Кадастровые работы нововведения. Полезная информация — СРО ОКИ. Кто имеет право на реестровую ошибку

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности. Отдельные статьи закона посвящены вопросам проведения геодезических и картографических работ, выполняемых в целях обеспечения обороны Российской Федерации.

Глава 2 Закона определяет обеспечение осуществления геодезической деятельности в Российской Федерации, конкретизирует порядок установления государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы, используемых на территории всей страны, а также геодезических сетей специального назначения.

Особое внимание уделено вопросам мониторинга характеристик и обеспечения сохранности пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети. Для правообладателей объектов недвижимости, на которых находятся пункты, установлена обязанность по уведомлению соответствующего органа (на территории Ставропольского края - Управление Росреестра по Ставропольскому краю) обо всех случаях повреждения или уничтожения, по предоставлению возможности подъезда (подхода) к ним при выполнении геодезических и картографических работ, при проведении ремонта и восстановления указанных пунктов.

Закон раскрывает понятие государственного фонда пространственных данных, выделяет несколько видов фондов, также подразделяет на виды карты и планы. Материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, созданные до дня вступления в силу Закона, являются данными федерального фонда пространственных данных до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Отдельная глава Закона посвящена вопросам информационного обеспечения выполнения геодезических и картографических работ. Вводятся понятия федеральный портал пространственных данных и региональные порталы пространственных данных, единая электронная картографическая основа.

В Законе обновлены положения, касающиеся осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии и лицензирования геодезической и картографической деятельности. С 01.01.2017 федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии будет осуществляться за соблюдением требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам; к обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, а также пунктов геодезических сетей специального назначения. Надзор предусмотрен также за соблюдением установленных правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях, на дорожных и иных указателях; за соблюдением порядка установления местных систем координат; за отображением Государственной границы Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на картах, планах, в официально изданных атласах в графической, фотографической и других формах, в том числе в электронной форме.

Также одновременно с новым законом о геодезии в силу вступает Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2016 № 1037, утверждающее порядок установления охранных зон пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети и определения их границ и правового режима.

В пределах границ охранных зон пунктов запрещается без письменного согласования с территориальным органом Росреестра (на территории Ставропольского края - Управление Росреестра по Ставропольскому краю) осуществление видов деятельности и проведение работ, которые могут повлечь повреждение или уничтожение наружных знаков пунктов, нарушить неизменность местоположения специальных центров пунктов или создать затруднения для использования пунктов по прямому назначению и свободного доступа к ним. Также без согласования с территориальным органом запрещается снос объектов капитального строительства, на конструктивных элементах или в подвале которых размещены пункты, капитальный ремонт помещений, в которых размещены гравиметрические пункты.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута и правообладатели земельных участков, на которых установлена охранная зона пункта, обязаны обеспечить возможность подъезда (подхода) заинтересованных лиц к указанным пунктам при выполнении геодезических и картографических работ, а также при проведении ремонта и восстановления указанных пунктов.

В пределах границ охранных зон пунктов независимо от формы собственности земельных участков, на которых такие охранные зоны пунктов установлены, разрешено осуществлять геодезические работы без согласования с собственниками и иными правообладателями указанных земельных участков.

Геодезические работы с использованием гравиметрических пунктов, размещенных в подвалах зданий (сооружений), проводятся после направления уведомления о проведении таких работ посредством почтового отправления с уведомлением о вручении собственникам или иным правообладателям указанных зданий (сооружений) не позднее 10 дней до дня начала проведения указанных работ.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2016 № 1099 в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждено Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности.

Положение определяет порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил РФ в целях обеспечения обороны РФ, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы РФ, а также установление и изменение границ между субъектами РФ и границ муниципальных образований. Лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Росреестром и его территориальными органами.

В качестве приложения к вышеназванному Положению утвержден Перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юр. лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию.

Положением определены лицензионные требования, а также указан перечень документов, которые необходимо предоставить для получения лицензии.

Также с 1 января 2017 года у Росреестра появится новая функция – осуществление государственного надзора за соблюдением СРО кадастровых инженеров федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении СРО кадастровых инженеров и (или) их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение суда. Контроль за деятельностью СРО и их национальных объединений возложен на Росреестр, за профессиональной деятельностью кадастрового инженера – на СРО, членом которой он является.

Изменения в законодательстве о кадастровой деятельности

Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2016 N 44776.

В новой форме, в частности:

    изменяется перечень сведений о кадастровом инженере, указываемых в соответствующем разделе карты-плана; в раздел карты-плана, посвященный сведениям о геодезической основе, использованной при подготовке карты-плана территории, включены сведения о состоянии наружного знака пункта, центра пункта и марки;

    включены строки, в которых указываются дополнительные сведения о местоположении уточняемого земельного участка.

Установлено, что до 1 июля 2017 г. для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены карты-планы территории, подготовленные в окончательной редакции в соответствии с требованиями к подготовке карты-плана территории, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года.

Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2016 N 742 "О внесении изменений в приказы Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" и от 8 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке"

Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2016 N 44772.

Обновлены формы акта обследования и межевого плана, а также состав включаемых в них сведений Изменениями уточнен перечень информации о кадастровом инженере, включаемой в акт обследования и межевой план. Кроме того, в формы акта обследования и межевого плана включены разделы, содержащие информацию о машино-месте, в связи с их отнесением к объектам недвижимости. Устанавливается, что до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены акты обследования, подготовленные в окончательной редакции в соответствии с требованиями к подготовке акта обследования, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года.

Приказ Минэкономразвития России от 25.11.2016 N 751 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 30 марта 2016 г. N 193 "Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы"

Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2016 N 44774.

Обновлены формы заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и протокола заседания апелляционной комиссии

В частности, установлено, что в соответствии с обновленной формой заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета осуществляется также обжалование решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.

В форме протокола заседания апелляционной комиссии наименование "орган кадастрового учета" заменено на наименование "орган государственной регистрации прав".

Кроме того, по тексту Приказа Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193 "Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы" наименование "орган кадастрового учета" заменено на наименование "орган государственной регистрации прав".

С 1 января 2017 года вступил в силу приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 8.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». Приказом определена форма межевого плана в виде таблицы и установлены правила оформления документа. Требования, в частности, определяют перечень сведений для включения в текстовой и графический разделы межевого плана, перечень документов, которые используются для подготовки межевого плана и пр.

Приказ вводит ряд изменений. Так, в документе закреплено требование подписания межевого плана, подготовленного в форме электронного документа УКЭП только того кадастрового инженера, который его готовил.

Среди нововведений:

  • отдельный раздел «Сведения о частях ЗУ»;
  • добавление случаев включения в состав межевого плана раздела «Заключение КИ», если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о месторасположении границ лесничеств и лесопарков их фактическому месторасположению, препятствующее ГКУ ЗУ;
  • расширение списка документов, которые используются для подготовки межевого плана.

Приказ Минэкономразвития № 921 также вносит изменения в разделы « Общие сведения о кадастровых работах», «Исходные данные», «заключение кадастрового инженера», «Сведения об образуемых ЗУ» и др. Обращаем ваше внимание, что с 1 января 2017 года изменилась форма акта согласования месторасположения границ земельного участка.

Последние изменения - 2016-12-24

Единый стандарт по актам согласования месторасположения границ земельных участков и формы документов для членов Ассоциации СРО «ОКИ»

Специалистами Ассоциации СРО «ОКИ» разработан Стандарт кадастровой деятельности, который устанавливает единые требования к хранению актов согласования месторасположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядок и сроки их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости.

Документ разработан для соблюдения принципа обеспечения условий, для единообразного применения стандартов, установленных в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» всеми членами Ассоциации.

Стандарт будет полезен для работы не только членам Ассоциации СРО «ОКИ», но и всем кадастровым инженерам.

Последние изменения - 2016-12-27

Письмо Минобрнауки России к приказу об утверждении перечня специальностей

Министерством образования и науки Российской Федерации составлен единый «переходник» старых и новых специальностей, опубликованный в письме № 1666/05 от 24.06.2014г. «Об установлении соответствий при утверждении перечня профессий, специальностей и направлений подготовки». Используя «переходник» можно определить, включено ли «старое» наименование специальности по диплому в перечень, утвержденный Приказом Минэкономразвития России № 413 от 29.06.2016г.

а также карт-планов территории, за 2 квартал 2017 года согласно приложению.

Дополнительно сообщаем о том, что значительное количество решений связано с нарушением кадастровыми инженерами установленных законодательством требований для подготовки межевых и технических планов в части включения согласия заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных, указания наименования саморегулируемой организации, членом которой является кадастровый инженер, СНИЛС, номера и даты заключения договора подряда, номера регистрации в реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность.

Приложение.Перечень ошибок:

Информация о результатах проведения анализа основных ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами при подготовке межевых и технических планов, актов обследования, представляемых в том числе посредством электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», а также карт-планов территории, за июнь 2017 года

1 XML-документ (архив) МП, ТП, Акта обследования, приложенного к заявлению, не проходящего автоматическую проверку в АИС ГКН по причине:

1.1. XML файл МП, ТП ранее был представлен с другим заявлением

1.2. кадастровые номера ОН, указаны в XML файле МП, ТП с ошибками

2 МП, ТП, Акт обследования не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, в частности:

2.1. отсутствие всех сведений о кадастровом инженере (СНИЛС, номера и даты заключения договора на выполнение кадастровых работ, сведения о номере регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность) (п. 30 Требований № 921, п. 26 Требований № 953, п. 8 Требований № 861)

2.2. в ТП, МП, Акте обследования отсутствует согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных (п. 28 Требований № 921, п. 25 Требований № 953)

2.3. в разделе «Исходные данные», отсутствуют реквизиты документов, содержащих сведения ЕГРН (п. 31 Требований № 921, п. 19 Требований № 953)

2.4. МП, ТП, Акт обследования не обеспечивает считывание и контроль представленных данных (п. 18 Требований № 921, п. 21 Требований № 953, п. 11 Требований № 861)

2.5. неверно указан номер кадастрового квартала, в пределах которого располагается, образуемый ЗУ (п. 48 Требований № 921)

2.6. в МП отсутствуют сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам (п. 55 Требований № 921)

2.7. в разделе «Заключение кадастрового инженера» МП отсутствует обоснование изменения площади, конфигурации ЗУ, местоположения границ уточняемых ЗУ (п. 70 Требований № 921)

2.8. форма Акта согласования местоположения границ земельного участка не соответствует требованиям: не включены сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, имеются незаверенные подчистки, приписки, зачеркнутые слова (п. 85 Требований №921)

2.9. в МП отсутствуют либо указаны не все ОН, расположенные на данном ЗУ, при наличии таких ОН в ЕГРН (п. 35 Требований № 921)

2.10. ТП подготовлен на основании Декларации, при этом отсутствует подтверждение, что законодательством Российской Федерации в отношении ОН, для ГКУ/ГРП которого подано заявление с ТП, не предусмотрены подготовка и (или) выдача документов указанных в 8, 9, 10-24, 5-71 ЕЗ (проектная документация, разрешение на строительство, технический паспорт выданный до 01.01.2013, разрешения на ввод (при подготовке ТП помещения, машино-места), разрешение на ввод, выданное до 13.07.2015)

2.11. в составе ТП, подготовленного в отношении объекта незавершенного строительства, индивидуального жилого дома, отсутствует разрешение на строительство, использование которого предусмотрено 7, 9-70 ЕЗ

2.12. в ТП зданий, сооружений отсутствуют планы всех этажей (планы зданий, сооружений при отсутствии этажности), включение которых предусмотрено 14-24 ЕЗ (п. 11 Требований № 953)

2.13. в ТП отсутствуют сведения о ЗУ, либо указаны не все ЗУ в пределах которых располагается ОКС (п. 43 Требований № 953)

2.14. в ТП отсутствуют сведения о кадастровом квартале или ЗУ в пределах которых располагается ОКС (43 Требований № 953)

2.15. в ТП указаны характеристики ОН (год ввода в эксплуатацию, наименование), однако документы подтверждающие данные характеристики не приложены к ТП (п. 20 Требований № 953)

2.16. выявлены расхождения в характеристиках ОН (год ввода в эксплуатацию, год завершения строительства, количество этажей, назначение сооружения), указанных в ТП и документах, на основании которых подготовлен такой ТП (п. 41 Требований №953)

2.17. выявлены расхождения в сведениях о расположении ОКС в кадастровом квартале и (или) в пределах ЗУ, указанных в разделе «Характеристики ОН» ТП, а также его графической части и результатах отображения на дежурной кадастровой карте ОКС (в пределах иного ЗУ и (или), иного кадастрового квартала), согласно указанным в ТП координатам (п. 34, 43 Требований № 953)

2.18. в Акте обследования в составе приложения, в реквизите «Перечень документов, использованных при подготовке акта» отсутствуют документы, подтверждающие факт прекращения существования объекта недвижимости (п. 3, 9 Требований № 861)

2.19. в Акте обследования отсутствует заключение кадастрового инженера о прекращении существования объекта недвижимости (п. 10 Требований № 861)

3 В разделе «Исходные данные» указаны не все документы, использованные при подготовке межевого плана, а именно: отсутствуют сведения о Правилах землепользования и застройки, а также реквизитах указанного документа. (п. 31 Требований № 921)

4 Местоположениеграниц не считается согласованным (согласование проведено не с лицами, указанными в ч.3 ст.39 221-ФЗ; согласование с несовершеннолетними: 1) в Акте согласования местоположения границ земельного участка отсутствуют сведения о законном представителе (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. 2) согласование с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет проведено с законным предтставителем, при этом несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно учавствовать в согласовании при наличии письменного согласия своих законных представителей. 3) в составе приложения межевого плана отстутствуют копии свидетельств, выданных органами записи актов гражданского состояния, а также согласие законных представителей - родителей, усыновителей. (п.25 ч.1 ст. 26 218-ФЗ, ст. 26,28 ГК РФ, п. 24 Требований № 921)

Кадастровые инженеры СРО Ассоциации «ОКИС» из различных городов Краснодарского края, а также Крыма, Адыгеи, Ростова, Ставрополья совместно с сотрудниками Управления Росреестра приняли участие в состоявшемся 23 ноября учебно-методическом семинаре «Изменения 2017 года в государственном кадастровом учёте и кадастровой деятельности. Повышение профессионализма кадастровых инженеров». Семинар состоялся в актовом зале Кубанского государственного технологического университета. С преведственным словом перед собравшимися выступил заместитель руководителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю Сергей Левонович Осипов, а также директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю Александр Александрович Долгов.

Региональный представитель СРО Ассоциация «ОКИС» по Южному Федеральному округу Дарья Валерьевна Постонен рассмотрела вопрос регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества на территории Краснодарского края, проблемы достижения плановых показателей целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества».

После перерыва с докладом выступила Анжела Витальевна Нуприенкова - начальник отдела нормативно-правового регулирования кадастрового учёта и кадастровой деятельности Департамента недвижимости Минэкономразвития России. Доклад Анжелы Витальевны вызвал черезвычайный интерес у собравшихся. Изменения в законодательстве, вступившие в силу в текущем году, а также те, которые готовятся при участии Анжелы Витальевны и её сотрудников, очень заинтересовали участников семинара.

Множество вопросов вызывает реализация так называемой "лесной амнистии" (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Анжела Витальевна прояснила некоторые моменты этого ФЗ, в частности, особенности подготовки межевых планов в отношении земельных и лесных участков.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также был разъяснён присутствующим.

Рассмотрены также Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 222-ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и особенности государственного кадастрового учета в отношении единого недвижимого комплекса, машино-мест и нежилых зданий с помещениями.
Интерес вызвали и законопроекты в сфере недвижимости, разрабатываемые Минэкономразвития России: внесение изменений в №218-ФЗ и №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации; О внесении изменений а Федеральный закон «О кадастровой деятельности».