Источники права кратко самое главное. Источники права в российской федерации. Конституция РФ – Основной закон государства
Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права :
1. Правовой обычай.
2. Судебный прецедент.
3. Нормативный правовой акт.
4. Нормативный договор.
С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.
2. Правовой обычай.
Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается. Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).
3. Судебный прецедент.
Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же. Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.
4. Нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты . Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. Законы и подзаконные акты.
Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют:
· основные - Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;
· конституционные - принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения;
· кодифицированные - сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;
· текущие - принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.
В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы - федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ - федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.
Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.
6. Нормативные договоры.
Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора. Порядок заключения, ратификации и применения международных договоров установлен Конституцией РФ и Федеральным законом "О международных договорах РФ" (1995). Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративные договора и соглашения недопустимо путать с международными договорами РФ), коллективные трудовые соглашения.
Разделы: История и обществознание
Уроки 1-2. Источники права
Цели и задачи урока
Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – XVII г. н.э.) назвал Законы XII таблиц (древнейшая письменная фиксация римского права, осуществленная в 451-450 гг. до н.э.) “источником всего публичного и частного права”, имея ввиду, что это “корень, из которого и выросло могучее дерево римского права”.
Что же такое “ источник права”?
Какие выделяют источники права?
Каково соотношение источников права?
Ответы на эти вопросы мы получим, изучив новую тему.
1. Что такое “источник права”.
Задание. Приведите примеры источников права.
(Ответы учащихся: произведения римских юристов, Русская Правда, Конституция РФ и др.)
2. Виды источников права.
Задание. Охарактеризуйте источники права, заполните таблицу.
(Учащиеся работают с текстом учебника Л.Н.Боголюбова “Обществознание 10 класс”, М., Просвещение, 2007 г., стр. 285-288, дополнительный материал дается учителем)
Вид источника права | Происхождение | Характеристика | Примеры |
Правовой обычай | Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью | Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. | 1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это
сложившееся и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской деятельности
правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от того,
зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Деловой оборот в этом смысле рассматривается как
сложившаяся система правил о передаче имущества,
денег, информации, оказании услуг. 2. Дипломатический этикет – встреча высокопоставленных делегаций сопровождается правилами церемониального характера. |
Судебный прецедент | Появился в Англии. Решения, которые вынесены палатой лордов, составляли обязательные прецеденты для всех судов и для самой палаты лордов. |
Решение суда(судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении схожих проблем. Такое решение становится нормативным, то есть приобретает общеобязательный характер. | В 1997 г судья окружного суда США Южного округа Нью-Йорка при рассмотрении дела по обвинению в интеллектуальном пиратстве редакции российской эмигрантской газеты “Курьер” использовал свыше 35 дел по аналогичным вопросам, на основе прецедентов было принято решение в пользу истца. |
Нормативно – правовой акт | Появление связано с возникновением государства. Первые из дошедших до наших времен писаных законов были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наиболее известны законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.) | Юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мнению многих юристов, преимущества в сравнении с другими источниками права. | Конституция РФ., Закон о местном самоуправлении, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс и др. |
Естественное право | Появляется с рождением человека. Возникло объективно, из самой природы человека. | Прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые признаны государством и закреплены в его конституции и других законах | Право на жизнь, право на свободное определение своей судьбы, право на личное достоинство, право на личную неприкосновенность и т. д. – эти естественные права стали источником позитивного права – Декларация независимости США (1776 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) |
3. Нормативно-правовой акт. Характеристика. Виды.
Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.
Отличительные черты.
- Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.
- Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.
- Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.
- Подлежит официальному опубликованию.
Закон – нормативно –правовой акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.
Задание. Расположите в иерархическом порядке законы:
Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, Закон “Об акционерных обществах”, закон субъекта Федерации.
Подзаконный акт – нормативный акт, принятый на основе и во исполнение закона.
Характеристика.
- Обладает меньшей юридической силой.
- Исходит не от законодательной власти (принимают органы исполнительной власти и должностные лица).
- Юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т.е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти.
Задание. Расположите в порядке соподчинения:
Международные договоры, локальные нормативные акты, Конституция РФ, указы Президента РФ, акты министерств, федеральных служб, агентств, законы субъекта Федерации, федеральные законы, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации, федеральные конституционные законы, акты органов местного самоуправления, постановления Правительства РФ.
Международные договоры
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Акты министерств, федеральных служб, агентств
Законы субъекта Федерации
Акты исполнительных органов власти субъекта
Федерации
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты
4. Конституция РФ – Основной закон государства.
Задание. Охарактеризуйте Конституцию РФ:
Структура,
- содержание глав,
докажите, что Конституция РФ – основной закон государства.
Учащиеся работают с источником – Конституцией РФ, делают выводы:
1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, т.к. эту силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем референдума 12 декабря 1993 г.
2. Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт.
3. Конституция закрепляет:
- основы конституционного строя;
- права и свободы граждан;
- федеративное устройство;
- организацию высших органов власти.
4. Конституция служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.
5. Применение полученных знаний при решении практических заданий.
1. Правовые отношения родителей и детей регулирует
1) Конвенция о правах ребенка
2) гуманитарное право
3) Семейный кодекс
4) Административный кодекс
2. Среди прав, предоставляемых Конституцией 1993г., новым является
1) право на образование
2) право на участие в местном самоуправлении
3) право избирать и быть избранным
4) право на жизнь
3. Отдельные политико-юридические акты, имеющие торжественный характер, ставящие целью подчеркнуть их особо важное значение для судеб государства или ряда государств, носят название
4. Что относится к источникам права?
1) газетная статья о военной службе
2) мемуары известного военачальника
3) обращение в Комитет солдатских матерей
4) приказ министра обороны
5. Конституция РФ гарантирует обеспечение правана
1)наследование
2) высшее образование
3) выезд за пределы РФ
4) труд
6. Какое слово пропущено в схеме?
Ответы: 1-3, 2-4, 3-3, 4-4, 5-1, 6-правовой обычай.
Источники права: понятие, виды и краткая характеристика.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Источники права: понятие, виды и краткая характеристика. |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Виды источников права˸ нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.
Нормативной правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти отдельных её субъектов, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
Судебный прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, ʼʼобщее правоʼʼ Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при ᴇᴦο наличии.
Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу ᴇᴦο повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и инои̌ юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).
Источники права: понятие, виды и краткая характеристика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Источники права: понятие, виды и краткая характеристика." 2015, 2017-2018.
1. Понятие источника (формы) права.
2. Виды источников права.
3. Законы как источник права. Виды законов.
4. Подзаконные акты.
1. В юридической науке используется два понятия - форма права и источник права.
Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Термин «источник права» имеет несколько смысловых значений - основание права; его исходное начало, письменный документ, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, которые предопределяют содержание права и форму его выражения. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов,- характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь. Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических источников - это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В.И. Червонюк).
2. Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами.
Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законодательные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев. Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, например ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о доставке товаров поставщиком и др.
Судебный прецедент - это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. В переводе с латинского языка «прецедент» означает «предшествующий». Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на котором основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты:
1) обладает общеобязательной юридической силой;
2) результат правотворческой деятельности судов;
3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:
а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;
б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;
в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.
Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения; которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств. Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом. Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять судебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулировать новую норму.
В настоящее время наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источника права (хотя и дополнительного) и приданию, в частности, постановлениям пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации формы прецедента.
Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана (II -III вв.) и др. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристов считаются единственным источником права. Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко используется в юридической науке, в правотворческом и правоприменительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отмечается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являются лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует лишь выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования общественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности и тенденции их развития. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:
а) она результат профессиональной научной деятельности;
б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;
в) имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;
г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.
Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.
Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении. Что касается правотворчества, то юридическая доктрина находит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авторитетные представители юридической науки; во-вторых, при проведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, влиянии на правосознание законодателя. В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспечить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соответствие норм права объективным реалиям и тенденциям общественного развития. Правовая доктрина должна также использоваться в качестве источника при внесении изменений в действующее законодательство. В правоприменительной деятельности правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, кол-лизионности норм и при толковании юридических актов. Важно иметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят ее содержание, исходя из правовой доктрины или выявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.
Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической литературе принято относить нормативные договоры к категории договоров, действующих в сфере публичного права, так как они преследуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:
1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;
2) представляют собой волевое соглашение не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;
4) заключаются на основе норм публичного права - конституционного, административного, финансового и др.;
5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;
6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;
7) являются источником права.
Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы конкретизации законов и, следовательно, играют роль дополнительного источника права. К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.
Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить Религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма - согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс - суждение по аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии.
Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обосновывать судебное решение в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.
Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации. В литературе принято выделять принципы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые. К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности. Данные принципы закреплены в Уголовном кодексе РФ (ст. 3, 4, 6, 7); принцип равноправия - в Семейном кодексе РФ (ст. 3, 4). В ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ среди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации названы принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом и судом. Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, состязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в ст. 7, 9 ГПК РСФСР, в ст. 4, 16, 18 УПК РСФСР. Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государством; в экологическом праве - принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов; в сфере трудового права - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированное трудовых прав работников и др.
Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:
1) в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, суд не должен применять данный закон или акт;
2) существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковских счетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т. д.;
3) наделение судов функцией нормоконтроля, т.е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов, судебный нормоконтроль осуществляется в двух формах:
а) опосредованный нормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда суд придет к выводу, что подлежащий применению закон или иной нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормам международного права, либо акту более высокой юридической силы. Тогда суд решает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;
б) абстрактный нормоконтроль, который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит в признании нормативного акта недействительным и не подлежащим применению. Для российских судов это - новая форма нормоконтроля;
4) восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполняют работу правотворческих органов;
5) разъяснения пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами.
В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к новому пониманию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системе континентального права такого рода толкования служат вторичным источником права. Толкования высших судебных инстанций как бы углубляют, дополняют закон.
Особое положение среди актов судебной практики занимают решения Конституционного суда Российской Федерации. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном суде, признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного суда Российской Федерации служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены акта или для принятия нового акта.
Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами. Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в Конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).
Нормативные правовые акты - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов. Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами.
Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др.
Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента Российской Федерации о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты: принимаются на основе нормативных актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта. Некоторые государственные органы могут принимать как нормативные, так и индивидуальные акты. Например, Федеральное Собрание принимает законы, постановления по отдельным вопросам, декларации, обращения.
3. Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства. Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:
1.Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.
2.Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:
а) они являются "продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;
б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;
в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;
г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;
д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;
е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).
3.К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 - от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступивший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.
4.Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.
5.Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы - форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
6.Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор... подписанный...».
7.Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации и оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.
Понятие и виды нормативно-правовых актов.
Понятие и виды источников права.
Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются источниками права.
Форма права показывает как организовано и выражено во вне содержание права. А понятие «источник права» охватывает истоки форматирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения (Лучин В.О., Мазуров А.В.) Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о так называемых вторичных, формально-юридических источниках права. В них форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено во вне юридическое (нормативное) содержание, а источник на то, каковы те юридические истоки, факторы, предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание. Типичный пример – закон или иной нормативно-правовой акт.
Известны следующие виды источников права:
1- Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион – причинение виновному такого же вреда, который им нанесен; вира – штраф за убийство. Русская Правда, например, представляет собой акт систематизации наиболее важных правовых обычаев.
По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Он либо совсем вытесняется, либо включается в национальные правовые системы. Обычай, включенный в нормативный акт, становится частью законодательства и перестает быть источников права.
В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость в той мере, в какой полезен для применения закона или в тех случаях, когда сам закон отсылает к обычаю.
-2- Судебный (юридический) прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку. Характерной особенностью прецедента является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права. Например, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.
Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права. В этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.
Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции как в случае отсутствия необходимого закона, так и при его наличии.
-3- Нормативный договор представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться субъекты.
-4- Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.
Общие принципы права – это положения (правила) объективного права, которые могут выражаться. А могут и не выражаться в текстах, но обязательно применяются в судебной практике и обладают достаточно общим характером
Им уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли законодательное закрепление как в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., так и в последующих конституционных актах. Речь идет о таких принципах, как принципы «приверженности правам человека», «национального суверенитета», принцип выражения в законе общей воли, принцип признания «воспрещенным»лишь тех деяний, которые «вредны для общества», принцип свободы действий («возможность делать все, что не приносит вреда другому»), принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы», принцип «отчетности каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др.
В Конституции Испании закрепляются и гарантируются такие принципы как законность, иерархичность нормативных актов, принцип «отсутствия обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их» и др.
-5- Идеи и доктрины – мнения ведущих ученых-юристов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.
Используются в Греции, Франции, Швеции.
Доктрина – это учение, научная теория, руководящий теоретический или политический принцип. Правовая доктрина оказывает определенное влияние на правотворческий, правоприменительный и правоохранительный процессы. В Англии в научной литературе справедливо указывается, что труды выдающихся юристов признаются в качестве источника права уже в силу того, что они содержат «необходимые обобщения, анализ как писаных, так и неписаных норм английской конституции».
В Англии, Канаде и Австралии функционируют доктрины верховенства парламента, в США – многочисленные судебные доктрины типа доктрины «политического вопроса», запрещающей федеральным судам принимать к своему рассмотрению дела политического свойства, поскольку все такие дела содержат в себе «политический конфликт», который должен решаться не в судебном порядке, а с помощью политических средств. К другим доктринам относятся судебные доктрины «государственных действий», «явной и вредной опасности», «вредной направленности». Для всех без исключения стран общего права весьма характерна доктрина обязательности соблюдения (следования) прецеденту.
6- Религиозные воззрения . Они выражены в виде догм, уточняющих во что должен верить мусульманин, и предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат – «путь следования» - составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает как нужно вести себя в соответствии с религией.
В основе мусульманского права лежат 4 источника:
Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
Сунна – сборник традиционных правил, содержащий высказывания Магомета, воспроизведенные рядом посредников;
Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых,
Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.
7- Нормативный акт. Это акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права: 1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса; 2) в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм; 3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.
Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права.