Как появились мифы и легенды. Смотреть что такое "рама" в других словарях

Жили в основном как лесной народ в обширном и неприступном Царстве Кишкиндха , а также на вершинах гор и на берегах белого моря (скорее всего, имеется в виду современный Северный Ледовитый океан).

Ванаров можно отнести к местным племенам, но описание их внешности и быта наводит на мысль мысли, что это был другой вид людей, отличный от Homo sapiens . Тело ванаров было покрыто густой шерстью, у них не было домашних животных, они не знали другого оружия кроме камней и дубин. Ванары обладали разумом, могли говорить, а в их обществе была своя иерархия.

Предводитель ванаров Сугрива для помощи Раме посылает гонцов во все части света и собирает свой народ со всего света. Описание частей света дается очень подробно. Поэтому сравнительный анализ и сопоставление древних и современных названий позволил бы восстановить древнюю географию нашей цивилизации.

Индийские археологи уже много лет проводят раскопки в селении Хампи в индийском штате Карнатака. Хампи ассоциируется с исторической областью Кишкиндха, царством ванаров времен «Рамаяны». Однако еще ни одного скелета ванара или антропологического материала не было найдено лишь потому, что целенаправленное исследование самых ранних культурных слоев в Кишкинде и Хампи не проводились. В разных районах Индии найдены каменный орудия, возрастом 2 600 000 лет, а также останки гоминидов, возраст которых превышает 8 000 000 лет.

Ракшасы в «Рамаяне» описываются как многорукие и порой многоголовые существа, некоторые из них обладают сверхъестественными силами. В «Махабхарате» ракшасы уже более очеловечены. Поэтому ракшасов, скорее всего, можно рассматривать как отдельный вид разумных существ или отдельную расу древних людей, как и нагов .

Мировая цивилизация

Сама война между Рамой и Раваной , по-видимому, отражает противоборство двух крупных цивилизаций: с одной стороны , человеческой цивилизации с участием разумных обезьян,

а с другой стороны, цивилизации асуров как представителей отдельной расы разумных существ, обитавших в южных широтах нашей планеты.

Впоследствии Царство ванаров и Империя Раваны (Ланка и другие южные территории) стали частью империи Рамы.

Также в «Рамаяне» сообщается о том, что после коронации Рамы в Айодхье его брат Бхарата отправился в разные княжества и страны с миссией по присоединению земель к империи Рамы.

При внимательном прочтении «Рамаяны» становиться понятным, что на территории Царства Рамы были и независимые города, и автономные области, а также первобытные племена.

Не только в «Рамаяне», но и в Пуранах, и в Итихасах (древнеиндийские сказания о былых временах) рассказывается о царях, которые в незапамятные времена правили всем миром. Но где был центр, где была столица, не упоминается. Только с «Рамаяны» начинается описание конкретных географических пространств. В «Махабхарате» также упоминаются различные страны, цари и государства, контакты и войны между ними.

Рама, уходя из этого мира, разделил своё царство между сыновьями Кушем и Лавой. Куша стал править Кошалой (Кошала со столицей Айодхья в северной Индии и Дакшина Кошала - южная Кошала на территории современного индийского штата Мадхья-Прадеш в Центральной Индии), а Лава получил провинцию Уттара (санскр. - Север). Это царство Лавы некоторые индийские исследователи и особенно вайшнавы идентифицируют с территорией России и Западной Сибири.

Кстати, на сегодняшний день исследователи собрали огромное количество топонимов и гидронимов на европейской части России (особенно в северной части) и в Сибири, которые связаны с индийскими названиями и санскритом. Это отдельная тема, которая требует глубокого и серьезного анализа.

Важным признаком существования мировой цивилизации или, по крайней мере, ностратической общности является язык . Индоевропейская языковая семья является самой большой и распространенной в мире. На роль языка ностратической общности претендует, прежде всего, древнеиндийский язык санскрит , один из самых древних и сложных языков мира. Именно он имеет сходство и общие элементы со многими языками мира (не только индоевропейской семьи).

В древнеиндийских текстах также имеется описание континентов, которые существовали в древности на нашей планете. Ведическая (пураническая) «география», как правило, содержит сложные описания и термины, которые порой совершенно непостижимы для нашего ума. Например, санскритский термин « двипа », переводимый как « материк » или « планета », используется в индуистской и буддийской космологии для обозначения материков или планет, окружённых космическими океанами, состоящими из различных субстанций.

В соответствии с описаниями в «Хинду Пуране», других Пуранах и Итихасах некоторые индийские исследователи усматривают в Джамбудвипе огромный континент, который существовал в очень древние времена в северном полушарии и был окружен океаном со всех сторон.

Этот гигантский массив суши включал в себя современную Азию, Европу, Африку и Северную Америку. Джамбудвипа была разделена на девять варш - географических регионов, одним из которых была Большая Индия ( Бхарата-варша ) , а географическая зона в районе Северного полюса, или современная Арктика носила название Илаврита-варша .

Датировка империи Рамы

Несомненно, в «Рамаяне» отражены реальные события, но было это так давно, что под влиянием народного фольклора эпос превратился почти в сказку. Многие исследователи, занимающиеся исследованием индийского эпоса, отмечают, что и в «Рамаяне», и в «Махабхарате» описываются события, принадлежащие разным эпохам и зачастую не в той хронологической последовательности, как они происходили. Поэтому определить дату или время того или иного описываемого события довольно сложно.

С одной стороны, сказано, что события «Рамаяны» происходили во второй половине Трета-юги , а события, описанные в «Махабхарате», происходили в конце Двапара-юги . Рама-Раджья описывается в «Рамаяне» как Золотой век без болезней, преступлений и войн .

С другой стороны, в обоих эпосах содержится большое количество ссылок на астрономические явления, имевших место в древности.

Так, индийские ученые из индийского института научного исследования Вед (Institute of Scientific Research on Vedas, г.Хайдарабад, Индия) провели компьютерное моделирование с помощью программы НАСА для определения солнечных и лунных затмений. В программу были внесены астрономические данные, содержащиеся в «Рамаяне». Таким образом ученые установили, что Рама родился в 5114 г. до н.э. в г. Айодхье на севере Индии. В 5075 г. до н.э. Рама победил Равану и вернулся в Айодхью.

Согласно же расчетам индийского ученого П.В.Вартак (P . V . Vartak ), который скрупулезно проверил более ста ссылок на астрономические данные (расположение планет, созвездий, дни равноденствий и др), Рама родился в 7323 г. до н.э. В 7292 г. до н.э. Рама победил Равану и вернулся в Айодхью.

Астрономы, которые занимались исследованием «Рамаяны», считают, что многие астрономические события и явления, описанные в «Рамаяне», могут повторяться через каждую прецессию, которая составляет около 26 000 лет.

Согласно ведической концепции юг (космические циклы юги описаны в «Шримад Бхагаватм» и других Пуранах), Кали-юга наступила в 3102 г до н.э. Двапара-юга продолжалась 864.000 лет, Трета-юга продолжалась 1.296.000 лет.

Таким образом, события Рамаяны должны были происходить приблизительно 1,5 млн. лет назад. А если быть еще точнее, то Рама как 7-я аватара бога Вишну сошел в мир в последнюю четверть Трета-юги, т.е. около 1.200.000 лет тому назад (см. Gupta S.M. Vishnu and His Incarnations. South Asia Books. 1993.).

По утверждению некоторых индийских исследователей, в «Вайю Пуране», «Падма Пуране» и «Брахманда Пуране» содержатся сведения о том, что Вишну в облике Рамы приходит на Землю только один раз в день Брахмы, во время 24-го цикла Чатурьюг, тогда как в настоящий момент идёт 28-ой цикл. Поэтому, по мнению ачарьи (духовный наставник) Баннадже Говиндачарья, авторитетного знатока в области санскрита и истории древней Индии из организации Мадхва-Сампрадайя в г. Удупи в южноиндийском штате Карнатака, события, описываемые в «Рамаяне», происходили около 18,5 млн. лет назад.

Так, многие палеоантропологи (например, российский ученый А.И.Белов и др) подтверждают существование человека современного вида в этот период. Однако, из-за политизированности антропологии многие находки либо умалчиваются, либо искажаются в датировке, чтобы не менять общепринятую концепцию развития человека.

Существование ванаров как разумных обезьян также не является выдумкой древних авторов. Очень многие детали в описании ванаров подтверждаются современной наукой. Скорее всего, речь идет об эректусах или питекантропах, проживавших приблизительно 1,5 млн. лет назад в основном в южных широтах и исчезнувших приблизительно 700 000 лет назад. И питекантропы, и эректусы действительно по росту были немного ниже людей, действительно были более сильными и выносливыми, не строили жилища, а проживали в пещерах.

Рама-навами

Согласитесь, дети куда лучше нас, взрослых, чувствуют и понимают мир. Иначе почему они так восприимчивы к сказкам и так охотно верят в чудеса? А вы сами никогда не мечтали оказаться на месте сказочного героя? Мечтали, наверняка. Должно быть, каждая девочка воображала себя когда-нибудь принцессой, которую должен спасти прекрасный герой. И каждый мальчик в мечтах своих наверняка не раз сражался с могучими и коварными врагами… Увы, в жизни часто все оказывается не так: герои часто прячутся за чужие спины, а принцессы, уже не надеясь на чью-то помощь, сами пытаются давать отпор обидчикам - разучивают приемы рукопашного боя или вооружаются газовыми баллончиками и кастетами. И только сказки все еще хранят нетронутым этот прекрасный, наивный и хрупкий идеал, который пришел к нам из глубины веков и донес до нас представление о том, как надо, как должно быть… И добро победит зло, и многоглавый дракон будет повержен, а Иван-царевич обязательно выручит из плена свою Василису Прекрасную.

Сказки с подобным сюжетом известны всем народам земли. Народные сказители хранят их, передавая из поколения в поколение. И, подобно дереву, все они растут из одного корня - великого древнего сказания о подвигах Рамы.

«Рамаяну», написанную мудрецом Вальмики, называют ади-кавьей – источником всей поэзии. Помимо своих художественных достоинств - стройности, красоты и безупречного стиля – поэма отличается сильным нравственным подтекстом и заложенной в ней глубокой, извечной мудростью. Это поэма о мужестве и малодушии, о правде и лжи, о верности и вероломстве…

Рама был сыном великого царя и героя Дашаратхи, который из-за интриг одной из своих жен был вынужден отправить своего сына в долгое изгнание – в лес на четырнадцать лет. Спокойно и мужественно юный царевич ушел из столицы, и с Ним Его долю решили разделить верная жена Сита и преданный брат Лакшман. Несмотря на все трудности, изгнанники были счастливы в лесу, поскольку знали - для счастья не нужны дворцы и золото, а достаточно просто быть рядом с теми, кого любишь… Но однажды о красоте Ситы узнал Равана - могущественный и жестокий правитель острова Шри Ланка. Раване удалось хитростью выкрасть Ситу и унести в свое царство. Рама и Лакшман собрали войско, состоящее из лесных обитателей - обезьян, медведей и птиц – и отправились в далекий поход на столицу злодея…

Всё закончилось хорошо. Равана был наказан, а Сита вернулась к своему возлюбленному. Добро восторжествовало, поскольку по-другому и быть не может.

Рамаяна
Но пересказывать «Рамаяну» в нескольких словах бессмысленно, как бессмысленно пытаться уместить слона в наперсток. Поэт XII века Камбар, переложивший поэму на тамильский язык, приступая к своему труду, сравнивал себя с маленьким зверьком на берегу молочного океана. «Рамаяну» надо читать - читать и восхищаться подвигами Рамы и верностью Ситы, как восхищались ими древние индийцы и как восхищается ими весь мир. До сих пор историю Рамы рассказывают в Индонезии, на острове Бали, в Малайзии, в Таиланде. Тайские цари до сих пор носят имя Рамы в честь великого героя, и в честь Него же названы несколько старинных улиц в Бангкок. Рама-раджьей называют в Индии идеальное государство, и даже несколько политических партий носят имя Рамы. И это же имя негромко поют индийские матери, когда укачивают своих детей, - чтобы оградить их от зла и несправедливости жестокого мира.

Кто же Он такой? Почему имя Его не стерлось, не забылось за века и тысячелетия? В ведических писаниях содержится разгадка этой тайны. Рама - не простой человек; Он - Сам Бог, сошедший на Землю, чтобы восстановить нарушенный порядок, чтобы наказать злодеев и защитить праведников. И поэтому не только цари и политики вспоминают о Нем и не только любители древней литературы читают о Его подвигах, но и люди верующие. Которых в Индии более 800 миллионов.

Рама-навами - день явления Рамы - празднуется по всей стране. Он приходится на девятый день прибывающей луны месяца Чаитра (март-апрель). В некоторых регионах страны ему предшествует яркий девятидневный фестиваль - Васанта На-варатри. Во время этого фестиваля верующие читают вслух «Рамаяну» и повторяют древние молитвы, посвященные Раме (молитва «Рама-ракша-стотра» читается одиннадцать раз в день). На день Рама-навами принято соблюдать пост (то есть ничего не есть до захода солнца) и бодрствовать всю ночь - этого правила придерживаются многие ортодоксальные индусы.

Основные торжества проходят в Айодхье - городе, где многие тысячи лет тому назад родился Рама. Там проходит пышная двухдневная ярмарка и огромный фестиваль-карнавал, во время которого по улицам города на огромных колесницах везут храмовые изваяния Рамы, Ситы, Лакшмана и гигантской обезьяны Ханума-на, Его знаменитого верного слуги.

Весь день в храмах страны совершаются торжественные церемонии поклонения: жрецы читают гимны Вед, предлагают Богу цветы, благовония и фрукты, а простые верующие стоят в очередях, чтобы в этот святой день выразить почтение храмовым Божествам – изваяниям Рамы и Его супруги Ситы. Изображения маленького Рамы качают в колыбели, распевая при этом песни, посвященные Ему. Иногда вместо изображения в колыбель кладут кокосовый орех, обернутый тканью - и собравшиеся верующие осыпают колыбель цветочными лепестками и ярко-красным порошком.

В Бихаре и Уттар Прадеш в этот день принято проводить сатсанги - публичные собрания, на которых мудрецы рассказывают истории о Раме и обсуждают сокровенный смысл Его деяний. Послушать их собираются люди всех сословий - в этот день нет высших и низших, поскольку это - день справедливости и дхармы (долга).

В северных регионах Индии вечером этого дня сжигают огромное чучело Раваны, начиненное петардами. Когда олицетворение зла начинает гореть, собравшиеся люди с воодушевлением кричат: «Джай Шри Рам! Слава Раме!»

Рождение Рамы празднуют не только в храмах, но и в обычных домах. В этот день жилища чисто прибирают, и на особое возвышение помещают картину с Рамой и Его спутниками. Самая младшая девочка в семье ставит всем мужчинам в доме на лоб тилаку - особый священный знак, а женщины приклеивают между бровями красные точки - знак целомудрия и супружеской верности. Семья собирается вокруг алтаря, и все поют бхаджаны - священные песни преданности. Старший член семьи проводит поклонение, используя для этого цветы и благовония, а в конце разбрызгивает на головы собравшимся воду Ганги или другой священной реки.

Церемонии - лишь внешняя сторона праздника. Подлинный же смысл состоит в том, чтобы еще раз вспомнить о Боге и дхарме - извечном божественном законе, справедливости и долге. Вспомнить и еще раз с удовлетворением отметить про себя: да, Бог есть, и там, где Он, - там всегда победа, сила и добрая слава. На чью сторону становиться - Рамы или Раваны? Каждый решает сам. Но для разумного человека ответ очевиден.

Дети не зря любят сказки. Сквозь мишуру вымысла, налипшую на них в течение столетий, в словах сказок часто можно усмотреть древний божественный замысел, который показывает нам, как все должно идти в этом мире… И царица должна хранить верность своему герою. И царевич должен побеждать врагов. И зло должно быть повержено…

Джай Шри Рам!

Виджитатма дас (Владимир Пискарев)

Слева направо: Лакшман, Рама и Сита.


Они же, плюс Хануман.


Рама и Сита.
Давным-давно в Индии жил могущественный царь - раджа. Он правил богатым и сильным государством, со столицей в городе Айодхья. У него было несколько жен и несколько сыновей, самого старшего сына звали Рама, одного из младших - Лакшмана. Эти два брата очень любили друг друга.

Случилось однажды Раме быть в столице соседнего государства. Проезжая мимо дворца тамошнего раджи, он увидел в одном из окон девушку необычайной красоты.

Кто это? - спросил Рама торговок, которые сидели у дворцовых ворот.

Это Сита, дочь нашего правителя!

Рама повернул коня, чтобы еще раз взглянуть на девушку, но, когда снова очутился под окном, оно уже было плотно закрыто.

Рама вернулся в Айодхью и рассказал об этой встрече брату.

Мне кажется, что я полюбил ее с первого взгляда, - признался он. - Что делать, Лакшмана? Может быть, рассказать обо всем отцу и матери? Или - нет, мужчине пристало умение ждать...

А в те далекие времена в Индии был обычай - сваямвар, по которому, для того чтобы невеста могла выбрать себе жениха, в ее честь назначались состязания. На них съезжались юноши, они соревновались в стрельбе из лука, в борьбе, в метании копья. Победителю, если, конечно, он был по душе, невеста надевала на шею венок - этим она давала знать, что согласна стать его женой.

И вот вскоре отец Ситы решил, что настало время выдавать дочь замуж. Как только эта весть достигла Айодхьи, Рама и Лакшмана стали собираться в путь. В назначенный день рано утром они уже въезжали на колесницах в город, где жила Сита. Здесь все уже было готово к празднику, на каждом углу развевались пестрые флаги, играла музыка, над очагами, где разогревались кушанья, вились сладкие дымки. По улицам то и дело катили украшенные цветами колесницы. С главной площади доносился нетерпеливый гул толпы.

Как бы нам не опоздать! Поторопим коней! - крикнул Лакшмана.

Они въехали на городскую площадь. Тут все уже было готово к состязанию: в беседке, украшенной цветами, сидели Сита и ее отец, напротив них стояли кучкой приехавшие со всех концов Индии женихи. Толпа запрудила окрестные улицы.

Загремели и смолкли барабаны. Царь встал и сделал знак, требуя тишины.

Много лет тому назад, - начал он, - один из моих предков получил в подарок от всесильного бога Шивы лук. Он был столь тяжел и крепок, что никто никогда не мог ни поднять, ни натянуть его. Сегодня этот лук будет вынесен на площадь. Тот, кто сможет согнуть его, станет мужем моей дочери. Я сказал!

С этими словами царь кивнул слугам. Те устремились во дворец и вскоре вернулись, сгибаясь под тяжестью необычной ноши. Увидев, сколь велик лук и как толста его тетива, женихи приуныли. Слуги дотащили лук до середины площади, положили на землю и удалились. К нему по одному стали подходить женихи. Сначала силу пробовали самые молодые. Они приближались к луку, брались за него, напрягали мышцы, пот струился по их лицам, но никто не смог даже на палец оторвать его от земли. Затем выступили женихи постарше. Это были настоящие силачи. Они выходили на середину площади, гордясь своим ростом, силой рук и прежними подвигами. Некоторым из них удавалось приподнять конец древка и даже ухватиться за тетиву, но... лук падал, а тетива оставалась недвижимой.

И вдруг в толпе раздался ропот. Из шеренги женихов вышел чернобородый воин. Его глаза горели жестоким огнем. Он подошел к луку и без видимого усилия приподнял его с земли. Все ахнули, царь привстал с сиденья, а Сита почувствовала, как страх проникает в ее сердце.

Кто это? - спрашивали друг у друга жители города.

Воин упер конец лука в землю, ухватился одной рукой за древко, ладонь другой наложил на тетиву. Толстые кривые пальцы впились в нее, мышцы рук напряглись и стали похожи на камни. Тетива начала медленно оттягиваться. Среди женихов послышались горестные крики.

Уж не сам ли это Равана - непобедимый? - заговорили в толпе.

Богатырь напряг все силы. Жилы на его лбу надулись, концы лука начали сближаться. Но... раздался звон, подобный звону сабли, тетива вырвалась из рук, лук распрямился и упал на землю. И тогда богатырь издал ужасный рев. Он топал ногами и ревел, как раненый слон. Глаза его налились кровью, облик, до того четкий и ясный, стал зыбким. Тело потеряло прежние очертания, вместо одной головы выросли десять, а две руки превратились в двадцать.

Горе, горе нам! Это и верно Равана, царь ракшасов, демон среди демонов, владыка бродящих ночью, воин, не знающий жалости! - закричали в толпе.

Не успела испуганная Сита разглядеть того, кто чуть было не стал ее мужем, как ракшас поднялся в воздух и исчез, как исчезает столб пыли, развеянный ветром.

И тогда на площадь вышел Рама. Он подошел к луку, медленно поднял его и, разведя могучие плечи, стал натягивать тетиву. Черное, блестящее, тяжелое дерево уступало сильным рукам - тетива все дальше отделялась от древка, и наконец лук не выдержал: раздался треск, похожий на удар грома, крыши домов задрожали - лук разлетелся пополам.

Крики радости переполнили площадь.

Он победил! Слава царевичу из Айодхьи! - кричала толпа.

Царь встал, подняв в приветствии руки, а Сита вышла из беседки, приблизилась к Раме и, потупя глаза, возложила на него венок.

Сыграли свадьбу. Рама вернулся во дворец отца и стал помогать ему править. Вместе с ним в Айодхью приехала Сита.
Рамаяна.

На 60 дней.
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Рамешварам — место бога Рамы, священный индуистский город.
Рама — инкарнация бога Вишну и герой «Рамаяны».
Злой демон Равана, правитель Шри Ланки, похитил жену Рамы — Ситу.
Рама, при поддержке войска обезьян во главе с их предводителем Хануманом, разгромил демона Равану и освободил Ситу. Они прибыли в место, где сейчас находится Рамешварам, построили лингам и совершили поклонение Шиве. Так что Рамешварам — очень священный город, где Рама (воплощение бога Вишну) поклонился богу Шиве. Бог поклонился богу. Индуисты очень чтут это место, здесь всегда много паломников.
Рамешварам называют южным Варанаси, т.к. он расположен на южной оконечности полуострова Индостан, на острове. С материком его связывают два моста – автомобильный и железнодорожный. От этого острова до Шри Ланки всего 40 км. Отсюда Хануман как раз строил мост на Шри Ланку для вызволения Ситы (Мост Рамы)

Читайте также:

Рамешварам интересен не только своими храмами. Он очень интересен длинной песчаной косой Данушкоди (Рамешварамской косой), которая ведет к Мосту Рамы

Храм Раманатхасвами (Рамалингешвара)

Самый главный храм Рамешварама – Раманатхасвами (Рамалингешвара) , в котором находится джйотирлингам .
Джйотирлингамы – это нерукотворные самовозникшие лингамы. Считается, что они возникли из божественного света («джйоти» — свет). В Индии их двенадцать.
Было очень интересно посмотреть, что из себя представляет джйотирлингам. Почему-то думалось, что раз это лингам света, то от него должен исходить свет или что-то в этом роде.
Это уж потом я прочитала, что джйотирлингамы внешне ничем не отличаются от обычных лингамов. Только просветленный может увидеть их как колонну огня, пронзающую небо и землю. Но будучи в Рамешвараме, я этого не знала, поэтому всей душой рвалась увидеть, что это за зверь такой.

Чтобы освободить свою жену Ситу из плена, Рама убил демона Равану, который по происхождению являлся брахманом. Убийство брахмана — тяжкий грех, который надо было искупать-замаливать. Рама отправил своего верного помощника Ханумана на гору Кайлаш за лингамом, т.к. Шиве поклоняются в форме лингама. Но Хануман там задержался, благоприятный срок для пуджи подходил к концу. Тогда Сита взяла и сделала лингам из песка.
Когда Хануман вернулся, то очень расстроился, что его не дождались. Тогда Рама установил второй лингам, который принес Хануман, и постановил, что ему следует поклоняться в первую очередь.
Поэтому в храме Раманатхасвами (Рамалингешвара) два лингама — Вишва Лингам (который принес Хануман) и Рамнатха Лингам (который построила Сита, не дождавшись Ханумана).
Еще этот храм известен самым длинным храмовым коридором в Индии (230 м, по другим данным — 253 м). Называется он «Третий коридор». Тоже очень хотелось посмотреть – что за третий коридор такой, и почему он третий, прямо как «Тайна третьей планеты». 🙂
А еще, в храме Раманатхасвами (Рамалингешвара) находятся 22 священных водоема, каждый из которых обладает своими уникальными свойствами: один очищает от грехов, другой дарит мудрость, третий помогает стать богатым и т.д. В длинных коридорах храма встречаются группы мокрых паломников, они приезжают сюда из дальних уголков Индии и стараются окунуться во все священные воды.

Интернет пишет, что для не-хинду вход во внутренние части храма закрыт. Но когда мы подошли к главному входу на разведку и спросили охранников, они сказали – да, нельзя, но если вам нарисуют тилаку на лбу, то можно. Мы подумали, что мы чего-то не так поняли, неправильно перевели, наверно, они что-то другое имеют в виду.
Каково же было наше удивление, когда, подойдя поближе к заветному месту и спросив у тамошнего охранника, нельзя ли нам пройти дальше, он сказал «подождите здесь», сбегал к ближайшему алтарику, набрал там священного пепла в ладонь – подставляйте лбы! Намазал нам лбы этим пеплом – теперь проходите! Мы обалдели 🙂 С таким мы еще не сталкивались, чтоб тилаку ставил не брамин, не пуджари, а секьюрити с дубинкой.

Ну, раз позволено, подошли мы к алтарю с джйотирлингамом, затаив дыхание…
Столба света не было, только свечи мерцали…
Не просветленные, стало быть.

Спросили у того же охранника, какой коридор называется Третьим.
— Это первый, за ним второй, дальше третий, – радостно объяснил он.
Ах, вот оно что! Оказывается, «третий» он просто по счету, если считать от главного алтаря. А я голову ломала. 🙂
Да, действительно, длинный…

Читайте также:

Когда будете путешествовать по южной Индии, не пропустите еще один очень интересный древний храм — в Чидамбараме

Побывали мы еще в двух небольших интересных храмиках. Очень даже интересных!
Первый – где хранится след бога Рамы, а второй – храм богини Кали.

Это небольшой храм, где находится след бога Рамы.

Расположен он на холме. Если подняться на его крышу, то прикольно там посидеть и поглазеть в бинокль. Видно далеко-далеко, до самого синего моря. А если посмотреть поближе, то можно увидеть, как в деревне женщины носят на головах корзины с песком из одной кучи в другую.

Кстати, возле храма висит табличка, из которой следует, что он называется Arulmigu Ramar Padam, а вовсе не Гандамадана Парватам (как написано в путеводителях), так что я до сих пор сомневаюсь насчет его названия. Вот эта табличка:

Если вы поедете в этот храм на рикше, то лучше его не отпускать. Мы этого не знали – и на вопрос «вас подождать?» ответили «нет, не надо», и он уехал.
Когда мы набылись в храме и надумали ехать обратно – все рикши оказались «waiting» (ожидающие), в некоторых лежала обувь (т.к. индуистские храмы посещают босиком). Мы ходили от одного рикши к другому, пока нам не предложили ехать в багажном отсеке 🙂 Было весело! Мы устроились валетом, а чтобы не вывалиться, борт застегнули на все защелки.
Пассажиры нашего тук-тука совершали паломничество по храмам Рамешварама, так что по пути мы заезжали еще в несколько, выпрыгивали из своего отсека и заходили вместе с ними.

Но эти храмы не считаются. Это формат «зашел-вышел». Считаются только те, где «побыл-посидел-погулял». Из таких самый-самый интересный – это наш третий храмик.

Храм богини Кали — Намбунайяги Амман

Храм богини Кали, расположенный по пути в Данушкоди. Тихий такой, небольшой храмик, стоящий вдали от дороги, на песке…

Там потрясает всё.
И растущий рядом баньян, большущий, просто огромный, я таких знатных баньянов еще не встречала. Внутрь него входишь и гуляешь там внутри под его ветвями, как в саду, и качаешься на его ветвях (вернее, на корнях) как на качелях.

И множество-множество маленьких деревянных колыбелек, привязанных к этому баньяну счастливыми женщинами в благодарность богине Кали за подаренного младенца.

И пуджари – черный, кудрявый (как и положено служителю Кали), отец которого был пуджари в этом храме, дед которого был пуджари в этом храме, и еще несколько поколений мужчин в его роду служили богине Кали в этом храме.

Вокруг храма гуляют и громко кукарекуют петухи, которые идут на жертвоприношения богине – так сказал пуджари. Еще козы гуляют, но про коз мы не спросили.
Но самый сюр начался, когда он стал писать на листочке адрес эл.почты со словами:
— Вы можете написать на этот адрес письмо о своих проблемах, я его зачитаю на ухо богине Кали, и она поможет решить ваши проблемы.
Ничего себе!! Письмо богине по эл.почте… Такое только в Индии возможно! Но самое интересное, что когда находишься там, то такие вещи совсем не удивляют, там это воспринимается как само собой – ну письмо богине, обычное дело, что такого…
А он все спрашивал нас:
— Когда вы пришлете письмо?
Я подумала – зачем ждать и писать письма, когда можно прямо здесь и сейчас самой поговорить с богиней.
— Можно подойти?
— Можно.
Подошла к святилищу…
…А где же черепа?? Где кровавый язык и злобное лицо?? На меня смотрела совсем другая Кали – совершенно не злобная, добрая и ласковая, с каким-то русским лицом и в кокошнике…

Рама - седьмая аватара Вишну, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи, сошедший в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет назад.

Рама или, иначе, Рамачандра - воплощение идеального царя, воплощение верности, честности, долга и справедливости - в противовес гордости, волюнтаризму, эгоизму и тщеславию. Он пришёл в этот мир, чтобы поддержать дхарму.

Подробное жизнеописание Рамы содержится в эпосе Рамаяна, составление которого приписывается ведическому риши Валмики, - одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с Махабхаратой. Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют Марьяда Пурушоттама, что в буквальном переводе с санскрита означает «совершенный человек». Рама - муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины. Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы, несмотря на тяжёлые жизненные испытания.

Рама в Риг-веде и Атхарва-веде - прилагательное, означающее «тёмный, чёрный» или существительное «тьма» или «темнота». В женском роде прилагательное «рами» является эпитетом ночи (Ратри). В послеведический период получили известность три Рамы:

Рама-чандра («лунный Рама»), сын Дашаратхи, потомок Рагху, седьмая аватара Вишну

Парашу-рама («Рама с топором»), шестая аватара Вишну. Его также называют Джамадагнья, Бхаргава Рама (потомок Бхригу) или Чирандживи (Бессмертный).

Бала-рама («сильный Рама»), также известен как Халаюдха («владеющий плугом в битве»), старший брат и близкий спутник Кришны.

В Вишну-сахасранаме (1000 имён Вишну), Рама - это 394-е имя Вишну. Здесь имя Рама имеет два значения: Верховный Брахман, вечно-блаженная духовная сущность, в которой обретают духовное блаженство йогины, или Бог, который, согласно своей воле, принял прекрасную форму Рамы, сына Дашаратхи.

Рамаяна повествует , что однажды, намереваясь удовлетворить девов и получить достойного сына, царь Дашаратха совершил ведическое жертвоприношение путракамешти. Полученную в ходе ритуала священную пищу Дашаратха распределил между своими тремя жёнами. Согласно принципу старшинства, напиток первой приняла Каушалья, а затем - Сумитра и Кайкейи. В результате у Каушальи родился Рама, у Кайкейи - Бхарата, а у Сумитры - Лакшмана и Шатругхна. Рама родился в городе Айодхья (что в современном индийском штате Уттар-Прадеш), столице древнего царства Кошалы, в ночь девятого дня после новолуния, под накшатрой Пунарвасу и при восходящем знаке Рака. Он явился в династии Сурья-вамша («Солнечной династии») и был потомком таких великих личностей, как Икшваку (сын бога солнца Вивасвана), Рагху и Бхагиратха. Тело Рамы было тёмно-голубого цвета, что говорило о его божественном происхождении.

В Рамаяне описывается, что с самого детства всех четырёх братьев связывали узы дружбы и братской любви. Особо сильная привязанность существовала между Рамой и Лакшманой и между Бхаратой и Шатругхной. Царь и его три жены очень любили всех четверых братьев, но особое предпочтение Дашаратха и придворные отдавали именно Раме. Обучение Рамы и его трёх братьев проходило в ашраме мудреца Васиштхи, который преподавал им философию Вед, законы дхармы и другие науки. Так как мальчики родились в царской семье кшатриев, они хотели стать великими воинами. Их военное обучение было поручено мудрецу Вишвамитре. Мальчиков отправили в его лесной ашрам, где они обучились военному искусству и отличились, убив множество ракшасов, наводивших ужас на лесных жителей и осквернявших ведические жертвоприношения брахманов. Описывается, что Рама и его братья были огромного роста, заметно выше самых высоких людей своего времени. Они обладали необыкновенной проницательностью, сообразительностью и непревзойдённым мастерством в военном деле.

Когда было объявлено о церемонии выбора жениха для Ситы, мудрец Вишвамитра привёл молодых принцев Раму и Лакшману на место проведения обряда. Для того, чтобы выиграть в состязании и получить руку Ситы, претенденту необходимо было натянуть огромный лук Шивы и выпустить из него стрелу. Считалось, что эта задача была не по силам человеку, так как лук этот был личным оружием могущественного Шивы, с которым никто не мог сравнится по силе во вселенной. Пытавшие удачу до Рамы претенденты даже не смогли сдвинуть лук с места, но когда подошёл черёд Рамы, он, натягивая лук, разломал его на две части. Слава о невероятной силе Рамы облетела весь мир и гарантировала ему женитьбу на Сите.

После пышного празднования свадьбы Рамы и Ситы, вся царская семья и армия Айодхьи начали своё путешествие домой. На их пути им повстречался спустившийся из своего ашрама в Гималаях Парашурама. Парашурама - это обладающий необычайным могуществом мудрец. Он - шестая аватара Вишну, ранее в гневе уничтожившая 21 раз всех кшатриев на планете. Парашурама не мог поверить в то, что кто-то был способен сломать лук Шивы. Считая себя всё ещё самым сильным воином на земле, он принёс с собой лук Вишну, намереваясь потребовать от Рамы натянуть его и продемонстрировать свою силу или сразится с ним в битве. Несмотря на то, что вся армия Рамы была не в состоянии вступить в битву будучи парализована влиянием мистической силы Парашурамы, Рама отдал Парашураме почтительный поклон, и, за долю секунды, выхватил лук Вишну из его рук, вложил в него стрелу и нацелил её прямо на сердце Парашурамы. Рама пообещал сохранить Парашураме жизнь, если тот укажет какую-либо другую цель для его стрелы. В этот момент Парашурама почувствовал, что лишился всей той необыкновенной мистической силы, которой он обладал на протяжении столь многих лет. Он осознал, что Рама является воплощением всевышнего Вишну, которого никто не может превзойти. Парашурама принял возвышенное положение Рамы, посвятил ему результаты всей своей аскезы, отдал ему почтительный поклон и пообещал, вернувшись в свою обитель, оставить человеческое общество.

После этого Рама выпустил стрелу из лука Вишну в небо, совершив другое сверхчеловеческое действо, которое было для него простым использованием своего вечного личного оружия. Произошедшие события сильно поразили всех присутствующих. Однако, даже после того, как Рама с такой лёгкостью и мастерством воспользовался луком Вишну, никто, кроме Васиштхи и Парашурамы, не осознал его божественного положения. Говорится, что выпущенная Рамой стрела продолжает лететь в космосе и по сей день, прокладывая свой путь через всю Вселенную. Возвратившись назад, она должна будет принести с собой разрушение мира.

Чувствуя приближение старости, Дашаратха решил возвести Раму на трон. Для церемонии был выбран благоприятный день, о чём и было официально объявлено. Новость обрадовала всех жителей царства, в особенности мать Рамы, Каушалью. Однако, у второй жены Дашаратхи, Кайкейи, была служанка по имени Мантхара, которая описывается как «кривая душой и телом». Она пришла к Кайкейи и стала убеждать её в том, что Дашаратха коварен, нечестен сердцем и желает зла для свой жены. Он хочет блага только для Каушальи - в то время как Бхарата унижен, Рама скоро будет возведён на трон. Мантхара призвала Кайкейи действовать немедля, спасти Бхарату и саму себя. Одолеваемая ревностью, Кайкейи поспешила встретиться со своим мужем и попросила у него подарка. Царь поклялся выполнить всё, что она пожелает, после чего Кайкейи попросила возвести на трон Бхарату, а Раму на четырнадцать лет изгнать в лес Дандака. Дашаратха не мог отказать своей жене в её просьбе, так как много лет назад Кайкейи спасла его от верной смерти и в награду за это получила благословение, которым она теперь и воспользовалась. Сражённый горем Дашаратха затворился в своих покоях и Кайкейи сама объявила Раме о случившемся. Рама без колебания согласился отправиться в изгнание. Придворные и жители Айодхьи, узнав о случившимся, пришли в великое горе. Особо тяжко пришлось Дашаратхе, питавшем особую привязанность к своему старшему сыну. Возненавидев свою младшую жену, Дашаратха никак не мог примирится с идеей столь долгой разлуки с Рамой. Рама, однако, ясно осознавал, что царь-кшатрия не имеет права ни при каких обстоятельствах нарушить своё обещание, также как и сын не должен нарушать приказ своего отца.

Когда Рама рассказал обо всём Сите, он постарался в самых мрачных красках описать ей все ужасы жизни в лесу, непривычной для нежной женщины вроде неё. Рама просил её остаться в Айодхье и утешать его родителей. Сита ответила на это, что она готова перенести любые трудности, так как её долг заключается в том, чтобы служить своему мужу и везде следовать за ним. Лакшмана также последовал вслед за Рамой и все трое отправились в лес Дандаку. Жители Айодхьи были глубоко опечалены уходом Рамы и осуждали царицу Кайкейи. Сердце Дашаратхи было разбито горем и через неделю после отбытия Рамы он умер от разлуки с ним.

Во время всех этих происходивших в Айодхье событий, Бхарата был в отъезде в столице царства своего дяди по матери. Когда гонцы принесли ему весть об уходе Рамы в изгнание, он поспешил обратно в Айодхью. Разгневанный поведением своей матери, Бхарата обвинил её в смерти Дашаратхи. Он заявил, что готов отречься от неё, но не будет делать этого только потому, что Рама называет её своей матерью. Желая исправить ошибку, содеянную Кайкейи, Бхарата отправился на поиски Рамы. Обнаружив своего брата скитающимся по лесам в одежде отшельника, Бхарата поведал ему о смерти Дашаратхи и стал упрашивать его вернуться в Айодхью и править по праву принадлежавшим ему царством. Рама отказался и заявил, что намерен провести все четырнадцать лет в изгнании, так как к этому его обязывает долг чести: для него не представлялось возможным нарушить данное Дашаратхой слово. Поняв, что дальнейшие уговоры бессмысленны, Бхарата вернулся в Айодхью, принеся с собой пару сандалий Рамы, которые он поместил на троне в знак того, что правит всего лишь как наместник своего брата.

Непоколебимо веруя в силу судьбы, Рама не питал какого-либо чувства обиды или неприязни по отношению к Кайкейи. Это изгнание на самом деле предоставило Раме возможность исполнить свою миссию: сразиться с Раваной и сокрушить его могучую империю зла.

Рама и Сита в индуизме рассматриваются как воплощения Вишну и его вечной супруги и женской ипостаси Лакшми. Сита без колебаний последовала за своим мужем, намереваясь перенести все трудности жизни в изгнании. Рама, в свою очередь, постоянно защищал её и заботился о ней.

Однажды сестра демона Раваны Шурпанакха, отправившись в лес Дандака на прогулку, увидела там Раму и без памяти влюбилась в него. Она выразила свои чувства Раме, который отказал ей, сославшись на то, что уже был женат. В шутку Рама предложил ей попытать счастья с Лакшманой, который был холостым, и, возможно, нуждался в подруге. Шурпанакха сделала предложение Лакшмане, но тот также отверг её любовь. Разозлившись, Шурпанакха обрушила свой гнев на Ситу и попыталась убить и съесть её. Лакшмана заступился за жену своего брата и отрубил Шурпанакхе нос и уши. В таком виде Шурпанакха пошла жаловаться к своему младшему брату Кхаре. Дабы отомстить за свою сестру, Кхара послал четырнадцать ракшасов с заданием убить Ситу вместе с Рамой и Лакшманой и принести их кровь, чтобы утолить жажду Шурпанакхи. Рама, однако, с лёгкостью убил всех ракшасов. Тогда сам Кхара выступил с четырнадцатитысячной армией, намереваясь наказать Раму.

Рама сразился с войском ракшасов и, разгромив его, в поединке убил самого Кхару. После этого, Шурпанакха отправилась к Раване и рассказала ему о случившемся. Она также описала необычайную красоту Ситы, предположив, что ей более пристало быть женой Раваны, чем Рамы. Этим Шурпанакха пробудила интерес Раваны, который охотно согласился отомстить за неё.

Равана был хорошо осведомлён о могуществе Рамы и Лакшманы и посему прибег к хитрости. Он попросил своего дядю чародея Маричи принять обличье золотого оленя. Маричи в образе оленя начал резвиться около хижины, в которой жили Сита и Рама. Сита, увидев красивого оленя, попросила Раму поймать его для неё. Рама устремился в погоню за оленем, но, не будучи в силах поймать его, выстрелил в него из лука. Раненое животное громко крикнуло голосом Рамы, взывая Лакшману о помощи, и Сите показалось, будто Рама попал в беду и звал их на помощь. Сита попросила Лакшману немедленно отправиться на поиски своего супруга. Перед тем как оставить Ситу в одиночестве, Лакшмана провёл вокруг хижины магический круг. Оставаясь внутри этого круга, Сита была полностью защищена от любой опасности. Когда Лакшмана удалился, Равана, скрывавшийся неподалёку, вышел из кустов в облике старика санньясина и попросил у Ситы еды и питья. Ничего не подозревавшая Сита, перешагнула за пределы защитного круга и Равана в ту же секунду принял свой настоящий облик, схватил Ситу, посадил её на свою летающую колесницу и полетел на Ланку. По пути Равану попытался остановить своими когтями и клювом царь орлов Джатаю (аватара Гаруды, ваханы Вишну), но потерпел поражение и был смертельно ранен Раваной. Сита благословила Джатаю, сказав, что он проживёт достаточно долго для того, чтобы поведать Раме о случившемся. Сита также попросила лесные деревья, лесных оленей, травы и реку Годавари, если они увидят Раму, рассказать ему о произошедшем.

Рама и Лакшмана убили золотого оленя и вернулись в свою хижину. Не найдя там Ситы, они очень встревожились и немедля отправились на её поиски. Наконец они набрели на тяжело раненого в схватке с Раваной Джатаю, который рассказал им обо всём, что произошло, и, закончив рассказ, умер. Рама, глубоко опечаленный смертью птицы, кремировал её тело.

Тем временем Равана привёз Ситу на Ланку и начал делать попытки добиться её благосклонности. На все его поползновения Сита ответила решительным отпором, называя его проклятым демоном и похитителем целомудренных женщин. Равана не мог прибегнуть к насилию, потому что много лет назад он насильно заключил в объятия жену другого мужчины, который проклял его, сказав, что он умрёт в тот же самый миг, когда попытается сделать это ещё раз. Таким образом Раване пришлось ограничиться запугиванием и угрозами, а когда те не помогли, просто дожидаться, пока время не сделает её сердце более благосклонным.

С целью собрать армию и освободить Ситу из плена Раваны, Рама и Лакшмана заключили союз с обезьяньим царём Сугривой, который пообещал Раме свою помощь в борьбе против Раваны в обмен на помощь Рамы в возвращении его царства, которое захватил его сводный брат Бали. Рама убил Бали и передал власть над царством обратно в руки Сугривы. После этого Сугрива собрал огромную армию обезьян, и с ними Рама и Лакшмана пустились в поход к Ланке.

Когда армия подошла к морю, Рама, не видя иного способа переправиться через отделявший остров Ланку от континента пролив, решил построить мост. В это время великий преданный Рамы, Хануман, обладавший необыкновенной силой, перепрыгнул через пролив и отправился на поиски Ситы. Обнаружив её в саду дворца Раваны, он рассказал ей о том, что Рама готовился освободить её. Он также вручил ей перстень, полученный им от Рамы. После этого Хануман начал резвится в дворцовом парке, уничтожая растения и цветы. Ракшасы-стражники схватили его и привели его к Раване. В присутствии Раваны, Хануман свернул свой длинный хвост в спираль и сделал из него подобие сиденья, которое оказалось заметно выше трона Раваны. Когда Хануман уселся таким образом, разгневанный Равана хотел было приказать убить дерзкую обезьяну, но Хануман представился как посол, чья жизнь, по законам дипломатии, была неприкосновенна. Тогда Равана приказал своим стражам подпалить Хануману хвост. Они обернули его хвост пропитанной маслом тканью, подожгли её, и отпустили Ханумана на свободу. Хануман с горящим хвостом начал прыгать со здания на здание, распространив огонь по всей столице Раваны. После этого Хануман перепрыгнул обратно на континент и рассказал Раме обо всём случившемся.

Когда строительство моста было завершено и Рама переправился на Ланку, брат Раваны, Вибхишана, перешедший на сторону Рамы, выдал ему много ценной информации о воинских силах Раваны и об укреплениях острова. Периодически ракшасы выходили из города, что приводило к яростным схваткам, заканчивавшимся переменным успехом. Рама и Лакшмана дважды были ранены в схватке с сыном Раваны, Индраджитом, который некогда одержал победу над самим Индрой. Другой брат Раваны, гигант Кумбхакарна, хватал и пожирал обезьян сотнями. Рама и Лакшмана вылечились волшебной травой, которую в очень короткие сроки принёс из Гималаев Хануман вместе с горой, на которой она росла. Несмотря на огромные потери, обезьянье войско начало одерживать вверх над ракшасами, которые гибли в огромном количестве. На поле битвы полегли Индраджит, Кумбхакарна и другие военачальники армии Раваны. Наконец, сам Равана вступил в единоборство с Рамой. За ходом этого поединка пришли наблюдать многие девы. Описывается, что сражались они друг с другом как разъярённые львы. Своими стрелами Рама одну за другой отсекал головы десятиглавого Раваны, но каждый раз на место отсечённой головы мистическим образом вырастала новая. Стрелы, до того смертельно поразившие Маричи, Кхару и Бал, не могли лишить жизни могучего царя Ланки. Тогда Рама решил применить оружие Брахмы, стрелу, дарованную ему мудрецом Агастьей, обладавшим способностью управлять ветром. В наконечнике этой стрелы находилась огромная сила огня, а весом она равнялась горе Меру. Рама активировал эту стрелу особыми ведическими мантрами и пустил её в Равану. Стрела, пронзив грудь Раваны и омывшись в его крови, вернулась в колчан Рамы. После смерти Раваны на небесных планетах началось великое ликование, и благодарные девы осыпали Раму дождём из небесных цветов.

После смерти Раваны, Вибхишана доставил Ситу к Раме на красиво разукрашенной колеснице. Но, ко всеобщему удивлению, Рама фактически отказался её принять, считая её осквернённой пребыванием во дворце ракшаса. Сита была глубоко уязвлена таким отношением Рамы и, чтобы доказать свою невинность, решилась пройти испытание огнём. Лакшмана приготовил костёр и Сита вошла в него. Сам бог огня Агни вывел её из огня невредимой, отвёл её к Раме и попросил принять её назад. Рама заявил, что и без всякого испытания он был уверен в чистоте своей супруги, но хотел доказать её невинность другим.

Когда срок изгнания закончился, Рама, Сита и Лакшмана вместе с обезьяньими предводителями и их жёнами с большой торжественностью вступили в город, где Рама был коронован. За этим последовала эпоха правления Рамы, продолжавшаяся 10 000 лет - век процветания, равного которому не было в истории (Рама-раджья). Описывается, что в это время по всей земле царил мир, дети не плакали, не было засух и земля давала обильные плоды, не существовало болезней, бедности и преступности.

Однажды Рама переоделся в простого человека и пошёл в город с целью разузнать, какого мнения о нём были его поданные. Рама стал свидетелем того, как один стиральщик побил свою жену, подозреваемую в прелюбодеянии, и заявил, что он не такой глупец как Рама, чтобы поверить в чистоту жены, которая провела годы в плену у другого мужчины. Чтобы избавить Ситу и самого себя от клеветы, он отослал её жить в хижину в лесу. В то время Сита была беременна и, находясь в изгнании, родила двух мальчиков-близнецов - Лаву и Кушу. Как только дети вышли из младенческого возраста, их послали к Раме. При виде своих сыновей, Раму одолели воспоминания счастливого прошлого и он принял Ситу обратно во дворец. Но при полном собрании придворных, её снова попросили доказать свою невинность. Сита пришла в отчаяние и взмолилась к матери-земле Бхуми, давшей ей жизнь, чтобы она приняла её обратно. В ответ на молитвы Ситы, Земля разверзлась и приняла её в свои объятия.

После этого миссия аватары Рамы была выполнена. Рама пошёл на берега священной реки и, оставив тело, вернулся в свою вечную духовную обитель.

В Рамаяне описывается, как олицетворение земли богиня Бхуми пришла к творцу вселенной Брахме, моля спасти её от неправедных царей, которые нещадно эксплуатировали её ресурсы и были повинны в смерти множества людей в кровавых войнах. К Брахме также пришли просить прибежища многие девы , испуганные огромным могуществом десятиглавого демонического правителя Ланки Раваны. В результате полученных благословений, Равана обладал непревзойдённой силой и был неуязвим для девов и всех видов живых существ во вселенной, кроме животных и людей. Равана одержал вверх над девами и взял под свой контроль все три планетарные системы вселенной. Описывается, что Равана был гордым, воинственным и покровительствовал всякого рода демонам и негодяям.

Брахма вместе с Бхуми и другими девами начали поклонятся хранителю вселенной Вишну, моля его снизойти и освободить их от тирании Раваны. В ответ Вишну пообещал убить Равану, явившись на земле как царь Рама. Лакшми, вечная супруга и женская ипостась Вишну, родилась на земле как Сита. Её отцом стал царь Митхилы, Джанака. Родила Ситу не женщина, а сама мать-земля Бхуми, Джанака же подобрал её на рисовом поле. Вечный спутник и одна из ипостасей Вишну, Ананта-шеша, воплотился как Лакшмана и оставался вместе с Рамой во всех его испытаниях. Во время пребывания Рамы на земле, никто, за исключением его самого и группы избранных мудрецов (среди которых были Васиштха, Шарабханга, Агастья и Вишвамитра), не знали о его божественном происхождении. Хотя Раме оказывали почтение и поклонение множество мудрецов, которых он встречал на протяжении своей жизни, только наиболее возвышенные и учёные из них осознавали его настоящее положение как аватара Всевышнего. После победы Рамы в войне с Раваной, сразу же после того, как Сита выдержала тест на целомудрие, пройдя сквозь огонь, Брахма, Индра и другие девы вместе с небесными мудрецами и Шивой спустились с небес. Они подтвердили непорочность Ситы и, поблагодарив Раму за освобождения вселенной от сил зла, открыли божественное положение Рамы и объявили о завершении его миссии.

Сначала следует медитировать на Бога Раму, держа внимание на правом сердце.
Физическое описание Бога Рамы следующее: Его руки очень длинны, достигают коленей. Он держит лук и стрелу в Своих руках, сидит на троне, облаченный в желтые одежды. Его глаза подобны свежим лепесткам лотоса и Он счастлив, так как Он смотрит на Свою жену Ситу, которая сидит слева от Него. Его кожа цвета дождевой тучи — светло-голубого. Его волосы очень длинны и Его тело покрыто различными украшениями.
1. Личность Бога Рамы столь огромна, что мы могли бы написать тысячи миллионов стихов, описывающих ее, каждое слово ее способно разрушить величайшие грехи человеческих существ.
2. Мудрый человек должен выучить эту Хвалу Богу Раме (называемую Рамаракша) наизусть. Качества Бога Рамы описываются следующим образом:
3. Его кожа светло-голубого цвета и Его глаза похожи на лотосы, большие и дающие радость. Перед Ним Шри Лакшмана и Его жена Сита.Он украшен короной, сделанной из длинных волос. У Него меч в одной руке и лук со стрелой в другой, и на спине запас стрел, чтобы убивать Ракшасов. Он вне рождения и смерти. Его силы не имеют пределов и посредством Своих сил Он воплотился как Бог Рама. Он способен разрушить все негативные энергии и выполнять все наши желания.
4. Пусть Бог Рама, Который рожден в знаменитой династии Рагураджа, защитит мою голову. Пусть Бог Рама, сын Короля Дашратха, защитит мой лоб.
5. Пусть Бог Рама, сын Королевы Каусалья, защитит оба моих глаза. Пусть Бог Рама, любимый ученик святого мудреца Вишвамитры, защитит оба моих уха. Пусть Бог Рама, защитник Хавана святого мудреца Вишвамитры, защитит мой нос. Пусть Бог Рама, Который любит Своего брата Лакшмана, защитит мой рот.
6. Пусть Бог Рама, Который вмещает все знание, защитит мой язык. Пусть Бог Рама, Которому поклоняется Бхарата, защитит мое горло. Пусть Бог Рама, Который владеет всем разрушительным оружием, защитит мои плечи. Пусть Бог Рама, Который сломал крепкий лук во время Сваямвары Ситы, защитит мои руки.
7. Пусть Муж Шри Ситы, Бог Рама, защитит кисти моих рук. Пусть Бог Рама, Который победил Пурашурама, защитит мое сердце. Пусть Бог Рама, Который уничтожил Ракшаса по имени Кхур, защитит середину моего тела. Пусть Бог Рама, Который дал убежище Джамбвану, защитит мой пупок.
8. Пусть Бог Рама, Который является Владыкой Сугрива, защитит мою талию. Пусть Бог Рама, Который является Владыкой Ханумана, защитит мой пах. Пусть Бог Рама, Который есть разрушитель рода Ракшасов, защитит мои бедра.
9. Пусть Бог Рама, Который построил мост над морями, защитит мои колени. Пусть Бог Рама, Который разрушил десятиликого Равану, защитит мои икры. Пусть Бог Рама, Который дал Раджлакшми Бхибишане, защити мои стопы. Пусть Бог Рама, Который дает радость каждому, защитит мое тело.
10. Каждый, кто учит этот Рама Кавач, который полон энергии Бога Рамы, проживет долгую жизнь, будет удовлетворенным и счастливым, будет иметь сыновей, будет достигать цели, куда бы он ни направлялся, одаренный смирением.
11. Каждый, кто обладает защитой этого Рама Кавача, будет спасен от злых духов мертвых людей, живущих на Земле, в Небе и в Аду.
12 — 13. Каждый, кто вспоминает имя Бога Рамы, как Рам, Рачандра или Рамбхадра, никогда не падет жертвой греха, будет испытывать все виды благополучия и будет в конце освобожден (т.е. получит свою Самореализацию).
14. Этот Рамракша или Рама Кавача крепок, как железная клетка Бога Индры, следовательно, он также называется Ваджрапанджар. Тот, кто декламирует этот Рамракша, торжествует победу везде, где он идет, благословен и Ему подчиняются все.
15. Этот Рамаракша был продиктован Богом Шивой Мудрецу Буддхакаушике во сне, и Он записал его утром следующего дня, точно как было продиктовано.
16. Бог Рама подобен прекрасному саду дающих нектар деревьев. Бог Рама, Который является разрушителем всех наших бед и тревог и славится во всех трех локах (Небо, Земля и Ад), есть наш Бог Всемогущий.
17 — 19. Бог Рама и Его брат Лакшмана, являющиеся главами династии Рагху, защитите нас. Бог Рама и Лакшмана описываются следующим образом: Молодые, красивые, хорошо сложенные, очень сильные и смелые. Их глаза подобны лотосам и Они одеты в питамбар. Они питаются кореньями и травами. Они достигли господства над органами Своих тел и имеют вид духовно развитых. Они непорочны.Они защищают всех животных, и Они великие стрелки из лука. Они уничтожили род Ракшасов.
20. Пусть Бог Рама и Его брат Лакшмана, у Которых лук и стрела наготове в Их руках и много стрел у Них за спиной, идут передо мной на моем пути, чтобы защитить меня.
21. Пусть Бог Рама, Который всегда на страже, с луком и стрелой, и с палицей, Который всегда руководит нашими умами, и Который вместе с Лакшманой есть вездесущий во Вселенной, защитит нас.
22 — 24. Тот, кто использует имена Бога Рамы в различных формах, данных ниже, получает много благодеяний от Бога Рамы. Различные имена Рамы: Тот, Кто дает радость, Сын Дашратхи, Тот, Чей слуга Лакшмана, Кто силен, Кто великий муж, Тот, Кто есть Пурнабрахма (вся Вселенная), Сын Каусальи, Кто имеет великое знание, Бог хаванов, Пуран Пурушоттам (идеальный человек), Тот, Кто дорог Шри Сите, Кто владеет всем и Воин, Которому нет равных.
25. Тот, Кто славит Бога Раму, имеющего голубую кожу, глаза, подобные лотосу, одетого в питамбор, свободен от рабства греха и смерти.
26. Бог Рама, Который является старшим братом Лакшманы, высочайший в династии Рагху, Муж Шри Ситы, Кто очень красив, полон сострадания и добрых качеств, Кто любит брахманов (реализованных душ), Кто очень дхармичен, Кто есть Царь, Любитель Истины, Сын Дашратхи, Чья кожа светла и чья личность миролюбива. Кто дает радость другим, Кто украшает династию Рагху, как кум-кум на лбу, и Кто есть враг Раванны, я кланяюсь Тебе.
27. Я кланяюсь Мужу Шри Ситы, Который известен также как Рам, Рамбхадра, Рамчандра, Ведхас, Рагхунатх и Натха.
28. О Бог Рама, Который есть старший брат Бхараты, Который безжалостен в бою, будь нашим защитником!
29. Я поклоняюсь Стопам Бога Рамы в моем уме. Я восхваляю Стопы Бога Рамы. Я склоняюсь у Стоп Бога Рамы. Я сдаюсь у Стоп Бога Рамы.
30. Бог Рама есть моя Мать и мой Отец. Он мой Бог и мой Друг. А также всегда сострадательный Бог Рама является всем для меня, и я даже не знаю кого-нибудь другого вообще.
31. Я кланяюсь Богу Раме, по правую сторону от которого Лакшмана и по левую сторону Которого дочь Короля Джанаки, Шри Сита.
32. Бог Рама, Который дает радость каждому, Который сражается смело на поле битвы, Чьи глаза подобны лотосу, Который является величайшим в династии Рагху и Который является сострадательным Богом, я сдаюсь Ему.
33. Шри Ханумана, Который летает в небе, как Он пожелает, Который быстр, как ветер, Который овладел и подчинил себе свои чувства и органы, Который является самым умным из всех, Который есть Сын Бога ветра, Который есть Предводитель обезьян, Который есть вестник Бога Рамы, я сдаюсь Тебе.
34. Мудрый Вальмики, Который сидит на ветви дерева в образе кукушки, распевая «Рам Рам» прекрасным голосом, я кланяюсь Тебе.
35. Бог Рама, Который является Разрушителем всех наших бед, Который дает нам богатство и дает радость людям, я кланяюсь Тебе снова и снова.
36. Когда мы говорим «Рам Рам» и поклоняемся Богу Раме, то это делает нас свободными от мировых проблем, делает нас свидетелями, помогает нам встретиться с материальным благополучием и отпугивает вестников Ямы (Бога смерти).
37. Я поклоняюсь Мужу Шри Ситы, Богу Раме, Который всегда достигает Победы. Я кланяюсь Богу Раме, Который убил армию Ракшасов. Я считаю, что нет никого более великого, чем Бог Рама, и я Его слуга. Бог Рама, пусть мое внимание всегда будет обращено к Твоему Существу и да поможешь Ты мне развиваться.
38. Шри Шива сказал Шри Парвати: «Тот, кто берет Имя Бога Рамы и поклоняется Ему, такой человек мне угоден». Это восхваление Богу Раме равно Вишнусахасранама. Таким образом, Рама Кавача, написанный Мудрым Буддха-каушикой, подошел к концу; и да будет он преподнесен к Стопам Бога Рамы.