання особистості. – Т.2. – Київ, «Либідь» . –2003. – 342 с. 6. Уткин В.Л. Оптимизация двигательной активности человека.- М., Физкультура и спорт. – 1971. – 250 с.

7. Гориневский В.В. Избранные произведения. – М., Физкультура и спорт. – 1951. – Т. 1. – 319 c.

8. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. – М., Физкультура и спорт. – 1951.- Т.1.- С. 295.

- 170.00 Кб

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................. .............................. .............................. ...................3

1. Проблема здоровья в современном обществе...................... ......................4

2. Понятие о здоровье и его критерии.............................. ............................. 6

3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8

4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10

5. Анализ результатов исследования.................. .............................. ..............12.

5.1. Описание методики и организации исследования.................. ...........12

5.2. Анализ результатов и их обсуждение.................... .............................. .15.

Заключение.................... .............................. .............................. .........................19

Литература.................... .............................. .............................. ..........................20

Приложения.................... .............................. .............................. ........................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.

2. Понятие о здоровье и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (10). Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (3).

Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).

П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании (5).

Итак, здоровье рассматривается как некая характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов (2). Ю.П.Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, стрессы) и генетические факторы (4). Так, например, выявлено, что длительный стресс подавляет иммунитет, делая человека более уязвимым к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на стенках коронарных артерий (9).

Краткое описание

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4
2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6
3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8
4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10
5. Анализ результатов исследования..............................................................12.
5.1. Описание методики и организации исследования.............................12
5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15.
Заключение.........................................................................................................19
Литература..........................................................................................................20
Приложения........................................................................................................21

Духовное развитие непосредственно связано с развитием сознания и интеллекта, физическое развитие – восстановление общих функций организма и его нормальной работы. Тело и разум взаимосвязаны между собой, и связь эта является как физической, так и духовной. Нервно-мышечная связь осуществляется в процессе различных химических функциях обмена и появления различных двигательных способностей человека. Соответственно, существует определенная взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования.

Связь духовного и физического самосовершенствования

Духовное самосовершенствование заключается в таких аспектах:
  1. Профессиональное развитие;
  2. Развитие интеллекта;
  3. Моральное и этическое развитие;
  4. Развитие разума.
Физическое самосовершенствование заключается в воспитании своего тела и создании идеальной фигуры, устранения всех недостатков, воспитания выносливости и пр.

Другими словами, в духовном самосовершенствовании основную роль играет развитие разума, в физическом – развитие тела. По сути, именно мозговая активность является неоспоримой основой физической активности. Система здорового образа жизни включает в себя воспитание духовной и физической сущности. Соответственно, формируется неразрывное взаимодействие физического и духовного самосовершенствования. Основой такого самосовершенствования считается проработанный план действий.

Если вы стремитесь получить перспективы идеального самосовершенствования, то вам непременно следует разработать план действий, чтобы воспитание было направлено не только на развитие разума, но еще и на развитие физического здоровья.

Особенности физического и духовного самосовершенствования

Сам по себе процесс самосовершенствования является достаточно сложным. Ведь изначально вам следует правильно настроить себя, рассмотреть все свои сильные и слабые стороны, правильно установить процесс собственного воспитания. В достижении поставленных целей нужно использовать различные методики развития. Вы можете использовать уже отработанные методики с модификацией под собственные желания и под индивидуальные возможности.

Духовное саморазвитие непременно основывается на необходимости использования и переработки различной информации. А информацию нужно будет подбирать с учетом вашего направления по саморазвитию. Что же касается физического самосовершенствования, то в данном случае очень важно правильно расставить приоритеты, создать для себя оптимальную систему тренировок, а также составить себе правильное меню питания, чтобы в дальнейшем, получать желаемый результат в течение кратчайшего количества времени. При правильном воздействии на сознание, физическое самосовершенствование не будет сложным и напряжным, что же касается духовного саморазвития, то в данном случае, нужна мотивация, а также нужен стимул, чтобы вы стремились к новым и новым свершениям.


Процесс духовного самосовершенствования и саморегуляции основывается на правильном подборе методик, которые будут вам понятными и будут реализовываться вами с удовольствием. Но,...

Все, наверное, согласятся с тем, что главное богатство человека – это здоровье. Резервы человеческого организма огромны. Например, сердце человека имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, легкие – лет на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Одним словом, средняя продолжительность жизни человека должна составлять минимум 150 лет. Станет ли когда-нибудь эта теория реальностью, угадать невозможно, но уже сегодня средняя продолжительность жизни в Европе составляет 74,9 лет, в Японии – 87,5 лет.

От чего же зависит наше здоровье? По заключению экспертов Всемирной организации здоровья, оно зависит на 20% от состояния окружающей среды, 20% на него влияет наследственность, 10% - уровень развития медицины и состояние медицинской помощи. И большая часть 50% зависит от социальных условий и образа жизни субъекта.

Культуру здоровья следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей:

    Физический аспект культуры здоровья. Понимается то, как функционирует наш организм и все его системы.

    Эмоциональный аспект. Означает понимание своих чувств и умение выражать их.

    Социальный аспект. Это осознание себя в качестве личности как части окружающего мира.

    Личностный аспект культуры здоровья означает то, как развивается наше «я», что каждый понимает под успехом и что стремится достичь.

    Духовный аспект культуры здоровья отражает то, что действительно важно для нас, то. Что мы больше всего ценим. Это главный аспект, центр нашей жизни, который обеспечивает цельность нашей личности.

Важность последнего духовного аспекта культуры здоровья подтверждают известные ученые- медики. Академик Углов, раздумывая о здоровье человека, дает нам советы, утверждая, что для здоровой и полноценной жизни человека необходимы собственные усилия самого человека. По его мнению, в человеческом обществе должна господствовать любовь к людям, как призывал нас Иисус Христос. Любовь к людям рано или поздно принесет тебе ответную любовь людей. Даже если не все ответят на твою любовь, ты не смущайся, а продолжай делать добро людям. В этом ты познаешь удовлетворение и счастье, и это обязательно скажется на окружающих людях и на тебе самом.

И второе, что не менее важно – не делать зла окружающим. Сделанное тобой зло увеличит зло общества, в котором живешь ты и твои близкие, и непременно скажется на тебе самом и на твоих детях. Тут действует закон: что посеешь, то и пожнешь.

говорит как о физическом, так и о духовном компоненте здоровья:

    Люби Родину и защищай ее. Безродные долго не живут.

    Люби работу. И физическую тоже.

    Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.

    Сохрани свой нормальный вес. Не переедай.

    Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. И так далее.

А вот православный взгляд на проблему здоровья. Каково же соотношение физического развития и духовной жизни человека?

В Священном Писании сказано первым людям, изгнанным из рая: «В поте лица своего будете добывать хлеб свой». Это означает, что род людской будет прикладывать большой физический труд для добывания своей пищи. И, действительно, сколько труда следует приложить, чтобы сделать буханку хлеба или построить дом. «В поте лица своего» трудился человек многие тысячелетия. Физический труд стал основой жизни человека, поэтому и наш организм адекватно приспособлен для физического труда.

Когда человек живет вне физического труда, вне физического напряжения, происходит дряхление мышц, от этого страдает и сердечно-сосудистая система, меняется обмен веществ. У человека развивается много различных заболеваний, что сокращает жизнь человека. Но физическая лень порождает не только физические болезни, но разлагает человека духовно, приводя к лени, нежеланию работать, вызывает стремление к греховному времяпрепровождению.

Важное значение физическому труду придавал апостол Павел. Именно ему принадлежит известное всем выражение: «Кто не работает, тот да не ест».

В наше время, когда физический труд низвержен до минимума, а нравственное разложение человека стало нормой жизни, недостаток физического напряжения приводит к физической деградации и усиливает его духовное разложение. В этом случае для нормального функционирования организма, особенно подрастающего – ребенка, подростка – физическая культура и спорт, особенно на постоянной основе, способствуют нормальному физическому развитию, оздоровляют организм, являются профилактическим средством против развития многих заболеваний, особенно позвоночника и опорно- двигательного аппарата, способствуют дисциплинированию духа.

Хотя, надо сказать, что сейчас говорят о духовном кризисе спорта. Это относится, в первую очередь, к большому спорту, который стал коммерческим бизнесом. Критично надо относится к модному сейчас увлечению восточными боевыми искусствами, которые уводят человека от христианской духовности, от Церкви. Православная церковь также дает отрицательную оценку популярным системам оздоровления, в частности, методике Порфирия Иванова. Считает эту методику языческой, вредной для здоровья и жизни человека.

С точки зрения православной Церкви, телесное здоровье не является самоцелью, но для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические меры, среди которых в условиях современного гиподинамического и компьютеризированного образа жизни, физической культуре и спорту должно быть уделено важное место.

В заключение хочется привести слова Феофана Затворника, который,рекомендуя труд и физические упражнения как средство телесного развития, постоянно подчеркивает, что их использование должно соответствовать целям христианского воспитания. «Тот воспитатель злой, - замечает он,- который ради крепости и живости тела убивает душу»