Как появились игральные карты

February 6th, 2015

Казалось бы, что может быть проще и привычнее игральных карт? Подошел в любой киоск союзпечати и купил колоду. Обычно это будет колода не очень хорошего качества, зато с рисунками Шарлеманя (выполненными еще в XIX веке!) - атласные карты (на рисунке ниже).

Конечно, еще есть люди, предпочитающие пользоваться более дорогими колодами мировых брендов, предназначенными для покера или бриджа. Но в любом случае - колода карт - это предмет довольно обычный в современном обиходе.

В то же время с игральными картами связан целый ряд мифов и просто откровенных глупостей. Например, миф о том, что карты являются «библией дьявола», или что они произошли от загадочных карт таро, или что их придумали цыгане, чтобы обманывать простой люд, или евреи, чтобы вводить христиан в искушение азартными играми.

А еще тут можно вспомнить и попытки разнообразных оккультистов поставить в соответствие четырем мастям четыре стихии или увязать . Но чуть подробнее я бы хотел остановиться на мифе, в соответствии с которым масти объявляются символами орудий крестной смерти Христа:


  • трефы - это, конечно, сам крест. Тут, кстати, снова возводят поклеп на евреев, на языке которых «трефа» означает «нечистота», т.е. что-то типа: «клятые евреи наш Крест нечистым называют!».

  • пики - естественно, копье, которым сотник Лонгин пронзил сердце Спасителя.

  • бубны - гвозди, которыми Иисус был прибит к кресту.

  • червы - губка, пропитанная уксусом, которую дали Христу.

При этом еще и слово «козырный» выводят из слова «кошерный». В общем, как обычно, евреи во всем виноваты, они пособники дьявола, а играть в карты - значит, не ведая того, богохульствовать.

И вот, настоящая небольшая статья призвана развеять эти мифы и показать читателю основные вехи истории игральных карт.

Итак, кто же придумал игральные карты?

Китайцы. Как множество других вещей.

Китайцы первыми изобрели бумагу, соответственно и возможность делать приспособления для азартных игр из бумаги появилась именно в Китае.

Исторически в Китае имеется несколько типов игральных карт. На одних китайских игральных картах изображены фигуры китайских шахмат сянцы (точнее, иероглифы), на других - костяшки домино, на третьих - монеты. Последний тип так и называется «монетные карты».

А теперь внимание! Именно от «монетных карт» и произошли европейские игральные карты.

Так что давайте рассмотрим китайские монетные карты детально.

Колода китайских монетных карт выглядит непривычно для нас с вами. В такой колоде три (или четыре) масти, в каждой из которых девять (как вариант - десять) карт:

1. Монеты. Девять карт: от одной монеты до девяти монет.

2. Связки монет. Причем в каждой связке - сто монет. Девять карт: от одной связки (100 монет) до девяти связок (900 монет).

А что за связки монет?

Дело в том, что в Китае монеты были дырявыми (см. рисунок ниже):

А переносились монеты путем их нанизывания на веревки. По нашим временам - неудобно, а тогда - вполне себе ничего. Выглядело это примерно так:

3. Десятки тысяч монет. Изображаются такие количества монет уже не рисунками, а иероглифами. И снова девять карт: от 10000 монет до 90000 монет.

Итак, в китайских монетных картах масти находятся в иерархическом отношении, а каждая следующая масть получается умножением предыдущей масти на 100:


  • 1 -> 100 -> 10000

  • 2 -> 200 -> 20000


  • 9 -> 900 -> 90000

Или в табличном виде:
Монеты Связки монет Десятки тысяч (символы)
1 100 10000
2 200 20000
3 300 30000
4 400 40000
5 500 50000
6 600 60000
7 700 70000
8 800 80000
9 900 90000

А теперь давайте посмотрим, как китайские монетные карты выглядят. На рисунке ниже представлена часть колоды китайских монетных карт одного из типов (этих типов очень много, и в них даже я не разбираюсь).

Сверху вниз: монеты, связки монет, десятки тысяч монет.

Как видим, связки монет тут больше похожи на каких-то червяков, а на картах масти «десять тысяч» изображены забавные человечки (достоинство карты обозначают не они, а иероглифы сверху).

Обычно обозначения достоинства и масти китайских монетных карт еще более стилизованны, и понять, что изображено на карте, может только игрок или специалист.

Вот еще не самый сложный рисунок:

Подскажу: монеты - в середине, сверху - десятки тысяч, снизу - связки монет.

Помимо приведенного рисунка вы можете увидеть масти китайских монетных карт в такой игре, как маджонг. В этой игре, внешне больше похожей на домино, а по сути - на карточную игру румми, тоже есть три масти:


  • точки (это монеты);

  • бамбуки (связки монет по сто);

  • символы (десятки тысяч монет).

Выглядит это так:

Сверху вниз: точки, бамбуки, символы.

Кстати, особенностью монетных карт является то, что каждая масть в колоде не одна, как в привычных нам игральных картах, а несколько.

Причем, в маджонге такая же ситуация: там костяшек каждой масти четыре набора. Вот для иллюстрации полный набор маджонговых «точек»:

Вообще, в случае маджонга мы видим некое обратной движение маятника: раньше на картах изображали домино, а теперь на домино - карты...

Также интересно отметить, что в Европе тоже могут играть не одной, а несколькими колодами сразу, например, при игре в те же румми или при раскладывании пасьянсов.

Теперь о символизме мастей и об их происхождении. В древней европейской колоде было четыре масти: монеты, палки, кубки и мечи. Замечу, что эти масти сохранились сегодня в Италии и Испании. Вот эти масти (на примере троек):


И, как, возможно, заметил внимательный читатель, масть «монеты» явно происходит из Китая. И это, действительно, так.

Масть «палки» («дубинки») - тоже из Китая - это, так сказать европейское переложение китайской масти «связки монет».

Но откуда же взялись «мечи» и «чаши»?

Дело в том, что в Европу игральные карты попали не непосредственно из Китая.

Европейцы переняли карты не у китайцев, а у арабов. Скорее всего, в Европу попали так называемые мамлюкские игральные карты , распространенные тогда в Египте (именно мамлюки там в то время и правили). Произошло это в XIV веке. В Европе игральные карты даже назывались изначально арабскими словами - наиби, нейп.

В мамлюкских игральных картах уже было четыре масти: монеты, палки для поло, чаши и ятаганы.

Возможно, чаши - это просто арабская трактовка китайской масти «десятки тысяч». Но, может, и нет. «Мечи» же (ятаганы), по всей видимости, придуманы арабами.

Именно арабы ввели в колоду и так называемые придворные карты - всем знакомые Король, Дама и Валет. У арабов это были, соответственно: Султан, Первый визирь, Второй визирь. В ряде колод была еще четвертая придворная карта - некий «помощник».

Конечно, можно строить множество всяких гипотез о том, почему арабам понадобились новые масти и придворные карты, о том, по какой причине они решили переделать китайские монетные карты. Можно даже приплести сюда всякую мистику типа суфийских орденов или каких-нибудь каббалистов, которые тайно проживали среди арабов. Но, на мой взгляд, тут речь просто о том, что потребность именно в такой колоде была обусловлена правилами карточной игры, которые сложились в арабской культуре.

Как же выглядели мамлюкские игральные карты? Вот схематичные изображения придворных карт мамлюкской колоды:

Сверху вниз: монеты, палки для поло, чаши, ятаганы. Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Реально мамлюкские карты выглядели вот так:

На рисунке выше представлены три придворные карты масти «палки для поло». Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Итак, в XIV веке в Европу попали мамлюкские карты, которые были изменены в соответствии с европейской культурой. Как арабы переделали когда-то под себя китайские игральные карты, так и европейцы приспособили карты арабские к собственным потребностям.

Масти при этом практически не изменились (разве что ятаганы стали мечами, а палки для поло - просто палками), а вот рисовать карты стали по-европейски (в Европе не было запрета на изображение живых существ в отличие от мусульманского Востока). Придворные карты соответственно изменились на Короля, Рыцаря и Пажа (Оруженосца), плюс/минус Дама.

А в XV веке в Европе (а именно, в Италии) появились карты таро. Они произошли от обычных игральных карт путем добавления козырей (обычно козырей 21 штука) и особой карты под названием «Дурак».

Так что не игральные карты произошли от карт таро путем упрощения, а карты таро произошли от обычных игральных карт путем усложнения.

Причем созданы карты таро были именно для игры, а вовсе не для гаданий или передачи некоей оккультной мудрости. Играли с помощью карт таро в игру под названием «Триумфы». Триумфами изначально назывались и сами эти карты (слово «таро» возникло много позже).

Кстати, вот интересный момент, показывающий, что сходные элементы в разных культурах могут развиваться похожим образом: помимо очковых карт в таро есть еще и козыри. На этих козырях мы видим разные аллегорические изображении и в том числе добродетели.

Вот три добродетели из так называемого «марсельского» таро (в других типах колод таро могут быть иные наборы добродетелей):

А в маджонге тоже помимо «очковых костяшек» (точек, бамбуков и символов) имеются костяшки с аллегориями добродетелей:


  • красный дракон - умеренность;

  • зеленый дракон - процветание;

  • белый дракон - доброжелательность, искренность и сыновняя почтительность.

Вот эти драконы:

А вот более традиционное их изображение (иероглифическое):

Как же появились знакомые нам символы мастей - бубны, трефы, черви и пики? Такие масти, кстати, принято называть французскими.

В общем-то, не трудно догадаться, что французские масти являются ни чем иным как упрощением и стилизацией исходных мастей (итало-испанских, в Италии и Испании, напомню, они используются до сих пор). Таким образом:


  • монеты превратились в бубны;

  • палки - в трефы;

  • чаши - в червы;

  • мечи - в пики.

Причем, по-видимому, французские масти произошли от итало-испанских не прямо, а через немецкую систему мастей (бубенцы, желуди, сердца, листья):

  • монеты - бубенцы - бубны;

  • палки - желуди - трефы;

  • чаши - сердца - червы;

  • мечи - листья - пики.

Или в виде рисунка:

Очевидно, что вывод о происхождении французских мастей от немецких вполне логичен, учитывая, что немецкие масти проще итало-испанских, но все еще являются полноценными рисунками, а не упрощенными знаками.

Итак, давайте подытожим:


  1. Игральные карты были изобретены в Китае.

  2. У китайцев их переняли арабы. У арабов - европейцы.

  3. Символы мастей (итало-испанские, немецкие, французские) не имеют никакого отношения ни к оккультизму, ни ко всякой дьявольщине.

  4. Карты таро - это особая форма игральных карт, которая создана на основе обычных игральных карт.

Надеюсь, было интересно.

Игральные карты известны во всем мире. Но вот где и когда они появились, не знает никто. Некоторые средневековые теологи считали их «дьявольской выдумкой», которую сатана изобрел, чтобы множить людские грехи. Более здравомыслящие доказывали, что этого не может быть, потому что изначально карты использовались для гадания и других магических ритуалов, то есть для познания воли Божьей.

В качестве доказательств приводились весьма любопытные свидетельства, которые наверняка будут небезынтересны всем, кто когда-либо брал в руки атласную колоду. По одной из версий, изобретение карт приписывалось древнеегипетскому богу Тоту — родоначальнику письменности, счета и календаря. С помощью карт он поведал людям о четырех составляющих мироздания — огне, воде, воздухе и земле, которые олицетворяют четыре карточные масти. Гораздо позднее, уже в средние века, евреи-каббалисты конкретизировали это древнее послание. По их утверждению, масти воплощают четыре класса стихийных духов: бубны — духов огня саламандр, черви — повелителей воздушных стихий сильфов, трефы — духов воды ундин и пики — владык подземного мира гномов.

Другие средневековые мистики считали, что карты символизируют четыре «главные стороны человеческой натуры»: червовая масть олицетворяет любовь; трефы стремление к познанию; бубны страсть к деньгам, а о смерти предупреждают пики. Необыкновенное же разнообразие карточных игр, сложная логика взаимоотношений и соподчинений, чередование взлетов и падений, внезапных неудач и удивительных везений отражает нашу жизнь во всей ее сложности и непредсказуемости. Отсюда и проистекает завораживающая сила азарта, таящаяся в них к вящему негодованию пуритан и ханжей всех времен и народов, в этом смысле с картами не сравнятся ни шахматы, ни домино, да и вообще никакие другие игры.

Впрочем, не менее любопытна и версия, согласно которой в картах якобы отражается... время. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, а не всем понятный джокер символизирует еще и високосный год. Четыре же масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму — в 12, короля — в 13, а туза принять за единицу, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, получим число дней в году. Ну а число лунных месяцев — 13 соответствует количеству карт каждой масти.

Если же спуститься с заоблачно-туманных высот мистики на почву реальности, то наиболее вероятными представляются две версии происхождения карт. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800-го года нашей эры. Другая же версия гласит, что карты появились в Китае в VIII веке в период правления Танской династии. Дело в том, что бумажные деньги служили подданным Поднебесной империи не только для расчетов, но и для азартных игр. Помимо цифровых номинаций на банкнотах были изображены императоры, их жены, губернаторы провинций, что и обозначало достоинство той или иной купюры. А поскольку у игроков не всегда было достаточное количество банкнот, они применяли вместо них дубликаты, нарисованные на листках бумаги, которые в конце концов вытеснили из игр настоящие деньги.

Столь же неопределенно и время появления карт в Европе, хотя большинство историков сходится на том, что скорее всего их привезли с собой участники крестовых походов в XI-XIII веке. Правда, не исключено, что сей предмет азарта появился на нашем континенте в результате вторжения в Италию в X веке сарацин, как называли тогда арабов, у которых местные жители заимствовали карты. Во всяком случае, в 1254 году Людовик Святой издал эдикт, запрещавший под страхом наказания кнутом карточные игры во Франции.

В Европе арабский оригинал подвергся значительной переработке, поскольку Коран запрещал правоверным рисовать изображения людей. Предположительно родиной карт с фигурами королей, дам и оруженосцев—валетов была Франция, где на рубеже XIII-XIV веков художник Грэгоннер разрисовал для Карла VI картонные листы.

Самая ранняя из известных европейских карточных колод «Таро» (Иногда встречаются названия Тарот илиТарок — прим. ред.) была изготовлена в XIV веке в Ломбардии. В ней были четыре масти, изображенные в виде чаш, мечей, денег и жезлов или дубинок. Каждая масть состояла из десяти карт с цифрами и четырех картинок: короля, королевы, рыцаря и оруженосца. Кроме этих 56 карт, она включала еще 22 козырные карты с цифрами от 0 до 21, носившие следующие названия: шут, фокусник, монахиня, императрица, император, монах, любовник, колесница, правосудие, отшельник, судьба, сила, палач, смерть, умеренность, дьявол, гостиница, звезда, луна, солнце, мир и судилище.

По мере роста популярности карточных игр в Европе в течение всего XIV века из колоды Таро постепенно исчезли все козырные карты и четыре рыцаря. Правда, остался шут, переименованный уже в наши дни в «джокера». Полные же колоды сохранились только для гадания.

Причин для этого было несколько. Во-первых — стремление отделить мир азарта от таинств оккультизма и магии. Потом, правила игр с таким большим количеством карт были слишком сложны для запоминания. И, наконец, то, что до изобретения печатного станка карты размечали и раскрашивали вручную, и поэтому стоили они очень дорого. Поэтому в целях экономии колода «похудела» до нынешних 52 карт.

Что же касается обозначения мастей, то из исходной итальянской системы с ее мечами — аналог будущих пик, булавами — треф, кубками — червей и монетами — бу-бей, позже выделились три: швейцарская с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая с желудями, листьями, сердцами и колоколами, и французская с трефами, пиками, червами и бубнами. Наиболее устойчивой оказалась французская система изображения мастей, которая после Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти повсюду.

За последующие 300 лет не один художник пытался ввести в обиход новую карточную символику. Время от времени появлялись колоды, в которых четыре масти представали в виде зверей, растений, птиц, рыб, предметов домашнего обихода, посуды. В самом начале этого процесса в Германии масти изображались в виде ларцов для церковных пожертвований, гребня, кузнечных мехов и короны. Во Франции появились аллегорические фигуры Свободы, Равенства, Братства и Здоровья. Позднее приверженцы социализма даже пытались выпускать карты с изображениями президентов, комиссаров, промышленников и рабочих. Впрочем, все эти «изобретения» оказались слишком искусственными и поэтому так и не привились. А вот с картами-картинками дело сложилось иначе.

Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур, да и рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавшие личности. Это — не что иное, как стилизация стилизаций, бесконечно далекая от первоначальных оригиналов. Между тем первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в средние века: Карл Великий, король франков, возглавлял червонную масть, пастух и певец Давид — пиковую, поскольку благодаря своим подвигам он стал легендарным древнееврейским царем; Юлию Цезарю и Александру Македонскому соответственно были отданы бубновая и трефовая масти.

Правда, в некоторых колодах червонный король попеременно изображался то в виде волосатого Исава, то Константина, то Карла I, то Виктора Гюго, то французского генерала Буланже. И все-таки в споре за обладание короной бескровную победу одержал Карл Великий. Современные карты любовно, практически без изменений, хранят героические черты этого прославленного мужа в виде мудрого старца, укутанного в горностаевую мантию — символ богатства. В левой руке у него меч — символ мужества и власти.

Изображение Давида изначально украшала арфа — как напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Во время наполеоновских войн пикового короля недолго изображали в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии. Но потом справедливость восторжествовала и Давид вновь занял свое законное место среди карточных царственных особ.

Хотя Юлий Цезарь никогда не был королем, он тоже вошел в венценосный ареопаг. Его обычно рисовали в профиль, причем на некоторых старинных французских и итальянских картах Цезаря изображали с вытянутой рукой, словно он намеревается что-то схватить. Это должно было говорить о том, что бубновая масть традиционно отождествлялась с деньгами и богатством.

Александр Македонский — единственный из карточных королей, в руку которого была вложена держава символ монархии. Правда, на современных картах ее часто заменяет меч — как свидетельство его полководческих талантов. К сожалению, внешность трефового короля стала жертвой безжалостной моды и из мужественного героя с яростным взглядом он превратился в изнеженного царедворца со щегольской бородкой и элегантными усами.

Первой дамой червей была Елена Троянская. Кроме нее в роли претенденток на этот трон выступали Элисса, основательница Карфагена, в римской мифологии — Дидона, Жанна д"Арк, Елизавета I Английская, Роксана, Рахиль и Фауста. Однако долгожительницей оказалась героиня библейской легенды Юдифь, чей образ на протяжении веков кочевал из колоды в колоду.

Что касается дамы пик, то ее было принято изображать в виде греческой богини мудрости и войны Афины Паллады. Правда, тевтоны и скандинавы отдавали предпочтение собственным мифологическим персонажам, олицетворявшим войну.

В XIV-XV веках художники не смогли прийти к согласию, кого избрать в качестве прототипа дамы бубен. Исключением была лишь Франция, где им стала королева амазонок, в греческой мифологии — Панфизелия. В XVI веке кто-то придал даме бубен черты Рахили, героини библейской легенды о жизни Иакова. Поскольку, по преданию, она была женщиной жадной, ее амплуа в качестве «королевы денег» пришлось по вкусу широкой публике, и она утвердилась на этом троне.

Долгое время ни одна из мифологических или исторических героинь не претендовала на роль дамы треф. Иногда в колодах мелькали фигуры правительницы Трои Гекубы или Флоримелы, олицетворения женского обаяния, созданного талантом английского поэта Спенсера. Но они не сумели утвердиться в этой роли. В конце концов французам пришла в голову мысль изобразить даму треф в виде этакой, как теперь говорят, секс-бомбы и назвать ее Аргиной (от латинского слова «регина» — «царственная»). Затея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала традицией. Больше того, все королевы, очередные фаворитки и любовницы французских монархов, героини злых пасквилей и фривольных острот, стали носить имя Аргина.

Первоначально в роли валетов выступали четыре безымянных рыцаря. Хотя название этой карты переводится скорее как «слуга, лакей», и у игроков эта фигура традиционно отождествлялась с искателем приключений, не всегда почитающим закон, но чуждым низкого коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует образу валета червей. Пытаясь подобрать для него достойный образ, французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже — Этьене де Виньеле, служившем в войсках Карла VII. Он был доблестным воином, храбрым, щедрым, безжалостным и язвительным. Некоторое время он состоял советником при Жанне д"Арк и сохранился в памяти потомков как герой народного фольклора, наподобие Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля и Робина Гуда. Может быть, поэтому без всяких возражений со стороны других наций Этьен де Виньель прочно занял место валета червей.

Прототипом валета пик был Огиер Датский. Согласно историческим хроникам в многочисленных битвах его оружием были два клинка толедской стали, которые обычно рисовали на этой карте. В многочисленных сказаниях этот герой совершал многочисленные подвиги: побеждал великанов, возвращал околдованным принцам их владения, а сам пользовался покровительством феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, которая, обручившись с Гиером, даровала ему вечную молодость.

Первым валетом бубен стал Роланд, легендарный племянник Карла Великого. Однако позднее, без явных на то причин, его сменил Гектор де Марэ, один из рыцарей Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере, именно этот герой сегодня ассоциируется с валетом бубен, хотя знаменитое благородство рыцаря де Марэ плохо вяжется с дурной славой, приписываемой этому валету.

Валетом треф карточных дел мастера избрали самого сэра Ланселота, старшего из рыцарей Круглого стола. Первоначально он был самым ярким из валетов. Но постепенно манера рисунка менялась, и валет треф лишился своего роскошного камзола, хотя в руках у него остался лук символ его непревзойденного мастерства лучника. Впрочем, в современном валете треф трудно узнать того могучего воина, который, будучи ранен в бедро стрелой, тем не менее сумел одержать верх над тридцатью рыцарями...
Такова галерея фамильных портретов, о которой не подозревает никто из игроков, беря в руки атласную колоду.

Карты – прямоугольной формы куски материала из сверхпрочного пластика, специально подготовленного картона или тонкой бумаги, с изображением различных мотивов, собранные в набор для использования во множестве карточных игр, в гадании, в магических трюках или для карточных фокусов. Как правило, все карты размером с ладонь, чтобы их было удобно держать в руках.
Полный набор карт называют карточной колодой, колода в которой 32-е карты называется малой колодой игральных карт, колода с 52-мя картами – большой или англо-американской, а карты, которые игрок держит во время игры - его (игрока) карточной рукой. Колода карт унифицирована, одна колода карт может использоваться во множестве разных игр, некоторые из которых включают азартную составную - игру на деньги.
Лицевая сторона каждой карты, как ее еще называют картинка или лицо карты маркирована. Индекс игральных карт включает в себя обозначение силы карты – двойка (с англ. deuce)… пятерка (с англ. five)… десятка (с англ. ten), валет (с англ. jack), дама (с англ. queen), король (с англ. king), туз (с англ. ace) и карточную масть – черва (с англ. hearts - сердца), бубна (с англ. diamonds – бриллианты), пика (с англ. spades - лопаты), трефа (с англ. clubs - дубина). Стиль игральных карт, как правило, у каждой страны свой: есть русская серия игральных карт, французские игральные карты, богатые традиции в итальянских мастеров, у карт из Германии, Швеции, Австрии также есть своя отличительная черта, свой национальный колорит.
Тыльная сторона карт у нас называется рубашкой, в большинстве случаев это простой и одновременно изысканный узор, каждый производитель карт использует свой уникальный рисунок, иногда на обороте карт брендовые изготовители размещают свой логотип. Цвет рубашки у колоды карт редко бывает не синим или красным, иногда зелеными и коричневыми, реже встречаются карты с белым и черным цветом рубашки. В исключительных случаях отличие кардинально, например карты для фокусов «Bicycle» c прозрачной рубашкой или игральные карты с разноцветной рубашкой «Rainbow cards» той же компании «Bicycle».

Карты за предназначением делятся на:

1. Игральные карты – самый распространенный вид карт на нашей планете, 92% населения хоть раз держали в руках одну из них. История игральных карт насчитывает более четырех тысяч лет, самые древние игральные (именно игральные, а не гадальные) карты дошли к нам из Китая и датируются 1400-ым годом до нашей эры. В наше время насчитывается более 10000 основных карточных игр, плюс к этому масса вариаций и разновидностей на основные карточные игры, например, игра Покер насчитывает больше 200-от подвидом, основным из которых является Техасский Холдэм (от англ. Texas Hold"em). Поскольку есть много видов игральных карт, мы их рассмотрим более подробно в следующей главе.

2. Гадальные карты , или самые распространенные среди них есть карты Таро - в зависимости от использованной стилистики, различные знаменитые колоды получили имена:
- египетское Таро - египетские мотивы на картинках карт
- марсельские Таро – карты в французском стиле XVII века
- карты Таро Висконти-Сфорца – карты выполнены в стиле итальянского Ренессанса
- карты Таро Райдера-Уэйта – карты нарисованы в начале ХХ века, это самая популярная колода карт Таро, оставившая множество клонов и потомков за собой
- карты Таро Тота - последний фундаментальный труд мастера Алистера Кроули в котором обобщаются все его познания и убеждения
- карты Таро Ленорман - карты Ленормана также относятся к категории гадальных карт

3. Карты для фокусов или карты для магических трюков (от англ. magic tricks cards) – манипуляции с картами и небольшие карточные магические шоу будут доступны Вам с этими картами. Лучшие карты для фокусов по своим характеристикам, а это - качество, высокое скольжение (что намного упрощает манипуляцию с ними) и долговечность, являются карты компании «Bicycle», этот бренд - безусловный лидер в этой сфере. У нас в магазине Вы можете приобрести магические карты этой фирмы в большом ассортименте. Видео с карточными трюками вы найдете на этих сайтах:
- //www.howtodotricks.com/
- //www.trickmagic.com/
- //www.goodtricks.net/cardmagic.html

4. Карты для пасьянса (от англ. Solitaire Cards Game) – для раскладывания Вашего любимого пасьянса в большинстве случаев подойдут стандартные игральные карты (будь то малая 32-х карточная колода или 52-х карточная большая колода игральных карт, все зависит от типа пасьянса). Для эксклюзивных пасьянсов продаются отдельные колоды с нужным количеством определенных карт по мастям в дополнение к набору идет буклет с правилами для этого пасьянса.

5. Специфические карты – карты, которые могли войти в одну из категорий выше, но по какой-то причини не попали туда, так как акцент сделан не на игру или удобство обращения с ними в карточных фокусах, а именно на их спецификации, делятся на свои подкатегории
- карты для детей – развивающие карты с очень яркими и запоминающимися картинками со сказочными персонажами
- шуточные карты - карты с веселыми картинками, пародиями на известных людей, также сюда относятся политические шаржи и тому подобные
- карты с эротическими фотографиями – эротические карты и карты с порно фото, я думаю, в комментариях не нуждаются

Карты делятся за материалом изготовления:

- картонные карты (с англ. paper playing cards)– стандартные карты, как правило, самые дешевые из всех представленных на рынке. Но помните – хорошие (значит брендовые) бумажные / картонные карты будут служить Вам достаточно долго, так у фирмовых производителей используется тонкий гофрированный и прессованный картон высокого качества.
- карты с пластиковым покрытием (с англ. plastic coated playing cards)– высокотехнологичные карты с нанесенным тонким слоем пластика поверх карты для придания прочности и отменных скользящих характеристик. Опять же, в нашем понятии, карты с пластиковым покрытием ассоциируются с дешевым китайским ширпотребом, что выбрать – 5 колод привезенных из Китая или 1-ну нормальную брендовую – решать Вам.
- пластиковые карты (с англ. plastic playing cards)– самые прочные и долговечные карты среди всех остальных для производства одной колоды пластикових карт используют сверхтехнологичный ПВХ пластик. 100% пластиковые карты с правильным уходом и использованием прослужат Вам до 500 раз больше чем картонные,
- эксклюзивные карты – золотая колода игральных карт, карты с добавками серебра или со вставками из других драгоценных металлов – самые элитные и дорогие карты, но согласитесь, они будут прекрасным подарком для любителя азартных игр.

Игральные карты (на англ. Playing cards). Разноплановая характеристика игральных карт, деление игральных карт по группам, систематизация игральных карт за версией сайта N ashP oker.N et

Игральные Карты по размеру:

- игральные карты стандартного размера или бридж размера (от англ. bridge size) – игральные карты со следующими физическими параметрами: 2.25" x 3.50" – ширина 2.25 дюйма, длинна 3.50 дюйма, это приблизительно 5.72 сантиметра на 8.89 сантиметров.

- покерные игральные карты или карты покерного размера (от англ. poker size) – игральные карты с более широкой основой, ширина карт для покера 2.50" дюйма, высота карт 3.50" дюйма или 6.35 см на 8.89 см.

- карты необычных форм (треугольные, круглые или увеличенные в 5 раз)– эти карты скорее сделаны для веселья, чем для серьезной карточной игры и могут стать отличным и оригинальным подарком для картежника.


Игральные карты делятся за количеством карт в колоде:

- малая колода карт – в колоде 36 карт, правила таких игр как дурак, вист, преферанс, очко, кинг, тысяча допускают игру малой колодой…
- большая колода карт – в колоде 52 карты плюс дополнительно 2 джокера, большая колода карт является необходимым условием для таких карточных игр: покер, бридж, блэкджек, баккара, сека…
- карты под определенную игру – количество карт в таких колодах нестандартно, в такую колоду всегда входят правила данной игры. Например, колода карт для игры в пинокль (с англ. pinocle или pinochle) насчитывает 48 карт – 2 набора десяток, вальтов, дам, королей и тузов, для другой увлекательной игры канасты (от исп. canasta) предполагается двойная большая колода с дополнительными джокерами. Есть еще масса новых карточных игр, зачастую колоды к таким эксклюзивным играм выпускают брендовые производители игральных карт: Modiano, Copag, Bicycle, Piatnik, Bee, Dal Negro, Kem, Fournier.

Игральные карты за размером индекса классифицируются:


- карты со стандартным индексом (на англ. Regular Index или Standard Index) - карты с обычным индексом среднего размера

- карты с большим индексом (на англ. Jumbo Index или Large Index) - игральные карты с оптимальным на наш взгляд размером индекса

- карты с огромным индексом (на англ. Magnum Index или Super Index ) - эти карты сделаны специально для людей у кого плохо со зрением

Игральные карты за количество индексов делятся на:

- (сокращенное обозначение 2 Pips) – один индекс расположен в верхнем левом углу, второй в правом нижнем, такое расположение индексов более привычно для нас и всеобще принято в США, но не учитывает левшей-любителей карточных игр.

- (сокращенное обозначение 4 Pips) – эти карты более распространены в Европе и есть в большом ассортименте у любого европейского производителя игральных карт, будь то Modiano, Piatnik, Dal Negro или Fournier.

Карты делятся по цвету индекса и картинки:

- (от англ. standard color playing cards) – самые распространенные в наше время игральные карты со стандартным цветом индексов и мастей – для червей и бубны предусмотрен красный цвет, для пик и крестей – черный, рисунки старших карт раскрашиваются в вольных цветах.

- четырехцветные игральные карты (от англ. 4 color playing cards) – эти игральные карты понемногу уходят в историю, они были популярны в Европе до середины прошлого столетия, их отличительной чертой являются четыре (вместо двух для обычных карт) зарезервированных цвета для мастей и индексов. Для масти червей предусмотрен красный цвет, за бубны отвечает синий, масти пики соответствует черный цвет, а за крестами зарезервирован зеленый цвет, вальты, дамы, короли и тузы разрисованы в умеренном стиле только в основных цветах.

- двухцветные эксклюзивные игральные карты (от англ. 2 color exclusive playing cards) - особенные и редко встречающиеся игральные карты, могут быть выполнены в одном цвете или двух цветах с разными вариациями оттенков. К этим картам также относятся золотые и позолоченные игральные карты – смотрятся очень эффектно.

Градация игральных карт за цветом рубашки:

- игральные карты с одним основным цветом рубашки – узор рисунка и грани на рубашке карт выполнен в одном цвете, как правило, этим цветом является синий или красный, хотя другие не есть исключениями.
- игральные карты с разноцветным фоном на рубашке – есть игральные карты, где рубашка карт раскрашена во все цвета радуги, возникает очень интересный эффект при тасовании такой колоды, также сюда относятся карты с разноцветным узором на рубашке.
- игральные карты с рисунком на обороте – рисунки на рубашке бывают разными, возможно это что-то нейтральное – цветок, пейзаж, милое животное, картинка автомобиля, кадра с фильма или просто реклама…

Карты за производителем:

- брендовые игральные карты – самые качественные игральные карты Вы сможете найти в линейке у одного из мировых лидеров по производству карт, будь то картонные карты, игральные карты с пластиковым покрытием или 100% пластиковые карты – удовольствие от игры Вам гарантировано. Производители гиганты на рынке игральных карт:
1. Американская компания United States Playing Card Company (сокращенно U. S. Playing Card Co. или USPC) ей принадлежат такие известные бренды игральных карт - Bicycle Bee KEM Hoyle Aviator Congress Maverick Streamline.
2. Итальянская компания Modiano – лидер по производству карт в Европе.
3. Бразильская компания производитель игральных карт Copag – крупный игрок на американском рынке игральных карт.
4. Испанская компания Fournier – производит качественные и приемлимые за ценой игральные карты.
5. Австрийская компания Piatnik - накопленный 150-ти летний опыт по производству игральных карт отразились на качестве продукции, компания Piatnik по праву гордится своими традициями.
6. Еще один представитель итальянской школы изготовителей игральных карт компания Dal Negro – качество, качество и еще раз качество выпущенной продукции.
7... На рынке игральных карт есть масса производителей, но доля этих компаний очень мала...

- не брендовые игральные карты - как правило, игральные карты производства Китай (made in China), название, написанное на коробке, напоминает или созвучно с мировым брендом-производителем игральных карт, качество естественно в разы ниже, конечно это касается и цены.

- игральные карты под заказ – вы можете заказать свою собственную колоду с изображением своих друзей, семьи или ваших коллег. Дизайн может быть как Ваш так и самого изготовителя. Стоимость колоды карт на заказ зависит от количества заказа, чем больше Вам нужно колод с картами – тем ниже цена одной колоды.

Мы рассмотрели основные категории игральных карт и теперь с легкостью можем читать условные обозначения на любой колоде, например:
Пример № 1: Modiano Cristallo red plastic playing cards poker size 4 pips jumbo index – пластиковые игральные карты с красной рубашкой итальянской компании Modiano модель Cristallo, карты покерного размера с четырьмя большими индексами.
Пример № 2: Copag 139 blue plastic coated playing cards poker size 2 pips regular index, что означает – синие игральные карты с пластиковым покрытием бразильской компании Copag марка 139, карты для покера с двумя стандартними индексами.

Надеемся эта статья станет справочником по игральным картам и поможет сделать правильный выбор при покупке игральных карт. Статья - живая, свои пожелания и уточнения присылайте нам на почту...

Описание

Карточные колоды бывают полные и сокращённые. Разделяют пластиковые и атласные (бумажные высокого качества).

Полная колода

Полная колода состоит из 54 карт: тузов, двоек, троек, четвёрок, пятёрок, шестёрок, семёрок, восьмёрок, девяток, десяток, вальтов, дам, королей и двух джокеров .

Полная колода подходит для всех карточных игр.

Сокращённая колода

Сокращённая колода насчитывает 36 карт. Минимальная карта - шестёрка. Джокеров в сокращённой колоде нет.

Сокращённая колода подходит для большинства карточных игр.

Варианты стандартной колоды

Стандартная колода состоит из 54 карт:

  • 52 основные карты характеризуются одной из четырёх мастей (двух цветов) и одним из 13 достоинств .
  • 2 специальные карты, так называемые джокеры , обычно различающиеся по рисунку.

Колода карт:

  • 54 карты (максимальная колода, начинается с тузов до джокера)
  • 52 карты (колода, начинается с двоек до туза),
  • 48 карт (колода, начинается с троек до туза),
  • 44 карты (средняя колода, начинается с четвёрок до туза),
  • 40 карт (колода, начинается с пятёрок до туза),
  • 36 карт (колода, начинается с шестёрок до туза),
  • 32 карты (минимальная колода, начинается с семёрок до туза).

для игры в тысячу используется колода из 24 карт http://www.casinoobzor.ru/html/rules/pravila_igry_tysyacha_1000.php

Другие виды колод

В разных странах используют разные колоды. Самые известные:

  • Стандартная колода

Масти

Названия мастей (литературным является только первое указанное):

  • ♠ - пики (вины, вини)
  • ♣ - трефы (крести, кресты, желуди, жыр)
  • - червы (черви, жиры, любовные)
  • ♦ - бубны (бубни, буби, звонки) .

Карты пиковой и трефовой масти называются чёрными, а червовой и бубновой - красными.

В других языках

Английские названия карт и мастей

  • Трефы - clubs
  • Бубны - diamonds
  • Червы - hearts
  • Пики - spades

Достоинства:

  • «В» = «J» - Jack
  • «Д» = «Q» - Queen
  • «К» = «K» - King
  • «Т» = «A» - Ace

Карты младше десятки именуются по численному обозначению (two, three, .. ten), а также по прозвищам: двойка - «deuce», тройка - «trey».

Французские названия карт и мастей

  • Трефы - trèfles
  • Бубны - carreaux
  • Червы - cœurs
  • Пики - piques

Достоинства:

  • «В» = «V» - Valet
  • «Д» = «D» - Dame
  • «К» = «R» - Roi
  • «Т» = «A» - As

Польские названия карт и мастей

  • Трефы - trefl, żołądź [трэфль, жо́ўоньдьжь]
  • Бубны - karo, dzwonek [ка́ро, дзво́нэк]
  • Червы - czerwień, kier [чэ́рвень, кер]
  • Пики - pik, wino [пик, ви́но]

Достоинства:

  • «В» = «J» - walet, Jopek [ва́лет, йо́пэк]
  • «Д» = «Q» - dama [да́ма]
  • «К» = «K» - król [круль]
  • «Т» = «A» - As [ас]

Значения

Все карты

  • Числовые (фоски ) (9): двойка (обозначение 2 ), тройка, четвёрка, пятёрка, шестёрка, семёрка, восьмёрка, девятка, десятка.
  • Картинки, бродвейные карты (фигуры или онёры , от англ. honour - честь) (3): валет (обозначение В или J - англ. Jack ), дама (обозначение Д или Q - англ. Queen ), король (обозначение К или K - англ. King ), туз (обозначение Т или A - англ. Ace ).

Принятый порядок (старшинство, последовательность) карт: туз (самая младшая карта), двойка, тройка, …, король, джокер. Во многих играх туз является самой старшей картой. В некоторых играх старшинство карт другое. Например, в немецкой колоде и итало-испанской колоде совершенно отсутствуют дамы, их место занимают «старшие валеты» или всадники. В карточной игре «Малые Тароки» присутствует колода являющаяся, по сути, полным набором Малых Арканов Таро, но с европейским обозначением мастей. Чуть ли не ежегодно на рынке появляются все новые колоды карт, в небольших деталях отличающиеся от классических, как по количеству онеров, так и по мастевому обозначению, количество мастей также может быть иным. Форма самих карт тоже может быть самой разнообразной: уже никого не удивят круглые и овальные игральные карты! Форма чаще всего просто приближена к симметричной, от равностороннего треугольника до амебоподобной.

Старшие карты

Старшие карты
Илл. Имя Описание и значение
1 Джокер На карте изображён шут - цветной или чёрно-белый. Самая сильная карта в колоде.
2 Туз На карте изображён один знак масти и две буквы «Т»
3 Король (игральная) карта
  • Червовый король - изображён в красной мантии, с мечом и символом королевской власти в руке
  • Бубновый король - изображён в тюрбане и арабском одеянии. Держит в руках скипетр с полумесяцем
  • Пиковый король - изображён в красной мантии и китайской короне. Держит в руках скипетр.
  • Крестовый король - изображён в синей мантии и со скипетром в руках.
4 Дама Каждая из дам изображена в красном платье и шали. В руках у них по цветку, а на голову надета корона.
5 Валет На каждого из валетов надеты рубашка и шапка. В руках они держат алебарды.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Колода игральных карт" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Музей игральных карт. Координаты: 59°52′57.32″ с. ш. 29°54′39.44″ в. д. / 59.882589° с. ш … Википедия

    Основная статья: Карты Таро Карты типичной колоды Таро … Википедия

    КОЛОДА, колоды, жен. 1. Короткое толстое бревно, обрубок бревна. || То же, как приспособление к различным производствам и хозяйственным целям (спец.). Колода для кожевенного дела. Колода часть столярного верстака. Колода притолка над дверью. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    1. КОЛОДА, ы; ж. 1. Короткое толстое бревно; толстый ствол упавшего дерева. Остались одни гнилые колоды вместо леса. Хватит лежать, как к. 2. Обрубок такого бревна, приспособленный для какой л. надобности. Рубить мясо на колоде. Колоть дрова на… … Энциклопедический словарь

    КОЛОДА, ы, жен. 1. Короткое толстое бревно. Дубовая к. 2. Род деревянного корытабревно с выдолбленной серединой. Водопойная к. 3. перен. О толстом, неповоротливом человеке (прост. неод.). Через пень колоду (валить) (разг.) делать что н. кое как … Толковый словарь Ожегова

    Игральные карты прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колода карт. Карты также используются для фокусов и гадания. На одной стороне карты (открытой),… … Википедия

    колода - КОЛОДА, ы, ж. Комплект игральных карт. ◘ Поэт, описавший колоду карт лучше, нежели другой деревья, не всегда выше своего соперника. К.Ф.Рылеев. Письмо А.С.Пушкину, 1825. ◘ Серьёзно, равнодушно // Колоды обменил злодей его послушный //… … Карточная терминология и жаргон XIX века

    колода - I ы; ж. см. тж. колодный 1) Короткое толстое бревно; толстый ствол упавшего дерева. Остались одни гнилые колоды вместо леса. Хватит лежать, как коло/да. 2) Обрубок такого бревна, приспособленный для какой л. надобности. Рубить мясо на колоде.… … Словарь многих выражений

    колода - КОЛОДА, ы, ж Собрание игральных карт, их полный комплект. Он (Тальман) быстро, при общем хохоте, вынул из кармана две новые колоды карт и с треском распечатал их одну за другой (Купр.) … Толковый словарь русских существительных

    I ж. Короткое толстое бревно. II ж. 1. Бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто, жёлоб, улей, лодка и т.п. 2. Кадка, выдолбленная из дерева. III ж. Полный комплект игральных карт. IV м. и ж. 1. разг. сниж. Толстый неповоротливый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

История возникновения

Люди с начала времён придумывали разные игры с морскими ракушками, камешками, глиняными табличками. Места и точного времени изобретения игральных карт неизвестно. По одной из версий, описанной в старинном китайском словаре "Чинг цзе Тунга", прародители тех карт , которые сейчас используются в покере, были изобретены в Китае в 1120 году, а через 12 лет получили в стране широкое распространение. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты количество недель в году.

О появлении карт в Европе есть несколько версий. По одной из них начало игры в карты совпадает с появлением цыган на европейской территории (XV столетие). Предполагается, что путь распространения игральных карт был следующим: Китай - Персия - Индия - Египет - Европа.

В России карты появились в начале XVII столетия.

Первые колоды игральных карт стоили дорого, так как рисовались они от руки.

Карты современного вида не сразу завоевали всеобщее признание. В разных странах долгое время они имели свои отличительные особенности. Вместо мастей изображали чаши, монеты, мечи, палки, например в швецарской, немецкой или итало-испанской колодах.

Состав колоды карт

В стандартную полную колоду карт входят 54 карты. Сокращённая колода состоит из 36 карт. Существуют также нестандартные колоды из 32(от семёрки), 44(от четвёрки), 57(с тремя джокерами) и с другим количеством карт. В большинстве видах покера используется колода из 52 или 54 карт.

Полная колода из 54 карт подразделяется на 4 масти, каждая из которых содержит 13 карт разного достоинства. Кроме этого в неё входят два джокера.

Масти

Существуют 4 масти:

  • ♠ Пики (англ. Spades)
  • Червы (англ. Hearts)
  • ♣ Трефы (англ. Clubs)
  • ♦ Бубны (англ. Diamonds)

Достоинства

Существуют 13 достоинств (Не считая Джокера).

Достоинства "картинок " (карт старше десятки) указывается на карте в виде первой буквы их имени.

Они бывают (начиная с самого старшего):

В русской колоде:

  • Т - Туз
  • К - Король
  • Д - Дама
  • В - Валет

В международной английской колоде:

  • A - Ace
  • K - King
  • Q - Queen
  • J - Jack

Также иногда к числу "картинок" (не очень обоснованно) относят старшую цифровую карту 10 . Десять, для экономия времени, в различных покерных чатах часто обозначают как "Т" (Так что не путайте это обозначение с Тузом из русской колоды).

Более младшие карты обозначаются цифрами от 2 до 9 .

Во многих играх существует возможность применят Туза в качестве карты достоинством в 1 . В покере такое, встречается в самой маленькой стрит -комбинции Колесо .

Джокер

В 54 карточной колоде также встречаются две карты под названием "Джокер " (англ. Joker). Они подразделяться по цветам, обычно это либо Красный и Чёрный, либо Цветной и Чёрно-белый. Джокер не относится ни к какой масти.

В большинстве игр Джокер является самой старшей картой. В покере он часто применяется в качестве любой нужной вам карты.

Пример :

Комбинация 3 5 Q Джокер J Будет означать что у вас флеш (причём Джокер будет являться червовым тузом)

А Комбинация Джокер K♠ 4♠ J♣ 9♦ ,будет означать что у вас пара королей.