Как правильно читать евангелие. Приход храма Богоявления п. Усть-Уда. О молитве и чтении Евангелия в дороге

Светскость характеризуется также как отсутствие прямого государственного финансирования религиозных организаций; недопустимость обязательного вероисповедания; отсутствие религиозных судов общей юрисдикции; непризнание религиозных норм и актов в качестве источника права. Деятельность органов государственной власти не должны сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии и др.

Таким образом, отделение религиозных объединений от государства - основополагающая норма светского государства. Эта норма означает, что:

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

В отечественных законодательстве, правоприменении и деятельности государственных органов отсутствует единое понимание светскости государства. Нередко доминирует понимание светского государства как секулярного (нерелигиозного). Таким образом, одно понятие определяется через другое, неопределенное, создавая почву для злоупотреблений в деятельности государственных органов. При этом единственная юридически корректная трактовка светскости го сударства как мировоззренческого нейтралитета, подразумевающая индифферентное отношение государства к религии, исключается в угоду политическим компромиссам и сотрудничеству государства с полезными для власти религиозными организациями. В результате Россия лишь декларируется в качестве светского государства, а в реальности она не является равнодушной к различным мировоззрениям и осуществляет их селекцию. Определение понятия и содержания светскости государства через юридически не определенное понятие «религия» и производные от него приводит к нарушениям одной из основ конституционного строя.

Для решения проблемы представители современной юридической науки выработали новые подходы к понятию и содержанию светскости государства. Итак, с правовой точки зрения светское государство - мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т. е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций. С точки зрения приоритета правового подхода юридически корректным является определение светскости государства как мировоззренческого нейтралитета, поскольку правового определения «религии», а значит, и «религиозного», не существует. Только в этом случае светскость - одна из важнейших гарантий свободы мировоззренческого выбора.

Иными словами, в современном понимании светское государство - это система управления, основанная на равноправном отношении ко всем общественным группам и учете интересов всего общества, частью которого оно и является, обеспечивающая соблюдение конституционных принципов и равное исполнение законов всеми частями общества и гражданами.

Принцип мировоззренческого нейтралитета государства несовместим с выстраиванием иерархии религиозных объединений на основе дискуссионных в религиоведческих науках и заведомо неправовых понятий: «традиционные религии (религиозные организации)» - «нетрадиционные религии (религиозные организации)» - «секты», а применительно к исламу - «традиционный ислам» - «нетрадиционный ислам» - «ваххабизм».

Принцип мировоззренческого нейтралитета государства несовместим с борьбой государства за «духовную безопасность», с «социально опасными религиями», «религиозным экстремизмом», «исламским терроризмом». Подразумевается, что пресечение противоправных деяний должно осуществляться средствами уголовной юстиции, вне зависимости от того, какой ширмой упомянутые деяния прикрываются.

В своем решении № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ отмечает, что в законодательстве Российской Федерации нет такого понятия, как «секта». По мнению экспертов из Института свободы совести, использование юридически некорректных терминов «секта», «традиционные религии (религиозные организации)» - «нетрадиционные религии (религиозные организации)», «традиционный ислам», «нетрадиционный ислам», «ваххабизм», «духовная безопасность», «социально опасные религии», «религиозный экстремизм», «исламский терроризм» и т. п. в деятельности государственных учреждений и СМИ разжигает ксенофобию, нетерпимость и насилие в поликонфессиональном российском обществе.

Следует напомнить, что древние государства строились по религиозным принципам, соответствующим развитию сознания и общественных институтов своего времени. Так, в Древнем Египте все подчинялись фараону, поскольку естественно считались частями его тела, в Древнем Китае вместе с умершим правителем хоронили всех его приближенных и т. п. Применение религиозных принципов в современных государственных отношениях неизбежно ведет к деградации правовых и экономических отношений, к коррупции в системе управления, поскольку сложные, сформированные тысячелетиями общественного развития понятия размываются представлениями древних, основанными на родоплеменных отношениях с соответствующими им экономическими способами хозяйствования (в основном рабовладельческого, принудительного характера).

государство, свободное от какого-либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни; светское государство нейтрально по отношению к религии, в нем признается свобода от религии и атеизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г., не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

Противоположностью С.г. является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

В мире имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ - С.г. Религиозные объединения отделены от государства, и ни одна религия не пользуется никакими преимуществами. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально. Это означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения функции органов государственной власти, других государственных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и других льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. Религиозные объединения в РФ действуют на основе собственных правил при условии соблюдения ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Светское государство

Сейчас важное значение имеет реализация принципа светскости, что предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Принцип светскости способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнерства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный , эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный , идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Литература

  • Понкин, И. О типологии светских государств / И. Понкин. // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2004. – № 1 (27)
  • Безнюк, Д. Национальная и религиозная безопасность Беларуси: социологический аспект / Д. Безнюк. // Социология. – 2006. – № 1.
  • Шкурова, Е. В.Социальные аспекты функционирования светского государства в Республике Беларусь / Е. Шкурова. //Философия и социальные науки. - 2007. - № 4

См. также

  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Светское государство" в других словарях:

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь

    Светское государство - государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Юридический словарь

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе … Энциклопедия юриста

    Конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права

    светское государство - конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь

    Светское государство - это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь

    Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия

Книги

  • Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов. Учебное пособие , Краснов Михаил Александрович. В книге раскрываются смысл и содержание наиболее сложных для понимания конституционно-правовых явлений, таких как конституция, правовое государство, демократия, светское государство,…

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Светское государство – государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга.

Светскость может также выступать в качестве: 1) основы конституционного строя; 2) политико-правового принципа; 3) политико-правовой характеристики государства; 4) политико-правового института; 5) политико-правового требования; 6) системы политико-правовых отношений; 7) политико-правового процесса.

С правовой точки зрения светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т. е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций. С точки зрения приоритета правового подхода юридически корректным является определение светскости государства как мировоззренческого нейтралитета, поскольку правового определения «религии», а значит, и «религиозного», не существует. Только в этом случае светскость – одна из важнейших гарантий свободы мировоззренческого выбора.

Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее – медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.

Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и т.д).

Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям.

Критерии классификации светских государств:

1) наличие партнерства государства и религиозных организаций

2) степень влияния религии на правовую систему государства.

Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств:

1. преференциальный,

2. эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни),

3. контаминационный,

4. идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Светскость - одна из важнейших характеристик современного модернизированного государства. Сегодня этот принцип заложен в законодательствах большинства стран мира.

Основы светского строя

Понятие означает, что государство свободно от влияния какой-либо религии, ее обрядов и догматики. При таком строе на власть не могут влиять представители всевозможных клерикальных организаций. Светское государство означает, что система государственного образования, правовые и политические институты развиваются отдельно от церкви.

Все вышеперечисленные нормы закреплены в Конституции Российской Федерации. РФ - светское государство. Этот принцип констатируется в части 1 статьи 14 Конституции. Светскость - одна из основ современного Она закрепляет баланс интересов религиозных объединений и государства. Кроме того, светскость - одно из последствий запрета официальной идеологии в России.

История вопроса

Современные модели государства складывались на протяжении многих веков. Все это время по-разному строились отношения властей светских и религиозных. В прежние времена церковь (в широком смысле этого слова, а не только христианская) играла большую роль в любом обществе. Вплоть до конца Средневековья религия была не просто важным фактором человеческой жизни, она являлась обязательным догматом. Главы конфессий (папы римские, патриархи, правители халифатов и т. д.) пользовались огромной властью.

Государство и религия вели постоянную борьбу за верховенство. К примеру, в России это противостояние вылилось в кризис XVII века, когда открытый конфликт вспыхнул между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. В период расцвета и наибольшего влияния церковь пыталась заполучить функции исполнительной власти. Чаще всего, однако, она стремилась задавать стандарт поведения общества, регулировать его жизнь с помощью сакральных правил. Чем больше старается влиять на обстановку в стране, тем неизбежнее ее сращивание с государством. Кроме того, когда определенная конфессия добивается привилегированного положения, она пытается лишить влияния другие учения. Становясь официальной, церковь начинает жить на государственном финансировании. Например, в России до 1917 года РПЦ получала от исполнительной власти миллионы рублей на содержание своего аппарата и строительство новых храмов.

Борьба власти и церкви

За долгую человеческую историю государство и религия прошли огромный эволюционный путь. Большое влияние на их развитие оказала наука. С появлением этого фактора в Новое время влияние религии на общество стало сходить на нет. Одновременно с этим государство принялось отыгрывать свои позиции. Важной развилкой на этом пути оказалась Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Этот конфликт между европейскими государствами начался как традиционный средневековый религиозный, а закончился триумфом национальных и государственных интересов над конфессиональными. Страны Старого Света менялись. Постепенно во все большем количестве обществ все ярче проявлялись признаки светского государства. Этот процесс закончился отделением церкви.

Почти всегда светскость появлялась как результат инициативы властей. Стремясь избавиться от повсеместного влияния религии, государства начинали модернизацию своего устройства. Церковные институты ликвидировались или лишались полномочий. Также проходила секуляризация. У церкви забирали земли, недвижимость и другое дорогое имущество. Все это национализировалось. В нашей стране подобные кампании проводились при Петре III и после революции 1917 года. Российское государство - светское государство, основы которого были заложены в эпоху СССР и несколько переиначены в 1990-е гг.

Место церкви в обществе

При светской модели государства церковь лишается ряда полномочий. Она не может регистрировать рождение, брак, смерть, а также регулировать семейные и брачные отношения. лишаются возможности участвовать в политическом процессе. В частности, ликвидируются все церковные институты внутри государственной машины. В России до 1917 года в таком качестве существовал Синод.

Светское государство означает, что церковь больше не может влиять на государственные дела. В то же время власть в мягкой форме продолжает влиять на конфессиональную сферу. Формируется правовое регулирование деятельности церковных организаций. Часто государство сотрудничает с ними при решении социальных вопросов. Регуляция со стороны властей необходима и потому, что всевозможные конфессиональные движения могут стать почвой для возникновения сект и тоталитарных общин.

Российская модель

В Российской Федерации светское государство означает еще и то, что гражданам гарантируется свобода вероисповедания и совести. Жители страны могут относить себя к любой конфессии или не относить ни к какой. Каждый гражданин имеет право выбирать, менять и распространять свою веру. Точно такими же возможностями могут пользоваться подданные других государств, легально находящиеся на территории РФ.

Никто не обязан декларировать свое отношение к религиозным учениям. Никого нельзя принудить определить вероисповедание и отказываться от убеждений. Строго запрещается принудительное вовлечение детей в религиозные организации без разрешения их родителей. Согласно этому же принципу построена образовательная программа в государственных школах.

Особенности светского общества

Важные признаки светского государства заключаются во внешних атрибутах власти. Органы власти и местного самоуправления не могут сопровождать свою деятельность публичными религиозными церемониями или обрядами.

Данное правило распространяется на всех чиновников. Никто на государственной службе не может использовать свою должность для того, чтобы заставлять подчиненных выполнять те или иные конфессиональные обряды. То же самое касается военнослужащих. Уважение властью вероисповедания граждан - вот государство.

Светскость в современном мире

Сегодня в мире, несмотря ни на что, продолжают сохраняться государства, в которых есть своя официальная религия. Например, это Израиль (иудаизм), Англия (англиканская церковь) и т. д. В большинстве же стран установлено равенство всех конфессий (Германия, Япония, Италия и т. д.). Также отдельно стоит отметить теократические государства, верховная власть в которых принадлежит церкви. Ярким примером такой системы остается Ватикан.

Что значит светское государство? Что власть не слита с церковью. Схожая конфигурация присутствует в клерикальном государстве, однако есть в нем и принципиальные отличия. В такой системе церковь с помощью легальных институтов влияет на решения власти. Их взаимодействие происходит опосредованно, что, однако, не ослабляет оказываемого на жизнь общества эффекта. К примеру, в в школах обязательно изучаются церковные догматы.

Конвергенция законодательств

Светскость на своем нынешнем этапе развития полна противоречий. Это явление развивается в разных, порой оппозиционных друг другу направлениях. В современном мире сложилось невиданное прежде многообразие светских государств. Оно объясняется уникальным правовым, культурным и социально-политическим развитием каждой конкретной страны.

Сегодня институт светскости становится повсеместным благодаря глобализации мира. Это, помимо всего прочего, поддерживает тенденцию конвергенции (сближения) законодательств разных стран. К примеру, эту тенденцию испытала на себе Российская Федерация. Светское государство в нашей стране было построено по западной модели. Другим, еще более ярким, примером конвергенции является Европейский Союз. Страны Старого Света, вошедшие в эту организацию, испытывают на себе результаты политики интеграции. Их национальные законодательства сближаются и унифицируются.

Многоликость светскости

Помимо тенденции конвергенции в развитии светскости наблюдаются и другие закономерности. Одна из важнейших - диверсификация. Она заключается в стремлении вести собственную уникальную политику по отношению к церкви. Иначе говоря, диверсификация противоположна конвергенции. Сохранить самобытное светское государство, несмотря на членство в ЕС, сегодня пытаются власти Франции и Германии. Подобная политика прослеживается и в других странах.

Сравнение опыта разных государств показывает, что везде есть собственное понимание светскости. Более того, отношение к религии сегодня меняется на глазах. Для всего мира стали характерны быстрые трансформации, на которые раньше тратились десятилетия и столетия. Нынешняя светскость полисемична - многозначна и разнообразна. В то же время везде она основывается на двух фундаментальных принципах - запрете на установление обязательной религии и отделении религиозных организаций от государства.