Изменения в Указ Президента РФ о комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ и в Положение, утвержденное этим Указом — Российская газета. Помилование – что это такое? Кто осуществляет помилование в РФ? Указ президента о комиссиях вопроса

В соответствии со ст. 50 Конституции РФ каждое лицо, осужденное за совершение преступления, имеет право просить о помиловании. О помиловании говорилось и в прежних конституциях, но не как о конституционном праве гражданина и человека, а лишь в плане компетенции соответствующего органа власти. Так, в Конституции СССР 1936 и 1977 гг. о помиловании говорилось соответственно в п. “к” ст. 49 и п. 11 ст. 121, определявших компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. 8

В соответствии с п. “в” Конституции РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч.1 ст.85УК). Таким образом, помилование является актом Президента РФ, которым лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от назначенного судом наказания. Помилование может выразиться в замене более строгого наказания, например, смертной казни, менее строгим, в сокращении срока наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования, как и актом амнистии, может быть снята судимость. 9

Некоторые вопросы порядка применения помилования были урегулированы в постановлении Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании” от 3 декабря 1961 г., которое утратило силу вместе с исчезновением СССР и всех его органов. Нового документа, который бы регулировал процедуру применения помилования до недавнего времени не существовало. И соответствующие органы, занимающиеся этой деятельностью, руководствовались Конституцией и ст. 85 УК РФ. Теперь же эта процедура регулируется “Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации” от 28 декабря 2001 года. Кроме того, в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Указом Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" от 28 декабря 2001г., были образованы комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации.

Указ устанавливает, что основными задачами комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ является:

    предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

    подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

    осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

    подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание (п.3 Указа Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации).

Этим же указом, соответственно, была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации (п. 5 Указа).

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (п. 3 Указа).

Закон не содержит никаких указаний относительно оснований, по которым может быть применено помилование. В ч. 1 ст. 85 УК говорится лишь о том, что помилование осуществляется “в отношении индивидуально определенного лица” т.е. лица, в отношении которого поступило ходатайство о помиловании.

Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 1 глава 1 Положение “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”).

В Российской Федерации помилование применяется:

    в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

    в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

    в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

    совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

    злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

    ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

    ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

    ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

    которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием (п. 2 глава 1 Положения).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме (п. 3 главы 2 Положения).

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи (п. 4 главы 2 Положения).

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

    копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

    извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

    справка о состоянии здоровья осужденного;

    сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

    анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

    сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

    справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

    представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи (п. 5 главы 2 Положения).

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию (п. 7 главы 2 Положения).

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. 8 главы 2 Положения).

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

    характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

    поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

    срок отбытого (исполненного) наказания;

    совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

    применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

    возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

    данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

    другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства (п. 12 главы 2 Положения).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 9 главы 2 Положения).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения (п. 14 главы 3 Положения).

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 16 главы 3 Положения).

По указу о помиловании: а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; б) назначенное наказание может быть сокращено; в) заменено более мягким видом наказания. При сокращении срока наказания Президент не связан никакими формальными ограничениями. Что же касается замены назначенного судом наказания, например лишения свободы, более мягким видом наказания, то при этом может быть избрано любое наказание, предусмотренное ст. 44 УК. При определении срока более мягкого вида наказания (исправительных работ, ограничения свободы и т.п.) следует руководствоваться положениями ст. 71 УК, которая определяет соотношение срока лишения свободы с другими срочными видами наказания. Если лицо уже отбыло наказание, то оно может ходатайствовать о досрочном снятии судимости.

На практике много лет применяется помилование в виде условно досрочного освобождения от оставшейся неотбытой части наказания с назначением исправительного срока. Однако УК РФ 1996 года, такой формы помилования не предусматривает. Следовательно, такую практику следует считать противоречащей ст. 85 УК. Для ее “узаконивания” необходимо дополнить ст. 85 УК соответствующими положениями о возможности помилования с испытательным сроком.

Возможность помилования лиц, осужденных к смертной казни, предусмотрена в ч. 3 ст. 59 УК. В порядке помилования Президент РФ может заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Данная практика применяется довольно активно, особенно в связи вступлением России в Совет Европы, в силу чего Россия объявила мораторий на исполнение приговоров к смертной казни.

В практике применения помилования возник вопрос о том, может ли лицо которому смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, вторично подать прошение о помиловании, поскольку единственная возможность для него освободится из мест лишения свободы до своей смерти – это условно досрочное освобождение, но оно может быть применено лишь по отбытии не менее 25 лет (ч. 5 ст. 79 УК). В других странах именно иногда прямо указывается на невозможность вторичного помилования. В российском законодательстве такого указания нет. Следовательно, представляется, что лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы не лишается права вторично ходатайствовать в порядке помилования о его освобождении до истечения 25 летнего срока.

По своей юридической природе помилование является не реабилитацией, а лишь освобождением от наказания. Оно не устраняет самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания по помилования совершит новое преступление, оно будет основанием для признания неоднократности и рецидива. Помилование не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску; актом помилования нельзя вернуть лицу конфискованного имущества или восстановить его в социальном, воинском или почетном звании, если эти дополнительные наказания уже были исполнены. 10

Одним из предусмотренных действующим российским законодательством оснований от наказания является помилование. В этой статье мы попытаемся понять, что это такое с точки зрения простого гражданина, каков порядок помилования в России и как обратиться с ходатайством о помиловании.

1. Помилование – что это такое. Помилование с точки зрения действующего законодательства РФ представляет собой решение Президента Российской Федерации в отношении конкретного, индивидуально определенного лица об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, сокращении назначенного наказания, замене наказания более мягким либо снятии судимости с лица, отбывшего наказание.

С формальной точки зрения помилование оформляется Указом Президента РФ, вступающим в силу со дня подписания. Наиболее известные Указы Президента РФ о помиловании последних лет: «О помиловании Ходорковского М.Б.» от 20.12.2003 года № 922, «О помиловании Савченко Н.В.» от 25.05.2016 года № 249.

Тексты и наименования всех указов практически идентичны, за исключением данных помилованного лица. Состоят указы о помиловании из двух пунктов: в первом указываются данные помилованного лица, включающие фамилию, имя, отчество, год и место рождения, а также указание на то, от чего освобождается лицо; второй пункт содержит указание на то, что указ вступает в силу со дня его подписания.

После подписания указа о помиловании осужденный подлежит немедленному освобождению из-под стражи. Однако далеко не все, кто претендует на помилование, заявив соответствующее ходатайство, дожидаются положительного решения своего вопроса. С момента избрания Президентом РФ Путина В.В. был серьезно пересмотрен как порядок помилования, так сам подход к этому институту как к исключительному основанию освобождения от наказания и снятия судимости.

Если в 90-е года в год помилования удостаивались по несколько тысяч человек в год, причем оно увеличивалось из года в год вплоть до 2000 года, например, в 1999 году было помиловано более 7 800 человек, то с 2001 года количество помилованных сократилось в несколько тысяч раз: в 2014 году Президентом помиловано 5 человек, а в 2015 – всего 2 человека.

То есть, помилование превратилось действительно в крайне редкое явление, совершенно исключительное основание освобождения от наказания, которым повезет воспользоваться считанным единицам. Не случайно в УК РФ статья «Помилование» находится не в главе, регламентирующей основания освобождения от наказания, а выделена в отдельную главу наряду с амнистией и судимостью.

Основные нормативные акты, регламентирующие помилование следующие:

    Конституция РФ;

    Уголовный кодекс РФ;

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ;

    Указ Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помиловании на территориях субъектов РФ» с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ»;

    Приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании»;

    Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании, утвержденная приказом Минюста РФ от 08.04.2015 года № 83;

    Указ мэра Москвы «О комиссии по вопросам помилования, образованной на территории г. Москвы» от 15.02.2002 года № 12-УМ, указы и распоряжения руководителей субъектов РФ о региональных комиссиях по вопросам помилования.

Порядок помилования Президентом РФ утвержден Указом Президента от 28.12.2001 года и регламентирован Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ (далее – Положение). Мы не будем пересказывать и цитировать нормы законодательства, а остановимся лишь на тех моментах, которые Важны для осужденного.

Так, для того, чтобы воспользоваться правом на помилование, осужденное лицо составляет и обращается с ходатайством о помиловании. В принципе, обратиться с ходатайством могут и защитник, родственники и любые иные лица; к примеру, Савченко Н. была помилована на основании ходатайств, поданных потерпевшими. Однако на практике известны случаи, когда в комиссии давали отрицательное заключение о помиловании на том основании, что ходатайство подано не осужденным (защитником); при этом решение было мотивировано тем, что в Положении указано на то, что ходатайство подается осужденным, но не перечислены ни защитник, ни иные лица. Данное утверждение представляется нам не совсем обоснованным, однако, если у Вас есть возможность, рекомендуем оформить ходатайство о помиловании именно от осужденного лица.

По форме ходатайства законодательство содержит лишь два основных требования: оно должно быть в письменной форме; ходатайство адресуется Президенту РФ. Совершенно не обязательно прикладывать к ходатайству приговор и другие процессуальные решения, так как это в любом случае сделает администрация колонии. Образец ходатайства о помиловании Вы можете скачать здесь.

Составленное ходатайство о помиловании передается администрации исправительного учреждения. Полученное ходатайство регистрируется в отдельном Журнале учета ходатайств осужденных о помиловании. Администрация готовит представление на заключенного и прикладывает к ходатайству приговор и иные необходимые документы, после чего направляет ходатайство с приложенными документами в территориальный орган ФСИН РФ. О том, ходатайство о помиловании направлено в территориальный орган ФСИН, осужденный уведомляется под роспись на втором экземпляре сопроводительного документа.

Лицо, отбывшее наказание, ходатайствующее о помиловании и снятии судимости, само направляет ходатайство в территориальный орган ФСИН РФ.

Из территориального органа ФСИН РФ ходатайство поступает Комиссию по помилованию при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (в Москве такая комиссия создана при мэре г. Москвы). Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования, после чего ходатайство поступает высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, мэру), который с представлением направляет ходатайство Президенту РФ. Именно Президент РФ принимает окончательное решение о помиловании конкретного лица.

Сроки рассмотрения ходатайства о помиловании в каждой из перечисленных инстанций зависят от того, привлекалось ли ранее лицо к ответственности или нет (впервые совершено преступление или нет), а также от тяжести совершенного преступления. Ходатайство должно поступить на рассмотрение Президенту РФ не позднее 72 дней по тяжким и особо тяжким преступлениям, по преступлениям средней тяжести – не позднее 60 дней с момента передачи ходатайства осужденным администрации исправительного учреждения (в отношении отбывших наказание лиц, ходатайствующих о снятии в порядке помиловании судимости, эти сроки еще меньше на 20 и 10 дней соответственно).

Следует заметить, что помилованы могут осужденные и отбывающие наказание на территории РФ лица независимо от их гражданства, а также от того, какой суд вынес приговор.

В заключение следует отметить, что законодательство не содержит прямого запрета на помиловании в отношении каких-либо категорий осужденных, однако согласно п. 2 Положения помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Если Вам необходима помощь адвоката по вопросам помилования, либо необходимо содействие в применении иных норм уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих освобождение от наказания, обратитесь к адвокату, специализирующемуся на оказании услуг по уголовным делам. Только уголовный адвокат сумеет помочь Вам и посодействует освобождению или смягчению наказания.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

· предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

· подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

· осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

· подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации

При рассмотрении ходатайства о помиловании комиссией принимаются во внимание:

· характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

· поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

· срок отбытого (исполненного) наказания;

· совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

· возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

· данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

· другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

В целях совершенствования порядка рассмотрения ходатайств о помиловании постановляю:

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях но вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5149; 2007, N 12, ст. 1376) и в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное этим Указом, следующие изменения:

а) абзац второй пункта 2 Указа изложить в следующей редакции:

"предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;";

б) в положении:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора (далее - администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.";

абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

"5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.";

абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:

"7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденною за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.";

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящею Положения,";

в пункте 13 слова "не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса" заменить словами "не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней)".

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации