История счетной палаты российской федерации. Функции счетной палаты рф Кто председатель счетной палаты российской федерации

За назначение бывшего вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина председателем Счетной палаты РФ ("за" - 264 депутата, "против" - 43, еще 43 воздержались).

Кандидатура Кудрина была внесена на рассмотрение нижней палаты парламента президентом РФ Владимиром Путиным.

Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ. Формирование палаты началось после принятия новой российской конституции в декабре 1993 года и завершилось в 1995 году. С начала работы палаты и до 2018 года ее возглавляли три человека. Дольше всех на посту находился Сергей Степашин - 4 тыс. 902 дня. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях Счетной палаты РФ.

Хачим Кармоков (1994-2000)

Хачим Кармоков (род. 1941), выпускник Кабардино-Балкарского госуниверситета, кандидат экономических наук (1971). В 1991-1993 годах возглавлял Верховный совет Кабардино-Балкарской Республики. В 1993-1995 годах был членом Госдумы РФ I созыва, сопредседателем депутатской группы "Новая региональная политика". 17 января 1994 года постановлением Госдумы он был назначен председателем Счетной палаты РФ ("за" - 290 депутатов, "против" - 63, воздержались - 8), учрежденной в соответствии с федеральным законом от 11 января 1994 года. Свою работу ведомство начало 12 апреля 1995 года Хачим Кармоков возглавлял ее до 19 апреля 2000 года. После отставки был советником нового главы Счетной палаты Сергея Степашина, затем членом Совета Федерации РФ от парламента Кабардино-Балкарии. Руководил также республиканским отделением партии "Справедливая Россия". В 2010-х годах был госсоветником Кабардино-Балкарии. С 2016 года работает в администрации главы республики, занимает пост спецпредставителя по реализации инвестиционной политики и инновациям.

Сергей Степашин (2000-2013)

Сергей Степашин (род. 1952), в 1973 году окончил Высшее политическое училище Министерства внутренних дел СССР в Ленинграде, в 1981 году - Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

Доктор юридических наук (1994). В 1990-х годах возглавлял Федеральную службу контрразведки РФ (с 1995 года - Федеральная служба безопасности), затем - министерство юстиции (1997-1998) и МВД (1998-1999). С 19 мая по 9 августа 1999 года занимал пост председателя правительства РФ. Был депутатом Госдумы РФ III созыва, членом фракции "Яблоко". 19 апреля 2000 года постановлением Госдумы назначен председателем Счетной палаты ("за" - 309, "против" - 29, воздержались - 10). Руководил ею до 20 сентября 2013 года. С 2013 года возглавляет наблюдательный совет госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Татьяна Голикова (2013-2018)

Татьяна Голикова (род. 1966), после окончания общеэкономического факультета Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова работала в российском министерстве финансов, где с 1999 года занимала должность заместителя министра. В 2007-2012 годах возглавляла Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в 2012-2013 годах работала в Администрации президента РФ Владимира Путина, была помощником главы государства по вопросам социально-экономического сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. Доктор экономических наук (2008). 20 сентября 2013 года постановлением Госдумы РФ была назначена председателем Счетной палаты ("за" - 415, "против" - 5, воздержались - 2). Занимала должность до 17 мая 2018 года. Назначена вице-премьером в правительстве Дмитрия Медведева, курирует вопросы социальной политики.

Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и по структуре, объему, целевому назначению.

Историческая справка

Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны. До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок. Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость. Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию. Корме этого, он составил формы учета.

В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена. Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г. прошла еще одна реорганизация. Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена. Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан. Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ. С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го - городские, а с 2006-го - районные.

Общая характеристика

В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами. При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.

Функции Счетной палаты РФ

Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают:

  1. Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре.
  2. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.
  3. Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета.
  4. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.
  5. Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса.
  6. Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.
  7. Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

Структура

В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат. Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет. Соответствующее постановление принимается большинством голосов. Кандидатом на должность может выступать гражданин России, который имеет высшее образование и стаж работы в сфере госуправления, госнадзора и экономики. Председатель Счетной палаты РФ не может быть родственником президента и руководителя его администрации, председателей Совета Федерации, правительства и Госдумы, а также ВАС, ВС и КС.

Задачи должностного лица

Председатель палаты:

  1. Руководит работой органа и организует ее в соответствии с утвержденным регламентом.
  2. Представляет совместно с заместителем отчеты о деятельности СФ и Госдуме.
  3. Выступает от имени палаты в органах госвласти и за рубежом.

Должностное лицо вправе издавать распоряжения и приказы, осуществлять принятие на работу и увольнение сотрудников аппарата, заключать хозяйственные и другие договоры. В случаях, установленных законодательством, председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комиссий и комитетов, на собраниях правительства и его президиума. Должностное лицо не может быть депутатом Госдумы. Не допускается членство и в правительстве. Кроме этого запрещается осуществление иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.

Заместитель

Он назначается на должность Советом Федерации на 6 лет. Соответствующее постановление утверждается большинством от общего числа членов совета. Заместителем председателя СП может выступать гражданин России, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере финансов, экономики, госуправления и госконтроля. Должностное лицо не может иметь родственных отношений со следующими лицами:

  1. Президентом России и руководителем его администрации.
  2. Председателями Госдумы и Совета Федерации.
  3. Генпрокурором.
  4. Председателями КС, ВАС и ВС, а также правительства.

Свои обязанности заместитель исполняет в соответствии с регламентом. В отсутствие председателя СП он исполняет его задачи, представляет палату за рубежом и в российских органах госвласти. Заместитель вправе присутствовать на заседаниях в Госдуме и СФ, их комиссий и комитетов, а также правительства и его президиума. Должностному лицу запрещено быть депутатом, осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической. Не допускается его членство в правительстве.

Аудиторы

Счетная палата РФ включает в свой состав должностных лиц, руководящих определенными направлениями работы органа. Они охватывают группу, комплекс либо совокупность конкретных статей расходов и доходов госбюджета. Конкретное содержание возглавляемого тем или иным аудитором направления, в рамках которого реализуются функции Счетной палаты РФ, определяется Коллегией. В качестве кандидатов на должности могут выступать граждане России, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере госнадзора, экономики и денежной политики. 1/4 аудиторов может иметь высшее образование и стаж иного профиля.

Специфика формирования штата

Госдума и СФ могут назначить по 6 аудиторов на шесть лет. Соответствующие постановления принимаются большинством от общего количества членов (депутатов). В случае появления вакантной должности аудитора она должна быть занята в двухмесячный срок. Сотрудники в рамках свей компетенции самостоятельно решают вопросы, касающиеся организации работы направлений, возглавляемых ими. Аудиторы несут ответственность за ненадлежащее исполнение либо невыполнение своих задач. Служащие вправе участвовать в заседаниях Госдумы и СФ, их комиссий и комитетов, коллегий федеральных исполнительных и иных госорганов. Аудиторам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, творческой и педагогической.

Коллегия

Она образуется для рассмотрения вопросов, касающихся организации и планирования работы органа, формирования информационных сообщений и отчетов, направляемых в Госдуму и СФ. Коллегия также утверждает порядок, в соответствии с которым осуществляется контроль. Счетная палата РФ работает в соответствии с положениями регламента. Он также утверждается Коллегией. В ее составе присутствуют председатель палаты, заместитель, аудиторы. Коллегия вправе утверждать содержание направлений работы, возглавляемых служащими.

Аппарат

В него входят инспекторы и прочие штатные сотрудники. Первые осуществляют непосредственную организацию и выполнение ревизий в пределах компетенции СП. Обязанности, ответственность и права сотрудников аппарата, условия их работы устанавливаются в федеральном законодательстве, ТК и иных нормативных актах.

Полномочия Счетной палаты РФ

Ключевые направления работы органа устанавливаются федеральным законодательством и регламентом. Счетной палаты РФ включает в себя ревизии и тематические инспекции. При этом рассматриваемая структура не вправе вмешиваться в непосредственную работу поднадзорных организаций. О результатах проведенных мероприятий орган информирует Госдуму и СФ.

В полномочия Счетной палаты РФ входит направление предписаний администрации поднадзорной организации в случае выявления нарушений при выполнении хозяйственных и иных операций, причиняющих вред интересам страны и требующих пресечения. При неисполнении либо ненадлежащем выполнении полученных указаний надзорная структура может применить санкции. В частности, по согласованию с Госдумой Счетная палата РФ может заморозить все операции по банковским счетам.

Спорные моменты

В процессе работы бюджетных учреждений достаточно часто происходят проверки Счетной палаты РФ. У руководства таких предприятий возникает вопрос: может ли орган выполнять ревизии по направлениям, не связанным с расходованием госсредств, использованием имущества, находящегося в хозяйственном ведении, применением таможенных/налоговых послаблений и преимуществ? В действующих нормативных актах четко определяется круг задач, которые решает Счетная палата РФ. Они касаются исключительно надзора за исполнением расходных и доходных статей госбюджета. Полномочия палаты не могут дублировать задачи других органов госвласти и затрагивать текущую работу экономического субъекта.

Данный вывод обосновывается следующими положениями. В части 5 ст. 101 Конституции определяется, что Госдума и СФ формируют Счетную палату с целью обеспечения контроля исполнения федерального бюджета. Это положение отражено и конкретизировано в ст. 2 ФЗ № 4. Из нормы следует, что задачи палаты в сфере контрольно-ревизионной работы связаны с выполнением статей бюджета и внебюджетных фондов. По ст. 245 БК, реализацией доходной части признается:

  1. Перечисление и зачисление поступлений на единый бюджетный счет.
  2. Распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным финансовым планом.
  3. Возврат сумм, излишне уплаченных субъектами.
  4. Учет доходов госбюджета и отчетность о поступлениях в соответствии с принятой классификацией.

Из указанного выше следует, что вопросы по текущей экономической деятельности предприятия, осуществляемой в рамках гражданской правоспособности, не относятся к исполнению статей финансового плана. В частности, речь идет о заключении договоров, совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом, принятии решений об участии в юрлицах и так далее. Таким образом, проверки палаты могут признаваться правомерными только в части управления и использования госсобственности, средств федерального бюджета или применения налоговых послаблений. В остальных случаях ревизия будет противоречить установленным задачам.

Заключение

Счетная палата выступает как один из ключевых контрольных органов в стране. В ее ведении находятся важнейшие задачи, касающиеся исполнения статей бюджета. В этой связи к сотрудникам палаты предъявляются особые требования. В органе должны работать только высококвалифицированные кадры, четко понимающие свои обязанности и ответственность. Именно поэтому в процессе формирования Счетной палаты участвуют Госдума и СФ. Несмотря на определенную самостоятельность органа, он подотчетен Совету Федерации и нижней палате парламента. В его обязанности входит составление отчета по своей деятельности и представление его в вышестоящие структуры.

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

4) предоставляет федеральным органам исполнительной власти рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, а также получает необходимый Счетной палате для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) постоянный доступ к таким системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";

(см. текст в предыдущей редакции)

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

7. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации.

  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
    • Государственное регулирование экономики России
    • Экономическое законодательство в советский период и эпоху реформ
    • Современная российская экономика и законодательство
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
    • Продолжение дискуссии о хозяйственном праве
    • Публичное экономическое право: тенденции развития
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
    • В поисках критерия разделения права на публичное и частное
    • Современные тенденции разделения права
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
    • Концепция «экономической конституции»
    • Постановления Конституционного Суда РФ в экономической сфере
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
    • Разнообразие теорий о гражданской правоспособности государства
    • Иммунитет государства
    • Концепция юридического лица и правоспособность государства
    • Органы публичной власти как юридические лица
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
    • Счетная палата РФ
    • Центральный банк РФ
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
    • Экономическая функция государства
    • Государственная регистрация
    • Лицензирование в экономической сфере
    • Государственный контроль и надзор
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
    • Импорт концепции «сервисного государства»
    • Российская правовая доктрина публичных услуг
    • Нормативные основы предоставления государственных услуг в Российской Федерации
    • Электронизация государственных услуг
    • Специфика государственных услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
    • Либерализация цен и основы ценовой политики
    • Законодательные основы государственного регулирования цен
  • Государственная поддержка
    • Виды государственной поддержки
    • Государственные и муниципальные преференции
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
    • Состав государственной собственности
    • Формы управления государственной собственностью
    • Учет государственной собственности
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Нормативная база противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза экономического законодательства
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Счетная палата РФ

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Соответственно, она не относится ни к одной ветви власти. Одни считают это основным недостатком в правовом регулировании данного органа 1 См.: Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998. С. 297. , другие, напротив, видят преимущества - организационно-функциональная самостоятельность Счетной палаты и ее равноудаленность от соответствующих ветвей государственной власти может стать одним из наиболее важных условий для оперативного и результативного устранения выявляемых нарушений бюджетного законодательства 2 См.: Степашин С. В. Конституционный аудит. М., 2006. С. 176. .

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества

Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной палаты РФ на проведение контрольных мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексах РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот физическим и юридическим лицам. В связи с этим в литературе ставится вопрос, может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот. И дается утвердительный ответ, но только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот 3 См.: Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ // Финансовое право. 2007. № 5. .

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты . В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Известно, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существуют лишь отдельные попытки закрепить на уровне инструкций определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки.

В литературе ставится и вопрос о подконтрольности самой Счетной палаты и поиске действенной процедуры проверки, не противоречащей конституционному принципу разделения властей. Один из вариантов - назначение аудитора для проверки финансовой деятельности Счетной палаты на конкурсной основе. Другой интересный опыт - проверка контрольно-счетных органов аналогичными органами иностранных государств (например, устоявшейся практикой стала проверка финансовой деятельности Счетной палаты США аналогичным органом Канады, Счетный суд Франции проверяет Генеральная счетная палата Нидерландов) 4 См.: Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. .

Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе - Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата была создана в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Цель создания и порядок формирования Счетной палаты определяется Конституцией РФ, а также ФЗ № 4 от 11 января 1995 г. "О Cчетной палате Российской Федерации". Согласно ему Счетная палата Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

Фактически свою работу Счетная палата начала в июне 1995 года, после принятия соответствующего закона и назначения аудиторов Счетной палаты.

В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ - переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе - во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны - Федеральным Собранием (далее - ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.

Таким образом, в отношении СП РФ можно утверждать, что она является относительно, а не абсолютно самостоятельным органом. С одной стороны, Ст.1 ФЗ "О Счетной палате" гласит, что в рамках задач, определенных законодательством, СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Ее самостоятельность с организационной точки зрения подчеркивается тем, что она осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, сама определяет формы и методы своих контрольных полномочий, организации и государственные органы, подлежащие проверке, и способы воздействия на лиц, которые нерационально и незаконно используют средства федерального бюджета.Кроме того, и Конституция и Федеральный закон "О Счетной палате" называют ее не Счетная палата Федерального Собрания, а Счетная палата РФ, дополнительной гарантией независимости Счетной палаты является особый правовой статус ее членов, которые независимы в своей деятельности и пользуются иммунитетом, предусматриваемым для судей.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии.

Кроме этого, аудиторы, избираемые палатами сроком на 6 лет, наделяются дополнительными гарантиями неприкосновенности.

Хотя Счетная палата не наделена правом законодательной инициативы, но на практике она в результате своих проверок, знакомства с разными ведомствами все настойчивее рекомендует депутатам заняться совершенствованием действующего законодательства.

С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ, в случаях:

а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) личного заявления об отставке;

в) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

г) достижения ими возраста 65 лет;

д) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Такой принцип формирования любого института государственной власти классифицируется как парламентский способ. Во-вторых, СП РФ является органом, подотчетным Федеральному Собранию РФ. СП РФ направляет все результаты своих проверок в палаты Федерального Собрания РФ. СП РФ отчитывается перед палатами ФС РФ. В-третьих, депутаты и палаты Федерального собрания в целом также могут указывать СП РФ на тот круг вопросов, который должен быть рассмотрен в связи с исполнением государственного бюджета.

Статус Счётной Палаты также определяют другие нормативные акты. В ст. 3 того же закона указаны принципы работы Счётной Палаты:

Законность - выражается в соблюдении Счётной Палатой законов и предписаний органов государственной власти на Российской Федерации на то уполномоченных при осуществлении своей деятельности;

Объективности - характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности;

Независимости - выражается в свободе своей деятельности при осуществлении функций для которых была создана. Обеспечивается различными способами, такими как дарование определённого статуса работникам Счётной Палаты, порядок формирования, при котором происходит участие нескольких ветвей власти, финансирование только исключительно из средств федерального бюджета;

Гласности - характеризуется в прозрачности действий Счётной Палаты во время осуществления своих функций. Основными формами обеспечения гласности в деятельности Счетной палаты являются:

Представление в Совет Федерации и Государственную Думу ежегодного отчета о работе Счетной палаты; оперативных отчетов об исполнении федерального бюджета за квартал, полугодие и за год; отчетов о результатах проведенных мероприятий; заключений или письменных ответов на основании запросов Президента Российской Федерации, поручений Совета Федерации или Государственной Думы, запросов комитетов и комиссий Совета Федерации или Государственной Думы, запросов членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Направление информации по результатам мероприятий, проведенных Счетной палатой, в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, должностных лиц органов государственной власти;

Направление материалов по результатам мероприятий в правоохранительные органы;

Публикация материалов (информационных сообщений, отчетов и др.) по результатам мероприятий и иных сведений о деятельности Счетной палаты в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации, а также в информационных изданиях Совета Федерации и Государственной Думы;

Пресс-конференции по итогам работы Счетной палаты за квартал, полугодие, год, а также в связи с завершением важнейших мероприятий. Пресс-конференции по поручению Коллегии проводят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты;

Брифинги Счетной палаты по важнейшим проблемам ее деятельности проводятся в том же порядке, что и пресс-конференции;

Направление от имени Счетной палаты для опубликования в СМИ пресс-релизов, информационных сообщений, текстов статей и иных материалов; по решению Коллегии упомянутые материалы подписываются уполномоченными членами Коллегии;

Публикация материалов о деятельности Счетной палаты в информационных изданиях ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ, а также в печатных органах контрольных и счетных органов зарубежных стран.

Таким образом, что Счётная Палата является органом основывающимся в своей деятельности на определённые принципы и имеющий определённый законом статус высшего органа государственного финансового контроля, сотрудники Счётной Палаты имеют также специальный статус.