История вегетарианства. История вегетарианства в мире

Сегодня вегетарианство в разных своих формах стало одним из модных направлений здорового образа жизни и питания. Кто-то смотрит на него как на диету, кто-то делает своей идеологией, а кто-то видит в нем панацею от всех хворей. Как говорится, каждому – по его вере!

В действительности же вегетарианство – древняя и богатая традиция, близкая как духу, так и телу человека как существа целостного. История вегетарианства значительно старше истории мясоедения, по самым приблизительным прикидкам, вегетарианство насчитывает порядка 7 тысяч лет.

До наступления ледникового периода, когда люди жили пусть и не в раю, но вполне в благословенном климате, основным занятием было собирательство. Охота и скотоводство младше собирательства и земледелия, как утверждают научные факты. А это означает, что наши предки не ели мяса. К несчастью, привычка есть мясо, приобретенная в период климатического кризиса, сохранилась и после отступления ледника. И мясоедение – всего лишь культурная привычка, пусть и обеспеченная необходимостью выживания в краткий (по сравнению с эволюцией) исторический период.

История культуры показывает, что вегетарианство в большой мере было связано с духовной традицией. Так было на древнем Востоке, где вера в реинкарнацию породила уважительное и бережное отношение к животным как к существам, обладающим душой; и на ближнем Востоке, – к примеру, в Древнем Египте, – жрецы не только не ели мяса, но и не прикасались к тушам животных. Древний Египет, как мы знаем, родина мощной и эффективной системы замледелия. Культуры Египта и Междуречья стали основой специфического «земледельческого» взгляда на мир , – в котором сезон сменяет сезон, солнце ходит по своему кругу, цикличность движения оказывается залогом стабильности и процветания. Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.) так писал о древнеегипетской культуре: «Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими». Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, - бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея».

В европейской культуре, которая выросла из «греческого чуда философии», на самом деле слышны отголоски этих культур древности – с их мифологией стабильности и процветания. Интересно, что египетский пантеон богов использовал образы животных для передачи духовного послания людям. Так богиней любви и красоты была Хатхор, являвшаяся в образе прекрасной коровы, а хищный шакал был одним из ликов Анубиса, бога смерти.

Греческий и римский пантеоны богов имеют лики и привычки чисто человеческие. Читая «Мифы Древней Греции», можно узнавать конфликты поколений и семей, видеть в богах и героях типичные людские черты. Но заметим – боги вкушали нектар и амброзию, никаких мясных блюд на их столе не было , в отличие от людей смертных, агресивных и недалеких. Так незаметно в европейской культуре сложился идеал – образ божественный, причем вегетарианский! «Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям, и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время? » – восклицал Плутарх.

Греки считали растительную пищу полезной для ума и тела. Тогда, впрочем, как и сейчас, на их столах было много овощей, сыра, хлеба, оливкового масла. Не случайно богиня Афина стала покровительницей Греции. Ударив копьем о скалу, она вырастила оливковое дерево, ставшее для Греции символом процветания. Много внимания уделяли системе правильного питания греческие жрецы, философы и спортсмены. Все они предпочитали растительную пищу. Точно известно, что убежденным вегетарианцем был философ и математик Пифагор, он был посвящен в древние тайные знания, в его школе преподавали не только науки, но также гимнастику. Ученики, как и сам Пифагор, ели хлеб, мед и оливы. А сам он прожил уникально долгую по тем временам жизнь и до преклонных лет оставался в прекрасной физической и умственной форме. Плутарх пишет в трактате «О мясоедении»: «Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения». Вегетарианцами были Сократ и его ученик Платон, Гиппократ, Овидий и Сенека.

С приходом идей христианства вегетарианство стало частью философии воздержания и аскезы . Известно, что многие первые отцы церкви придерживались вегетарианской системы питания, среди них Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие. Апостол Павел писал в «Послании к Римлянам»: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

В Средние века идея вегетарианства как правильного сообразного человеческой природе питания была утрачена. Она была сближена с идеей аскезы и поста, очищения как пути приближения к Богу, покаяния. Правда, большинство людей в эпоху средневековья мясо ели мало, а то и не ели вовсе. Как пишут историки, повседневный рацион большинства еврпейцев соствляли овощи и злаки, редко – молочные продукты. Зато в эпоху Ренессанса вегетарианство как идея вновь вошло в моду. Его придерживались многие художники и ученые, известно, что сторонниками растительной диеты были Ньютон и Спиноза, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а в Новое Время последователями вегетарианства были Жан-Жак Руссо и Вольфганг Гете, лорд Байрон и Шелли, Бернард Шоу и Генрих Ибсен.

Для всех «просвещенцев» вегетарианство было связано с идеей о природе человека, о том, что правильно и что ведет к хорошему функционированию организма и духовному совершенству. XVIII век вообще был одержим идеей «естественности» , и, разумеется, эта тендениция не могла не затронуть вопросы правильного питания. Кювье в трактате о питании размышлял: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». С ним соглашался и Руссо, сам демонстративно не евший мяса (что для Франции с ее культурой гастрономии – редкость!).

С развитием индустриализации эти идеи были утрачены. Цивилизация почти окончательно победила природу, скотоводство приняло промышленные формы, мясо стало дешевым продуктом. Надо сказать, что именно тогда в Англии и возникло в Манчестере первое в мире «Британское Вегетарианское общество». Его появление датируется 1847 годом. Создатели общества с удовольствием играли смыслами слов «vegetus» – здоровый, бодрый, свежий, и «vegetable» – овощной. Так, английская клубная система дала толчок новому развитию вегетарианства, которое стало мощным общественным движением и развивается до сих пор.

В 1849 году вышел журнал вегетарианского общества – «Вегетарианский курьер». В «Курьере» обсуждались вопросы здоровья и образа жизни, публиковались рецепты и литературные рассказы «в тему». Печатался в этом журнале и Бернард Шоу, известный своим остроумием не менее, чем вегетарианскими пристрастиями. Шоу любил повторять: «Животные – мои друзья. А я не ем друзей». Ему же принадлежит один из самых известных про-вегетарианских афоризмов: «Когда человек убивает тигра – он называет это спортом; когда же тигр убивает человека, тот считает это кровожадностью». Англичане не были бы англичанами, не будь они помешаны на спорте. Вегетарианцы – не исключение. Вегетарианский союз учредил собственное спортивное общество Вегетарианский спортивный клуб, члены которого пропагандировали модный тогда велосипедный спорт и занимались легкой атлетикой. Члены клуба в период с 1887 по 1980 год установили 68 национальных и 77 местных рекордов на состязаниях, и завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году.

Немного позже, чем в Англии, вегетарианское движение стало обретать социальные формы на континенте. В Германии идеологии вегетарианства немало способствовало распространение теософии и антропософии, а изначально, как это было в XVIII веке, общества создавались в борьбе за здоровый образ жизни. Так, в 1867 году пастор Эдуард Бальцер основал в Нордгаузене «Союз друзей натурального образа жизни», а в 1868 году Густав фон Струве создал «Вегетарианское общество» в Штутгарте. Эти два общества объединились в 1892 году в «Немецкий вегетарианский союз». В начале ХХ века вегетарианство пропагандировали антропософы во главе с Рудольфом Штайнером. А фраза Франца Кафки, обращенная к аквариумным рыбкам: «Я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем», стала поистине крылатой и превратилась в девиз вегетарианцев всего мира.

История вегетарианства в Нидерландах связана с известными именем Фердинанда Домела Ньивенхейса. Видный общественный деятель второй половины XIX века стал первым защитником вегетарианства. Он утверждал, что цивилизованный человек в справедливом обществе не имеет права убивать животных. Домела был социалистом и анархистом, человеком идейным и страстно. Близких своих он к вегетарианству приобщить не сумел, а вот идею посеял. 30 сентября 1894 года был основан Нидерландский Союз Вегетарианцев по инициативе врача Антона Версхора, в Союз входило 33 человека. Общество встретило первых противников мяса враждебно. Газета «Амстердамец» опубликовала статью доктора Петера Теске: «Есть среди нас недоумки, полагающие, что яйца, бобы, чечевица и гигантские порции сырых овощей могут заменить отбивную, антрекот или куриную ножку. От людей с такими бредовыми идеями можно всего ожидать: не исключено, что они вскоре станут нагими разгуливать по улицам». Вегетарианство, не иначе как с легкой «руки» (вернее примера!) Домелы стали связывать с вольнодумством. Гаагская газета «Народ»порицала более всегоженщин-вегетарианок: «Это особый тип женщин: из тех, кто коротко стрижет волосы и даже претендует на участие в выборах!». Тем не менее, уже в 1898 году в Гааге был открыт первый вегетарианский ресторан, а через 10 лет после основания Союза Вегетарианцев количество его членов перевалило за 1000 человек!

После второй мировой войны споры вокруг вегетарианства утихли, а научные исследования доказывали необходимость есть животный белок. И лишь в 70-е годы ХХ века Голландия удивила всех новым подходом к вегетарианству – исследования биолога Верена Ван Путтена доказали, что животные умеют думать и чувствовать! Особенно ученый был потрясен умственными способностями свиней, который оказались ничуть не ниже, чем у собак. В 1972 году было основано общество защиты прав животных «Вкусный зверь», его члены выступали против ужасных условий содержания животных и их убийства. Их уже не считали чудаками – вегетарианство постепенно стало восприниматься как норма.

Интересно, что на традиционно католических землях, во Франции , Италии, Испании , вегетарианство развивалось медленнее и не становилось сколько-нибудь заметным социальным движением. Тем не менее, приверженцы «антимясного» питания были и там, хотя в большинстве своем споры вокруг пользы или вреда вегетарианства были связаны с физиологией и медициной – обсуждалось, насколько это полезно телу.

В Италии вегетарианство развивалось, если можно так сказать, естественным путем. Средиземноморская кухня в принципе употребляет мало мяса, основной акцент в питании делается на овощи и молочные продукты, в изготовлении которых итальянцы «впереди планеты всей». Делать из вегетарианства идеологию в регионе никто не пытался, и общественных антидвижений замечено тоже не было. А вот во Франции вегетарианство до сих пор практически не прижилось. Лишь в последние два десятилетия – то есть практически уже только в XXI веке! – стали появляться вегетарианские кафе и рестораны. А если вы попробуете попросить вегетарианское меню, скажем, в ресторане традиционной французской кухни, то вас не очень-то поймут. Традиции французской кухни – в получении удовольствия от приготовления разнообразной и вкусной, красиво поданной пищи. Причем – сезонной! А значит, как ни крути, временами точно мясной. Вегетарианство пришло во Францию вместе с модой на восточные практики, увлечение которыми постепенно возрастает. Однако традиции сильны, и потому Франция – самая «невегетарианская» из всех европейских стран.

В следующих очерках мы расскажем о вегетарианстве на Востоке, в Америке и в России, а также уделим внимание тем спорам, которые ведутся вокруг вегетарианства сегодня.

История вегетарианства начинается с древних людей, которые были вегетарианцами на протяжении многих миллионов лет. Наши древние предки питались, главным образом, растительной пищей, и основным видом деятельности у них являлось собирательство. Мясо животных было лишь минимальным дополнением к основному растительному рациону.

Но в ледниковый период растительность вся исчезла и древний человек, чтобы выжить , начал употреблять в больших количествах пищу животного происхождения . Впоследствии, с развитием сельскохозяйственной деятельности и местонахождением племени, древних людей разделились на земледельческие и скотоводческие племена. Осваивание земледелия способствовало переходу племен к оседлому образу жизни и к использованию вегетарианского питания среди древних людей.

Первыми в истории вегетарианцами были египетские жрецы, которые по магическим причинам не употребляли мясо. Египтяне первыми на Земле стали настоящими оседлыми земледельцами , и смогли развить в своем государстве сельскохозяйственное производство. Эти факты способствовали массовому распространению .

В Европе эпоха вегетарианства взяла свое начало с Древней Греции. Греки считали пищу на растительной основе главной в рационе питания. Среди вегетарианцев было много известных древнегреческих ученых, писателей, религиозных деятелей. Например, Пифагор и много его учеников не употребляли мясо, так как верили что любое животное, как и человек, имеет душу и после смерти душа животного может в человеке возродиться и наоборот. Платон считал вегетарианство самой лучшей диетой для идеального общества, так как растительная пища обеспечивает человеку здоровье и менее затратная по земельным ресурсам, по сравнению с животной пищей.

Древний Рим перенял у греков много изобретений и мыслей, в том числе и принципы вегетарианского питания. Самыми известными древнеримскими вегетарианцами были Сенека и Овидий.

После падения Римской империи и внедрения христианства в Европе наступил кризис для вегетарианства . В средние века христианами поощрялось поедание и использование животных людьми. Например, Св. Августин считал, что только человек может иметь душу и волю, а животные созданы для нужд человеческих. Такое утверждение сохранило свою популярность и до наших дней. В эпоху средневековья только монахи соблюдали традиции вегетарианства.

Бенедиктинцы, цистерцианцы и другие монашеские ордена использовали вегетарианское питание в течение определенных периодов своей истории.

В Европе про вегетарианство начинают вспоминать в эпоху Просвещения. Вегетарианские диеты становятся особо популярными среди представителей аристократии . Только в XVIII - XIX векам вегетарианство стало возрождаться полностью . В этот период известная теория эволюции Дарвина доказывает отличие животного от человека только интеллектуальным уровнем, но не своей физиологической природой. Данные факты разбили философские и религиозные постулаты поедания и убийства братьев наших меньших и привели к первым гуманистическим реформам. В это время начинаются первые научные исследования в области вегетарианства и появляются авторские работы, которые освещают принципы вегетарианского питания. Люди, которые в этот период придерживались вегетарианства, относили себя к сторонникам Пифагорейской .

Позже возник термин «вегетарианство», который переводиться с латинского языка как активный, сильный и энергичный.

В XX веке принципы вегетарианства стали сильно популяризовать. В каждой стране образовывались сообщества вегетарианцев , печатались газеты и книги с вегетарианской тематикой, выполнялись научные исследования в области влияния вегетарианского питания на физиологию человека. В 1908 году был организован всемирный Вегетарианский Союз , который занимался организацией конференций по пропаганде вегетарианского питания среди людей. Но остались и критики вегетарианской , которые считали ее вредной и неестественной для человека.

Споры о философии вегетарианского питания можно услышать и в наши дни.

Существуют причины, по которым люди отказываются от традиционной системы питания и переходят на вегетарианские диеты:

  • духовно-религиозные ;
  • этические;
  • гигиенические;
  • медицинские;
  • эстетические;
  • экологические;
  • экономические.

В современном мире насчитывается около сотни видов разнообразных вегетарианских , которые условно объединяют в четыре основные группы : веганство или абсолютное вегетарианство, лактовегетарианство, ововегетарианство, лактоововегетарианство .

Кроме этого существуют полувегетарианские диеты:

  • семивегетарианство - исключается из рациона питания красное мясо, но разрешается включать в меню птицу и другие виды мясных продуктов.
  • флекситарианизм - рацион диеты состоит из растительной пищи, но разрешается периодически употреблять рыбу, мясо и птицу.
  • фруторианство - допускает в меню орехи, фрукты, семена и другую пищу растительного происхождения, но с условием, что получение продуктов не причинит вреда растениям.
  • су вегетарианство - используется буддистами. Из рациона питания исключаются не только продукты из животных, но и растительные продукты, которые плохо пахнут: чеснок и лук.
  • макробиотизм - основывается на употребление бобовых культур и продуктов из цельного зерна, а также разрешается включать в рационе морепродукты.
  • сыроедение - разрешает включать в ежедневный рацион питания только сырые растительные продукты без кулинарной обработки.

Для современного человека, понятие вегетарианство знакомо каждому. Большинство понимают под словом вегетарианство – полный отказ от мясной пищи в своем рационе питания. Но задумывался ли кто, о происхождении вегетарианства, об его истоках?

История вегетарианства

На протяжении многих лет вегетарианский образ жизни, практиковался на территории тех стран, где распространены такие религии, как: Буддизм, джайнизм и индуизм.

Вегетарианство имеет достаточно глубокие корни. Религия, ставшая основой Буддизма, содержала многочисленные предписания вегетарианского толка. Подобного образа гастрономические, священные тексты встречаются у упанишад и ведическом учениях джурведы, что относятся к восьмому веку до нашей эры. Мотив вегетарианства – ненасилие по отношению к животным.

Джайнизм – религия, которая была основана в шестом – седьмом веке до нашей эры, их основное кредо – не причинять вреда всему живому. Поэтому у последователей данной религии, существует много ограничений в пище. Они не только не едят мяса, но и стараются не причинять вреда даже самым мелким насекомым. Похожие запреты существуют и в Буддизме. best news

От поедания плоти животных, воздерживались, и члены мистической секты Орфиков, зародившейся в начале шестого века до нашей эры во Фракии. Также последователи Пифагора утверждали, что мясо – мешает прогнозированию будущего, затемняет ясности ума, портит невинность души и является причиной ночных кошмаров. И Орфики и Пифагорийцы также избегали в своем рационе яйца.

В пятом веке до нашей эры, ярым приверженцем вегетарианства, провозгласил себя сицилийский философ и врач Эмпедокл. Философствовал он в пифагорейском духе и проповедовал о переселении душ. И именно по этой причине, он предписывал воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, которые рассматривал, как убиение ближних. Эмпедокл допускал только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенных пифагорейскими правилами.

Эмпедокл, также как и его учитель Пифагор, верил во взаимообратимость всех живых организмов и в переселение душ. Ведь согласно учению реинкарнации, душа человека после смерти периодически возвращается в наш мир в новом теле, зачастую выбирая для этого тело животного.

Вегетарианство в современном мире

Подлинный рассвет происхождения вегетарианства в Европе происходит в девятнадцатом веке. В 1847 году в Англии учреждается «Вегетарианское общество», а в 1853 оно насчитывает около 900 человек. Английские вегетарианцы верили в простую жизнь, чистую еду, гуманистические идеалы и следовали четким нравственным принципам, которые они заимствовали в индуизме.

В России вегетарианство начинает распространяться с конца семидесятых годов девятнадцатого века. Прежде всего, в научных сочинениях. В 1872 году в журнале «Вопросы философии и психологии», появилась Библия русского вегетарианства, автором которой был никто иной, как сам Лев Николаевич Толстой. Исходом этого, в 1901 году в Петербурге образовывается «Первое российское вегетарианское общество». Что в свою очередь и укоренило вегетарианство на территории России и ближних странах.

Аргументы вегетарианства

Большинство людей выбирают выгодные для него аргументы в пользу вегетарианского образа жизни.

Виды аргументов:

  • - Этические – нельзя причинять страдания животным, необходимо избегать бессмысленных эксплуатаций их и уничтожения;
  • - Гигиенические – трупы животных существ неприемлемы как пища;
  • - Диетические аргументы – растительная диета способна укрепить организм необходимыми микроэлементами, чтоб создать защитный барьер от различных болезней и тем самым продлить жизнь;
  • - Экологические аргументы – считается, что производство мяса в современных условиях, является одной из причин угрожающих состоянием экосистемы на нашей планете;
  • - Религиозно-философские аргументы – считается, что употребление вегетарианской пищи, служит препятствием в духовном росте человека;
  • - Экономический аспект – вегетарианская диета может способствовать денежной экономии за счет отказа от дорогих мясных продуктов. Примером такого способа можно считать Бенжамина Франклина, который отказался от мясной пищи, чтоб сэкономленные сбережения тратить на приобретение книг.

    Таким образом, зная историю о происхождении вегетарианства и учитывая все аспекты, каждый сам делает выбор, каким воспользоваться аргументом в пользу своего выбора жизни без мяса.

  • Вегетарианство уже давно переступило черту в семь тысяч лет существования. Известен тот факт, что . Мясо вошло в человеческий рацион во времена ледникового периода. Именно тогда, по мнению антропологов, люди были вынуждены отойти от растительной диеты и начать употреблять мясо.

    Эта привычка плотно укоренилась и сохранилась до наших дней – ввиду необходимости, из-за изменившихся условий жизни. Но, невзирая на это, история человечества предоставляет нам неоспоримые факты – во все времена существовали люди, . Путь массового потребления мяса, даже в наиболее развитых государствах, насчитывает не более сотни лет. Во многом столь масштабное мясоедение спровоцировано изобретением холодильника.

    В древнейшем обществе изначально появилось собирательство, что, естественно, подразумевает . Лишь спустя некоторое время люди открыли для себя охоту и рыболовство. Так началось человеческое пристрастие к животной пище. Вероятно, что одними из первых вегетарианцев, не евших мясо по каким-то своим принципам, были египетские жрецы. Скорее всего, за отказом от пищи животного происхождения крылись религиозные или магические причины. Мощная земледельческая структура Египта легла в основу широкого распространения вегетарианства.

    На территории Европы вегетарианство обрело широкую популярность первым делом в древней Греции. Греки считали растительную пищу более полезной, даже воины отдавали предпочтение отказу от мяса. Не даром, всем известная с детства каша называется геркулесовой, по имени известного древнегреческого силача.

    Наиболее известным вегетарианцем-эллином является Пифагор. Этот выдающийся разносторонний ученый увлекался не только математикой, но также был посвящен в эзотерические знания египетскими жрецами (он обучался в столице Древнего Египта – Мемфисе 22 года). Пифагор знал все тайны человеческого организма, ему хорошо было известно, как надо обращаться с телом, чтобы сохранить молодость и здоровье. Эти знания Пифагор передавал своим ученикам в основанной им школе. Юные пифагорейцы занимались музыкой, танцами, гимнастикой, упражнениями в беге, метании дротиков. Словом, физические нагрузки были весьма существенными, а вот еда, по современным меркам, скудной. Обед их состоял из хлеба, меда и олив. Вечерняя трапеза была и того скромнее. Тем не менее, учитель и ученики выглядели настоящими атлетами. Пифагору было около 60 лет, когда молодая девушка, прекрасная Феано, покоренная духовной и физической красотой Учителя, призналась ему в своей любви. Она стала его женой и родила троих детей.

    Но нигде вегетарианство не было так развито, как на Востоке. Это во многом связано с религиозными и философскими факторами. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот многочисленный народ. Индийская философская система – йога – предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

    В современной новой форме вегетарианство развилось, прежде всего, в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в 1847 году в Манчестере -”The vegeterian society”. Оно имеет разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество книг ради пропаганды своего учения.

    В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианские общества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии, Испании, где мясная пища употребляется меньше, чем в Северной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианская проповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно.

    В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который привнес в эту идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

    В 1908г. под покровительством Льва Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.

    В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это, прежде всего, так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

    В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет. Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число его адептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительной пищи, исчисляется десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы (отели), в одном Лондоне их около 30, и ресторанов в Англии более 60. Такие же учреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилия вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобоваримость. Обращается внимание также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются удовлетворить и остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха, приспособлениям к физическим упражнениям и т. д.

    В 1950 году в США был основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

    Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.

    В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

    В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

    В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

    Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясь исключительно произведениями растительного царства, может поддерживать свое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и при смешанном питании. Более того, доказано, что в Европе уже распространяется явление, называемое экспекторацией, состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии экспекторация уже почти совершилась, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах, а именно, в Китае и Японии. Происходит это вследствие естественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия, а также фабричного и заводского производств. Таким образом, волею или неволею, человечество влечется в более или менее отдаленном будущем к вегетарианству. Выходит, что вегетарианство, несмотря на возражение многих докторов и физиологов, имеет вполне реальные основания, как научные, так и культурно-исторические.

    В экспериментах показано, что выносливость вегетарианцев при мышечной работе в 1, 5 раза больше, чем у людей, употреблявших мясо. При преимущественно растительном питании возрастает устойчивость к стрессам. В конце прошлого века профессор М. Бирхер-Беннер успешно лечил многие плохо поддававшиеся лечению болезни сырой пищей. В сравнительно недавних исследованиях Киевского НИИ гигиены питания установлено, что сырые овощи стимулируют обмен веществ особенно у пожилых людей. В 1988 г. Американская диетологическая ассоциация объявила свою позицию в отношении строгих форм вегетарианства (веганство): при условии дополнения рационов препаратами витаминов и минеральных веществ веганство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертонической болезни, некоторых форм рака, инсулинонезависимого сахарного диабета и других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка вегетарианских рационов.

    Ранее вегетарианский способ питания обосновывался либо с философской, либо с религиозной точек зрения. В наши дни сторонники вегетарианства преследуют такие цели: стремление к созданию и укреплению здоровья, увеличение продолжительности жизни, предотвращение самых разнообразных заболеваний (болезней желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистых расстройств, заболеваний обмена веществ). Определенную роль играют традиции в семье, а также экономические соображения.

    Сейчас по всему миру насчитываются миллионы вегетарианцев. И эта идеология все более распространяется, никак не уменьшая своего влияния. Многие ученые занимаются проблемами питания человека, ведутся споры о том, насколько необходимо нашему организму мясо. Приверженцы растительной пищи считают, что она полностью заменяет животную, и к тому же улучшает состояние здоровья.

    Вегетарианство как особая система питания перекочевало в Европу в далекие древние времена скорее всего из Азии, от брахманов, йогов, буддистов и последователей Зороастра. Уже в 5-6 тысячелетии до нашей эры священнослужители Древнего Египта не ели мяса. Они делили пищу на чистую и нечистую. Туши животных были нечистые, и нельзя было к ним даже прикасаться. Существовали также в древности общества или ордена, членам которых запрещалось есть мясо.

    Некоторые из древних философов и ученых сообщают нам о странах и племенах, которые питались вегетарианским способом. Так, например, Гекатей Милетский, а за ним и Тацит утверждают, что гипербориане, проживающие в северной части Греции, в Трации (называемой «чистой страной»), не ели вообще мяса (поэтому были названы «чистыми» людьми) и славились своим здоровьем. Впрочем, даже в наши времена, в XX веке, исследователи открывают и описывают некоторые центры долгожителей, изолированные в основном в высокогорных районах, где тысячелетиями живут небольшие народы, или племена, питающиеся почти исключительно вегетарианским способом и отличающиеся поразительно хорошим здоровьем и долголетием. Можно назвать, например, Счастливую долину, или страну хунзов, в Гималаях, долину Вилкабамба в Андах, или племя тубу, живущее в финиковом оазисе в средней части Сахары.

    Овидий в XV книге своего труда «Метаморфозы» знакомит с учением Пифагора, вкладывая в его уста тираду против употребления мяса. Пифагор напоминает в ней, что «золотой век» был счастливым и не пятнал себя умерщвлением. Ведь люди имеют много прекрасной пищи, которую дает им щедрая природа без убийства и пролития крови.

    Многие древние философы и основатели религий были вегетарианцами. Назовем здесь, например, Будду, Зороастра, Пифагора, Сократа, Платона, Плутарха, Гиппократа, Овидия, Сенеку. Среди отцов церкви в первых веках христианства вегетарианцами были Ориген, Тертуллиан, Хризостем, Климент Александрийский. Нужно признать, немясное питание по причинам прежде всего религиозно-аскетического характера было обычным явлением среди многочисленных христианских аскетов, отшельников и святых древности и средних веков.

    Позже вегетарианства придерживались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, Спиноза, Руссо, Гёте, Вагнер, Шиллер, Байрон, Шелли, Шопенгауэр, Метерлинк, Линкольн, Ницше, Вольтер, Ибсен, Сельма Лагерлёф, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Ганди, Баден, Пауэлл, Лев Толстой, Заменгоф, Горький и открывший витамин B12 Лестер Смит. К этому числу принадлежит знаменитый стайер Нурми.

    Конечно, не все известные люди, которых с гордостью перечисляет вегетарианская литература, были вегетарианцами всю свою жизнь, многие пришли к нему в зрелом или в пожилом возрасте, по мере прогрессирующего духовного развития. Примером может служить Лев Толстой. Необходимо подчеркнуть, что пожилой возраст является благоприятным периодом жизни для перехода на вегетарианство и это, в основном, по двум причинам:

    • стареющий организм менее работоспособен, и мясо является для него более тяжелой и вредной пищей, что пожилые люди сами нередко ощущают;
    • обычно пожилой человек становится более чувствительным к этическим проблемам и морали по причине большого жизненного опыта и духовного развития.

    Современная история вегетарианства

    В современной новой форме вегетарианство развилось прежде всего в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Интересовались им в основном пуританские круги. В 1847 г. возникло первое английское вегетарианское общество, которое, впрочем, сейчас насчитывает около 80 000 членов, оно имеет периодические издания, брошюры и книги, содержит ресторан.

    В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который вложил в его идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

    В 1908 г. под покровительством Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.


    В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это прежде всего так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

    Религия и аскетизм Востока очень благоприятствуют вегетарианству. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот большой народ. Индийская философская система йога предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

    В 1950 году в США основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

    Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был упомянутый уже врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.


    В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

    В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

    В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

    После Второй мировой войны в итоге пробудившегося к идеям вегетарианства интереса в Варшаве возникло «Общество сторонников вегетарианства». Но отнюдь не все его члены - строгие вегетарианцы. Горячим пропагандистом вегетарианства является М. Серадский, по профессии учитель, который вегетарианским способом питания вылечился от тяжелой болезни сердца и в свои весьма преклонные годы внушает уважение своим здоровьем и физическим состоянием.