Как формируется представительный орган. Представительный орган местного самоуправления. Контрольный орган муниципального образования

1. Представительный орган МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом МО определяется правомочность заседания представительного органа МО. Заседание представительного органа МО не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа МО проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.2. Вновь избранный представительный орган МО собирается на первое заседание в установленный уставом МО срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа МО в правомочном составе.

2. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

5. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.

Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.

Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Установленный пунктом 2 части 4 настоящей статьи порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен в порядке, установленном абзацем вторым настоящей части, не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи представительного органа муниципального района.

6. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

8. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

В исключительной компетенции представительного органа МО находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

11.1. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

15. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

18. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

19. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

35. Исполнительные органы МСУ: виды, полномочия, ответственность

Статья 37. Местная администрация

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом МО полномочиями по решению ВМЗ и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ФЗ и законами субъектов РФ.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

3. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

7. Местная администрация обладает правами юридического лица.

8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

9. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 настоящей статьи;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

11. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного сам

1. Общая характеристика ПО МО;

2. Компетенция ПО МО;

3. Правовой статус депутата ПО МО.

Общая характеристика ПО МО

Численный состав ПО устанавливается ФЗ №131 при минимальной численности от 7 до 35 депутатов (больше можно – меньше нельзя) с учетом численности населения, проживающего в соответствующем МО.

ПО МР по закону не может быть менее 15 депутатов.

Численность ПО внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек.

Порядок формирования ПО: ПО МО, по общему правилу, формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с применением либо мажоритарной избирательной системы относительного большинства, либо пропорциональной, либо смешанной избирательных систем. При этом ПО с численностью депутатов от 20 и более формируются на основе смешанной избирательной системы.

Особенности формирования ПО МР установлены в ФЗ №131. Он устанавливает два способа формирования данного органа:

1. Может избираться на муниципальных выборах, при этом от одного поселения может быть избрано не более, чем две пятых от установленной численности ПО;

2. Может состоять из глав поселений, входящих в состав района и депутатов представительных органов поселений с равной численностью.

ПО является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей от общего числа депутатов.

Структура ПО МО:

1. Руководящие органы ПО (председатель и его заместители);

2. Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии);

3. Объединения депутатов (фракции, депутатские группы);

4. Аппарат.

Руководящие органы: председатель – либо избранный на заседании ПО МО депутат, либо глава МО, если уставом предусмотрено, что он по должности входит в представительный орган и является его председателем; полномочия смотреть в законе;

Председатель и его заместители, как правило, работают в составе ПО на освобожденной основе и получают вознаграждение за счет средств местного бюджета;

Статья 35 устанавливает, что ПО может иметь в своем составе не более 10% депутатов, работающих на освобожденной основе.

Функционально-отраслевые органы – постоянные или временные комиссии (порядок формирования, полномочия, состав – смотри в Законе).

Компетенция ПО МО

Компетенция ПО МО определяется видом МО и характером вопросов местного значения (ст.35 ФЗ №131).

С учетом этого компетенцию можно разделить на две группы:

1. Исключительная компетенция, в которую входят те вопросы, которые могут быть решены только представительным органом и только на его заседаниях. Перечень данных вопросов содержится в статье 35;

2. Полномочия общего характера, которые определяются характером и содержанием вопросов местного значения и могут осуществляться как представительным органом, так и исполнительным, на основе принципа разграничения полномочий.

Функции ПО МО – основные направления деятельности представительного органа по решению вопросов местного значения.

1. Нормотворческая функция: порядок принятия муниципальных НПА представительным органом закрепляется в соответствии с Уставом МО и ФЗ №131 регламентом ПО МО;

2. Представительская функция;

3. Контрольная функция;

4. Исполнительно-распорядительная, реализующаяся вовне.

Формы деятельности представительного органа:

1. Заседание (сессия): бывают очередные и внеочередные; открытыми и закрытыми; кроме того, они могут быть выездными; порядок проведения заседаний определяется регламентом представительного органа;

2. Заседания постоянных комиссий. Порядок формирования и деятельности данных комиссий определяется регламентом, а также может быть принято положение о постоянных комиссиях. Действующее законодательство допускает возможность одному депутату участвовать в деятельности не более чем в двух комиссиях;

Правовой статус представительного органа поселения фактически не отличается от статуса этого органа в муниципальных образованиях иного типа, поэтому далее будем использовать термин «представительный орган».

Наличие представительного органа вызвано объективной потребностью жителей в поселениях свыше 100 избирателей выбирать своих представителей для решения проблем жизнеустройства на данной территории.

Основная функция представительного органа - представлять и реализовывать коллективные (публичные) интересы первичных субъектов местного самоуправления - населения (местного сообщества). Представительный орган - обязательный орган в структуре органов муниципального образования любого типа. Именно представительному органу дано право формировать иные органы муниципальной власти в данном муниципальном образовании.


Статус представительного органа позволяет ему в рамках своей компетенции принимать от имени жителей муниципального образования решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории этого муниципального образования, включая граждан, которые не участвовали в голосовании на выборах этого органа, органов или подразделений государственной власти, действующих на территории муниципального образования.

В статье 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования любого типа:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него
изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и
ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об
установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в
организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного
обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению
вопросов местного значения.

В отличие от прежней редакции федерального закона о местном самоуправлении, когда компетенция представительного органа находилась


исключительно в ведении муниципального образования и могла устанавливаться его уставом, теперь это совместное ведение Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, иные полномочия представительных органов (кроме исключительных) определяются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35).

Формирование представительного органа поселения , как уже отмечалось, может происходить только на муниципальных выборах. Формирование представительного органа муниципального района имеет следующие особенности:

В случае прямых муниципальных выборов число депутатов, избираемых
от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной
численности представительного органа муниципального района;

В случае делегирования глав и депутатов представительных органов
поселений устанавливается равная независимо от численности населения
поселения норма представительства
. определяемая в порядке,
установленном статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ.)
Численность депутатов представительного органа муниципального

района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Представительный орган поселений с числом избирателей менее 100 человек вообще не формируется. Его полномочия, как уже отмечалось, исполняет


сход граждан.

Если представительные органы местного самоуправления поселений принимают решение о формировании представительного органа района путем делегирования представителей поселений, можно порекомендовать несколько способов, повышающих представительство населения и легитимность данного органа.

Во-первых, при проведении избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа поселения гражданам необходимо разъяснять, что избранный ими депутат может одновременно стать и их представителем в районном органе местного самоуправления. Это повысит требования граждан к своему избраннику и позволит делать более обоснованный выбор.

Во-вторых, желательно в этом случае использовать на выборах в поселении пропорциональную избирательную систему, или как минимум систему многомандатных округов. В случае использования последней желательно избирать делегатов в районный представительный орган от каждого из многомандатных округов.

В-третьих, процедура избрания районных депутатов из состава представительного органа поселений должна быть установлена в уставе поселения. Эта процедура должна предусматривать возможность участия населения в обсуждении данного вопроса (например, на публичных слушаниях, на собраниях, конференциях, в СМИ, на открытых заседаниях представительного органа по данным вопросам с предоставлением права гражданам выступать на таких заседаниях). Возможны и иные способы участия населения в обсуждении вопросов формирования представительного органа района.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа не зависит от порядка его формирования. Оно возможно в следующих случаях:

1. Роспуск представительного органа на основании закона

субъекта РФ. Это одна из форм ответственности представительного органа


муниципального образования перед государством (установлена в статье 73 Федерального закона № 131-ФЗ). Такая ответственность наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

2. Самороспуск представительного органа на основании
собственного решения. При этом решение о самороспуске принимается в
порядке, определенном уставом муниципального образования (статья 35
Федерального закона № 131-ФЗ).

3. Неправомочность данного состава депутатов
представительного органа муниципального образования (в том числе в связи со
сложением депутатами своих полномочий) в случае вступления в силу решения
об этом соответственно верховного суда республики, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа (статья 35).

4. Преобразование муниципального образования (статья 35).

Аппарат представительного органа. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 41) предусматривает наделение представительного органа правами юридического лица . Это требует создания механизма "освоения" новых полномочий представительного органа муниципального образования. Поэтому нередко вопросы обеспечения деятельности представительного органа возлагаются на его аппарат.

Аппарат представительного органа создается для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности представительного органа, оказания помощи комиссиям (комитетам) и депутатам. Представительный орган муниципального образования самостоятельно решает вопросы о его структуре и численности его сотрудников в пределах утвержденных в местном бюджете средств на содержание представительного органа.

Председатель представительного органа

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.

В случае если глава муниципального образования является главой местной администрации, организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава. В этом случае председатель представительного органа, как правило, избирается данным органом из числа депутатов путем тайного голосования большинством от установленной численности депутатов на срок полномочий представительного органа.

Представительный орган вправе избрать из своего состава иных должностных лиц.

Председатель и иные должностные лица представительного органа подотчетны данному органу и могут быть освобождены от должности путем тайного голосования на заседании представительного органа, как правило, большинством от установленной численности депутатов.

Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности этого органа.

Как правило, председатель представительного органа муниципального образования:

  1. осуществляет руководство подготовкой заседаний представительного органа и вопросов, выносимых на рассмотрение представительного органа;
  2. ведет заседания представительного органа, ведает внутренним распорядком представительного органа;
  3. представляет представительный орган в отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти , гражданами и организациями;
  4. созывает заседания представительного органа, доводит до сведения депутатов время их проведения, а также проект повестки дня;
  5. осуществляет общее руководство работой аппарата представительного органа; в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата представительного органа; налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, решает вопросы об их поощрении;
  6. координирует деятельность комитетов (комиссий) представительного органа;
  7. подписывает протоколы заседаний и другие документы представительного органа;
  8. осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят нормативный правовой акт , противоречащий Конституции Российской Федерации , федеральным конституционным законам , федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случаях:

  • принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как правило, с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов численностью не менее половины от установленного числа депутатов представительного органа путем подачи письменного заявления. Заявление подписывается каждым из указанных депутатов. Решение о самороспуске обычно принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа;
  • вступления в силу решения соответственно Верховного суда республики , края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  • преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. ч. 3, 4 - 7 ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в случае упразднения муниципального образования;
  • утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по рассмотренному нами выше второму варианту, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Представительный орган – это орган общей компетенции, имеющий внутренне согласованную структуру, обладающий статусом юридического лица, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, представляющих интересы местного сообщества.

Порядок формирования представительного органа.

Представительный орган поселений, городского округа, внутригородской территории города Федерального значения формируется на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого волеизъявления.

Представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах, при этом число депутатов, избираемых от одного поселения не д превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района. Помимо этого представительный орган муниципального района м состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности поселения нормой представительства.

Срок осуществления полномочий представительных органов составляет от 2х до 5 лет. Досрочное прекращение полномочий представительного органа возможно только по следующим основаниям:

1) самороспуск, порядок которого определяется уставом МО;

2) в случае вступления в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности данного состава депутатов;

3) в случае преобразования или упразднения МО;

4) в случае утраты поселением статуса МО в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей более чем на 25% вследствие изменения границ МО.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий депутатов.

1) численность депутатов представительного органа в муниципальном районе – не менее 15 человек;

2) на внутригородской территории города федерального значения – не менее 10 человек;

3) в других МО численность депутатов зависит от численности населения (в Ульяновске – не менее 35).

Примерный состав представительного органа:

1) руководящее подразделение: председатель (им может быть глава МО), заместители председателя, секретарь заседания представительного органа, иногда – совет представительного органа;

2) функционально-отраслевые подразделения: постоянные и временные комиссии;

3) подразделения, обеспечивающие работу представительного органа: аппарат представительного органа.

Председатель представительного органа – это его руководитель. Он подотчетен представительному органу, избирается на первом заседании из своего состава. Председатель обладает следующими организационными полномочиями:



1) созывает и ведет заседания представительного органа;

2) координирует деятельность постоянных и иных комиссий;

3) представляет представительный орган в иных органах власти, организациях и учреждениях;

4) осуществляет кадровую работу, руководит работой аппарата, увольняет и назначает работников аппарата;

5) подписывает договоры, исковые заявления и иные документы от имени представительного органа;

6) обладает иными полномочиями.

Председатель ежегодно представляет доклад о деятельности представительного органа за отчетный период. Отчет он представляет как депутатам, так и населению. Возглавляет представительный орган либо лицо, избираемое депутатами из своего состава (в УО так), либо глава МО. В зависимости от того, кто руководит представительным органом, определяется круг его полномочий. Просто у председателя – только организационные и представительные. У главы круг полномочий шире.

Заместители председателя представительного органа подотчетны представительному органу и председателю, они выполняют поручения последнего. При отсутствии председателя один из замов выполняет его обязанности. Количество замов не ограничено. Полномочия определяются представительным органом.

Секретарь заседания избирается из числа депутатов и организует:

1) регистрацию участников;

2) организует ведение протокола;

3) обеспечение депутатов необходимыми материалами;

4) помогает председателю вести заседание и вместе с ним подписывает протокол.

Совет представительного органа может образовываться для обсуждения текущих вопросов, как правило, в него входят председатель, замы, секретарь и председатели постоянных комиссий.

Постоянные и временные комиссии формируются в составе любого представительного органа, в них ведется текущая работа по подготовке проектов нормативных актов. Временные комиссии формируются для решения конкретного вопроса, постоянные комиссии выполняют консультативную, контрольную и совещательную роль. Постоянные комиссии постоянные комиссии неполномочны самостоятельно решать вопросы местного значения. Создание комиссии и ее численный состав оформляется решением представительного органа. Постоянные комиссии для подготовки отдельных вопросов могут создавать общественные и экспертные советы, рабочие группы из своего состава, из других депутатов представительного органа, представителей органов ГВ, МСУ, общественных организаций, научных учреждений, в т.ч. работников аппарата. Они вправе привлекать на договорной основе экспертов, назначать независимую экспертизу проектов нормативных актов.

Полномочия постоянных комиссий:

1) осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку проектов решений представительного органа;

2) вносят предложения по повестке дня заседания представительного органа;

3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль над деятельностью исполнительных органов МСУ;

4) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта бюджета;

5) рассматривают обращения граждан, изучают общественное мнение;

6) иные полномочия.

Депутат может входить в состав 2 и > постоянных комиссий. Комиссии собираются между заседаниями представительного органа. 2 комиссии могут работать совместно.

Временные комиссии создаются для решения конкретных задач и ограничиваются определенным сроком действия. Временные комиссии могут состоять из депутатов и иных привлеченных для этого лиц. Временные комиссии вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности. Подотчетны представительному органу.

Аппарат представительного органа не наделен властными полномочиями, как правило, существует должность руководителя аппарата, который возглавляет его работу. Общее руководство осуществляет председатель представительного органа. Структура аппарата, фонд оплаты труда и пр. определяются представительным органом, исходя из бюджета. Как правило, в состав аппарата входят бухгалтерия, канцелярия, пресс-отдел, сель-хоз отдел и пр.

Заседания – основная организационно-правовая форма работы представительного органа. Они м б очередными и внеочередными. Очередные заседания проводятся не менее раза в месяц. Внеочередные инициируются по чрезвычайным вопросам. Для проведения заседания необходимо наличие кворума - минимального числа депутатов, без наличия которого решение не м б принято (обычно это 2/3 от общего числа депутатов).

Перечень исключительных полномочий представительного органа (п. 10 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ):

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Нормотворчество. Представительный орган МО по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает:

1) решения (не законы ), устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО (принимаются большинством голосов, от установленной численности депутатов);

2) решения по вопросам организации и деятельности представительного органа;

3) решение об удалении главы МО в отставку.

Проекты мун актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными органами, главой местной администрации, инициативными группами граждан, органами ТОС, иными субъектами.

Нормативный акт, принятый представительным органом, передается на подпись главе МО. Если глава МО возглавляет представительный орган, эта стадия выпадает. Если нет: у главы есть право мотивированного отлагательного вето. Сроки - втч 3х дней передается на подпись, которая занимает 10 дней, затем опубликование и обнародование, за которое ответственен Глава МО.